Формирование и развитие мирового рынка услуг в современных условиях хозяйствования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    252,55 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование и развитие мирового рынка услуг в современных условиях хозяйствования

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

1.1 Классификация услуг

.2 Роль услуг в мировой экономике

ГЛАВА II. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

2.1 Темпы роста показателей мирового рынка услуг

.2 Региональная структура международной торговли услугами

ГЛАВА III. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УСЛУГ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

3.1 Современные тенденции развития мирового рынка образовательных услуг

.2 Развитие мирового рынка медицинских услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Смысл любого рынка заключается в том, что он постоянно обеспечивает сопоставление спроса и предложения, то есть сводит продавцов (производителей) и покупателей (потребителей).

Сервис представлен на мировых рынках разнообразным спектром услуг. В Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС 1994 г.), действующем в системе ВТО, используется специальный классификатор, содержащий перечень из 160 видов услуг, сгруппированных по таким разделам, как деловые услуги, услуги связи, финансовые услуги, транспорт и другие. Сильное влияние на интеграцию услуг в мировое хозяйство оказывает НТП и, в первую очередь, IT- технологии.

Сфера сервиса изменяется в результате перемещения потребителей и производителей услуг между странами.

Становление и развитие новых форм взаимодействия на рынке услуг представляет собой длительный процесс. Для создания условий, отвечающих требованиям рынка, необходимо заключение значительного количества правовых положений, всесторонне отражающих взаимосвязи всех участников рынка. Для сферы услуг это представляется достаточно сложной задачей в связи со сложившимся уровнем разности в различных отраслях рассматриваемой сферы. Кроме того, в настоящее время рынок услуг характеризуется появлением новых видов услуг.

В этих условиях, возникает необходимость в кардинальном изменении связей, сформированных ранее, и формирование единого общенационального рынка услуг, отвечающего изменяющимся условиям внешней среды.

Глобальные процессы в экономике, развитие новых форм и методов хозяйствования на базе передовых информационных технологий, возрастающая роль транспортных, энергетических и финансовых компонентов рынка - все это непосредственно связано с оказанием соответствующих услуг на отдельных территориях. Региональные рынки, с одной стороны, подвержены влиянию мировых изменений, с другой стороны - сами формируют геоэкономическую среду, центры экономического развития и торговли.

Происходящие экономические процессы, рост торговых связей и развитие современных форм экономической деятельности ставят участников рынка перед необходимостью наращивания своего потенциала.

Изменяющиеся условия требуют разработки новых форм, методов и способов предоставления услуг. Расширение спектра предоставляемых услуг становится обязательным условием конкурентоспособности экономики государства.

Освоение темы исследования. Анализ специальной литературы позволяет определить в качестве основы теоретических исследований труды отечественных и зарубежных ученых, в которых разрабатывались общие вопросы формирования рынка услуг, государственной политики в процессе реализации основных функций на рынке услуг.

Проблемами стандартизации услуг занимались: Алексеева Н., Васильева Ю., Ларионова Н.И., Семенова А.В., Бабынина Л., Винокуров Е., Карчава А., Косикова Л., Вардомский Л.Б., Ларионова М., Мансуров Т.А., Серегина С.

Существенный вклад в исследование современных тенденций развития мирового рынка услуг внесли работы А. Матту, Р. Стерна, Дж. Занини, С. Чаудхури.

Изучением проблем либерализации торговли услугами с использованием правовых механизмов ВТО занимаются Р. Адлунг и М. Рой.

Среди российских исследователей ведущим специалистом в области международной торговли услугами является И.И. Дюмулен. Вопросы развития и регулирования торговли услугами также рассматриваются в работах Е.В. Даниловой и Е.С. Алдакушкиной; аспекты присоединения России к ВТО - в монографиях и статьях Н.Н. Ливенцева, Я.Д. Лисоволика, Л.В. Сабельникова.

Целью работы является анализ формирования и развития мирового рынка услуг в современных условиях хозяйствования.

В соответствии с определенной целью в исследовании поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие мировой торговли услугами и её значение, и классификацию услуг;

определить роль услуг в мировой экономике;

проанализировать темпы роста показателей мирового рынка услуг, и региональной структуры международной торговли услугами;

выявить тенденции развития отдельных видов услуг на мировом рынке на примере образовательных и медицинских услуг.

Объектом исследования выступает мировой рынок услуг.

