Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Содержание


1. Регулирование рыночной экономики

Сущность и способы регулирования экономики

2. Альтернативные подходы к определению характера регулирования

3. Финансово-бюджетная система и фискальная политика государства

Финансово-бюджетная система страны

Понятие фискальной политики и её инструменты

Альтернативные подходы к фискальной политике

Бюджетный дефицит и профицит

4. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства

Денежно-кредитная система и ее структура

Механизм денежной мультипликации

Альтернативные подходы к монетарной политике

5. Социальная политика государства

Необходимость и сущность социальной политики государства

Государственная политика в области распределения доходов

Государственная политика в области занятости

6. Теоретические основы регулирования открытой экономики

Интернационализация хозяйственной жизни

7. Равновесие в открытой экономике

Мультипликатор внешней торговли

7. Международная торговля

Абсолютные и сравнительные преимущества

8. Ввоз и вывоз капитала

Платёжный баланс и его структура

9. Международные валютно-кредитные отношения

Валютный курс

10. Переходные процессы в экономике

Понятие переходной экономики. Варианты перехода к рыночной экономике

Литература

1. Регулирование рыночной экономики


Сущность и способы регулирования экономики


Регулирование экономики -

·обеспечение стабильного функционирования экономики;

·достижение макроэкономического равновесия;

·эффективное решение ключевых экономических проблем.

Ключевые экономические проблемы:

·Что производить?

·Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит потребности членов общества? Сколько необходимо произвести товаров?

·Как производить?

·Из каких ресурсов и с помощью каких технологий должны производиться товары? Как должно быть организовано производство?

·Для кого производить?

·Кто должен получить произведенные товары и услуги? Как они будут распределяться между потребителями?

Способы регулирования:

·рыночное саморегулирование:

oстихийное;

oсознательное;

·государственное регулирование:

oпрямое;

oкосвенное.

Рыночное саморегулирование предполагает, что установление равновесия происходит под влиянием рыночных сил.

Стихийное саморегулирование характеризуется отсутствием субъекта регулирования ("невидимая рука").

регулирование рыночная экономика открытая

Сознательное саморегулирование - осознанная деятельность экономических агентов, направленная на регулирование отдельных сторон рыночных отношений.

Формы сознательного саморегулирования:

·регулирование со стороны производителей и потребителей (заключение договоров, регулирование рисков, выработка стратегий и др.);

·регулирование со стороны посредников (рыночной инфраструктуры).

Государственное регулирование характеризуется тем, что определённые функции по поддержанию макроэкономического равновесия берёт на себя государство.

Прямое государственное регулирование проводится с целью непосредственного установления макроэкономических пропорций.

Формы прямого государственного регулирования:

·централизованное планирование;

·распределение государственных заказов;

·регулирование цен и тарифов.

Косвенное государственное регулирование проводится с целью повлиять на деятельность экономических агентов через их интересы.

Формы косвенного государственного регулирования:

·финансово-бюджетное регулирование (фискальная политика);

·кредитно-денежное регулирование (монетарная политика);

·рыночная экспансия (массовые закупки или продажи товаров);

·регулирование социальной сферы (социальная политика);

·нормативно-правовое регулирование.

2. Альтернативные подходы к определению характера регулирования


Альтернативные подходы к определению характера регулирования:

·кейнсианский подход;

·неоклассический подход.

Кейнсианский подход:

·рыночная экономика нестабильна, развивается циклически;

·восстановление стабильности невозможно без государственного вмешательства;

·для смягчения резких экономических спадов и подъёмов необходима дискретная фискальная и монетарная политика.

Дискретная политика изменяется в зависимости от экономической ситуации:

·стимулирующая политика на стадии спада;

·сдерживающая политика на стадии подъёма.

Неоклассический подход:

·рыночная экономика по своей природе стабильна, а нестабильность вызывает дискретная государственная политика;

·государственное регулирование должно не подстраиваться под экономическую ситуацию, а основываться на определённых правилах.


3. Финансово-бюджетная система и фискальная политика государства


Финансово-бюджетная система страны


Финансово-бюджетная система - сложившаяся в обществе система отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Государственные фонды денежных средств:

·государственный бюджет;

·внебюджетные фонды.

Государственный бюджет - основной централизованный фонд денежных ресурсов, используемых для осуществления государством его функций и задач; смета (баланс) доходов и расходов государства.

Доходы госбюджета:

·поступления от бизнеса (налоги на бизнес);

·поступления от домохозяйств (личные налоги).

