Управление качеством товаров на стадии реализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    403,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление качеством товаров на стадии реализации













Курсовая работа

Управление качеством товаров на стадии реализации


Введение

печатный менеджмент управление издание

Никто не будет спорить с утверждением, что информация захлестывает сегодня человечество слишком интенсивно. Интернет и телевидение не могут в полной степени удовлетворить потребность общества в определенной позитивной информации, поэтому каждый для себя выбирает те источники, которые являются для него наиболее приемлемыми.

Соответственно, растет число типографий, издательств и книжных магазинов. Каждый потребитель того или иного вида печатной продукции ищет для себя то, что ему по вкусу: будь это информационная ежедневная газета со свежей типографской краской, глянцевый журнал с яркими, привлекательными страницами и не менее интересным содержимым, или книга в мягком переплете, подержав в руках которую, ощущаешь, как автор с любовью выводил каждую строчку своего произведения.

Реализация книжной продукции представляет собой завершающую стадию издательского дела и означает ее доставку конечному потребителю, то есть читателю. Поэтому сохранение товара на стадии реализации не маловажно для предприятия.

Таким образом, целью данной курсовой работы является управление качеством товаров на стадии реализации, на примере предприятия по торговле книжными товарами ООО «Топ-Книга».

В соответствии с целью будут решены следующие задачи:

)        Изучить основные термины в области управления качеством, принципы СМК, основные инструменты и модели в области качества.

)        Исследовать характеристику объекта исследования.

)        Аудит элементов системы менеджмента качества.

1.      Качество - как объект управления

1.1 Основные термины в области качества


Понятие «качество продукции» как экономическая категория и объект экономической науки тесно связано с категорией потребительской стоимости, проявляющейся лишь в процессе использования товара. К. Маркс писал: «Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью. Но эта полезность не висит в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела, она не существует вне этого последнего. Поэтому товарное тело… само есть потребительная стоимость или благо».

При этом определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция / услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителя. Качество характеризует соответствие товара требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества.

Понятие «управление» - распространенный, но нестандартизированный в общем смысле термин. В разных источниках содержаться многообразные его определения. Под управлением если рассматривать в широком смысле понимается общая функция организационных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы, достижение цели. Управлением также называют некоторые организационные структуры и хозяйственные органы, подразделения или само управленческое воздействие, то есть процесс воздействия на управляемый объект. Наиболее полное, на мой взгляд, определение понятию «управление» дано академиком А. Бергом: «Процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные, причем существенно, что это воздействие осуществляет субъект управления - управляющая подсистема». Высокое качество продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством - целевой подсистеме управления предприятием. Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели - создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах. Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при её разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него. Управлять качеством - значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса).

Управление качеством продукции - составная часть управления производством в целом, одна из его ветвей, функций. Поэтому она развивается и выполняется в рамках действующей системы управления и заключается в выработке политики в области качества, четкой и хорошо организованной работе по выявлению спроса, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции. Эта отрасль науки в соответствии с общей теорией управления оперирует понятиями «система», «среда», «программа» и другие.

 


1.2 Методы управления качеством

печатный менеджмент управление издание

Методы управления качеством - пути, которыми органы управления воздействуют на производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и качества продукции.

Методы управления качеством можно разделить на четыре группы: организационные, социально-психологические, экономические, организационно-технологические.. Организационные методы - совокупность методов, способствующих такой организации управляемой подсистемы, которая обеспечит требуемое качество. К данной группе методов относят распорядительные (приказы, директивы, постановления, указания, распоряжения), дисциплинарные, обеспечивающие мотивацию (установление ответственности и форм поощрения), стабилизирующие, основанные на общеорганизационном и линейно-функциональном регламентировании на основе норм, нормативов, объяснений, консультаций, ознакомлений, предостережений.. Социально-психологические методы - совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества. К таким методам относятся: воспитание и пропаганда преданности предприятию, уважения к себе как работнику данного предприятия, гордости за его достижения, формы морального стимулирования.. Экономические методы управления качеством - способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества. В группу экономических методов также включают: финансирование деятельности в области управления качеством; экономическое стимулирования производства предоставления потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям; планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг; ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; образование фондов экономического стимулирования качества, применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем месте производственной системы и системы управления качеством в целом; использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемых ими продукции и оказываемых услуг.. Организационно-технологические методы подразделяются на методы контроля качества процесса и продукции и методы регулирования качества процесса и продукции. Основное место в организационно-технологических методах занимают статистические методы управления качеством [2].

 

.3 Основные принципы СМК


Чтобы создать всеобъемлющую концепцию качества разрабатывают концепции Всеобщего Управления Качеством. В настоящий момент ведены стандарты серии ISO 9000:2009. Отметим, что с введением новой серии ключевое понятие СК (система качества) изменяется на СМК (система менеджмента качества). Итак, ВОСЕМЬ основополагающих принципов СМК [5]:

.        Ориентация на потребителя (который декларирует, что предприятие зависит от своих потребителей и потому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания).

.        Лидерство руководителя (в соответствии с которым руководители должны обеспечить единство целей и направлений деятельности предприятия, создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач предприятия).

.        Вовлечение работников всех уровней (в решение задач предприятия по обеспечению качества продукции; максимальная степень использования их способностей).

.        Использование процессного подхода (при управлении деятельностью и соответствующими ресурсами, что позволяет повысить эффективность управления).

.        Применение системного подхода (к менеджменту взаимосвязанных процессов как к системе, способствующей результативности и эффективности предприятия).

.        Постоянное улучшение деятельности (предприятия, что в целом следует рассматривать как неизменную цель организации).

.        Принятие решений (основанных на анализе данных и информации).

.        Развитие взаимовыгодных отношений (с поставщиками и…).

