общества, где существует отделение функций управления от функций собственности, но уже при ограничении ответственности за деятельность фирмы.
С точки зрения национальной принадлежности капитала и масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные либо транснациональные. Транснациональные корпорации (ТНК) - это, как правило, крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности. По количественному критерию фирмы принято подразделять на крупные, средние и мелкие предприятия или так называемый малый бизнес. Критериями при этом могут быть: объем продаж, величина собственного капитала фирм, численность работающих. Использование перечисленных критериев в комплексе позволяет получить более достоверную оценку "размеров" фирмы, чем при применении одного из них. Вместе с тем в связи с особым положением малого бизнеса в рыночной экономике и существующей не только в России, но и в других странах системы государственных мер, обеспечивающих его поддержку, принято устанавливать численность работающих в качестве критерия, ограничивающего группу предприятий. В современных условиях сочетание крупных, средних и мелких предприятий определяет не только структурное разнообразие рыночного хозяйства, но и предпосылки и условия его развития.
.3 Виды фирм
С точки зрения организации предпринимательской деятельности выделяют три формы: единоличное хозяйство, партнерство, корпорация.
Единоличное хозяйство это такая форма организации бизнеса, когда собственником фирмы является 1 человек, выполняющий все функции: управленческую, сбытовую, производственную, учетную и т.д. Примерами такой фирмы являются: услуги частного врача, адвоката, репетитора и др. Примером правовой формы единоличного хозяйства является предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В общей численности всех фирм единоличное хозяйство занимает 1-е место (около 80%), а вот по объему производимой продукции - последнее (2%). Достоинствами единоличного хозяйства являются:
) Высокая эффективность производства, обусловленная личной заинтересованностью работающего в конечных результатах.
) Гибкое реагирование на изменение рынка.
) Простота организации.
Но единоличное хозяйство обладает и недостатками:
) Отсутствие специализации труда, а, следовательно, и снижение его производительности.
) Сложность привлечения дополнительных ресурсов.
) Отсутствие ограниченной ответственности предпринимателя.
Эмпирические наблюдения показывают, что средняя продолжительность "жизни" таких фирм является около 2 лет. По истечении этого срока часть фирм становятся банкротами, часть перепрофилируется, а часть превращается в партнерство и корпорации.
Партнерство - объединение лиц (партнеров) для ведения совместной хозяйственной деятельности. Каждый партнер должен не только внести пай в складочный капитал, но и лично участвовать в производстве товаров и услуг. В качестве пая можно вкладывать денежные средства, оборудование, имущественные права на материальные и нематериальные ценности. Партнерства в отличие от единоличных хозяйств могут использовать преимущества специализации труда, а также привлекать большее количество ресурсов. Примерами партнерств является - производственный кооператив, крестьянское хозяйство, полное товарищество. Успешная деятельность партнерства зависит от слаженности трудового коллектива, согласованности действий партнеров.
Корпорация это организационная форма бизнеса, которая представляет собой объединение капиталов. В отличие от объединения лиц - в корпорации участник не обязан участвовать в процессе производства. Правовой формой корпорации являются хозяйственные общества - общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество и закрытое акционерное общество. Общее у всех перечисленных форм является то, что участник вносит пай в уставной капитал (в обмен получает акцию), и получает дивиденды в соответствии со своей долей. Дивиденды - это часть прибыли акционерного общества, выплачиваемая акционеру в соответствии с его вкладом в уставный капитал. В случае банкротства общества акционер не несет ответственности перед кредиторами своим личным имуществом, а лишь теряет стоимость своей акции и возможность получать дивиденды в будущем. Акционеры, как было сказано выше, не обязательно участвуют в текущей деятельности корпорации. Но они участвуют в управлении хозяйственным обществом. Для этого создается орган управления акционерного общества - общее собрание акционеров. То или иное решение принимается голосованием. Для процесса голосования большое значение имеет то, каким количеством акций владеет акционер. Акция, являясь ценной бумагой свидетельствующей о вкладе в уставный капитал общества, не только предоставляет возможность получения дивидендов, но и дает право голоса при принятии решения. Строго говоря, различают простые и привилегированные акции. Простые акции не гарантируют дивиденды. Владелец простой акции получит дивиденды в том случае, когда общество получит прибыль. При этом простая акция предоставляет право голоса ее владельцу. Владелец же привилегированной акции будет получать гарантированные дивиденды, но он не обладает правом голоса. В деятельности акционерного общества важно кто владеет контрольным пакетом акций. Контрольный пакет акций это такая доля в уставном капитале, которая позволяет заблокировать решение в процессе голосования.
