Развитие конкуренции в странах мира

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    187,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие конкуренции в странах мира















Курсовая работа

Развитие конкуренции в странах мира

Оглавление

Введение

. Конкуренция: ее сущность и виды

.1 Понятие и условия возникновения конкуренции

.2 Виды конкуренции

.3 Функции конкуренции

.4 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

.5 Регулирование конкуренции государством

. Развитие конкуренции в странах мира

. Конкурентная среда в экономике России

.1 Основные направления современной конкурентной политики в России

.2 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики

.3 Развитие конкуренции на региональном уровне

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Усиление конкуренции во всем мире началось в конце XX-начале XXI. Конкуренция появилась в тех отраслях и даже странах, где совсем недавно она вообще отсутствовала, а там где существовало соперничество, оно стало более ожесточенным.

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.

Конкуренция является движущей силой развития общества и двигателем экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает обслуживание покупателей. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране, что и определяет актуальность данной темы.

Целью работы является на основании научной литературы раскрыть понятие "конкуренция", рассмотреть и охарактеризовать современные формы конкуренции.

Для достижения поставленных целей были рассмотрены задачи:

Рассмотреть понятие термина "конкуренция", виды и ее функции конкуренции;

Охарактеризовать развитие конкуренции в мире;

Рассмотреть конкурентную среду в экономике России.

В первой главе работы рассматривается смысл понятия конкуренции, ее виды и функции, а также значимость конкуренции в рыночной экономике.

Во второй главе данной работы изложены тенденции развития конкуренции в мире.

Третьей главе рассматривается развитие конкуренции в России, региональный аспект, а также антимонопольное законодательство РФ.

1. Конкуренция: ее сущность и виды

.1 Понятие и условия возникновения конкуренции

Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Рыночная конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы.

Конкуренция является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной "соединительной ткани", благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.

Конкуренция - фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее "невидимой рукой".

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить.

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами в развитии экономики.

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные условия возникновения конкуренции:

. Полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

. Полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

. Противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.[9]

.2 Виды конкуренции


По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами.

Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п.

Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

1.3 Функции конкуренции


Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства - индивидуальными и общественными потребностями). В конечном счете, речь здесь идет о создании реального "суверенитета потребителя" взамен все еще сплошь и рядом встречающегося "суверенитета производителя". Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation- размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.

Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

.4 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке.

Рынок - это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка. [7]


К совершенной конкуренции относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Позитивные явления конкуренции:

. снижение издержек;

. быстрое внедрение НТП;

. гибкое приспособление к спросу;

. высокое качество продукции;

. препятствует завышению цен.

Негативные явления конкуренции:

. разорение многих субъектов рыночной экономики;

. анархия и кризис производства;

. чрезмерная эксплуатация ресурсов;

. неблагоприятное влияние на экологию.

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

. в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

.способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

. не может распространяться на производство общественных благ;

. вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

Монополистическая конкуренция - это такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Количество фирм на рынке может достигать 25, 40, 60 и т. д. Сюда относятся рестораны, пекарни, станции техобслуживания, производство зубной пасты, мыла, дезодорантов, стирального порошка, рынок лекарств, лыж, велосипедов и т.д.

Основные черты монополистической конкуренции:

. Как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т. е. является "искателем цены".

. Как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля.

. Здесь отсутствует взаимная зависимость фирм, а тайный сговор практически невозможен.

. Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую (товарную) конкуренцию.

Неценовая конкуренция - главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Олигополия - это тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди и стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, телефонных аппаратов и т.д., т.е. к олигополистическому рынку (как и к монополистически конкурентному) относится множество реально существующих рынков.

Выделяют следующие основные черты олигополии:

. Небольшое число фирм, господствующих на рынке.

. Продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной (производство автомобилей).

. Ограничение доступа на рынок, что делает сложным и даже невозможным выход на рынок новых фирм. К естественным преградам относятся:

эффект масштаба, который может сделать неприбыльным сосуществование многих фирм на рынке (нужны большие финансовые средства), тогда речь идет об естественной олигополии;

патентование и лицензирование технологии производства.

. Каждая фирма своими действиями способна оказывать влияние на рыночную цену. Причем это влияние зависит от взаимодействия фирм. Очень значительно можно влиять на цену при тайном сговоре.

. Всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополист должен предвидеть реакцию конкурента на изменение ценовой стратегии фирмы, учитывая при этом, что соперники также постараются предвидеть его реакцию на свои действия. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость - отличительная черта олигополии.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести лишь кратковременный эффект.

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.

Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности - цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

Монополия - это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

К основным признакам монополии следует относить:

. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

. Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист "ищет" ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют "искателем цены", или "диктующим цену" (price-searcher). Но это не означает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену: например, если монопольный издатель какой-то книги устанавливает цену на нее, равную 1 млн. руб., то просто никто ее не купит и издательство разорится.

. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.

. Существуют ограничения в доступности информации.

Различают несколько видов монополии:

. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.) К естественным монополиям такого типа в России относятся компания "Газпром", Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта и т.д. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль.

. Закрытая монополия. Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии

путем выдачи патентов (так выросли всемирно известные фирмы "Ксерокс", "Полароид", "Джилетт" и др.) и лицензий (например, на право торговли оружием или право на телевещание).

. Открытая монополия. Ими часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, "товаром-пионером". Но с течением времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.

Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них является индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH):

=(X1)2+(X2)2+…+(Xn)2.

где Xn - доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.

Легко понять, что чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. Так, при чистой монополии, когда все сто процентов рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума 10000 (т.к. 1002=10000). Если же в отрасли действует, скажем, более десяти тысяч фирм равного размера (т.е. фактически сложились условия совершенной конкуренции), индекс упадет ниже единицы.

Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда IHH<1000 (в США - при IHH<1400). По формуле Херфиндаля - Хиршмана легко подсчитать, что это условие выполняется, если доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших - 44%, трех - 54%.

Способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки (как доля от цены). Этот способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера - это есть часть правила " большого пальца ":

= P-MC/P.

Значение коэффициента Лернера находится всегда между нулем и единицей, чем он больше, тем большей монопольной властью обладает фирма.

Коэффициент Лернера можно выразить и через коэффициент эластичности спроса по цене, т.е.

= -1/Ed.

т.е., рассчитав эластичность спроса по цене, можно сразу же определить накидку к цене над предельными издержками. [9]

.5 Регулирование конкуренции государством

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы-монополии; создает организации, которые проводят антимонопольную политику и поддерживают предпринимательство (помогают созданию новых фирм, противодействующих монополизации рынков и разрушающих ее).