 

.4 Основные инструменты управления качеством


Семь основных инструментов качества - название, которое дано набору очень простых графических методов, которые были определены как наиболее полезные для решения простых, повседневных вопросов, связанных с качеством. Они называются основными, потому что даже люди с недостаточной квалификацией или без статистической подготовки будут в состоянии понять эти принципы и применить их в своей повседневной работе.

Инструмент №1: Диаграммы Исикавы. Диаграммы Исикавы (также называемые «рыбий скелет» или «диаграммы причинно-следственных связей») являются причинно-следственными диаграммами, которые показывают основную причину (ы) конкретного события (Рис. 1.1). Распространенным способом построения действительно информативного «рыбьего скелета» является одновременное применение метода «Пяти почему» (5 Whys) и диаграммы причинно-следственных связей. Основные категории причин могут включать:

·        Людей - Персонал, участвующий в процессе; заинтересованные стороны и т.д.

·        Методы - Процессы для выполнения задач и конкретные требований для их выполнения, такие как стратегии, процедуры, правила, инструкции и законы;

·        Машины - Любое оборудование, компьютеры, инструментарии и т.д., необходимые для выполнения работы;

·        Материалы - Сырье, детали, ручки, бумага и т.д., используемые для производства конечного продукта;

·        Показатели - Данные, полученные от процесса, которые используются для оценки его качества;

·        Окружающую среду - Условия, такие как местоположение, время, температура и культура, в которых этот процесс осуществляется.

Рис. 1.1 Диаграммы Исикавы

Инструмент №2: Контрольный лист. Контрольный лист представляет собой структурированный, подготовленный бланк для сбора и анализа данных. Это универсальный инструмент, который может быть адаптирован для самых разнообразных целей. Собираемые данные могут быть количественными или качественными. Когда информация является количественной, контрольный листок называется учетным листом. Определяющей характеристикой контрольного листа является то, что данные вносятся в него в виде отметок («галочек»). Типичный контрольный лист разделен на графы, и отметки, сделанные в разных графах, имеют разные значения. Данные считываются с учетом расположения и количества отметок в листе. Контрольные листы обычно используют «шапку», которая отвечает на пять вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Необходимо разрабатывать оперативные определения для каждого из вопросов:

·        Кто заполнил контрольный лист;

·        Что было собрано (что представляет собой каждая отметка, идентификационный номер партии или число изделий в партии);

·        Где происходил сбор данных (оборудование, помещение, инструментальные средства);

·        Когда происходил сбор данных (час, смена, день недели);

·        Почему эти данные были собраны.

Инструмент №3: Гистограмма (рис. 1.2). Гистограмма является отображением статистической информации, которая представляется прямоугольниками для того, чтобы показать частоту элементов данных в последовательных числовых интервалах одинакового размера. В наиболее распространенной форме гистограммы, независимая переменная откладывается по горизонтальной оси, а зависимая переменная графически наносится по вертикальной оси. Основная цель гистограммы - уточнить представленные данные. Это полезный инструмент для выведения обрабатываемых данных в области или столбцы гистограммы для установления частоты определенных событий или категорий данных. Эти гистограммы могут помочь отразить наибольшую частоту. Типичные области применения гистограмм анализа основной причины включают представление данных для определения доминирующей причины; понимание распределения проявлений различных проблем, причин, последствий и т.д. Диаграмма Парето, (объясняется далее в статье) представляет собой особый тип гистограммы.

Рис. 1.2 Гистограммы

Инструмент №4: Диаграмма Парето (рис. 1.3). Диаграмма Парето является важным инструментом и решением. Так как ресурсы организации ограничены, для владельцев процессов и заинтересованных сторон важно понимать первопричины ошибок, дефектов и т.д. Парето превосходно представляет этот механизм четким ранжированием основных причин дефекта. Диаграмма также известна как принцип 80:20. Диаграмма, названная в честь экономиста и политолога Вильфредо Парето, представляет собой тип графика, который содержит столбцы и линейный график, где отдельные значения представлены в порядке убывания столбцов, а накопленная сумма представлена линией. Левая вертикальная ось обычно представляет частоту проявлений. Правая вертикальная ось - суммарный процент от общего числа проявлений. Так как причины располагаются в порядке убывания их значимости, кумулятивная функция является вогнутой. В качестве примера вышеизложенного, для того, чтобы снизить количество опозданий на 78%, достаточно устранить первые три причины.

Рис. 1.3 Диаграммы Парето

Инструмент №5: Диаграмма рассеяния или точечный график (рис. 1.4). Точечный график часто используется для выявления потенциальных связей между двумя переменными, где одну из них можно считать объясняющей переменной, а другую - зависимой. Это дает хорошую визуальную картину отношений между двумя переменными, и помогает при анализе коэффициента корреляции и регрессионной модели. Данные отображаются в виде набора точек, каждая из которых имеет значение одной переменной, определяющей положение по горизонтальной оси, и значение второй переменной, определяющей положение по вертикальной оси. Точечная диаграмма используется, когда существует переменная, находящаяся под контролем экспериментатора. Если существует параметр, который систематично увеличивается и / или уменьшается при воздействии другого, это называется параметром управления или независимой переменной и обычно наносится по горизонтальной оси. Регулируемая или зависимая переменная обычно откладывается вдоль вертикальной оси. Если не существует зависимой переменной, или переменной может быть нанесена по любой из осей или на диаграмме рассеяния, она отобразит только степень корреляции (а не причинно-следственные отношения) между двумя переменными.

Рис. 1.4 Диаграмма рассеяния

Инструмент №6: Стратифицированная выборка. Стратифицированная выборка представляет собой метод выборочного исследования населения. В статистических обследованиях, когда группы населения в генеральной совокупности отличаются, целесообразно делать выборку каждой группы (страты) отдельно. Стратификация является процессом деления членов общества на однородные подгруппы перед осуществлением выборки. Страты должны быть взаимоисключающими: каждая единица населения должна быть отнесена только к одному слою. Страты должны быть исчерпывающими: ни одна единица населения не может быть исключена. Затем в рамках каждой страты производится простая случайная выборка или систематическая выборка. Это часто повышает репрезентативность выборки за счет уменьшения ошибки выборки. Она может давать средневзвешенную величину, которая имеет меньшую изменчивость, чем среднее арифметическое простой случайной выборки населения.

