Эволюция деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    237,16 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эволюция деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики

Содержание

Введение

. Основные тенденции глобализации мировой экономики

.1 Этапы глобализации мировой экономики

.2 Глобализация мировой экономики на современном этапе

. Деятельность международных экономических организаций в мировой экономике

.1 История создания и деятельности международных экономических организаций

.2 Участие России в деятельности международных экономических организаций

. Проблемы и перспективы деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики

.1 Воздействие международных экономических организаций на процессы глобализации

.2 Возможные сценарии эволюции международных экономических организаций в процессе глобализации

Заключение

Список литературы

Приложение 

Введение

Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.

В современных условиях глобализации мировой экономики, динамичного развития международных экономических отношений, все более повышается роль международных экономических организаций. В ситуации, когда возрастает роль регулирования международных экономических отношений на многостороннем уровне, участие международных экономических организаций в таком регулировании становится все более многообразным. Одновременно с ростом значимости международных экономических организаций, происходит постепенное изменение их правового статуса, в связи с чем, изучение особенностей правового статуса и практики функционирования международных экономических организаций представляется особенно актуальным и своевременным.

На современном этапе международные экономические организации стали центрами объединения усилий государств по развитию новых форм сотрудничества в экономической сфере. Число международных экономических организаций действующих на международной арене неуклонно растет, увеличивается и количество сфер международной экономики, в которых действуют такие организации.

Принципиально важным становится достижение высокого уровня разработки наукой международного права проблем, связанных с правовым статусом и практикой функционирования международных экономических организаций. Аналогичные задачи стоят и перед Российской Федерацией, поскольку она является участницей целого ряда авторитетных международных экономических организаций, а также готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию. Это усиливает актуальность и практическую значимость многоаспектного исследования вышеназванных проблем.

Целью курсовой работы состоит в изучении проблем и путей совершенствования деятельности международных экономических организаций и в рассмотрении участия России в системе международных экономических организаций.

Цель работы предопределила решение следующих задач:

·        выявить основные тенденции глобализации мировой экономики;

·        определить понятие, проблемы и перспективы деятельности международных экономических организаций;

·        рассмотреть участие России в деятельности международных экономических организаций;

·        изучить воздействие международных экономических организаций на процессы глобализации.

Объект исследования - воздействие международных экономических организаций на мировую экономику. Предмет исследования - проблемы развития международных экономических организаций в условиях глобализации в современной экономике России.

При написании работы были применены такие методы как сбор статистической и фактической информации, анализ документов, метод экономического и статистического анализа, теоретического обобщения, метод системного анализа.

Проблемы развития международных экономических организаций в условиях глобализации в современной экономике России рассматривались в работах А. Агеева, С. Глазьева, А. Долгина, А. Елякова, В. Иноземцева, Н. Манохиной, Р. Нуреева, А. Радыгина, В. Русановского, О. Сухарева, И. Стрелец, Ю. Яковца и др.

. Основные тенденции глобализации мировой экономики

.1 Этапы глобализации мировой экономики

В экономической литературе существует множество различных определений глобализации. На наш взгляд, они не противоречат друг другу, а скорее являются взаимодополняющими. Каждое определение характеризует определенные аспекты глобализации, более близкие автору. Не претендуя на однозначность и точность, можно характеризовать глобализацию как процесс формирования единого общемирового производственного, финансово-экономического и информационного пространства [14, с.333].

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Она представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем [28].

Глобализация экономики (см. рис. 1.1) - одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы.

Рис. 1.1 Основные компоненты глобализации мировой экономики

Хотя проблема глобализации стала широко обсуждаться в последние годы, и даже термин «глобализация» утвердился в международном лексиконе лишь в 1990-е годы, саму эту проблему вряд ли можно считать новой. Если под глобализацией в широком смысле понимать процесс экономического сближения наций, интеграции, формирования единого мирового экономического пространства, то можно утверждать, что глобализация происходила на протяжении всей истории человечества, хотя это и не был постоянный устойчивый процесс [18, с.15].

Глобализация мировой экономики в зависимости от охваченной ею сфер мирового хозяйства показаны на рисунке 1.2.

Рис. 1.2 Классификация глобализация мировой экономики в зависимости от охваченной ею сфер мирового хозяйства

Глобализация мировой экономики, сопровождаемая углублением международной экономической взаимозависимости, проходит в своем развитии несколько этапов и ведет к крупным изменениям в мировой политике, экономике, науке и технике.

Этапы глобализации современной мировой экономики рассмотрены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Этапы глобализации современной мировой экономики

Период

Характеристика

1-й этап - 1890-1920гг.

Главная цель- эксплуатация природных ресурсов на территориях, находящиеся под контролем стран-экспортеров капитала, т.е. метрополий, прямые инвестиции которых искали наиболее прибыльного вложения.  Захват источников сырья

2-й этап - 1920 -1970 гг.

Экспорт капитала прямых инвестиций направлен на перемещение в другие страны (как правило развивающиеся)тех товаров и услуг, которые завершили фазу быстрого роста в странах-экспортеров капитала, т.е. в промышленно развитых странах.  Захват рынков сбыта готовой продукции

3-й этап (современный) - с 1970г.

Характеризуется не сколько желанием промышленно развитых стран приобрести природные ресурсы или рынки сбыта, сколько следующие цель: - стремлением рационализировать структуры инвестиций; - воспользоваться преимуществами глобальной либо региональной международной экономической интеграции; - приобрести дополнительные технологические, организационные или рыночные возможности, чтобы более эффективно обеспечивать, сохранять и повышать глобальные конкурентные позиции и укрепится на наиболее быстро растущих рынках, т.е. экономический передел мира  расширение сфер влияния


Таким образом, мировая экономика представляет собой глобальный хозяйственный механизм, сформированный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений. Глобализация мирового хозяйства представляет собой объективный и закономерный процесс интернационализации мирохозяйственной деятельности. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в настоящее время этот процесс преимущественно субъективный, управляемый в своих интересах развитыми странами, зачастую в ущерб большинству остальных государств. Глобальным развитием движет возможность получения глобальной ренты, причиной существования которой является монопольная власть на ресурсы и формирование мировых институтов. Посредством установления "правил игры" в мировом сообществе развитые страны задают направление современного развития мировой экономики. Однако формируемый таким образом глобальный рынок не в состоянии решить все проблемы современного мирового хозяйства по причине наличия «провалов глобализации».

