Формы монополий и их эволюция

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы монополий и их эволюция














Формы монополий и их эволюция

Введение

экономический монополия конкуренция

В рыночной экономике выделяют различные типы рыночных структур, особенно яркой из них является монополия.

В рамках данной работы произведем попытку рассмотреть основные формы монополий, их эволюцию и произведем сравнительный анализ монополии и конкуренции, как ее противоположности.

Особый интерес представляет исследование монополий еще и потому, что оно помогает лучше понять сущность изменений происходящих в структуре рынка в последнее время, а также определить приоритетные направления его развития. Кроме того, исследование противоположных рыночных структур, проведенное в рамках данной работы, позволяет лучше понять механизм функционирования промежуточных структур - монополистической конкуренции и чистой монополии.

Предметом исследования в курсовой работе выступает рассмотрение развития различных форм монополий. Объектом - специфические особенности и отличительные черты монополий.

Цель исследования является всестороннее изучение исторически сложившегося механизма формирования монополий, их характерные признаки и взаимосвязь с другими формами организации предприятий.

Задачи работы:

üисследовать сущность, содержание и основные виды монополий;

üпроанализировать исторические предпосылки возникновения монополий;

üизучить взаимодействие конкуренции и монополии, как двух полярных форм организации рынка;

üрассмотреть предпосылки возникновения монополий и основные направления в области развития антимонопольного законодательства Республики Казахстан;

1. История возникновения монополий

.1 Виды монополий

Термин «монополия» в переводе с греческого monos - «один» и poleo - «продаю».

Монополия представляет собой исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса, предоставляемое государством, за исключением временной монополии [2].

Прежде, чем перейти к рассмотрению основных видов монополий и охарактеризовать их, рассмотрим объективные предпосылки их возникновения и формы существования на протяжении истории.

Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии - «Стандарт ойл», в автомобильной промышленности - «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 гг. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли материнские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании). Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации [3].

Развитие концернов было обусловлено необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 гг. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменили систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов - результат усиления с середины 20 века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала [1].

Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий.

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле.

До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа («Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», ниточный трест и др.).

Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», 2Проволока», РОСТ и др. - по форме были акционерными обществами, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами [9].

В период промышленного подъема (1910-14 гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.).

В годы первой мировой войны 1914-18 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами.

Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учётные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.

В процессе исторического развития, человечество накопило богатый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что монополия - это «экономическое зло». Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий:

. естественная монополия;

. искусственная монополия.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. В качестве примеров естественных монополий можно назвать электроэнергетику, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, вследствие этого они занимают монопольное положение на рынке.

Искусственная монополия является наиболее распространенной формой монополии. Ее возникновение обусловлено экономическими причинами, ее развитие происходит на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет об экономических субъектах, сумевших завоевать монопольное положение на рынке. Это возможно в двух случаях. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении предприятий. В том или другом случае, либо при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

К основным признакам монополии можно отнести [8]:

. Эффективность деятельности субъектов естественных монополий в отсутствие конкуренции, это связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими постоянными расходами. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

. Высокие барьеры входа на рынок, так как капитальные вложения, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, очень высоки, для того, чтобы предприятие подобной параллельной системы, выполняющее те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) могло выйти в зону безубыточности и прибыли.

. Низкая эластичность спроса, вследствие которого спрос на товары, работы, услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить товарами - субститутами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К этим товарам относится, к примеру, электроэнергия.

. Сетевой принцип функционирования рынка, подразумевающий по собой наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, при помощи которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

На сегодняшний день в классической макроэкономике существует два типа естественных монополий:

а) природные монополии, происхождение которых вызвано барьерами для конкуренции, возведенных самой природой.

б) технико-экономические монополии - возникновение которых продиктовано техническими или экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, космические, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

.2 Монополистические объединения

Выделяют четыре основные формы монополистических объединений. Наиболее простой формой является картель. Он предполагает формальное письменное соглашение нескольких производителей определенного товара относительно его цены, объемов производства, квоты на рынках сбыта и др. Картель, вместе с тем, не ограничивает самостоятельность входящих в него участников, позволяя им добиваться усиления своих позиций за счет производства видов товара, не регламентированных картельным соглашением. Таким образом, картель существенно ограничивает конкуренцию только по узкому ряду продукции.

