Разработка туристского продукта и его экономическое обоснование в рамках турфирмы 'Артемида'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    95,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка туристского продукта и его экономическое обоснование в рамках турфирмы 'Артемида'

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Анализ российского рынка туризма

.1 Обзор текущего состояния туристического рынка

.2 Анализ рынка корпоративных туров в Ленинградской области

.3 Основные этапы и методы разработки турпродукта

Глава 2. анализ деятельности ООО «Артемида»

.1 Технико-экономическая характеристика турфирмы

.2 Анализ конкурентов в выбранном сегменте

.3 Анализ текущего экономического состояния предприятия

Глава 3. проект корпоративных туров выходного дня

.1 Предложения по расширению сферы деятельности фирмы

.2 Расчет величины текущих  и единовременных затрат

.3 Оценка экономической эффективности разработанного продукта

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время российский туристский рынок находится в фазе устойчивого роста. Большая часть объема рынка формируется за счет транспортных перевозок и услуг индустрии размещения. Согласно данным Росстата, в период с 2011 по 2013 год рынок туризма в Российской Федерации вырос более чем на четверть, с 1030,4 млрд. руб. до 1351 млрд. руб. В целом рынок туризма в России формирует около 2% внутреннего валового продукта страны.

Экспертами отмечается, что существенный потенциал роста содержится в сфере делового и корпоративного туризма, т.к. на сегодняшний день этот спектр туристского рынка развит недостаточно. В целом в данном сегменте отрасли на данный момент сформировалась благоприятная конъюнктура. Отмечается высокая инвестиционная привлекательность российского рынка туристских услуг в целом и корпоративного туризма в частности.

При этом в крупных городах России, к которым относится Санкт-Петербург, сложилась высококонкурентная среда с большим количеством участников рынка. Острая конкуренция обязывает туристские фирмы обращаться к различным методам совершенствования бизнеса. Одним из наиболее актуальных методов развития предприятия является расширение спектра предложения фирмы и выход на новые рынки. В связи с относительно слабым развитием рынка делового и корпоративного туризма вход именно в этот сегмент рынка может быть признан перспективным с точки зрения совершенствования деятельности предприятия.

Данными положениями обусловлена актуальность представляемой дипломной работы.

Цель дипломной работы заключается в разработке нового туристического продукта корпоративной направленности и его экономического обоснования, в рамках турфирмы «Артемида».

Основные задачи дипломной работы:

. Исследовать региональный рынок туристских услуг Ленинградской области.

. Изучить текущее финансовое состояние исследуемого предприятия.

. Проанализировать предложения конкурирующих фирм в исследуемой отрасли.

. Разработать основные положения проекта по развитию услуг в сфере инсентив-туризма на предприятии.

. Произвести экономические расчеты, связанные с эффективностью и рентабельностью проекта.

Объект исследования: общество с ограниченной ответственностью «Артемида».

Предмет исследования: предложение ООО «Артемида» в сфере корпоративного туризма.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТУРИЗМА

 

.1 Обзор текущего состояния туристического рынка


Рынок представляет собой механизм, предоставляющий возможность организовать баланс спроса и предложения, причем по любым видам товаров и услуг. В рамках рынка действует множество субъектов - продавцов и покупателей. Туристический рынок имеет ряд принципиальных особенностей:

· Объектом процесса купли-продажи являются услуги;

·        Велико количество посредников;

·        Структура спроса на туристские продукты сложна и имеет изменчивую структуру;

·        Предложение в сфере туризма имеет тройственный состав - природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги;

·        Туристская индустрия является фондоемкой, обладает низкой эластичностью.

Туристский рынок является неоднородным. Как правило, в рамках глобального рынка выделяются более мелкие структурные единицы. Существует множество классификаций туристских рынков.

По отношению к определенному географическому региону туризм делится на следующие основные категории:

· Внутренний туризм.

·        Въездной туризм.

·        Выездной туризм.

В Российской Федерации в настоящее время отмечается преобладание выездного туризма над въездным. Сфера внутреннего туризма развита слабее, чем в других странах Европы. Для стимулирования внутреннего и въездного туризма в РФ разработана Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Данная программа имеет своей целью упорядочить принципы взаимодействия внутри отрасли и обозначить основные направления развития.

Можно выделить следующие основные причины преобладания выездного туризма в РФ:

· Более развитая туристская инфраструктура в зарубежных странах;

·        Развитие делового туризма;

·        Низкая стоимость т.н. «пляжного отдыха» и автобусных туров в близлежащие страны.

Помимо вышеуказанных способов, выделяют и другие способы классификации рынка туристских услуг.

В соответствии с классификацией по цели совершаемых поездок рынок может быть поделен на рынки рекреационного, культурно-познавательного, делового, научного, религиозного туризма и т.д.

По типу организации путешествия различают рынки организованного и неорганизованного туризма. Также различают индивидуальный и групповой туризм, а также туризм по различным способам передвижения.

Каждый из вышеперечисленных туристских рынков имеет свои особенности и структуру. В частности, рынок бизнес-туризма подразумевает поездки делегаций или отдельных лиц с целью посещения деловых встреч, выставок, ярмарок и др. Также к этому виду туризма относятся поездки в составе специализированных групп по определенным профессиям и специальностям.

Большинство турфирм определяют для себя следующие рынки на основании маркетинговой стратегии и направлений развития бизнеса.

1. Основной рынок. В рамках этого рынка фирма реализует большую часть своих туристских продуктов.

2.      Целевой рынок. Это направление определяется в результате исследования различных рынков сбыта. Ошибочный выбор целевого рынка при планировании маркетинговой стратегии может негативно сказаться на деятельности предприятия.

.        Дополнительный рынок. На этом рынке осуществляется продажа некоторого, но не основного, объема услуг турфирмы. В случае изменения конкурентной обстановки именно в дополнительных рынках предприятие может переориентировать предложение по направлениям, формирующим дополнительные рынки сбыта.

.        Растущий рынок. На этом рынке наличествуют реальные возможности роста объема продаж предприятия.

Эта классификация рынков не является единственной и всеобъемлющей. Однако она позволяет выделить основные направления продвижения услуг фирмы. В данном проекте рынок корпоративных туров для исследуемой турфирмы был определен как дополнительный. Это определило ход разработки и реализации проекта.

В Российской Федерации потенциальный рынок сбыта туристического продукта составляет примерно 10% жителей страны [18]. Потенциальный рынок формируют клиенты, проявляющие интерес к приобретению данного вида услуг. Очевидно, что наравне с желанием клиента важнейшим фактором спроса на туристские услуги является платежеспособность населения. В том случае, когда платежеспособные потребители услуг имеют доступ к услугам, качество которых соответствует их запросам в данной сфере, говорят о т.н. действительном рынке.

Как правило, расчетную величину действительного рынка рекомендуют уменьшить на число клиентов, по различным причинам не реализующих свою потребность в туристских услугах на квалифицированном рынке. Квалифицированный рынок считается составляющим 20% потенциального рынка, или половину от действительного.

Как правило, турфирма способна обслуживать около одной десятой доли потребителей своего потенциального рынка.

Зачастую потенциальные рынки турфирм одного сегмента во многом пересекаются. Это приводит к обострению конкурентной борьбы, что положительно сказывается на качестве предоставляемых услуг, однако затрудняет деятельность предприятия на популярных направлениях.

