Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в условиях интеграции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в условиях интеграции

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Экономический факультет

Кафедра международного менеджмента








КУРСОВАЯ РАБОТА

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в условиях интеграции

Автор работы: студент

курса отделения

"Международный менеджмент"

А.И. Пускин

Руководитель

Преподаватель И.А. Давидовская



Минск, 2014

Введение

После развала Советского Союза (1991 год), во многом, для стран постсоветского пространства торгово-экономические отношения между собой остаются основными источниками взаимодействия в международной торговле. Внутренний товарооборот между странами СНГ остаётся значительным. Что же касается Республики Беларусь, то большая половина объёма взаимодействия по внешнеторговым связям приходится на страны СНГ. Тема данной курсовой работы: Торгово-экономическое сотрудничество РБ со странами СНГ в условиях интеграции». Целью работы является изучение актуальности, теоретическая и практическая значимость, цели и задачи в торгово-экономических связях Республики Беларусь со странами СНГ, анализ, оценка, методы исследования, а так же дальнейшие перспективы его развития.

Как известно, Единое экономическое пространство (ЕЭП) - это интеграционное объединение четырёх крупнейших постсоветских экономик: экономики Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Украина и Республики Казахстан. На долю этих четырёх стран приходится 94,5% промышленного производства стран СНГ, 92,7% сельскохозяйственного производства. Поэтому, отталкиваясь от того, что именно взаимодействие с ближайшими соседями является наиболее перспективным для Республики Беларусь, можем отметить, что именно в рамках данного интеграционного образования (Единого экономического пространства) можно наиболее полно раскрыть перспективы торгово-экономического потенциала Республики Беларусь.

В последние годы наблюдаются очень высокие показатели в торгово-экономическом сотрудничестве РБ с Российской Федерацией. На долю России приходится около половины всей внешней торговли нашей страны. В 2013 году товарооборот составил 26 073,3 млн. долларов США и возрос на 30,7 процента к уровню 2012 года. В настоящем году так же ожидается значительное увеличение товарооборота между нашими странами.

И не смотря на то, что доля России в Белорусской внешней торговле постоянно падает, Россия на протяжении многих лет остаётся нашим основным торгово-экономическим партнёром.

В данной курсовой работе так же будет рассмотрено нынешнее положение в торговом сотрудничестве Республики Беларусь с другими странами СНГ, правовое регулирование данного сотрудничества, проблемы, возникающие на пути формирования свободного торгового рынка стран содружества, а так же основы и перспективы развития интеграции на территории РБ и ее направления в многостороннем формате.

1. Торгово-экономическое взаимодействие как важная сфера сотрудничества Республики Беларусь в СНГ

.1 Основы экономической интеграции, её сущность и формы

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких, устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их производственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Различают два уровня экономической интеграции:

). Микроэкономический (межфирменный - транснациональные корпорации).

). Макроэкономический (межгосударственный уровень).

На микроэкономическом уровне интеграция идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На макроэкономическом уровне - на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие международных связей порождает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборотной политики. В результате происходит создание целостных хозяйственных региональных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими национальными или межгосударственными органами управления.

Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участниками и, прежде всего, таможенные пошлины.

Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Более сложной формой является Общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики и выравнивание экономических показателей.

Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (и валютный) союз. Экономический союз возникает на этапе высокого экономического развития. В нем проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на ее основе идет снятие всех препятствий, создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Во всех странах-участницах происходят крупные экономические преобразования.

Валютный союз является формой экономического союза и одновременно его крупной составляющей. Характерными чертами валютного союза являются: согласованное (совместное) плавание национальных валют, установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются центральными банками стран-участниц, создание единой региональной валюты и формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

Самая совершенная форма - полная экономическая интеграция - характеризуется единой экономической политикой и, как следствие, унификацией законодательной базы. Для этого должны быть выполнены следующие условия: общая налоговая система, наличие единых стандартов, единое трудовое законодательство и т. д.

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировались несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Белоруссия, Казахстан, Киргизия <#"justify">1.2 Цели и предпосылки интеграционных процессов с СНГ

Несмотря на ускорение интернационализации хозяйственной жизни, основными центрами организации производства, распределения, обмена и потребления остаются национальные хозяйства. От уровня их развития, особенностей отраслевой и территориальной структуры зависят и международное разделение труда, и характер мирохозяйственных связей. При всей самостоятельности международных экономических отношений они существуют не сами по себе, а продолжают и развивают экономические и социальные процессы, которые складываются в рамках национальных хозяйств.

Факторы, определяющие интеграционные процессы:

. Возросшая интернационализация хозяйственной жизни.

. Углубление международного разделения труда.

. Общемировая по своему характеру научно-техническая революция.

. Повышение степени открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены.

Интернационализация представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей стран (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводственного процесса за рамки национального хозяйства.

Другим фактором развития интеграционных процессов являются глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда, происходящие прежде всего под влиянием НТР. Сам термин «международное разделение труда», с одной стороны, традиционно выражает процесс стихийного распределения производственных обязанностей между нациями, специализацию отдельных стран на определенных видах продукции. С другой стороны, производственные обязанности планомерно распределяются внутри фирм и между ними. Получает широкое распространение внутриотраслевая специализация.

Современный этап НТР выводит интернационализацию, как рынка, так и производства на качественно новый уровень, несмотря на неравномерность распространения НТР в различных странах. Научно-техническая революция выступает самостоятельным фактором, обуславливающим возрастание роли внешнеэкономических связей в современном общественном воспроизводстве. Трудно представить успешное развитие науки и техники в той или иной стране вне связи с другими государствами.