Расходы госбюджета:

·расходы на народное хозяйство;

·расходы на социальную сферу (культура, наука, здравоохранение, социальное обеспечение);

·расходы на оборону;

·расходы на управление.

Уровни госбюджета:

·федеральный бюджет;

·региональные бюджеты;

·местные бюджеты.

Внебюджетные фонды:

·Пенсионный фонд РФ;

·Фонд социального страхования;

·Государственный фонд занятости населения;

·Фонд обязательного медицинского страхования и др.


Понятие фискальной политики и её инструменты


Фискальная политика - изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного общественного продукта.

Инструменты фискальной политики:

·осуществление государственных расходов;

·взимание налоговых платежей (налогообложение).

Государственные расходы:

·государственные закупки;

·трансфертные платежи (трансферты).

Государственные закупки - расходы государства на приобретение товаров и услуг (т.е. такие расходы, которым противостоят реальные блага).

Трансфертные платежи - выплаты отдельным домохозяйствам или фирмам денег (или передача им товаров и услуг) на безвозмездной основе; к ним относятся: пенсии, стипендии, пособия, дотации, субвенции, субсидии, компенсации и др.

Налоговые платежи - обязательные взносы в госбюджет или внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиком в соответствии с законодательством; к ним относятся налоги, сборы и пошлины.

Виды налогов (1):

·в зависимости от объекта налогообложения:

oпрямые налоги;

oкосвенные налоги.

Прямые налоги налагаются на доход или имущество конкретного лица; примеры налогов на доход - подоходный налог, налог на прибыль; примеры налогов на имущество - налог на недвижимость, налог на наследование или дарение.

Косвенные налоги налагаются на определённые виды деятельности; примеры - налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.

Виды налогов (2):

·в зависимости от шкалы налогообложения: прогрессивные налоги; регрессивные налоги; пропорциональные налоги.

Прогрессивный налог - налог, ставка которого растет по мере роста облагаемой суммы.

Регрессивный налог - налог, ставка которого понижается по мере роста облагаемой суммы.

Пропорциональный налог - налог, по которому установлена единая стабильная ставка, не зависящая от облагаемой суммы.

Эффект Лаффера - закономерность, согласно которой превышение налоговой ставкой определённого уровня ведёт не к увеличению, а к уменьшению поступлений в бюджет; причины - снижение деловой активности, сокрытие доходов.


Рис. Кривая Лаффера


Сочетание инструментов фискальной политики находит выражение в величине чистых налогов - налоговых поступлений за вычетом трансфертных платежей.


Альтернативные подходы к фискальной политике


Альтернативные подходы к фискальной политике:

·кейнсианский подход;

·неоклассический подход.

Кейнсианский подход:

·фискальная политика - наиболее эффективное из всех средств государственного регулирования;

·фискальная политика должна быть дискретной (дискреционной).

Дискретная фискальная политика - сознательное манипулирование налогами и госрасходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией; имеет два варианта:

·стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика;

·сдерживающая (рестриктивная) фискальная политика.

Стимулирующая фискальная политика:

·увеличение государственных расходов, снижение налогов;

·применяется в период спада, нацелена на его преодоление и снижение безработицы;

·ведёт к увеличению равновесного объёма ВВП (через механизмы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора);

·связана с образованием бюджетного дефицита.


Рис. Действие мультипликатора государственных расходов


Рис Действие налогового мультипликатора


Сдерживающая фискальная политика:

·уменьшение государственных расходов, рост налогов;

·применяется в период подъёма, нацелена на преодоление инфляции спроса;

·ведёт к уменьшению равновесного объёма ВВП;

·связана с образованием бюджетного профицита.

Неоклассический подход:

·дискретная фискальная политика обладает существенными недостатками, сводящими на "нет" её эффективность;

·фискальная политика должна быть автоматической (недискреционной).

Недостатки дискретной фискальной политики:

·запаздывание фискальных мер;

·их отклонение от цели достижения стабильности;

·эффект вытеснения;

·подталкивание инфляции.

Причины запаздывания:

·временной лаг распознавания;

·административная задержка;

·функциональное запаздывание.

Причины отклонения от цели:

·наличие у государства других задач, помимо поддержания стабильности (производство общественных благ, перераспределение доходов);

·пристрастие к стимулирующим мерам.

Эффект вытеснения: стимулирующая фискальная политика ведёт к росту уровня процентных ставок и сокращению частных инвестиций.