С точки зрения конкурентной борьбы текущий этап развития российского туристского бизнеса не является исключением. В настоящее время в связи с выходом на внутренний рынок двух крупных туроператоров-международников ожидается, что ареной конкурентной борьбы станут внутрироссийские туры, в первую очередь по летним пляжным направлениям [20]. Согласно тому же источнику, можно прогнозировать увеличение туристского потока на величину 5-7%.

Традиционно самыми массовыми туристическими направлениями в России остаются курорты Средиземноморья, а также Черноморское побережье Краснодарского края. При этом для северо-западных регионов страны значимыми направлениями также являются страны Скандинавии, прежде всего Финляндия в силу своей географической близости. Ввиду того, что эксперты прогнозируют на 2014 год активную фазу демпинговой политики многих фирм [20,21]. Поэтому небольшой турфирме, каковой является ООО «Артемида», целесообразно реализовать продукты в дополнительных сегментах, не входящих непосредственно в пул самых востребованных направлений для путешествий.

По прогнозам АТОР [20], состав первой тройки лидеров туристического потока в сезоне 2014 не изменится, это по-прежнему будут Турция, Египет и Таиланд.

Велика вероятность организации демпинговых акций. Эксперты прогнозируют негативные последствия для турфирм, работающих на этих направлениях, т.к. в настоящее время на туристском рынке продолжается процесс естественного отбора. По мнению экспертов АТОР, помимо финансовых и маркетинговых инструментов, туроператорам потребуются новые технологии, которые помогут приобрести возможность оперативно реагировать на запросы клиентов [22].

Среди потенциальных направлений с высоким уровнем конкуренции выделяют Грецию и Турцию, а также другие популярные курорты Средиземноморья. В связи с организацией льготного налогового режима для предприятий, организующих пассажирское сообщение с Крымским полуостровом, возможно, что этот регион тоже станет ареной крупномасштабной конкурентной борьбы.

Одна из важнейших причин обострения ситуации на внутреннем туристском рынке - это выход на внутрироссийский рынок крупных международных операторов - «Библио Глобуса» и «Coral Travel». Выход на рынок глобальных игроков всегда сопряжен со снижением спроса на услуги туроператоров среднего уровня.

Санкт-Петербург как крупный город, расположенный недалеко от границ с Финляндией и Эстонией имеет свою специфику. Помимо вышеуказанных двух стран, популярными направлениями отдыха являются т.н. «пляжные» курорты, континентальные европейские страны в рамках автобусных туров, а также регионы Северо-Запада России.

В предыдущие годы Правительство города акцентировало свое внимание на въездном туризме. Для этого была создана специальная Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра в 2005-2010 годах. Она разработана ведущей международной консалтинговой компанией The Boston Consulting Group в сотрудничестве с городским Правительством. Программу активно поддерживало Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. В основу данной программы была положена стратегия «5x5x5», что означает стремление войти в пятерку крупнейших европейских туристических городов - через 5 лет ежегодно принимать 5 млн. туристов. Предполагалось, что эти изменения должны увеличить приток туристов в полтора раза. Ожидаемый доход от реализации программы составлял 200-250 млн. долларов США. С точки зрения занятости программа должна была способствовать созданию не менее 50 тыс. рабочих мест в туристской индустрии, а также в других смежных отраслях[4].

На заседании Правительства Санкт-Петербурга в конце 2010 года было заявлено, что разработанная программа «5х5х5» не только выполнена, но и перевыполнена. По данным профильного комитета, в 2010 году число туристов, приехавших в регион с различными целями, превысило 5 миллионов человек. Отдельно указывалось, что эти показатели, признаваемые достаточно высокими, были достигнуты в условиях общего спада в мировом туризме, в том числе и деловом [5].

В дальнейшем была принята аналогичная программа развития на 2011-2016 гг. [5], в рамках которой предполагалось закрепить и развить достижения, полученные в ходе реализации программы на 2005-2010 гг.

Что же касается поездок горожан в близлежащие регионы РФ, такой вид туризма не получает ощутимой государственной поддержки. Существуют целевые программы организации детского отдыха и социальные программы оздоровительного характера, остальные направления отдыха в этих регионах развиваются усилиями туроператоров и неорганизованных туристов. Это обусловлено слабым в сравнении с близлежащими странами развитием туристической инфраструктуры, неудобным транспортным сообщением, не всегда высокой культурой обслуживания и другими негативными факторами. Однако это создает предпосылки для организации нишевых продуктов, имеющих достаточно низкую себестоимость и высокую окупаемость при обеспечении должного качества предоставляемых услуг. Одним из таких туристских продуктов является проект, описанный в данной дипломной работе.

На рынке туристских услуг одно из центральных мест занимает деловой туризм.

В настоящее время около четверти поездок совершается по служебной надобности. Огромный спектр поездок, совершаемых с разнообразными деловыми целями, подпадает под обобщающее понятие делового туризма. Следовательно, можно заключить, что этот вид туризма занимает центральное место в развитии как туристической сферы, так и всей государственной экономической системы. Деловой туризм способствует интеграции экономической системы в мировую рыночную среду.

Бизнес-туризм как вид туристской деятельности составляют поездки, организуемые в профессиональных интересах предприятия. Сюда можно отнести посещение выставок, отраслевых ярмарок, конференций и других аналогичных мероприятий. Наряду с понятием бизнес-туризма зачастую применяют англоязычную аббревиатуру MICE. Этот термин отражает актуальную структуру бизнес-туризма. Эта структура графически проиллюстрирована схемой на Рисунке 1.1.

Рассмотрим подробнее понятие Инсентив-туризма.

Слово «Incentive» переводится с английского языка как "поощрительный", "побудительный". Такой перевод очень близок к самой сути данного понятия. Этот вид туризма определяется разнообразными туристскими программами, которые направлены, прежде всего, на мотивацию партнеров, клиентов и, в первую очередь, сотрудников предприятия. Программы могут относиться к различным видам туризма, отличаться по наполнению и т.д.

Для темы данного исследования особое значение приобретает именно инсентив-туризм, т.к. целью исследования является создание нового туристского продукта корпоративной направленности. Данная направленность является основным направлением сегмента инсентив-туризма.

Рис. 1.1 MICE-туризм

В источниках можно обнаружить большое число разнящихся определений термина «корпоративный туризм». Приведем список наиболее выделяющихся определений в Таблице 1.1.

Таблица 1.1

Анализ определений понятия «корпоративный туризм»

Определение

Источник

Корпоративный туризм - это на 60% решение корпоративных задач и на 40% отдых

Аванесов В. Г. Корпоративная культура. Вызов времени, актуальная социокультурная задача, проблемы и перспективы[12].

Корпоративный туризм представляет собой возможность вырваться из традиционной среды и посмотреть на себя и свою команду с другой точки зрения в нестандартных ситуациях.

Пересолова А. Мировой туризм и путешествия. Глобальные тенденции развития[14].

Корпоративный туризм представляет собой широкий набор туристических услуг, предоставляемых сотрудникам корпорации туркомпанией, входящей в состав данной организации.

Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика[17].


Компилируя вышеизложенные определения данного термина, корпоративный туризм можно охарактеризовать как специфический вид туристской деятельности, подразумевающий под собой предоставление определенного перечня услуг, потребляемых сотрудниками, клиентами и партнерами организации-заказчика продукта. Данный вид туризма позволяет решать набор деловых задач одновременно с поднятием командного духа.

Корпоративный туризм может изучаться в нескольких направлениях. Выделяют три основных подхода к исследованию этого вида деятельности -  узкий, широкий и развлекательный подходы.