Предметом исследования являются методологические и методические проблемы создания и развития мирового рынка услуг в современных условиях.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования, фундаментальные положения экономической теории. В исследовании использованы диалектический, системно-логический, комплексный и экономико-математические методы анализа и научного познания.

Теоретическую основу работы составляют статьи, монографии, материалы международных конференций, статистические данные, публикации в периодической печати.

Практическая ценность работы состоит в том, что ее выводы, могут быть использованы при изучении курсов по «Мировой экономике».

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 26 источников.

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

 

1.1 Классификация услуг


Услугу можно определить как продукт труда, который не приобретает вещественной формы, а его потребительная стоимость заключается в полезном эффекте живого труда. Профессор Р. И. Хасбулатов в связи с этим пишет, что услуги, связанные с потребительскими товарами, мало чем отличаются от трудового процесса; «в нем присутствуют все пять элементов труда: средства труда, предмет труда, технология, организация и сам труд как целесообразная деятельность человека».

В результате работы экспертов в рамках переговоров Уругвайского раунда по подготовке Генерального соглашения по торговле услугами (далее ГАТС) был создан Классификатор услуг.

В ходе переговоров по формированию ГАТС был выработан подход к определению понятия «мировая торговля услугами», а также преодолено ранее принятое деление услуг на торгуемые (способные к международному обмену) и неторгуемые (не подлежащие обмену), в результате которого большая часть услуг, производимых и потребляемых на внутреннем рынке, относилась к неторгуемым.

В результате экспертному сообществу удалось прийти к соглашению, что услуги становятся торгуемыми, если поставляются одним из четырех способов, которые можно охарактеризовать как:

-       трансграничная поставка;

-       потребление за рубежом;

-       коммерческое присутствие;

-       перемещение физических лиц.

В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг может быть сгруппировано по другим признакам. В случае расширительного подхода к классификации услуг, который принят во Всемирном банке, учитывается движение дохода. В соответствии с этим подходом услуги могут подразделяться на:

- факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

- не факторные услуги - остальные виды услуг (транспортные, путешествия и другие нефинансовые услуги).

Существует также классификация услуг по способу доставки их потребителю:

-       услуги, связанные с инвестициями - банковские, гостиничные и профессиональные;

-       услуги, связанные с торговлей - транспорт, страхование и т. д.;

-       услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

При рассмотрении социально-экономических исследований в сфере услуг считается, что на форму, содержание и динамику развития сферы услуги оказывают влияние следующие четыре фактора:

отраслевая структура сферы услуги;

принадлежность тех или иных отраслей и предприятий сферы сервиса к определенной форме собственности;

региональные условия (демографические, территориально-климатические, финансовые);

общее состояние экономики, в том числе состояние потребительского рынка и, соответственно динамика и структуры спроса на комплекс услуг, как со стороны населения, так и со стороны организаций, предприятий.

Все услуги согласно ГАТС можно разделить в рамках 12 секторов следующим образом:

деловые услуги (включая профессиональные услуги) - 46 отраслевых видов услуг,

услуги в области связи (включая почтовые, телекоммуникационные и аудиовизуальные услуги) - 25 видов,

строительные и связанные с ними инженерные услуги - 4 вида,

дистрибьюторские услуги (включая услуги оптовой и розничной торговли) - 5 видов,

услуги в области образования - 5 видов,

услуги, связанные с защитой окружающей среды - 4 вида,

финансовые услуги (страхование, банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг) - 17 видов,

услуги в области здравоохранения и социального обеспечения - 4 вида,

туризм и услуги, связанные с путешествиями - 4 вида,

услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг) - 5 видов

услуги прочие, не вошедшие в перечисленные (например, бытовые услуги).

Каждый сектор в свою очередь делится на подсектора. Всего классификатор услуг насчитывает 160 видов.

Данная классификация признается большинством стран мира.

Эта классификация очень важна для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, которые в большей степени затрагивают не факторные услуги. Хотелось бы отметить, что оказание услуг достаточно часто происходит одновременно с продажей товаров или предоставлением инвестиций той или иной стране.

Возникают трудности при квалификации услуги внутри перечня. Например, считается, что наем легкового автомобиля для клиента будет являться арендой, а наем автомобиля с водителем относится к транспортной услуге. Нелегко поддается учету стоимость предоставляемых профессиональных услуг через движение физических лиц. Не в полной мере можно учесть размер услуг, передаваемых через коммерческое присутствие - филиалы иностранных компаний. Международное экспертное сообщество продолжает поиск путей по совершенствованию системы классификации и учета услуг.