Другими словами картель представляет собой способ группировки нескольких предприятий одной сферы производства, Участники картеля сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

В качестве объекта напряженной борьбы внутри картелей являются квоты. Квота - это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. Другими словами квота представляет собой процент прибыли, получаемый в общем объеме прибыли картеля. Каждая компания получает квоту соразмерно с ее производственной мощностью и, соответственно, пропорциональную ей долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше процент прибыли.

Другой организационной формой монополистического взаимодействия на основе принципа концентрации является синдикат.

Синдикат - это коалиция нескольких предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт. Другими словами участники синдиката сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов осуществляется общей сбытовой конторой. В синдикатах также идёт борьба за техническое совершенство, за квоту.

Участники синдиката добровольно передают единому руководящему органу коммерческую функцию, но сохраняют при этом производственную и юридическую самостоятельность. Синдикат получает широкие возможности эффективного управления материальными потоками. Реклама товаров, их транспортировка и хранение, ведение переговоров о торговых сделках от имени участников синдиката, организация сервисного обслуживания потребителей и другие функции позволяют регулировать условия продажи на рынке, стимулировать спрос, расширять внешнеэкономическую деятельность и, в конечном итоге, уменьшать индивидуальные накладные расходы.

В других вопросах между синдицированными предприятиями согласованности практически нет и поэтому между ними возможна даже некоторая конкуренция

Более сложные формы монополистических объединений возникают в том случае, если процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. Это порождает развитие более высоких форм монополистических объединений. Неполная согласованность действий и некоторая внутренняя конкуренция между предприятиями синдиката была преодолена объединением предприятий в централизованно управляемое производственное объединение - трест.

Трест - объединение предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. В тресте зачастую идёт борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за контроль над трестом.

В тресте объединенные предприятия теряют не только снабженческо-сбытовую самостоятельность, но и производственную. В отличие от предшествующих форм монополистических объединений и одноотраслевого треста, комбинированный трест впервые выходит за рамки отрасли и приобретает возможность получать дополнительную прибыль от использования различных побочных продуктов (отходов) основного производства на своем предприятии, но относящимся к другой отрасли (горизонтальное комбинирование), или от последовательной обработки товаров, служащих сырьем для производства других товаров, которые перерабатываются в третий вид товаров (вертикальное комбинирование).

Таким образом, внутриотраслевая конкуренция при растущей концентрации производства приводит к наиболее полному развитию своей противоположности - монополии в форме треста.

Концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных, но взаимосвязанных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях.

Концерн является высшей формой монополистического объединения. Основной причиной образования концернов служит межотраслевая конкуренция. Объединение различных производств и функциональных служб (по управлению, снабжению, реализации, научно-технической политике, перспективному планированию и т.д.), позволяет наилучшим образом использовать существующие в данное время условия возрастания капитала для максимизации прибыли. Концерн специализирует и кооперирует свои предприятия, используя диверсификацию - одновременное развитие многих, не связанных между собой производств, и их комбинирование. Производственные предприятия в своей текущей хозяйственной деятельности обычно полностью самостоятельны.

Преобладающим видом современного крупного монополистического объединения предприятий является диверсифицированный концерн. Многоотраслевые диверсифицированные концерны в последние годы все более стремятся к взаимодополняемости своих разноотраслевых предприятий, рассматривая свою фирму как взаимосвязанный «портфель» бизнесов.

Основополагающей чертой процесса диверсификации производства является внутрифирменная межотраслевая передача технологии. Передача технологии возможна в двух видах:

1)передача собственной технологии;

2)передача передового товара для совершенно отличного от первоначального применения.

Крупные диверсифицированные концерны играют активную роль в мировой экономике.