Антимонопольная политика - государственная деятельность, связанная с формированием условий функционирования субъектов рыночных отношении, направленная на достижение оптимального для данного места и времени сочетания эффективности и конкуренции. Монополия как таковая не может быть признана незаконной, поскольку монопольное положение на рынке может быть завоевано легальным путем на основе повышения производительности труда с использованием нововведений и т.д. В конечном счете конкуренция в современной рыночной экономике и существует только в форме монополистической конкуренции. Антимонопольное регулирование - государственная функция, призванная обеспечить реализацию антимонопольной политики, ее целей.

Антимонопольное регулирование - сложный процесс, управляемый на основе сбора и обработки огромного количества разнообразной информации, ее анализа, построения выводов и прогнозов, принятия решений, обеспечения контроля за их выполнением. Объектом антимонопольного регулирования является противоправная монополистическая деятельность хозяйствующего субъекта. Однако вопрос о том, что следует понимать под противоправной монополистической деятельностью, исходя из каких показателей можно оценивать степень противоправной деятельности, - решается неоднозначно. Как правило

отмечается, что действия монополии будут носить противоправный характер, если она обладает монопольной властью. Такой ответ трудно признать точным,он требует разъяснения и показателей для количественной оценки степени монопольной власти. В экономическом смысле власть на рынке представляет собой возможность в целях извлечения прибыли устанавливать цены выше конкурентного уровня на протяжении длительного времени. Но отклонения от модели рынка совершенной конкуренции закономерны в развитой рыночной экономике, что свидетельствует о том, что огромное число фирм обладает определенной долей власти на рынке. Поэтому при анализе монополизации необходимо установить, какая степень власти на рынке имеет такое значение, что оправдывает наблюдение и контроль за данным предприятием. Однако и измерение монопольной власти нельзя считать достаточным: более существенно исследование ее использования и злоупотреблений.

В качестве показателя монопольной власти в антимонопольной практике используется показатель степени доминирования на рынке. Для его определения используются категории товарного и географического рынка. В российском законодательстве доминирующее положение определяется как "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товаров, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяющих товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам". Наличие на рынке крупной фирмы вовсе не означает, что она занимает доминирующее положение. Фирма удерживает доминирующее положение, если она может действовать на рынке данного товара независимо от конкурентов. Иначе говоря, фирма занимает доминирующее положение, если имеет на рынке "власть". Количественно измерить эту власть трудно. Доля рынка, принадлежащая фирме, служит первым показателем доминирования на рынке. Если фирма имеет относительно малую долю рынка, то она, естественно, не может быть доминирующей.

2. Развитие конкуренции в странах мира

Интерес к проблеме конкурентоспособности в настоящее время, как в мире, так и в России, возник не случайно. Интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике во второй половине 90-х годов, наряду с либерализацией рынков способствовали усилению конкуренции между фирмами, странами и регионами, и необходимость повышения своей конкурентоспособности увидели многие государства. [22]

Экономику США сегодня нельзя замкнуть только в национальные границы, отдельные "агенты американской экономики" действуют во всех уголках мира. Поэтому США не ищет место в рейтинге конкурентоспособности, ведь американская экономика самая большая и богатая в мире. Последние 20 лет она росла стабильно высокими темпами, занятость находилась на уровне, превосходящем соответствующие показатели их основных конкурентов. Треть прироста мирового валового продукта за этот период была произведена в США. Производительность работников, вооружённых достижениями новых технологий, росла самыми высокими темпами среди промышленно развитых стран, что позволяло США успешно конкурировать со странами с низкой оплатой труда из числа развивающихся. Несмотря на все изменения в мировой экономике, Соединённые Штаты уверенно сохраняют мировое лидерство как производитель и экспортёр промышленных товаров.

Экономика США на протяжении многих лет была и пока ещё продолжает оставаться мировым лидером по основным макроэкономическим показателям, а соответственно и по уровню удовлетворения потребностей собственных граждан. В этой связи небезынтересно взглянуть на то, каковы же приоритеты стратегии США по поддержанию и укреплению конкурентоспособности американской экономики. [11]

Лидерство США определяется не только позициями основных кредиторов, но и фундаментальными преимуществами в реальном секторе экономики и прежде всего в уровне развития внутреннего товарного рынка, а также в формах и размерах американских капиталов, накопленных за рубежом.

Основные направления деятельности США по повышению уровня конкуренции:

. Американское правительство уделяет первоочередное внимание наращиванию научно-исследовательского и научно-технического потенциала, способного обеспечить прочный фундамент для дальнейшего развития инновационной экономики.

. Государство постоянно совершенствует созданный им механизм эффективного вложения федеральных ресурсов, а также привлекаемых ресурсов частного сектора в развитие науки и технологий.

. В США значительное внимание уделяется стимулированию фундаментальных исследований. Последовательно наращивая их финансирование, в том числе в области информационных и телекоммуникационных, био- и нанотехнологий, правительство США видит в них чрезвычайно важный потенциал для прорывов сразу на нескольких технологических направлениях, что, в свою очередь, при наличии отлаженного механизма передачи технологий может в короткие сроки преобразить экономику США, способствуя её выходу из любого экономического кризиса. Вопрос лишь в том, смогут ли США и дальше наращивать научно-исследовательский потенциал при резко снижающемся доверии к доллару. [1]

Сегодня лидерство США находится под угрозой. И главная угроза исходит не от тех стран, которые занимают первые позиции в рейтингах, а от таких стран как Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея. Специалистов США особенно настораживает политика Китая и Индии. Китай уже сегодня занимает второе место после Соединённых Штатов по объёмам государственных расходов на науку. В 2006 г. национальные расходы на науку Китая достигли 29,4 млрд. долл., что примерно в 2,5 раза превысило расходы 2000 г. И Китай продолжает их наращивать темпами примерно 20% в год. В стране принята амбициозная программа - довести бюджетные расходы на исследования до 2% ВВП к 2010 г. и до 2,5% - к 2020 г. С некоторым отставанием, но аналогичным курсом движется Индия. Именно в эти страны с высоким уровнем развития научного потенциала устремились американские ТНК, перенося в них свои лаборатории. [11]

Основным фактором, обеспечивающим высокий уровень жизни, Р. Лоренс считает производительность труда. По этому показателю США лидировали на протяжении большей части XX века. Однако к концу века прежде всего Япония и Германия достигли уровня США по производительности, и это стало предметом серьёзных дебатов. Рассматривались различные причины замедления темпов роста производительности и соответственно уровня жизни: от непомерных военных расходов, связанных с реализацией имперских амбиций США и претензий на глобальный центр силы до структурных изменений в экономике вследствие "информатизации" (таких как массовый перевод предприятий обрабатывающей промышленности за рубеж, в страны с дешёвой рабочей силой). Но наиболее приемлемым для американской экономической элиты было признанно объяснение того, как замедлился рост производительности труда в следствие того, что в течение всего послевоенного периода США выполняло функции пионера научно-технического прогресса. Другие же страны лишь копировали нововведения, освоенные в США, что требовало значительно меньше времени и ресурсов. Но в начале XXI века ситуация сильно изменилась, и сегодня по многим направлениям японские и немецкие компании обогнали своих американских конкурентов, и последние вынуждены заимствовать нововведения и выступать в виде догоняющих.

