Рассмотрение особенностей государственной политики регулирования уровня жизни в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рассмотрение особенностей государственной политики регулирования уровня жизни в РФ

Введение

Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации, и насколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе. От решения проблем уровня жизни во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Целью данной работы является:

ознакомление с понятием и показателями уровня жизни;

анализ факторов, влияющих на его динамику;

анализ методов оценки уровня жизни;

ознакомление с моделями государственного регулирования уровня жизни в разных странах;

ознакомление с динамикой уровня жизни в РФ;

рассмотрение особенностей государственной политики регулирования уровня жизни в РФ;

анализ методов повышения уровня жизни в РФ;

1. Уровень жизни как экономическая категория

1.1    Понятия уровня жизни

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые влекут изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

·   политические факторы;

·   экономические факторы;

·   социальные факторы;

·   научно-технический прогресс,

·   экологические факторы и др.

Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни - это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов. Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно- образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потредностей.

1.2    Методы оценки уровня жизни

А можно ли найти способ различные параметры свести к какому-то единому знаменателю и тем самым количественно дать ответ об уровне жизни в той или иной стране? Специалисты утверждают, что этого сделать нельзя, да и не нужно. Не нужно искать универсальный однозначный прямой показатель уровня жизни. Однако это не означает, что для оценки уровня жизни нельзя применять косвенные показатели. Такие расчеты действительно регулярно производятся различными исследовательскими организациями во многих странах. Приведем несколько примеров (по данным периодической печати).

. Эксперты ОЭСР в 2009г. по каждому параметру для отдельных стран дали условную оценку в баллах. По сумме баллов определили относительный уровень жизни в той или иной стране. На первом месте оказался Люксембург-165 баллов. Россия набрала 34 балла.

. Определялся реальный объем товаров и услуг на 1 человека. Уровень потребления в Австрии приняли за эталон - 100%. По сравнению с Австрией для других стран получены следующие результаты:

Люксембург-147%

США-127%

Япония-100%

Россия-26%

. Группа ученых по сложной методике с учетом социологических исследований составили список более предпочтительных для жизни стран. В этом списке на первом месте оказалась Норвегия, а на втором - Швеция. США - на 8 месте, а Россия - лишь на 57 месте.

. Была сделана оценка уровня счастья в разных странах мира и соответственно, определены места в общем списке. На первом месте оказалась Дания, США - на 23 месте, а Россия оказалась на 167 месте.

Примеры показывают, что категория «уровень жизни» выходит по своему содержании далеко за пределы чисто экономических проблем, однако в то же время экономическая составляющая играет решающую роль при рассмотрении этой категории. Прежде всего, это показатели материальной обеспеченности.

Размер дохода на душу населения является основным показателем уровня благосостояния и социального благополучия населения в любой стране, а также в межстрановых сравнениях по уровню жизни. По размеру дохода прежде всего судят люди о социальном статусе человека по таким критериям, как нищие, бедные, люди среднего достатка, богатые. Для оценки состояния дел в сфере экономики и в оценке статуса человека государство использует своеобразные экономические стандарты. Это показатели, которые позволяют определить степень социального неблагополучия в обществе и наметить меры ликвидации неравенства между членами общества. Показатели материальной обеспеченности, по которым можно судить о социальном расслоении в обществе, устанавливаются специальным законом. В России, например, установлены два официальных стандарта для оценки уровня материальной обеспеченности: бюджет прожиточного минимума (БПМ) и минимальной потребительский бюджет (МПБ).

Бюджет прожиточного минимума - это такой уровень дохода в расчете на 1 человека, который дает возможность сохранять свое здоровье и работоспособность при минимальном уровне потребления необходимых благ и услуг. Доход ниже БПМ означает, что человек не получает достаточных благ и тем самым рискует потерять свое здоровье и социальный статус, переходя из категории бедности в категорию нищеты. Другими словами, БПМ - это граница бедности и нищеты. Следует обратить внимание на то, что прожиточный минимум - это не физиологический минимум благ, необходимый для физического выживания, а некоторый минимальный уровень для нормальной жизнедеятельности. Разумеется, этот своеобразный стандарт будет различным у разных стран и народов с учетом исторической динамики в развитии страны и достигнуто уровня экономического развития.