Конгломерат является концерном особого типа, отличающимся от преобладающего вида - диверсифицированного концерна, тем, что первый из них объединяет различные, не связанные между собой компании многих отраслей промышленного производства и других сфер экономики. Эти компании почти самостоятельны, они контролируются штаб-квартирой конгломерата только по узкому кругу финансовых показателей. Таким образом, конгломерат по существу лишь формально обобществляет свое производство.

2. Конкуренция и монополия

.1 Совершенная и несовершенная конкуренция

Конкуренция и монополизм в экономике выступают как антиподы. Конкуренцию производителей можно определить как некоторое противоборство между производителями товаров за право получения максимальной прибыли от продажи продукции, осуществляемое обычно через увеличение доли отдельного производителя на рынке сбыта продукции. В современной экономике для успешного конкурентного противоборства какой-либо компании первой необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Компания сможет заметно увеличивать свои прибыли нередко за счет как широкого освоения ранее не производимой передовой продукции, так и при помощи существенно модернизированной. Научно-технический прогресс, его прикладные результаты стали одним из наиболее значительных факторов в конкурентной борьбе.

Именно количество и «удельный вес» на рынке производителей позволяют классифицировать виды конкуренции.

В зависимости от соотношения на рынке числа продавцов (покупателей), а также от возможности их влиять на цену товаров, конкуренцию называют совершенной или несовершенной.

Если ни один из множества продавцов не в состоянии существенно изменить цену товара, то говорят о совершенной конкуренции. В ее условиях производитель оказывается в состоянии определять самостоятельно всего один параметр - объем выпуска продукции, учитывая при этом сложившуюся на рынке цену и величину собственных издержек.

По существу, совершенная конкуренция в реальной жизни практически отсутствует.

Гораздо чаще встречается несовершенная конкуренция, имеющая множество разновидностей. Она возникает, когда на рынке какого-то товара действует в той или иной степени ограниченное число продавцов, способных в известной мере определять уже два ключевых параметра: объем продаж и цену товара.


2.2 Взаимодействие конкуренции и монополии

Соотношение конкуренции и монополии продолжает оставаться одной из актуальных проблем современной экономической науки и государственной экономической политики. Монополистические тенденции в современной экономике имеют ряд предпосылок, важнейшими из которых являются структура отечественной экономики, сложившаяся во второй половине XX в., и, как следствие стремительного перехода к рыночным отношениям, несовершенство отечественного антимонопольного законодательства. Мировой опыт свидетельствует, что антимонопольная политика государства формируется не одно десятилетие и нуждается в постоянном совершенствовании в силу изменчивости экономической среды.

Согласно теории рынков конкуренция и монополия являются различными типами рыночных структур, разновидностями которых, в свою очередь, выступают чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. В основе данной классификации находятся такие признаки, как количество фирм в отрасли, отраслевые барьеры, вид продукта. Исследование поведения фирм на различных рынках позволило выявить особенности их политики издержек и ценообразования, оказывающих воздействие на внешнюю среду.

Негативными последствиями существования монополий и монопсоний являются формирование монопольной цены и структуры сбыта продукции, гарантирующей контроль над рынком и получение прибыли в дальнейшем. Деформация рынка порождает «деформацию рынков инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости».

Рассмотрим два диаметрально разнонаправленных понятия конкуренция и монополия, а также проанализируем из взаимодействие.

Конкуренция приводит к монополии. Возникают противоречия между ними. Целью появления монополии является ослабление, уничтожение конкуренции. Однако монополия не только не уничтожает конкуренцию, она ее усиливает, изменяет ее виды, ее формы проявления [7].

В условиях рынка появление монополий, господство монополий в производстве, в общении способствует:

· во-первых, изменению характера конкурентной борьбы. Конкуренция становится монополистической;

· во-вторых, конкуренция выходит на мировой рынок, приобретает интернациональный характер;

· в-третьих, в условиях рыночной смешанной экономики появляются:

конкуренция между монополиями;

конкуренция внутри монополий;

конкуренция между монополиями и предприятиями-аутсайдерами.

Монополия - это ситуация, когда на рынке присутствует только один продавец товаров или услуг. Этот продавец полностью контролирует рыночную цену и доминирует при производстве продукта или услуги, не имеющих аналогов.