Основные цели интеграционных объединений:

. Использование преимущественно экономики масштаба

. Создание благоприятной внешней экономической среды

. Решение задач торговой политики

Предпосылки международной экономической интеграции стран СНГ состоят из:

). Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.

За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

). Географической близости интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

). Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

) Демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

) «Эффект домино».

После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами.

экономический интеграция беларусь

1.3 Анализ и оценка дальнейших перспектив развития интеграции территории Республики Беларусь, её направления

В условиях растущего уровня глобализации мировой экономики развитие государств в значительной степени определяется теснотой международных экономических связей, ростом взаимного экспорта и импорта, взаимными прямыми инвестициями, которые повышают эффективность общественного производства. Эти формы международных экономических отношений при высоком уровне их развития между соседними странами ведут к их экономическому сближению, к региональной экономической интеграции. Процесс формирования региональных интеграционных комплексов обычно опирается на договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

Главные препятствия интеграции - опасения в странах - членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.

Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования СНГ существует уже более двух десятилетий, и в прессе стали появляться публикации о необходимости его реанимации. Такая постановка вопроса возникает потому, что изначально были большие ожидания в отношении СНГ. Впервые годы после развала СССР всем государствам надо было утвердиться, осознать, что такое независимость, но скоро многие экономисты и руководители государств пришли к выводу, что нельзя повышать благосостояние населения, не ведя торговых операций.

Необходимо развивать экономику, совершенствовать рыночные отношения, идти к экономической интеграции. Была выдвинута идея Евразийского Союза как нового этапа интеграционного образования с действенным механизмом выполнения совместных решений. Эта идея в целом нашла широкий отклик в политических и экономических кругах всех стран Содружества и стала катализатором интеграционных процессов между новыми суверенными государствами. В этом направлении вполне реальные очертания приобрел сформированный Таможенный союз. Кроме того, по инициативе Республики Казахстан стала обсуждаться идея образования Центрально-азиатского союза, что является наглядным подтверждением верности выбранного странами курса.

В рамках создания интеграционных объединений можно выделить два основных направления взаимодействия субъектов экономической интеграции: создание надгосударственных полномочных органов управления интеграцией, а также стимулирование создания неформальных интеграционных объединений, которые могли бы выступать как самостоятельные субъекты интеграционного процесса. Создание таких объединений обеспечит более комплексный подход к интеграционным процессам и повысит результативность работы по продвижению интеграции за счет использования и обобщения практического опыта.

Страны СНГ обладают большим природным и экономическим потенциалом, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16, 3% мировой территории, 5 - численности населения, 25 - запасов природных ресурсов, 10 - промышленного производства, 12 - научно- технического потенциала, 10% - ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, а также запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для земледелия и строительства.

Только разведанные месторождения нефти в России составляют 13% мировых, в Азербайджане - более 10, в Казахстане и Туркменистане - около 10%. В России сосредоточено около 35% мировых запасов природного газа, в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане - почти 20%. По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире.

Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены на Украине и в Казахстане. В России и Белоруссии находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей.

По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров. По оценкам Мирового банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем Содружества мог бы составить 100 млрд долл.

Другие конкурентные ресурсы стран СНГ - относительно дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10% мировой электроэнергии - четвертое место в мире по ее выработке). Но эти возможности используются крайне нерационально, о чем свидетельствует чрезвычайно низкий уровень ВВП в странах СНГ (1,4% мирового ВВП). Отсюда и недостаточная вовлеченность в международное разделение труда (1,5% общемирового экспорта товаров и освоение всего лишь 1% мирового вывоза капитала). Доля товаров с высокой степенью обработки (добавленной стоимостью) весьма низка. В структуре экспорта преобладают товары сырьевой группы - нефть и нефтепродукты, газ, химическая и металлургическая продукция. Все это не благоприятствует устойчивому развитию экономики стран СНГ. Цены на сырьевые товары подвержены сильным колебаниям.

Несмотря на определенные успехи на межгосударственном уровне, показатели интеграции для постсоветского пространства в целом свидетельствует о снижении уровня экономического сотрудничества.

Особенно это стало заметно в годы последнего десятилетия. Если в сфере трудовой миграции и взаимодействия на рынках образовательных услуг уровень интеграции стран СНГ резко возрос, то в области торговли, энергетики и сельского хозяйства сократился.

В этих условиях региональная интеграция - единственный способ выживания относительно слабых стран в неуклонном обострении глобальной конкуренции. И потребность России в постсоветской интеграции связана с тем, что Советский Союз, при всей внутренней разнородности, был единым живым организмом, все части которого зависели друг от друга. За 15 лет после распада СССР решена лишь негативная задача разрушения большинства хозяйственных, политических и человеческих связей, соединявших его части в единое целое. Решить позитивную задачу - обеспечить их способность к успешному развитию - пока не удалось.

Вялость интеграции на пространстве СНГ в значительной мере определяется слабо выраженным рыночным характером этого процесса, чрезмерной ориентацией на развитие государственных связей. При этом оперативные задачи кооперационных связей между производителями, торговыми объединениями, предпринимательскими структурами часто решаются не самими хозяйственными субъектами рынка, а различными министерствами и ведомствами. Такое положение дел должно быть решительно пересмотрено. Реальная интеграция национальных хозяйств рыночного типа может успешно продвигаться лишь на основе прямых хозяйственных связей предприятий и организаций различных стран.

При анализе проблем, препятствующих развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве нельзя не отметить, что главной преградой для интеграции можно назвать переход России на рыночные отношения, отказ от дотирования экономик других стран и, в свою очередь, неготовность к этому ее партнеров.