В иностранных источниках существует также достаточно широкий спектр классификаций услуг с точки зрения их природы, а также источника их возникновения и трансформации. Наиболее часто встречающиеся в научной литературе классификации приведены ниже в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация услуг в соответствии с выбранным критерием с учетом специфики природы услуги и источника ее возникновения

Принцип классификации

Группы услуг

По направлению действия услуг

- потребительские; - общественные; - продуктные.

По видам потребностей

- предметные; - информационные; - личностные; - управленческие.

По результатам конечной деятельности

- реновационные (сервисные); - дистрибутивные; - информационно-поисковые; - рекреационные; - культурно-просветительские; - организационные.

По характеру оказания услуг

- рыночные; - нерыночные.

Источник: составлено автором

1.2 Роль услуг в мировой экономике


Развитие сферы услуг является фактором роста экономики. При этом имеется как прямая, так и обратная связь между ростом экономики и развитием сферы услуг.

Для стран с высоким экономическим потенциалом рост экономического развития означает расширение сферы слуг, то есть более заметной является прямая связь. Напротив, страны с небольшим экономическим потенциалом не способны на значительное переключение затрат в сферу услуг. Здесь услуги не всегда доступны и качественны, поэтому расширение сферы услуг и улучшение ее качественных характеристик является стимулом роста спроса в продукции, расширения реального сектора, то есть результатом действия обратной связи.

Международная торговля услугами в последние десятилетия развивалась быстрыми темпами, выполняя функцию своеобразного механизма, обеспечивающего развитие международного разделения труда, рост кооперации производства.

Важное стимулирующее воздействие на расширение спектра оказываемых услуг и увеличение их объема имеет возрастающая индивидуализация потребностей населения и производства в тех или иных видах услуг.

Развитию отраслей сферы услуг способствуют и такие факторы, как сравнительно незначительный стартовый капитал, необходимый на этапе создания относящихся к ней организаций, короткие сроки окупаемости инвестиций во многих отраслях сферы услуг вследствие сравнительно непродолжительного производственного цикла.

В целом при оценке состояния и перспективы развития сферы услуг в современной экономике, часто определяемой как постиндустриальная, отмечается, что в структуре услуг наблюдается тенденция их смещения в направлении к наукоемким видам, а также к социально-ориентированным, обеспечивающим необходимое качество жизни населения.

Доля услуг в ВВП страны, а также количество занятых в сфере услуг в общей численности работников составляет около 60%. Развитие сферы услуг в России проявляется в расширении спектра предоставляемых услуг, увеличении уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы обслуживания.

Рисунок 1. Удельный вес экспорта услуг в ВВП ряда стран

Источник: URL: #"825670.files/image002.jpg">

Источник: URL: #"825670.files/image003.jpg">

Рисунок 2. Изменение выручки участников “Рэнкинга крупнейших ИТ-компаний” в зависимости от видов деятельности

Источник: “Эксперт РА”, май 2013 г.

Рисунок 3. Динамика доходов участников “Рэнкинга крупнейших ИТ-компаний”

Источник: “Эксперт РА”, май 2013 г.

Рисунок 4 - Динамика мирового экспорта услуг, 2005-2012 гг., млрд. долл.,

Так, если в середине 90-х годов на развитые страны приходилось около 70% экспорта и импорта услуг, то уже к 2010 г. - около 50%. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг).

Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном товарообороте) и не позволяют в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли. Вместе с тем, потенциал сферы услуг в нашей стране, базирующийся, прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным.

Поставка Россией услуг за границу может рассматриваться как перспективная область ее внешнеэкономических связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста.

Высокоперспективным и весьма динамичным видом услуг становится обслуживание рынка, получаемое по системе Интернет. Функционирование глобальной системы Интернет обеспечивают коммерческие организации - поставщики услуг (провайдеры) по подключению пользователей к глобальной сети Интернет. Набор услуг по подключению к системе Интернет сформировался в высококонкурентный рынок. Он быстро растет, высокоприбылен. Мировой рынок услуг Интернет в 2010 г., по некоторым оценкам, достиг 3,5 млрд. долл.

В таблице 7 отражено процентное соотношение пользования Интернетом в мире.

Таблица 7.

Пользование Интернетом в мире (на 1 января 2012 г.)

Регион

Население, млн чел.

Пользователи Интернета, млн чел.

