Характеристика цен

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,53 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика цен

Содержание

Введение

. Содержание и цели государственного регулирования цен

. Характеристика свободных и регулируемых цен

Заключение

Библиографический список

Введение

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и данная тема по-прежнему несет актуальный характер.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики по составлению характеристики свободных и регулируемых цен, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики.

Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов.

Цена - это денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. Разновидностью цены является тариф, который применяется к определенным услугам, например, тариф грузовых перевозок, определяющий расценки за расстояние перевозки.

Правовое регулирование цен - воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами как федеральными, так и региональными.

В предпринимательской деятельности применяются различные виды цен. Цены по степени жесткости регулирования властными структурами подразделяются на свободные (рыночные) и регулируемые.

Цены свободные (рыночные) - это цены, свободные от прямого ценового вмешательства властных структур.

Цены регулируемые - это цены, являющиеся объектом прямого ценового регулирования со стороны власти.

Проводя налоговую, таможенную, кредитную политику и т.д. государство оказывает косвенное влияние на формирование этих цен. С 1992 года большая часть цен в России - свободная. Все юридические лица, расположенные на территории страны, независимо от форм собственности, имеют право самостоятельно устанавливать цены и тарифы на всю продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, кроме продукции (работ, услуг), по которым законодательством РФ предусмотрено государственное регулирование цены (это тарифы на ж/д перевозки, услуги некоторых видов связи, цены на нефть и нефтепродукты, газ, отдельные социально значимые товары (медикаменты), коммунальные услуги).

Объект работы - система реализации свободных и регулируемых цен, и их характеристика.

Предмет исследования - частные вопросы деятельности системы свободных и регулируемых цен, и их характеристика.

Цель работы - изучить характеристику свободных и регулируемых цен.

Работа состоит из введения, пунктов основной части, выводов (заключения), списка использованных источников.

1. Содержание и цели государственного регулирования цен

Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности. Основополагающими принципами государственной ценовой политики является:

Утилитаризм - подход к управлению экономической деятельностью, согласно которому общественная полезность представляет собой сумму полезностей для каждого члена общества;

Эгалитаризм - подход к управленческой деятельности, при котором справедливым считается равное распределение благ между всеми членами общества;

Справедливость По Роулсу - согласно данному подходу, справедливым является распределение благ, при котором наименее обеспеченным членам общества предоставляется максимально возможная полезность от получаемых ими благ;

согласно Рыночному подходу справедливость устанавливается самим эффективно действующим рынком.

Ценовая политика обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика проводится путем сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен и имеет следующие Цели:

. стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;

. создавать условия для честной и социально направленной конкуренции;

. создавать условия для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг;

. обеспечивать безопасность и предсказуемость свободной финансовой деятельности;

. обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности;

. преодолевать инфляционные процессы;

. добиваться экономической и социальной защиты населения.

При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, т. к. основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.

В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.

Основные направления государственной ценовой политики в РФ определены Указом Президента РФ №221 от 28.02.1995 (с дополнениями от 08.04.2003) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлением Правительства РФ №239 от 07.03.1995 (с дополнениями от 01.01.2015) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Можно выделить два направления государственной ценовой политики:

последовательное проведение либерализации цен и тарифов;

осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям.

Действующим законодательством РФ осуществляется государственное регулирование цен на продукцию производственно-технического назначения и цен на товары народного потребления и услуги населению.

В соответствии с постановлением Правительства РФ На федеральном уровне регулируются следующие цены и тарифы:

. природный газ и другие виды газа (за исключением газа, реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);

. электроэнергия и тепловая энергия, тарифы, на которые устанавливаются Федеральной энергетической комиссией;

. продукция ядерно-топливного назначения;

. операции по перекачке, перевалке, наливу и сливу нефти;

. продукция оборонного значения;

. драгоценные металлы и драгоценные камни;

. протезно-ортопедические изделия;

. перевозка грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

. перевозка пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (за исключением пригородных перевозок);

. обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

. услуги почтовой и электрической связи, трансляция российских государственных телерадиокомпаний по списку, утвержденному Правительством РФ.

На региональном уровне регулируются следующие цены и услуги:

. газ для населения и жилищно-строительных кооперативов;

. электроэнергия и тепло-энергия, реализуемая населению;

. топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

. перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

. оплата населением жилья и коммунальных услуг;

. услуги систем водоснабжения и канализации;

. торговые надбавки к ценам на лекарства и изделия медицинского назначения;

. услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ;

. ритуальные услуги.