В международных договорах, в законодательстве Российской Федерации и иностранных государств нет единого понятия недобросовестной конкуренции, а значит, и противодействуют ей все страны по-разному. В некоторых государствах, например, США, Канаде, Японии, борьба с недобросовестной конкуренцией ведется в рамках антимонопольного законодательства, так как она рассматривается в качестве одного из элементов монопольной практики. В других государствах, например, в странах ЕС, меры противодействия недобросовестной конкуренцией являются самостоятельной частью правового регулирования, существующей наряду с антимонопольным законодательством. В Нидерландах, Франции и Италии для борьбы с этим явлением используются общие положения гражданского права об ответственности за гражданский деликт. Они рассматривают недобросовестную конкуренцию как неправомерное действие, причиняющее ущерб, подлежащий возмещению согласно общим нормам деликтной практики. Судебные органы этих стран выработали понятие и определение действий, подпадающих под определение недобросовестной конкуренции. [12]

Мировой практический опыт применения антимонопольного законодательства позволил выделить две основные модели антимонопольного регулирования: американскую и европейскую. американская модель ориентирована на достижение идеала совершенной конкуренции, поэтому запрещает монополию как структурную единицу и осуществляет строгий надзор за действиями субъектов, функционирующих на рынках с монополистической структурой. однако данный подход в современных условиях уже признан ограниченным. нельзя не согласится с мнением Л. Туроу, который утверждает, что "если мы хотим строить конкурентную экономику в условиях ее глобализации, необходимо признать, что методы XIX века неприменимы в XXI веке". В США антимонопольная политика ориентирована на регулирование слияний и поглощений фирм, а также на контроль за антиконкурентным поведением фирм на рынках и носит запретительный, ограничивающий характер. Японии также не была навязана американская идеология свободных рынков. Европейская же модель строится на принципе разумности и исходит из того, что современные рынки несовершенны с точки зрения условий конкуренции. олигополистическая модель рынка признается предпочтительной, в том числе в силу развивающихся интеграционных процессов в мировой экономике. Поэтому конкурентная политика в странах западной Европы основана на принципах регулирования и ограничения монополистической деятельности, ведущей к негативным социально-экономическим последствиям для общества, т. е. на реализации концепции "эффективной конкуренции" и по своему характеру, в целом, стимулирующая. [19]

3. Развитие конкуренции в экономике России

конкуренция политика антимонопольный экономика

3.1 Основные направления современной конкурентной политики в России

На современном этапе социально-экономического развития России становится очевидным, что достижение устойчивости экономической системы практически невозможно при нынешнем уровне развития конкурентных рынков в российской экономике, сохраняющейся в различных секторах высокой степени монополизации, доминировании нерыночных принципов хозяйствования, бурном росте теневой экономики, использующей недобросовестные методы конкурентной борьбы и сдерживающей социально-экономическую стабильность в обществе.

Стратегические задачи конкурентной политики в России на современном этапе разработаны правительством РФ в рамках проекта стратегии инновационного развития Россия-2020. Основные задачи: создание создать стимулов и условий для продвижения целого ряда направлений, в том числе развития новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, а так же развивать рыночные институты и конкурентоспособную среду, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.

Задача государства состоит в формировании и поддержании конкурентной среды, создании комфортных условий для развития конкурентных отношений и недопущении развития монополизма как преобладающего типа экономических отношений, способного затормозить развитие цивилизованных форм и добросовестных методов конкуренции и привести к негативным социально-экономическим последствиям. [19]

Создание режима для внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить связанные с политикой препятствия на пути конкуренции и имеющиеся недостатки горизонтальной и вертикальной структуры промышленных предприятий. Необходимо поставить цель создать соревнующиеся между собой рынки путем укрепления политики и реорганизации промышленных предприятий для повышения их конкурентоспособности.

На современном этапе социально-экономического развития России становится очевидным, что достижение устойчивости экономической системы практически невозможно при нынешнем уровне развития конкурентных рынков в российской экономике, сохраняющейся в различных секторах высокой степени монополизации, доминировании нерыночных принципов хозяйствования, бурном росте теневой экономики, использующей недобросовестные методы конкурентной борьбы и сдерживающей социально-экономическую стабильность в обществе. [19]

Среди задач, которые Россия должна решить для повышения производительности, особое место занимает проблема недостаточно развитой институциональной среды, касающаяся как государственных, так и частных институтов. Кроме того, конкуренция и условия спроса не способствуют повышению эффективности товарных рынков до уровня стран ОЭСР и БИК. Более того, финансовые рынки отстают от рынков этих стран по эффективности и надежности.

Низкая эффективность российских рынков в значительной степени обусловлена доминированием небольшого количества фирм и наличием серьезных барьеров для торговли и инвестиций. Вмешательство государства еще больше ограничивает конкуренцию и сдерживает предпринимательскую деятельность. Более того, система налогообложения искажает конкуренцию и препятствует инвестициям. Из-за торговых барьеров, неэффективных таможенных процедур и чрезмерных ограничений на ПИИ (прямые иностранные инвестиции) Россия по-прежнему в основном закрыта для международной конкуренции.

Как можно видеть на рисунке 1 , основные причины низкого рейтинга России связаны с тремя компонентами: качество условий спроса, внутренняя конкуренция и конкуренция на внешнем рынке. Рассмотрим подробнее уровень внутренней и внешней конкуренции, так как на него можно эффективно влиять политическими мерами.

Чрезмерная роль государства в экономике. Несмотря на улучшения в нормативно-правовой сфере, уровень конкуренции в России довольно низкий. В отличие от Китая, Индии или большинства стран ОЭСР на российских рынках обычно доминируют лишь несколько крупных компаний, поэтому конкуренция недостаточно интенсивная, чтобы сыграть позитивную роль в повышении эффективности.

Одна из причин слабой конкуренции на внутренних рынках - преобладающая роль государства в российской экономике. В этом контексте значимы два аспекта: государственные предприятия и прямое вмешательство государства в рыночную экономику. Первые занимают доминирующее положение в экономике и пользуются даже большим покровительством государства, чем в Китае, Индии и Бразилии рисунок 2.

Административные барьеры, ограничивающие предпринимательство. Предпринимательская деятельность в России менее развита, чем в других странах. В экономиках с эффективными рынками ежегодно появляется и исчезает от 5 до 20% компаний, а в России - лишь 5%. В качестве одной из причин часто упоминают административные барьеры - действительно, процесс учреждения коммерческого предприятия в России длится 30 дней, при этом необходимо пройти девять процедур.