Минимальный прожиточный бюджет устанавливается правительством на основе расчетов стоимости так называемой потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные, пенсионеры, дети) с учетом также особенностей проживания в разных экономических регионах страны. В состав корзины входят расчетные нормативы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Потребительская корзина утверждается Думой и Президентом в форме федерального закона, который в свою очередь должен регулярно обновляться с целью уточнения нормативов. Для примера рассмотрим некоторые нормативы потребления, установленные в марте 2009г. (закон опубликован 4 апреля 2010г.). В нем для трудоспособного населения предусмотрено потребление в год 134кг хлебопродуктов, 108кг картофеля, 37кг мясопродуктов, 22кг сахара и др. продукты (всего 11 позиций), а также одежда, обувь и такие виды услуг, как оплата жилья, поездки на транспорте и т.п.

Денежная стоимость прожиточного минимума, очевидно, зависит от динамики цен, а поскольку в России весьма высокий уровень инфляции, то в динамике мы наблюдаем постоянный рост уровня БПМ (в среднем на душу населения по итогам за 1 квартал соответствующих лет указан в таблице 1.1)

Таблица 1.1

Год

БПМ(руб.)

2008

4683

2009

5083

2010

5144

2011

5902

2012

6913


Для трудоспособного населения уровень выше среднего примерно на 10% для детей - ниже среднего на 4%, а для пенсионеров - ниже среднего на 20%.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - это такой уровень дохода, который позволяет человеку хотя и скромно, но обеспечивать нормальную жизнь с позиций общечеловеческих ценностей на данном этапе развития цивилизации. Этот уровень позволяет обеспечить полноценное питание, возможность иметь нормальное жилье, доступность не очень дорогих видов спорта и отдыха в хороших санаториях. Эту группу людей можно назвать обеспеченными, МПБ - это нижняя граница обеспеченности. В денежном выражении уровень МПБ определяется в 2,5-3 раза выше уровня БПМ.

Экономическая наука выделяет еще один уровень материального благосостояния - уровень людей состоятельных, которых часто называют также средним классом. Условная граница для этой группы людей по уровню дохода-7ПМ.

Заметим, что величина прожиточного минимума по российскому законодательству определяется правительством и публикуется по всем регионам 4 раза в год - по итогам каждого квартала (полные данные публикуются в Российской газете обычно 2 раза в год).

Сравнительно небольшая часть людей из группы состоятельных может быть отнесена к группе людей богатых. Это примерно 3-5 % всего населения с доходами, очень сильно отличающимися от средних.

Обобщая сказанное выше по вопросу классификации населения по уровню доходов, можно выделить пять групп населения: нищие, бедные, обеспеченные, состоятельные, богатые. При этом границы между группами весьма условны и расплывчаты, что на практике порождает субъективизм при выборе критериев оценки, особенно на бытовом уровне. Тем более, что сами категории благосостояния всегда только относительны. Особенно важно это учитывать в межстрановых сравнениях. Известно, например, что в богатых европейских странах доход, означающий границу нищеты (БПМ) в реальном исчислении в 4-6 раз выше российского уровня.

Кроме рассмотренных показателей, в нашей статистике используются и другие показатели благосостояния. Например, определяется стоимость минимального набора продуктов питания. Этот показатель примерно соответствует стоимости продуктовой части потребительской корзины. А вот показатель стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг необходим прежде всего для определения динамики реальных доходов. К определению стандартов уровня жизни последний не имеет прямого отношения.

Подводя итог сказанному в данном разделе по вопросу методов определения уровня жизни населения, необходимо подчеркнуть, что изучение этой проблемы необходимо не только для научного анализа вопросов распределения доходов в обществе, но и для обоснования целей и задач социальной политики государства как важнейшего элемента общественного развития.

