Модели ценообразования в условиях олигополии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    102,31 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модели ценообразования в условиях олигополии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров

Кафедра «Мировая экономика»




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему:

Модели ценообразования в условиях олигополии









Тула 2015

Содержание

Введение

. Модели ценообразования в условиях кооперированной олигополии

.1 Модель картеля

.2 Модели ценового лидерства

. Модели ценообразования в условиях некооперированной олигополии.

.1 Модель дуополии и модель Штакельберга

.2 Модель ломаной кривой спроса

. Эффективность и примеры олигополии в современной России

.2 Примеры олигополии в России

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

 
В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс человечества. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является российская экономика. В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.

В основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет с рынка слабые предприятия путём либо их банкротства, либо поглощения и слияния с более сильными конкурентами. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия. Другим существенным фактором формирования олигополистических структур рынка является стремление предприятий реализовать эффект масштаба производства. В процессе совершенствования техники и появления новых технологий оптимальные размеры производства достигли таких масштабов, которые стали существенным препятствием для вхождения в отрасль новых предприятий. Эти препятствия связаны как с ограниченностью финансов, достижением низких издержек производства, так и более рациональным использованием ресурсов несколькими хозяйствующими объектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства.

В течение ряда лет многие экономисты предлагали различные теории олигополии. Целью таких теорий является определение процесса ценообразования и объема выпуска для олигополистической фирмы. Именно в этом и заключается актуальность темы, олигополисты действуют, руководствуясь различными моделями, устанавливая цены, отталкиваясь от этих моделей процесс самого ценообразования, будет иметь специфический характер.

Целью курсовой работы является олигополия как сложная структура рынка, являющаяся основополагающей в процессе ценообразования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

.Рассмотреть модель картеля.

.Изучить специфику моделей ценового лидерства.

.Проанализировать особенности модели дуополии и модели Штакельберга.

.Рассмотреть модель ломаной кривой спроса.

.Рассмотреть экономическую эффективность моделей олигополии.

. Рассмотреть модели олигополии на примере рынка России.

На современном этапе такая модель рынка как конкурентная олигополия заслуживает пристального внимания, перейдем к непосредственному рассмотрению основных моделей олигополистического рынка, оказывающих особое влияние на процесс ценообразования.

1. Модели ценообразования в условиях кооперированной олигополии

 

.1 Модель картеля


Многообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей олигополии. Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия. При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.

В условиях кооперированной олигополии исследователи выделяют две основные модели, на основании которых формируется цена товара:

.Модель картеля (приложение 1).

. Модель ценового лидерства.

.Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора. Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме. Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Для картеля характерно наличие следующих признаков:

·              сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

·              объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;

·              совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

·              наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения, за исключением отдельных отраслей (прежде всего сельского хозяйства), как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.

Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

·              принципа установления цен;

·              раздела рынков сбыта;

·              квот производства и сбыта участников;

·              обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК <#"826217.files/image001.gif"> 

Рис. 1

Это означает, что при снижении цены олигополист рассчитывает на гораздо больший прирост выручки, чем при ее повышении. Так как его кривая спроса DAD, то его кривая предельного дохода (MR1) имеет разрыв при выпуске Q*, в результате чего издержки и спрос могут меняться, не изменяя цен.

Предположим, кривая предельных издержек дуополиста МС0 проходит через разрыв BF, тогда ее сдвиг в промежутке ВF не изменит цену и выпуск. Если происходит сдвиг кривой спроса олигополиста вверх из DAD в D1A1D1 (повышение спроса), то происходит сдвиг кривой предельного дохода (изMR1 в МR2), и ее разрыв смещается с B1F1 в B2F2.

Если кривая МС0 проходит через разрыв B2F2, то цена продукции олигополиста остается на уровне Р*, а объем производства увеличится с Q* до Q1*. Если кривая предельных издержек после их изменения выйдет за пределы разрыва BF, оказавшись в положении в МС1 (увеличение издержек) или МС2 (уменьшение издержек), то цена олигополиста изменится, т.к. цена P* уже не максимизирует прибыль олигополиста, вследствие чего и излом его кривой спроса тоже изменится. То же самое будет, если при сдвиге кривой спроса в положение D1A1D1 кривая предельных издержек МС0 пересечет кривую предельного дохода МR2 выше разрыва B2F2. Следовательно, модель ломаной кривой спроса объясняет не только устойчивость цен, но и ее пределы. Как только кривая предельных затрат смещается за края разрыва кривой предельной выручки, олигополист меняет цену независимо от реакции соперников.

Таким образом, стоит отметить, что эта модель не может быть основной, а тем более общей моделью олигополии, на статус которой она первое время претендовала. Однако в тех ситуациях, когда представления олигополистов о возможном поведении соперников ограничены, эта модель может быть использована для разумного объяснения их поведения. К числу подобных ситуаций относятся новые отрасли на раннем этапе их становления, когда соперники еще не познакомились друг с другом, а также в случае присоединения к отрасли новых, ранее неизвестных фирм.