Почти во всех странах Содружества за время реформ не удалось полностью осуществить экономические преобразования, не созданы конкурентная среда и эффективный механизм инвестиционной деятельности, практически не стимулируется малое и среднее предпринимательство.

Экономические нововведения затормозились, политика реформ приобрела циклический характер - ее эпицентр вновь сместился в сферу финансовой стабилизации. Для ускорения экономической интеграции необходимо стимулирование развития прямых контактов между предприятиями, прямого взаимодействия предпринимательских структур в России и ряде других стран СНГ.

Формы такого сотрудничества могут быть самыми разными. Это - формирование производственных, финансовых и торговых объединений типа холдинговых компаний, совместных предприятий, финансово-промышленных групп, консорциумов, которые включают в свой состав предприятия из разных стран. Либерализация интеграционного процесса также способствует активизации взаимодействия средних и малых фирм.

Особое значение приобретает создание транснациональных корпораций, т.е. фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух и более странах СНГ и управляющие этими подразделениями из центра на основе проведения согласованной политики для достижения наивысшего результата. Они, на наш взгляд, и способны стать локомотивом интеграционного процесса в экономике стран СНГ. Как показывает мировой опыт, транснациональные структуры представляют собой мощные объединительные центры, интегрирующие как региональные части мирового экономического пространства, так и отдельные страны. К сожалению, в основополагающих документах СНГ вопрос о создании и развитии ТНК не нашел должного места. Не определен статус ТНК, из-за чего их становление происходит крайне медленно.

Современное положение мирового хозяйства характеризуется усилением процессов глобализации и доминированием интернационализации.

Региональная экономической интеграция в рамках СНГ - единственный способ выживания относительно слабых стран в неуклонном обострении глобальной конкуренции. Разработка и реализация программ экономической интеграции в рамках СНГ может оказать стимулирующее воздействие на экономический рост этих государств и повышение национального благосостояния населения.

2. Анализ современного состояния развития торгово-экономического сотрудничества РБ со странами СНГ

.1 Направление внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь

Развитие двусторонних отношений со странами СНГ является одним из основных внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов Республики Беларусь. Эта приоритетность обусловлена совокупностью исторических, экономических, политических и культурных факторов.

Беларусь стремится к построению взаимовыгодных отношений с государствами - участниками СНГ. При этом важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие. По итогам 2012 года товарооборот со странами СНГ (без учета России) составил 9 984,3 млн. долларов США.

Ключевыми торговыми партнерами являются Украина, Казахстан, Молдова, Туркменистан и Азербайджан, на долю которых приходится более 95,6 процента белорусского экспорта в регионе СНГ (без учета России).

Украина по итогам 2012 г. заняла третье место по объемам товарооборота и экспорта среди торговых партнеров Республики Беларусь. Республика Беларусь, в свою очередь, являлась четвертым основным торговым партнером Украины после России, Китая и Германии.

Дипломатические отношения между странами установлены 27 декабря 1991 г. Посольство нашей страны в Украине функционирует с октября 1993 года. Между Республикой Беларусь и Украиной заключено более 160 двусторонних международных договоров и иных международно-правовых документов. Основополагающими документами, регулирующими двустороннее политическое и экономическое сотрудничество, являются Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, Соглашение о свободной торговле.

Регулярно проводятся заседания Межправительственной Белорусско-Украинской смешанной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Двадцать первое заседание состоялось 25 мая 2012 г. в г.Минске.

Страны имеют перспективы дальнейшего углубления сотрудничества через развитие производственной и научно-технической кооперации, расширение взаимодействия в агропромышленном комплексе, в сфере транспорта, науки, культуры, образования, спорта и туризма.

Развитие производственной кооперации - наиболее продвинутая, экономически взаимовыгодная форма сотрудничества с Украиной. С обеих сторон в кооперационных связях участвуют свыше 120 предприятий различных отраслей промышленности.

Поступательно развивается политический диалог, двустороннее торгово-экономическое сотрудничество между Республикой Беларусь и Республикой Молдова. Дипломатические отношения между странами установлены 19 ноября 1992 г. С тех пор между государствами заключено около 60 договоров и соглашений, регулирующих вопросы правовых отношений.

Одним из важнейших направлений сотрудничества является взаимодействие в сфере АПК, преимущественно по поставкам белорусской техники.

В 2012 году ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» начата сборка в г.Кишиневе троллейбусов с перспективами наращивания выпуска в последующие годы и продвижения техники в третьи страны.

В ноябре 2012 г. в г.Минске состоялось четырнадцатое заседание Межправительственной Белорусско-Молдавской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. На заседании комиссии рассмотрены итоги выполнения Протокола тринадцатого заседания комиссии. Обсужден блок вопросов, связанный с развитием сотрудничества в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, здравоохранении, межрегиональном сотрудничестве.

Активно развивается сотрудничество между Республикой Беларусь и Азербайджанской Республикой по всем представляющим взаимный интерес направлениям.

Дипломатические отношения между странами установлены 11 июня 1993 г..

В 2012 году товарооборот между Беларусью и Азербайджаном составил 223,3 млн. долларов США в т.ч. экспорт товаров - 211 млн. долларов.

Основными белорусскими экспортными товарными позициями в Азербайджан в 2012 году являлись приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей; лесоматериалы продольно-распиленные; части и принадлежности для автомобилей и тракторов; тракторы; фанера клееная; пиломатериалы; двигатели.

В 2012 году Беларусь импортировала из Азербайджана нефтепродукты, углероды ациклические, глины, соки фруктовые и овощные, полимеры этилена.

С 2007 года началась реализация ряда совместных проектов в области производственной кооперации: в Азербайджане созданы сборочные производства тракторов, грузовых автомобилей, автокранов и лифтов. Лидером белорусско-азербайджанского сотрудничества в области производственной кооперации является Гянджинский автозавод.

