Расчет эксплуатационных и экономических показателей работы подразделений ОАО 'Российские железные дороги'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    250,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчет эксплуатационных и экономических показателей работы подразделений ОАО 'Российские железные дороги'

Министерство путей сообщения Российской Федерации

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Кафедра «Экономика»









КУРСОВАЯ РАБОТА

РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОАО «Российские железные дороги»


Выполнила:

Студента 4 курса ИИФО

Фирсова О.В.

Шифр: 09-ОПУ- 071

Проверил: Михеева Л.А.


Хабаровск

г.

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет производства отделения железной дороги является одним из видов операционных бюджетов транспорта. Параметры бюджета производства группируются по видам работам основной деятельности железнодорожного транспорта: грузовые перевозки; содержание инфраструктуры; услуги локомотивной тяги; пассажирские дальние и пригородные перевозки; ремонт подвижного состава и другие.

Основными показателями бюджета производства отделения дороги по грузовым перевозкам являются: грузооборот, объем перевозок в тоннах; погрузка, выгрузка грузов; объем работы в тонно-км брутто, качественные показатели использования вагонов и локомотивов.

Разработка показателей по грузовым перевозкам железнодорожного транспорта связана с большим объем экономической работы по составлению плана грузовых перевозок и плана работы подвижного состава в грузовом движении.

В плане грузовых перевозок разрабатываются такие показатели грузовой работы как отправление и прибытие грузов на станциях отделения дороги; ввоз, вывоз и транзит грузов; перевозки грузов в местном и прямом сообщениях; грузооборот и грузонапряженность участков сети.

Показатели объемов грузовых перевозок являются основаниями для разработки плана работы подвижного состава в грузовом движении.

Показатели объема перевозок и работы подвижного состава в грузовом движении являются основанием для планирования деятельности всех отраслевых хозяйства железных дорог и их отделений, а также разработки параметров других операционных и финансовых бюджетов железнодорожного транспорта.

Важное значение в эксплуатационной работе железнодорожного транспорта имеют качественные показатели использования подвижного состава. Повышение скоростей движения поездов, увеличение массы грузового поезда, статической и динамической нагрузок вагона, а также снижения показателей продуктивной работы транспортных средств: порожнего пробега вагонов, условного пробега локомотивов - позволяют улучшать многие качественные и стоимостные параметры работы железнодорожного транспорта.

Целью курсового проекта является разработка плана работы подвижного состава на отделении дороги. А также освоение практики технико-экономических расчетов, связанных с планированием эксплуатационной работы.

1. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОТДЕЛЕНИИ ДОРОГИ

.1 Методика планирования перевозок грузов

Основной задачей планирования грузовых перевозок является определение предстоящих объемов перевозок.

От размера перевозок зависит объем работы подвижного состава, контингент работников, эксплуатационные расходы, доходы и прибыль отрасли.

Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте характеризуются рядом показателей. Основными из них являются: объемные показатели (объем отправления и прибытия грузов в тоннах, размеры приема и сдачи грузов по стыковым пунктам отделения территориального филиала в тоннах, объем перевозок по видам сообщений в тоннах, густота перевозок, грузооборот в эксплуатационных тонно-километрах нетто), качественные (средняя дальность перевозок, грузонапряженность).

Объем отправления (погрузка) в тоннах (Ротпр = Рпогр) определяется суммированием размеров отправления (погрузки) по всем станциям и участкам дороги.

Размеры прибытия (выгрузка) в тоннах (Рприб = Рвыгр) по решающим станциям рассчитываются на основе анализа отчетных данных о размерах поступления различных видов продукции в адрес основных грузополучателей.

Размеры приема (Рприем) и сдачи грузов (Рсдача) по стыковым пунктам отделения территориального филиала устанавливают по данным межрайонного обмена.

Размеры сдачи грузов определяются по данным о корреспонденции грузопотоков на основе построения схем грузопотоков.

Объем перевозок по видам сообщений: прямое (ввоз, вывоз, транзит) и местное определяются на основании построенных схем грузопотоков.