.3      Модели государственного регулирования уровня жизни в различных странах

В рамках той или иной экономической системы существуют определенные модели экономического развития. На примере подробно рассмотрим Шведскую модель.

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.

Американская модель:

·              всемерное поощрение предпринимательской активности, обогащение наиболее активной части населения (малообеспеченным группам даётся приемлемый уровень жизни за счёт частичных льгот и пособий);

·              задача социального равенства вообще не ставится;

·              модель основана на высокой производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха;

·              достаточно низкий уровень налогообложения.

Японская модель:

·              отставание уровня жизни от роста производительности труда, что ведет снижению себестоимости продукции на мировом рынке и повышению её конкурентоспособности;

·              препятствий имущественному расслоению не ставится;

·              модель возможна при исключительно высоком уровне национального самосознания, приоритете интересов общества над интересами отдельного человека.

Южнокорейская модель:

·              сходство с японской моделью, в том числе и по менталитету населения;

·              государство целенаправленно содействовало созданию крупных национальных корпораций;

·              чёткое разделение функций между центром и провинциями.

Социально рыночное хозяйство ФРГ:

·              предоставление всем формам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможности устойчивого развития;

·              поддержкой государства пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства;

·              государство активное влияет на цены, пошлины, технические нормы.

2. Государственное регулирование уровня жизни в России

.1 Динамика уровня жизни в РФ и определяющие её факторы

Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.

Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо ''мешать'' друг другу.

Это можно проследить на примере не так давно легально появившегося в российской экономической действительности предпринимательства, которое в своем развитии прошло несколько этапов. На каждом из них предпринимательский слой численно рос и обновлялся, в него вливались представители новых социальных и возрастных групп, обладающие различной социально-политической культурой. В этих условиях менялось и отношение предпринимательского корпуса к политике и политическому действию.

''Теневой бизнес'' расцвел еще в 60-70-е годы. В обществе, где предпринимательская деятельность преследовалась законом, а свободное политическое пространство отсутствовало, дельцы ''теневой экономики'', которых лишь условно можно назвать предпринимателями, были поглощены зарабатыванием денег. Привыкшие к осторожности и действующие с оглядкой, эти люди не стремились занять место на политической сцене.

Перестройка открыла новый этап в развитии предпринимательства. Его деятельность была легализована, в стране начал складываться новый альтернативный сектор экономики, который позволил многом получить источник дополнительного дохода. Развитие предпринимательства совпало с мощным демократическим подъемом в стране. В 1988-1990 годах практически все члены российского предпринимательства включились в политическую жизнь (участвовали в митингах, собраниях, манифестациях, работали в клубах избирателей). Вновь созданные коммерческие структуры оказывали финансовую помощь политическим партиям и движениям демократической ориентации, финансировали избирательную программу их кандидатов. То есть люди получили возможность не только зарабатывать деньги, но и непосредственно участвовать в политической жизни страны.

Изменение концепции социального развития, в нашем случае переход от прямого и непосредственного управления экономикой со стороны государства к свободному рыночному механизму и построению общественной жизни на демократических принципах, прямо и косвенно отражается на уровне благосостояния населения и его отдельных групп. Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее прежде всего отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации представители партийной номенклатуры и лидеры ''теневой экономики''. Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.

Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной трудовой политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни, а именно занятость, условия и оплата труда, социальные гарантии, и повышение роли государства в регулировании трудовых отношений.

Сильное влияние на уровень жизни населения оказывают экономические факторы, куда относятся наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и так далее.

Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике различают две основные формы бедности: абсолютная - при отсутствии дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и относительная - когда доход не превышает 40-60% среднего дохода по стране.

Межстрановое сопоставление бедности носит условный характер в силу неодинаковой базы (минимального прожиточного уровня), положенной в основу для расчета порога бедности.