.2 Глобализация мировой экономики на современном этапе

Одной из особенностей развития современного мира является быстро прогрессирующая глобализация. Процессы глобализации затрагивают самые разнообразные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Экономическое измерение глобализации включает в себя многократно возросшие за последние десятилетия межстрановые потоки товаров и услуг, капитала и информации, а также растущую мобильность людей в международном масштабе. В целом глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости национальных экономик, взаимовлияния и взаимопереплетения различных сфер и процессов в мировом хозяйстве.[17, с. 10]

Единого мнения ученых о причинных основаниях и сущности процесса глобализации, его социальной значимости нет. Она рассматривается в равных ипостасях: как торговая интеграция стран, как процесс территориальной торговой экспансии субъектов внешнеэкономической деятельности, как растущая интеграция отдельных стран в мировую экономику, как рост экономической и политической взаимозависимости стран во всем мире и т.д. [22, с.15]

В целом, глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно распространяются информация, товары, услуги, капитал, идеи. Основным признаком глобализации считается переход от изолированных экономик, разделяемых различными барьерами, к общей, единой экономической системе, в которой национальные экономики сливаются в одну взаимосвязанную и взаимозависимую. Объективным фактором глобализации является, в первую очередь, прогресс в области транспорта и связи, сокращающий экономические расстояния между странами. Современные системы телекоммуникаций, позволяя получать необходимую информацию из любой точки планеты в реальном режиме времени, облегчают организацию международного бизнеса, передачу технологий и опыта хозяйствования в различных странах.

Глобализационный переход - это качественный переход, характеризующийся усилением взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер экономической деятельности в области международных отношений. Он проходит практически через все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества.

Углубление международного разделения труда и экономическая либерализация, вызывающие ограничение политики протекционизма и делающие мировую торговлю более свободной, также способствуют процессу глобализации. Усиливающаяся экономическая интеграция стран ТС и возможное территориальное расширение рождают множество вопросов в сфере налогообложения, тарифного и нетарифного регулирования, справедливого распределения доходов и государственного регулирования. В результате либерализации существенно снижаются тарифы, устраняются барьеры между странами в торговле товарами и услугами. Весьма серьезным источником глобализации становится процесс зарождения транснациональных компаний, в результате чего значительная часть производства и потребления, экспорта и импорта страны зависит от решений, принимаемых международными организациями за пределами национального государства. [9, с. 137]

Одной из важнейших особенностей глобальной экономики в конце ХХ и начале ХХI века стало бурное развитие финансовых рынков, резко изменившее облик всей мировой экономики. Экономики многих стран столкнулись с необходимостью переоценки последствий финансовой глобализации и роли государства в управлении данным процессом и разработке новой методологии регулирования рынков, позволяющей не только нейтрализовать последствия глобального кризиса, но и предупредить возникновение кризисных ситуаций.

В условиях глобализации национальные и всемирные экономические отношения начинают меняться ролями. Если раньше ведущую роль играли первые, наиболее развитые национальные хозяйства определяли характер, механизмы международных отношений, то на современном этапе главную роль играют всемирные экономические отношения, внутристрановые при этом должны приспосабливаться к условиям глобальной экономики.[14, с. 334]

В современных условиях на фоне протекающих процессов глобализации явление международной трудовой миграции приобретает новые аспекты - она становится не только фактором и составляющей процесса глобализации, но и его следствием, так как глобализирующееся мировое производство предъявляет требования более эффективного распределения в мировом масштабе планетарных трудовых ресурсов.

Экономическая интеграция, является одним из важнейших проявлений современного процесса глобализации, составляя его ядро. однако, как считают многие исследователи, процесс глобализации начался значительно раньше, во второй половине 21 в. в результате существенных изменений в области науки и технологии, приведших к сокращению транспортных и коммуникационных затрат.

Важнейшую роль в углублении процессов глобализации играет вывоз капитала. Возникли и быстро развиваются транснациональные корпорации (ТНК), которые стали важнейшими элементами интернациональных производственных систем, глубоко внедренных в национальные комплексы зарубежных стран. ТНК выступают в качестве основного субъекта глобализационных процессов и являются их главной движущей силой [5, с.18].

Важным фактором, который характеризует процесс глобализации мировой экономики, является интернационализация кредитно-банковской системы и финансовых рынков. С одной стороны, существенно изменяются условия получения кредитов на внутренних финансовых рынках, национальные различия между которыми сглаживаются. изменения в какой-либо национальной кредитно-банковской системе сегодня практически немедленно вызывают сдвиги в кредитно-банковских системах других стран. В результате движения процентных ставок на финансовых рынках промышленно развитых стран имеет четко выраженную тенденцию к синхронизации.

С другой стороны, в современных условиях значительно расширяются и источники получения финансовых ресурсов. Ужесточение конкурентной борьбы на внутреннем и мировом рынках значительно усиливают потребность во внешних источниках финансирования. Поэтому источниками кредитования становятся как финансовые рынки других стран, так и быстро развивающиеся международные финансовые рынки.[17, с. 12]

Значительную роль в углублении глобализационных процессов играют международные экономические организации, созданные после Второй мировой войны: Международный валютный фонд, Всемирный банк, генеральное соглашение по тарифам и торговле и созданная на основе Всемирная торговая организация, специализированные учреждения ООН (ЮнкТад, Юнидо, МоТ, Фао и др.), а также многочисленные организации, сформировавшиеся на региональной основе. Их деятельность способствует, с одной стороны, снижению уровня протекционизма, либерализации всего комплекса международных экономических отношений, а с другой стороны, внедрению единых критериев проведения макроэкономической политики и унификации требований к налоговой, антимонопольной политике, политики в области занятости и др.

В целом, можно утверждать, что глобализация охватившая все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяет соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одно государство не в состоянии рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая процессы, происходящие в мировом хозяйстве.