Подталкивание инфляции: стимулирующая фискальная политика ведёт к росту совокупных расходов, что может вызывать инфляцию спроса.

Автоматическая фискальная политика:

·предполагает установление фиксированного уровня государственных расходов и налоговых ставок, не зависящих от фазы цикла;

·стабилизация экономики при этом осуществляется благодаря увеличению (сокращению) объёма чистых налоговых поступлений в результате увеличения (сокращения) объёма ВВП.


Бюджетный дефицит и профицит


Бюджетный дефицит:

·превышение расходов государственного бюджета над его доходами;

·связан со стимулирующей фискальной политикой;

·ведёт к появлению и росту государственного долга.

Бюджетный профицит:

·превышение доходов государственного бюджета над его расходами;

·связан со сдерживающей фискальной политикой;

·ведёт к снижению государственного долга.

Государственный долг - сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время профицитов; имеет две формы:

·внешний (задолженность перед иностранными государствами, организациями и лицами);

·внутренний (задолженность перед гражданами данной страны).

Способы покрытия бюджетного дефицита:

·выпуск государственных займов;

·ужесточение налогообложения;

·сеньораж (доход от эмиссии бумажных денег, рыночная цена которых превышает расходы на эмиссию).

Концепции регулирования бюджетного дефицита:

·ежегодное балансирование бюджета;

·балансирование бюджета на циклической основе;

·функциональные финансы.

Ежегодное балансирование бюджета:

·государство должно всегда стремиться к бездефицитности бюджета;

·может усиливать циклические колебания и тем самым вступать в противоречие с целями стабилизации экономики.

Балансирование бюджета на циклической основе:

·бюджет не должен балансироваться ежегодно, достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла, за период в несколько лет;

·дефициты, возникающие в период спада, покрываются профицитами, возникающими в период подъёма.

Функциональные финансы:

·целью фискальной политики является балансирование экономики (обеспечение неинфляционной полной занятости), а не балансирование бюджета;

·правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.


4. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства


Денежно-кредитная система и ее структура


Денежно-кредитная система:

·сложившаяся в обществе система отношений по организации денежного обращения и кредита;

·совокупность кредитных организаций страны (банковская система).

Двухуровневая банковская система:

·верхний уровень - центральный банк, который играет роль центра денежно-кредитного регулирования;

·нижний уровень - коммерческие банки и небанковские кредитные организации, которые занимаются оказанием банковских услуг экономическим агентам.

Ликвидность банка:

·его способность своевременно оплачивать предъявляемые требования;

·важнейшее условие стабильности не только отдельного банка, но и банковской системы в целом;

·требует создания банковских резервов (добровольных и обязательных).

Фонд обязательных резервов:

·формируется в центральном банке путём отчисления коммерческими банками определённого процента от величины средств на счетах их клиентов;

·ставка отчислений в этот фонд является определяющим фактором денежной мультипликации.

Механизм денежной мультипликации


Денежная мультипликация:

·процесс увеличения денежной массы в стране вследствие создания банками безналичных денег;

·его масштабы зависят от объема кредитных ресурсов банковской системы и размера отчислений в резервные фонды (прежде всего, в фонд обязательных резервов).

Механизм денежной мультипликации:

·Фирма Х открывает текущий счёт в банке А на сумму DD0 = 100 т. р.

·При ставке обязательных резервов rr = 10% банк А производит отчисления в ФОР в сумме RR0 = 100 · 0,1 = 10 т. р.

·В банке А остаются избыточные резервы (свободные кредитные ресурсы) в сумме ER0 = 90 т. р.

·На всю эту сумму банк А выдаёт ссуду фирме Y, в результате происходит прирост счёта фирмы Y в банке В в сумме DD1 = 90 т. р.

·Промежуточный итог: безналичная денежная масса возросла, составив сумму М = 100 + 90 = 190 т. р.

oБанк В производит отчисления в ФОР в сумме RR1 = 90 · 0,1 = 9 т. р.

oВ банке В остаются избыточные резервы ER1 = 81 т. р.

oБанк А выдаёт ссуду фирме Z, её счёт в банке C возрастает на DD2 = 81 т. р.

oДенежная масса составляет уже М = 100 + 90 + 81 = 271 т. р.

§Банк С производит отчисления в ФОР в сумме RR2 = 81 · 0,1 = 8,1 т. р.

