Управление ассортиментом

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление ассортиментом

Введение

Поскольку источником образования ассортимента потребительских товаров является производство, управление в этой сфере имеет исключительное значение. Именно производство товаров в ассортименте, соответствующем высокому уровню удовлетворения потребностей и спроса всех групп потребителей, - главное условие динамичного развития ассортимента товаров и сбалансированности спроса и предложения. Эффективное управление производством побуждает к тому, чтобы при сложившемся количественном уровне производственных факторов получить максимальную выгоду. Рациональная организация производства обеспечивает изготовление необходимого количества изделий с использованием минимального количества ресурсов.

Формирование производственного ассортимента товаров осуществляется на двух уровнях - отрасли и предприятий.

На уровне отрасли соответствующие ведомства организуют производство товаров в необходимом количестве, нужного ассортимента и качества, т.е. соответствующих объему и структуре потребностей и спроса населения. Они решают комплекс вопросов, связанных с проведением единой технической политики, специализации и технического перевооружения предприятий.

Управление ассортиментом товаров в отраслях сферы производства включает следующие задачи:

·разработку общенациональной социально-экономической и научно-технической стратегии развития производства с учетом качественных характеристик сложившегося производственного потенциала;

·изучение и оценку потребностей и спроса населения в товарах с целью определения выпуска соответствующих товаров;

·формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры производства товаров с учетом специализации и кооперации предприятий;

·техническое оснащение и внедрение научно-технологических достижений в производство товаров.

1. Разработка общенациональной социально-экономической и научно-технической стратегии развития производства

спрос экономический потребность

Разработка общенациональной социально-экономической и научно-технической стратегии развития производства - исходное условие формирования экономического потенциала общества, а также предпосылка для выпуска современных товаров, отвечающих потребностям населения. Каждая страна, выстраивая стратегию развития производства, руководствуется своими общесоциальными и общеэкономическими законами и исходит из собственного экономического потенциала - объемов ресурсов и производственных возможностей.

Для развития национальных экономик важна совокупность природных ресурсов, демографического, трудового, научного, инновационного, производственного и экологического потенциалов. Их уровень, взаимосвязь и эффективное использование определяют характер достижений общества.

Страна может извлекать дополнительные выгоды, концентрируя свои ресурсы в областях производства, где ее сравнительные преимущества выше. Это актуально и для Беларуси, сырьевые возможности которой ограниченны, что осложняет или вовсе исключает производство многих товаров. Экономика республики не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих элементов (деталей).

В годы вхождения в состав СССР производственный потенциал Беларуси формировался без учета ее национальных интересов, подчиняясь исключительно целям единого народнохозяйственного комплекса большой страны.

Тем не менее, республика отличалась относительно высоким уровнем производства потребительских товаров. Их удельный вес в общем объеме промышленной продукции в 1990 г. составлял 54,8%. Промышленность и сельское хозяйство обеспечивали удовлетворение потребностей и спроса по большинству товаров не только собственного населения, но и в значительной мере жителей других республик. Вывоз товаров по межреспубликанским поставкам существенно превышал их ввоз. Так, в 1987 г. вывоз из республики товаров народного потребления, включая экспорт, был осуществлен на сумму 5643 тыс. руб., ввоз, включая импорт, - 3153 тыс. руб. Превышение вывоза над ввозом составило 79%.

Экономические трудности на первом этапе становления белорусской государственности были во многом обусловлены унаследованными с советских времен негативными сторонами хозяйственного комплекса республики. Сказывались определенная деформированность структуры хозяйства; ориентация производства прежде всего на общесоюзные потребности; сохранение высокой энергоемкости национального дохода, материалоемкости производства (особенно металлоемкости промышленной продукции); недостаточный уровень развития производств, нацеленных на внутриреспубликанское потребление и решение социальных проблем; низкий уровень использования местных ресурсов. Выпуск большинства видов продукции тормозился технологической и технической отсталостью промышленности.