Для того чтобы фирма продолжала занимать господствующее (монопольное) положение на рынке, должны существовать барьеры, препятствующие входу на рынок других фирм, способных конкурировать с монополистом. Существует несколько основных барьеров для входа на рынок.

Единоличное владение ключевым ресурсом является важным барьером. Например, монополия может вырасти в результате единоличного доступа к залежам природных ресурсов. Патенты и авторские права также могут служить барьером. Патенты и законы об авторском праве дают одному лицу исключительное право продавать некоторые товары и услуги населению.

Естественные монополии являются другим примером барьера для входа на рынок. Естественные монополии возникают тогда, когда экономия на масштабах производства приводит к тому, что на рынке остается только одна фирма, производящая товар. Экономия на масштабах производства в этом случае означает, что самая большая фирма способна устанавливать цены ниже тех, которые устанавливает любая маленькая фирма.

Наконец, рыночные барьеры могут существовать и в форме рекламы. Монополист может настолько сильно раскрутить торговую марку своего продукта, что покупатели будут продолжать приобретать его даже при появлении на рынке более дешевого и качественного продукта.

Если фирма защищена от потенциальных конкурентов высокими барьерами выхода на рынок, то она вправе поднять цены на товар и получать чрезмерные доходы. В этом случае монополия может стать опасной и потребует вмешательства правительства и законодательства.

Однако простой факт установления монополии не доказывает, что другой компании нанесен какой-либо экономический ущерб. Если барьеры для выхода на рынок низки, отсутствие реальной конкуренции не является причиной большого беспокойства. Возможность потенциального входа на рынок со стороны конкурентов может быть вполне достаточной для того, чтобы фирма вела себя так, как если бы конкурирующие компании действительно существовали. Сегодня большинство экономистов полагает, что рыночное соревнование, то есть вопрос, существуют или нет достаточно низкие барьеры для выхода в рынок, более важно при оценке социальных издержек монополии.

Конкуренция представляет собой состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Рынки с несовершенной конкуренцией это рынки, где фирмы могут конкурировать не только ценой товара, который они продают. Неценовая конкуренция включает также стимулирование сбыта, рекламу, размещение продукции и разработку продвижения торговой марки.

Большинство фирм при вхождении на рынок с новым товаром или услугой разрабатывают маркетинговую стратегию. Первая часть этой стратегии заключается в том, что фирма создает продукт, который её покупатели захотят приобрести. Необходимы тщательные исследования, чтобы заполнить брешь на рынке, предложив радикальный или новый модельный дизайн.

Затем маркетинговый департамент должен установить цену. Она может быть выше или ниже тех цен, которые уже существуют на рынке.

После того, как сам продукт и цена на него определены, фирма должна использовать рекламу и стимулировать сбыт, чтобы информировать потенциальных покупателей о появлении новых товаров и пытаться.

Считается, что на рынке существует олигополия, если на нем представлено небольшое число фирм, конкурирующих друг с другом. Большинство рынков в западной экономике в той или иной степени являются олигополистическими.

Олигополия это наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом.

Каждая такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть дифференцированным как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным, как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т.е. может влиять на цену своей продукции и держать ее на уровне, превышающем предельные издержки производства. Контроль над ценой обусловлен здесь рыночной долей отдельных продавцов, достаточно большой, чтобы влиять на предложение и, следовательно, на цену товара. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга. Каждая фирма в отрасли осознает, что изменение цены или объема выпуска вызовет ответную реакцию ее конкурентов, и должна считаться с ней. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, что защищают монополию. Монопольная власть и прибыль в олигополистических отраслях промышленности частично зависят от того, как взаимодействуют фирмы. Если взаимодействие имеет тенденцию к сотрудничеству, а не к конкуренции, фирмы могут назначать цены существенно выше предельных издержек и получать большую прибыль. Иногда фирмы даже вступают в явный или тайный сговор картель и сообща координируют свои цены и объемы производства, чтобы максимизировать совместные прибыли. В других случаях олигополистические фирмы агрессивно конкурируют друг с другом, развязывая целые ценовые войны и теряя значительную долю прибылей.

