Финансовая безопасность и ее основные инструменты
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
ОКТЯБРЬСКИЙ
ФИЛИАЛ
Кафедра
бухгалтерского учета, анализа, аудита и статистики
Контрольная
работа
по
дисциплине: «Экономическая безопасность»
тема:
Финансовая безопасность и ее основные инструменты
г
Содержание
Введение
Глава
1. Финансовая безопасность и ее основные инструменты
.1
Финансовая безопасность в системе экономической безопасности
.2
Теория и стратегия финансовой безопасности
.3
Инструменты, обеспечивающие финансовую безопасность
.4
Обеспечение внутренней финансовой безопасности страны
Глава
2. Практическая часть
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
В последние годы Россия вступила в этап своего
бурного развития, связанного с происходящими изменениями во всех сферах жизни
государства и общества. Однако осуществляемое в России реформирование, имеющее
целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического
государства, протекает непросто, порой весьма противоречиво и даже болезненно.
Одной из основных причин, тормозящих усилия властей по укреплению
государственности, созданию сильной, многоплановой экономики, ориентированной
на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их
защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы
России. Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовой
системе принять стабильную форму и оформить ее основные институты, в том числе
и правовые. Все это обусловило необходимость создания действенного
государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России.
Актуальность избранной темы подчеркивается еще и
тем, что мощь и национальная безопасность государства, как гарантии
независимости страны, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности
общества, характеризуются прежде всего состоянием его экономики и защищенностью
от угроз финансовой безопасности. В последние годы вопросы финансовой
безопасности в России находятся в центре внимания как властей, так и науки. При
этом они исследовались преимущественно экономической наукой, в то время как
огромный гносеологический потенциал юриспруденции был задействован не в полной
мере. Рассмотрение проблем финансовой безопасности теоретико-юридической наукой
позволит выявить новые стороны и аспекты совершенствования финансовой политики,
государственно-правового механизма обеспечения финансовой безопасности, его
институтов и инструментария.
Глава 1. Финансовая безопасность и ее основные
инструменты
1.1 Финансовая безопасность в системе
экономической безопасности
Термин «экономическая безопасность» по
историческим меркам экономической теории является сравнительно молодым.
Согласно словарю Роббера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и
означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от
любой опасности. Однако, на протяжении нескольких веков он практически не
использовался. Только в XVII - XVIII вв. практически во всех странах
утвердилась точка зрения, что государство имеет своей главной целью общее
благосостояние и безопасность. Наиболее широкое распространение получает
трактовка безопасности как состояния, ситуации спокойствия, появляющейся в
результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а
также материальных, экономических, политических условий, соответствующих
органов и организаций, способствующих созданию данной ситуации. Из данного
определения видно, что «безопасность» как научная категория находилась в то
время на стадии своего зарождения.
Можно с уверенностью сказать, что своему
утверждению, как научной категории, понятие «безопасность» обязано XX в. и
связано это с многочисленными кризисными ситуациями в национальных и мировой
экономиках.
Термин «экономическая безопасность» ввел в
лексикон Президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав федеральный Комитет по
экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного
регулирования экономики и отказом от классической в то время практики
невмешательства государства в экономическую жизнь. С тех пор вопрос об
экономической безопасности не терял своей актуальности, а в период обострения
экономической ситуации звучал особенно громко. Так, в начале 1970-х гг. в США в
ситуации неудержимой инфляции из-за войны во Вьетнаме и «холодной войны»
Президент Р. Никсон создал Совет по экономической политике. Дальнейшее
нарастание угроз в сфере экономической безопасности привело к созданию уже при
Президенте Б. Клинтоне Национального экономического совета с теми же правами в
области экономики, что и у Совета национальной безопасности в политической
области.
По мнению зарубежных ученых, экономическая
безопасность государства обусловливается, прежде всего, необходимостью
обеспечения его суверенитета в принятии решений, касающихся как внутренних
вопросов, так и международного положения; сохранением экономической
самостоятельности страны и поддержанием, а также дальнейшим повышением
достигнутого уровня жизни населения. Учет данных обстоятельств прослеживается в
большинстве определений. Например, Н. Maull под экономической безопасностью
понимает отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей,
который нация считает первостепенно необходимым. По его мнению, эта угроза
возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются
настолько, что возникают условия, способные разрушить существующую
социально-политическую систему.