В России доля населения, проживающего за чертой бедности, за последнее десятилетие сильно увеличилась. Минимальные жизненные потребности россиян оцениваются в настоящее время по набору товаров и услуг, включенных в прожиточный минимум. Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разрабатывается специалистами Института питания Академии медицинских наук России. Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.

Очень важным фактором, определяющим уровень жизни россиян является показатель безработицы, который мы с вами можем увидеть на рисунке 1.

Рис.1(Уровень безработицы)

Из приведенного графика видно, что за рассматриваемый период уровень безработицы не был стабильным из-за нестабильности всей российской экономики в целом. До 2008 года численность безработных постепенно уменьшалась (однако в 2002 году процент безработных немного увеличился), но вследствие финансового кризиса 2008-2009 гг. уровень безработицы резко пошел вверх и до настоящего времени не достиг стабильности. Поэтому можно сделать вывод о снижении уровня жизни.

Наиболее отстающим компонентом уровня жизни, особенно в сопоставлении с развитыми странами, являются в Российской Федерации все виды услуг населению.

В развитых странах платные услуги занимают в потребительском бюджете населения большее место, чем питание. Эти услуги, во-первых, не сопоставимы с российскими по составу, во-вторых, весомо различие качества этих услуг, соответственно и цены на них. Важной составной частью экономического потенциала является национальное богатство, которое представляет собой совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда и учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми обладает общество. Остающаяся за вычетом потребленных в процессе производства средств труда и материальных затрат часть совокупного общественного продукта является национальным доходом, рост которого позволяет государству повышать минимальный размер оплаты труда и пенсии, размеры социальных пособий, осуществлять различные социальные программы и тому подобное.

Уровень и динамика производительности труда также является важным фактором роста ВВП и национального дохода, а значит, и уровень жизни изменяется в зависимости от динамики производительности труда, это мы можем увидеть на рисунке 2. В свою очередь производительность труда зависит от развития НТП, совершенствования организации труда, производства и управления, социально-экономических факторов.

Рис.2(Динамика ВВП (в постоянных ценах) на душу населения)

В начале нового тысячелетия высокий уровень инфляции можно объяснить эхом перехода к рыночной экономике и кризиса 1998 года (после деноминации рубля в 1999 году инфляция составила 36,5%). Постепенное снижение продолжалось до 2006 года, затем инфляция вновь превысила 10%. Специалисты отмечают, что существует оптимальный уровень инфляции, который безопасен для экономического роста: для развитых стран он находится в пределах 8%, а для переходных - 13%.

Развитие социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры) обуславливает удовлетворение социальных потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, влияет на экономическое здоровье общества и так далее.

В мировой практике уровень и динамика здоровья населения ставятся на первое место среди компонентов уровня жизни, поскольку рассматривается как базисная потребность человека и главное условие его деятельности. Основными измерителями здоровья общеприняты показатели средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности. Кризис последних лет привел к все большему сокращению продолжительности жизни россиян, а смертность все больше возрастала. Динамика смертности в значительной мере определяется ослаблением здоровья, ухудшением здравоохранения и питания людей.

Характеризуя условия здравоохранения, необходимо иметь ввиду, как его результаты, так и используемые средства: не только число больничных коек, но и все медицинское оборудование - все основные фонды здравоохранения, и не только численность врачей, но и всего медицинского персонала, включая средний и младший.

Обобщающим индикатором уровня культуры в мировом сообществе принято считать среднее число лет обучения населения (в возрасте 25 лет и старше). За последние 20 лет этот показатель в Российской Федерации поднялся в 1,5 раза..

С начала 90-х годов из-за недостатка финансовых и материально-технических ресурсов в РФ наблюдается процесс известной деградации культуры: сократилась численность студентов, многие ВУЗы переводят обучение на коммерческую основу, уменьшилась издательская деятельность, закрылись многие библиотеки, дома культуры, снизилась посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд.