Корпорация является наиболее стабильной формой бизнеса. Выход какого-либо акционера не изменяет размер уставного капитала фирмы. Этот акционер просто продает свою акцию другому лицу, т.е. речь идет о смене собственника, которое не отражается на процессе производства. В то же время корпорация имеет серьезный недостаток, обусловленный тем, что собственники (акционеры) могут быть отчуждены от процесса текущего управления предприятием. Менеджеры акционерного общества, роль которых могут выполнять наемные работники, не всегда действуют в интересах собственников. Необходимо помнить, что целью собственника является максимизации прибыли, а наемного рабочего - рост заработной платы.
2. Контракт
.1 Определение контракта
Институты задают общие рамки взаимодействия индивидов. Конкретные же рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок, определены положениями контракта, или договора между непосредственными участниками взаимодействия. Гражданский кодекс РФ называет договором любое "соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей".
Если использовать терминологию теории прав собственности, то контрактом можно назвать любое соглашение об обмене правомочиями и их защите. При заключении контракта индивиды используют в качестве данных формальные и неформальные нормы, применяя и интерпретируя их для нужд конкретной сделки. Иными словами, контракт отражает осознанный и свободный выбор индивидами целей и условий обмена, осуществляемого в заданных институциональных рамках.
Контракт (договор) - соглашение об обмене правомочиями и их защите" являющееся результатом осознанного и свободного выбора индивидов в заданных институциональных рамках.
Какие же институциональные рамки позволяют заключать контракты с учетом индивидуальных особенностей отношения людей к "естественным" (в смысле их обусловленности "природой") риску и неопределенности? Искомые институциональные рамки задаются контрактом о найме, который позволяет одной из сторон сделки отказаться от риска, получая право на гарантированный доход вне зависимости от влияния на результаты взаимодействия "естественных" факторов. Однако при этом сторона контракта, являющаяся противником риска, отказывается от претензий на получение большего дохода в случае благоприятного стечения обстоятельств.
Свое название контракт о найме получил в связи с моделью взаимодействия наемного работника и работодателя, в котором наемный работник предполагается противником риска, а работодатель - нейтральным к риску. Какими бы ни были рыночная конъюнктура и спрос на производимый наемным работником продукт, он получает фиксированное вознаграждение. Причем в самом контракте не уточняется, за выполнение каких действий наемный работник получает вознаграждение, характер этих действий выясняется по мере наступления той или иной обусловленной "естественными" факторами ситуации. Фактически контракт о найме фиксирует лишь необходимость подчинения наемного работника решениям работодателя.
Контракт о найме - соглашение между индивидом, нейтральным к риску" и противником риска" определяющее круг задач, которые могут быть реализованы в будущем по ходу выполнения контракта" При этом противник риска передает индивиду, нейтральному к риску, право контроля над своими действиями.
Контракт о продаже - соглашение между индивидами, в одинаковой степени нейтральными к риску, определяющее круг задач, которые будут реализованы в будущем по ходу выполнения контракта.
Итак, контракт о продаже регулирует отношения между индивидами, одинаково относящимися к риску, - одинаково нейтральных к риску людей. С другой стороны, контракт о найме описывает институциональные рамки взаимодействия людей, по-разному относящихся к риску, нейтральных к риску и противников риска. Противники риска (наемные работники) добровольно отказываются в пользу нейтрально относящихся к нему (работодателей) от своего права свободного выбора стратегии действий в будущем, учитывая влияние "естественных" факторов. Происходит добровольное делегирование права контроля над определенным в контракте видом деятельности индивида. Аналогично делегированию права распоряжения ресурсом, индивид может делегировать право контроля над собственными действиями. Тем самым лишний раз подтверждается, что права собственности, определенные нами ранее как норма легализма, являются лишь подмножеством в совокупности норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, и возникающих на их основе прав и обязанностей.
О добровольном делегировании контроля допустимо говорить лишь при условии, что индивид сохраняет за собой право контроля своих действий, выходящих за рамки контракта, а также может вернуть себе делегированное право контроля по завершении срока действия контракта. Следовательно, право владения по-прежнему остаётся у индивида - ситуация рабства здесь не рассматривается. Индивид делегирует право контроля над своими действиями в отдельных сферах, не желая брать на себя риск непредвиденных последствий этих действий и/или будучи уверенным, что кто-то другой распорядится правом контроля лучше. Таким образом, индивид заинтересован в передаче права контроля над своими действиями, если:
) он верит, что получит большую полезность при условии контроля со стороны другого
) он получает компенсацию от того лица, в пользу которого передается контроль.