Проникновение, % от численности населения

Рост 2000-2011, %

Пользователи планшетником



2000

2011




Африка

1038

4,5

139,8

13,5

2988

6,2

Азия

3880

114,3

1016,8

26,2

789

44,8

Европа

816

105,1

500,7

61,3

22,1

Ближний Восток

216

3,2

77,0

35,6

2245

3,4

Северная Америка

347

108,1

273,1

78,6

153

12,0

Латинская Америка и Карибский бассейн

597

18,0

235,8

39,5

1250

10,4

Океания, Австралия

35

7,6

239

67,5

214

1,1

Мир всего

6930

361,0

2267,2

32,7

528

100,0

Источник: UNCTAD. Information Economy Report 2012. - New York, 2012. - P. 22.

Динамика развития торговли услугами в России отличается от общемировых тенденций. Если в мире темпы роста торговли услугами опережают темпы торговли товарами, то в российской действительности ситуация обратная. За период с 1995 по 2012 г. стоимость экспорта товаров выросла в 6,2 раза, экспорта услуг - в 5,8 раз. Отношение экспорта услуг к экспорту товаров в 1995 г. составляло 12,7%, в 2012 г. - 10,3%. В отличие от торговли товарами, торговля услугами складывается с отрицательным сальдо. В 2012 г. оно составило 46,5 млрд. долл.

В структуре российского экспорта и импорта услуг наибольший удельный вес имеют транспортные услуги и поездки, однако доля их имеет тенденцию к снижению. В 1995 г. доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг составляла 35%, поездок - 40,6%, в 2005 г. - 36 и 23%, в 2012 г. 31 и 17%. Что касается импорта, то в 1995 г. доля транспортных услуг составила 16%, доля поездок - 57%, через 10 лет в 2005 г. эта доля составила по транспортным услугам - 13%, по поездкам - 44%, в 2012 г. - 15 и 39% соответственно (см. табл.8).

Таблица 8.

Динамика внешней торговли России услугами (млн долл.)


1995

2000

2005

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Баланс услуг

-9638

-6665

-13775

-24289

-19836

-28702

-35947

-46487

Экспорт услуг

10567

9565

51178

41594

44981

54025

62340

Транспортные

3781

3555

9113

15024

12369

14911

16992

19161

Поездки

4312

3429

5870

11842

9366

8830

11398

10759

Прочие

2475

2580

9988

24312

19858

21239

25635

33420

Импорт услуг

20205

16230

38745

75468

61429

73682

89972

108827

 Транспортные

3307

2330

5137

12960

9451

12058

15303

16443

Поездки

11599

8848

17314

23778

20905

26587

32466

42798

Прочие

5299

5052

16294

38730

31416

35038

42203

49586

Источник: URL: #"825670.files/image006.gif">

Рисунок 5 - Мотивация медицинского туризма

Европа и Северная Америка являются основными поставщиками клиентов для индустрии оздоровительного туризма. Доля пяти стран - США, Германия, Япония, Франция и Австрия в настоящее время составляет 63% мирового рынка медицинского туризма.

В настоящее время в десятку стран, лидирующих по количеству туристов медицинского сектора, входят следующие страны: Индия, Венгрия, Мексика, Сингапур, Таиланд, Барбадос, Бразилия, Израиль, Южная Корея, Турция. Только Индия оказывает медицинские услуги иностранным туристам на сумму $ 2,3 млрд. в год. В указанных странах стоимость медицинских услуг намного ниже, чем в США и ведущих странах Европы. В качестве примера можно привести стоимость некоторых распространенных хирургических операций в различных странах (таблица 22).

Таблица 22.

Стоимость распространенных хирургических операций в различных странах, тыс. долл. США

Хирургическая операция

США

Таиланд

Сингапур

Малайзия

Коронарное шунтирование

130

11

18,5

9

Протезирование сердечного клапана

160

10

12,5

9

Коронарная ангиопластика (операция на сосудах)

57

13

13

11

Протезирование тазобедренного сустава

43

12

12

10

Гистерэктомия (удаление матки)

20

4,5

6

3

Протезирование коленного сустава

40

10

13

8

Спондилодез (хирургия позвоночника)

62

7

9

6

Источник: #"825670.files/image007.gif">

Рисунок 6 - Результаты опросов потребителей медицинского туризма: источники информации

Рисунок 7 - Результаты опросов потребителей медицинского туризма: виды медицинских услуг

Находя информацию о медицинском туризме в Интернет, в дальнейшем большинство туристов полагаются на посредников, устанавливающих связь с медицинскими центрами и сопровождение туристов. Среди опрошенных 61% оценили роль посредничающих организаций как «очень важную», как «важную» оценили 27%, как «дополнительную» (желательную услугу) отметили 10% и только 2% процента считают их роль «не важной». Исследования показывают, что около 85% пациентов остаются довольны результатами лечения. Остальных уровень обслуживания и качество лечения не устраивают.