Олигополия является преобладающей формой современного отраслевого рынка. Олигополистическими отраслями промышленности являются, например, автомобильная промышленность, производство стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования, компьютеров.

Олигополистические фирмы обладают высокой степенью контроля как над производством товара, так и над ценами на него. В результате цены на товар устанавливаются выше, чем в случае с конкурентным рынком.

Олигополистический рынок создается тогда, когда предложение контролируется относительно небольшим количеством крупных фирм, как например, в случае, когда три или четыре фирмы контролируют 80% полного рыночного объема производителя. Эти фирмы зависят одна от другой, поскольку действия и стратегия одной фирмы значительно влияют на другие фирмы в этой промышленности. В совершенной конкуренции существует много небольших фирм, каждая из которых является независимой, и действия одной фирмы не влияют на поведение других. При олигополистической конкуренции, если одна большая фирма решает увеличить свой объем продаж, то это увеличение происходит за счет продаж других фирм на рынке.

Фирмы, действующие на олигополистическом рынке, могут использовать широкий набор стратегий. Однако все они имеют одну общую особенность, заключающуюся в том, что им приходится тратить много денег на маркетинг, рекламу и создание торговых марок. Это происходит потому, что им необходимо удерживать свою долю рынка от конкурирующих производителей, не прибегая к снижению цен. Снижение цен приводит к началу ценовой войны, что уменьшает прибыли компании.

Чтобы привлечь покупателя, фирмы на олигополистическом рынке часто используют новые маркетинговые приемы: купоны на право приобретения со скидкой, дисконтные карты, подарки и другое стимулирование сбыта.

Реклама также является средством, чтобы рассказать потребителю о новых, усовершенствованных или по-новому упакованных продуктах.

Создание известного бренда - другой способ, с помощью которого фирмы конкурируют на олигополистическом рынке. Компании тратят массу денег, чтобы создать продукт, который бы отличался по дизайну, упаковке или корпоративному логотипу.

При олигополистической ценовой конкуренции существуют также сговоры и кооперации.

Фирмы могут договариваться между собой, чтобы ограничить конкуренцию, согласовать цены и уменьшить предложение с целью поднять цены и увеличить свои прибыли. В большинстве развитых стран такая практика является незаконной.

В современных условиях в развитии общественного производства целесообразно выделить роль естественной, административной и экономической монополии.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин, отражает ситуацию, когда спрос удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция нежелательна. В этих отраслях существует ограниченное количество национальных предприятий, и поэтому они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действия государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительно права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным министерствам и ассоциациям.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Имеются в виду предприниматели, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на их добровольном объединении.

На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете, устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке.

Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество и стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные монополистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранных компаний, проникающих на внутренний рынок. Следовательно, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта, какого-либо товара в руках единственной фирмы.

В современных условиях в развитых и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, важную роль занимает внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между монополиями, производящими инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополий с немонополизированными предприятиями.

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

В современных условиях на обострения противоречий между ведущими конкурентами и на условия функционирования монополий, существенное влияние оказывают противоречия в рамках мирового хозяйства и мирового экономического кризиса.

3. Эволюция форм монополий

.1 Экономические последствия монополизации и антимонопольная деятельность государства

Первоначально считалось, что рыночная экономика, являясь саморегулирующимся «организмом», основываясь на принципе соотношения спроса и предложения, сбалансирует интересы потребителя и производителя. При этом государственное вмешательство в экономические процессы отвергалось. Между тем, практика показала, что отсутствие государственного регулирования негативно влияет не только на экономику, но и на социальные процессы. Особенно необходимым является государственный контроль за такими хозяйствующими субъектами, как естественные монополии, поскольку именно они имеют право собственности на стратегически значимые товары и услуги (энергоресурсы, услуги электрической связи, услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным и иными видами транспорта и другие виды товаров и услуг) [2].

Важнейшими целями государственной экономической политики являются развитие конкуренции и сдерживание монополистических тенденций, что позволяет добиться повышения эффективности экономики и роста общественного благосостояния.