В 2012 году в Беларусь привлечено прямых азербайджанских инвестиций на сумму 13,8 млн. долларов.

Для белорусско-армянских отношений характерна тенденция постоянно развивающегося диалога.

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Армения установлены 11 июня 1993 г. Между странами подписано более 60 соглашений в различных сферах сотрудничества. В Армении сформирована собственная товаропроводящая сеть белорусских предприятий, через которую расширяются поставки грузовых автомобилей, коммунальной и дорожно-строительной техники. Функционирует три предприятия с участием белорусского капитала. В сентябре 2010 г. в г.Ереване открыт Армяно-Белорусский торговый дом «Ар-Бе», на площадях которого реализуется широкий спектр белорусской продукции (около 10 тыс. наименований товаров).

Координирующую роль в развитии взаимной торговли играет созданная в 2000 году Межправительственная Белорусско-Армянская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (проведено девять заседаний).

Активный диалог ведется между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. На регулярной основе осуществляется обмен визитами на высшем и высоком уровнях, проходятся встречи президентов и премьер-министров Беларуси и Казахстана, в том числе в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ..

Дипломатические отношения между странами установлены 16 сентября 1992 г. В 1997 году открыто Посольство Республики Беларусь в Казахстане, с июля 2002 г. функционирует отделение Посольства Республики Беларусь в г.Алматы. Посольство Республики Казахстан в нашей стране открыто в 1995 году. Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества на сегодняшний день содержит более 70 международных договоров и документов.

По сложившейся традиции, Казахстан занимает третье место по объему внешней торговли Республики Беларусь со странами СНГ после стран-соседей и ключевых торговых партнеров России и Украины.

В 2012 году объем внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь с Республикой Казахстан превысил 1 млрд. долларов. Взаимный товарооборот составил 924,8 млн. долларов (114,5 процента к уровню 2011 года). При этом белорусский экспорт в Казахстан составил 805,9 млн. долларов, импорт из Казахстана - 118,9 млн. долларов .

Объем внешней торговли услугами Беларуси с Казахстаном в 2012 году составил 99,8 млн. долларов (увеличился на 3,5 процента по сравнению 2011 годом). При этом экспорт услуг составил 81,1 млн. долларов (снизился на 3,6 процента), импорт - 18,7 млн. долларов (увеличился в 1,5 раза).

Основу белорусского экспорта составили поставки транспортных средств, сельскохозяйственной техники, молочных продуктов, шин, мебели, сахара, а также изделий из дерева, замороженной говядины, изделий из пластика, вагонов.

В наибольших объемах из Казахстана импортировались стальной прокат, необработанный алюминий, пшеница, медный лом, минеральные смешанные удобрения, грузовые автомобили, конвейерные ленты, хлопковое волокно, соли фосфорных кислот, подшипники.

В 2012 году также официально открыты Центр казахского языка, истории и культуры им. Абая в Белорусском национальном техническом университете и Центр языка и культуры Беларуси в Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилева.

В последние годы на территории Казахстана организовано 13 сборочных производств белорусской техники. Проводится сборка карьерной и шахтной техники, тракторов, зерноуборочных комбайнов, двигателей, пресс-подборщиков, лифтов, нескольких видов прицепной сельскохозяйственной техники. С 2011 года организована сборка энергонасыщенного трактора модели «Беларус-3022ДЦ.1», новых моделей комбайнов, начата реализация проекта по сборке карданных валов.

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой установлены 21 января 1993 г.

В 2012 году товарооборот с Кыргызстаном составил 153,7 млн. долларов (снизился на 32,4 процента по отношению к 2011 году). Экспорт составил 141,2 млн. долларов (сократился на 35,3 процента), импорт составил 12,5 млн. долларов (вырос на 38,7 процента).

Основу белорусского экспорта составили автомобили грузовые, сахар, шины, тракторы и седельные тягачи, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, холодильники, морозильники и холодильное оборудование, плиты древесностружечные, солод, машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, лекарственные средства.

Импортировались, в основном, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, волокно хлопковое нечесаное, оборудование для термической обработки материалов, желатин, производные желатина, клеи животного происхождения.

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан установлены 5 сентября 1996 г. В марте 2011 г. открыто белорусское Посольство в г.Душанбе.

В 2012 году товарооборот с Таджикистаном составил 57,7 млн. долларов (уменьшился на 20,6 процента по сравнению с 2011 годом), экспорт 48,4 млн. долларов (уменьшился на 4,8 процента), импорт - 9,3 млн. долларов (уменьшился на 57,2 процента).

Основу экспорта Беларуси в Таджикистан составили тракторы и седельные тягачи, сахар, нефтепродукты, фториды, фторосиликаты, фтороалюминаты, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, полиацители, эпоксидные полиэфиры и смолы.

Из Таджикистана в Беларусь импортировались, главным образом, хлопковое волокно, сушеные фрукты, смеси орехов или сушеных плодов, хлопчатобумажная пряжа, текстильная одежда.

В настоящее время сторонами прорабатываются такие перспективные направления сотрудничества, как расширение взаимодействия в агропромышленном секторе, развитие кооперационных связей путем создания сборочных производств.

Торгово-промышленными палатами Беларуси и Таджикистана создан Белорусско-Таджикский деловой совет.

В марте 2012 года в г.Минске усилиями Посольства Республики Таджикистан в Республике Беларусь образовано Белорусско-Таджикское общество дружбы и культурных связей.