.2 Теория и стратегия финансовой безопасности
Экономическая безопасность страны сегодня
выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов
самого различного профиля, работающих в сфере экономики, политики,
международных отношений Проблемами обеспечения экономической безопасности
занимаются государственные органы практически всех стран мира, так как эти
проблемы относятся к числу приоритетных в силу их жизненной важности.
Стратегия обеспечения экономической безопасности
России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов,
основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О
безопасности» № 2446-1, Государственная стратегия экономической безопасности
РФ, Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
Экономическая безопасность - это своего рода
материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией
устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Подобную
основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное
рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности
РФ. В данном документе сказано: «Цель государственной стратегии - обеспечение
такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для
жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической
стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного
противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». Следовательно, от
экономических условий зависит не только положение отдельного гражданина или
региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый
взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются.
Как уже отмечалось, теория экономической
безопасности государства получила широкое освещение в отечественной
экономической науке. Активные научные исследования в этой области нашли
отражение в публикациях, монографиях и коллективных работах таких ученых, как
Л.И. Абалкин, В.К. Сенчагов, Е.А. Олейников, Г.М. Лонской, С.В.Степашин, А.И.
Илларионов, В.И. Лисов и др.
При этом существуют два основополагающих
момента. Один из них является общим для большинства определений и определяет
суть понятия «экономическая безопасность» как фактора обеспечения защиты
национальных интересов, независимости, стабильности, развития государства.
Второй же выявляет принципиальное расхождение в подходах авторов, разделяя их
на две группы. В определении одной группы авторов - Л.И. Абалкина, А.И.
Илларионова - экономическая безопасность определяется как совокупность условий,
обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических, интересов.
Однако при более детальном рассмотрении данных определений выясняется, что
факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность
условий, которая определяет саму суть данного понятия. Кроме того, сама
совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию
безопасности.
Интерес к финансовой безопасности определяется
ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем
влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны.
.3 Инструменты, обеспечивающие финансовую
безопасность
Обязанность институтов власти создавать
механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию
внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна
быть закреплена законодательно. Только тогда посредством системы финансовой
безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на
международной арене (в глобальной экономике) и жизненно важные интересы ее
граждан (снижение уровня бедности в стране.
Особую роль в обеспечении финансовой
безопасности государств играют органы экономической разведки. Например, в США
среди таких органов следует выделить специальный отдел ЦРУ под названием
Strategic and Business Group, в Японии - Departament of Research and Planning,
в Швеции - Defence Research Establishment, а также SAPO (Служба национальной
безопасности). Органы экономической разведки (по своей сути являющиеся частью
национальных систем ГФК) занимаются контролем за экономической активностью на
национальной территории враждебных в политическом и военном отношениях стран.
Одно из наиболее ярко выраженных полей
деятельности субгосударственных финансовых систем - разнообразные
транснациональные бизнес-структуры (ТБС), включая ТНК, ТНБ и т.п. Мощные
экономические акторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных
масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического
пространства "денационализировать" территорию государств.
Это особенно характерно для сферы экономики и
финансов. Достаточно сказать, что многие сферы государственного управления,
относящиеся к макроэкономическому уровню, - налогообложение, валютные курсы,
учетная ставка и т.п. становятся "регулируемыми" крупнейшими ТБС,
когда речь идет о соблюдении их интересов в каких-то областях мирового
хозяйства. Воздействие ТБС на макроэкономическую ситуацию может проводиться как
в прямой форме (немало примеров тому, когда ТБС проводят активное лоббирование
своих интересов в правительствах стран, а в ряде стран "третьего
мира" были случаи их участия и в государственных переворотах), так и в
косвенной - через планирование своего бизнеса влияния на объемы и структуру
экспорта и импорта (а от этого зависят и курсы национальных валют, и темпы
роста национального дохода, и инвестиционная привлекательность стран и т.д.).
Принципиальная модель предполагаемого финансового воздействия ТБС на отдельную
страну может быть представлена следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1. Модель предполагаемого
воздействия транснациональных бизнес-структур на систему-страну
В связи с вышесказанным контроль
функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую
важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и
параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п.