Ввоз - прибытие грузов под выгрузку на станции дороги (отделения) с других дорог (Рввоз); вывоз- отправление грузов на другие дороги (Рвывоз); транзит - перевозка грузов, поступивших с других дорог и следующих на другие дороги через данную дорогу (Ртр); местное - перевозка грузов между станциями внутри дороги (Рмест).

Планирование объема перевозок по видам сообщений необходимо для формирования финансовых показателей работы дорог и отделений.

Общий объем перевозок в тоннах может быть определен по формулам:


Грузооборот тонно-километрах нетто определяется по каждому участку умножением грузопотока на длину участка, а в целом по отделению территориального филиала (дороги) - суммированием грузооборота по всем участкам:


где - грузопоток на участке; - длина участка.

Грузопоток - среднее количество груза, проходящее по участку в одном направлении. Густота перевозок по участкам рассчитывается как сумма грузопотоков в обоих направлениях.

Средняя дальность перевозок рассчитывается делением грузооборота на объем перевозок:


Грузонапряженность рассчитывается делением грузооборота на эксплуатационную длину дороги (отделения):

грузовой перевозка подвижной

1.2 Расчет показателей плана перевозок

Таблица 1.1. - Расчет отправления, прибытия и приема грузов

Пример

Станции

Всего


А

АБ

Б

БВ

В


Погрузка, т. тонн (отправление)

2460

600

2270

400

1780

7960

Выгрузка, т. тонн (прибытие)

1640

300

1920

400

2130

6390

Прием, т. тонн

29700




30100

59800

Сдача, т. тонн








Размеры сдачи и схемы грузопотоков определяются в соответствии с корреспонденцией грузопотоков:

) Грузы под выгрузку на станцию «А» поступают со ст. «Б», на участок «АБ» - со станции «В».

) Грузы под выгрузку на станцию «Б» и «В», участок «БВ» завозятся на отделение дороги по станции «А».

3) Грузы собственной погрузки вывозятся с отделения дороги по станции «А

Рис. 1.1 Схемы грузопотоков

На А с Б

1640

На БА с В

300

Местное сообщение

1940

Ввоз по станции А

4450

Вывоз по В

6020

Транзит

55350

Сдача = транзит + вывоз

59800

Перевозка = прием + отправление

67760

Перевозка = сдача + прибытие

67760

Перевозка = местное сообщение + ввоз + вывоз + транзит

67760


Грузопоток на участке «АВ»:

в направлении АВ (четное) составит 25250 тыс.т.

в направлении ВА (нечетное) составит 30100 тыс.т.

Грузопоток на участке «БВ»:

Таблица 1.2. - Расчет грузооборота

Наименование участка

Длина участка, км

Грузопоток Чёт нечёт

Густота перевозок, т.т

Грузооборот, млн. т. км

АБ

319

28010

31890

59900

19108,1

БВ

240

33080

30400

63480

15235,2

Всего

559

 -

 -

 -

34343,3

Средняя дальность перевозок на отделении составит:

2. Расчет эксплуатационных показателей работы подвижного состава в грузовом движении

. Показатели, отражающие выполненые циклы работ рассчитываются по формулам:

Прием транзитных вагонов - делением транзитного грузопотока на динамическую нагрузку груженного вагона:


Прием вагонов подвыгрузку - делением размеров ввоза на динамическую нагрузку груженного вагона:


Количество погруженных вагонов - делением погрузки в тоннах на статическую нагрузку вагона:


Работа отделения дороги - сумма погруженных, транзитных и вагонов поступающих под выгрузку с соседних отделений:


2. Пробег подвижного состава рассчитывается по формулам.

Пробег груженных вагонов:


где - принимается по расчету; - средняя динамическая нагрузка на вагон (т/ваг), определяется исходя из структуры грузопотока.


где - статическая нагрузка на вагон, т/ваг; - динамическая нагрузка на вагон , т/в; - удельный вес отправления в общем объеме перевозок определяется по данным плана перевозок.

В рассматриваемом примере  составит:

- удельный вес грузов, поступивших на отделение дороги (ввоз+транзит).