В последние годы на качественно новый уровень вышло двустороннее сотрудничество Беларуси и Туркменистана. Дипломатические отношения между странами установлены 21 января 1993 г. С октября 1995 г. в Минске функционирует Посольство Туркменистана. С 2002 года в Ашхабаде действует Посольство Республики Беларусь в Туркменистане.

Между двумя странами поддерживается активный политический диалог, регулярно проводятся встречи на уровне глав государств.

В 2012 году товарооборот с Туркменистаном составил 237,8 млн. долларов (100,2 процента по отношении к 2011 году). Экспорт составил 231,5 млн. долларов (увеличился на 0,6 процента), импорт - 6,2 млн. долларов (сократился на 11,7 процента).

Экспорт услуг в Туркменистан в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился в 1,3 раза и составил 74,7 млн. долларов.

Беларусь экспортирует в Туркменистан преимущественно товары с высокой добавленной стоимостью: тракторы, грузовые автомобили, дорожную, строительную и сельскохозяйственную технику, велосипеды, автопогрузчики, шины, лекарственные препараты, продукцию деревообрабатывающей промышленности (мебель, плиты ДСП, бумагу), продукты питания (сахар, сухое молоко, спирт, солод, кондитерские изделия).

Основу импорта из Туркменистана составляют хлопчатобумажная пряжа и волокно, ткани, трикотажное полотно, шерсть нечесаная, постельное и столовое белье, а также полимеры пропилена и углерод.

Наиболее значимым совместным проектом является реализация контракта ОАО «Белгорхимпром» с концерном «Туркменхимия» на строительство белорусскими специалистами «под ключ» Гарлыкского горно-обогатительного комбината по выпуску калийных удобрений.

Активно развиваются гуманитарные связи. В в белорусских высших и средних специальных учебных заведениях обучаются более 7000 туркменских граждан..

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Узбекистан установлены 21 января 1993 года.

Основу поставок в Узбекистан составили сахар, тракторы и седельные тягачи, полиацители и полиэфиры, эпоксидные смолы, лекарственные средства, емкости для сжатого или сжиженного газа из черных металлов, древесностружечные плиты, газовые плиты, холодильники, морозильники и холодильное оборудование, комплексные синтетические нити.

Объем двустороннего товарооборота с Российской Федерацией по итогам 2012 года составил 43,82 млрд. долл. США, в том числе экспорт России в Белоруссию - 27,54 млрд. долл. США (рост на 8,1%), импорт - 16,28 млрд. долл. США (рост на 12,2%). По сравнению с 2011 годом товарооборот вырос на 9,6%.

Российская Федерация продолжает оставаться наиболее важным рынком для национально экономики Белоруссии. В 2011 году на долю России приходилось 45,9% внешнеторгового оборота Белоруссии, 35% всего белорусского экспорта и 55,7% импорта. По итогам 2012 года доля России увеличилась до 47,7% в общем товарообороте Белоруссии, в том числе до 35,4% в экспорте и 59,4% в импорте.

В целом в российском экспорте в Белоруссию преобладают энергоресурсы и товары сырьевой группы, в импорте из Белоруссии - машиностроительная продукция, оборудование, продовольственные товары.

Россия экспортирует в Белоруссию преимущественно нефть и нефтепродукты, природный газ, черные металлы, двигатели внутреннего сгорания, электроэнергия, каучук синтетический, а импортирует из Белоруссии молочную и мясную продукцию, грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи, шины, мебель, сельскохозяйственную технику.

Государственная политика Республики Беларусь в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.

Государственную внешнеэкономическую политику в Республике осуществляет Министерство внешних экономических связей.

2.2 Анализ торговли РБ со странами СНГ товарами и услугами

Географически Беларусь является центром Европы. По сути, она должна бы относиться к центральной Европе. Но условное деление производится не столько географически, сколько экономически, политически и социально. Европа сегодня представляет собой многомерное пространство о высоко индустриально развитой западной части до стагнирующей восточной.

Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, республика имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.

Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует о том, что стратегия международного экономического сотрудничества должна быть направлена на привлечение в республику передовых технологий и иностранных капиталов; улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличения удельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организации импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровня платежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемость национальной валюты.

Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.

Кредиты международных финансовых организаций являются основными источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса, осуществления структурной перестройки промышленности (путем финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования и технологий, консультативного содействия), развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.

Сотрудничество с МВФ особенно важно для республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. Техническая помощь, предоставляемая МВФ республике на безвозмездной основе, была оказана при создании Казначейства при Министерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации налоговой инспекции. За счет средств технической помощи постоянно повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и курсов, проводимых международными финансовыми организациями на базе Объединенного венского института, а также предоставляются высококвалифицированные консультации по различным направлениям.

Осуществляя финансовую поддержку, МВФ должен быть уверен, что страна проводит политику, способную улучшить внешнеэкономическую ситуацию. Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения страной определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации экономического роста. Нормальное состояние платежного баланса означает, что страна может осуществлять финансовые платежи и обслуживание своего внешнего долга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.

В обмен на финансовую поддержку со стороны МВФ государство должно принять обязательство о проведении комплекса мер, направленных на преодоление экономических и финансовых диспропорций. При этом кредиты предоставляются только под проведение экономических реформ (МВФ не требует ни финансовых, ни имущественных залогов) и под низкие проценты (средний уровень колеблется около 4,5 % годовых, что в 1,5-2 раза ниже уровня, существующего на рынках ссудного капитала).

Макроэкономическая эффективность кредитов МВФ проявляется в укреплении наших финансовых позиций, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным реформам.

МБРР предоставил республике три кредитных линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства.

При ускорении проведения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора, совершенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической помощи Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преобразований (реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного сектора республики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.

В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с другими странами.