3. Эффективность и примеры олигополии в современной России

 

.1 Сравнительная характеристика и экономическая эффективность олигополии


Стабильность цен - важное условие извлечения экономической прибыли и, несомненно, отвечает интересам олигополистов. Тем не менее, практика такой однозначности не подтверждает. Связано это, по-видимому, с тем, что конкурирующие фирмы отнюдь не всегда расценивают снижение цены как покушение на их рыночные доли. Поэтому их реагирование не столь однозначно, как это предполагается в модели. Кроме того, сталкиваясь со сходными проблемами (снижение спроса, рост издержек), фирмы могут последовать за инициативой первопроходца. Слабость модели состоит и в том, что она, объясняя стабильность цен, не раскрывает механизма формирования исходного равновесия, то есть ничего не говорит о том, как рынок движется к точке перегиба. Выбор модели взаимодействия фирм на отраслевом рынке зависит от многих факторов. В первую очередь от тех, которые оказывают решающее влияние на конкурентные условия. И все же определенную типологию выбора фирмами модели поведения дать можно.

Экспериментальное моделирование показало, что, во-первых, выбор модели поведения фирм зависит от их численности. В условиях дуополии практически неизбежным становится сговор. Взаимодействие в модели с ограниченным числом участников чаще всего заканчивается результатами, близкими к равновесию Курно. Во-вторых, существенную роль в выборе модели поведения имеет критерий, используемый собственником для поощрения руководителей фирм. Когда контрактные отношения предусматривают применение собственником штрафных санкций за увеличения объема продаж, будет формироваться модель взаимодействия фирм, максимально отличающаяся от модели Бертрана, а объемы продаж будут выбираться с учетом поддержания заданности цен и прибылей. Если же в качестве критерия оценки работы и поощрения высшего менеджмента принимается объем продаж, то фирмы будут склонны к модели взаимодействия по Бертрану. Причем в такую модель взаимодействия будут вовлечены даже те фирмы, где система поощрения строится на основе иных критериев.

Количественные модели олигополии (Курно, картель) будут доминировать на тех отраслевых рынках, где существуют ограничения производственного характера. В капиталоемких производствах, требующих больших капиталовложений и времени для изменения производственных мощностей, трудно варьировать объемом выпуска. Поэтому в отраслях, выпускающих продукты производственного назначения, фирмы предпочтут конкурировать по цене, чем по объему. Ценовая олигополия (модель Бертрана, ценовое лидерство), вероятнее всего, будет присутствовать там, где существуют препятствия в отношении корректировки цен. В случае с товарами народного потребления изменение цены - не такой простой вопрос, как может показаться. Заключение долгосрочных договоров на поставку, фиксация цен в глазах потребителей (каталоги, прайс-листы) накладывают серьезные ограничения на ценообразование, и реагирование фирм скорее выразится в корректировке объемов. Можно сказать, что для отраслей с длительным производственным циклом характерной будет корректировка цен, в то время как для отраслей с коротким производственным циклом - корректировка выпуска. Если оценивать модели олигополистического взаимодействия по их эффективности, то с определенной долей условности можно утверждать, что наименее эффективной среди них будет картель, а наиболее эффективным - взаимодействие в модели Бертрана.

Стоит отметить основные причины существования и развития олигополии в России:

. Финансовые барьеры - огромные расходы на рекламу и продвижение своей продукции на рынок; другие барьеры - владение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источниками.

. Эффект слияния, обусловленный взаимозависимостью фирм. В условиях олигополии изменения в производстве и реализации у одной фирмы вызовет ответную реакцию у ее конкурентов, причем реакцию абсолютно непредсказуемую. Подобные обстоятельства побуждают фирмы к слиянию и приводят к картелизации отрасли, что может обеспечить увеличение доли рынка участвующих в сговоре фирм, увеличить рыночную власть, дать возможность требовать более низких цен на ресурсы, выступая в роли «крупного покупателя».

Оценивая значение олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования. Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

В теории существуют две различные точки зрения на экономические последствия олигополии:

.Традиционная точка зрения.

Очень часто фирмы-олигополисты действуют сообща, что приближает олигополию к чистой монополии, т.е. ее экономические последствия схожи с последней. Объем производства в условиях олигополии меньше оптимального, а цены выше, чем у фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции. Безусловно, в форме картелей олигополия крайне неэффективна фактически воспроизводится групповая монополия. Сложнее дело обстоит с другими моделями олигополии, где конкуренция все-таки существует, но и этим формам олигополии будут свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. А из-за значительной рыночной власти, которая есть у олигополистов, эти недостатки будут выражены более ярко, чем при монополистической конкуренции.

.Теория Шумпетера - Гэлбрейта.

Хотя при олигополии и не наблюдается эффективного распределения ресурсов, для экономистов остается открытым вопрос о степени эффективности олигополии с точки зрения чувствительности к научно-техническому прогрессу и внедрению новаций. Ряд экономистов считает, что только крупные фирмы-олигополисты, располагающие значительными финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами, способны обеспечить научно-технический прогресс. Однако конкретные примеры из реальной жизни показывают: очень многие изобретения, определяющие прогресс, были сделаны на мелких фирмах или даже изобретателями-одиночками.