Делегирование индивидом контроля над своими действиями в определенных контрактом сферах деятельности лежит в основе властных отношений.
Известны три базовых типа структуры контракта - классический, неоклассический и имплицитный контракты. Классический контракт, в котором четко и исчерпывающе определены все условия взаимодействия, производен от контракта о продаже. Имплицитный контракт, наоборот, исключает четкое определение условий взаимодействия, стороны контракта рассчитывают на их спецификацию в самом ходе реализации контракта, откуда, собственно, и происходит термин "имплицитный (не оговоренный до конца) контракт". Такой контракт производен от контракта о найме. Наконец, неоклассический, или гибридный, "отношенческий" контракт, объединяющий в себе элементы как контракта о продаже, так и контракта о найме. Неоклассическое контрактное право и доктрина "оправдания" позволяют сторонам контракта не придерживаться его буквы в случае наступления непредвиденных обстоятельств.
.2 Сущность, типы и особенности контрактов
Под контрактом понимается двусторонняя (или многосторонняя) законная трансакция, в которой две стороны (или много сторон) согласились на определенные взаимные обязательства.
Основополагающими принципами контрактных обязательств являются:
) свобода контракта, т.е. свобода заключения, определения содержания и формы контракта, свобода выбора контрагентов;
) ответственность за выполнение контракта, т.е. нарушение условий контракта служит основанием для привлечения нарушителя к ответственности.
Поэтому составными частями контракта является описание обязательств сторон и санкций в случае нарушения принятых обязательств. Классификация контрактов осуществляется с правовой и экономической точек зрения.
С правовой точки зрения выделяются следующие типы контрактов.
. Контракт купли-продажи предполагает на основе соглашения передачу на постоянной основе прав собственности на соответствующий актив от одной стороны к другой.
. Контракт найма существует в двух видах: контракт найма физического объекта (аренда) и контракт найма личной собственности.
. Трудовой контракт подразумевает выполнение действий одного индивида (наемного работника) в соответствии с инструкциями другого (работодателя).
. Кредитный контракт выделяется не во всех правовых системах. Это такой контракт, в соответствии с которым человек, берущий деньги или другие ценные вещи, должен вернуть активы в количестве, качестве и виде, полученном от кредитора.
Классификации контрактов с экономической точки зрения достаточно многочисленны и проводятся по разным основаниям.
Выделяются следующие типы контрактов:
полные и неполные; классические, неоклассические и отношенческие;
явные и неявные; обязывающие и необязывающие;
формальные и неформальные;
краткосрочные и долгосрочные;
стандартные и нестандартные (комплексные);
самовыполняющиеся и защищенные с помощью третьей стороны;
индивидуальные и коллективные;
контракты в условиях информационной симметрии и асимметрии;
контракты с верифицируемой и неверифицируемой судами информацией;
контракты, заключенные от собственного имени или по поручению, и др.
Неявные (имплицитные) контракты содержат условия "по умолчанию". Полные контракты должны включать описание всех возможных состояний окружающего мира и действий сторон при каждом состоянии.
В теории экономических организаций, согласно классификации Яна Макнейла, различают классический, неоклассический и отношенческий контракты. Классический контракт - это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки, предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий и решение споров в суде.
Неоклассический контракт - это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Такой контракт напоминает скорее договор о принципах сотрудничества, чем юридический документ, учитывающий ситуации, возможные в будущем. Если наряду с неопределенностью взаимоотношения агентов становятся непрерывными и высока степень специфичности ресурсов, то контракт называется отношенческим. Это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Зачастую выполнение такого контракта гарантируется взаимной заинтересованностью сторон, хотя в качестве механизма защиты может использоваться два варианта: самозащита и защита со стороны партнера.
3. Оппортунистическое поведение менеджера
.1 Определение оппортунистического поведения
По Уильямсону, оппортунизм (сильная форма эгоистического поведения) - это преследование личного интереса с помощью коварства. Этот тип поведения включает такие формы, как ложь, воровство, а также предоставление неполной или искаженной информации. Такое поведение может реализоваться и принести выгоду, т.е. дать возможность добиться поставленной цели через пренебрежение этическими нормами вследствие неполноты и искажения информации.
Если классифицировать оппортунистическое поведение с точки зрения контрактного процесса, то следует выделить два его типа: предконтрактное и постконтрактное.
Предконтрактное оппортунистическое поведение возможно в период заключения контракта. Предконтрактный оппортунизм выражается в сокрытии истинной информации. Это может иметь место как при приобретении товаров, так и при найме работников и является следствием существования скрытых для экономического агента характеристик благ. Результат предконтрактного оппортунизма - неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена, отбор.