Структура промышленного комплекса определяет высокую степень открытости экономики Республики Беларусь, ее ориентированность на внешние рынки. Более 60% производимых в стране товаров поставляется на экспорт.

В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира.

Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь приведена в таблице, (млн. долларов США)

Таблица 1 - Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь

200020052010201120122012 в % к 2011Оборот15 97232 68760 16887 19092 396106,0Экспорт7 32615 97925 28441 41945 991111,0Импорт8 64616 70834 88445 77146 404101,4Сальдо-1 320-729-9 600-4 352-412

Экспорт продукции представлен широкой номенклатурой.

К числу важнейших экспортных позиций относятся нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар.

Основу импорта составляют, энергоресурсы (нефть, природный газ) и сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.

Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 35,4% белорусского экспорта и более половины объема импорта.

Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье - Казахстан.

Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь приведена в таблице, (млн. долларов США)

Таблица 2 - Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь

200020052010201120122012 в % к 2011Оборот1 5363 1667 3799 16010 488114,5Экспорт1 0002 0734 5015 8046 646114,5Импорт5361 0932 8783 3563 842114,5Сальдо4659791 6232 4482 804

Более 55% от общего объема белорусского экспорта услуг занимают транспортные услуги, что обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь.

К основным статьям экспорта так же относятся компьютерные и строительные услуги.

Среди государств - участников СНГ основными экспортерами и потребителями товаров оставались Беларусь, Казахстан, Россия и Украина, их доля в общем объеме внешнеторгового оборота государств - участников СНГ составляла 66,5; 13,2; 9,7 и 6,4 % соответственно; доля остальных государств Содружества колебалась от 0,4 % (Кыргызстан) до 1,4 % (Азербайджан).

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы и торгово-экономические взаимодействия государств Содружества, являются:

). Различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

). Разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;

). Неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

). Несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;

). Применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

). Большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Действие последнего фактора приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с внутренних рынков Содружества. По этим причинам в настоящее время для Беларуси продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится значительно дороже, чем аналогичная из Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пределах СНГ.

3. Направления развития торгово-экономического сотрудничества РБ со странами СНГ

.1 Перспективы и направления развития внешней торговли РБ со странами СНГ

Важным приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами СНГ. Она выступает за превращение Содружества в региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции. Белорусские представители активно участвуют во встречах руководителей государств и правительств, работе координационных органов СНГ (Межпарламентской Ассамблеи, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Межгосударственного экономического комитета и др.). Столица республики город Минск является местом нахождения исполнительных и координационных органов СНГ.

Республика Беларусь подписала и ратифицировала важнейшие уставные документы СНГ, в том числе его Устав. Однако Содружество в силу различных интересов государств-членов и центробежных процессов на постсоветском пространстве не смогло стать эффективным инструментом согласования интересов и создания сплоченного политико-экономического сообщества. В рамках СНГ возникли региональные группы государств по интересам (Союз Беларуси и России, Центрально-Азиатский союз, ГУУАМ--Союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы). В 1999 г. из Договора о коллективной безопасности стран СНГ, заключенного в 1992 г. в Ташкенте, вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. На новый срок Ташкентский договор продлили Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Россия и Таджикистан. Украина отказывается участвовать в политических и военных интеграционных мероприятиях Содружества. Учитывая существенные расхождения между государствами-членами относительно дальнейших перспектив развития Содружества, Совет глав государств узаконил концепцию разноскоростной интеграции на просторах СНГ. Признано, что экономическое направление является на сегодняшний день наиболее перспективным в развитии СНГ.

Белорусское руководство выступает за повышение эффективности деятельности органов СНГ, их реорганизацию с целью оперативного принятия решений и создания действенного механизма по контролю за выполнением принимаемых решений. Программа реформирования СНГ и позиция Беларуси в отношении этой организации были изложены президентом Республики Беларусь А. Лукашенко в его заявлении от 25 ноября 1997 г.

Интересы Беларуси в рамках СНГ заключаются в создании полноценной зоны свободной торговли. Это будет способствовать формированию в рамках Содружества полноценной рыночной инфраструктуры, развитию в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Зона свободной торговли будет содействовать более плавному и равноправному вхождению стран Содружества в мировую систему хозяйства, вступлению во Всемирную торговую организацию, развитию сотрудничества с другими международными организациями. Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в рамках Таможенного союза пяти государств заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства.

В 2009 году делегации Республики Беларусь приняли участие в заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета СНГ.

В рамках реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года Совет глав правительств 22 мая 2009 года утвердил План мероприятий по реализации ее первого этапа (2009-2011 гг.). Документ был подготовлен с учетом необходимости минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса и призван обеспечить координацию взаимодействия государств Содружества в экономической сфере, выработку взаимоприемлемых путей решения проблем экономического характера, создание реальных условий для устойчивого развития экономики.

Республика Беларусь выступила инициатором рассмотрения вопроса о совместных мерах по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса.

Итогом предпринятых усилий стала разработка и утверждение Плана реализации совместных мер государств - участников Содружества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса на 2009-2010 годы.

Принятый документ содержал меры, направленные на устранение барьеров во взаимной торговле, координацию усилий по защите внутренних рынков государств Содружества, расширение использования национальных валют государств - участников СНГ во взаиморасчетах, что позволит экономикам стран Содружества более эффективно противостоять негативным последствиям мирового кризиса.

Белорусская сторона принимала активное участие в разработке новой редакции Правил определения страны происхождения товаров (утверждена главами правительств 20 ноября 2009 г.), которая позволяет значительно упорядочить деятельность торгово-промышленных палат и организаций, уполномоченных выдавать сертификат о происхождении товара формы СТ-1, а также таможенных органов государств Содружества.