В настоящее время гораздо меньше средств тратится на развитие науки, что также отрицательно сказывается на положении страны. Для преодоления этих негативных факторов необходимо дополнительное финансирование этих отраслей, что затруднено в сегодняшних условиях России, но очень важно для дальнейшего развития и благополучия страны.

К факторам, определяющим уровень жизни относятся: условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны. Эти условия жизни находятся в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП.

.2 Особенности государственной политики регулирования уровня жизни в РФ

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и, в конечном счете, политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации оказались представители партийной номенклатуры и лидеры ''теневой экономики''. Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.

Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни.

Итак, существует три основных направления регулирования уровня жизни:

. С помощью государственных минимальных социальных стандартов. Данные стандарты направлены на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. ГМСС - установленный законодательством минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью ГМСС определяются: минимальные доходы и минимальный прожиточный минимум; минимальный размер социальных пособий и выплат; номенклатуры, перечня и набора бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы; нормы обеспечения населения социальными услугами и т.д.

. С помощью регулирования оплаты труда. В нашей стране работодатели начисляют з/п без учета инфляционного роста цен, что приводит к снижению цены рабочей силы, поэтому главная задача государства- определить размер з/п на уровне цены рабочей силы. Основные меры: социальное партнерство, совершенствование налогового законодательства, адресность социальной защиты, предоставление льгот населению, обязательное социальное страхование, программно-целевой подход по различным схемам и другие.

. С помощью регулирования социального развития. При формировании долгосрочной социальной политики наряду с целевыми установками в области потребления существенное значение имеют задачи обеспечения населения жильем и услугами. Относительно сложной проблемой остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.

Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.

.3 Методы повышения уровня жизни в России

уровень жизнь оценка регулирование

Для существенного повышения уровня жизни в России необходимым условием является формирование высокой доли среднего класса. При этом недостаточно просто высоких среднедушевых доходов, необходимы эффективные «социальные лифты»: доступ к качественному профессиональному образованию, укрепление малого и среднего бизнеса (во всех регионах страны). Только при таких условиях средний класс будет действительно устойчивым и станет социальной опорой для стабильного государства.

Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная мобильность. На данный момент в России она низка из-за неразвитости рынка жилья и политических установок (в частности, стремление любой ценой удержать экономически избыточную рабочую силу в депрессивных регионах - субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Плюс к этому - неэффективный бюджетный сектор с многочисленными рабочими местами и низкой заработной платой. Недостаток пенсионной системы, заключающийся в низком соотношении пенсии и заработной платы, приводит к тому, что пенсионеры выпадают из среднего класса. Чтобы подобного не происходило, нужен пенсионный капитал (крупные накопления на старость).

Специалисты предлагают следующие решения: территориальная миграция, реструктуризация нежизнеспособных производств, оптимизация бюджетной сферы, стимулирование пенсионных накоплений для включения десятков миллионов россиян в состав процветающего среднего класса.

Только после того, как будет создан устойчивый средний класс, можно говорить о существенном повышении уровня жизни, т.к. средний класс - это честные налогоплательщики со стабильным высоким доходом, а следовательно и регулярный доход в бюджет страны. С помощью выделения значительных средств из федерального бюджета возможна реализация различных социальных программ, направленных на повышение уровня жизни.

Эффективная социальная политика должна включать в себя четкую формулировку нижних и верхних ориентиров (уровень бедности и благополучие) индикаторы или стандарты уровня жизни населения с помощью системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов.

Общество также беспокоит тот факт, что низкие темпы роста минимальных социально-экономических стандартов в России значительно отстают от темпов инфляции и темпов возвышения потребностей. Эта несправедливость должна быть исправлена.

Федеративное устройство страны требует особого внимания к выработке социальной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения высокого уровня жизни населения на всей территории. Поэтому при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности страны в территориальном срезе.