В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

. Характеристика свободных и регулируемых цен

Существует наиболее общий принцип классификации при переходе к рыночной экономике, в зависимости от степени вмешательства государства в процессе их формирования. В соответствии с данным принципом, как правило различают следующие виды цен:

) свободные цены;

) регулируемые цены;

) фиксируемые цены.

Свободные цены - это цены, которые формируются на рынке путем взаимодействия спроса и предложения, без прямого вмешательства государственных органов. Государство может влиять на изменение свободных цен путем воздействия на конъюнктуру рынка. Например, необходимо установить более высокую цену на какую-нибудь группу товаров в целях стимулирования производства - государство может пойти на предоставление налоговых льгот или снижение налогов потребителям этой группы товаров. Это приведет к расширению спроса и соответственно к повышению цен. Аналогично можно способствовать снижению цен.

Поэтому можно сказать, что совершенно свободные цены бывают только в теории, а реальная цена на рынке в любом случае подвергается определенному воздействию государства (налоговое законодательство, таможенная (торговая) политика и т. д.), но оно носит косвенный характер.

) горизонтальное фиксирование цен - это запрет на соглашение в двух и более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне. По российскому законодательству этот запрет вступает в силу только в том случае, если предприятия, заключившие такое соглашение, смогут занять доминирующее положение (более 35% рынка);

) вертикальное фиксирование цен - это запрет производителям навязывать свои цены поставщикам и торговле. Для защиты от данного запрета производитель может использовать следующие способы: организовать собственную сеть, на которую данный запрет не распространяется; продавать товар на условиях консигнации, когда производитель передает товар в торговлю на реализацию, оставаясь при этом собственником товара до момента продажи его торговцем и имея возможность влиять на розничную цену товара; производитель может нанести цену на товар до продажи его продавцу;

) ценовую дискриминацию - это запрет на навязывание контрактов купли-продажи с нагрузкой и контрактов, требующих покупок только у данной фирмы;

) демпинг, то есть продажу товара по цене ниже себестоимости с целью устранения конкурентов. Обычно он определяется лидерами отрасли с целью вытеснения с рынка конкурентов;

) недобросовестную ценовую рекламу, когда рекламируется снижение цены, но первоначальная цена не предлагалась потребителям на регулярной основе, или потребителей завлекают рекламой товара по чрезвычайно низким ценам, а потом говорят, что товар этот уже продан и предлагают покупателям купить другой товар; но уже по нормальным рыночным ценам.

В процессе определения свободных цен учитывается стадия жизненного цикла товара, его качество, полезность для потребителя и конъюнктура рынка. Размер прибыли фирм зависит от уровня цен.

Фиксируются свободные цены в документации на поставку товара и в протоколах согласования цен.

К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса - цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения - рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства - цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые цены - цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены устанавливаются также посредством взаимодействия спроса и предложения.

Перечислим основные рычаги прямого ценового регулирования:

) установление верхнего абсолютного предела цены (самый жесткий рычаг в условиях рынка); как вариант - определение исходной базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;

) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;

) установление ограничений на посреднические вознаграждения;

) определение нижнего предела цены.

Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции.

Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь акцизов), являющихся важной доходной статьей бюджета. Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства - общенациональная задача. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий - производителей аналогичной прогрессивной продукции.

Как вариант прямого ценового регулирования можно считать фиксированные цены (цены однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены - это цены, которые устанавливаются непосредственно государством (органами власти и управления, такими как, например, Министерство экономики РФ). Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.