Снижению боязни рисков способствует международная аккредитация медицинских центров. Такую аккредитацию проводит международная организация «Joint Commission International» (JCI). При выборе страны большое значение играет международный имидж медицинского обслуживания в стране.

В развитии медицинского туризма определяющую роль играет государство. Первоочередная роль государства в создании мощного потенциала здравоохранения страны. Кроме того, должно быть сформировано специальное законодательство на поддержку медицинского туризма. Отдельные страны субсидируют лечение зарубежных туристов (например, Турция), другие государства берут на себя страховые риски по медицинскому обслуживанию иностранцев (например, Южная Корея).

Рассмотрим некоторые особенности развития медицинских услуг в странах Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

Эксперты агентства «Nuwire Investors» по итогам 2012 поставили Таиланд в пятерку стран, предоставляющих лучшие возможности для иностранных пациентов и инвесторов. Медицинский туризм в стране за последние годы показывал высокие темпы роста. По официальным данным 20% всех иностранных туристов - это участники медицинского туризма. В 2012 году с медицинской целью Таиланд посетили 1,85 млн. туристов, 33% из них - граждане США, 29% - представители Китая и 18% - туристы из Японии. В 2012 г. доход клиник составил более $2 млрд. Показательно, что стоимость услуг одинакова для иностранцев и жителей страны.

госпиталей страны имеют аккредитацию JCI, что в полтора раза больше, чем в Сингапуре. Здесь практикуют уникальные методики, объединившие древние учения Востока с западными методами. Кроме качественных медицинских услуг туристов привлекает возможность отдыха у чистого моря. Таиланд знаменит своими курортами. Например, курорт «Chiva-Som» (Чива Сом) постоянно входит в первую тройку SPA-курортов мира. Здесь туристам предлагают более 120 различных процедур, а также программы по уходу за здоровьем и внешностью. Более половины врачей в Таиланде говорят на хорошем английском и стремятся пройти стажировку в европейских клиниках. Основным инвестором отрасли в Таиланде выступает государство.

Южная Корея занимает верхние строчки в рейтинге среди стран Юго-Восточной Азии. Официально по медицинским визам в Южную Корею въезжают примерно 120 тысяч иностранцев. Однако, многие туристы, прибывшие с другими туристскими целями, уже на месте обращаются к специалистам, проводя те или иные обследования, а в ряде случаев и курсы лечения. Поэтому реальная статистика гораздо больше.

Лечение в Корее известно высокой эффективностью за счет применения корейскими врачами новейших методов лечения и высоких технологий. Поэтому многие операции в корейских клиниках проводятся малоинвазивно.

По сравнению с США и Японией, стоимость медицинских услуг в Корее намного ниже. Так, некоторые хирургические вмешательства в корейских клиниках стоят в 10 раз дешевле, чем в клиниках США. Некоторые из оперативных методов лечения онкологических заболеваний значительно дешевле, чем даже Сингапуре и Таиланде.

Южная Корея имеет быстрорастущий рынок медицинского туризма. По прогнозам Корейской национальной туристской организации в 2015 году медицинский туризм в Южной Корее достигнет 400 тыс. человек в год.

В настоящее время в корейских клиниках лечится в среднем около 10 тысяч россиян в год. В связи с отменой виз ожидается большой рост потока медицинских туристов из России.

Высокие результаты китайских врачей основаны на сбалансированной комбинации методов лечения, которые используют традиционную китайскую медицину и передовые западные медицинские технологии.

Большой популярностью в мире пользуется китайская традиционная медицина. Традиционная медицина Китая одна из самых древних в мире. Она изучает человека, а не только его болезнь.

Высоко ценится традиционная китайская фармакология, которая необычайно богата знаниями.