Влияние налогообложения и чрезмерное налоговое бремя. Система налогообложения, искажающая конкуренцию, и чрезмерная налоговая нагрузка также могут в значительной мере ограничивать конкуренцию в стране, поскольку искажают стимулы для инвестиций и развития компаний. В России довольно высокое бремя корпоративного налогообложения: этот показатель, по данным Всемирного банка, достигает 48%, что значительно выше, чем в большинстве стран ЕС. Однако более существенно, что налоги серьезно ограничивают мотивацию к работе и инвестированию (Россия занимает 97-е место по соответствующему индикатору). Кроме того, налоги и субсидии сильно искажают конкуренцию.

Торговые барьеры, неэффективные таможенные процедуры и ограничения на ПИИ. Помимо конкуренции на внутреннем рынке, для повышения производительности в стране важна конкуренция со стороны иностранных компаний, поскольку она вынуждает предприятия соперничать с высокоэффективными мировыми лидерами в своей отрасли. Два наиболее важных канала реализации такого взаимодействия: торговля и приток ПИИ в экономику. Россия занимает 135-е место в соответствующей итоговой категории ИГК, что отражает высокие барьеры для торговли и инвестиций. Действительно, импортные тарифы одни из самых высоких в мире (11,5%), практически нет различий для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных товаров. В целом, российское бизнес-сообщество оценивает торговые барьеры как высокие, в частности, из-за нетарифных мер, по уровню которых страна находится на 96-м месте из 125 (по данным Доклада о вовлеченности стран в международную торговлю за 2010 г.). Кроме того, торговлю ограничивают усложненные процедуры таможенного оформления, которые относятся к числу наиболее обременительных в мире. [13]

Предложения по повышению уровня конкуренции России:

. Содействовать созданию консорциумов университетов и предприятий для коммерциализации НИОКР посредством механизма согласования долевых субсидий с роялти. Консорциумы, стимулируемые с помощью долевых субсидий, должны стать одним из ключевых механизмов реализации для стимулирования партнерств между государственным и частным секторами, университетами, лабораториями и бизнесом (научно-исследовательскими учреждениями и исследователями-пользователями) и различными отраслями промышленности. Долевые субсидии поощряют распределение рисков государственным и частным и ориентируют процесс выбора на поддержку программ НИОКР, которые с наибольшей вероятностью способны обеспечить инновации, которые можно будет коммерциализировать.

. Поощрять использование частных венчурных фондов.

Программа венчурного капитала, призванная содействовать новаторству, скорее всего принесет максимальный результат в том случае, когда программа субсидирования обеспечивает очень важное финансирование НИОКР на начальных этапах разработки технологий, а впоследствии поддержка осуществляется частными венчурными фондами. Инициатива правительства России по созданию венчурных фондов со 100-процентным государственным участием вызывает некоторую настороженность. Во всем мире в наиболее успешных случаях власти, как правило, формировали индустрию венчурных капиталов посредством инвестиций в частные фонды. При таких государственно-частных партнерствах правительство несколько снижает риски, присущие новым проектам технологической ориентации, а венчурный капиталист предоставляет коммерческие и управленческие знания и опыт.

. Повышения квалификации работников. Несмотря на то, что российская рабочая сила является высокообразованной по международным меркам, она не обладает навыками, необходимыми для того, чтобы российские предприятия могли успешно конкурировать на мировом рынке. Этот дефицит можно восполнить посредством эффективной комбинации обучения без отрыва от производства и профессиональной подготовки. От этих навыков во многом будет зависеть то, извлекут ли российские предприятия выгоду из более активного новаторства и внедрения технологий.

В 2001 году Россия имела одну из наиболее высокообразованных рабочих сил в мире. Средний российский гражданин (в возрасте не моложе 25 лет) посвящает образованию 10,5 лет своей жизни - это один из самых высоких показателей в мире, превышающий аналогичные показатели не только Бразилии, Индии, Китая, ЮАР и других переходных стран, но даже Германии, Японии и Великобритании. Россия также занимает одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (более 50%), опережая по этому показателю Канаду и более чем в два раза - другие постсоциалистические страны. Однако, несмотря на столь значительные достижения в области образования, Россия сталкивается с проблемами низкого качества образования, среди которых - недофинансирование, ухудшение ситуации в сфере среднего образования и отсутствие эффективного профессионального обучения.

Более трети всех руководителей сообщили о снижении уровня профессиональной подготовки их подчиненных в период с 1996 по 2005 годы. Возможно, это снижение связано с низким качеством подготовки недавно нанятых работников (а не уходом с предприятий высококвалифицированных сотрудников). Почти половина предприятий взяла на работу работников с более низким уровнем профессиональной подготовки, в то время как лишь 10% компаний повысили качество своей рабочей силы, наняв более высококвалифицированных сотрудников.

. Создать для работодателей стимулы к инвестированию в обучение без отрыва от производства.

Доля сотрудников российских предприятий, которые проходят подготовку без отрыва от производства, является одной из самых низких среди стран, по которым имеются данные. Чтобы решить проблему недоинвестирования в обучение без отрыва от производства, российское правительство должно рассмотреть возможность проведения политики в области обучения, ориентированной на работодателей.

. Финансирование профессионального обучения из поступлений от уплаты налогов на фонд заработной платы. Зарубежный опыт показывает, что: (а) работодатели должны активно участвовать в управлении поступлениями от уплаты налогов для финансирования профессионального обучения; (б) необходимо разработать политику, направленную на повышение конкуренции в сфере образования между всеми поставщиками образовательных услуг, как государственными, так и частными, включая работодателей; и (с) поступления от уплаты налогов для финансирования профессионального обучения должны использоваться исключительно для финансирования профессионального обучения, а не для достижения других государственных целей.

. Улучшение инвестиционного климата. В последние годы инвестиционный климат в России значительно улучшился, однако он по-прежнему характеризуется значительной нестабильностью, а также тенденцией к "наказанию" наиболее динамичных и новаторских предприятий. Обе эти проблемы можно решить путем стимулирования создания более конкурентной и открытой деловой среды. В частности, открытые деловые ассоциации могут снизить инвестиционные барьеры для конкурентоспособных предприятий. Также можно было бы поощрять их участие в процессе выработки политики.

