С доходом свыше 165 тысяч долларов.
Хотя есть ещё одна подкатегория - «Богатейшие американцы» с ежегодным доходом около 900 тысяч долларов, но сюда относится менее 1% граждан. Около 40% их расходов составляют траты на жильё, включая его покупку, аренду, страховку.
,6% - на аренду, страховку и ремонт автомобилей, на покупку бензина и автозапчастей.
% - на еду и напитки, включая алкогольные.
% - на отдых, домашних животных, образование, коммуникации (интернет, сотовая связь).
% - на так называемые коммунальные услуги (отопление, снабжение газом и электроэнергией, водопровод, канализация и уборка мусора).
Чуть менее 5% - на одежду, обувь, украшения.
Примерно 4,7% - на мебель, «домашний уют».
В итоге «на прочие расходы» остается всего лишь менее 4%.
На практике средний класс в Америке - это скорее состояние умов,
нежели социальный статус. По статистике 45% населения с доходом от 165 тысяч долларов приходится на США. Богатые и богатейшие составляют 90% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.
В результате среднестатистические граждане США вынуждены искать новые места проживания, где с их доходами им легче будет оплачивать «потребительскую корзину». К примеру, из Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса люди перебираются в центральные районы страны, в такие штаты, как Юта, Колорадо, Арканзас. В глубинке стоимость жизни отличается от жизни в мегаполисе. Расходы на жилье здесь ниже почти в два раза, на медицинские услуги примерно на 27%, транспорт - 20%, продукты питания - 7,5%.
И такая картина характерна не только для США, это норма для любой страны, в том числе и для России. Жизнь в регионах дешевле, чем в столице.
Из-за этих переездов многие компании стали перебираться в глубинку вслед за населением. (см. приложение 2, 3)
.Анализ формирования среднего класса в современной российской экономике
Факторы формирования среднего класса в России можно рассматривать в качестве важного критерия эффективности реформ о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов.
2.1 Проблемы и перспективы функционирования среднего класса в России
К концу 90-х, годов сложилась ситуация, становящаяся исходной как для дальнейшего анализа проблем среднего класса, так и для выработки экономической политики в целом.
Структура Российского среднего класса
После некоторого времени интервального роста доходы и материальное положение среднего класса стабилизировались на достигнутом уровне, а точнее на двух принципиально различных уровнях.
Нижний средний класс
Нижнюю подгруппу в среднем классе формируют те, чьи доходы составляют от 6 до 12 тысяч долларов в год, или 150-300 долларов в месяц на человека. Таких семей в России на сегодняшний день около 6,5-7,5 миллионов человек. Часть представителей этой группы только сравнительно недавно смогла преодолеть рубеж в 150 долларов на каждого члена семьи и еще не успела сформировать структуру потребления и привыкнуть к образу жизни среднего класса.
Со статусной точки зрения эту подгруппу преимущественно формируют наемные работники: менеджеры, инженеры, руководители среднего звена, ведущие специалисты, рядовые, но достаточно оплачиваемые рабочие и служащие. Представители этой подгруппы больше не испытывают затруднений с приобретением продуктов питания, товаров повседневного потребления, одежды, обуви и мелкой бытовой техники, но приобретение крупной бытовой техники, автомобилей, туристических путевок и т.п. вызывают у них трудности.
Семьи с совокупным доходом от 500 до 1000 долларов в месяц могут позволить себе в течение года всего лишь одну крупную покупку на сумму 1,5-3 тысячи долларов.
Таким семьям как правило недоступно платное образование и медицинские услуги, приобретение нового иностранного автомобиля, радикальное улучшения жилищных условий, открытия собственного бизнеса. Но именно эта подгруппа остается активным потребительным качественных, но недорогих товаров и услуг.
Верхний средний класс
Верхнюю группу представляют семьи, которые имеют от 12 до 40 тысяч долларов совокупного годового дохода. Представители данной группы около 3-3,5 миллиона человек. Эта группа в отличие от нижнего среднего класса растет не быстро. Внутри нее присутствуют группы как с растущим доходом, так и со снижающимся. В этой категории довольно высокая доля руководителей компаний разного уровня, преимущественно малого и среднего бизнеса, успешных независимых профессионалов, ведущих специалистов. Представители этой подгруппы сегодня не испытывают затруднений с приобретением крупой бытовой техники, мебели или даже автомобиля. Проблему выбора составляют оплата образовательных услуг, эксклюзивные виды туризма, радикальное улучшение жилищных условий, открытий собственного бизнеса.
Структура расходов российского среднего класса
Структура потребления среднего класса существенно отличается от структуры расходов как менее, так и более обеспеченной части населения.