Целью государственной антимонопольной политики являются в конечном итоге согласование и максимальная реализация как общественного, так и частного экономического интереса.

Государственное регулирование заключается в «использовании юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства» [11]. Юридический инструмент, или «регуляция», предполагает принуждение государством хозяйствующих субъектов к выполнению некоторых действий под угрозой официальных санкций.

В зависимости от целей и характера применения различают экономические и социальные регуляции. Если экономические направлены на увеличение эффективности использования ресурсов, то социальные - на достижение таких социальных ценностей, как справедливость, равенство, права человека и т.д. В зависимости от объекта воздействия среди экономических регуляций можно выделить структурные регуляции, воздействующие на структуру рынка (ограничения на вход и выход из отрасли), и регуляции, воздействующие на поведение фирмы (ограничение действий хозяйствующих субъектов и фирм, уже функционирующих на рынке). Экономические регуляции, как правило, применяются к естественным монополиям и рынкам с ограниченной / избыточной конкуренцией.

Необходимость и оправданность государственного регулирования могут быть исследованы с точки зрения его влияния на общественный и частный интерес. Очевидно, что регуляции могут служить не только интересам общества в целом, но и интересам отдельных компаний, групп организованных интересов или групп государственных служащих. В последнем случае они представляют собой различные вариации частного интереса.

3.2 Антимонопольная политика в Казахстане на современном этапе

В настоящее время казахстанская экономика характеризуется «высокой степенью сосредоточенности», немногочисленные мега - холдинги контролируют более половины всего ВВП, которые помимо основной деятельности через дочерние предприятия осуществляют целый ряд непрофильных функций. Такие действия замедляют развитие малого и среднего бизнеса и, как следствие, позволяют избегать налогообложения и транспарентного ценообразования. Подтверждением этому служат многочисленные факты монополизации отдельных секторов экономики национальными компаниями и мегахолдингами. Национальные компании сейчас представляют собой крупные холдинги, которые занимаются практически всеми видами деятельности, часто далекими от основной. Это приводит к неэффективности и непрозрачности в работе нацкомпаний.

В этой связи Агентством проводится целенаправленная работа по недопущению оказания субъектами естественных монополий непрофильных функций и видов деятельности и разработке системы мер по их выявлению и передаче в конкурентную среду.

Так, Агентством в Законе Республики Казахстан «О естественных монополиях» четко предусмотрены ограничения деятельности осуществления регулируемых услуг в сферах естественных монополий, в частности субъекту естественной монополии запрещается [1]:

оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к сферам естественных монополий, за исключением деятельности:

·технологически связанной с регулируемыми услугами;

·установленной законодательством Республики Казахстан о почте;

·в случае, когда доходы от оказания регулируемых услуг, относящихся к сфере естественной монополии, не превышают одного процента доходов от всей деятельности субъекта рынка за один календарный год;

·в случае, когда доходы от иной деятельности не превышают пяти процентов от всей деятельности субъекта естественной монополии за один календарный год;

·в случае невозможности организационного и территориального обособления структурного подразделения, оказывающего услуги (товары, работы) в сфере естественной монополии;

иметь на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ) субъектом естественной монополии, а также с осуществлением деятельности, разрешенной для субъекта естественной монополии;

владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций, кроме негосударственных накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих деятельность, разрешенную для субъекта естественной монополии.

В целях осуществления эффективного контроля за данными действиями субъектов естественных монополий и определения конкретного порядка согласования, Агентством разработаны Правила представления и рассмотрения ходатайств о даче согласия на осуществление субъектами естественных монополий иной деятельности и Правила представления и рассмотрения ходатайств по совершению сделок субъектом естественной монополии.

В данных Правилах определены:

порядок представления ходатайств на осуществление Субъектом иной деятельности, содержание ходатайств, порядок и сроки их рассмотрения;

порядок представления ходатайства о получении согласия уполномоченного органа на приобретение Субъектом не для собственного потребления товаров, транспортируемых или передаваемых им;

порядок представления ходатайства о получении согласия уполномоченного органа на совершение сделок по приобретению Субъектом акций (долей), а также иных форм его участия в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность, разрешенную для него;

порядок предоставления ходатайства о получении согласия уполномоченного органа на осуществление найма Субъектом имущества, используемого для предоставления регулируемых услуг (товаров, работ).