В последние годы резко возрос поток туристов из России в Китай, преследующих медицинские цели. Туристов привлекает более выгодное соотношение цена - качество. Мощным фактором, привлекающим российских туристов, являются сроки диагностики и лечения. Китайский персонал готов работать круглосуточно и без выходных дней. Отдельные клиники приграничных регионов принимают до 80% россиян. В большинстве клиник имеются в достаточном количестве переводчики. Все большей популярностью начинают пользоваться у россиян курорты и санатории Китая. С ростом популярности у российских туристов медицинского туризма здесь открылось очень большое количество частных клиник. Однако, сжатые сроки, которые так привлекают россиян в лечении в Китае, имеют и обратную сторону. Сегодня лечение в частных клиниках Китая - это лотерея. Слишком велики риски осложнений, которые проявляются не сразу. Китайцы часто используют непроверенные средства, некоторые из которых запрещены на территории России. Но так как поездка может быть единственным шансом на выздоровление люди идут на риск.

Статистика по медицинскому туризму россиян в Китай вообще не ведется. Люди просто выезжают по турпутевке в Китай, а там уже обращаются в медицинские учреждения. Как правило, туристы, выезжающие с целью лечения, совершают путешествие в сопровождении родственников, что соответствует и мировой практике (83% туристов медицинского профиля путешествуют не одни). Медицинские процедуры туристы в приграничных городах Китая сочетают с шоппингом, стараясь компенсировать затраты на турпутевку. Медицинские центры Китая для привлечения клиентов широко используют руководителей туристских групп, выплачивая им комиссионные.

Третий способ поставки медицинских услуг (коммерческое присутствие за рубежом) предусматривает создание больниц, лечебно-диагностических центров и других форм медицинских организаций иностранными операторами, т.е. речь идет о прямых иностранных инвестициях (ПИИ). На сегодняшний день многие развивающиеся страны открыли сферу здравоохранения для привлечения иностранных инвестиций. Приток иностранного капитала способствует развитию инфраструктуры в стране, трансферту высоких технологий и получению ценного опыта работы для местного населения. Среди наиболее открытых стран для прямых иностранных инвестиций в здравоохранение выделяют, в основном, развивающиеся страны (Индия, Индонезия, Непал, Шри-Ланка и Таиланд). К примеру, в Индии за период с 2000 по 2006 гг. в 2 раза увеличился объем прямых иностранных инвестиций в сферу здравоохранения, и было реализовано 90 инвестиционных проектов, среди которых создание 21 госпиталя. География стран, осуществляющих инвестирование в эту страну, весьма широка и охватывает не только азиатский регион (ОАЭ, Малайзия, Сингапур), но и США, и Великобританию. Помимо этого, в Индии весьма успешно функционируют совместные предприятия. Так, например, в Дели усилиями трех стран (Австралия, Канада и Индия) создан сердечный центр, стоимостью 40 млн. долл. Индийские организации здравоохранения также весьма активны в осуществлении ПИИ. Так, например, крупнейшая в азиатском регионе сеть организаций здравоохранения «Apollo» уже учредила несколько больниц странах Азии и Африки. Компания также планирует построить еще около пятнадцати больниц в Малайзии, Непале и Шри-Ланке.

И, наконец, четвертый способ поставки медицинских услуг (физическое присутствие отечественных специалистов за рубежом) предполагает временное пребывание медицинского персонала за рубежом. Однако ГАТС не определяет точное значение «временного» пребывания за границей. Очевидно, что такой способ поставки услуг здравоохранения трудно оценить с точки зрения «временности», ведь иногда медицинское обслуживание достаточно трудоемко и требует различных процедур, растянутых по времени. Нехватка необходимого персонала принимающей страны только удлиняет пребывание иностранного специалиста. Так, например, правительство Китая и Кубы отправляет свои медицинские кадры в страны Африки в рамках краткосрочных оплачиваемых контрактов. Такие перемещения также характерны для специалистов Ганы, которые направляются на Ямайку, а индийский медицинский персонал уезжает на краткосрочное пребывание в страны Ближнего Востока. Следует заметить, что Ближний Восток является важным рынком, принимающим врачей, медсестер, дантистов и другой медицинский персонал из многих развивающихся стран.

Стоит заметить, несмотря на то, что многие страны активно участвуют в международной торговле медицинскими услугами, здравоохранение является одним из наиболее закрытых секторов услуг. В рамках классификатора услуг ГАТС торговля медицинскими услугами затрагивает несколько субсекторов. Во-первых, «профессиональные услуги», среди которых выделяют медицинские и стоматологические услуги, а также услуги акушерок, медсестер, физиотерапевтов и парамедиков. Во-вторых, «услуги связанные со здравоохранением и социальные услуги», где отдельной строкой обозначены больничные услуги и другие услуги здравоохранения.