. Приватизировать земли, находящиеся в муниципальной собственности. Несмотря на то, что во многих регионах и муниципалитетах созданы механизмы для приватизации недвижимого имущества, эти механизмы не являются ни прозрачными, ни честными. Регионы, власти которых поспешили принять законы о приватизации земли до принятия федерального законодательства (Земельного кодекса), стали лидерами в области земельной реформы. Другими словами, хотя с принятием Земельного кодекса, видимо, была уточнена база для земельных сделок, это не послужило достаточным стимулом для менее активных регионов к началу приватизации земель и земельной реформы. Более трети предприятий, пытающихся приобрести в собственность помещения, вынуждены тратить на эту процедуру более полугода, а примерно 90% предприятий, пытающихся приобрести в собственность землю, так и не смогли завершить все формальности в течение полугода. Во многом эти проблемы вызваны отсутствием конкуренции на рынках недвижимого имущества. Приватизация земли, в конечном счете, потребует более широкого использования аукционов и тендеров по продаже свободных земельных участков вместо произвольных и непрозрачных административных процедур и повышения прозрачности этих процедур, а также снижения стоимости приватизации земли, особенно земельных участков под уже приватизированными зданиями.

. Улучшить распределение и защиту прав интеллектуальной собственности. Режим охраны прав интеллектуальной собственности (ПИС) в России по-прежнему имеет два основных слабых места. Во-первых, остается неясным порядок присвоения ПИС. Не прекращаются споры по вопросу о том, кому должны принадлежать ПИС - изобретателю, его работодателю (государственному или частному научно-исследовательскому институту или предприятию) либо государству, которое могло оплатить расходы на НИОКР. Эта неопределенность затрудняет сотрудничество между частными предприятиями и государственными учреждениями, сдерживает передачу технологий, препятствует превращению отпочковавшихся компаний в независимые и растущие предприятия и создает потенциальные конфликты интересов для самих учреждений. Во-вторых, зарегистрированные ПИС слабо защищаются вследствие неспособности или нежелания органов государственной власти бороться с производителями и импортерами пиратской продукции и преследовать нарушителей по закону; это вызывает особую озабоченность у иностранных инвесторов и экспортеров, сталкивающихся с проблемами пиратства в сфере авторских прав и нарушения патентов со стороны российских производителей и импортеров.

Необходимо более детально проработать вопрос распределения ПИС между изобретателями, научно-исследовательскими организациями и государством. Гражданский кодекс в его нынешнем варианте позволяет научно-исследовательским организациям становиться владельцами ПИС на технологии, разработанные на государственные средства, "при условии, что контракты на закупки не устанавливают иных условий". Научно-исследовательские и деловые круги справедливо обеспокоены тем, что эта расплывчатая формулировка позволяет органам государственной власти продолжать использовать свое право собственности на последующие ПИС и препятствует более тесному сотрудничеству между новаторами и предприятиями.

. Поддержать открытые деловые ассоциации как инструмент укрепления консультативной базы для регулятивных решений.

Анализ показал, что некоторые предприятия, имеющие необходимые связи, пользуются привилегиями и другими льготами. Эти находящиеся в фаворе компании, как правило, получают налоговые льготы, инвестиционные кредиты, прямые субсидии, гарантированные займы, доступ к государственной собственности и возможность создания специальных экономических зон на территории конкретных предприятий.

При этом предприятия, испытывающие конкурентное давление и являющиеся членами деловых ассоциаций, оказываются более защищенными от препятствий, связанных с инвестиционным климатом. Российские предприятия, входящие в состав деловых ассоциаций, сообщают, что одной из наиболее ценных услуг, оказываемых деловыми ассоциациями, является предоставление информации о нормативных актах, стандартах, аккредитации и рынках. Кроме того, предприятия, сталкивающиеся с наиболее высоким конкурентным давлением и одновременно являющиеся членами деловых ассоциаций, также менее склонны иметь лишнюю рабочую силу, платить взятки для получения государственных контрактов и считать нормативные акты непредсказуемыми, чем их коллеги, не входящие в деловые ассоциации. Таким образом, члены деловых ассоциаций сильны своим числом: посредством коллективных действий новаторские предприятия способны преодолевать эти ограничения, связанные с инвестиционным климатом.

Своевременное информирование участников рынка о новых и готовящихся изменениях в нормативно-правовой базе может повысить качество и стабильность регулирования. Участие деловых ассоциаций, представляющих малые и средние предприятия, следует активно поощрять, и правительство должно активизировать свои усилия по разработке адекватных механизмов для проведения открытых консультаций с предпринимателями и бизнесменами, которые в силу естественных причин выступают за конкурентный и открытый рынок, и для заблаговременного информирования участников рынка о нововведениях. Прозрачность и предсказуемость государственного регулирования особенно важны не только для потенциальных иностранных инвесторов, но и для мелких отечественных инвесторов. [16]

Начавшийся в 1992 г. переход России к рыночной экономике, процессы акционирования и приватизации выдвинули на первый план вопросы, касающиеся формирования системы государственного (экономического) регулирования отраслей промышленности, включающих виды хозяйственной деятельности с признаками естественных монополий, где возможности для развития конкуренции объективно ограничены. К таким отраслям в первую очередь относятся электроэнергетика, газовая промышленность и железнодорожный транспорт.

Отсутствие законодательной и нормативной базы, опыта и традиций экономического регулирования в России, большие размеры и слабая "прозрачность" отраслевых хозяйственных структур в этих отраслях объективно затрудняли быстрое создание соответствующей системы государственного регулирования.

В итоге результаты пятилетних усилий по реформированию электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта, полученные к началу 1997 г., были достаточно скромными с точки зрения полной адаптации отраслей и отдельных предприятий к работе в условиях рыночной экономики, развития конкуренции и установления эффективного государственного контроля в естественно-монопольных сферах деятельности.

Более того, за эти годы произошло заметное снижение экономической эффективности функционирования этих отраслей, ухудшились технологические и экономические показатели работы при относительном росте тарифов и цен на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки по сравнению с общим уровнем цен в экономике. Из-за недостатка или низкой эффективности использования инвестиций резко сократились приросты производственных мощностей.

В значительной мере медленное продвижение реформ в отраслях естественных монополий было связано с неблагоприятной политической и экономической обстановкой в стране, отсутствием в обществе организованных экономических интересов, поддерживающих изменения, отсутствие опыта работы в условиях рыночных отношений и др.