Резкий спад объемов производства потребительских товаров существенно сократил товарное предложение на рынке ряда видов изделий. Обеднел их ассортимент, ухудшилось качество. Хотя с 1996 г. наметилось увеличение выпуска многих потребительских товаров, оно не обеспечивало удовлетворения запросов населения. Существенно снизился удельный вес потребительских товаров в общем объеме создаваемой промышленной продукции. В 2010 г. он составил 25%, что в два раза ниже уровня 1990 г.

Стратегии развития производства требуется существенная корректировка. Приоритеты должны отдаваться использованию местных ресурсов и лучших мировых достижений в области науки, техники и высоких технологий. Иными словами, производство следует ориентировать на выпуск высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Целесообразно развивать легкую, пищевую и мебельную промышленность пак менее материало- и энергоемкую. Движение по этому пути станет более эффективным при участии республики в международном разделении труда

2. Изучение и оценка потребностей и спроса населения

нормы прожиточного минимума;

нормы рационального потребления продуктов питания, одежды и обуви;

нормативы обеспеченности населения предметами длительного пользования и домашнего обихода;

сроки службы (износа) отдельных изделий.

При оценке потребностей и спроса населения анализируются следующие сведения:

о численности и структуре населения;

денежных доходах и расходах;

фактических размерах потребления предметов гардероба и тенденциях развития ростовочно-полнотных шкал и др.

Нормативы потребления продуктов питания и одежды разрабатываются с учетом половозрастных особенностей, а также коэффициентов от рода занятий. Так, суточный норматив прожиточного минимума - это набор продуктов питания из 42 наименований, выраженный в граммах. Набор предметов гардероба для мужчин включает 20 видов изделий и по пяти предметам - 22 разновидности, а для женщин - 23 вида и по восьми изделиям 26 разновидностей.

В нормативных показателях потребления таких непродовольственных товаров, как предметы одежды, учитываются:

рациональный гардероб одежды и обуви по половозрастным группам потребителей в расчете на одного человека;

средние сроки носки предметов одежды и обуви;

нормы рационального потребления предметов одежды и обуви (отношение рационального гардероба к среднему сроку службы). Показатели потребления предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения включают:

нормативы рациональной обеспеченности предметами в расчете на 100 семей или на 1000 человек населения;

средние сроки службы предметов общесемейного пользования на одну семью в год, рассчитанные путем деления нормативов рациональной обеспеченности на средний срок службы.

Изучение потребностей и спроса требует учета как сложившихся, так и будущих закономерностей и тенденций в потреблении, определяемых исходя из анализа мирового уровня и направлений изменения структуры потребления. Выявляются факторы и исследуются процессы возникновения, формирования и социально-экономического проявления спроса. При этом рассматриваются прогрессивные направления его рационализации. Так, по продуктам питания следует учитывать возрастающий интерес людей к концепции сбалансированного здорового питания; по жилому фонду - предпочтения населения к использованию новых технических средств в домашнем хозяйстве. Важно также иметь в виду спрос на различные формы индивидуального и коллективного удовлетворения потребностей за счет сферы услуг.

3. Формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры

Формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры - не менее важная задача. Промышленный комплекс республики характеризуется многоотраслевой структурой. В те или иные отрасли входят предприятия, которые выпускают сходную по назначению продукцию, используют одинаковое сырье и имеют общие по характеру технологические процессы и виды обработки.

В производстве потребительских товаров можно выделить три важнейших комплекса:

1)по производству предметов одежды и обуви (легкая промышленность);

3)по производству продуктов питания (пищевая промышленность).

Такое разделение соответствует важнейшим блокам потребностей, спроса и ассортимента товаров. А производственный ассортимент обусловлен технологическими возможностями изготовителя и специализацией производства.

Картина производства потребительских товаров в Республике Беларусь в период 1990-2010 гг. отражена в табл. 8.1.