На основании данных норм законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, в соответствии с Сетевым графиком исполнения мероприятий Общенационального плана по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», Агентством проводится работа по инвентаризации видов деятельности, учредительных документов субъектов естественных монополий и их дочерних, зависимых и совместно контролируемых организаций, на предмет выявления непрофильных функций для передачи их в конкурентную среду малого и среднего бизнеса.

В этой связи Агентством завершается проведение анализа по осуществлению субъектами естественных монополий иных видов деятельности и на данном этапе определяется перечень субъектов естественных монополий, по которым будут приняты решения о передаче в конкурентную среду их непрофильных видов деятельности.

В целях реализации Сетевого графика разработан и утвержден План мероприятий Агентства по его реализации.

Создана межведомственная рабочая группа для проведения анализа и инвентаризации видов деятельности субъектов естественных монополий на предмет выявления непрофильных функций, в состав которой вошли представители Агентства, компетентных отраслевых государственных органов, крупных субъектов естественных монополий республиканского раздела Государственного регистра. Проводятся на еженедельной основе заседания межведомственной рабочей группы, в том числе по рассмотрению конкретных ситуаций по конкретным субъектам естественных монополий.

Заключение

В результате обзора сущности, основных видов и форм монополий можно сказать, что это исторически сложившаяся форма организации предприятия в процессе исторического развития человечества, характеризующаяся наличием у компании, в силу различных условий, исключительных прав на осуществление определенных действий производственного процесса.

В результате компаративного анализа двух полярных форм организации рынка, монополии и конкуренции можно сделать вывод о том, что конкуренция, не смотря на полярность, приводит к монополии. Возникают противоречия между ними. Целью появления монополии является ослабление, уничтожение конкуренции. Однако монополия не только не уничтожает конкуренцию, она ее усиливает, изменяет ее виды, ее формы проявления.

Рассматривая существование монополий в Казахстане можно сказать, что процесс перехода Казахстана к рыночной экономике, возникновение частной собственности, стимулировали возникновение различных монополий в области электроэнергетики, газо- и нефтедобычи, транспорта, связи и т.д. В связи с этим, государство вынуждено было принимать меры государственного регулирования в области антимонопольной политики. Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий был принят ряд законов и нормативных актов, ограничивающих и регулирующих правоотношения монополий с остальными субъектами хозяйствования и государством, потребителями, но оно еще далеко от совершенства.

Список литературы

1.Белоусова, Н.И. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в Республике Казахстан / Экономика и право Казахстана. - 2010. - №3.

2.Варламова, А.Н. О некоторых проблемах законодательства о конкуренции / Вестник Московского государственного университета им. Ломоносова. - Серия 1. - Право. - 2010. - №1.

.Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие / под ред. А.И. Добрынина. - М.: ИНФРА-М, 2011.

.Долан, Э.Дж. Микроэкономика / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей / пер. с англ. В. Лукашевича и др. - СПб: Питер. - 2009.

.Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Инфра - М, 2009. - 188 с.

.Стиглиц, Дж. Экономика государственного сектора / Дж. Стиглиц. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та: Инфра - М, 2008. - 720 с.

.Рассадкина, А.С. Взаимодействие конкуренции и монополии / Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2009. - №150.

.Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2 т. / Д.Н. Хайман. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 384 с.

.Хэй, Д. Теория организации промышленности: в 2 т. / Д. Хэй, Д. Моррис. - СПб.: Экономическая школа, 2009. - 592 с.

.Шерер, Ф.М. Структура отраслевых рынков / Ф.М. Шерер, Д. Росс. - М.: Инфра-М, 2009. - 702 с.

.Спирчагов, Г.С. Конкуренция и монополия: проблемы реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов / Вестник Чувашского университета. 2008. - №4.

Похожие работы на - Формы монополий и их эволюция

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!