В рамках широкого подхода корпоративный туризм отождествляется с бизнес-туризмом. Такой подход излишне обобщает понятие корпоративного туризма, в настоящее время более актуально выделение этой сферы из всей массы деловых поездок.

Узкий подход предполагает рассмотрение корпоративного туризма как обширного набора туристических услуг, предоставляемых некоторому юридическому лицу (заказчику) туристской организацией, входящей в состав данной организации. Такой подход применим для анализа процессов, происходящих в различных холдингах и крупных корпорациях.

В рамках развлекательного подхода к определению термина данный вид туризма предстает как элемент развлекательных корпоративных мероприятий и описывается как один из факторов создания и укрепления корпоративной культуры на предприятии.

Корпоративная культура может быть описана как совокупность основных ценностей, внутренних норм и соглашений, общих для всех сотрудников предприятия. Понятие организационной культуры начало развиваться в России в последнее десятилетие под влиянием крупных иностранных работодателей, прививавших это понятие в местной среде в соответствии с западноевропейскими представлениями. Разумеется, не все идеи оказались актуальными, и зачастую российские фирмы и организации были вынуждены заниматься поиском своего пути развития в этой сфере методом проб и ошибок.

Корпоративная культура как набор общих для всех ценностей, как правило, формируется как ответ на внешние вызовы, когда только слаженное функционирование фирмы как единого организма позволяет преодолеть какую-либо кризисную ситуацию.

Корпоративную культуру определяет следующий базовый набор понятий:

· Общие ценности организации (корпорации).

·        Комплекс взаимовыгодных отношений.

·        Нормы корпоративного сотрудничества.

·        Добросовестное поведение в среде организации.

Основная задача корпоративной культуры состоит в экономии административных ресурсов и снижении индекса насилия при управлении. Процесс развития корпоративной культуры может быть определен как процесс взаимной социализации участников организации и внедрении общей для всех системы корпоративных ценностей.

Сфера корпоративного туризма неразрывно связана с корпоративной культурой. Программы корпоративных туров должны соответствовать ценностям корпоративной культуры и системе ценностей данной организации, а также актуальным тенденциям в менеджменте предприятий соответствующей направленности. Подобные программы должны включать в себя мероприятия, которые способствуют формированию корпоративных идеалов у персонала организации, а также их дальнейшему развитию. Прежде всего, в разряд таких мероприятий обычно включают мероприятия по развитию командного духа - т.н. «тимбилдинг».  Также сюда могут быть отнесены различные семинары и подобные мероприятия, повестки которых могут отличаться большим разнообразием. Пример классификации вопросов представлен на Рис. 1.2.

Данные положения сформулированы на основе анализа программ нескольких корпоративных туров, ранее реализованных турфирмой «Артемида».

Предположения, выносимые на семинар, являются определяющим фактором формирования системы отношений в организации и непосредственно влияют на корпоративную культуру в организации. Регулярность таких мероприятий в организациях с высокой динамикой кадров трудно переоценить.

Рис. 1.2 Вопросы семинаров по развитию корпоративной культуры

При неформальном обсуждении подобных вопросов в рамках мероприятий, формальной целью которых являются отдых и развлечения, может быть достигнут значительный эффект, выражающийся в развитии внутреннего взаимодействия в организации, а также в повышении производительности труда отдельных сотрудников и целых структурных подразделений.

Отдельные аспекты и отличительные особенности внутренних правил и норм, действующих в среде отдельной организации, зависят от большого числа  разнообразных факторов, от стиля руководителя до должностных инструкций. Для того, чтобы процесс внедрения единой организационной культуры был успешен, требуется, чтобы все сотрудники участвовали в формировании атмосферы, соответствующей точке зрения менеджмента высшего звена этой организации, а также её миссии. В этой связи нельзя не отметить, что внутриорганизационные отношения могут быть обоснованно рассмотрены как результат осознания сотрудниками принадлежности к единому коллективу [19]. В этом прослеживается один из аспектов взаимосвязи культуры организации с корпоративным туризмом.

Организации, обладающие развитой системой общих ценностей и сформированной внутренней культурой, эффективнее используют свой кадровый потенциал. Это связано с тем, что организационная культура - один из актуальнейших способов мотивации персонала. Она помогает сотруднику, который уже удовлетворил свои материальные потребности от работы, перейти к реализации потребностей более высокого уровня. Благодаря корпоративной культуре на предприятии формируются общие правила, по которым любой сотрудник может добиться самоактуализации в рамках своей должности.

Основная задача корпоративного туризма сводится к формированию в коллективе дружественной атмосферы и облегчению коллективного взаимодействия, что может способствовать реализации миссии организации.

Одним из центральных факторов, формирующих значимость корпоративного туризма, является возможность создания условий для организации более неформальной коммуникативной среды на предприятии, что положительно сказывается на скорости принятия решений и, как следствие, производительности труда и формировании корпоративной культуры. Данными положениями обосновывается устойчивый спрос на туристские продукты этого направления.

Основные различия между деловым и корпоративным туризмом приведены в Табл. 1.2.

Таблица 1.2

Отличия корпоративного от делового туризма

Корпоративный

Деловой

Цели

Сплочение, обучение, командообразование, деловые цели. Формирование особого отношения к корпоративной культуре.

Исключительно коммерческие и деловые цели

Набор участников

Группа сотрудников или весь штат организации

От одного до нескольких человек

Способы организации

Организация тура требует системного подхода

Организация тура сводится к поиску мероприятий, удовлетворяющих цели организации

Мероприятия

Сочетание деловых и культурно-развлекательных мероприятий

Мероприятия, связанные с достижением бизнес-целей заказчика


Изначально корпоративный туризм зарождался как небольшой рынок внутри глобальной сферы делового туризма. Сейчас в странах Европы и Северной Америки он уже превратился в самостоятельный вид туризма, подчиняющийся общим правилам, обусловленным наличием большого числа корпораций с развитой внутренней организационной культурой.

Корпоративный туризм представляет собой многосоставное понятие. В него включают обширный список различных элементов. Корпоративная поездка включает в себя занятия развлекательного и социально-психологического характера, что подразумевает несколько вариантов проведения такого выезда. Однако, несмотря на это, она может быть легко превращена в небольшое деловое собрание с последующим проведением развлекательных мероприятий. Подобного рода мероприятия очень сильно влияют на группы людей, развивая командный дух зачастую самыми простыми “детскими игрушками”. Тимбилдинг является неотъемлемой частью функционирования предприятия в современном сообществе. Особенно важны такие программы для сотрудников, только что принятых на должности, которым крайне важно ощущать себя частью нового коллектива.

Корпоративная поездка с деловыми целями должна базироваться на спланированной и должным образом насыщенной программе встреч и других мероприятий. Туристическим компаниям невозможно обойтись без кропотливой работы с клиентом, знания и понимания сферы деятельности, ясного видения деловых целей и рабочей обстановки. Подобные мероприятия зачастую насыщенны разнообразными экскурсиями, событиями культурно-развлекательного характера. Стандартная программа тура, как правило, включает в себя проживание, завтраки, а также разнообразные технологические аспекты, такие как трансферы и оформление визы. В некоторых случаях при проведении маркетинговых акций в программу корпоративного тура включаются символические подарки и призы. Клиентам могут быть предоставлены следующие услуги: услуги переводчиков и экскурсоводов, аккредитация на выставку, билеты на различные мероприятия, аренда автомобиля, а также другие услуги, которые могут потребоваться в различных ситуациях. Зачастую предлагаются особые тарифы на авиаперелеты в бизнес и привилегированном классе, организуется специальное обслуживание в аэропортах и транспортных терминалах и т.д.