Тогда при = 42 т/ваг, = 46,8 т/ваг, = 42•0,12+46,8•0,88 = 46,22 т/ваг.

Таким образом, динамическая нагрузка на расматриваемом отделении дороги лишь на  зависит от степени использования грузоподъемности вагонов на погрузке.

Пробег порожних вагонов:


где  - отношение порожнего пробега вагонов к груженому пробегу.

Общий пробег вагонов:


Тонно-километры брутто вагонов рабочего парка:


где - масса тары вагона, т/ваг.

Пробег груженных и порожних поездов:


где- средняя масса груженного поезда, т.бр.; - средний состав порожнего поезда, ваг.

Общий пробег поездов:

21,61млн. п-км

Линейный и общий пробег локомотивов:


где - отношение вспомогательного линейного пробега (работа по системе многих едениц, двойная тяга, подталкивание, резервный пробег) к пробегуво главе поездов, - отношение вспомогательного общего пробега (линейного и условного) к пробегу во главе поездов. К условному пробегу относится маневровая работа поездных локомотивов и простои локомотивов на станциях.


Качественные показатели использования подвижного состава рассчитываются по формулам:

Средняя масса поезда и средний состав поезда:


Оборот вагона:


где - груженый рейс вагона, - среднесуточный пробег вагона, км/сут.


где - рабочий парк вагонов.

Производительность вагонов и локомотивов:


Рабочий парк вагонов определяется двумя способами:


Рабочий парк локомотивов определяется двумя способами:


где - среднесуточный пробег вагонов и локомотивов, км/сут.

3. Расчет стоимостных показателей работы отделения дороги

Таблица 3.1. Показатели, используемые в расчете себестоимости перевозок

Наименование показателя

Условное обозначение

Величина

Расходные ставки на калькуляционные измерители

Lns

0,55


Lnt

13,44


Lмs

6,57


Lмt

496,38


Lмh

641,79


Plбр

0,0095


LМtм

1473,46


2,07


Ln

101,54

Качественные показатели использования подвижного состава

Рст

42


Рдг

46,8


252


740


Vуч

31,8


Вобщ

0,17


Влин

0,14


Рт

22,4


46,22



2937,09



0,05


Средняя дальностьперевозки грузов, км

Lср

506,8

Норма расхода электроэнергии

42,8

Коэффициент, учитывающий вспомогательное время работы локомотивных бригад

Kбр

1,5

Масса электровоза, т

Рл

184

Норма затратлок-часов маневровой работы на 1000 вагона-км.

Км

0,6

Вес одной отправки,т/ваг

Ро

40

Процент независящих расходов к зависящим,%

180



Таблица 3.2. Расчет себестоимости перевозок

Наименование измерителя

Расходная ставка, руб.

Расчет измерителей

Расходы на 1000 т-км, руб.

Вагоно-км

0,55

20,8


Вагоно-часы

13,44

48,38


Локомотиво-км

6,57

4,9


Локомотиво-часы

496,38

11,42


Бригадо-часы

641,79

19,9


Тонно-км брутто

0,0095

18,81


Расхлды электроэнергии

2,42

19,17


Локомотиво-час ман-ой работы

1473,46

33,89


Отправленные вагоны

101,54

0,25


Итого зависящих расходов

177,52

Условно-постоянные (независящие) расходы. 319,54


Всего расходов на 1000 ткм

497,06


Себестоимость 10 тонно-км расчитывается по формуле:

Расходы по грузовым перевозкам определяют по формуле:


Таблица 3.3. Расчет себестоимости локомотиво-часа простоя

Наименование измерителя

Расходная ставка, руб.

Расчет измерителей

Расходы,руб.

Локомотиво-км

6,57

1

6,57

Локомотиво-часы

496,38

1

496,38

Бригадо-часы

641,79

1

641,79

Расход электроэнергии

2,07

289,8


ИТОГО

1724,34


Таблица 3.4 Расчет себестоимости поездо-км

Наименование измерителя

Расходная ставка, руб.

Расчет измерителей

Расходы, руб.