ПоказательГод19901995200020052010Удельный вес потребительских товаров в общем объеме промышленной продукции54,833,940,025,825,0Удельный вес, занимаемый в производстве потребительских товаров: непродовольственными товарами продовольственными товарами65,2 34,850,8 49,247,6 52,443,7 56,339.5 60.5Удельный вес в общем объеме выпуска промышленности, приходящийся на: легкую промышленность пищевую промышленность отрасли, производящие товары культурно-бытового и хозяйственного назначения17,2 14,9 22,78,0 17,0 8,98,4 17.3 14.34,7 15,9 5,23,9. 17,9 3,2Число предприятий: легкой промышленности пищевой промышленности316 346415 4451020 8711257 8б52158 787Коэффициент ввода новых основных промышленно-производственных средств: легкой промышленности пищевой промышленности8.7 7.82,9 6,33,1 6,52,2 8,37,0 10,5Судя по данным табл. 8.1, к концу рассматриваемого периода производство потребительских товаров существенно снизилось: если в 1990 г. оно составляло 54.8% общего объема выпуска промышленной продукции республики, то в 2010 г. - лишь четверть.

Заметим, что спад производства большинства потребительских товаров начался в 1991 г. Он негативно сказался на ассортименте, качестве товаров и количественных показателях товарного предложения на рынке. С 1996 г. картина стала постепенно улучшаться, однако до настоящего време ни Беларусь не смогла полностью восстановить уровень выпуска абсолютного большинства товаров.

Особую роль в производстве потребительских товаров играет легкая промышленность. В нашей республике в этот комплекс входят более 2000 предприятий, выпускающих свыше 5000 наименований текстильных изделий, предметов одежды и обуви. В 1990 г. благодаря относительно высокому уровню развития легкая промышленность произвела 17,2% промышленной продукции республики. Тремя годами ранее ее экспорт составил 1955,2 тыс. руб., в то время как республика импортировала товары легкой промышленности на сумму 1181,6 тыс. руб., т.е. вывоз превысил ввоз на 65,5%.

Падение объемов производства затронуло большинство товаров. Так, по отношению к 1990 г. выпуск основных видов продукции в 2010 г. составил: хлопчатобумажных тканей - 37,9%; шерстяных тканей - 8,7; льняных тканей - 25,5; шелковых тканей - 29; трикотажных товаров - 37,9; изделий верхней швейной одежды - 52,6; обуви - 28; ковров 48,3%. Такое положение не отвечает интересам республики и противоречит ее потенциалу.

Доля комплекса по производству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения за 20 лет сократилась в 7 раз в общем объеме производства. Вывоз потребительских товаров данного комплекса в другие республики (включая экспорт) в 1990 г. составил 1428,4 тыс. руб., превысив их ввоз на 215,9%.

Особенностью производства и формирования ассортимента товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения является отсутствие конкретной отраслевой «прописки». Их выпуском занимаются как специализированные, так и неспециализированные предприятия разных отраслей. В частности, предприятия машино- и приборостроения, радио- и электротехнической промышленности, а также электронной, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В своей массе данные товары обладают многообразием потребительских свойств, весьма неоднозначны по назначению, конструктивному решению, специфике своих технологических процессов и т.д.

Развитие производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения на основе достижений технического прогресса очень важно, поскольку это улучшает быт населения и сокращает затраты времени на ведение домашнего хозяйства. Однако выпуск многих изделий данной группы не отличается ни стабильностью, ни устойчивым ростом. Исключение составляют электрохолодильники, морозильники и стиральные машины. Так, если в 1990 г. было выпущено 728 тыс. холодильников и морозильников, то в 2010 г. - 1106 тыс. Зато почти прекратилось производство часов, фотоаппаратов, радиоприемных устройств, мотоциклов, существенно сократилось - велосипедов, телевизоров, металло-посуды, игрушек и др.

На этом фоне вселяют оптимизм успехи производителей продовольственных товаров. После упадка, пришедшегося на начало 1990-х гг., наметился постепенный рост, в первую очередь в отношении производства важнейших продуктов питания. Удельный вес всей пищевой промышленности в общем объеме выпуска вырос за период с 14,9 до 17,9%, причем товаров пищевкусовой промышленности - с 5,6 до 6,6%, мясной и молочной - с 9 до 10,6%. Вместе с тем, если производство колбасных изделий возросло на 146,2%, сыров жирных - на 225,0, сахара-песка - на 235,0, пищевой рыбной продукции - на 164,6%, то выпуск мяса в 2010 г. составил по сравнению с 1990 г. 80,4%, цельномолочной продукции - 84,1, масла животного - 73, кондитерских изделий - 83,7%.