Проанализируем основные вопросы
формирования организационных структур ГФК, обеспечивающих финансовую
безопасность России. В связи с широким спектром геофинансовых вопросов
необходима система контрольных органов, так как вряд ли геофинансовую проблему
эффективно сможет разрешить какая-то одна служба (при этом оптимален вариант
именно направляющей, координирующей и систематизирующей роли какой-либо
спецслужбы). Например, в США такими органами являются Совет экономических
консультантов при Президенте и Агентство по национальной безопасности, в
Германии - Отдел принципов экономической политики в составе Министерства
экономики. В России создана Межведомственная комиссия по экономической
безопасности при Совете Безопасности. Принимаемые этой службой решения носят
рекомендательный характер и порой остаются без внимания соответствующих
исполнительных органов. При этом отсутствует орган, который бы ежедневно
отслеживал вопросы экономической безопасности, оперативно реагировал на
изменение ситуации, регулярно готовил документы правительству для принятия
решений по тем или иным проблемам и контролировал их исполнение.
Естественно, анализируя вопросы
наделения каких-либо органов ГФК конкретными функциями контроля за обеспечением
финансовой безопасности страны, необходимо учитывать их реальные возможности.
Например, в свете важности затронутой проблемы, возникает необходимость
исследования и обоснования целесообразности дополнения системы направлений
деятельности Счетной палаты РФ направлением деятельности по контролю за
обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного
процесса.
В связи с этим в первую очередь
представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы,
где кроме всего прочего должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а
также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса
могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской
Федерации.
Иными словами, следует определить
критерии, позволяющие судить о соблюдении теми или иными государственными
органами, а также негосударственными хозяйствующими субъектами требований
финансовой безопасности РФ. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению
этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также
доводить информацию до широкой общественности).
В то же время должны быть
разработаны принципы раскрытия информации в отчетности государственных органов
(отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об
использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов
международных организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению
финансовой безопасности РФ. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и
свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой
отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности (а также для контроля
за соблюдением финансовых интересов РФ).
Кроме этого должна быть создана
информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода
бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и
внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой
информации должен разрабатываться комплекс оперативных и долгосрочных мер по
противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению
возможных негативных последствий угроз.
.4 Обеспечение внутренней финансовой
безопасности страны
Одним из важнейших направлений
контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе
бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в РФ. Действительно, вряд
ли у кого возникнут сомнения, что для обеспечения финансовой безопасности
особую роль играет грамотное регулирование межбюджетных отношений в стране.
Так, здесь как минимум должны быть:
) разработаны и внедрены механизмы
регулирования межбюджетных отношений:
предотвращающие предоставление
необоснованных привилегий в расходных полномочиях органов власти и управления
всех уровней и обеспечивающие реальные механизмы их ответственности за
выполнение своих финансовых обязательств;
исключающие необоснованное
предоставление финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной
обеспеченности;
исключающие несоответствие
разграничения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы
закреплению доходных источников и налоговых полномочий за ними;
включающие усиление контрольных
функций федеральных органов власти в сочетании с оказанием финансовой помощи
регионам;
обеспечивающие
"прозрачность" межбюджетных расчетов и различного рода компенсаций
для общественного контроля;
) определены четкие и обоснованные
критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, а также критерии
бюджетной эффективности (при этом эффективность может определяться соотношением
доходов и расходов, соотношением бюджетных вложений и их результата и др.);
) оптимизированы маршруты и
ритмичность бюджетных потоков (в целях минимизации смены направлений бюджетных
потоков на пути к конечным потребителям).
Для разработки вопросов финансовой
безопасности государства и проведения соответствующих контрольных мероприятий
потребуется особо высокая квалификация.
Следует также добавить, что контролеры
должны будут заниматься самой постановкой проблемы и разработкой концепции
обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Поэтому, вполне
очевидно, что для грамотного качественного выполнения всех этих задач
потребуются кадры, квалификация которых как минимум выше контролируемых
работников остальных государственных структур.