Поэтому, в современных условиях особенно актуальным становится проведение адекватной социальной политики, осуществление финансового контроля и регулирования со стороны государства, а также улучшения международной координации экономической политики с целью смягчения негативных последствий глобализации и использования тех возможностей, которые она представляет для ускорения экономического развития.[17, с.13]

2. Деятельность международных экономических организаций в мировой экономике

.1 История создания и деятельности международных экономических организаций

Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.

Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства.[15, с.9]

Международные организации - объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей. Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации (см. приложение № 1).

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации (см. рис. 2.1): регулирующие, контрольные, оперативные.

Рис. 2.1 Категории и функции международных экономических организаций

Развитие международных организаций определяется сложившимся в мире балансом сил и имеет внутреннюю логику. Условно можно выделить такие этапы развития международных организаций.

Послевоенные 1940 - 1950-е гг. Безусловное доминирование США в мировом хозяйстве. Желание закрепить и стабилизировать сложившееся соотношение сил приводит к созданию ООН, МВФ, ОЭСР, МБРР, ГАТТ. Эти организации возникают по инициативе или под эгидой США и осуществляют регулирование международных экономических и финансовых отношений по либеральным рецептам, в основном в интересах наиболее развитых стран.

В 1960-е гг. завершается восстановление разрушенной Западной Европы, происходит экономическое чудо в Японии, нарастают национально-освободительные движения в бывших колониях. Мир становится многополярным. На этом фоне расширяется состав ОЭСР. Созданы ЮНКТАД и ЮНИДО, призванные защищать интересы прежде всего развивающихся, освободившихся от политической зависимости стран. Получают развитие общественные независимые неправительственные организации.

С 1970 по 1980-е гг. характеризуются энергетическим и общим экономическим кризисом развитых стран. В 1975 г. образована «Большая семерка» как попытка урегулирования острых проблем международных экономических отношений силами наиболее развитых доминирующих в мире стран. На фоне нарастания трансграничного движения капитала, в том числе в развивающиеся страны, идет развитие структур Всемирного Банка. Расширяется кредитная деятельность МВФ. Международные организации стараются преодолеть кризис неплатежей.

В 1990-е гг. идет активная интеграция бывших стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и СССР в мирохозяйственные связи посредством их включения в те или иные финансово-экономические международные организации, стимулирующие необратимость рыночных (либеральных) преобразований на постсоветском пространстве.

В начале XIX в. идет поиск направлений совершенствования созданного механизма регулирования мировой экономикой, который явно не справляется с поставленными целями и рождает новые противоречия.

Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии. На рисунке 2.2 рассмотрена классификация МЭО.[16, с. 93].

ООН - Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.[25]

Рис. 2.2 Классификация международных экономических организаций

Цели ООН: поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов; обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

ВТО - Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; содействие справедливой конкуренции; разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк - это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.[25]

МВФ - Международный валютный фонд. Создан в 1945г. Его функции: поддержание общей системы расчетов; наблюдение за состояние международной валютной системы; содействие стабильности обменных курсов валют; предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов; предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Особую актуальность представляют международные экономические организации. Государства, вступая в эти организации, руководствуются задачей приобрести соответствующие преимущества, которые дает то или иное экономическое объединение.

2.2 Участие России в деятельности международных экономических организаций

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.

России, начавшей в минувшем десятилетии продвижение по пути включения в мировое хозяйство, естественно, приходится в полной мере сталкиваться со всеми проявлениями (как положительными, так и отрицательными) глобализации.

Основными векторами внешнеэкономической политики России в последние годы были либерализация экспортно-импортных и валютных операций, тесное сотрудничество с международными экономическими организациями, преимущественная ориентация экономических связей на создающиеся интеграционные сообщества, прежде всего на Европейский союз.

В современных условиях Россия как участник внешнеэкономической деятельности и активный функционер мирового хозяйства заново пересматривает свои позиции участия в мирохозяйственных отношениях. Ныне Россия участвует в 300 международных организациях.

Российские организации и учреждения активно действуют в работе специализированных фондов и программ ООН. Это открывает потенциальные возможности в деле получения технического и организационного содействия развитию российской экономики и регионов.[27]

ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют три основных соглашения: Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994г.; Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).[44, с. 95]

В России действует следующая нормативно-правовая база в отношении международных организаций:[26]

.        "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010). Статья 1395. Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях.

.        "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.07.2010). Статья 400. Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации.

.        Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О международных договорах Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.06.1995). Статья 27. Регистрация международных договоров Российской Федерации в международных организациях.

.        "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009). Статья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств.

.        Указ Президента РФ от 28.08.2001 N 1080 (ред. от 13.03.2009) "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)".

.        Приказ МИД РФ N 4938, Минфина РФ N 33н от 09.04.2007 (ред. от 01.06.2010) "Об утверждении Перечня международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.05.2007 N 9503).

В приложении приказа составлен перечень международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.

.        Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 N 207 "О порядке выполнения финансовых обязательств Российской Федерации перед международными организациями".

.        "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 21.12.2009). Статья 61. Участие в международных организациях культуры.

Чтобы проанализировать международные организации необходимо рассмотреть отношения между ними и показатели, которые бы четко могли показать их взаимоотношения.

Огромно значение факта вступления России в международные валютно-кредитные организации, действующие под эгидой Международного Валютного Фонда (МВФ). Это открыло более эффективные возможности участия в мирохозяйственном процессе.

Россия активно стремится к любым видам межстранового сотрудничества, в особенности с промышленно развитыми странами. Наше государство во главе с Президентом старается поддерживать дружественные отношения со всеми государствами - членами мирового сообщества. Так, например, в честь 300-летия Санкт-Петербурга в России был организован пышный саммит стран СНГ, на который съехалось более 40 представителей бывших союзных республик. На этом же саммите присутствовал премьер-министр Японии.

С 1998 г. Россия является полноправным членом консультативного форума АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского Сотрудничества), в который, помимо нее, входит еще 20 государств. Главная цель АТЭС - обеспечить свободную и открытую торговлю между промышленно развитыми странами. Согласно программе форума она должна быть достигнута к 2020 г.