Постконтрактный оппортунизм заключается в нарушении условий договора. Он также выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. К постконтрактному оппортунистическому поведению относятся "моральный риск" и т.н. "fraud", что означает "прямое злонамеренное пренебрежение своими обязательствами".
Одной из причин возникновения постконтрактного оппортунизма является неполнота контракта, поскольку при его составлении невозможно предугадать вес возможные действия агентов. Другая причина возникновения постконтрактного оппортунистического поведения заключается в сложности измерения качества деятельности сторон.
Проблемы оппортунизма в организации, связанные с поведением менеджера.
Впервые этой проблемы коснулись Адольф Берли и Гарднер Минц, знаменитые американские социологи. В своей книге "Современная корпорация и частная собственность" (1932) они провозгласили революцию менеджеров, понимая под этим следующее. В корпорации, которая привлекает капиталы на свободном рынке, ее владельцы лишены возможности контролировать поведение менеджеров в силу своей разобщенности, распределенности своего инвестиционного портфеля между различными корпорациями. Собственник стал анонимным и в таковом качестве бессильным владельцем совершенно абстрактного ресурса, а реальными хозяевами корпорации стали менеджеры.
Можно выделить четыре основных формы морального риска у менеджеров.
1.Потребление на рабочем месте.
2.Инвестиции за счет дивидендов.
.Расширение операций за приделы оптимальности, с точки зрения стоимости фирмы.
.Противостояние поглощениям.
. Потребление на рабочем месте.
Т.н. "престижное" потребление очень трудно отделить от необходимого. Существуют определенные реалии делового сообщества. В частности, руководство любой фирмы должно подавать сигналы о том, что фирма благополучна, что у нее есть достаточный капитал, чтобы устраивать богатые приемы и пр. Некая избыточность вложений в презентации свидетельствует об успешности фирмы так же, как благотворительность, которой она занимается. Если фирма не тратит ничего на благотворительность, ее положение вызывает большие сомнения. Данная проблема многократно обсуждалась, но однозначно она не решается - нельзя запретить престижное потребление.
Собственникам самим нужно принимать решение, во что вкладывать свои средства. Менеджер должен, получив прибыль, оставить некую техническую прибыль на расширение производства, и отдать деньги собственникам предприятия. Последние, если фирма достаточно хороша, реинвестируют их в нее же. А менеджер, инвестирующий за счет дивидендов, ведет себя неправильно как с точки зрения эффективного распределения ресурсов, так и с точки зрения прав собственности.
. Расширение операций за пределы оптимальности, с точки зрения стоимости фирмы.
В книгах "Принцип Питера" и "Закон Паркинсона" С. Норткома Паркинсона, описано, каким образом растет организация. Один из законов Паркинсона гласит, что фирма расширяется потому, что каждый управленец в ней обязательно должен быть начальником. Например, при своем возникновении фирма имеет одного хозяина, у которого есть три помощника. Но его помощники чувствует себя неуютно без своих помощников. В результате, начинается бесконечное деление аппарата, что, в конце концов, и приводит фирму к краху. Картина, нарисованная Паркинсоном, утрирована, но правдива.
Высшие менеджеры совершенно осознанно стремятся к расширению операций своей фирмы, исходя из личных интересов, а не из интересов фирмы, хотя их интересы и совпадает в плане диверсификации деятельности фирмы, обеспечения ею резервных вложений и во многом другом.
. Противостояние поглощениям.
Хорошо противостоять поглощениям или плохо? Вообще, команде менеджеров полагается противостоять захвату их фирмы, перекупке акций. У Милгрома и Робертса приводится статистика результатов поглощений: за 10 лет с 1977 по 1986 гг. чистый доход, полученный держателями акций перекупленных компаний, составил 346 млрд. $ или 10% ВНП за эти 10 лет. Данная цифра примерно равна 20-25% капитальной стоимости купленных компаний. Эти 346 млрд. $ и есть минимальная оценка потерь в результате неэффективного менеджмента компаний. Т.е. "противостояние поглощениям" - по сути, некоторая форма оппортунистического поведения менеджеров.
Существуют т.н. "отравленные пилюли". Это специальные права акционеров (в особенности, крупных), в соответствие с которыми акционер в случае поглощения или каких-то непредвиденных событий имеет право выкупить по очень низкой стоимости некоторое количество акций фирмы. Вообще, это - институциональная форма противостояния поглощениям, форма неких гарантий фирмы в целом против них, и ничего плохого в "отравленных пилюлях" нет. Однако вопрос в том, кто их принимает. Если общее собрание акционеров записывает такое право в уставе компании, это нормально. Это означает четкое обязательство собственников компании оставаться в данной сфере деятельности, несмотря ни на что, даже под внешним давлением. Но совсем другое дело, если "отравленные пилюли" принимает правление компании, а не собрание акционеров. Это означает просто некое оппортунистическое поведение высшего менеджмента (правление, как правило, тесно ассоциируется с высшим менеджментом).