. Техническое оснащение и внедрение научно технологических достижений

Техническое оснащение и внедрение научно технологических достижений отличались отсутствием прогресса, что отразилось на конкурентоспособности ассортимента большинства потребительских товаров. Физически и морально устаревшие основные фонды и технологии, низкие темпы их обновления являются основным тормозом современного развития производства.

В относительно застойные годы обновление основных промышленных средств в легкой промышленности было низким (в 1990 г. оно составило 8,7%), а в 2000 и 2005 гг. и вовсе опустилось до 3,1 и 2,2% соответственно. И только в 2010 г. произошел некоторый рост до 7%, хотя такой темп явно недостаточен для технического перевооружения производства. По данным за 2010 г., износ оборудования в лег кой промышленности составил 69,7%, что тормозит выпуск продукции, отвечающей возрастающим запросам потребите лей. Высокий уровень износа основных фондов, устаревши» технологии обусловливают высокую затратоёмкость производства с преобладанием материальных затрат в структур» издержек.

Следствиями устаревшей материальной базы являются низкая производительность труда, несовершенный ассортимент, невысокий уровень качества и в итоге - недостаточные объемы выпуска, недоиспользование производственных мощностей и неконкурентоспособность товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

К примеру, в 2010 г. использование среднегодовой мощности по выпуску телевизоров составило 40,3%, трикотажных товаров - 76,7, обуви - 68,2, цельномолочной продукции - 71,8, ковров и ковровых изделий - 80,3, мотоциклов - 31,8%.

Заключение

Необходимо ориентировать производство на местные источники сырья и выпуск менее материало- и энергоемких товаров. Требуется комплексное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов, устранение потерь, недопущение нерациональных расходов, широкое вовлечение в производство вторичных ресурсов. Высокая ресурсоемкость производства изделий сопровождается повышенными издержками выпуска товаров, что существенно снижает их конкурентоспособность.

Проблемы с ассортиментом и качеством выпускаемых изделий, растущая конкуренция на рынке имеют следствием снижение экспорта и увеличение импорта потребительских товаров (в 2008 г. последний составил 129,5% по отношению к экспорту, в 2010 г., когда на импорт ввели ограничения, - 103,7%).

В структуре экспорта потребительских товаров все большую долю занимают продукты питания. Так, за период 2000-2010 гг. экспорт продовольственных товаров увеличился с 503,3 млн дол. США до 3 млрд 183 млн дол. Соответственно, удельный вес продуктов питания в экспорте предметов потребления в 2010 г. был равен 58,9% (12,6% в объеме общего экспорта продукции республики). По непродовольственным товарам импорт превысил экспорт. В 2010 г. импорт составил 62,8%, в сумме - 3 млрд 745 тыс. дол. США. По импорту поступило 8,2 млн пар обуви на 196,7 млн дол., 80,9 млн м тканей на 82,7 млн дол. Из-за роста импорта потребительских товаров в розничной торговле снизилась продажа товаров отечественного производства. Так, если в 2000 г. их реализация составила 83,9%, то в 2005 г. - 78,3, к 2010 г. - 74,1%. По непродовольственным товарам удельный вес продажи составил в 2000 г. 77,5%, в 2005 г. - 67,3, и 2010 г. - 62,2%.

Ассортимент товаров и его структура, не в полной мере соответствующие потребностям и спросу, сказываются на товарооборачиваемости и величине товарных запасов. Так, в 2010 г. товарные запасы в торговле, составившие 45 дней товарооборота, возросли по сравнению с 1990 г. на 11 дней. Причем запасы продовольственных товаров увеличились с 16 дней торговли до 24, непродовольственных - с 48 дней до 72.

Список использованных источников

1.Ильин Н.М. Формирование и управление ассортиментом потребительских товаров: Учеб. По. - Минск: БГЭУ, 2013. - 278 с.

Похожие работы на - Управление ассортиментом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!