Вагоно-км

0,55


Вагоно-часы

13,44

22,98


Локомотиво-км

6,57

6,8


Локомотиво-часы

496,38

29,78


Бригадо-часы

641,79

27,6


Тонно-км брутто

0,0095

29,65


Расход электроэнергии

2,07

26,08


ИТОГО

175,98


Зависящие расходы по пробегу поездов рассчитываются по формуле:

руб.

Таблица 3.5 Расчет себестоимости поездо-часа

Наименование измерителя

Расходная ставка, руб.

Расчет измерителей

Расходы,руб.

Вагоно-часы

13,44

808,69


Локомотиво-км

6,57

1

6,57

Локомотиво-часы1

496,38

1

596,38

Бригадо-часы

641,79

1

641,79

Расход электроэнергии

2,07

289,8


ИТОГО

2343,23


Таблица 3.6. Расчет себестоимости локомотиво-км резервного пробега

Наименование измерителя

Расходная ставка, руб.

Расчет измерителей

Расходы,руб.

Локомотиво-км

6,57

6,78


Локомотиво-часы

496,38

29,78


Бригадо-часы

641,79

27,6


Расход электроэнергии

2,07

8,28


Тонно-км брутто

0,0095

1,75


ИТОГО

74,19


4. Расчет изменения грузооборота и факторов, влияющих на его величину

Таблица 4.1. Расчет фактических значений объема перевозок и показателей работы подвижного состава

Наименование показателей

Величина показателя

Процент выполнения


расчет (план)

факт


Погрузка, тонн

7960

-14%=6845,6

86

Статическая нагрузка, т/ваг

42

-2%=41,16

98

Погружено вагонов, ваг

189,52

6845,6/41,16=166,3

87,8

Принято подвыгрузку вагонов

95,09

-12%=83,68

88

Принято транзитных вагонов

1182,69

-8%=1088,07

92

Принято груженых вагонов с соседнего отделения

1277,78

83,68+1088,07=1171,75

91,7

Работа отделения, ваг

1467,3

166,3+1171,75=1338,05

91,2

Груженый рейс вагона, км

506,8

+8%=547,3

108

Пробег груженных вагонов, ваг-км

743,04

1338,05*547,3=732,315

98,6

Динамическая нагрузка, т/ваг

46,8

41,16*0,12+46,22*0,88=45,6

97,4

Грузооборот, т-км

34343,3

732,315*45,6=33393,6

 97,2


Таблица 4.2. Влияние факторов на изменение эксплуатационных тонно-километров

Факторы и субфакторы

Формула анализа

Расчет по формуле

Отклонение




в %

(+,-)

98,6-100-1,4-480,8





97,2-98,6-1,4-480,8





 91,2-100-8,8-3022,2





98,6-91,2+7,2+2472,7





 (91,7- 100) * *0,87-7,2 -2472,7





(87,8-100)*0,13-1,59-546,06





(86-100)*0,13-1,82-625,05





(87,8-86)*0,13+0,234+80,4





97,2-100-2,8-961,6






Рис.4.1. Взаимосвязь грузооборота и качественных показателей использования подвижного состава

Грузооборот снизился на 2,8 %.

В результате снижения приема груженных вагонов на 8,3%, снижение грузооборота составило -7,2%.

Снижение транзитного вогонопатока на 8% привело к снижению грузооборота на 8,8%.

Увеличение груженого рейса вагонов на 8% привело к увеличению грузооборота на 7,2%.

Остальные показатели не оказали существенного влияния на изменение грузооборота в отчетном периоде.

Уменьшение погрузки в тоннах на 14% привело к меньшему снижению грузооборота на 1,82%.

Таким образом, отрицательное влияние на величину объема перевозок на отделении оказали внешние факторы.

5. Расчет влияния на себестоимость перевозок и эксплуатационные расходы изменения объема перевозок и качественных показателей использования подвижного состава

.1 Оценка влияния изменения грузооборота на финансовые показатели

Расчет влияния объема перевозок на себестоимость производится по формуле:



где - начальная величина себестоимости перевозок на отделении дороги; - себестоимость после изменения объема перевозок.