В этом случае на передний план выходит понятие корпоративной культуры, так как работники, являющиеся представителями своего предприятия на данном мероприятии, представляются лицом компании. От степени их личной заинтересованности в успехе своей организации во многом зависит качество их выступления, что непосредственно формирует впечатление как конкурентов, так и партнерских организаций. Для того, чтобы создать требуемый эффект от деловых поездок, необходимо хорошо развитая и проработанная корпоративная культура, формализующая основные принципы деятельности работников на выездных мероприятиях. Подобный вывод наглядно иллюстрирует причастность делового туризма к организационной культуре.

Сам по себе деловой туризм представляет собой весьма перспективное направление современного туризма. Темпы его развития обусловлены динамичной глобализацией мировой экономики, развитием транснациональных корпораций, межгосударственного взаимодействия и других подобных факторов. Отправляясь в подобное деловое путешествие, представители бизнеса имеют намерение не только побывать на семинаре или конференции, их цель заключается, прежде всего, в поиске новых возможностей для своего бизнеса [11].

В существующих реалиях туристского рынка деловая поездка представляет собой не только деловые встречи и переговоры. В это понятие входит комплекс определенных мероприятий, который предоставляет организациям возможность достигнуть более актуальных целей, реализовать новые принципы взаимодействия, а также сформировать более благоприятные условия функционирования самого предприятия. Также нельзя не упомянуть такой подход к определению корпоративного туризма как стимулирование сплоченности коллектива и ориентации на совместное достижение общих целей в неформальной обстановке. В мероприятиях такого рода более высокое значение имеет не деловая активность, а способы сплочения коллектива, т.н. тимбилдинга.

Наиболее стандартной и общепринятой в нашей стране разновидностью корпоративного отдыха являются выезды на природу с культурно-развлекательными целями. Особое место принадлежит экстремальному туризму, который приобретает все большее значение в последние годы. Организуются поездки в экзотические страны, некоторые корпорации заказывают восхождения на горные вершины с целью установки символики организации.

Важно указать, что наряду с личностной самореализацией и активизацией внутренних резервов участника происходит интенсификация взаимодействия между сотрудниками организации, актуализируются принципы совместного принятия решения и передачи полномочий, что не замедлит сказаться на работоспособности и производительности труда.

Интерактивное обучение вне привычной рабочей среды позволяет создать особую атмосферу, в которой участники мероприятия могут дистанцироваться от повседневных конфликтов и проблем. Это важно с точки зрения формирования комфортной условий для физической и психоэмоциональной разрядки. Как показывает практика, любая экстремальная ситуация вскрывает все аспекты важнейших психических процессов, происходящих в группе. В условиях ограниченного времени любой процесс протекает повышенными темпами. Один день тренинга в естественных условиях может заменить собой многие часы и дни занятий в офисе, кабинете, аудитории.

В том случае, если структура и содержание тренинга были должным образом проработаны, появляется возможность активизации наиболее важных процессов коммуникации и бытового взаимодействия на текущей стадии развития трудового коллектива. Соответственно, окончательная программа тренинга должна разрабатываться в тесном сотрудничестве с менеджментом заказчика. Только таким образом можно добиться максимального эффекта актуализации тренинга относительно миссии и целей работы организации.

На основании вышесказанного можно выделить определенные разновидности сферы корпоративного туризма. Разделение этой сферы показано на Рис. 1.2.

Рис. 1.2 Виды корпоративного туризма

Данная классификация в значительной степени условна, однако позволяет сформировать общее представление об основных видах корпоративного отдыха. Каждый отдельный вид отдыха требует специфического подхода, имеет свои собственные цели. Все эти виды отдыха значительно отличаются по целевой аудитории ожидаемому эффекту.

Понятия организационной культуры и корпоративного туризма напрямую взаимосвязаны. Необходимость развития организационной культуры спровоцировала определенный рост актуальности предложения соответствующих туристских продуктов. Наряду с этим надо отметить, что корпоративная культура и методы ее развития являются более общим понятием, нежели сам по себе корпоративный туризм. Сам по себе корпоративный туризм вряд ли стал бы массовым распространенным явлением, если бы не сформировалась значительная потребность в развитии корпоративной культуры. Данный вид туризма напрямую зависит от корпоративной культуры и степени ее развития в организациях, являющихся потенциальными клиентами соответствующих турфирм.

В разных формах и под разными названиями корпоративный туризм как вид деятельности существует достаточно долгое время. Он выделился в отдельный вид туризма во второй половине ХХ века в Западной Европе и Северной Америке. В последнее десятилетие ХХ века данная отрасль бизнеса получила ощутимый импульс развития в этих регионах мира. Аналитики Гарвардской бизнес-школы исследовали эффективность различных американских предприятий. В результате этих исследований было установлено, что при технологическом превосходстве эти предприятия проигрывают зарубежным конкурентам по основным показателям производительности труда. Причина крылась в низком уровне лояльности сотрудников фирмы. Именно с лояльностью многие аналитики связывают бурное развитие высокотехнологичных производств в Юго-Восточной Азии. Благодаря повороту в корпоративной политике многих фирм в США активно развивается сфера корпоративного туризма на протяжении последних десятилетий.

В Российской Федерации сегодняшние проблемы лояльности фирме сродни схожим проблемам в американском производстве тридцатилетней давности. Низкий спрос на услуги корпоративного туризма обуславливает невысокий уровень предложения в данной отрасли. Среди российских туроператоров совсем немного организаций, которые занимаются корпоративным туризмом и мероприятиями тимбилдинга социально-психологической направленности. Ни для одной из них данное направление не является единственным или хотя бы основным видом деятельности. В предложении туроператора зачастую содержится указание о возможности организации конференции, деловой встречи, семинара, но это представляет собой лишь отдельные аспекты делового туризма, тогда как важнейшие стороны корпоративного туризма остаются в стороне. При этом инсентив-туры представляются весьма актуальным и перспективным направлением развития бизнеса, а их совмещение с элементами традиционного делового туризма позволяет сформировать полноценный туристский продукт, обладающий высокой масштабируемостью. Такой продукт может быть предложен корпорациям практически любого масштаба и способен значительно улучшить финансовые показатели туристской фирмы.

Рассмотрим общемировые тенденции в этом направлении. На основе анализа экспертных оценок было установлено, что во всем мире совершается более полумиллиарда ежегодно. Среднегодовой рост рынка делового туризма оценивается в пределах от 27 до 31% [28].

В России этот рынок только начинает развиваться. Основная составляющая корпоративного сегмента - около 80% поездок - приходится на долю командировок, тогда как сфера корпоративного отдыха занимает менее 20% от общего оборота делового туризма [28]. Это можно связать с уже упоминавшимся отставанием российского туристского рынка от общемировых тенденций.

В международной туристической среде активно применяется понятие incentive destination - список городов, часто выбираемых в качестве направлений для корпоративного отдыха. В этих городах и микрорегионах, как правило, наблюдается устойчивый поток деловых туристов. Существует международная ассоциация SITE, одной из задач которой является ведение постоянного учета подобных городов. Места для отдыха менеджеров высшего и среднего звена оцениваются по целому ряду параметров:

· Политически стабильная ситуация в регионе.

·        Хорошее транспортное сообщение.

·        Обширные культурно-развлекательные и экскурсионные возможности.

·        Высокий уровень обслуживания.

·        Соответствие санитарным нормам.