Повышение уровня жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Эта цель реализуется с помощью национальных проектов, из которых в настоящее время выделено 4 приоритетных: современное здравоохранение, доступное и комфортное жилье, качественное образование и развитие агропромышленного комплекса. Почему именно на эти сферы определены как приоритетные? Потому что именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Подробнее о каждом из них:

Приоритетный национальный проект «Современное здравоохранение».

Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин - 59 лет, у женщин - 72 года. К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

«Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

введение новых программ обследования новорожденных детей;

дополнительная диспансеризация работающего населения;

оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
 Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала».

Одним из аспектов проекта «Современное здоровье» является реализация демографической политики. Пока эта политика реализуется через систему различных выплат и небольшое количество социальной рекламы. По мнению А. И. Антонова, заведующего кафедрой социологии семьи в МГУ, таких действий недостаточно. Он отмечает, что ни одно государство еще не ставило перед собой задачу изменения ценностных ориентаций своих граждан. Из реальных мер при этом он предлагает тоже исключительно материальные - только увеличение пособий на ребенка (1000 долларов в год за каждого последующего) и продление срока выплат до 16 лет.

Приоритетный национальный проект «Качественное образование»

К основным направлениям в области образования относятся стимулирование работы педагогов, в высшей школе - объединение учебы и науки, развитие инновационного образования.

Из федерального бюджета с января 2006 года финансируется дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство (1000 рублей). Такую меру посчитали необходимой, так как классный руководитель - тот человек, который в большей мере стимулирует своих учеников к получению знаний.

Инновационное образование - это образование, не столько ориентирующееся на передачу знаний, сколько позволяющее овладеть базовыми компетенциями для самостоятельного получения знаний, так как информация все время устаревает. Инновационное образование тесно связано с практикой. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.

Разработку прочих реформ в сфере образования предлагается поручать педагогическому сообществу, дабы избегнуть непродуманных реформ.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье»

Основные направления реализации национального проекта - развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей для стимуляции строительства.

Сегодня основная проблема на рынке ипотечного кредитования - большие объемы и малые сроки возврата кредита. У банков не хватает собственных долгосрочных ресурсов, для того чтобы выдавать ипотечные кредиты на срок больше 15 лет. В мировой практике эта проблема решается через выпуск банками долгосрочных ипотечных облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем больше денег окажется у банка, тем больше он сможет выдать кредитов под более низкие проценты. Другой вариант решения проблемы - рефинансирование ипотечных кредитов. Требования по ипотечным кредитам перенаправляются в другой финансовый институт, который сам выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. Правительством РФ был создан собственный оператор вторичного рынка со 100-процентным государственным капиталом - ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Эта организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов в большом объеме, благодаря чему появляется возможность развивать ипотеку. Претендовать на субсидии при покупке жилья могут молодые семьи. Молодой считается семья, «возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. По оценкам экспертов, этот проект не соответствует современной реальности. «Возраст» семьи, принимающей решение о рождении первого ребенка, в последнее время вырос. Л. В. Пепеляева предлагает повысить возраст «молодой» семьи до 35 лет, тем самым увеличив количество семей, которые смогут поучаствовать в проекте и получить субсидии.

Темпы строительства в среднем по России остаются низкими из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень часто не оказывается денег в местном бюджете. В рамках национального проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных участков коммунальной инфраструктурой. По мнению Председателя Комитета общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В. Л. Глазычева, создание рынка ЖКХ - мощнейший импульс для развития всей экономики.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

С 1991 по 2005 годы произошло сокращение поголовья скота более чем в два раза. Растет импорт мяса и мясопродуктов (34%). Ускоренное развитие животноводства планируется реализовать за счет:

повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

роста поставок по системе федеральной аренды племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока аренды техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Стимулирование развития малых форм хозяйствования - увеличение объемов реализации продукции, произведенной на личных подсобных хозяйствах и крестьянских хозяйствах. Планируется снизить для них ставки по кредитам (субсидировать часть затрат на уплату процентов), развивать инфраструктуры обслуживания этих хозяйств (кооперативов).