В рамках реализации Решения об определении энергетики ключевой сферой взаимодействия государств - участников СНГ в 2009 году был разработан и утвержден перечень нормативных документов, необходимых для практической реализации трансграничной торговли электроэнергией в государствах - участниках СНГ на первом этапе формирования общего энергетического рынка. Кроме того, утвержден базовый документ в данной сфере - Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики.

В сентябре 2009 года состоялось первое заседание Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, в ходе которого рассмотрены вопросы формирования договорно-правовой базы СНГ в части развития приграничного и межрегионального сотрудничества, ратификации и наполнения конкретными мероприятиями Конвенции о приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ.

Дополнительный импульс получил процесс консолидации общего гуманитарного и научного пространства Содружества.

год был объявлен в СНГ также Годом науки и инноваций. Утверждены подготовленные белорусской стороной Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере. Этот документ стал базовым для подготовки проекта межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества на период до 2020 года.

Продолжена реализация мероприятий, направленных на развитие взаимодействия в области информации и печати, культуры, спорта, здравоохранения. При активном участии Республики Беларусь разработан проект Программы совместных действий по борьбе с ВИЧ/СПИД (утверждена на заседании Совета глав правительств).

Под председательством белорусской стороны организована работа экспертов государств Содружества по подготовке проекта Правил процедуры высших уставных органов СНГ. С 1 января 2009 года в Содружестве начало осуществляться сквозное председательство, позволяющее обеспечить преемственность в реализации поставленных задач.

Развитие двусторонних отношений со странами СНГ является одним из основных внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов Республики Беларусь. Эта приоритетность обусловлена совокупностью исторических, экономических, политических и культурных факторов.

Беларусь стремится к построению паритетных, взаимовыгодных отношений с государствами-участниками СНГ. При этом важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие.

В настоящее время действуют межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству со всеми странами региона. Заседания Комиссий проводятся на регулярной основе.

Белорусские представители приняли участие в следующих международных мероприятиях:

). IV форум творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ (г. Кишинев).

Делегация Беларуси на IV Форуме творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ поддержала инициативу Армении по объявлению 2011 года Годом историко-культурного наследия в СНГ. Эта инициатива выдвинута с учетом значимости историко-культурного наследия для духовно-нравственного воспитания молодежи, а также в связи с предстоящим проведением Десятилетия ООН по межкультурному и межрелигиозному диалогу.

). Благотворительный телемарафон у стен Брестской крепости с выходом в эфир по национальным каналам государств - участников СНГ.

Также Беларусь провела для СНГ 2011 году саммит глав государств СНГ в Минске, где расположена штаб-квартира СНГ. Содружество стало основой для формирования других интеграционных объединений: Евразийского экономического сообщества, ОДКБ, Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Белорусская сторона считает, что необходимо мудро и эффективно распорядиться имеющимся потенциалом Содружества, выработать прагматичную модель взаимодействия СНГ с другими интеграционными объединениями.

Беларусь считает, что, несмотря на происходящие изменения на постсоветском пространстве, Содружество сегодня по-прежнему остается важной интеграционной структурой, позволяющей не только эффективно и сообща решать многие актуальные для народов этих стран вопросы, но и сохранять то лучшее, что было накоплено за годы совместной истории.

3.1 Перспективы и направления развития внешней торговли РБ со странами СНГ

По предложению МИД Министерством статистики и анализа Республики Беларусь введена с 2000 года статистическая отчетность о состоянии товаропроводящей сети и реализации через ее структуры продукции (товаров), произведенной в Республике Беларусь (форма 1-ТС)., которая позволяет заинтересованным министерствам, концернам и другим органам управления проводить более точный анализ эффективности созданной структуры товаропроводящей сети и планировать ее дальнейшее развитие.

Анализ данных статистики свидетельствует о росте объектов товаропроводящей сети, созданных белорусскими предприятиями за рубежом (в статотчетность попадают только те структуры, которые созданы с участием белорусского капитала). Так, в 2000 году за рубежом действовало 145 объектов товаропроводящей сети, в том числе 114 - в регионах Российской Федерации, 9 - в странах СНГ и 22 - по регионам и странам дальнего зарубежья (Латвия, Литва, Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Венгрия, Италия и др.). По данным 2001 года товаропроводящая сеть увеличилось до 169 объектов, в том числе по Российской Федерации - до 135 объектов, в странах СНГ - до 11 объектов и в странах дальнего зарубежья - до 23 объектов. 36,1% всех прямых объектов товаропроводящей сети принадлежат Министерству промышленности, 29,6% - концерну «Беллегпром», 17,8% - концерну «Беллесбумпром», 6,5% - концерну «Белресурсы», 2,9% - предприятию Белтрансгаз». Через указанную товаропроводящую сеть реализуется порядка 10% всего объема экспорта по Республике Беларусь и порядка 15% экспорта в Российскую Федерацию.

Основными видами товаров, экспортируемыми белорусскими предприятиями через сформированные с их участием объекты товаропроводящей сети за рубежом являются калийные удобрения, черные металлы и изделия из них, тракторы, телевизоры, ткани хлопчатобумажные и из синтетических нитей, бумага обойная, мебель и части для мебели, продукция легкой промышленности.

Помимо перечисленных форм товаропроводящей сети предприятия республики реализуют свою продукцию на внешних рынках через дилерские структуры и некоторые другие формы товаропроводящей сети (сервисные центры, фирменные секции в розничной торговле и т.п.), которые созданы без участия их капитала.