Список подобных мест включает в себя десятки городов Европы и Юго-Восточной Азии, отдельные участки восточного Средиземноморья. Из городов Российской Федерации в этот список пока попал только Санкт-Петербург.

Интернациональные компании, появляющиеся на российском рынке, привносят международные стандарты и особые требования к внутреннему регламенту жизни организации. Как правило, инсентив-туризм пользуется спросом именно в больших компаниях, которые существуют на рынке продолжительное время. С каждым годом таких компаний в нашей стране становится всё больше.

В Москве рынок инсентив-туризма в целом может быть признан сформированным. Появились свои лидеры данного направления. Петербург в этом отношении отстает от Москвы. Компании в данном регионе имеют невысокие объемы бизнеса, лидеры рынка приходят в регион из столицы. Кроме того, не наблюдается большого числа турфирм, которые специализировались бы именно на инсентив-туризме. Это является отличительной чертой рынка, находящегося на стадии становления. Тем не менее, рынку необходимо становление специализированных компаний, которые будут заниматься исключительно корпоративным туризмом и его подвидами. Очень важно, чтобы потребители корпоративных услуг знали, как им выбирать свое корпоративное агентство, так как во всем мире существует специализация в этом, или же, если агентство действительно очень большое, в нем образуется два независимых подразделения - корпоративного туризма и туризма.

Корпоративные агентства также обеспечивают определенные стандарты обслуживания. Они собирают информацию о предпочтениях сотрудников компаний-клиентов и учитывают ее при каждой новой поездке. Кроме того, они могут добиваться существенных скидок от авиакомпаний и гостиниц за счет объема.

Вообще весь рынок туризма, и в том числе корпоративного туризма, растет быстрыми темпами. Проблема корпоративного туризма в том, что готового специалиста в этой области найти практически невозможно. В связи с этим сейчас создаются специальные учебные заведения, которые будут готовить агентов корпоративного туризма. Сейчас все корпоративные агентства сами готовят людей. Но это не рационально с точки зрения расходования ресурсов. К тому же в агентстве, как правило, нет возможности обучить человека всему и дать широкое представление об отрасли - на это просто не хватает времени. Нехватка кадров - это, пожалуй, самая серьезная проблема отрасли. Рынок корпоративного туризма сейчас очень маленький для такой страны, как Россия: 80% российских компаний, планирующих корпоративную поездку, заказывают стандартный набор - визы, билеты, гостиница; 20% пользуются и другими услугами, включая организацию и проведение корпоративных мероприятий. Оценить годовой оборот рынка можно в $400-500 млн., максимум в $600 млн. Серьезных игроков на этом рынке можно пересчитать по пальцам одной руки [28].

В создании инфраструктуры въездного корпоративного туризма в нашей стране в последние годы делаются определенные шаги - в Москве и областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации, расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий. Эта тенденция легко объяснима - за последние годы этот вид превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туристической индустрии.

Около 50% всех зарубежных туристов столичного региона приходится на деловых туристов. В 2007 году их количество достигло 1 миллиона человек. В других регионах страны ситуация на рынке корпоративного туризма представляет собой менее радужную картину. Туристская инфраструктура Средней полосы России практически пришла в негодность. Дальний Восток, Урал, Закавказье выживают только за счет въездного туризма, привлеченного так называемой «русской экзотикой». Стоимость транспортных услуг также не может составить конкуренцию. В сфере телекоммуникаций и связи регионы находятся далеко не в лучшем положении.

Важной проблемой остается то, что могут позволить себе дорогостоящие корпоративные выезды немногие российские организации. В основном проводятся разовые деловые поездки в те государства, где функционируют основные партнеры компании. В любом случае, корпоративный туризм по нашей стране может быть весьма прибыльным направлением, но, к сожалению, на данный момент это осуществимо только в далекой перспективе. Однако надежда, что когда-нибудь деловой туризм в России станет не экзотическим вложением денег, а необходимым элементом бизнеса, все-таки остается. Ни для кого не секрет, что в связи с выходом российского бизнеса на более высокие рыночные позиции все чаще возникает необходимость в оптимизации и интенсификации деловых, научных и культурных связей.

 

.3 Основные этапы и методы разработки турпродукта


При разработке туристского продукта следует соблюдать главный принцип, обозначаемый в источниках как цель путешествия[14]. Правила и нормы формирования туров регламентируются рядом государственных стандартов:

· ГОСТ 53522-2009. "Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения".

·        ГОСТ Р53997-2010. "Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования".

·        ГОСТ Р 54604-2011. "Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования".

·        ГОСТ 54600-2011. "Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования".

Прежде всего, составляется краткое описание туристского продукта, представляющее собой краткое описание, включающее в себя набор требований, согласованных с заказчиком. Подобное описание должно быть реализуемо декларируемыми средствами принимающей стороны, т.е. непосредственного исполнителя договора.

Необходимо отметить, что туристский продукт для потребителя представляется как нечто большее, нежели банальное сочетание товаров и услуг определённого свойства. Это набор материальных и нематериальных ценностей, различных выгод, определенных видов полезности. Соответственно, потребители косвенно влияют на процесс планирования продукта ещё до начала его продвижения.

Планирование тура можно определить как определенный этап деятельности туроператора, в результате которого из абстрактного туристского проекта вырастает непосредственно сам тур, представляющий собой сопоставленный по месту, времени, качеству, последовательности и стоимости набор туристических услуг различного профиля, готовый к продвижению на целевом рынке. [13].

Перед принятием непосредственного решения о планировании и организации туров на новом направлении или в новом сегменте турбизнеса, туроператор должен провести предварительные маркетинговые исследования. В рамках такого исследования выявляются тенденции предложения и спроса, приоритеты и потребности потребителей. Исследование способствует правильному формированию турпакета, при котором становится возможным возможно более полное удовлетворение потребностей клиента туроператора. Трудно переоценить значение этих исследований при определении договорной политике турфирмы при взаимодействии со сторонними поставщиками услуг [13].

Перед началом работ по разработке проекта необходимо провести исследование регионального туристического рынка. Правильно организованное исследование потребностей рынка поможет выбрать целевую аудиторию потребителей, найти нужную нишу для реализации проекта, а также верно оценить его экономические перспективы.

Рассмотрим общие вопросы технологии разработки тура.

Общий порядок действий при разработке корпоративного тура можно сформировать следующим образом. Данный порядок действий приведен на Рисунке 1.3.

Рис. 1.3 Процесс разработки тура

. Формулировка основной идеи представляет собой формирование основной миссии туристского продукта, его базовых целей и задач.

. В качестве маркетинговых исследований рекомендуется проведение т.н. ПЭСТ-анализа, т.е. анализа политических, экономических, социальных и технологических сил.

К этому же этапу относится SWOT-анализ, или анализ ПНВУ - преимуществ, недостатков, возможностей и угроз. На этапе маркетинговых исследований проводится сегментация рынка, определяется мотивация, формулируется название тура. Проводится перспективное планирование тура. Определяется географический регион, выявляется рекреационный потенциал региона, выявляются инфраструктурные проблемы, решаются вопросы транспорта, питания и пр.

. На договорном этапе производится заключение договоров со сторонними организациями, предоставляющими услуги на местах. Партнёры и поставщики услуг должны проходить строгий отбор, необходимо произвести обширный информационный поиск, проанализировать все доступные материалы по данным фирмам.

Стандартный договор включает в себя предмет договора, его основные и дополнительные условия, прописываются права и обязанности сторон, а также их ответственность. Определяются порядок расчётов, указываются меры на случай форс-мажора, формализуется процесс расторжения договора по инициативе той или иной стороны.