С. Ю. Глазьев говорит о том, что «Чем успешнее будет антимонопольная политика и чем эффективнее меры по декриминализации товаропроводящей сети, тем меньше потребуется государственных субсидий». Рентабельность АПК планируется повысить в 2 раза, при этом снижая объемы государственных субсидий. Развитию бизнеса в АПК сейчас мешает еще одна проблема. Это недоприватизированность, земля сейчас не может быть использована в качестве залога, не содействует привлечению инвестиций извне. В.В. Лабинов (исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли) предлагает оценить земли в денежном выражении и распределить между пайщиками не абстрактную «землю», а уже эти средства. Полезной была бы и опосредованная поддержка сельского хозяйства со стороны государства (через госзаказы - бесплатное питание для инвалидов, молоко для школьников и т. п.). Для таких госзаказов необходимо создание единого координатора, ликвидировать межведомственную разобщенность. Например, для реализации заказа «бесплатное молоко для школьников» необходимо согласовать действия Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и Министерства здравоохранения.

Также следовало бы отметить, что качество собственной жизни может повысить каждый, с помощью таких внеэкономических операций, как использование собственного труда в домашнем хозяйстве (поддержание чистоты и порядка, ведение приусадебного хозяйства), творчество (рукоделие, дизайн интерьера своими силами). Неотъемлемой частью повышения качества жизни является самосовершенствование (существует достаточно много путей саморазвития без помощи денег). На муниципальном уровне это проведение т.н. субботников, оформление клумб, посадка деревьев.

Заключение

Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности. Финансирование данной сферы явно недостаточно. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства. При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Надеюсь, что политика Президента РФ Путина В.В. в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально незащищенных слоев населения.

Список литературы

1.      Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы:Учебное пособие- Москва:Знание, 2008.-

.        Хисамутдинов И.А. (ред.) Основы экономики и теории рынка

.        Бобков В, Песковская Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения// Экономист. - 2009. - №9.

4.   Белотова Н.П. Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2007. -№1/2.

5.      Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве.//МЭиМО, 2008.-№ 6.

.        Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.-2009.-№6.

.        Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / Ф. Мишкин. - М.: Аспект Пресс, 2010

8.      Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие Бабашкина А.М. <http://www.knigafund.ru/authors/19501>

.        Е.Румянцева. Бедность как глобальная проблема.// Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №2.

10.    . Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28.08.1995 №154-ФЗ // Местное самоуправление. М.: Книга-сервис, 2004.

.        Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6.10.2003 №131-ФЗ. // Местное самоуправление. М.: Книга-сервис, 2006.

12.    Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями на 27.05.2000).

13.    Андросова Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. - СПб.:ТЭИ, 2006.

.        Аксенов О. Качество как цель и средство//Человек и труд. - 2010.

.        Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России//Российский экономический журнал. - 2007. -№7.

16.    Римашевская Н.М. Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век//Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 3;

.        Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов//Человек и труд. -2010. -№ 9-С. 42-46.

.        Колесникова О., Околелых И. Качество занятости может стать реальным ограничителем экономического роста // Человек и труд. - 2008. -№ 9. С. 31-34.

19.    Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета.// Человек и труд. - М., 2009, №8.

.        Жеребин В.М., Ермакова М.А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения.// Вопросы статистики. - М., 2010, №6.

.        Кремлев М.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения.// Вопросы статистики. - М., 2007.

.        Социальная политика: энциклопедический словарь. /Под общ. ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина; отв.ред. д.ф.н. Т.С. Сулимова. М: Академический проект; Трикста,2011.

.        Социальная политика: Толковый словарь. Издание второе, доработанное/Общ. ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгин. Отв. ред. д.э.н., проф. Б.В. Ракитский. - М.:Изд-во РАГС,2010.

.        Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации:Учебное пособие.-М.:Изд-во РАГС,2008.

25.    www.gks.ru

Похожие работы на - Рассмотрение особенностей государственной политики регулирования уровня жизни в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!