Интеграционные связи России активно развиваются в пределах СНГ. Во-первых, само СНГ является достаточно прочным интеграционным образованием. Его политика направлена на образование единого экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

В 1993 г. был заключен Договор о создании экономического союза. В 1990-е гг. в рамках СНГ образовались 4 субрегиональные группировки, в состав двух из которых вошла Россия (Союз России и Беларуссии, ЕвроЗЭС: Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан).

Из новейших примеров научно-технического сотрудничества между Россией и заграницей можно отметить.

. Совместные исследования России, США и Италии фундаментальных свойств материи в национальной лаборатории ГРАН САС-СО (Италия) - 2003 г.

. Соглашение между Россией и ЕС по атомной энергии о поставках высокообогащенного урана для исследований ядерных реакций в городе Петтене (Нидерланды) - 2001 г.

. Международная конвенция по охране селекционных достижений. С научно-техническим сотрудничеством тесно связана совместная деятельность различных государств в области образования.

В последнее десятилетие получают широкое распространение международные образовательные программы, включающие обмен учащимися и специалистами, подготовку профессиональных кадров за рубежом и т. п.

Так, например, Министерство образования РФ в тесном сотрудничестве с Европейской Комиссией организовало международный проект ТЕМПУС, программу, по которой выпускники высших учебных заведений получили возможность выезжать за границу, чтобы по возвращении на Родину преподавать, используя зарубежный опыт.[10, с. 132]

С 2010 года полномочия по принятию решений в области таможенно-тарифного регулирования импорта находятся в ведении Комиссии Таможенного союза, правоприемником которой является Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК). На национальном уровне позиция Российской Федерации вырабатывается в рамках подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Всего за 2012 год ЕЭК принято 30 решений в сфере таможенно-тарифного регулирования импорта товаров. Указанные решения направлены на повышение конкурентоспособности экономик государств-членов Таможенного союза, в том числе Российской Федерации, насыщение единого внутреннего рынка дефицитной продукцией и предотвращение необоснованного роста цен.

Основной чертой таможенно- тарифного регулирования в 2012 году явился уклон на либерализацию Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС), около 70% решений коснулось снижения ставок ввозных таможенных пошлин.

При содействии МОТ в России внедряется концепция социального партнерства. Это нашло, в частности, отражение в создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоящей из представителей правительства, профсоюзов и работодателей, целью которой является согласование социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых конфликтов.

Специалисты МОТ оказывают также помощь в проведении обзора , рынка труда, совершенствовании статистики труда, разработке нового российского классификатора профессий, обновлении статистики трудовых затрат, формировании современных служб занятости.[8, с. 42]

Особое значение имеет для России участие в ООН как глобальном объединении и специализированных учреждениях ее системы.

Хотя финансовые возможности содействия со стороны ООН ограниченны, она может выступать катализатором международного сотрудничества и привлечения к нему доноров. Кроме того, в Россию ежегодно по каналам ООН поступает научно-техническая и социально-экономическая информация, ноу-хау, документы и материалы на десятки миллионов долларов.

глобализация экономика международный

3. Проблемы и перспективы деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики

.1 Воздействие международных экономических организаций на процессы глобализации

Глобализация - это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е годы, хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались учеными, уже начиная с 1960-1970-х годов.

Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.

Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности - политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировой экономике XXIв., придавая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений.

Во-первых, глобализация вызвана объективными факторами мирового развития, углублением международного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, сокращающим так называемое экономическое расстояние между странами. Позволяя получать необходимую информацию из любой точки планеты в реальном режиме времени и быстро принимать решения, современные системы телекоммуникаций беспрецедентно облегчают организацию международного инвестирования капиталов, кооперирования производства и маркетинга. В условиях информационного интегрирования мира намного ускоряется передача технологий и заимствование иностранного опыта хозяйствования. Складываются предпосылки для глобализации таких процессов, которые до сих пор оставались локальными по самой своей природе, например, получение высшего образования вдали от лучших учебных центров мира.

Второй источник глобализации - либерализация торговли и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной. В результате были существенно снижены тарифы, устранены многие иные барьеры в торговле товарами и услугами. Другие либерализационные меры привели к усилению движения капитала и остальных факторов производства.

Доминирующей и всепроникающей тенденцией мирового развития, безусловно, является глобализация. Глубокий и всеохватывающий общемировой кризис 2008-2009 гг. наглядно продемонстрировал неразрывную взаимозависимость разных регионов, стран, сфер деятельности и отраслей в едином мире. Закономерно, что этот кризис в полной мере стал глобальным и всесторонним. Внутренний валовой продукт всего мира в 2009 г. сократился на 0,6%, в 1,5 раза выросло число безработных, в 2-2,5 раза в среднем снизились фондовые рынки в различных странах, на 20% сократился объем мировой торговли.[12, с.105]

Процесс глобализации экономики ускорился в последние десятилетия, когда различные рынки, в частности, капитала, технологии и товаров, а в известной степени и труда, становились все более взаимосвязанными и интегрированными в многослойную сеть ТНК. Хотя определенное количество ТНК оперирует в традиционном торговом секторе, в целом международные фирмы выступают за промышленную реструктуризацию многих развивающихся стран путем создания новых отраслей, в частности, автомобильной, нефтехимической, машиностроительной, электронной и др., и модернизации традиционных, включая текстильную и пищевую.

В настоящее время 80% новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой национальный доход отдельных, довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51 позицию занимают ТНК. Причем сфера деятельности значительной части из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести сетевые компьютеры, новейшие компьютерные программы, организационные технологии, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют сегодня финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.

Международные организации играют существенную роль в мировой экономике. Развитие мировой экономики в условиях глобализации и усложнения характера вопросов, подлежащих решению, обуславливает необходимость их оперативного решения при помощи институционального, постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные экономические организации.[24]

Все более увеличивающееся значение роли международных организаций в новой мировой системе в начале ХХIв. порождается, в значительной степени, той парадигмой развития, при которой многие государства мира стремятся передать часть своих полномочий учреждаемым или наднациональным образованиям. Этот процесс в условиях глобализации носит закономерный и объективный характер, существенно облегчая процесс взаимного развития сотрудничества между государствами в различных регионах мира.