Для сохранения государственного контроля над отраслью государство закрепило за собой контрольный пакет обыкновенных акций РАО (51%) сроком на 3 года (в 1996 г. этот срок был продлен еще на 3 года). В число представителей государства в совете директоров РАО "ЕЭС России" входил Президент РАО "ЕЭС России", а почти все представители субъектов РФ и акционеров в этом органе управления являлись одновременно генеральными директорами АО-энерго. В результате государство, являющееся самым крупным владельцем акций РАО "ЕЭС России", практически полностью потеряло возможности осуществлять внутренний акционерный контроль за работой аппарата управления этого акционерного общества. Реструктуризация газовой промышленности России, в отличие от электроэнергетики, не привела к серьезным структурным преобразованиям. В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в Государственный газовый концерн "Газпром". 5 ноября 1992 года был подписан указ Президента РФ "О преобразовании ГГК "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром". РАО "Газпром" поддерживало и способствовало развитию многих отечественных промышленных предприятий. Он гарантировал заказы на поставку материально-технических ресурсов, а также вкладывал огромные средства на создание нового оборудования и техники. Сотрудничество с предприятиями "Газпром" ведёт, учитывая, прежде всего, социальные и экономические интересы общества конкретного региона в целом. РАО "Газпром" заключило соглашения о сотрудничестве с 31 регионом и субъектами Российской Федерации. 5 ноября 1992 года государственный концерн "Газпром" преобразован в РАО "Газпром".

На долю ОАО "Газпрома" приходится около 25% поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" является одним из крупнейших кредиторов в России. Ему принадлежит около 30% европейского газового рынка. Он включает в себя 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий. "Газпром" - это пример естественной монополии в России, он является крупнейшим экспортёром. Создание конкурентного рынка газа в России в настоящее время практически невозможно. Это может произойти лишь в том случае, если все месторождения на севере Западной Сибири будут исчерпаны. Тогда менее выгодные месторождения станут более востребованными. [4]

Особой отличительной чертой России от стран с развитой экономикой является то, что значительная часть ограничений конкуренции возникает со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому в число защитных мер конкуренции недавно были включены также создание и реализация антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной службе.[2]

.2 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №3311 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, цель которого - защита конкуренции. [14]

"Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок-2010).Основным законодательным актом, формирующим конкурентную среду и механизм российского антимонопольного регулирования, стал введенный в действие 26 июля 2006 г. Федеральный закон "О защите конкуренции". [20]

Федеральный закон "О защите конкуренции" содержит оценочные и неопределенные понятия, такие как добропорядочность, разумность, справедливость, допустимость, следуя общеевропейской практике, традициям и обычаям делового оборота. Эти понятия относятся к нормам морали и нравственности, поэтому не могут быть достаточно точно отражены в нормативном акте. Закон не может определить критерии требований, представляющих собой нормы этики в бизнесе, но это может сделать суд, рассматривая конкретный спор и давая оценку поведения участников с точки зрения добросовестности, разумности и справедливости в наиболее типичных ситуациях.

Особенностью экономического развития России является все еще продолжающееся воспроизводство неравных условий конкуренции на российских рынках, что проявляется в первую очередь через сохранение неравных условий входа на рынки или через неравное участие в приобретении прав собственности на товары и услуги. Задачей экономической политики на современном этапе развития рыночных отношений является нейтрализация подобных неравенств, доставшихся российской экономике от административного прошлого либо созданных стратегическими усилиями фирм на основе прошлого неравного наследства.

В нашей стране формы недобросовестной конкуренции установлены Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции". Это такие действия, как:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

К числу основных источников неэффективности антимонопольной службы относятся:

тенденция к использованию антимонопольного законодательства для решения политических (а нередко - популистских) задач. Особенно ярко это проявилось в возбуждении летом 2010 г. многочисленных дел против продавцов, повышающих цены на продукты питания;

стремление видеть в антимонопольном законодательстве метод не содействия конкуренции, а прямого регулирования цен (пусть и в "мягкой" форме). Можно выделить три проявления этой тенденции: во-первых, уровень цен становится критерием оценки деятельности ФАС; во-вторых, все чаще применяется запрет на монопольно высокую, то есть "слишком высокую", цену; в-третьих, при согласовании слияний нередко выдают предписания о максимальных темпах повышения цен или, по крайней мере, об обязанности информировать антимонопольный орган в случае превышения их заданного уровня;

регресс в части снижения тяжести наказания. Ослабление санкций смягчает угрозу для потенциальных нарушителей, следовательно, и стимулы воздерживаться от нарушения антимонопольного законодательства. Именно так выглядят установление фиксированных штрафов на отдельных рынках (например, за нарушение закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации") и предложенное в рамках "третьего антимонопольного пакета" введение фиксированных штрафов за нарушения, не предполагающие ограничения конкуренции. Тем самым антимонопольная политика отходит от практики применения чувствительных оборотных штрафов за действия, которые должны признаваться нелегальными, и начинает использовать малочувствительные санкции за действия, которые в принципе не должны выступать объектом применения антимонопольного законодательства;

на фоне ужесточения санкций очевидны риски несправедливого обвинения продавцов в ограничении конкуренции. Эти риски вызваны как не всегда высокими стандартами доказательства в делах о нарушении антимонопольного законодательства, так и содержанием отдельных норм. [23]

Объективная необходимость государственного регулирования российской экономики определяется не только насущными потребностями в дальнейшем реформировании таковой, но и общей несостоятельностью рынка в разрешении всех проблем обеспечения ее роста. Это обстоятельство, в частности, может проявляться в виде дисбаланса экономического равновесия на макроуровне, которое способствует повышению степени концентрации производства и в конечном итоге приводит к формированию монополистического рынка. Двигательный механизм последнего обусловливает появление ряда отрицательных процессов, таких как ценовая дискриминация и т.п. [6]

.3 Развитие конкуренции на региональном уровне

Как показывает практика, экономика страны конкурентоспособна, если устойчиво и динамично развиваются ее регионы. Поэтому роль региона как места базирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов значительно усиливается. В этом контексте Российская Федерация представляет собой уникальное явление. Специалисты отмечают, что природно-географические, демографические, социально-экономические особенности регионов России, ее федеративное устройство определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении развития экономики страны и укрепления российской государственности. Потенциал любого государства в большей степени определяется конкурентоспособностью его производителей. Принципы обеспечения конкурентоспособности заложены в основу процесса развития региона. Развитие страны зависит от конкурентного преимущества территории. Обеспечение условий для высокоразвитого и активно развивающегося рынка, создание конкурентоспособности - главный из национальных и региональных приоритетов государственной политики.

Региональная конкурентоспособность - понятие экономической теории среднего и макроуровней. Следовательно, чтобы стать конкурентоспособным, региону нужно достичь определенного уровня экономического развития.

Кроме того, уже в течение десятилетия мы говорим о том, что главной тенденцией развития мировой экономики является глобализация. Процесс присоединения России к ВТО, такой продолжительный во времени и такой ожидаемый сейчас, безусловно, обострит проблемы конкуренции и конкурентоспособности не только на уровне страны, но и на уровне регионов и конкретных фирм. Глобализационные процессы активизируют выход на мировой рынок регионов как самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Конкурентные преимущества регионов создаются на принципиально новых общественно-экономических формах и новой технологической основе - использование нанотехнологий, ресурсосбережение, экологически чистые производства и т.д.

