Торгово-экономические связи Российской Федерации и Аргентинской Республики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,06 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Торгово-экономические связи Российской Федерации и Аргентинской Республики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва"

Кафедра международного бизнеса





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Торгово-экономические отношения России в современных условиях"

на тему "Торгово-экономические связи Российской Федерации и Аргентинской Республики"

Выполнила:

студентка гр. ТД-81

Петрова

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доцент

Ушанова Ирина Сергеевна


Красноярск 2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Аргентина как экономически развитая страна латинской америки

1.1 Экономически развитые страны мира: основная характеристика

1.2 Основные международные экономические организации и союзы Аргентины

Глава 2. Общие сведения об аргентине

2.1 Физико-географическое положение

2.2 Экономический потенциал

2.3 Обзор внешнеэкономической деятельности

Глава 3. Аргентина и Российская Федерация

3.1 Внешняя торговля Аргентины и РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Аргентина - одна из наиболее крупных и экономически развитых стран Латинской Америки. По размерам территории она занимает второе место в Южном Конусе после Бразилии, а по численности населения - третье после Бразилии и Мексики. В Латинской Америке Аргентина выделяется относительно высоким уровнем развития экономики, довольно разнообразной структурой хозяйств со сравнительно развитой промышленностью и высокой долей городского населения.

Аргентина - одна из крупнейших, потенциально самых богатых латиноамериканских стран, которая по размерам валового внутреннего продукта на одного жителя, степени урбанизации, грамотности населения, уровню квалификации рабочей силы, стандартам питания принадлежит к числу латиноамериканских лидеров.

Несмотря на отдалённость Аргентины от Российской Федерации, наши страны в последнее время заключают всё больше контрактов на поставку товаров друг другу. В результате значительно увеличивается рынок сбыта российских товаров и расширяется ассортимент продукции на внутреннем рынке за счёт поступления аргентинских товаров. В результате продукция и её стоимость становятся более конкурентоспособными.

Итак, целью работы является изучение такой развитой страны Латинской Америки, как Аргентина.

Среди задач можно выделить изучение экономического потенциала Аргентины, её участия в процессе международной интеграции, а также привлекательности для нашего государства в качестве внешнеэкономического партнёра.

Объектом исследования является Аргентинская Республика. В качестве предмета исследования можно назвать развитие страны и проводимая её правительством экономическая политика.

аргентина российский внешняя торговля

Среди методов, применяемых в работе, можно выделить метод классификации, метод сравнения, а также метод системного анализа.

Цели и задачи исследования определяют общую структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, а также списка использованных источников.

Глава 1. Аргентина как экономически развитая страна латинской америки

1.1 Экономически развитые страны мира: основная характеристика

Экономически развитые страны мира характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.

Развитые страны занимают господствующее положение в мировой экономике. Они производят 3/4 валового мирового продукта и используют основную часть ресурсов мира. В этих странах проживает менее 16% населения мира, которое, тем не менее, создаёт основную часть экономического и научно-технического потенциала мира. [16]

Влияние развитых стран на мировую экономику огромно. Они определяют состояние экономики, её стратегию и характер изменений.

Во второй половине XX в. развитые страны начали принципиальную перестройку своих хозяйств, направленную на сохранение и укрепление преимуществ в мировом хозяйстве. Перестройка опиралась на убеждения, согласно которым рыночная экономика не может находиться в состоянии постоянного роста без государственной поддержки.

Усиление роли государства в экономическом развитии - важнейшее направление перестройки национальных хозяйств, осуществляющейся в тот период.

Одним из способов, с помощью которого до сих пор устанавливаются государственные приоритеты в экономике, служит планирование. Его опыт позаимствован у бывшего СССР. Но развитые страны не делают обязательными показатели экономических планов. Государство стимулирует их выполнение не директивными (командными), а рыночными мерами. Взамен предоставляются гарантированные заказы и закупки, оказывается содействие в сбыте продукции, переоснащении производства, получении кредитов.

Государственное планирование экономики - разработка государством заданий по развитию экономики и указание путей их выполнения. Благодаря активной государственной позиции развитые страны не только сохранили ведущие места в мировой экономике, но и намного опередили оставшийся мир.

Однако в конце XX в. роль государства в экономике развитых стран изменилась. Рыночные процессы стали освобождаться от чрезмерного государственного регулирования. Была повышена свобода хозяйствующих субъектов, сокращена государственная собственность, снижены расходы государства.

С этого времени начали преобладать идеи экономического либерализма, которые сводятся к тому, что активное вмешательство государства в рыночную экономику способно принести ей только вред. Сторонники этих идей считают, что индивиды лучше государства знают о своих предпочтениях и возможностях, потому эффективное государственное управление частной собственностью, другими элементами рыночной экономики невозможно. Кроме того доказывается, что государственное планирование - излишне жёсткая структура, уступающая в гибкости частным решениям, порождающая борьбу за распределение ресурсов, коррупцию и незаслуженные привилегии.