. Такой этап, как информационно-методическое обеспечение тура, подразумевает под собой составление следующих основных документов:

. Транспортная карта маршрута.

. Описание маршрута, условий обслуживания и специфических деталей.

. Сформированное расписание движения по маршруту с учетом возможных отклонений.

. Условия приема, размещения, обслуживания, питания с указанием адресов соответствующих организаций.

. Культурно-развлекательная и экскурсионная программа с подробным тематическим перечнем и указанием стоимости.

. Технологические особенности тура.

. Сроки подачи заявок.

. Форма заявки на бронирование.

. Информационный листок с маршрутом, перечнем услуг и сопроводительной информацией.

Данный список документов не является исчерпывающим, в случае выявления каких-либо специфических деталей он может быть дополнен или поэлементно изменен.

. Расчет стоимости тура

Стоимость тура складывается из множества различных показателей. Сюда включаются:

· Транспортные (в т.ч. трансферные) услуги.

·        Услуги проживания и питания.

·        Страховка.

·        Зарплата сопровождающего персонала.

·        Билеты на мероприятия, организуемые сторонними организациями.

·        Накладные расходы.

·        Начисление прибыли.

В результате всех расчетов формируется стоимость путевки с учетом НДС.

. Продвижение туристского продукта на рынке может осуществляться следующими способами:

· традиционная реклама в средствах массовой информации, наружная реклама и т.д.;

·        прямые продажи, различные методы стимулирования продаж.

·        PR-акции, пресс-релизы, презентации;

·        пробные, ознакомительные, акционные туры;

·        купонные акции;

·        участие продукта в выставки, отраслевых ярмарках и конференциях;

7. На этапе реализации туристского продукта формируется посредническая цепочка, отлаживаются все детали взаимодействия между организаторами и поставщиками услуг.

Разработка такого туристского продукта, как корпоративный тур выходного дня, имеет ряд значительных особенностей, которые формируют основные отличия этого вида продукта от других.

2.      Специфика продвижения.

.        Имиджевые риски.

.        Региональная специфика

Важно понимать, что любые инсентив-туры требуют предельной собранности, проработки и подготовки. Чтобы корпоративный тур достиг поставленных целей и привел к ожидаемому эффекту, важно учесть следующие основные элементы.

Бюджет: можно организовать все мероприятие в ближайшем санатории или выехать за границу. Для этого нужно знать, какими финансами располагает ваша фирма. Чем шире материальная основа, тем проще будет найти приемлемый вариант.

Направление: вне зависимости от финансовой составляющей, варианты выбора есть всегда. Выбирая направление, учитывайте: состояние здоровья сотрудников, наличие заграничного паспорта, переносимость долгих полетов и прочие мелочи, которые имеют большую важность в подготовке любого мероприятия.

Общая структура будущего тура: нужно решить, что важнее для компании: встречи с клиентами, партнерами или отдых. От этого будет зависеть программа, составляемая на весь временной промежуток корпоративного тура. Совмещая разные компоненты отдыха, можно провести отличный семинар, инсентив-программу, тимбилдинг, переговоры с поставщиками и при этом не забыть о посещении выставок, экскурсий и мест организованного отдыха.

Ввиду сокращенного времени проведения тура, разрабатываемого в контексте данного дипломного проекта, возрастает важность слаженной работы всех участников процесса, как туроператора и принимающей стороны, так и представителей заказчика. Накладки по времени способны свести на нет эффект от подобного проекта, каким бы качественным он ни был.

При подготовке программы необходимо учитывать следующие базовые факторы:

· Погодные условия;

·        Экскурсионные перспективы;

·        Проблемы размещения и питания;

·        Трансфер;

·        Вопросы страхования;

·        Разработка регламента переговоров, если они требуются по программе тура;

·        Планирование маршрутов, региональные особенности.

Разумеется, как и в любом другом виде туризма, основополагающим фактором является представление заказчика о требуемом уровне предоставляемых услуг.

Кроме того, важно знать все негативные стороны региона: температурные колебания, осадки, наличие атмосферных явлений. Также необходимо оценивать перспективы комфортности планируемого отдыха и других элементов разрабатываемого корпоративного тура. Программа должна учитывать иерархические особенности предприятия-заказчика, разнообразные психологические аспекты, связанные с процессом принятия решения на данном предприятии, т.е. программа такого тура должна быть более гибкой, чем программа индивидуального тура. Это обеспечит масштабируемость туристского продукта и позволит более оперативного составлять конкретные программы туров индивидуально под каждый корпоративный заказ.

По результатам проведенных исследований можно сделать общий вывод о том, что в настоящее время рынок корпоративных туров в Ленинградскую область не является насыщенным. Существует возможность организации нишевых туристских продуктов, имеющих низкую себестоимость. При соблюдении правил разработки тура и обеспечении должной стратегии продвижения такой проект может продемонстрировать высокие показатели экономической эффективности.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АРТЕМИДА»

 

.1 Технико-экономическая характеристика турфирмы


ООО «Артемида» работает в Санкт-Петербурге более 10 лет. Зарегистрировано в Едином Федеральном реестре туроператоров под номером МВТ №006430 на основании приказа Ростуризма №60-Пр/13 от 11.03.2013 [35]. Юридический адрес предприятия - г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Бумажная ул., д. 4, офис 141.

Основные направления деятельности турфирмы «Артемида»:

1. Однодневные выезды и туры выходного дня в близлежащие государства - Финляндию и страны Балтии.

2.      Регулярные туры

.        Летние и зимние лагеря, в т.ч. языковые.

.        Корпоративный отдых.

.        Экскурсионные туры по Санкт-Петербургу и окрестностям.

.        Паспортно-визовая поддержка.

Постоянно развиваются новые направления деятельности. В частности, в 2014 году турфирма «Артемида» активно продвигает новый туристический продукт - групповые туры в Германию, Австрию и Швейцарию с отправной точкой в городе Мюнхене. Туры данной категории имеют общую экскурсионную направленность и предоставляют клиентам фирмы отдохнуть в экологически чистых альпийских регионах Европы с соответствующим уровнем комфорта.

Предприятие располагает следующей организационной структурой. В штате насчитывается 6 должностей:

· Генеральный директор.

·        Менеджер по планированию туров - 2 штатных единицы.

·        Менеджер по бронированию билетов.

·        Менеджер по информационным технологиям и инженерному обеспечению.

·        Секретарь.

Организационная структура предприятия приведена на Рис. 2.1.

Рис. 2.1 Организационная структура предприятия

В функции менеджеров по планированию туров, выделяемых в специальный отдел, входит непосредственное общение с клиентами турфирмы, индивидуальный подбор туров в соответствии с пожеланиями заказчика. Также данные менеджеры составляют готовые туристические продукты по популярным направлениям и осуществляют их продвижение.

Менеджер по бронированию билетов является ассистентом менеджеров по планированию туров, осуществляет поиск и бронирование авиа и железнодорожных билетов для клиентов, подбирает удобные стыковки и пересадки для разрабатываемых фирмой готовых туристических продуктов.

Менеджер по информационным технологиям и инженерному обеспечению заведует сайтом организации, осуществляет продвижение туристических продуктов фирмы в сети Интернет, а также решает текущие хозяйственные вопросы предприятия.

Секретарь организации занимается делопроизводством турфирмы, ассистирует менеджерам предприятия по роду их деятельности и выполняет обязанности офис-менеджера. Генеральный директор фирмы осуществляет стратегическое руководство фирмой и выполняет представительские функции на различных отраслевых мероприятиях.