§В банке С остаются избыточные резервы ER2 = 72,9 т. р.

§Банк C выдаёт ссуду фирме X, её счёт в банке A возрастает на DD3 = 72,9 т. р.

§Денежная масса составляет уже М = 100 + 90 + 81 + 72,9 = 343,9 т. р.

§Этот процесс продолжится до тех пор, пока прирост денежной массы не приблизится к нулевому значению.

Денежный мультипликатор - коэффициент, показывающий степень разрастания исходной величины кредитных ресурсов; обратно пропорционален ставке обязательных резервов.



Прирост денежной массы:

, где

· - прирост денежной массы;

·k - денежный мультипликатор;

·ER0 - исходная величина свободных кредитных ресурсов (избыточных резервов).

Инструменты монетарной политики

Монетарная политика - совокупность мероприятий, направленных на изменение массы денег в обращении с целью достижения неинфляционного производства национального продукта при условии полной занятости; основана на положениях количественной теории денег.

Уравнение Фишера:


M · V = P · Q, где


·М - количество денег, находящихся в обращении;

·V - скорость обращения денег;

·P - средний уровень товарных цен;

·Q - объем текущих сделок по продаже товаров.

Инструменты монетарной политики:

·ставка отчислений в фонд обязательных резервов;

·операции на открытом рынке государственных ценных бумаг;

·учётная ставка центрального банка (ставка рефинансирования).

Ставка обязательных резервов:

·устанавливается в определенном отношении к банковским обязательствам (вкладам клиентов);

·её увеличение сокращает, а уменьшение - расширяет кредитные ресурсы банков, масштабы денежной мультипликации и объём денежной массы.

Операции на открытом рынке:

·покупка или продажа центральным банком государственных ценных бумаг коммерческим банкам по выгодному курсу;

·покупка ведёт к увеличению, а продажа - к уменьшению свободных кредитных ресурсов коммерческих банков.

Учётная ставка (ставка рефинансирования):

·процентная ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам;

·её увеличение сокращает, а уменьшение - расширяет кредитные ресурсы банков.


Альтернативные подходы к монетарной политике


Альтернативные подходы к монетарной политике:

·кейнсианский подход;

·неоклассический (монетаристский) подход.

Кейнсианский подход:

·монетарная политика менее эффективна, чем фискальная (в связи с нестабильностью скорости обращения денег);

·ключевым звеном монетарной политики является изменение процентной ставки;

·монетарная политика должна быть дискретной (дискреционной).

Дискретная монетарная политика изменяется в зависимости от стадии экономического цикла; имеет два варианта:

·стимулирующая (экспансионистская) монетарная политика;

·сдерживающая (рестриктивная) монетарная политика.

Стимулирующая монетарная политика:

·применяется в период спада, направлена на снижение уровня процентной ставки (политика дешёвых денег), повышение деловой активности и увеличение занятости;

·включает следующие мероприятия:

oпонижение ставки обязательных резервов;

oмассовая покупка центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;

oпонижение ставки рефинансирования.

Сдерживающая монетарная политика:

·применяется в период подъёма, направлена на повышение уровня процентной ставки (политика дорогих денег), снижение деловой активности и борьбу с инфляцией;

·включает следующие мероприятия:

oповышение ставки обязательных резервов;

oмассовая продажа центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;

oповышение ставки рефинансирования.

Монетаристский подход:

·скорость обращения денег стабильна, а монетарная политика эффективна;

·ключевым звеном монетарной политики является изменение денежного предложения;

·монетарная политика должна быть не дискретной (это усиливает нестабильность из-за запаздывания), а стабильной.

Монетарное правило (выдвинуто М. Фридменом): государство должно ежегодно расширять денежное предложение в том же темпе, что и среднегодовой темп потенциального роста реального ВВП.


5. Социальная политика государства


Необходимость и сущность социальной политики государства


Основные социальные проблемы:

·неравенство доходов;

·бедность;

·безработица.

Кривая Лоренца - график, отражающий фактическое распределение доходов в обществе.

Квинтильный (децильный) коэффициент фондов - соотношение между средними уровнями денежных доходов 20% (10%) населения с самыми высокими доходами и 20% (10%) населения с самыми низкими доходами; показывает степень дифференциации доходов (социального расслоения общества).

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) - показывает степень отклонения линии фактического распределения доходов от линии равномерного распределения:


, где


·Fi - доля населения, относящаяся к i-му интервалу;

·Si - доля суммарного дохода, приходящегося на начало и конец интервала.