Проблема России сегодня в том, что несмотря на посильное "вливание" национальной экономики в текущие мировые процессы, страна не смогла преодолеть деструктивную динамику в секторе национального производства. Как при советской экономик был низкий уровень конкурентной среды (что касается, прежде всего, товаров народного потребления), так и современная российская экономика пока лишь делает первые робкие шаги в этом направлении. Приток иностранных инвестиций, на который возлагаются большие надежды, рост российского экспорта и изменение его качества начнутся только при условии успешной конкуренции страны на мировых рынках.

Региональная закрытость мешает экономике, а поэтому в ходе глобализации мы наблюдаем усиление миграции как труда, так и капитала. Причем капиталы, топ-менеджмент и рабочая сила перемещаются в тот регион, где условия для развития бизнеса более благо-приятны и либеральны. Такая "глобальная миграция" весьма позитивна: появляются новые производства, новые рабочие места, удешевляется производство товаров, в бюджет поступают налоги.

Если же региональные рынки закрыты, то ситуация абсолютно противоположна. И чем больше таких регионов, тем больше нагрузка на госбюджет, инфляция и безработица. [10]

Конкуренция регионов - это конкуренция моделей развития. Каждый регион должен сам определить, точкой роста в какой сфере он себя считает, вложить собственный смысл в понятия "новая экономика" и "инновации". Конкурируя, регионы решают две связанные, но во многом противоречащие друг другу задачи: обеспечение экономического роста и повышение качества жизни населения. Но для повышения качества жизни приходится увеличивать заработные платы и издержки на социальную помощь населению, что приводит к росту стоимости рабочей силы, а это снижает привлекательность региона для бизнеса. Выхода здесь два. Первый - конкурировать за более квалифицированную, а следовательно, высокооплачиваемую рабочую силу. Нужны не только и не только "отверточные" производства - в этом России никогда не обыграть Китай; необходима новая экономика. И здесь федеральный центр делает определенные шаги, подталкивая регионы к инновационному развитию. Второй выход, зависящий исключительно от государства, - научиться выигрывать конкуренцию в эффективности использования бюджетных средств, предназначенных для обеспечения качества жизни. То есть обеспечивать более высокое качество жизни и при этом снижать государственные расходы.

Хотим мы того или нет, но конкурентная борьба регионов России за население и бизнес будет год от года усиливаться. При этом конкурировать им придется не только между собой, но и с регионами других, прежде всего европейских стран. Сегодня можно идти двумя путями: создавая правила игры для конкуренции между регионами либо оберегая регионы от конкуренции, то есть, директивно управляя ими из федерального центра. В первом случае регионам придется принимать самостоятельные решения о своих стратегических целях, во втором - цели будут "спускаться" из центра. Возможно и то, и другое. [21]

В современных условиях конкурентоспособность экономики все в большей степени зависит от ее способности осваивать и внедрять передовые технологии, технику, управленческие инновации, генерировать знания и превращать их в капитал.

Российская экономика, между тем, на протяжении всех последних лет развивалась в основном, благодаря использованию природных минерально-сырьевых ресурсов. Но достижение стабильного функционирования экономики в долгосрочной перспективе и повышение ее конкурентной мощи требуют создания структуры хозяйства, основанного на наукоемких отраслях, широкого внедрения инноваций во все сферы жизни общества. в настоящее время в РФ при общих низких затратах на инновации, около половины из них направляются на приобретение машин и оборудования, нередко устаревших морально и физически. Лишь 0,5% от затрат на инновации приходится на такие важные направления, как приобретение прав на интеллектуальную собственность, патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели вместе взятые. Только 7,7% инновационных средств расходуется на приобретение новых технологий.

По данным ООН, доля России в мировом товарообороте научно-технической продукции не превышает 0,5% (для сравнения у Китая - 6%) и она ежеквартально уменьшается на 0,009%. Результатом снижения инновационной активности российских предприятий является падение уровня конкуренции национальной экономики на достаточно коротком историческом отрезке 1990-2010 гг. отставание технологического уровня российской экономики от уровня развитых стран обусловлено не только значительным объемом устаревших производственных фондов (средний возраст оборудования составляет 18-20 лет), но и недостаточным финансированием российского инновационного сектора. Большая часть финансирования технологических инноваций в настоящее время осуществляется за счет собственных средств предприятий (более 80%, по данным института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ), остальное финансируется за счет государства (2-3%) и прочих источников.

Согласно гипотезе ряда ученых, регионы имеют два источника конкурентных преимуществ: эксплуатация ресурсного потенциала территории и факторов производства, а также использование инновационного фактора в виде присвоения монопольной ренты от инновационной (интеллектуальной) деятельности. Это обусловлено тем, что Россия относится к типу стран со смешанной структурой конкурентных преимуществ. Поэтому при разработке и осуществлении инновационной стратегии необходимо предусмотреть разумное сочетание использования инновационно-технологических и ресурсно-факторных конкурентных преимуществ.

При анализе факторов конкурентной среды экономики в первую очередь специалисты обращают внимание на "наукоемкость" основных отраслей национальной промышленности. все экономические системы макро- мезо- и микроуровня с точки зрения наукоемкости разбиваются на три группы: не наукоемкие (доля расходов на исследования и разработки в совокупном объеме выпуска ме-нее 3,5%), средней наукоемкости (тот же параметр от 3,5 до 8,5%) и высоконаукоемкие (более 8,5%).

Наукоемкие отрасли промышленности, производящие продукцию конечного потребления, являются, наряду с государством, основными заказчиками результатов научных исследований и инвесторами наукоемких разработок, то есть они формируют как рынок сбыта научно-инновационной продукции, так и финансовую базу отрасли "Наука и научное обслуживание". Поэтому наличие в структуре промышленного производства отраслей высоких технологий является одним из основных условий инновационной активности в конкурентной среде, которая связана с формированием рынка научных исследований и разработок, развитием малого наукоемкого бизнеса. В странах-лидерах рейтинга международной конкурентоспособности доля затрат на исследования и разработки в ВВП составляет (2,37±0,70)%. высокие уровни данного индикатора демонстрируют: Япония - 3,04%, Финляндия - 3,19%, Швеция - 3,8%. Такие страны, как США, Германия и Франция имеют средние значения расходов на исследования и разработки - 2,64%, 2,44% и 2,17% соответственно, минимальные значения имеют Австралия (1,7%), Канада (1,66%) и Норвегия (1,49%), то есть страны со значительной составляющей доходов от эксплуатации природных ресурсов и продуктов их переработки в структуре ВВП. Для России оптимальным значением этого показателя с учетом необходимости поддержания обороноспособности страны эксперты считают значение 2-2,4%. [3]

Одним из путей формирования конкурентной мощи для российских регионов является выработка и реализация способов применения накопленного в предыдущие годы производственного, ресурсного, инфраструктурного потенциалов с помощью менеджмента знаний и креативного менеджмента. Осуществление данных направлений в региональном управлении позволит организовать выработку, накопление и использование знаний с целью получения конкурентных преимуществ и будет способствовать максимальному раскрытию творческих способностей людей для создания конкурентоспособных идей в различных областях человеческой деятельности.