В современных условиях главным направлением государственного воздействия на экономику выступает ускорение научно-технического прогресса.

Государствами развитых стран приняты меры, поощряющие техническое и технологическое обновление производства, введены льготы при внедрении новых видов оборудования, оказывается помощь в организации и финансировании научных исследований, стимулируются предприятия, осваивающие передовые научно-технические достижения. Созданы государственные лаборатории и научно-исследовательские институты для оказания помощи в освоении этих достижений. В США, Японии и Германии государство осуществляет полный контроль за движением финансовых потоков, следит за всеми инвестициями в производство, заинтересовывает в инвестировании инновационных проектов.

В большинстве развитых стран доля государства составляет 1/3 всех национальных расходов на научно-исследовательскую работу и практическое внедрение разработок.

Прямая государственная поддержка высоких темпов научно-технического прогресса всё чаще дополняется косвенной помощью: например, выполнением программ и проектов по ускоренному развитию отдельных отраслей экономики; организацией сотрудничества между университетами, научно-исследовательскими центрами и промышленными предприятиями. Создание так называемых комплексов "образование-наука-производство" является типичным для развитых стран.

В развитых странах начали создаваться специальные города науки, которые получили название технополисов. В Японии для них отобраны наиболее наукоёмкие производства: создание авиакосмической техники, роботостроение, электроника, вычислительная техника. В США подобный технополис - Силиконовая (Кремниевая) долина в Калифорнии, где расположено множество компьютерных фирм, оказывающих значительное влияние на развитие вычислительной техники.

С помощью государства развитые страны достигли самых высоких в мире темпов научно-технического прогресса. Они владеют наиболее крупным научно-техническим потенциалом. Это главная особенность развитых стран.

Важнейшим показателем научно-технического прогресса принято считать затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Развитые страны осуществляют подавляющую часть этих расходов в мире (около 90%). Например, в США они настолько велики, что соответствуют совокупным расходам всех стран Западной Европы и Японии.

Показателем научно-технического прогресса считается также доля наукоёмкой продукции в промышленном производстве, т.е. доля продукции, производство которой требует особенно больших затрат на НИОКР. Основными производителями такой продукции являются развитые страны, прежде всего США, Япония и Германия.

Производство наукоёмкой продукции наибольшими темпами растет в Германии. Здесь достигнута самая большая величина стоимости, создаваемой наукоёмкими производствами в ВВП, - более 12% (в Японии - 11%, США - 9%). Специалисты предполагают, что в ближайшее время Германия может стать лидером научно-технического прогресса в мире.

Ускорению научно-технического прогресса способствует современная система образования развитых стран. Например, в Японии насчитывается 450 университетов, занимающихся разработками передовых технологий.

Хозяйства развитых стран тяготеют не только к образовательным и научно-исследовательским центрам, но и к источникам квалифицированной рабочей силы. Эти страны больше остальных нуждаются в образованных и высококвалифицированных работниках. В то же время они перемещают начальные ступени промышленного производства в страны Третьего мира с тем, чтобы использовать дешевую рабочую силу. Металлургические, химические и текстильные компании открыли филиалы в Индии, Пакистане, Индонезии и Малайзии.

Научно-технический прогресс преобразует экономику развитых стран. В её структуре сокращается доля отраслей материально-вещественного производства (при сохранении абсолютного роста этих отраслей). В общем объёме валового внутреннего продукта удельный вес продукции промышленности, сельского хозяйства, строительства снизился до 1/3, а доля занятых в этих отраслях - до 40%.

Одновременно происходит расширение сферы услуг. Сейчас в ней аккумулируются огромные производственные и трудовые ресурсы: создаётся основная часть ВВП (примерно 2/3) и занято большинство работающих (свыше 60%).

Перелив ресурсов в сферу услуг ускоряет развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны природы. Это способствует также стремительному росту объёма работ, связанных с обслуживанием туризма, отдыха, развлечений. Но в наибольшей мере - развитию комплекса работ по обслуживанию компьютерной техники и информационной сети Интернет.

Изменение отраслевой структуры экономики под воздействием научно-технического прогресса - важная особенность современных развитых стран.

Одна из основных отраслей экономики этих стран - автомобилестроение. Оно служит своеобразным барометром экономического состояния. От его успехов зависит множество предприятий, поставляющих резину, стекло, пластмассу, кожу, радиоаппаратуру, детали и узлы для автомобилей. Развитые страны производят около 50 млн. легковых и грузовых автомобилей в год. "Законодателями мод" в мировом автомобилестроении выступают компании США и Япония. Среди крупнейших автомобильных фирм мира можно выделить следующие:

·Компании США: Дженерал Моторс, Форд, Крайслер;

·Компании Японии: Тойота, Ниссан, Хонда;

·Компании Германии: Мерседес-Бенц, Фольксваген;

·Компания Италии - Фиат.