Об этом в частности свидетельствует анализ совместной деятельности государств в области политического, экономического и социального развития посредством создаваемых ими международных организаций.

В этой связи, определенный интерес представляет рассмотрение основных механизмов и форм деятельности международных организаций и альянсов, действующих на глобальном и региональном уровнях, и все более усиливающих свое влияние на развитие системы международных отношений. Среди них особое внимание привлекает МВФ и Группа Всемирного Банка (финансовые органы ООН), ВТО, ОЭСР, ОБСЕ, НАТО и ШОС.

Некоторые аспекты влияния глобализации на национальную экономику заслуживают особого упоминания.

В международных экономических отношениях в условиях глобализации важное значение имеет ВВП. В 1996 году только 7 стран Юга входили в первую двадцатку стран по величине ВВП, в 2009 году их было уже 9 - почти половина. При этом в 1996 году на их долю приходилось 21% совокупного ВВП этой двадцатки, а в 2009 - 33,4% (рис. 3.1).

Рис. 3.1 20 стран с наибольшим совокупным ВВП в 2011 г.

Исходя из рисунка видно, что первые три места отводится: США, Китаю и Японии соответственно. Россия же занимает в этом списке лишь 6 место.

ВВП позволяет даже при бедном населении сконцентрировать огромные ресурсы в руках государства, которое, благодаря этому, может стать серьезным игроком на мировой политической сцене; а также более конкретно выявить состояние страны и пути ее совершенствования в условиях глобализации.

Глобализация имеет важные преимущества в развитии мировой экономики. Во-первых, она вызвала обострение международной конкуренции. Конкуренция и расширение рынка ведут к углублению специализации и международного разделения труда, стимулирующих, в свою очередь, рост производства не только на национальном, но и на мировом уровне.

Еще одно преимущество глобализации - экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно, к устойчивому экономическому росту.

Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны, в качестве которых могут выступать отдельные лица, фирмы и другие организации, страны, торговые союзы и даже целые континенты.

Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовой технологии, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

В целом преимущества глобализации позволяют улучшить свое положение всем партнерам, получающим возможность, увеличив производство, повысить уровень заработной платы и жизненные стандарты. Конечным результатом глобализации должно стать общее повышение благосостояния в мире.

Как бы ни относились к глобализации ее противники и сторонники, нужно признать, что она уже явно изменила мировую систему, открывая новые возможности.

Прежде всего отметим чрезвычайно высокие темпы роста прямых иностранных инвестиций, намного превосходящие темпы роста мировой торговли. Эти капиталовложения играют ключевую роль в трансферте технологий, промышленной реструктуризации, образовании глобальных предприятий, что оказывает непосредственное воздействие на национальную экономику.

Второй аспект касается влияния на технологические инновации. Новые технологии, как уже отмечалось, являются одной из движущих сил глобализации, но она, в свою очередь, усиливая конкуренцию, стимулирует их дальнейшее развитие и распространение среди стран.

Наконец, в результате глобализации происходит рост торговли услугами, включая финансовые, юридические, управленческие, информационные и все виды «невидимых» услуг, которые превращаются в основной фактор международных торговых отношений. Если в 1970г. с экспортом услуг было связано менее 1/3 прямых иностранных инвестиций, то в настоящее время эта доля возросла до 50%, причем интеллектуальный капитал стал наиболее важным товаром на мировом рынке.

Результатом углубления интернационализационного процесса являются взаимозависимость и взаимодействие национальных экономик. Это можно воспринимать и интерпретировать как интеграцию государств в структуру, близкую к единой интернациональной экономической системе. Хотя основная часть глобального продукта потребляется в странах-производителях, национальное развитие все более увязывается с глобальными структурами и становится более многосторонним и разноплановым, чем это было в прошлом.

Процесс глобализации протекает в условиях сильно поляризованной мировой системы в плане экономической мощи и возможностей. Такое положение является потенциальным источником рисков, проблем и конфликтов. Несколько ведущих стран контролируют значительную часть производства и потребления, даже не прибегая к политическому или экономическому давлению. Их внутренние приоритеты и ценностные ориентиры накладывают отпечаток на все крупнейшие сферы интернационализации. Подавляющая часть (85-90%) всех ТНК базируется в развитых странах, но такие корпорации в последние годы стали создаваться и в развивающихся государствах.

Национальным государствам приходится все больше считаться с ТНК как с могущественными партнерами, а порой и соперниками в борьбе за влияние на национальную экономику. Правилом стали соглашения между ТНК и национальными правительствами об условиях такого сотрудничества.

Более широкие перспективы открылись и перед неправительственными организациями, вышедшими, как и в случае с глобальными фирмами, на многонациональный или мировой уровень. Новую глобальную роль стали играть такие международные организации, как ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО. Таким образом, многонациональные предприятия и другие организации, как частные, так и государственные, превратились в основных действующих лиц глобальной экономики.

Одной из коренных черт современного процесса глобализации мировой экономики является повышение глобальной регулирующей роли международных экономических и финансовых организаций (ВТО, МВФ, Всемирного банка, ОЭСР и др.), разработка под их эгидой общепринятых универсальных норм, стандартов и правил для мирохозяйственного общения. Международные экономические организации представляют собой межгосударственный механизм координации экономической политики, созданный после Второй мировой войны, хотя надобность в нем ощущалась задолго до ее начала.

3.2 Возможные сценарии эволюции международных экономических организаций в процессе глобализации

Основным агентами, при помощи которых происходит глобализация в мировой экономике, являются Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Их действия направлены на унификацию национальных экономик на основе набора одинаковых правил игры, подразумевающих свободное движение капиталов, товаров и услуг в соответствии с рыночной оценкой. Странам, нуждающимся в кредитах, инвестициях и в доступе на внешние рынки, навязывались - невзирая на их положение, культурные традиции и возможные социальные последствия - жесткие <программы структурной адаптации>, жертвами которых становились, прежде всего, системы здравоохранения, поддержки мелких предпринимателей, социального обеспечения и помощи беднейшим слоям, защиты окружающей среды и природных ресурсов.