Рис. Кривая Лоренца


Причины неравенства доходов:

·различия в способностях людей;

·различия в образовании;

·профессиональные вкусы, мобильность и риск;

·владение собственностью;

·рыночная власть;

·удача и связи, несчастья и дискриминация.

Социальная политика - система мер социальной поддержки населения, его защиты от бедности и безработицы.

Черта бедности определяется на основе оценки прожиточного минимума, т.е. стоимости минимального набора товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.


Государственная политика в области распределения доходов


Меры государственной политики в области распределения доходов:

·налогообложение;

·системы государственной помощи;

·нормирование потребления.


Государственная политика в области занятости


Меры государственной политики в области занятости:

·создание государственной службы занятости (биржи труда);

·создание искусственных рабочих мест;

·повышение образовательного уровня и переобучение;

·политика в области иммиграции, ввоза и вывоза капитала и товаров.


6. Теоретические основы регулирования открытой экономики


Интернационализация хозяйственной жизни


Всемирное хозяйство

Открытая экономика - экономика, в которой значительная доля товаров и услуг продаётся и покупается на мировом рынке.

Интернационализация хозяйственной жизни - объективный процесс возникновения и углубления связей между национальными экономиками разных стран, который обусловлен развитием международного разделения труда; ведёт к возникновению всемирного хозяйства.

Формы международного разделения труда:

·традиционное (предметное) - специализация на определённых видах товаров;

·профессиональное - специализация на определённых видах деятельности;

·территориальное - основано на полезных ископаемых, природных богатствах и климатических условиях.

Всемирное хозяйство - система взаимосвязанных и взаимодействующих национальных экономик мирового сообщества.

Формы взаимосвязей во всемирном хозяйстве:

·международная торговля;

·международное движение капиталов;

·международная миграция рабочей силы;

·международные валютно-кредитные отношения.

Этапы развития всемирного хозяйства:

·становление кооперационных связей между странами;

·возникновение механизма межгосударственного регулирования:

·неофициальные объединения ученых, политиков и бизнесменов;

·межправительственные организации;

·ежегодные совещания глав государств;

·нарастание интеграционных процессов.

7. Равновесие в открытой экономике


Мультипликатор внешней торговли


Равновесие в открытой экономике:

·складывается под влиянием внешних факторов, главными из которых являются экспорт и импорт;

·экспорт и импорт оказывают мультиплицированное воздействие на уровень совокупных расходов и объём ВВП, подобно инвестициям и государственным расходам.


Рис. Действие мультипликатора внешней торговли


Мультипликатор внешней торговли:

·показывает возможный рост национального дохода в стране в результате увеличения экспорта;

·зависит не только от предельной склонности к сбережению, но и от предельной склонности к импорту.


, где


·MPS - предельная склонность к сбережению;

·MPM - предельная склонность к импорту.

Предельная склонность к импорту (MPM) - изменение потребительских расходов на импортные товары, происходящее в результате получения дополнительной единицы дохода.



7. Международная торговля


Абсолютные и сравнительные преимущества


Международная торговля - обмен товарами между странами; основывается на различиях в специализации отдельных стран, формирующейся в связи с обладанием страной преимуществами (абсолютными или сравнительными) в производстве того или иного товара.

Теория абсолютных преимуществ (А. Смит): каждая страна должна специализироваться на тех товарах, издержки производства которых в ней ниже, чем в странах, выступающих торговыми партнёрами.

Теория сравнительных преимуществ (Д. Рикардо): каждая страна должна специализироваться на тех товарах, внутреннее производство которых наиболее эффективно по сравнению с производством других товаров.

Типы внешнеторговой политики государства:

·протекционизм - политика поддержки национальных товаропроизводителей и ограничения импорта;

·фритредерство - политика свободной торговли.

Инструменты внешнеторговой политики государства:

·таможенные тарифы;

·нетаможенные ограничения (квотирование экспорта и импорта, налогообложение, национальные стандарты, государственная монополия на определённую деятельность);

·стимулирование экспорта (государственное кредитование, прямые субсидии, налоговые льготы, информационная и организационная поддержка.

8. Ввоз и вывоз капитала


Платёжный баланс и его структура

Международное движение капитала:

·связано с различиями в рентабельности инвестиций в разных странах;

·экспорт капитала ведёт к снижению, а импорт - к росту объёма национального производства.