Существуют следующие формы фиксирования цен:

) Прейскурантные цены. При этом государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами издается официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги - государственный прейскурант. Различают ситуацию, когда практически все цены являются прейскурантными (советская экономика до 1987 года) и ситуацию, когда только небольшая часть охвачена жестким контролем. Обычно государство устанавливает прейскурантные цены на те товары, которые образуют каркас системы цен: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги транспорта, жилищно-коммунальные услуги. Экономика страны весьма чувствительна к колебанию цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен. Если государство устанавливает прейскурантные цены, то это приводит к двум очень важным последствиям: увеличение спроса на такие товары приводит к дефициту; возможность установления ценовых диспропорций, к чему приводит практика установления ценовых дотаций, необходимых в случае, если установленные государством оптовые цены, выше розничных;

) "Замораживание" рыночных цен. Практика показала, что эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для восстановления ценовых пропорций н подавления всплеска инфляции, особенно на товары, образующие каркас системы цен;

) Фиксирование монопольных цен, для фирм занимающих доминирующее положение на рынке и злоупотребляющего этим. Доминирующее положение - это положение, которое дает предприятию возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным способом ограничивать свободу их деятельности. В РФ такими предприятиями считаются те, чья доля на рынке определенного товара составляет более 35 процентов.

Фиксированные цены на товары действуют в экстремальных условиях, например во время войны, природных катаклизмов, экономического кризиса и т. п.

Для эффективного функционирования рыночной экономики наиболее предпочтительны свободные рыночные цены. Но полностью перейти на свободное ценообразование нельзя. Нигде в мире нет полностью свободного ценообразования. Оно возможно только на тех товарных рынках, где экономические процессы полностью отвечают интересам общества. Но даже в таком случае у государства должно быть право регулирования цен и перехода к фиксированным ценам при возникновении такой необходимости.

Государством должны регулироваться цены на важнейшие виды товаров, такие как электроэнергия, нефть, нефтепродукты, хлеб и т. д. При необходимости цены на данные виды продукции могут и фиксироваться.

Прямое государственное регулирование цен на продукты, входящие в прожиточный минимум, необходимо для осуществления социальной политики. ценовой свободный регулируемый фиксируемый

Прожиточный минимум населения определяют хлеб, молоко, сахар и некоторые другие товары.

Следует подчеркнуть, что любые варианты ценового прямого ограничения со стороны руководства фирмы примером регулируемых цен не является. Понятие регулируемые цены справедливо в отношении ценового ограничения только со стороны властных структур.

Как пример применения таких цен в России, можно назвать реализацию водки и ликероводочной продукции крепостью выше 28 процентов.

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне - Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ - орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне - орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов. По итогам проверок этими службами составляются акты, которые, в свою очередь, являются основанием для принятия органами контроля решений о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа.

Заключение

В данной работе была рассмотрена характеристика свободных и регулируемых цен, даны их понятия и свойства, а так же рассмотрели как и кем они регулируются.

Подводя итоги, можно сказать:

Цены - один из главных объектов государственного регулирования. Динамика и структура цен отражает состояние экономики.

В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.

Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако, полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.

Решениями Правительства РФ, например, предусмотрено, что круг товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться и по отдельным видам товаров и услуг могут вводиться регулируемые цены. В отдельных регионах регулирование цен может зависеть от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей. Кроме того, политика социальной защиты населения на определенных этапах развития требует прямого государственного регулирования розничных цен на отдельные предметы потребления, которые определяют прожиточный минимум населения.

Так же раньше многие экономисты отрицали возможность и необходимость государственного регулирования (вмешательства) экономики, мотивируя это тем, что сам рынок потенциально содержит в себе необходимые механизмы саморегуляции, то в настоящее время все больше исследователей уже не столь оптимистичны в отношении "саморегулируемых" возможностей рынка. В начале XXI в. в условиях глобального экономического кризиса, государства вынуждены были принять целый ряд законодательных мер, направленных на поддержку банковского сектора экономики, жизненно важных производств, регулирование ценообразования на социально значимые товары и услуги, обеспечение социальных программ и т. д.

Библиографический список

. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Интернет-портал]. URL: http://www.gzkodeks.ru/ (дата обращения: 03.02.2015).

. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с дополнениями от 08.04.2003). [Интернет-портал]. URL: http://base.garant.ru/10103676/ (дата обращения: 03.02.2015).

. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с дополнениями от 01.01.2015) [Интернет-портал]. URL: http://base.garant.ru/10103866/ (дата обращения: 03.02.2015).

. Ефимова С.А., Плотников А.П. Цены и ценообразование: учебное пособие/ Ефимова С.А., Плотников А.П. - Издательство: Омега-Л, 2012 г. - 190 с.

. Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: учебное пособие/ Лев М.Ю. - Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. - 423с.

. Лев М.Ю. Цены и ценообразование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение"/ Лев М.Ю. - Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2015г. - 382с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!