Исследование технико-экономических показателей предприятия за 2012-2013 гг. показало следующие результаты.

В указанный период исследуемое предприятие активно развивалось, разрабатывало и продвигало новые услуги и туристические продукты. Общие выводы о работе предприятия можно составить на основе анализа базовых технико-экономических показателей турфирмы, которые приведены в Табл. 2.1.

Таблица 2.1

Технико-экономические показатели предприятия

Показатель

Единица измерения

2011

2012

2013

Объём реализации

Тыс. руб.

14982

15050

21450

Штат

Чел.

5

5

6

Производительность труда

Тыс. руб.

2497

2508,33

2979,17

Фонд заработной платы

Тыс. руб.

2160

2280

2885,2

Среднегодовая заработная плата

Тыс. руб.

456

480,867

Себестоимость услуг

Тыс. руб.

13639,40

19891,14

20224,38

Затраты на рубль реализации

Коп.

88,2

87,65

85,9

Прибыль от реализации

Тыс. руб.

2646,45

3987,78

4201,2

Выручка

Тыс. руб.

16285,85

23878,92

24425,58

Рентабельность деятельности

%

16,25

16,7

17,2

Рентабельность продаж

%

11,8

12,35

14,1


Все показатели приводятся по состоянию на конец исследуемого периода.

Из Табл. 2.1 видно, что рентабельность деятельности турфирмы в целом соответствует средней величине по отрасли и демонстрирует устойчивую положительную динамику. Среднегодовая заработная плата сотрудников представляется адекватной производительности труда и имеет тенденцию к повышению. Одной из своих основных целей руководство предприятия полагает увеличение заработной платы до 120% от средней зарплаты по отрасли для улучшения климата в коллективе и создания кадровой базы для дальнейшего расширения бизнеса.

Также в целях поддержания и развития положительных тенденций, диагностируемых по основным показателям предприятия, представляется целесообразным продолжить разработку новых туристических продуктов в занимаемой предприятием нише рынка для привлечения новых клиентов и сохранения имеющейся клиентской базы.

Важнейшим документом, регламентирующим взаимоотношения сторон, является договор на туристское обслуживание, заключаемый между потребителем и туроператором. По заключении такого договора туристу выдаются на руки различные информационно-методические материалы. В том случае, если турист выезжает в страну с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, он должен пройти соответствующий инструктаж. Турфирма осуществляет бронирование тура только по факту заключения с клиентом договора на туристское обслуживание. При оплате услуг составляется приходный кассовый ордер, клиент получает путевку, подписанную генеральным директором или ответственным менеджером турфирмы, на руки после полной оплаты услуг.  На путевке должна присутствовать печать организации.

При отказе клиента от тура он получает право на возврат оплаченной стоимости услуг, однако с него удерживается сумма, равная фактическим затратам организаторов тура на день обращения с заявлением об отказе от туристских услуг. Такие затраты определяются на основе финансовых документов, копия которых предоставляется клиенту по его требованию. Данная процедура должна быть подробно описана в договоре на туристское обслуживание во избежание возможных конфликтных ситуаций при решении спорных вопросов.

Рассмотрим структуру предложения ООО «Артемида».

Структура предложения туристической фирмы «Артемида» может быть разделена по географическому признаку,  продолжительности туров, а также по категории клиентов. Ниже приведены все варианты классификации туристических продуктов предприятия.

Как уже упоминалось выше, основным направлением деятельности фирмы являются Ленинградская область и ближнее зарубежье. На Рисунке 2.2. приведена географическая структура реализованного в 2013 г. туристического продукта.

Как видно, наиболее продаваемым направлением является Финляндия. Каждый пятый клиент турфирмы «Артемида» посетил именно эту страну. Второе место по популярности с достаточно существенным отставанием от лидера занимает Ленинградская область, третье место принадлежит одному из наиболее востребованных направлений «пляжного» отдыха - курортам Турции.

Рис. 2.2 Географическая структура реализованных туристических продуктов

В целом вышеприведенная диаграмма иллюстрирует тот факт, что турфирма «Артемида» в основном занимается турами в прилегающие регионы, а также, в соответствии с наличием стабильного спроса, реализует ряд туристических продуктов на классическом южном «пляжном» направлении.

Разделение туров по продолжительности является весьма условным, однако имеет весомое значение в контексте разрабатываемой темы. В Таблице 2.3 показана структура предложения по данному критерию за 2013 год.

туристский корпоративный инсентив тур

Таблица 2.3

Доля туров разной продолжительности в общем объеме продаж турфирмы

Продолжительность тура

Доля в общем объеме реализованной продукции

Однодневные поездки (преимущественно в Финляндию и пригороды Санкт-Петербурга)

24,85%

Туры выходного дня

45,69%

Туры продолжительностью 4-7 дней

19,26%

Туры продолжительностью более 1 недели

10,20%


После проведения учета массовых долей туристских продуктов в каждой из представленных категорий было получено распределение туров каждого типа в процентах от общего числа туров. Результат представлен в Таблице 2.4.

Таким образом, можно заключить, что 35% времени, проведенного в поездках, организованных турфирмой, клиенты ООО «Артемида» провели в турах выходного дня. При этом доля туров выходного дня среди всей реализованной продукции турфирмы приближается к 46%. Можно заключить, что данный вид туров наиболее востребован среди клиентов предприятия.

Таблица 2.4

Массовая доля туров разной продолжительности в общем объеме продаж турфирмы

Продолжительность тураДоля в общем объеме реализованной продукции


Однодневные поездки (преимущественно в Финляндию и пригороды Санкт-Петербурга)

7,60%

Туры выходного дня

34,91%

Туры продолжительностью 4-7 дней

29,43%

Туры продолжительностью более 1 недели


В рамках анализа сильных и слабых сторон турфирмы отмечалось, что доля корпоративных туров в общем объеме продаж ООО «Артемида» сравнительно невысока. На основе проведенного исследования было установлено, что из общего объема продаж на корпоративный сегмент приходится всего 16%. Ввиду того, что в рамках SWOT-анализа уже отмечалось недостаточное развитие предложения в корпоративном сегменте как потенциальное слабое место турфирмы, представляется целесообразным расширение сферы деятельности именно в данном направлении.

При рассмотрении направлений корпоративного отдыха учитывались уже имеющиеся в активе турфирмы программы туров. Для разработки нового туристического продукта в корпоративном сегменте за основу была взята Ленинградская область из соображений снижения транспортных издержек и отсутствия необходимости оформления большого количества документов.

При разработке внутреннего туристического продукта необходимо учитывать действующие государственные программы и законодательство. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2008 г. №51[6], учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии. Главной целью федеральных программ, разрабатываемых Федеральным агентством по туризму, является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса [7]. Для решения таких отраслевых проблем, как высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов, отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов, невысокое качество подготовки отраслевых кадров, и, соответственно, предоставляемых услуг. С целью преодоления вышеуказанных проблем была разработана федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011-2016 годы)», концепция которой была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 г. №1230-р.

Общегосударственные негативные факторы, влияющие на невысокий уровень внутреннего и въездного туризма многих регионов, могут быть отнесены и к Ленинградской области. При этом нельзя не отметить специфические аспекты регионального туризма:

. Высочайшая концентрация привлекательных для туризма мест в областном центре и его окрестностях.

. Слабое развитие туристической отрасли на периферии региона.