Наиболее значительные дилерские структуры и сервисные центры имеют предприятия: Гродненский завод торгового машиностроения (15 дилеров, 14 центров), Минский автозавод (22 дилера), Минский приборостроительный завод (13 дилеров, 72 центра), ПО «Горизонт» (86 центров), Оршанский станкостроительный завод (7 дилеров), Производственно-сервисная фирма «БелАЗсервис» (22 дилера), СП ЗАО «Милавица» (23 дилера).

В то же время ведение статистического учета показателей работы таких структур практически невозможно, поскольку данные субъекты хозяйствования не подпадают под юрисдикцию Республики Беларусь и руководствуются в своей деятельности законодательной базой страны пребывания. Информация об их деятельности анализируется на основе регулярно представляемых отчетов министерств и концернов.

Для получения достоверной информации об эффективности работы объектов товаропроводящей сети за рубежом необходимо совершенствовать методологию статистического учета как по количеству действующих структур, так и объемам продаж с их участием.

Необходимо отметить значительную роль белорусских посольств в формировании структуры товаропроводящей сети и повышении эффективности ее работы.

Поддержка деятельности объектов товаропроводящей сети в странах пребывания является важной частью функций посольств. Мероприятия по данному направлению на постоянной основе включаются Министерством иностранных дел в планы работы посольств и анализируются в рамках представляемых ими отчетов.

Загранучреждения в странах аккредитации инициируют создание объектов товаропроводящей сети белорусских производителей, обеспечивают необходимое содействие при создании и регистрации товаропроводящих структур, поддерживают взаимодействие созданных объектов товаропроводящей сети с органами государственного управления как Республики Беларусь, так и стран пребывания, оказывают помощь в проведении переговоров с иностранными компаниями, решении проблемных вопросов, а также поиске партнеров для белорусских предприятий.

Так, при содействии Посольства в Латвии организована работа магазинов белорусских предприятий «Белвест» и «Марко», состоялось в апреле 2002 года открытие Белорусского торгового центра в Риге. При содействии Посольства Республики Беларусь в Болгарии работают дилеры Белорусского автомобильного завода («БелАЗ-Балкан»), Минского автомобильного завода («Би-Эм-Лизинг»), совместное с Минским подшипниковым заводом предприятие «Белоруски лагери». Результатом четырехмесячного переговорного процесса, начатого по инициативе и при участии белорусского посольства, с болгарским государственным Фондом «Земледелие», фирмой «Вива-Агротекс» и Минским тракторным заводом станет подписание в конце июля т.г. контракта на поставку тракторов в Республику Болгария и предоставление упомянутой болгарской фирме эксклюзивных прав на торговую марку МТЗ на территории Болгарии.

При содействии Посольства Беларуси в Узбекистане создано СП «Марбела», с участием капитала ОАО «Мотовело» по сборке велосипедов с проектной мощностью более 10 тыс. велосипедов в год; СП «УзМАЗ» по сборке автомобилей МАЗ в г.Ремитон Бухарской области (собрано 10 автомобилей, которые проходят соответствующую сертификацию в стране пребывания); открыт в г.Ташкенте магазин ОАО «Милавица»; увеличена поставка холодильников и газовых плит через магазин «Беларусь»; открыто более 15 сервисных центров.

Изучение посольствами опыта третьих стран в создании различных форм товаропроводящей сети позволит в дальнейшем белорусским производителям более детально анализировать ситуацию на рынке и выбирать необходимую форму создания объекта товаропроводящей сети применительно к условиям страны пребывания.

Заключение

). Союз ССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств[ СНГ основано на началах суверенного равенства всех его участников, поэтому все государства-участники являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-участники Содружества и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год и координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств - участников в экономической, социальной и иных областях общих интересов.. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Страны СНГ обладают значительным потенциалом, однако уровень экономического развития не позволяет трансформироваться в реальную силу, активно влияющую на тенденции мирового развития. СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. Во всех совместных организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей сил. В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса.

Республика Беларусь обладала достаточно мощным по валовым объемам производства и техническим возможностям промышленным комплексом. Однако уже в условиях переходного к рыночной экономике периода стало очевидным, что этот комплекс не может в достаточной степени удовлетворять потребности общества и конкурировать на мировом рынке.

Состояние промышленного комплекса усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, потерей части внутреннего рынка и рынков стран Содружества, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятии, внешними долгами.

). Основной торговый партнер Беларуси среди государств - участников СНГ Россия. Сотрудничество в сфере торговли между странами СНГ характеризуются высокими темпами роста , что вызвано в основном более интенсивным ростом торговых операций между государствами - участниками СНГ, чем с другими странами мира.

Последовательное выполнение мероприятий Комплекса с учетом поставленных задач по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года необходимо для дальнейшего развития Содружества, повышения конкурентоспособности товарной продукции, наращивания ее качества и объемов выпуска, снижения потерь от взаимной конкуренции при продвижении товаров на внутренний рынок СНГ и в страны дальнего зарубежья.

).Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств. Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированное даже в сравнении с Европейским союзом.

Промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому Республика Беларусь была заинтересована в создании и развитии СНГ.

Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины- база для возможного будущего межгосударственного объединения стран с наиболее мощным экономическим потенциалом.

Эти четыре государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и таможенным союзом. Предусматривается образовать единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и тарифам, добиться гармонизации экономического законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного сотрудничества между интегрирующимися странами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреев А.В. Мировая экономика. Экономическая интеграция в рамках СНГ, направления и проблемы (стр. 72-83)

. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие / Под общ.ред.В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2005. - 431 с.

. Сайт Министерства иностранных дел РБ.

. Сайт Исполнительного комитета СНГ

. Таксанов А., Абрамян Н. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

Похожие работы на - Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в условиях интеграции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!