Немаловажным путем повышения конкурентоспособности региона является укрепление конкурентного иммунитета территории. Конкурентный иммунитет территории - это ее способность в настоящем и особенно в будущем успешно вести конкурентную борьбу с другими регионами и городами за инвестиции, бизнес, за людей (в т.ч. квалифицированные кадры) и т.д. в целях достижения устойчивого экономического роста, создания и сохранения оптимальных производственных, коммерческих и социальных связей, а также последовательного повышения уровня и качества жизни населения.

Если уровень конкурентоспособности территории фиксирует положение вещей, сложившееся на определенный момент времени, то формирование конкурентного иммунитета предполагает анализ конкурентных позиций в динамике с экстраполяцией в будущее. То есть фиксирование не только уже имеющихся конкурентных преимуществ, но и 1) сформированных предпосылок для их поддержания и более эффективного использования в будущем, 2) способности территории в дальнейшем выявлять и/или формировать новые высоко конкурентные характеристики, 3) имеющихся механизмов и инструментов обеспечения экономической безопасности. Возрастающий интерес к проблемам конкурентного иммунитета территории связан с тем, что в современном рыночном экономическом пространстве отдельные регионы и города подобно бизнес-структурам позиционируются как ограниченно суверенные экономические субъекты. Территории сегодня должны становиться экономически состоятельными, способными к самореализации, обладающими устойчивым конкурентным иммунитетом.

Функционирование территории как самостоятельного агента экономического взаимодействия и субъекта конкурентного противостояния базируется на ряде политико-экономических предпосылок. Во-первых, территория выступает в качестве обладателя крупной собственности, которая является материальной основой территориальной самостоятельности; во-вторых, налицо сформировавшийся обособленный территориальный экономический интерес; в-третьих, территории в настоящее время имеют сложившуюся систему институтов, обеспечивающих возможности функционирования территорий как самостоятельных экономических единиц.

Основой формирования конкурентного иммунитета территории выступают ее активы. Территория может быть представлена в качестве особой совокупности разнообразных элементов, которые, будучи вовлечены в процесс производства и воспроизводства, могут приносить доход, т.е. играть роль капитала или активов, материальных или нематериальных, имеющих стоимость (или стоимостную оценку). [5]

Заключение

Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Так в рейтинге конкурентоспособности, разработанным Всемирным экономическим форумом Россия занимает лишь 66 место. Обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

Обеспечение высокого уровня конкуренции национальной экономики России должно стать основной задачей государства и реализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы. Среди возможных рациональных направлений прогрессивной трансформации экономики по пути инновационного развития следует выделить: эффективное использование природных ресурсов как базы развития экономики России; обеспечение страны и общества наукоемкими товарами и услугами; оптимизацию товарно-технологической структуры экономики на основе маркетингового изучения структуры производства потребностей; стимулирование развития национального производства в реальном секторе экономики в направлении выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, создание и использование инвестиционного потенциала; удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских производителей, защиту внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности.

На сегодняшний день проблемы развития региональной экономики и конкурентоспособности регионов должны стать одним из важнейших приоритетов развития. Таким образом, понимание проблемы конкурентоспособности регионов и особенностей регионального экономического развития должны в полной мере учитываться при формировании региональной политики.

Необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития, который позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Изучив характеристику в России, можно сделать вывод, что проблема монополии и конкуренции остается одной из наиболее актуальных для экономики страны в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему для экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов. Проблема монополизированности экономики России состоит в том, что абсолютно конкурентных отношений на рынке не может быть в принципе. Это связано и с наследством сложившихся с социалистических времен способов ведения хозяйствования, и с нецелесообразностью разукрепления отдельных отраслей имеющих стратегическое для страны значение. В связи с этим, задача стоящая перед государством - создание конкурентного рынка, не решается самими рыночными агентами, так как чрезмерная власть ведет к обратным последствиям - монополизации, а регулируется государственными антимонопольными органами. Антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы.

Список использованных источников

1. Белинский А.Н. Инициативы правительства США по повышению национальной конкурентоспособности. // США - Канада. Экономика, политика, культура. - 2009. - №5. - C. 59-70.

. Бережной И.В. Государственная экономическая политика обеспечения конкуренции: уровни, проблемы, инструменты. // Journal of Economic Regulation = Вопросы регулирования экономики.- 2010. - Т. 1. - №1. - С. 23-32.

. Бицоева С.М. Повышение конкурентоспособности региона на основе стратегии инновационного развития. // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. - 2010. - №2. - С. 209-216.

. Буркеева Р.Г. Природа и функции естественных монополий. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. №114. С. 9-13.

. Важенина И., Важенин С. Феномен конкурентного иммунитета территории. // Общество и экономика. - 2009. - №11. - С. 139-156.

. Гончаров А.В. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции на естественно-монопольных рынках. // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - №1. - С. 272-277.

. Грязнова А.Г. Экономическая теория. / А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева. - М.: Изд-во "Экзамен", 2005. - 592 с.

. Ежегодная научно-практическая межвузовская конференция по проблемам конкурентоспособности России в мировой экономике. // Вестник МГИМО Университета. - 2010. - №3. - С. 117-163.

. Иванова И.В. Развитие конкуренции и предпринимательства в России // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2010. - №14. - С. 54-61.

. Камаева В.Д. Экономическая теория. / В.Д. Камаева. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 592 с.

. Кациель С.А., Маевский Д.П. Региональная конкуренция на современном этапе: экономико-социальный подход. // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - №302. - С. 156-159.

. Кочетков Г.Б. Конкурентоспособность США. // Канада. Экономика, политика, культура. - 2007. - №10. - С. 21-40.

. Кузьмин Д. Национальная конкурентоспособность, глобальное равновесие и мировая валютная система. // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - №5. - C. 17-23.

. От перераспределения благ к созданию процветания: выводы из индекса глобальной конкурентоспособности. // Вопросы экономики. - 2011. - №8. - С. 4-40.

. Положение о Федеральной Антимонопольной Службе [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной антимонопольной службы. - Электронные данные.- URL: #"825535.files/image004.gif">

Рисунок 1. Результаты России по компонентам слагаемого "Эффективность рынка товаров и услуг" (в баллах, по шкале от 1 до 7)

Рисунок 2. Роль государственных компаний в российской экономике, 2009-2010 (в баллах, по шкале от 1 до 7)

Похожие работы на - Развитие конкуренции в странах мира

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!