. Отсутствие внятных программ регионального правительства по поддержке туризма в периферийных районах области.

Эти и другие факторы вынуждают с особой тщательностью подходить к выбору географического направления для реализации нового туристического продукта. Исходя из данных соображений, выбор такого микрорегиона, как город Выборг, представляется наиболее разумным с точки зрения баланса уровня развития инфраструктуры, конкуренции и востребованности со стороны клиентов.

 

.2 Анализ конкурентов в выбранном сегменте

 

В рамках данной работы был проведен SWOT-анализ деятельности ООО «Артемида». Сегментирование любого рынка, и туристский рынок в данном случае не является исключением, начинается с детального изучения актуальной рыночной ситуации, в которой работает компания. Существенной частью сегментирования рынка является оценка типов возможностей и угроз для предприятия. Первичная оценка рисков может быть проведена в рамках SWOT-анализа, который является одним из наиболее распространенных видов анализа деятельности организации.

SWOT-анализ представляет собой оперативный диагностический анализ состояния фирмы и ее внешней среды. Данный вид анализ производится для выявления следующих параметров:

· Потенциал силы (S);

·        Потенциал слабости (W);

·        Возможности со стороны внешней среды (О);

·        Угрозы со стороны внешней среды (Т).

В ходе SWOT-анализа можно оценить степень конкурентоспособности фирмы в определенной отрасли бизнеса.

Таким образом, данный вид анализа позволит продемонстрировать и классифицировать сильные и слабые стороны предприятия, поможет проанализировать его риски и внешние угрозы. Популярность SWOT-анализа обусловлена его простотой. Однако необходимо отметить, что кажущаяся относительная простота методики имеет оборотную сторону в лице большого объема необходимых стартовых данных для исследования.

Результат SWOT-анализа достигается за счет сравнения внутренних сил и слабостей организации с теми возможностями, которые в настоящее время предоставляются рынком. Вывод о перспективном направлении действий, которое должна избрать для себя организация для динамичного развития бизнеса, производится на основе анализа этого соответствия. Для того, чтобы качественно произвести SWOT-анализ, необходимо большое количество входных данных. Без этого невозможно определить относительную важность каждой из составляющих этого анализа.

В рамках представляемой дипломной работы был произведен в феврале 2014 года SWOT-анализ туристической фирмы «Артемида». Основой для данного исследования послужили сведения, полученные в ходе анализа внешней среды предприятия, а также исследования деятельности предприятия за 2011-2013 гг. В данном случае оценивалась прежде всего конкурентоспособность предприятия в сфере инсентив-туризма, прежде всего - в сегменте организации краткосрочных корпоративных туров на территории Ленинградской области.

Общие результаты произведенного SWOT- анализа приведены в Таблице. 2.2.

Таблица 2.2

Результаты SWOT-анализа турфирмы «Артемида»


Сильные стороны

Слабые стороны

Внутренние

1. Стабильное финансовое состояние предприятия 2. Опыт персонала 3. Гибкая ценовая политика 4. Наличие достаточно развитого сайта в Интернете 5. Наличие в штате опытного менеджера по планированию туров, особенно востребованных на рынке в настоящее время.

1. Ограниченный бюджет маркетинга 2. Недостаточный ассортимент краткосрочных туристических продуктов 3. Слабое развитие сектора корпоративных услуг 4. Отсутствие проработанной маркетинговой стратегии предприятия

Внешние

Возможности 1. Рост туристического рынка Санкт-Петербурга 2. Повышение квалификации менеджеров 3. Разработка новых продуктов 4. Расширение бизнеса.

Угрозы 1. Интенсивность конкуренции 2. Возможность появления новых конкурентов 3. Определенная финансовая нестабильность в стране


Вышеприведенные результаты SWOT-анализа свидетельствуют о достаточно стабильном состоянии предприятия в своей нише. Однако необходимо отметить, что динамично изменяющаяся сфера туристического бизнеса предъявляет высокие требования к любому игроку на рынке, и турфирма «Артемида» не является исключением.

Конкуренция на рынке туроператоров и турагенств в городе достаточно высока. В городе функционирует около 5 000 предприятий туристического рынка [24]. Несмотря на стабильный спрос, на рынке представлены всего несколько основных направлений отдыха, прежде всего это пляжный отдых и краткосрочные поездки в близлежащие страны. В этих сегментах рынка конкуренция особенно высока. За счет перенасыщенности вышеупомянутых секторов рынка возникает возможность продвижения услуг в сегментах рынка смежной направленности.

Также особенно важным становится привлечение корпоративных клиентов, приносящих более существенный доход. Также корпоративные клиенты повышают стабильность бизнеса и положительно влияют на имидж турфирмы.

Деятельность турфирмы «Артемида» по привлечению корпоративных клиентов в настоящее время развита недостаточно. Имеющаяся клиентская база содержит недостаточное количество позиций. На основании результатов проведенного анализа конкурентных преимуществ фирмы представляется перспективным развивать именно корпоративный сегмент. В качестве направления для организации туристических поездок был выбран город Выборг как объект, обладающий имиджем «самого европейского» малого города России. При этом Выборг обладает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, что упрощает трансфер клиентов и снижает организационные издержки.

Ввиду того, что для корпоративных клиентов чаще всего наибольший интерес представляют однодневные туры и туры выходного дня, был поставлен вопрос о тематическом наполнении туристического продукта. Подробное описание разработанных предложений содержится в разделе 3.1 данной дипломной работы.

Для проведения конкурентного анализа был произведен поиск туристских фирм, которые имеют сходную структуру предложения с исследуемым предприятием, работают в том же районе Санкт-Петербурга, не являются сетевой компанией, а также работают со схожей целевой аудиторией клиентов.

В результате было выделено 3 предприятия, наиболее соответствующих заданным критериям:

1. Турагентство «Новая волна»

2.      Туристская фирма «ИТС-тур»

.        Туристическая компания «Аргут»

Данный список фирм является исчерпывающим каталогом туристических фирм, работающих в Кировском либо Адмиралтейском районах Санкт-Петербурга, одной из специализаций которых является организация однодневных туров, а также туров выходного дня в корпоративном сегменте. Общая характеристика туристских фирм приведена в Табл. 2.4.

Таблица 2.4

Общая характеристика конкурирующих фирм

Наименование

Адрес

Год основания

Веб-сайт

Турагентство "Новая волна"

СПб, наб. Обводного кан., 199/201, оф. 22

2008

newave-tour.ru

Турфирма "ИТС-тур"

СПб, пр. Стачек, 37, оф. 214

2003

itstourspb.ru

Туристическая компания «Аргут».

СПб, ул. Ефимова, д. ¼

2001

www.argut.ru


. Турагентство «Новая волна»

Данное агентство специализируется на организации туров по Санкт-Петербургу и пригородам. Основным направлением деятельности агентства является экскурсионное обслуживание. В рамках

Стоимость корпоративного тура в турагентстве «Новая волна» рассчитывается следующим образом.В соответствии с калькулятором тура, размещенном на сайте организации, стоимость выезда 15 взрослых человек на экскурсию с развлекательной программой в пригород Санкт-Петербурга на целый день составит 16630 руб. с человека без учета питания. Выезд выходного дня при аналогичной программе будет стоить 20500 руб. с человека без учета питания. Согласно информации, полученной от консультантов фирмы, страховка не включена в стоимость тура. В стоимость входят следующие основные позиции:

·

Похожие работы на - Разработка туристского продукта и его экономическое обоснование в рамках турфирмы 'Артемида'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!