Инструмент №7: Контрольные карты, также известные как карты Шухарта или карты поведения процесса (рис. 1.5). Контрольная карта представляет собой особый вид временной диаграммы, которая позволяет значимому изменению дифференцироваться вследствие естественной изменчивости процесса. Если анализ контрольной карты показывает, что процесс находится под контролем (т.е. является стабильным, изменяется только из-за причин, свойственных процессу), то никакие исправления или изменения параметром управления процессом не требуются или не желательны. Кроме того, данные этого процесса могут быть использованы для прогнозирования будущей эффективности процесса. Если карта показывает, что наблюдаемый процесс не управляемый, анализ этой карты может помочь определить источники изменения, которые затем могут быть устранены, чтобы снова восстановить управляемость процесса. Контрольная карта может рассматриваться как часть объективного и упорядоченного подхода, который способствует правильным решениям в отношении управления процессом, в том числе, нужно ли изменять параметры управления процессом. Параметры процесса не должны исправляться для процесса, который находится под контролем, так как это приведет к снижению показателей процесса. Процесс, который является стабильным, но осуществляется вне заданного интервала (процент брака, например, может быть статистически управляемым, но выше заданной нормы), должен быть улучшен за счет целенаправленных усилий, чтобы понять причины текущей деятельности и коренным образом улучшить процесс[6].

Рис. 1.5 Контрольная карта

 

.5 Модели системы менеджмента качества (СМК)


В связи с модернизацией в сфере образования и новыми нормативно-правовыми актами, каждому образовательному учреждению просто необходимо создавать и развивать систему менеджмента качества (СМК), как основу гарантии качества образования. В рамках внедрения СМК в образовательное учреждение, необходимо определиться на основе какой модели будет строится СМК. Рассмотрим основные модели построения системы менеджмента качества, их достоинства и отличия.

)        Цикл Деминга (Deming Cycle, круг качества) - это постоянный круг регулирования усовершенствования продукта и производственных процессов, оптимизации отдельных единиц и объектов (рис. 1.6).

Этот круг часто называют циклом PDCA. PDCA цикл (Plan-Do-Check-Act): планирование - осуществление - проверка - претворение в жизнь) является широко распространенным методом непрерывного улучшения качества. Второе название метода - цикл Деминга - из-за наглядной круговой графической интерпретации стадий цикла. При помощи постоянных проверок до, во время и после процесса производства, воспитания ответственности за качество и, прежде всего, при помощи постоянного аудита процесса производства могут быть обнаружены слабые места в разных процессах на предприятии. PDCA служит именно для обнаружения причин брака и поддержки всего процесса вплоть до устранения дефектов. [7]

Рис. 1.6 Цикл Деминга

)        Дж. Джуран создал концепцию «триады качества», согласно
которой управление качеством состоит из трех ориентированных на качество процессов:

.        планирования;

·        установите цели в области качества,

·        определите ваших покупателей,

·        определите потребности ваших покупателей,

·        разработайте продукт в соответствии с требованиями,

·        разработайте процессы, которые необходимы для производства продукта,

·        разработайте способы контроля.

.        контроля;

·        сравните их с требуемыми параметрами,

·        если есть расхождение, примите меры.

.        Улучшение качества:

·        создайте инфраструктуру, которая требуется для поддержания ежегодных улучшений

·        определите, что вы будете улучшать,

·        для каждого проекта по улучшению создайте команду

·        обеспечьте команду ресурсами, подготовьте людей, создайте систему мотивации [8].

)        Модель Фейгенбаума изображается в виде треугольника, который состоит из пяти частей, содержащих 17 участков (рис. 1.7). В основе этой модели лежит комплексный (тотальный) контроль качества. Наряду с положительными моментами реализация этой концепции привела к резкому росту затрат на осуществление контроля качества.

Рис. 1.7 Модель Фейгенбаума


1-й уровень - подготовка к проектированию:

·        выбор методов контроля качества;

·        оценка качества продукции различных поставщиков;

·        разработка планов приема материалов и оборудования;

·        контроль измерительных приборов;

·        планирование системы обеспечения качества.

- й уровень - проектирование системы обеспечения качества:

·        испытание прототипов изделий, определение уровня их надежности;

·        оценка эффективности различных методов контроля;

·        анализ стоимости затрат на обеспечение качества.

- й уровень - этап активизации системы:

·        разработка технологии контроля качества;

·        обратная связь и контроль качества;

·        разработка системы информации о качестве продукции.

- й уровень - этап реализации системы по стадиям:

·        контроль новых проектов;

·        входной контроль материалов и комплектующих изделий;

·        контроль качества производственных процессов;

·        анализ и улучшение производственных процессов.

- й уровень - конечный:

·        комплексный контроль качества [7].


2.      Характеристика объекта


2.1    Классификация и характеристика современного ассортимента печатных изданий


Изданиями называют все произведения печати, прошедшие редакционно-издательскую обработку, оформленные полиграфически и предназначенные для передачи содержащейся в них информации.

Вся выпускаемая в нашей стране печатная продукция и другие издания классифицируют по различным признакам. Рассмотрим их более подробно.

По материальной конструкции различают книжные, журнальные издания и буклеты.

Книжным называется издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете. Печатная продукция в обложке называется брошюрой, она значительно меньше по объему печатной продукции в переплете. На печатную продукцию в обложке и в переплете может быть надета суперобложка - мягкая обертка из бумаги, защищающая переплет или обложку от повреждений и пыли. Наиболее ценные и дорогие образцы печатной продукции с дорогими переплетами заключают в картонный короб - футляр - для более тщательной защиты печатной продукциии от повреждений при транспортировании и хранении. Футляры, как правило, изготовляют вручную, что очень удорожает печатную продукцию.