Если посмотреть на объем обязательств по каждому из четырех субсекторов, имеющих отношение к сфере здравоохранения, то меньше всего ограничений касается медицинских и стоматологических услуг (54 страны открыли для иностранцев данный субсектор), далее следуют больничные услуги (44 страны), а затем услуги акушерок, медсестер, физиотерапевтов и парамедиков (29 стран). США и Япония взяли на себя обязательства только по одному субсектору (больничные услуги и другие услуги здравоохранения); при этом остались определенные ограничения по доступу на рынок и национальному режиму в зависимости от способа поставки медицинской услуги. Канада и вовсе отказалась от обязательств во всех субсекторах, связанных со здравоохранением. Однако существуют и другие примеры, иллюстрирующие высокую степень открытости данного сектора. В основном, это наименее развитые страны (Бурунди, Гамбия, Замбия, Лесото, Малави, Сьерра-Леоне), где предоставляется свободный доступ на рынок как минимум в трех субсекторах услуг.

Либерализация торговли медицинскими услугами может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для стран-импортеров и экспортеров такого рода услуг. Рассмотрим данный тезис на примере третьего способа поставки услуг (коммерческое присутствие за рубежом).

Безусловно развивающиеся страны получают весомые преимущества, допуская на внутренний рынок иностранных провайдеров. Помимо доступа населения к качественным медицинским услугам, страна-реципиент получает возможность трудоустройства местных специалистов, использования передовых технологий в здравоохранении, развитие инфраструктуры и т.д.

Другой отрицательной чертой, проистекающей из функционирования частного, в том числе иностранного медицинского сектора, является так называемое «кремовое скольжение», которое можно проиллюстрировать на примере Таиланда. В этой стране наблюдался отток поставщиков медицинских услуг из общественного сектора здравоохранения в частный, где благодаря появлению совместных больниц с иностранными компаниями, этот сегмент стал более перспективным. Это привело к общему ухудшению эффективности системы здравоохранения, поскольку имелась нехватка персонала в общественном секторе, и люди были вынуждены длительное время ожидать нужные операции и даже визит к специалистам. Был нарушен принцип, на котором базируется большинство систем здравоохранения: здоровый платит за больного, богатый за бедного. Т.е., те, кто нуждается в медицинской помощи в меньшей степени, но могут платить большие деньги, имеют более широкий доступ к организациям здравоохранения, в то время, как особо нуждающиеся пенсионеры и малоимущее население сталкивается с нехваткой необходимых специалистов и очередями на госпитализацию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


С развитием научно-технического прогресса, межгосударственных хозяйственных взаимоотношений, произошла значительная коммерциализация сектора услуг, финансирование которых до этого времени осуществлялось исключительно за счет бюджетного финансирования.

На сегодняшний день на рынке существует достаточно много видов услуг, сохраняется общая тенденция перехода всех типов услуг на рыночные основы и, соответственно, снижение доли услуг нерыночного характера.

На сегодняшний день международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами, и характеризуется высокой степенью концентрации, но за первое десятилетие XXI века наблюдалась тенденция к снижению доли развитых стран в международной торговли услугами.

Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз.

Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т. д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%.

Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

Проведенный в работе анализ мирового рынка образовательных услуг, позволил выявить его динамичное развитие, которое возможно при условии взаимодействия государства, вузов и бизнеса. Многие вузы становятся на инновационный путь развития; постоянно совершенствуют методики преподавания, развивают НИОКР, другие структурные подразделения для повышения их конкурентоспособности в глобальной экономике.

Выгоды от образования достаются всем участникам процесса: как самим студентам, бизнесу, так и стране. Инвестиции в образование обеспечивают достижение конкурентоспособности страны и повышение уровня занятости граждан. Они снижают затраты на поддержание незанятого в производстве населения и социальную напряженность в обществе.

Анализ развития мирового рынка медицинских услуг показал, что либерализация торговли медицинскими услугами может принести развивающимся странам, как дополнительную выгоду, так и новые проблемы. С одной стороны, это является мощным импульсом для дальнейшего развития мирового рынка медицинских услуг и доступа населения к качественным услугам здравоохранения. А с другой стороны, в условиях неразвитости национальных систем здравоохранения большинства развивающихся стран, открытие границ для свободной торговли медицинскими услугами может повлечь за собой стагнацию национальной системы здравоохранения и усиление неравенства в получении медицинских услуг.