В качестве второго варианта (первый
вариант - отдельная структура в составе Счетной палаты РФ непосредственно)
организации органа, контролирующего обеспечение финансовой (экономической)
безопасности государства, можно предложить создание общественно-государственной
контролирующей структуры. Этот орган будет подотчетен непосредственно
Президенту РФ, а также широкой общественности. При этом он будет тесно
взаимодействовать со Счетной палатой РФ (ее соответствующими структурами).
Такая структура общественно-государственного контроля за обеспечением
финансовой безопасности РФ наглядно представлена на рис.2
Рисунок 2. Структура контроля за
обеспечением финансовой безопасности России (принципиальная схема)
Из рисунка видно, что
общественно-государственная контрольная организация и нанятые ею независимые
специалисты (аудиторы, эксперты) будет контролировать непосредственно все
уровни государственной власти и управления на предмет обеспечения ими
финансово-экономической безопасности страны (а, следовательно, и российского
общества в целом). В то же время она будет сотрудничать со Счетной палатой РФ
(региональными палатами) и отчитываться за проделанную работу как перед
Президентом РФ, так и перед широкой общественностью (через СМИ). Все это и
будет обосновывать статус общественно-государственной организации. Стоит
подчеркнуть, что народ России (граждане) не только имеет право, но и обязан как
носитель суверенитета и единственный источник власти в стране непосредственно
контролировать бюрократию как на предмет обеспечения ею в своей деятельности
финансовой безопасности страны, так и на предмет ее эффективности по всем иным
аспектам государственного управления. Информация, полученная
общественно-государственным контролем, должна быть регулярно обсуждаема в СМИ
(телевидение, радио, газеты, журналы, сборники, бюллетени и т.п.), т.е.
посредством гласности должна обеспечиваться реальная прозрачность работы
государственной бюрократии. Вопросы же финансово-материального обеспечения этой
организации могло бы отчасти разрешить создание целевых общественных фондов за
счет взносов наиболее конкурентоспособных отечественных бизнес-структур,
заинтересованных в обеспечении финансовой безопасности России (финансовая
безопасность государства в конечном итоге делает возможным эффективное
поступательное развитие отечественного бизнеса).
Основной результат предлагаемого
общественно-государственного контроля - информирование Президента РФ о реальном
состоянии финансовой (экономической) безопасности в стране и формирование
устойчивого общественного мнения о работе государственной бюрократии (создание
ее репутации), а, следовательно, и о ее необходимости. Из рисунка также видно,
что одним из путей совершенствования общественного контроля является
использование в его деятельности независимого аудита, так как аудиторы имеют
квалификацию, необходимую для ревизии в сложных финансовых системах.
Во всяком случае идею организации
общественно-государственного контроля по предложенному выше варианту
целесообразно проработать общественному совету при Счетной палате РФ. Считаем,
что этот относительно недавно созданный орган мог бы принять самое
непосредственное участие в разработке стратегии и тактики обеспечения
финансовой безопасности России.
Глава 2. Практическая часть
Задание 1.
Показатель
|
На
1 ед. продукции
|
%
|
Долей
единицы
|
Цена
реализации
|
250
|
100
|
1
|
Переменные
издержки
|
150
|
60
|
0,6
|
Валовая
маржа
|
100
|
40
|
0,4
|
Возьмите на себя роль финансового директора и
ответьте на следующий вопрос:
Начальник отдела сбыта предлагает перевести
своих сотрудников с окладов ( суммарный месячный фонд оплаты труда - 6000 у.е.)
на комиссионное вознаграждение- 15 у.е. с каждой проданной плиты, причем есть
гарантия, что объем продаж в таком случае вырастет на 15 %. Следует ли одобрить
такое решение?
Решение:
Определяем прибыль по первоначальному варианту
П= 400*250-(400*150+35000)=100 000 -95 000= 5
000 у.е.
Определяем затраты на продукцию после изменения
системы оплаты труда
З=400*1,15*(150+15)+35000-6000=104900
Определяем выручку по выпуску продукции
В=400*1,15*250=115 000
Определяем прибыль от предложения
П=115000-104900=10100 у.е.
Такое решение необходимо одобрить, так как
прибыль увеличится более чем в 2 раза.
Задание 2.
Оцените степень риска бизнес-проекта, опираясь
на показатели производственного, финансового и производственно-финансового
левериджа:
Исходные данные:
выручка от реализации продукции- 1200 т.р.
переменные издержки- 576 т.р.