Журнальное издание представляет собой периодическое издание, установленного формата в обложке или переплете. Дорогие и объемные журналы чаще всего выпускаются в красочных переплетах из тонкого картона, менее объемные и дешевые - в мягких обложках.

Буклет - это листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов. Чаще всего буклеты выпускают в рекламных целях для привлечения покупателей к определенному виду продукции или услуг, с целью ознакомления с новыми видами товаров.

В зависимости от целевого назначения и характера информации издания классифицируются на несколько десятков видов, которые объединяют в группы и используют в книжной статистике.

Официальные издания публикуются от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, они содержат материалы законодательного, нормативного или директивного характера. Примером официальных изданий являются уставы, кодексы, другие нормативные документы.

Научные     издания предназначены для научной работы и содержат теоретические и (или) экспериментальные исследования. К научным изданиям относятся монографии, тезисы докладов научных конференций и материалы научных конференций, сборники научных трудов научных учреждений.

Учебные издания содержат систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения, рассчитанные на учащихся разного возраста и степени подготовки. Это - учебные программы, учебники и учебные пособия, практикумы, учебнометодические и учебно-наглядные пособия для школ, колледжей, институтов и пр.

Производственно-практические издания содержат сведения по технологии, технике и организации производства, рассчитанные на специалистов-практиков различной квалификации.

Справочные издания включают краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания. К ним относятся словари, энциклопедии, справочники специалиста, проспекты, каталоги.

Массово-политические издания включают произведения общественно-политической тематики, агитационно-пропагандистского и воспитательного характера. Примером являются публикации статей, выступления политического характера, комментарии к ним.

Информационные издания содержат систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных работах в форме, удобной для быстрого с ними ознакомления. Это - библиографические, реферативные и обзорные издания.

Рекламные издания содержат изложенные в привлекательной форме сведения о товарах, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них. Сюда относят проспекты новых товаров, видов услуг, каталоги выставок, аукционов и пр.

Издания для досуга включают разные пособия по шитью, домоводству; сборники кроссвордов, головоломок, народных и современных эстрадных песен и др.

Литературно-художественные издания включают произведения художественной литературы отечественных и зарубежных авторов в прозе и стихах. Сюда относят избранные сочинения, моноиздания, тематические сборники (произведения разных авторов, посвященные одной теме), жанровые сборники (состоят из произведений одного жанра, например, киносценариев), альманахи (сборники произведений разных авторов одного города, направления, например, «Ангара»), хрестоматии (сборники с важнейшими отрывками из произведений), антологии (сборники набранных стихов различных авторов, составленные по национальному, хронологическому и другим принципам).

По роду содержания (по отрасли знания) печатной продукциии классифицируют на философские, исторические, искусствоведческие, математические, биологические, универсальные, многоотраслевые и пр.

По знаковой природе информации различают текстовые, нотные, картографические издания, а также изоиздания - эстампы, художественные репродукции, изобразительные плакаты, открытки, плакаты и марки.

В текстовом издании большую часть объема занимает словесный, цифровой, формулярный или смешанный текст;

В нотном - нотная запись музыкального произведения;

В картографическом - географические карты.

К изоизданиям относятся:

Художественная репродукция - это листовое изоиздание, воспроизводящее оригинальное произведение искусства или художественную фотографию.

Эстамп - тоже листовое изоиздание, но представляющее собой оттиск оригинального художественного изображения с печатной формы, изготовленной автором.

Изобразительная открытка - листовое изоиздание установленного формата, одна сторона которого является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение.

Изобразительный плакат - изоиздание в форме плаката, содержащее рисунок, фотографию, монтаж или какое-либо специальное изображение с небольшим пояснительным текстом или без него.

Марка почтовая коллекционная является репродукцией в миниатюре. Для коллекций чаще используются гашеные марки со штемпелем почтового предприятия.

По объему все издания подразделяют на следующие виды: печатная продукциия, брошюра, листовка.

 

2.2    Потребительские свойства печатной продукции

Социальные свойства печатной продукции. Социальная сущность печатной продукции состоит в том, что она является источником информации. Печатной продукции формирует интеллект человека, его логическое мышление, укрепляет этические и эстетические принципы, предостерегает от ошибок, учит бдительности, насыщает знаниями. Источником знаний, безусловно, являются и средства массовой информации (СМИ) - радио и телевидение, однако роль печатной продукции в жизни человека не становится менее значительной. Печатной продукции является источником постоянной информации, из которого можно черпать сведения в любое время в зависимости от потребности, а действие СМИ на человека прекращается одновременно с окончанием передачи. Морально устаревшая печатная продукция постепенно превращается в макулатуру.

Функциональные свойства печатной продукции характеризуют их соответствие своему назначению. Основные функциональные свойства печатной продукции формируются на этапе написания рукописи. Основными и общими функциональными свойствами печатной продукции являются:

Актуальность издания характеризует соответствие содержания печатной продукции требованиям современности.

Достоверность издания - это соответствие информации, содержащейся в печатной продукции, действительности.

Научность издания предполагает отражение в содержании печатной продукции объективных знаний в той или иной области.

Нравственность издания определяется соответствием содержания печатной продукции нравственным и моральным устоям общества.

Художественность характеризуется особой формой отражения действительности, опосредованной мировоззрением автора и образным характером информации.

Доступность издания характеризуется способностью печатной продукции быть понятной читателям того круга, для которого печатная продукция предназначена.

Занимательность - способность печатной продукции привлекать и удерживать интерес и внимание читателя.