Формы вывоза капитала:

·предпринимательская форма:

·прямые инвестиции (вложения непосредственно в производство);

·портфельные инвестиции (вложения в ценные бумаги);

·ссудная форма.

Инструменты регулирования движения капиталов:

·налоги и льготы;

·процентные ставки;

·законодательное регулирование.

Платёжный баланс - соотношение платежей, произведённых данной страной за границей, и поступлений, полученных из-за границы, за определённый период.

Структура платёжного баланса:

·Счёт текущих операций:

oТорговый баланс;

oБаланс услуг;

oТрансферты;

·Счёт операций с капиталом;

·Счёт золотовалютных резервов.

9. Международные валютно-кредитные отношения


Валютный курс


Международные валютно-кредитные отношения - совокупность отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве.

Валютный курс - соотношение между денежными единицами различных стран, определённое их покупательной способностью и рядом других факторов.

Виды валютных курсов:

·фиксированный валютный курс;

·плавающий валютный курс.

Влияние повышения валютного курса на экономику:

·улучшается ситуация для импортёров и ухудшается - для экспортёров;

·снижается чистый экспорт и в целом совокупный спрос;

·уменьшаются издержки на импортное сырьё, совокупное предложение растёт.

Влияние снижения валютного курса на экономику:

·улучшается ситуация для экспортёров и ухудшается - для импортёров;

·растёт чистый экспорт и в целом совокупный спрос;

·увеличиваются издержки на импортное сырьё, совокупное предложение падает.

Влияние фискальной политики на валютный курс:

·стимулирующая:

oснижение налоговых ставок;

oприток капитала в страну;

oповышение валютного курса;

·сдерживающая:

oповышение налоговых ставок;

oотток капитала из страны;

oснижение валютного курса.

Влияние монетарной политики на валютный курс:

·стимулирующая:

oснижение процентных ставок;

oотток капитала из страны;

oснижение валютного курса;

·сдерживающая:

oповышение процентных ставок;

oприток капитала в страну;

oповышение валютного курса.


10. Переходные процессы в экономике


Понятие переходной экономики. Варианты перехода к рыночной экономике


Переходная (транзитивная) экономика - особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной стадии развития к другой.

Теории смены стадий общественного развития:

·теория смены ступеней;

·теория "пограничных зон";

·теория наращивания ступеней.


Рис.25.1 Теория смены ступеней


Рис.25.2 Теория "пограничных зон"


Рис.25.3 Теория наращивания ступеней


Типы переходной экономики (1):

·по характеру переходных процессов:

oестественно-эволюционный тип (выражает естественный ход исторической эволюции, характерен для глобальных переходных процессов);

oреформаторско-эволюционный тип (предполагает регулирование переходных процессов на основе сознательно разработанных программ реформирования общества).

Типы переходной экономики (2):

·по масштабу переходных процессов:

oлокальный тип (характеризует переходное состояние в каком-либо регионе или отдельной стране);

oглобальный тип (характеризует единый процесс изменений в масштабах всего мирового хозяйства).

Переходные процессы в экономике России

Характеристика переходной экономики России:

·исходное состояние - плановое хозяйство;

·конечная цель - социальное рыночное хозяйство.

Черты планового хозяйства:

·огосударствление экономики;

·централизованное планирование;

·затратный механизм использования ресурсов;

·внеэкономическое распределение благ;

·скрытая безработица и инфляция, тотальный дефицит.

Черты социального рыночного хозяйства:

·органичное единство и взаимодействие рынка и государства;

·наличие развитых институтов рынка;

·социальная ориентированность экономики;

·социальное партнёрство.

Варианты перехода к рыночной экономике:

·градуализм (постепенное, медленное проведение реформ под руководством государства);

·шоковая терапия (радикальный, быстрый переход к рынку под воздействием свободных рыночных сил).

Особенности российской переходной экономики:

·институциональная неполнота;

·структурная асимметричность.

Основные переходные процессы в экономике России:

·либерализация цен;

·приватизация собственности;

·формирование рыночной инфраструктуры;

·структурная перестройка экономики.

Литература


1.Курс экономической теории: учеб. / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - 6-е изд. - Киров: АСА, 2007. - 832 с.

2.Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров "Аса", 2007.

.Микроэкономический подход: практический подход. Под ред.А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. КНОРУС, 2008

.Экономическая теория (политэкономия): учеб. / под ред.В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.

.Экономическая теория: учеб. пособие / под ред.А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2009. - 464 с.