Поскольку достоверных данных о структуре расходов самых богатых россиян нет, то сравнивать будем структуру расходов среднего класса и менее обеспеченной части российского общества.
Первое существенное отличие состоит в том, что меньшую долю расходов семей среднего класса составляют расходы на питание (в среднем около 30%, а с ростом доходов-20, 25% от совокупных расходов. Напротив, 50% у менее обеспеченной части россиян).
Второе отличие - в значительно большей доле расходов на оплату услуг. У малообеспеченных россиян совокупные расходы на отдых, образование, здравоохранение достигают не более 3% от совокупных расходов семьи, то есть эти потребности финансируются только в том случае, если они становятся неотложными. Средний класс, напротив, на эти нужды тратит около 20% семейного бюджета, это примерно 2-3 тысячи долларов в год.
Третья особенность заключается в том, что на рынках одежды и обуви, мебели, крупной бытовой техники, средний класс тратит на товары длительного пользования не более 25% своих денег, и эта доля денег постепенно снижается. В то время как менее обеспеченные граждане вынуждены покупать самые дешевые товары, тратя на них более 30% своего бюджета.
Трансформация (Перспективы)
Структура расходов семей российского среднего класса пока ещё не устоялась и будет изменяться (трансформироваться).
Доля расходов на питание постепенно должна снижаться до 20-25% от совокупных потребительских расходов семьи. Доля расходов на одежду и обувь также является ещё слишком высокой и в среднесрочной перспективе должна снизиться до 10% от бюджета семьи.
Доля расходов, связанных с недвижимостью (покупка, ремонт, коммунальные платежи), должна постепенно увеличиваться, и в перспективе должна достигнуть 18-23% от всех расходов семьи. Также будет возрастать доля расходов на медицину и образование. Затраты на страхование жизни и здоровья и ипотечное кредитование - это источник длинных денег в экономике страны, и в будущем будет только увеличиваться, что обеспечивает ресурс для экономического роста и дает стимул дальнейшего расширения российского среднего класса.
2.2Оценка состояния среднего класса в современной России (2009-2012 гг.)
Состояние среднего класса России я хочу рассмотреть на примере отдельных регионов страны. Первый регион, на который я хочу обратить внимание, это города федерального значения: Москва и Санкт - Петербург.
Столичный средний класс зарабатывает от 35 до 70 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи (в 2000-2002 годах граница финансового благополучия колебалась в рамках 7-15 тысяч рублей на каждого члена семьи).
В зависимости от уровня доходов он (представитель среднего класса) может откладывать от 20 до 160 тысяч рублей в год, это примерно 5-30% денежного дохода семьи. У представителей столичного среднего класса имеется отдельная квартира (от 18 до 30 квадратных метров на члена семьи), дача или коттедж, а отдыхать они ездят дважды в год.
Провинциальный представитель среднего класса живет намного скромнее. В целом на территории России средним классом считаются семьи с доходом от12 до 27 тысяч рублей на каждого члена семьи. Откладывает такой представитель от 7 до 65 тысяч в год. В движимом или недвижимом имуществе особых различий нет.
В Свердловской области хорошей считается зарплата в 10-12 тысяч рублей на каждого члена. Такую зарплату получают работники добывающих отраслей промышленности, металлургии, машиностроения. Таких - 30% трудоспособного населения. Зарплату около 7 тысяч рублей на каждого члена семьи получают бюджетники и сельчане. Меньше 4 тысяч рублей получают 21% работающего населения региона.
Средний класс в Дагестане, как и в большинстве российских регионов, представляют предприниматели. Большая часть бизнеса Дагестана находится в тени. Некоторым это просто выгодно. «Чем выше поднимается чиновник, тем крупнее становится его семейный бизнес (бизнес жены, сына, брата и т.д.).
Наибольшее число индивидуальных предпринимателей сосредоточено в сельской местности. Это люди, занятые на личных подворьях.
Во многих районах республики те, кто живет за счет огородов, земельных участков, давно не ограничиваются удовлетворением собственных потребностей. Только по официальным данным, они производят 80% сельскохозяйственной продукции республики. Также средний класс в регионе представляют ремесленники. Ювелирные цеха, цеха по производству стройматериалов, карьеры по добыче щебня, песка. В одной лишь Махачкале около 500 цехов по производству обуви. Ещё в крупных городах развит ресторанный бизнес. Но большинство дагестанцев все-таки занято в сфере обслуживания. Хотя ремесленники зарабатывают в месяц от 30 тысяч рублей. И это хорошая зарплата в республике. Работники с высшим образованием (учителя, врачи), как правило, представляют категорию «живущих от зарплаты до зарплаты» и не могут называться средним классом.