Эстетические свойства печатной продукции. Высокие эстетические свойства печатной продукции обусловлены, прежде всего, хорошим полиграфическим и художественным оформлением, т.е. выбором формата, шрифта, способа воспроизведения иллюстраций. Эстетические свойства изданий определяют потребительную ценность печатной продукции как предметов, имеющих определенную форму (внешний вид), которые читатель рассматривает, как в закрытом (со стороны переплета или обложки), так и в раскрытом виде. К эстетическим свойствам печатной продукции относятся:

Информационная        выразительность изданий характеризует способность печатной продукции выразить сложившиеся в обществе эстетические и культурные нормы, ее современность с учетом достигнутого уровня полиграфического исполнения, в обеспечении стилевого единства с предметной средой.

Рациональность формы печатной продукции состоит в степени проявления в ее внешнем облике вида литературы и содержания издания, в степени отражения приспособленности к определенным условиям использования, в степени отражения удобства пользования.

Композиционная целостность печатной продукции характеризует гармоничное сочетание основных и второстепенных зрительных элементов, единство и эффективность использования средств композиции.

Совершенство полиграфического исполнения печатной продукции характеризуется четкостью печати текстов и иллюстраций, тщательностью изготовления переплета, скрепления его с листами, качеством изготовления средств рекламы и упаковки печатной продукции.

Надежность изданий. Она определяется качеством бумаги, используемой для распечатки текста, видом переплета, способом соединения блока с обложкой (переплетом), качеством переплетных и отделочных материалов.

Наиболее важными для читателей свойствами надежности печатной продукции являются их долговечность и ремонтопригодность. Особенно это актуально для антикварных и редких печатной продукции

2.3    Факторы, формирующие потребительские свойства печатной продукции и печатных изданий


Главным фактором, формирующим потребительские свойства изданий, является процесс производства. Он включает в себя три основных этапа: редакционную подготовку, конструирование изданий (выбор формата печатной продукции, шрифта, иллюстраций, подбор материалов для изготовления блока, обложки и переплета), и полиграфическое исполнение (изготовление печатной формы, печатание и переплетение печатной продукции).

Редакционная подготовка издания - состоит в обеспечении полноценного содержания будущего издания. В редакционную подготовку печатной продукции входят такие процессы, как составление ее проспекта (ее развернутый план), написание печатной продукции, рецензирование и редактирование.

Конструирование печатной продукции. Конструирование издания - наиболее ответственный этап обеспечения оптимальных потребительских свойств с учетом требований читателей и торговли. Авторский текст, прежде чем стать издательским оригиналом, подвергается профессиональной художественной и технической обработке.

Полиграфическое исполнение издания. Под полиграфическим производством понимают совокупность технологических процессов, преобразующих издательский оригинал произведения в тираж издания. В основе полиграфии лежат процессы многократного переноса изображения с печатной формы на бумагу [4].

2.4    Упаковка, маркировка, транспортирование книжных изданий


В соответствии с ОСТ 29.2-91 издания должны быть упакованы таким способом, чтобы обеспечить сохранность полиграфического оформления переплетной крышки и издания в целом.

Масса пачки не должна превышать 8 кг. Поэтому число экземпляров издания в пачке зависит от его объема и массы 1 м2 бумаги, на которой оно напечатано. В любом случае в пачке, содержащей свыше 5 экз. книг, это число должно быть кратным двум или пяти, а до 5 экз. оно может быть любым.

Число экземпляров издания в пачке должно быть постоянным для всего тиража.

Экземпляры издания могут быть уложены в 1, 2, 3, 4, 8 стоп, что зависит от формата издания.

На каждую пачку должен быть наклеен напечатанный в типографии ярлык со сведениями об издании (по ГОСТ 14192).

Маркировка должна содержать следующие данные:

·        Наименование издательства;

·        Наименование издания с указанием, на каком языке отпечатана книга;

·        Фамилия автора или фамилия первого автора из группы авторов;

·        Номер тома, части или выпуска;

·        Тип переплетенной книжки;

·        Наименование и адрес типографии;

·        Номер заказа;

·        Обозначение упаковочной бумаги;

·        Номер упаковщика;

·        Надпись «Не броасть».

Допускается нанесение маркировки непосредственно на упаковочный материал.

Кроме указанных данных, в правой части ярлыка должен быть напечатан условный шифр, а в левой - манипуляционный знак «Беречь от влаги».

Транспортирование упаковочных пакетов должно осуществляться в закрытых автомобилях, в контейнерах универсальных, а так же железнодорожным и водным транспортом.

При погрузке и разгрузке брать пакеты за обвязочный материал не допускается.

Запрещается для перемещения пакетов применять наклонные плоскости, винтовые спуски и т.п.

Упакованные издания должны храниться в крытых сухих помещениях складов, защищенных от атмосферных осадков, почвенной влаги и прямого попадания солнечного света.

Высота штабеля на одном поддоне или щите, включая высоту поддона или щита, не должна превышать 1,8 м. Расстояние от верхнего ряда штабеля до потолка должно быть не менее 0,6 м. расстояние от штабеля до стен и отопительных приборов - не менее 0,7 м.


3.      Аудит элементов системы менеджмента

 

.1 Цель и миссия организации


ООО «ТОП-КНИГА» - национальное оптово-розничное книготорговое предприятие России. Компания предлагает широкий ассортимент книг, канцелярских товаров, игрушек, открыток, прессы, медиапродукции и активно расширяет пакет сервисных услуг. На складах компании сосредоточено более 100 тыс. наименований.

В настоящее время «ТОП-КНИГА» объединяет: шесть оптовых складов (Новосибирск, Тюмень, Москва, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург), свыше 500 магазинов в более чем 230 городах России и продает более 3 млн. книг в месяц. Находясь в авангарде книжного рынка, «ТОП-КНИГА» продолжает экспансию в другие регионы, в том числе и в страны СНГ, и стремится планомерно развивать все форматы розничной сбытовой сети: фирменные книжные магазины «Книгомир», книжно-канцелярские супермаркеты «Литера», гипермаркеты «Лас-Книгас», книжно-канцелярские магазины «Пиши-Читай» и магазины прессы «Сорока». Помимо этого фирма «ТОП-книга» имеет партнера в Чехии - фирму MK CS SPOL.S R.O., через которую осуществляется поставка российских книг в Европу [9].