Неолиберальная глобализация открывает новые возможности для развития, связанные с распространением информации, знаний, новых технологий; позволяет полнее использовать преимущества международного разделения труда, производственной кооперации, эффективней использовать ресурсы. Но она же обнажает и обостряет существующие в мире противоречия и конфликты, <глобализирует> их, порождает новые опасности и проблемы. По мере ускорения темпов глобализации, форсируемой теми силами, которым она особенно выгодна, более резко выступают ее негативные последствия для более бедных стран и для менее защищенных групп населения. Глобализация становится фактором усиления неустойчивости мирового развития.

Начавшийся в 2008 г. экономический кризис привел к резкому обострению проблем, связанных с позиционированием России в мировой экономике. Несмотря на масштабные антикризисные программы, глубина экономического спада в России оказалась рекордной среди стран G8 и БРИК. Начавшееся экономическое оживление пока не смогло обеспечить выход на докризисные позиции по показателю ВВП: в 2010 г. он составлял лишь 95,9% от уровня 2008 г., или 101,3% от уровня 2007 г. Таким образом, цель увеличить ВВП страны к 2012 г. на 37%-38% по сравнению с 2007 г., утвержденная принятой в 2008 г. Концепцией долгосрочного развития России до 2020 года, оказалась нереалистичной. Даже в период предкризисного роста по таким базовым экономическим показателям, как ВВП на душу населения и уровень производительности труда, Россия отставала от ведущих экономически развитых стран на 50-70 лет, в результате кризиса это отставание увеличилось.

Другим следствием кризиса стало фактическое свертывание процессов диверсификации в российской экономике. Доля трех основных товаров российского экспорта (сырая нефть, нефтепродукты, природный газ) увеличилась с 61,7% в 2007 г. до 63,8% в 2010 г. Таким образом, кризис усилил зависимость страны от сырьевого (в первую очередь топливно-энергетического) сектора, в то время как обрабатывающие производства максимально пострадали от снижения внутреннего и внешнего спроса, а также падения доступности инвестиционных ресурсов.

Инвестиционный климат страны по-прежнему остается непривлекательным не только для иностранных, но и для отечественных инвесторов: Россия стремительно проигрывает глобальную конкуренцию за инвестиции. Инновационные процессы по-прежнему в состоянии комы - не потому, что на них не хватает ресурсов, а потому, что из-за неблагоприятного инвестиционного климата горизонт бизнес-планирования составляет 1-3 года, что несовместимо с реализацией долгосрочных инновационных проектов, стимулирует отток капитала. Таким образом, по ключевым направлениям улучшения международного позиционирования страны, сформулированным в прежней Концепции долгосрочного развития до 2020 г. - динамичное развитие, диверсификация экономики, рост ее инновационной составляющей - за прошедшие годы произошел реальный регресс.

В этих условиях можно прогнозировать три базовых сценария, по которым может происходить изменение роли России в мировой экономике в период до 2020 г.:

ориентация на традиционные отрасли конкурентных преимуществ (в первую очередь ресурсные и отрасли низких переделов), развивающиеся за счет роста мирового спроса в посткризисный период и обеспечивающие импульсы развитию несырьевого сектора через расширение внутреннего спроса;

опережающее развитие несырьевых отраслей «с опорой на собственные силы» («назначение» решениями правительства приоритетных отраслей в качестве «локомотивов роста», усиление роли государства в экономике, мобилизационное бюджетирование, форсированное стимулирование импортозамещения, принуждение бизнеса к инвестициям и инновациям);

экономическое развитие на основе системной интеграции в механизмы мировой экономики, предполагающее комплексную поддержку конкурентоспособных на мировых рынках компаний несырьевого сектора, активное привлечение инвестиций, технологий и зарубежных специалистов, последовательную поддержку экспорта и зарубежного инвестирования российских компаний, стимулирование активного включения в глобальные цепочки добавленной стоимости.[26]

В последние годы усилились признаки, свидетельствующие о выборе второго пути развития, однако на сегодняшний день нет ни одной страны мира, которая бы успешно решала задачи развития на его основе. Все успешные примеры укрепления международного экономического позиционирования стран (включая страны БРИК) основаны на стратегии системной интеграции в мировую экономику, в рамках которой правительство занимается не «назначением локомотивов роста», а системной поддержкой национального бизнеса на перспективных нишах внешних и внутренних рынков, для освоения которых страна имеет фактические и/или потенциальные конкурентные преимущества.

Основные приоритеты блока «Позиции России в мировой экономике и управлении глобальными экономическими процессами», которые должны быть достигнуты по результатам выполнения Стратегии к 2020 г., выглядят следующим образом:

• рост ВВП со средними темпами не менее 4% в год, с выходом на уровень не менее 4140 млрд долл. по паритету покупательной способности к 2020 г. (5 место в мире, 3,6% мирового ВВП);

• увеличение ВВП по паритету покупательной способности на душу населения к 2020 году в 1,5 раза по сравнению с 2010 г. (до 30 тыс. долл.);

• повышение уровня затрат на НИОКР до 1,5% ВВП;

• обеспечение устойчивого притока прямых и портфельных иностранных инвестиций;

• вступление в ОЭСР;

• достижение полноправного участия во всех механизмах G8, включая экономические;

• построение многоуровневой системы интеграции на пространстве СНГ, включая механизмы Союзного государства с Беларусью, Таможенного союза и двусторонних соглашений об экономическом сотрудничестве;

• заключение нового соглашения с ЕС, способствующего дальнейшему развитию интеграции;

• интеграция России в механизмы экономического сотрудничества на пространстве АТР через участие в многосторонних инициативах АТЭС.[29]

Ресурсы восстановительного роста в значительной степени исчерпаны, и экономике России не удастся расти столь же высокими темпами, за счет прежних источников. Эффект низкой базы в потреблении, имевшей место в начале предыдущего периода, также исчерпал себя. Данная модель будет обеспечивать относительно низкие и затухающие темпы роста. На фоне неблагоприятного демографического тренда и прежних темпов роста производительности труда средние темпы роста экономики могут даже сократиться до 2,5% ежегодного прироста. Достижение более высоких темпов роста экономики до 4% возможно, но данный сценарий развития потребует роста доли инвестиций в ВВП (выше 25%), стимулирования потребления населения и кредитования нефинансового сектора, для чего будут необходимы внешние займы.