балансовая прибыль- 200 т.р.
чистая прибыль- 120 т.р.
Решение:
Определим валовую маржу
ВМ=1200-576=624 тыс. руб.
Постоянные затраты составят
ПЗ=624-200=424 тыс. рб.
В практических расчётах для определения силы
воздействия операционного или производственного рычага применяют отношение так
называемой валовой маржи - это разница между выручкой от реализации и
переменными затратами:
В нашем примере:
Это означает, что при возможном увеличении
выручки от реализации на 1%, прибыль возрастёт на 1%*3,12 = 2,6%, при понижении
на 10% прибыль снижается на 10%* 3,12 = 31,2%.
Вывод: сила воздействия операционного рычага
указывает на степень предпринимательского риска, чем больше сила воздействия
операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
Порог рентабельности - это такая выручка от
реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ещё не имеет и
прибылей. Валовой маржи в точности, хватает на покрытие постоянных затрат, а
прибыль равна нулю.
Порог рентабельности = постоянные
затраты/валовую маржу в относительном выражении
ТБ= 424/ (624/1200)= 424/0,52=815 тыс. Руб.
Т.е безубыточный объем продаж составит 815 тыс.
руб.
Существуют различные способы расчета финансового
левериджа.
,
где -
уровень финансового левериджа;
ПР - общая прибыль предприятия; 200 тыс. руб.
ЧП - чистая прибыль; 120 тыс. руб.
Об.пл. - обязательные платежи из чистой прибыли,
200-120=80 тыс. руб.
- ставка налога на
прибыль в процентах, 24%
Уфл= 200/(120-80)*(100-24)/100)=6,58%
Это означает, что при возможном увеличении
прибыли на 1%, чистая прибыль возрастёт на 1%*6,58 = 4,75%, при понижении на
10% прибыль снижается на 10%* 6,58 = 65,8%.
Формулу сопряжённого эффекта операционного и
финансового рычагов:
УПФ= 3,12*6,58=20,53%
Таким образом, степень риска проекта составляет
20,53%., следовательно, проект имеет высокую степень риска.
Задание 3.
Сравните по критериям NPV, IRR, PP два варианта
бизнес-плана, если цена капитала 13 %. Чистый денежный поток (доход), тыс.
руб., по периодам проекта:
Вариант А: -2000 700 700
700 700
Вариант Б: - 2500 250 500
1000 2000
Решение:
В международной практике обоснования
эффективности инвестиционных проектов используются следующие обобщающие
показатели эффективности производства: чистая текущая стоимость, рентабельность
капитала, внутренний коэффициент эффективности, период возврата капитальных
вложений, максимальный денежный отток, точка безубыточности.Показатель чистой
текущей стоимости определяется как разность между поступлением и расходом
денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с
учетом фактора времени. Обычно чистая текущая стоимость рассматривается как
норма инвестирования капитала (норма минимального дохода), подтверждающая
целесообразность осуществления капитальных вложений.
При расчете чистой текущей стоимости применяется
функция текущего аннуитета при равномерном распределении дохода по годам или
функция текущей стоимости единицы, примененная к каждому элементу потока
поступлений от инвестиций, суммированных за прогнозируемый период.
NPV=ΣPV-IC,
где NPV- чистая текущая стоимость;-исходная
инвестиция;- ставка дисконтирования;- число базисных периодов, в течении
которых будет эксплуатироваться проект.
Данная модель предполагает наличие условий:
объем инвестиций принимается как завершенный;
объем инвестиций принимается в оценке на момент
проведения анализа;
процесс отдачи начинается после завершения
инвестиций.
Если NPV> 0, проект эффективный;< 0, то
проект следует отвергнуть;= 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Чистая приведенная стоимость
NPVА = -2000+700+700+700+700=800Б =
-2500+250+500+1000+2000=1250
Для сравнения альтернативных проектов
применяется показатель - индекс рентабельности инвестиций РI:
Дисконтированные величины в этой формуле - те же
самые, которые использовали для получения чистой текущей стоимости.