По своей организационно-правовой форме «ТОП-книга» является обществом с ограниченной ответственностью, учреждено несколькими лицами, уставный капитал разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, включая их неоплаченную часть.

Деятельность каждого предприятия определяется целями, которые оно наметило для достижения. Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. На основе миссии компания вырабатывает цели, которые служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.

Для фирмы «ТОП-книга» можно выделить две основные цели. Одна из них явная - удовлетворение потребностей клиентов. Так как «ТОП-книга» является коммерческим предприятием, то иная основная цель её деятельности - получение прибыли. Нужно отметить, что данные цели - взаимосвязаны, так как лишь получение прибыли дает фирме возможность развиваться, расти, использовать новые технологии продаж, увеличивать ассортимент, то есть дает возможность наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов.

Фирма «ТОП книга» следующим образом определяет свою миссию: «Быть лучшими на рынке культурных продуктов, чтобы стать первыми в сознании людей».

Среди целей - шагов для достижения глобальной цели нужно отметить расширение сети книжных магазинов на национальном и международном уровне, увеличение числа клиентов, привлечение новых надежных партнеров, в том числе, зарубежных, постоянное обновление и расширение ассортимента продукции, освоение новых рынков (торговля игрушками) [9].

Цели фирмы «ТОП-книга» направлены на постоянное развитие и повышение эффективности деятельности, то есть фирма придерживается стратегии роста.

Следует отметить, что сегодня в условиях финансового кризиса фирме «ТOП-книга» приходится корректировать поставленные цели следующим образом: главная цель - остаться в числе ведущих книготорговых компаний, не потерять имидж; краткосрочные цели - не допустить сильного падения уровня продаж, провести оптимизацию персонала, в условиях отсутствия крупных инвесторов - «научиться жить в основном на собственные деньги». Данные цели не означают отказ от первоначальных, они просто необходимы для выживания фирмы в данный период. После преодоления кризиса фирма вновь поставит цель «стать лидером на рынке» и будет предпринимать шаги для её осуществления.

 

.2 Организационо-управленческая структура предприятия


ООО «Топ-книга» имеет линейно-функциональную структуру управления. Выбор линейно-функциональной структуры управления обусловлен:

а) относительной простотой подбора руководителей каждого из уровней управления;

б) оперативностью принятия и реализации управленческих решений;

г) относительно однородным характером реализуемой продукции.

Интегральная (линейно-функциональная) структура управления ООО «Топ-книга» характеризует:

·        быстрое осуществление действий по распоряжениям, указаниям, дающимся руководителями, чему способствует иерархичность структуры управления.

·        предполагает формирование функциональных подразделений на основе их оптимизации, отражающей разделение труда. Каждый из них выполняет строго определенные функции, а вместе - весь комплекс функций, обеспечивающих бесперебойную работу производства.

·        разделение труда между функциональными подразделениями облегчают работу по повышению деловой квалификации, способствует общему расширению знаний в рамках каждого функционального подразделения в ходе постепенного накопления опыта.

·        происходит быстрое осуществление действий по принимаемым распоряжениям, спускаемым «сверху вниз», и быстрее реализовывается обратная связь.

·        создается возможность для быстрого маневрирования производственными, трудовыми и материальными ресурсами, исходя из задач руководителя.

Каждый элемент организационной структуры выполняет свою функцию, которая в той или иной мере оказывает влияние на деятельность ООО «Топ-книга». Например, без денег учредителя невозможна организация деятельности любой фирмы, особенно на начальном этапе.

Высшим органом управления является общее собрание его участников, текущее руководство деятельностью осуществляет генеральный директор.

Генеральный директор координирует деятельность всей организации на разных ее ступенях, получая внутреннюю информацию из отчетов исполнительного директора и бухгалтерии. Он так же уполномочен принимать решения, касающиеся работы любого подразделения и ответственен за работу каждого из них перед учредителем, так как ежемесячно отчисляет определенный процент прибыли, а также является подотчетным лицом в налоговых органах.

Генеральный директор - обладает полномочием заверять все договора фирмы с заказчиком и курировать наиболее значительные заказы. На время своего отсутствия генеральный директор может делегировать право подписи исполнительному директору.

В компетенцию директора входят:

заключение сделок;

оперативное руководство;

подготовка и реализация мероприятий по финансированию и кредитованию;

составление отчетов.

Административное руководство предприятием осуществляет директорат: исполнительный и коммерческий директора.

Исполнительный директор работает непосредственно с внутренней структурой фирмы, курирует работу каждого подразделения, корректирует их деятельность, как в целом, так и на личностном уровне (конкретного члена персонала).

В аппарат управления входят коммерческий директор, руководители отделов и служб предприятия.

Коммерческую службу возглавляет коммерческий директор. В данном подразделении решаются вопросы по реализации целевой функции предприятия - продаже книжной продукции потребителю. Именно поэтому в ее состав входят два подразделения:

) отдел поставок (служба снабжения);

) отдел продаж (служба сбыта).

Первый осуществляет поставку товара на склад, откуда затем продукция поступает непосредственно к потребителю. Для этого в штат отдела поставок входят несколько менеджеров по закупкам, за каждым из которых закреплена определенная группа поставщиков.

Ключевая функция отдела продаж совпадает с целевой функцией предприятия - удовлетворение спроса в книжной продукции. Отдел продаж также, как и отдел поставок, состоит из менеджеров по продажам, каждый из которых занимается курированием одного или нескольких направлений реализуемой ООО «Топ-книга» книжной продукции.

) бухгалтерии;

) финансового менеджера.

В бухгалтерии предприятия производится учет и контроль всех операций, производимых предприятием, также осуществляется взаимодействие с государственными контролирующими и прочими органами, такими как налоговая инспекция, различные социальные фонды и т.п.