.2 Виды оппортунистического поведения
Ситуация оппортунизма (Оливера Уильясона) - преследование личного интереса с использованием коварства или достижения цели любой ценой. Поведение, нацеленное на преследование собственного интереса и не ограниченное соображениями морали, т.е. связанное с использованием обмана, хитрости и коварства, в экономической теории принято называть оппортунистическим поведением. Пример: человек знает о себе гораздо больше, чем его наниматель. Он знает, что у него диплом об окончании экономического факультета МГУ, но он также знает, что последние 10 лет наукой не занимался. Т.е. занимая позицию индивидуалиста, при отсутствии контроля за собой (или искаженной информации), используешь прорехи в тексте контракта для достижения своих целей за счет своего контрагента. Для организаций: подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии (когда у одной стороны больше информации, чем у другой), что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).
Виды оппортунистического поведения:
. Трудовой оппортунизм ("отлынивание от работы" - shirking). Пример: человек, нанятый сторожем, уходит во время работы со своего поста, что бывает сплошь и рядом, поскольку никто не станет нанимать сторожа и его контролировать.
. Оппортунизм и на уровне менеджеров.
Пример: расширенное потребление менеджеров (overconsumption), когда последние говорят, что для имиджа компании им обязательно нужно проводить отпуск на Багамах, и проводят его там, пользуясь тем, что акционеры компании не могут их контролировать. Или, если менеджер вкладывает средства корпорации в рискованные проекты. Существуют издержки, связанные с оппортунизмом. Пример: преодолением нечестности партнера по отношению к вам, приводят к тому, что вы либо нанимаете надсмотрщика, либо пытаетесь найти и вложить в контракт какие-то дополнительные измерения эффективности вашего партнера, и т.д.
Заключение
Теория контрактов особое внимание обращает на трансакционные издержки, как издержки оппортунист поведения. Слабой формой эгоистического поведения является послушание. Полусильной формой является следованию собственным интересам в условиях определенности. Сильной формой является оппортунизм, трактуемый Уильямсом как преследования личного интереса с помощью коварства.
Так же различаются две основные формы оппортунистического поведения.
) "отлынивание" индивид работает с отдачей меньшей, чем от него требуется по договору. Итак моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительно информации о ее поведения требует больших издержек или вообще невозможно. Особенная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группы. И в фирмах создаются специальные сложные дорогостоящее структуры. Входит контроль за поведением агентом.
) "вымогательство" Возможно при долгой работе в тесной кооперации и настолько притираются к друг друге что каждый становиться незаменим. Если какой-то фактор решит покинуть команду, то остальные не смогут найти ему замены на рынке и понесут потери. По классификации выделяются два типа предконтрактное и постконтрактное. Предконтрактное возможно в период заключения контракта. Выражается в сокрытие истинной информации.
Результат предконтрактного - неблагоприятный или ухудшающий условия обмена, отбор. Пример поддержанных машин. Автомобили худшего качества вытесняют лучшего качества. Это связанно с тем, что покупатель готов заплатить определенную сумму, но не способен оценить в полной мере. Еще проблема неблагоприятного отбора дает рынок труда. Если ставка з/п устанавливается фирмой на уровне производительности труда то наиболее производит работники откажутся заключать контракт на таких условиях. Институциональной реакцией на существования ухудшающего отбора может быть использование данные об образовательном потенциале работника.
Постконтрактное является неполнота контракта, при его составлении невозможно предугадать все действия. Оппортунистическое поведение означает нарушение условий контракта, при котором имеет место стратегия подтасовки информации. Издержки, вызванные оппортунистическим поведением, возникают из-за асимметрии информации и связанные с трудностями точной оценки поведения другого участника сделки.
Список использованной литературы
1. Айкс Б., Риттерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики. - 2011.
. Гвишиани Д. Организация и управление. - М.: МГТУ им. И.Э. Баумана, 2013.
. Капелюшников Р. Новая институциональная теория. Теория экономических организаций / История экономических учений (современный этап) / Под ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 2011.
. Катькало В.С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия "Менеджмент" 2012.
. Оглоблин А.П. Очерки истории украинской фабрики. Мануфактура в Гетманщине. - ГИЗ Украины, 2014.
. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. - СПб: Лениздат; CEV Press, 2011.
. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", 2014.