В итоге наиболее успешными становятся те, кто ведет двойную жизнь, совмещая чиновничью работу с бизнесом. Чтобы сохранить собственность и бизнес, люди любой ценной рвутся к власти. После чего начинают давить конкурентов, лоббировать свои интересы или покушаться на чужую собственность. Этот криминальный раздел и передел собственности тянется уже более 20 лет и становится основным тормозом развития Дагестана. Государство не может разработать правила честной игры, цивилизованной конкуренции. Двойные стандарты лишь увеличивают разрыв между бедными и богатыми, сокращая число представителей среднего класса. Так по данным статистики, на долю 10% наиболее обеспеченного населения Дагестана приходится 28,6% от общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,2%. Процесс сращивания бизнеса и власти ведет к застою и монополизму.
Средний класс в Татарстане, как и во всей России, богатым назвать нельзя. Треть населения республики (32,2%) имеет очень скромные доходы - от 8 тысяч до 12 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи, что ниже уровня среднедушевых доходов населения республики Татарстан (17 тысяч рублей в месяц). Четверть представителей среднего класса (25,5%) имеет среднемесячный доход от 12 до 17 тысяч рублей, что выше минимального потребительского бюджета республики (8 тысяч рублей), но ниже уровня среднедушевых денежных доходов. Чуть меньше четверти (22,6%) имеют доходы выше рационального потребительского бюджета - от 17 до 28 тысяч рублей.
Более 29 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи имеют 13,9% населения Татарстана. Лишь 5,6% имеют более 50 тысяч рублей на человека в месяц.
При этом высокие доходы наблюдаются у частных предпринимателей и представителей топ - менеджмента крупных компаний, а низкий уровень доходов характерен для государственных служащих, врачей, учителей. Однако представители ручного труда без высшего образования, имеют доходы 20 - 30 тысяч рублей, формально представляют лишь истеблишмент российского среднего класса.
В провинциальной России третья часть населения, имеющая средние доходы, зарабатывает физическим трудом - 29% и 71% - умственным.
Также в качестве примера можно рассмотреть мнение населения и представителей среднего класса о динамике материального положения семьи за последний год (в процентном соотношении к числу опрошенных).
Среди представителей среднего класса в два раза больше тех, кто считает, что материальное положение его семьи за последний год улучшилось, - 24,1%, при том, что всего 12,3% населения согласны с данным утверждением.
Заключение
Формирование среднего класса, как мы поняли, - необходимый этап развития социально - ориентированной рыночной экономики. Границы среднего класса сильна размыты, так как нет четких норм, по которым его можно определить.
Структурное формирование среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внешних и внутренних факторов.
В заключение можно сказать, что средний класс в России ещё достаточно мал, несмотря на то, что число людей, причисляющих себя к среднему классу, увеличилось. Также интересен тот факт, что людей, имеющих от 1 до 2 высших образований и ученые степени, не всегда можно отнести к среднему классу. Средней класс в нашей стране преимущественно представлен предпринимателями, но, как известно, это экономически неустойчивая социальная группа. ЧП открываются и закрываются со стремительной скоростью, но, к сожалению, это только усугубляет ситуацию и тормозит развитие среднего класса. Также совсем ничтожна доля интеллигенции, что проводит антипропаганду хорошего образования и снижает количество молодых учителей, врачей и аспирантов. Молодежь получает высшее образование, и все равно уходит в бизнес, причем, не всегда легальный, тем самым стимулирует лишь теневую экономику.
Можно сделать вывод, что для формирования среднего класса одних только федеральных программ недостаточно, необходимо менять представление людей. Необходимость среднего класса доказана, средний класс - это гарант спокойствия страны. Он сдерживает крайние точки, богатых и бедных. Но почему-то престиж социальных профессий с каждом годом падает в нашей стране, и если можно было бы это остановить, то средний класс в большей степени представляли бы люди с высшим образованием, ученой степенью, деятели культуры и искусства. И тогда средний класс свою функцию сдерживания выполнял бы и был бы наверняка мощным гарантом социальной, политической и экономической стабильности нашей страны.
Список литературы
1.Р.М. Нуреев. Экономика развития модели становления рыночной экономики - Москва 2011. - стр. 220-235.
2.М.Р. Сафиуллин. Социальное самочувствие и самоидентификация среднего класс в Татарстане // СОЦИС. 2012 №10 - стр. 28-33
.Редакция газеты Вестник Кавказа 2010.
.А. Гришин. Самые сытые годы // Комсомольская правда. 2013 - стр. 4
.А. Сухаревский. Новая эра экономики // Русский бизнес. Эксперт 2011 №15 - стр. 38-48
6.#"justify">7.http://vesty.unipress.ru Экономика (Санкт-Петербург) - научно-теоретический журнал.