В функции финансового менеджера входит управление финансовыми ресурсами предприятия, его кредитной историей, отношениями с дебиторами и т.п.

Следующим самостоятельным подразделением является складская служба, основной задачей которой является организация жизнедеятельности складского хозяйства, т.е. координирование товарных потоков предприятия.

Директор службы маркетинга подчиняется непосредственно исполнительному директору ООО «Топ-книга». Он координирует и несет ответственность за работу отдела в целом.

Штат службы маркетинга состоит из:

специалистов по маркетингу

Задачи группы ежедневный сбор и анализ всех видов информации в том числе:

·        внутренняя первичная и вторичная информация (объемы продаж, ассортимент услуг и т.д.);

·        внешняя первичная и вторичная информация (информация о конкурентах, новых товарах, о конъюнктуре рынка);

·        приведение информации в формализованный вид;

·        формирование отчетов по следующим направлениям: оперативная информация; тактическая информация; стратегическая информация; определение размера и направлений расходования средств для получения необходимой информации.

отдел рекламы

Задачи группы:

·        Исследование процесса продажи рекламных услуг;

·        Исследование конкурентов (на основе отчетов группы анализа информации);

·        Исследование потребителей рекламных услуг: «Устный» опрос; Опрос техническими средствами;

·        Определение размера и направлений расходования средств для проведения исследований;

·        Исследование новых книжных товаров.

Группа по рекламе и Public Relations: специалист по рекламе и / или PR.

Задачи группы:

·        Определение целей и задач рекламы в конкретных ситуациях;

·        Организация рекламной деятельности;

·        Определение размера и направлений расходования средств, для осуществления рекламной деятельности;

·        Выбор средств и методов рекламы;

·        Подготовка содержательной части рекламы;

·        Координация рекламной деятельности;

·        Измерение и контроль эффективности рекламы.

·        Разработка и внедрение имиджа ООО «Топ-книга».

Как бы не была организована служба маркетинга, взаимодействие ее с другими отделами и службами необходимо и определяется степенью развития самой маркетинговой службы.

В Новосибирске представлены сети предприятия:

·        магазины прессы «Сорока», всего 9 адресов (Мостовая ул, 2, ТЦ «Мегас», Красный пр-кт, 2/1, Фрунзе ул, 238, Геодезическая ул, 5, Ленина ул, 10, Титова ул, 15, Гоголя ул, 31 б, Зыряновская ул, 32/1, Кирова ул, 113 а);

·        книжные магазины «Книгомир» (ул. Громова, 7, ул. Первомайская, 106, Краснообск пос., ТЦ);

·        книжно-канцелярские гипермаркеты «Литера» (ул. Линейная, 29);

·        гипермаркет «Лас-Книгас» (Карла Маркса проспект, 53а);

·        книжно-канцелярский магазин «Пиши-читай» (ул. Тюменская, 14).

Рис. 2.1 Организационная структура ООО «Топ-книга»

К сильным сторонам руководящего звена ООО «Топ-книга» следует отнести наличие успешного опыта организации книжной торговли и быстрый темп роста предприятия.

Таким образом, в целом организационная структура управления ООО «Топ-книга»:

выражает субординацию органов управления, которая закреплена в положениях об отделах и должностных инструкциях;

выражает определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперации труда в сфере управленческой деятельности, последовательность реализации управленческих процедур;

органически связывает структуру и функции управления, т.е. никакие управленческие действия на предприятии не исходят от элементов, находящихся вне ее структуры управления;

осуществляет интеграцию вертикального, профессионально-квалификационного и функционального разделения труда.

 


3.3 Аудит восьми принципов СМК на предприятии


Система менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001:2008 базируется на восьми принципах, которые были сформулированы и включены в стандарт для того, чтобы высшее руководство организации могло руководствоваться ими с целью улучшения ее деятельности. Принципы менеджмента качества - это правила, лежащие в основе руководства деятельностью организации и направленные на удовлетворение запросов потребителей и всех заинтересованных сторон.

.        Ориентация на потребителя на долгосрочный период и предполагает понимание не только текущих, но и будущих потребностей заказчиков и стремление выполнить их с возможным опережением. Принцип ориентации на заказчика распространяется также и на отношения подразделений (сотрудников) внутри предприятия. Уровень обслуживания потребителей на высоком уровне. Широкий ассортиментом товаров привлекает клиентов с различными интересами. Цены на товары варьируются о самых низких до самых высоких, что привлекает покупателей с различным доходом. Система скидок и дисконтных карт.

.        Лидерство руководства: ориентация управленческой вертикали, пронизывающей всё предприятие на реализацию его политики, постановку глобальных целей и их декомпозицию по всем уровням и направлениям развития. Принципиальные решения руководства по построению и совершенствованию ООО «Топ-книга» конкретизируются и развиваются целенаправленными и согласованными действиями отдела СМК и других подразделений. Управленческий персонал создает творческую атмосферу, в которой все работники становятся полностью вовлеченными в достижение поставленных целей. Проводятся собрания на которых руководители проводят план стратегического развития организации.

.        Вовлеченность сотрудников в создание продукции (услуг) необходимого качества, в поиск и реализацию всех возможностей для совершенствования ООО «Топ-книга»; любые исследования и проверки направлены на поиск путей совершенствования, а не на наказание виновных. В фирме «ТОП-книга» генеральным директором используется материальная мотивация: выплачиваются бонусы директорам управлений за высокие результаты труда. Так же директор инициирует корпоративные встречи с персоналом в неформальной обстановке: совместное проведение праздников.

.        Процессный подход: суть - возможность достигнуть целей более эффективно и быстро. Линейно-функциональная структура фирмы «ТОП-книга» имеет горизонтальную дифференциацию, которая характеризует разнородность фирмы, ее многофункциональность. Горизонтальная дифференциация - сильная сторона организационной структуры фирмы «ТОП-книга», так как организация имеет ряд филиалов или очень крупных подразделений, которые достаточно автономны, при этом каждая из этих системных единиц специализируется только на выполнении своей функции, и, по данной причине, функционирует наиболее эффективно.