Возможен и форсированный вариант инерционного сценария, при котором ежегодный рост может достигать 5−6% ВВП за счет стимулирования кредитования и потребления. Но данный сценарий неминуемо приведет к созданию «пузыря или «кредитной ямы» и, уже к концу десятилетия к снижению банковской ликвидности, что в результате приведет к еще одному полномасштабному кризису.

Таким образом, в рамках инерционного сценария, опирающегося на сохранение прежней модели, устойчивый экономический рост невозможен. Ориентация экономики исключительно на факторы внутреннего спроса, за исключением сырьевого сектора, фундаментальный недостаток долгосрочных инвестиций, замещаемых кредитами, повышает уязвимость экономики и делает необходимым переход к новой модели роста.

Не существует единого рецепта выхода на траекторию устойчивого роста, тем не менее, есть ряд условий успеха, свойственных большинству стран с развивающимися рынками:

− ориентация на внешний спрос и открытость экономики, вследствие высочайшего уровня конкуренции, способствует трансферу технологий и бизнес-моделей, а также повышает склонность фирм к инновациям;

− рыночное распределение ресурсов и капитала, является принципиальным условием устойчивого экономического роста;

− высокая норма сбережений и инвестиций. Уровень накопления в странах догоняющего развития, как правило, составлял не менее 25-30% ВВП. Уровень инвестиций в основной капитал в период спада в России опустился до 14% ВВП, в середине 2000-х гг. он находился на уровне 16-17%, что не соответствует условиям устойчивого роста;

− макроэкономическая стабильность. Уровень инфляции не должен превышать 10%. Годовая инфляция в России в период 2006−2007 года составила 9,6 и 9% соответственно, что не позволяет говорить о стабилизации роста цен.

С учетом изложенного российская экономика сегодня по многим параметрам не соответствует условиям выхода на траекторию устойчивого роста, тем не менее, существует ряд факторов, способных оказать положительное влияние на перспективы долгосрочного экономического роста:

− высокое качество человеческого капитала по сравнению с другими развивающимися странами.

− Россия занимает 8-е место в мире по размеру внутреннего рынка;

− изобилие сырьевых ресурсов является несомненным преимуществом, однако, как фактор способно оказывать и негативное воздействие, формируя диспропорции в макроэкономике и финансах, подавляющие стимулы к модернизации и конкуренции («сырьевое проклятье»).

В то же время наблюдается демографический кризис, когда рост социальных обязательств бюджета происходит на фоне сокращения доли трудоспособного населения. «Утечка мозгов» не только в форме трудовой эмиграции, но и в форме переноса центров прибыли предприятий, например IT-сектора и «новой экономики» за рубеж. Относительно высокие издержки на труд на фоне низкого качества институтов, «Ножницы конкурентоспособности». В результате соотношение «риск/доходность» оказывается малопривлекательным для инвесторов.[23, с.4]

Существует несколько направлений, которые могут быть использованы при разработке стратегии улучшения делового климата в стране. В их числе:

развития конкуренции и повышения инвестиционной привлекательности, как средство перехода к новой модели роста;

сокращение монопольных секторов экономики, контроль и снижение уровня коррупции, следовательно, открытость экономики и повышение уровня защищенности, и стимулирование инвестиций;

ориентация экономики на внешний спрос в промышленном секторе, не связанном с топливно-энергетическими ресурсами, что диктуется замедлением темпов роста внутреннего спроса;

создание максимально благоприятных условий для экспортных операций, что является действующей практикой стран с развивающимися рынками. Радикальное упрощение режима пересечения границы, а также администрирование нулевой экспортной ставки по НДС, разработка отраслевых программ стимулирования экспорта в области глубокой переработки (нефтегазовая отрасль, химическая отрасль, черная и цветная металлургия, деревообработка), а также машиностроения на развивающихся рынках СНГ, Латинской Америки, Африки;

развитие в инновационной сфере. Развитие в области мировых технологических приоритетов, таких, как альтернативная энергетика, биофармацевтика, нано- и биотехнологии обеспечат позитивное влияние на будущее развитие уже в текущем десятилетии ввиду роста ценовой конкуренции в традиционных секторах высокотехнологических производств.

Наиболее остро инновационные вызовы будут выражены во взаимодействии с ЕС как основным внешнеторговым партнером России:

− энергетика, − произойдут технологические сдвиги, которые сократят возможности отечественных предприятий сбывать продукцию в ЕС;

− химическая промышленность, авто- и авиатранспорт, − произойдет юридическое закрепление новых стандартов, что создаст дополнительные сложности для российских производителей;

− фармацевтика, − в долгосрочной перспективе, в виду текущего технологического отставания, мировая практика девальвирует сегодняшние достижения и приведет к еще более существенному разрыву со странами ЕС.

Таким образом, Россия, с одной стороны, обладает конкурентными преимуществами, определяющими ее подготовленность к переходу к инновационной стадии развития, а с другой, имеет ряд существенных недостатков, которые мешают ей реализовать свои преимущества.

Заключение

Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.

Международная экономическая организация - организация, созданная на основе международных соглашений, с целью унификации, регулирования, выработки совместных решений в сфере международных экономических отношений.

Россия до настоящего времени не занимает подобающего ей места на мировом рынке и в системе международных экономических организаций. Односторонние шаги России по открытию национального рынка не встречают встречных шагов со стороны ее торговых партнеров в признании того, что конкурентоспособность крупных российских предприятий - экспортеров определяется их сравнительными экономическими преимуществами. Не используется в должной мере потенциал таможенного регулирования, или используется с определенными перекосами, например, в сторону решения чисто фискальных задач. Россия должна делать больший упор на методы экономического регулирования внешней торговли, которые лишь продекларированы во многих законах, но фактически не действуют. В основном в России используются административные методы решения вопросов в области внешней политики.