Индекс прибыльности показывает величину текущей
стоимости доходов в расчете на каждый рубль чистых инвестиций, что позволяет
выбирать между инвестиционными альтернативами. Чем выше показатель доходности,
тем предпочтительнее проект. Если индекс равен 1 и ниже, то проект едва
отвечает или даже не отвечает минимальной ставке доходности (на практике
индекс, близкий к единице, в некоторых случаях приемлем). Индекс, равный 1,
соответствует нулевой чистой текущей стоимости.
RI проекта А =800/2000=0,4проекта Б
=1250/2500=0,5
Внутренняя норма окупаемости (прибыли) IRR -
уровень доходности, который в применении к поступлениям от инвестиций в течение
жизненного цикла дает нулевую чистую текущую стоимость. Это означает, что
дисконтированная величина доходов точно равна дисконтированной величине
капитальных затрат (дисконтирование денежных потоков дает возможность устранить
разницу во времени возникновения этих потоков, связанных с различными проектами,
путем дисконтирования по их текущей стоимости).
Далее применяют формулу:
где r1 - значение табулированного коэффициента
дисконтирования, при котором f(r1 ) > 0; r2 - значение табулированного
коэффициента дисконтирования, при котором f(r1 ) < 0.
По формуле IRR составит:
Таким образом, наиболее эффективным является
проект Б.
Задание 4.
Определить показатель рентабельности
собственного капитала предприятия если известно, что балансовая стоимость
чистых активов -1000 т.р на начало года и 1500 тыс. руб. на конец года, а
чистая прибыль предприятия за год- 300 тыс. руб.
Рыночная ставка депозитного процента
оценивается на уровне 15 % годовых. Имеет ли смысл инвестировать в данное
предприятие?
Решение:
Рентабельность определяется по формуле
Р= чистая прибыль/среднегодовая стоимость чистых
активов
Р=300/(1000+1500)/2)=24%
Вывод: показатель рентабельности превышает
показатель депозитного процента, значит имеет смысл инвестировать средства в
это предприятие.
Заключение
Финансовая безопасность Российской Федерации -
это новое понятие, разработка которого обусловлена угрозами финансово-кредитной
сфере России и принятием новой «Концепции национальной безопасности Российской
Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации.
Если попытаться сформулировать понятие
«финансовая безопасность России», то оно могло бы выглядеть следующим образом:
Финансовая безопасность России - составная часть
экономической безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и
конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, выраженной через
систему критериев и показателей ее состояния, характеризующих
сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов и наличие
необходимых денежных, валютных, золотых и т.д. резервов.
В свою очередь «обеспечение финансовой
безопасности Российской Федерации» будет выглядеть так:
Обеспечение финансовой безопасности Российской
Федерации - это деятельность государства и всего общества, направленная на
осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и
национальных интересов через поддержание финансовой стабильности, выражающейся
сбалансированностью финансов, достаточной ликвидностью активов и наличия
необходимых денежных, валютных, золотых и т.д. резервов.
Прослеживается тенденция к использованию
коммерческих банков, находящихся под контролем иностранного капитала, для
завладения предприятиями и организациями, имеющими стратегическое значение для
экономики страны.
Обеспечение финансовой безопасности страны в
настоящее время возможно только при соблюдении национальных интересов России
при проведении экономических реформ и учете существующих угроз.
Список использованной литературы
Абалкин
Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы
экономики, 2009.№12.
Асалиев
A.M., Бороздин СВ., Брагин Л.А. Макроэкономика: показатели экономической
безопасности и их пороговые значения. - М.: «Экономика и финансы» совместно с
ИИФ «Триада», 2011.
Илларионов
А.И. Критерии экономической безопасности//Вопросы экономики. 2011. № 10.
Национальная
экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность: Учебник /
Под общ. ред. В.И. Лисова. - М.: «Экономика», 2010.
Осипов
Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики. Материалы к докладу
на международной научной конференции "Финансовая экономика: концепция,
структуры, менеджмент". - М.: МГУ, апрель 2009 г. - С. 56.
финансовая безопасность риск леверидж
Чумаченко
А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние
заимствования/А.А. Чумаченко//Рынок ценных бумаг.-2005-№16
Экономическая
безопасность (теория и практика): Учебник / Под. ред. Е.А. Олейникова. - М.:
«Классика плюс», 2009.
Экономическая
безопасность: производство, финансы, банки / А.И. Архипов, Р.А. Белоусов и др.;
под ред. В.К. Сенчагова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2011.