.        Системный подход к управлению: согласованное распределение функций (задач, обязанностей) и полномочий между взаимосвязанными процессами (элементами) СМК и управление системой с целью оптимального использования ресурсов ООО «Топ-книга» для стабильной работы и выпуска продукции требуемого качества. Для повышения управляемости компании, оптимизации издержек и обеспечения полной прозрачности бизнеса ООО «Топ-книга» в сотрудничестве с консалтинговой компанией Deloitte внедрила информационную систему Oracle JD Edwards EnterpriseOne. В результате ООО «Топ-книга» получила возможность не только объединить в единую систему склады и торговые объекты предприятия, но и надежно учитывать и оперативно контролировать процесс товародвижения. Значительно упрощены процедуры заказа продукции, информация о реализации товаров в оперативном режиме поступает из информационных систем магазинов в ЦИС (центральную информационную систему) компании. Используя возможности новой системы, аккумулирующей данные по движению товарных и финансовых потоков, компания может принимать более точные управленческие решения.

.        Постоянное улучшение: нацеленность всех работников на поиск и реализацию возможностей для постоянного улучшения СМК; предприятие, которое не совершенствует СМК, не может быть конкурентоспособным. Различны виды торговли - розничная, мелко-, крупнооптовая (рост числа клиентов). Акции, система дисконтов для клиентов (привлечение покупателей). Обеспеченность компьютерами и сетью Интернет позволяют иметь собственный сайт и интернет-магазин. Широкий ассортиментом товаров (привлекает клиентов с различными интересами).

.        Принятие решений, основанных на фактах: все решения в СМК принимаются на основе количественного, логического и экспертного анализа объективной информации и данных; предусмотрен сбор и анализ информации о текущих потребностях потребителей в товарах, реализуемых магазином.

.        Взаимовыгодные отношения с поставщиками: ООО «Топ-книга», взаимодействуя с поставщиками, создает базу для взаимовыгодного сотрудничества. Общее количество поставщиков более 2 000 по книгам и около 200 - по медиа, крупнейшими для ТОП-КНИГИ являются: среди книжных издателей: «АСТ» (15% от поставок книг), «Эксмо» (12%), «Просвещение» (6%), «Дрофа» (4%), «Олма-пресс» (3%); Среди издателей медиапродукции: «Новый Диск» (8% от поставок медиа), «Мистерия Звука» (5%), российское представительство «Universal Pictures» (4%).


Выводы и предложения


В современных условиях среди множества проблем, связанных с обеспечением, как выживания и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. Для руководства предприятия очень важно осознать различные способы, которыми качество товаров или услуг может воздействовать на организацию, и учитывать их при разработке и выполнении программы по гарантии качества.

Обеспечение полной сохранности товаров и доведение их до потребителя в хорошем состоянии является важнейшей задачей торговых работников.

В данной работе была оценена деятельность предприятия по торговле книжными товарами ООО «Топ-Книга». Были изучены основные термины в области управления качеством, принципы СМК, основные инструменты и модели в области качества. Исследована характеристика предприятия. Проведен аудит элементов системы менеджмента качества на данном предприятии.

Организация работы предприятия ООО «Топ-Книга» в целом удовлетворительна. Но как показывает практика, все не близко от идеала.

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы, выявив, как положительные так и отрицательные моменты в работе организации:

·        В компании ООО «Топ-Книга» реализованы все восемь принципов системы менеджмента качества;

·        Благодаря наличию в структуре компании логистической инфраструктуры «ТОП-КНИГА» располагает самым широким предложением на рынке - ее актуальный ассортимент превышает 150 тыс.

·        Простая организационная структура;

·        Каждой группе товаров на складе предприятия отводят определенное место и располагают по подгруппам, видам, артикулам, цене, расцветкам и другим товарным признакам, характерным для данного товара;

·        Закрепление за товаром постоянного места, что дает возможность быстро определить наличие товара, проверить его состояние, произвести подбор ассортимента и создать четкий порядок в кладовой;

·        Для товаров каждой группы созданы благоприятные условия хранения (температура и влажность воздуха, вентиляция, освещение).

Недостатком можно считать - управление запасами на предприятии. Задачей управления запасами является оптимизация объемов, ассортимента и мест размещения запасов. Предприятию следует выбрать модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Чтобы предотвратить завышение объемов запасов на складе, или их дефицит, заказы производятся не только в установленные моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня. Данная система более устойчива к колебаниям спроса. Положительная сторона данной модели - повышенная защищенность от дефицита запасов.

Еще один недостаток - это период реализации, соответственно качество товара, которое постоянно нуждается в контроле как со стороны покупателей так и контролирующих органов. Примером служит небрежное обращение с товарами отпускаемыми по акциям (по сниженным ценам) размещёнными на стеллажах, зачастую это проявляется в деформации книг.

В связи с этим необходимо четко обозначить эту проблему и донести до руководство, что бы оно предприняло меры для устранения такого обращения. Возможно, установление определенных правил по выкладке таких товаров.


Список использованной литературы


1.   ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». - М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 31 с.

2.      Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие / Ю.И. Ребрин - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. 174 с.

.        Руденко В.И. Менеджмент. Конспект лекций / В.И. Руденко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.160с

.        Семь инструментов качества [электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.klubok.net/article2628.html

.        Управление производством [электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.up-pro.ru/encyclopedia/deming-cycle.html

.        Триады качества [электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp? id=69355

.        Выборочный контроль [электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.bibliofond.ru/view.aspx? id=533202

.        ООО «Топ-Книга» [электронный ресурс]. - Режим доступа http://opt-kniga.ru/

Похожие работы на - Управление качеством товаров на стадии реализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!