где - себестоимость в части зависящих расходов, руб./10ткм; - себестоимость в части независящих расходов, руб./10ткм; - изменение объема перевозок , %.

Изменение эксплуатационных расходов (экономия и перерасход) расчитываются по формуле:


где - грузооборот (по данным расчета, часть I).

.2 Оценка влияния изменения качественных показателей на финансовые показатели

Для расчета влияния качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость первозок используются формулы зависимости себестоимости, которые определяются методом расходных ставок.

С таким показателями как динамическая нагрузка на вагон, масса поезда брутто, участковая скорость себестоимость связана обратной зависимостью:


С показателями: процент порожнего пробега вагонов, и вспомогательного пробега локомотивов себестоимость связана прямой зависимостью:


где - величина себестоимости, независящей от качественного показателя; - величина себестоимости, зависящей от качественного показателя, - численное значение качественного показателя.

Изменение себестоимости перевозок при обратной зависимости рассчитывается по формуле:


где m - доля расходов зависящая от качественного показателя; - изменения качественного показателя в процентах.

Изменение себестоимости перевозок при изменение качественного показателя составит:

Экономический эффект от улучшения качественного показателя рассчитывается по формуле:


Заключение

Задачей планирования работы подвижного состава является определение объема работы подвижного состава, размера парка вагонов и локомотивов, необходимых для освоения намечаемых грузооборота и пассажирооборота при рациональном использовании технических средств транспорта, максимальной производительности труда и наименьших эксплуатационных затратах.

Подвижной состав является активной частью основных производственных фондов, и интенсивность его использования влияет на экономические показатели работы железных дорог и их предприятий. Основные обобщающие показатели использования подвижного состава - среднесуточная производительность грузового вагона и среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении, время оборота грузового вагона. При планировании работы подвижного состава определяется также потребность в парках вагонов и локомотивов для освоения намеченного объёма перевозок.

Производительность вагона - полезная работа, которую совершает в среднем вагон рабочего парка в сутки. Для увеличения производительности вагонов необходимо, с одной стороны, сократить простои, увеличивать скорость передвижения вагонов, и, с другой, улучшать использование его грузоподъёмность.

Статическая нагрузка зависит от структуры грузооборота и структуры вагонного парка. Повышение статической нагрузки - одно из важнейших направлений роста эффективности работы железнодорожного транспорта.

Повышение статической нагрузки вагонов приводит к сокращению пробега вагонов и локомотивов, к уменьшению количества тонно-километров брутто, парка вагонов и локомотивов и числа поездов. Сокращение потребности в парках вагонов и локомотивов в свою очередь уменьшает объём капитальных вложений в них, а сокращение числа поездов снижает степень использования пропускной способности участков, сокращает потребность в увеличении пропускной способности и обеспечивает рост скорости движения поездов.

Динамическая нагрузка зависит от структуры грузооборота, вагонного парка, а также от расстояния пробега вагонов с малой и большой загрузкой.

При разработке плана работы подвижного состава используются планы перевозки грузов и пассажиров, данные об его эксплуатации, резервах повышения статической нагрузки вагонов, сокращении времени простоя вагонов под грузовыми и техническими операциями, снижении времени оборота вагона, росте производительности вагонов и локомотивов.

Список литературы

1. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. Для вузов ж.-д. трансп./ И.В. Белов, Н.П. Терешина и др, Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса. - М.: УМК МПС России, 2001. - 600с. Под ред. Н.П. Терешиной. М. Транспорт, 1997-321с.

. Себестоимость железнодорожных перевозок. Под ред. Г.Г. Смеховой М. Маршрут, 2003 - 495с.

. А.Ф. Иваненко. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж.-д. трансп. М.: Маршрут, 2004. - 568с.

. Котлярова Е.В. расходы железных дорог, учет расчеты: Учеб. Пособие/ Е.В.Котлярова, Д.А. Аристова. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009.

Похожие работы на - Расчет эксплуатационных и экономических показателей работы подразделений ОАО 'Российские железные дороги'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!