Одним из результатов деятельности международных организаций является процесс глобализации. Постепенно он охватывает все сферы общественной жизни стран. В этих условиях, естественно, изменяется и роль государства, поскольку в результате международной конкуренции существенным образом ограничиваются возможности для государственного произвола при усилении контроля за денежной и фискальной политикой не только со стороны международных организаций, но и со стороны финансовых рынков.

Основные приоритеты блока «Позиции России в мировой экономике и управлении глобальными экономическими процессами», которые должны быть достигнуты по результатам выполнения Стратегии к 2020 г., выглядят следующим образом:

• рост ВВП со средними темпами не менее 4% в год, с выходом на уровень не менее 4140 млрд долл. по паритету покупательной способности к 2020 г. (5 место в мире, 3,6% мирового ВВП);

• увеличение ВВП по паритету покупательной способности на душу населения к 2020 году в 1,5 раза по сравнению с 2010 г. (до 30 тыс. долл.);

• повышение уровня затрат на НИОКР до 1,5% ВВП;

• обеспечение устойчивого притока прямых и портфельных иностранных инвестиций;

• вступление в ОЭСР;

• достижение полноправного участия во всех механизмах G8, включая экономические;

• построение многоуровневой системы интеграции на пространстве СНГ, включая механизмы Союзного государства с Беларусью, Таможенного союза и двусторонних соглашений об экономическом сотрудничестве;

• заключение нового соглашения с ЕС, способствующего дальнейшему развитию интеграции;

• интеграция России в механизмы экономического сотрудничества на пространстве АТР через участие в многосторонних инициативах АТЭС.

Список литературы и источников

1.      Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

.        Федеральный закон от 14.04.1998 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»

.        Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1166 (ред. от 14.12.2010) «О Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции» // Собрание законодательства РФ, 18.01.2010, № 3, ст. 303.

.        Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг, 2009. - 350 с.

.        Актуальные проблемы деятельности международных организаций. /Под ред. Г.И. Морозова. - М.: Международные отношения, 2009. - 455 с.

.        Актуальные вопросы глобализации (круглый стол) // Международная экономика и международные отношения. 2009.- № 2. - С.6

.        Боброва В.В. Прямые иностранные инвестиции в странах БРИКС / В.В. Боброва, К.С. Протасов // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2013. - N 2. - C.26-35.

.        Витко Ф.П. Ссоциальное партнерство : учеб.-метод. комплекс / Ф.П. Витко. - Минск : Гиуст БГу, 2008. - 184 с.

.        Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Республика, 2010. - 445 с.

.        Глухова М.И. Мировая экономика. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / М.И. Глухова, А.В.Приходько, Е.А.Татарников, М.В. Снежинская. / М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 191с.

.        Данилина М.Ф. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 5. - С.48-57.

.        Дынкин А.А. Фундаментальный труд о мировом развитии. // Журнал МЭиМЭО. - 2012. №2. - С. 105.

.        Куликов Л.М. Основы экономической теории 2-е изд. Учебник для ссузов. - М.: ИздательствоЮрайт, 2011 г. - 455 с.

.        Курс экономической теории. /Под ред. М.Н. Чепурина. - М.: АСА, 2009. - 571 с.

.        Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник / В.К. Ломакин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 671 с.

.        Лукашук И.И. Международное право: особенная часть / И.И. Лукашук. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2007. - 544 с.

.        Международные экономические организации. /Под ред. Г.Н.Гаврилко. - М.: Академия, 2011. - 195 с.

.        Международная экономика 4-е изд. перераб. и доп. Автор: Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Издательство: Дело и Сервис, 2008. - 368с.

.        Международные валютно-кредитные отношения : учебник для вузов / под ред. Л. Н. Красавиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 543 с.

.        Никитина Ю.А. Международные отношения и мировая политика: введение в специальность: [учеб. пособие для студ. гуманит. вузов и фак.] / Никитина Ю.А. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2012. - с. 272

.        Смыслов Д.В. Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и решения. Финансы и управление // Деньги и кредит. - 2012. - N 2. - С.33-44.

.        Федорченко А.В. Процесс глобализации мирового хозяйства. - М.: Пресс-Соло, 2011. - 240 с.

.        Чепцов В.В. Экономика России в период кризиса и сценарии дальнейшего развития // Российское предпринимательство. - 2013. - № 4 (226). - c. 4-9.

.        Омаров Н.М. Международные отношения в эпоху глобального управления. Б., 2009.[Электронный ресурс]

.        Фролова Т.А. Мировая экономика. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. [Электронный ресурс]

.        Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года // Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика

.        Сайт Министерство экономического развития РФ

.        Глобализация

.        Федеральный портал

Приложение № 1

Таблица 2.1  Основные международные экономические организации

Полное наименование организации на русском языке

Сокращенное наименование на русском языке

Сокращенное наименование на оригинальном языке

Полное наименование организации на оригинальном языке

Год создания

Азиатская парламентская ассамблея

АПА

1999

Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества

АТЭС

APEC

Asia-Pacific Economic Cooperation Forum

1989

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

АСЕАН

ASEAN

Association of South East Asian Nations

1967

Всемирная торговая организация

ВТО

World Trade Organization

1995

Евразийское экономическое сообщество

ЕврАзЭС

2000

Европейская ассоциация свободной торговли

EFTA

Европейский союз

ЕС

EU

European Union

Лига арабских государств

ЛАГ

Международная организация по предпринимательству и инвестициям

INOBI

Международная организация уголовной полиции - Интерпол

Интерпол

ICPO, OIPC, Interpol

International Criminal Police Organization/ Organisation Internationale de Police Criminelle

1923

Организация «Исламская конференция»

ОИК

OIC

Organisation of the Islamic Conference

1969

Организация объединенных наций, Международный валютный фонд

МВФ

Организация объединенных наций, Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНЕСКО

Организация Североатлантического договора (Североатлантический альянс)

НАТО

NATO

North Atlantic Treaty Organization

1949

Организация стран-производителей и экспортеров нефти

ОПЕК

OPEC

1960

Организация Черноморского экономического сотрудничества

ОЧЭС

1999

Североамериканская зона свободной торговли

НАФТА

NAFTA

Шанхайская организация сотрудничества

ШОС

SCO

2001


Похожие работы на - Эволюция деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!