Таким образом, на данный момент не сложилось единой точки зрения об эффективности такой рыночной структуры, как олигополия, поскольку можно выделить как положительные, так и отрицательные последствия функционирования данной рыночной структуры, но несмотря на это олигополия является основным элементом в рыночном механизме, который коренным образом определяет цену товара.

3.2 Примеры олигополии в России


В России первые единичные картели стали появляться уже в конце ХIX века и назывались они синдикатами, самые известные из них "Продуголь" и "Продвагон". При образовании картеля его участники не утрачивали производственной и коммерческой самостоятельности; между ними заключались соглашения по ряду вопросов: цены на производимую продукцию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции. На современном же этапе сговоры, ограничивающие конкуренцию, - картели - приравниваются к мошенничеству. Они классифицируются в мире как опасное экономическое преступление и как самое серьёзное нарушение антимонопольного законодательства. Вред, наносимый картелями экономике и гражданам, исчисляется миллиардами рублей. К сожалению, практика показывает, что лишь суровые наказания могут остановить участников картелей от участия в незаконных соглашениях. В России же уголовная ответственность за сговор или согласованные действия компаний появились довольно давно. Уже в 1845 году в Уложении о наказаниях уголовных и исполнительных Российской империи устанавливается ответственность за сговор, сделку или другое соглашение торгующих о повышении цен в виде заключения в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев, или арест на время от трех недель до трех месяцев, или денежное взыскание. Дальнейшее развитие эта норма получила в Уложении о наказаниях уголовных и исполнительных 1885 года.

В Советском союзе по понятным причинам не существовало антимонопольного законодательства и наказаний за его нарушение. Лишь в 1991 году появился закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В 1996 году вступила в силу статья 178 УК, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Однако широкого применения она не получила. Причина - расплывчатость формулировок и сложность в доказывании. Для того, чтобы уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства стала реальностью, ФАС России предложила внести в ст.178 Уголовного кодекса РФ изменения. В настоящее время эти предложения сформулированы и официально одобрены Правительством Российской Федерации.

В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Олигополизированы основные подотрасли химической промышленности (производство удобрений и пр.) и машиностроения (автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.). Крупные предприятия, которые однозначно придают рынку олигополистичекий характер, составляют основу современной российской экономики. Исторически производство в нашей стране развивалась на основе крупной промышленности. Такое положение имело место еще в царской России. Для советской промышленности также была свойственна непропорционально большая доля крупных предприятий при весьма заниженной, по сравнению с экономиками развитых стран, доле мелкого и среднего бизнеса. В России многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми структурными единицами экономики. Это Газпром и нефтеэкспортеры, "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40%, а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

По мнению журнала "Эксперт", в России крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России. На сегодняшнем российском рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 60%. При этом "Лукойл" и "Юкос" занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала). Ситуация изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке. Еще в 2009г. государство пыталось воздействовать на нефтенные компании, завышающие цены на бензин, путем штрафов и различных гос. проверок. Но завышенные цены на топливо в России по сей день, что не скажешь о других странах добывающих на своей территории «черное золото». Компании-лидеры на российском рынке диктуют свои условия, с которыми приходится мериться не только обывателям, но и зачастую государству. Но не только в тяжелой и металлургической промышленности существует олигополия, но и в розничной торговле. Например, компания «Ашан» одна из крупный сетей в розничной торговли, имеющая большое количество магазинов в Москве с различным выбором для покупателей. С данной компанией хотят сотрудничать многие поставщики (т.к. это крупный, постоянный клиент с огромным товарооборотам), что в свою очередь компании «Ашан» позволяет диктовать цены на закупаемою продукцию и на разнообразие ассортимента.

Среди операторов сотовой связи тоже развивается ожесточенная борьба, но в целом сотовые операторы России являются олигополистами. По данным Госкомстата число сотовых телефонов в России превысило количество жителей. На фоне этого операторы сотовой связи проводили политику повышения числа своих абонентов, уменьшая стоимость услуг.

Создание благоприятных условий для российских олигополистических структур с целью стимулирования внедрения инноваций позволит не только модернизировать технологическую базу ведущих отраслей экономики, но и кардинально поднять конкурентоспособность выпускаемой продукции.

олигополия спрос ценовой лидерство

Заключение

Подводя итог вышесказанному стоит сделать следующие выводы:

. Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора, в тоже время успех деятельности картеля зависит от готовности его участников следовать достигнутым соглашениям, а также их способности выявлять и эффективно пресекать действия нарушителей.

. В условиях ценового лидерства рыночная координация достигается посредством приспособления фирм к устанавливаемой лидером цене, которая выступает фактором, задающим условия производства всем фирмам отраслевого рынка. Преимуществом данной модели заключается в том, что:

§   данная форма не противоречит антимонопольному законодательству;

§   фирмы-олигополисты <#"826217.files/image002.gif">

Приложение 2

График. Модель ценового лидерства.



Приложение 3









Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D - спрос; MR - предельный доход; МC-предельные издержки

Приложение 4

Модель ломаной кривой спроса.

Похожие работы на - Модели ценообразования в условиях олигополии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!