В заключение можно сказать, что для получения выигрыша в условиях все более глобализирующейся и взаимозависимой мировой экономики страны должны наращивать свой потенциал предложения конкурентоспособных услуг. При благоприятных условиях достижению такого результата могут помочь прямые иностранные инвестиции. Их самый важный вклад заключается в предоставлении капитала, навыков и технологии, в которых нуждаются страны для создания конкурентоспособных отраслей услуг. И это касается не только новых услуг, предоставляемых с использованием IT, но и таких традиционных отраслей, как инфраструктура и туризм.

Кроме того, учитывая рост внешнеторговой мобильности услуг, прямые иностранные инвестиции способны помочь развивающимся странам в подключении к глобальным цепям создания стоимости в сфере услуг. Такие цепочки включают международные сети производства услуг, которые обретают все более важное значение для получения доступа на международные рынки.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Генеральное Соглашение по тарифам и торговле / Всемирная Торговая Организация (ГАТС/ВТО). Сборник документов и рабочих материалов. - М.: ВНИКИ, 1996.

.        Абрамов В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие / В.Л. Абрамов. - М.: Дашков и К, 2008. - 312 c.

.        Баширов, М.А. История формирования международно-правового регулирования финансовых услуг в переговорах ГАТТ/ВТО / М.А. Баширов // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 12. - С. 148-151.

.        Буров А.С. Конъюктура мировых рынков товаров и услуг: учебное пособие для вузов / А.С. Буров. - М.: Изд. «Экзамен», 2011. - 156 с.

.        Балаева О.Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития / О.Н. Балаева // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 3. - С. 23-28.

.        Власова Н.Ю., Фечина А.О. Этапы становления мирового рынка медицинских услуг // Управленец, 2012. № 7-8. - С. 64-69.

.        Ивасенко А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013. - 640 c.

.        Каримова Д.Ю. Тенденции развития медицинского туризма // Туризм: право и экономика, 2012. № 2. - С. 15 - 18.

.        Кудров В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 399 c.

.        Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 c.

.        Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг, 2012. - № 12. - С. 33 - 48.

.        Постникова, Е.В. Понятие услуги в праве Всемирной торговой организации и Европейского Союза: сравнительная характеристика / Е.В. Постникова // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 8. - С. 89-93.

.        Покровская, В.В. Характер современного развития мировой торговли и участие в ней России / В.В. Покровская // Международная экономика. - 2010. - № 10. - С. 5-16.

.        Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб./Росстат - M., 2012. - 1080 с.

.        Селезнев В.Д. Медицинский туризм и его развитие в современных условиях // Вестник Национальной академии туризма, 2012. - № 4 (24). С. - 21-23.

.        Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер - 2-е изд., пер. с англ. под ред. В.В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2012. - 332 с.

.        Шкваря Л.В. Мировая экономика. Схемы и таблицы: Учебное пособие для студентов вузов / Л.В. Шкваря. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 391 c.

18.    Lasanowski and Verbik, International student mobility: Patterns and Trends//World Education News and Reviews. P. 8

19.    World Trade 2012, Prospects for 2013, Trade to remain subdued in 2013 after sluggish growth in 2012 as European economies continue to struggle, WTO Secretariat Geneva, PRESS/688, 10 April 2013, р. 11

.        WTO and UNCTAD Secretariats, Press release, PRESS/688, Geneva, April 10, 2013, p.23 (Appendix Table 5 «Leading Exporters and Importers in world trade in commercial services, 2012»)

.        WTO Report on G-20 Trade Measures MEASURES1

22.    <http://dx.doi.org/10.1787> Education in Glance 2010. OECD indicators // The DOI System. 2012. Образование в цифрах 2010. ОЭСР показатели

.        http://www.oecd.org/edu/ EAG%202012_e-book_EN_200912. pdf Education in Glance 2012 // Organisation for Economic Cooperation and Development. 2013 Образование в цифрах 2012.

24.    http://statinfo.Biz/data.ASPX?ACT=6492&land=1 Данные <http://statinfo.Biz/data.ASPX?ACT=6492&land=1%20Данные> международной статистики // Международная экономическая статистика. 2011.

.        <http://www.hesa.ac.uk/> Высшее образование Агентство по статистике

26.    http://picsgrid.com/medical-tourism-around-the-world-infographics/ Medical Tourism Around the World Медицинский туризм Вокруг света

Похожие работы на - Формирование и развитие мирового рынка услуг в современных условиях хозяйствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!