Еще одна характерная черта этой группы стран - самый высокий в мире уровень жизни населения. Величина ВВП на душу населения в этой группе в 5 раз превосходит среднемировой уровень. Первые места в мире по данному показателю занимают следующие западноевропейские страны: Швейцария, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания.

Государство "всеобщего благополучия" - государство, основной деятельностью которого является повышение уровня жизни всех слоев общества.

В последнее время в развитых странах происходит отход от политики создания государств "всеобщего благополучия", в этой связи снижаются расходы на социальные цели. Тем не менее, такая политика ни в одной стране не свернута полностью. Социальные расходы остановились на 1/5 ВВП. Специалисты считают, что на этом уровне они сохранятся и в ближайшем будущем.

Страны Первого мира определяют характер мировых экономических связей. Их национальные экономики являются самыми открытыми: в наибольшей мере взаимодействующими с экономиками других стран. Почти 1/5 часть совокупного ВВП этих стран вывозится за рубеж и примерно столько же поступает из-за рубежа.

Особенно открыты экономики небольших стран с ограниченными внутренними рынками. Здесь наиболее велика доля вывозимых из страны капиталов, продукции, услуг. Например, в Бельгии эта доля достигает 70%, Нидерландах - 50%, Австрии - 40%, Швейцарии и Дании - 35% от всей величины ВВП страны. Другой полюс - США и Япония, где иностранный сегмент в ВНП составляет всего 10-15%. [16]

Центральное место во внешнеэкономических связях развитых стран принадлежит движению капитала. Основные потоки перемещаются между США, Японией, Германией и Великобританией. Развитые страны выступают субъектами и одновременно объектами приложения капитала. Самый крупный объект капиталовложений - США.

Основная часть капиталовложений направляется на расширение сферы услуг. Быстрыми темпами возрастают зарубежные капиталовложения в телекоммуникационные услуги и программное обеспечение.

Важное звено внешнеэкономических связей - торговля наукоёмкой продукцией (например, изделиями электроники, автоматизированным оборудованием, приборами электросвязи). Наибольшие объёмы этой продукции поставляются США и Японией.

В последнее время возрастает значение такого звена внешнеэкономических связей, как научно-технический обмен. Происходит торговля патентами, лицензиями передовых технических и технологических разработок, предоставляются образовательные услуги.

Характерной чертой внешнеэкономических связей является их преимущественное осуществление между самими развитыми странами. С другими странами такие связи возможны лишь в ограниченном объёме и только в интересах развитых государств.

Что касается самих экономически развитых стран, то Международный валютный фонд выделяет среди них следующие государства: [21]

1)Австралия,

2)Австрия,

)Бельгия,

)Канада,

)Кипр,

)Чехия,

)Дания,

)Финляндия,

)Франция,

)Германия,

)Исландия,

)Ирландия,

)Израиль,

)Италия,

)Япония,

)Южная Корея,

)Люксембург,

)Мальта,

)Нидерланды,

)Новая Зеландия,

)Норвегия,

)Португалия,

)Сингапур,

)Словакия,

)Словения,

)Испания,

)Швеция,

)Швейцария,

)Великобритания,

)США.

В более полную группу развитых стран Международным валютным фондом включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино.

Организация объединённых наций к числу экономически развитых стран в настоящее время относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономического и социального развития и соответственно валового внутреннего продукта из расчёта на душу населения (свыше 5000 $ США). Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы. [40]

Первую из них образует "большая семёрка стран Запада", в которую входят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это страны-лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. На долю стран этой группы приходится около 50% мирового валового национального продукта и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. ВВП из расчёта на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.

Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы. Хотя политическая и экономическая мощь каждой из них не столь велика, в целом они играют большую, всё возрастающую роль в мировых делах. ВВП из расчёта на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах "большой семерки".

Третью подгруппу образуют внеевропейские страны, среди которых Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые фактически не знали феодализма, да и в наши дни отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. Обычно к этой группе причисляют и Израиль.

Четвёртая подгруппа находится ещё в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того как в разряд экономически развитых были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.

.2 Основные международные экономические организации и союзы Аргентины

Аргентина принимает участие во многих интеграционных группировках на сегодняшний день, среди которых можно назвать UNO, WHO, IMF, ILO, FAO, OAS, MERCOSUR, UNASUR, G20, WTO, Cairns Group и SACN.

Наиболее продолжительным для Аргентины является участие в ООН - с 24 октября 1945 г., со дня официального существования ООН. Аргентина, как и все страны-участницы этой организации, является сторонником курса на поддержание мира и безопасности во всём мире, развития дружеских отношений между странами и оказания содействия социальному прогрессу, улучшения условий жизни и положения дел в области прав человека. Организация известна поддержанием мира и осуществлением гуманитарной помощи. Кроме того, существует целый спектр других областей, где ООН и организации её системы содействуют улучшению положения в мире и, тем самым, влияют на ход повседневной жизни во всём мире. Деятельность Организации многогранна и охватывает широкий круг важных проблем от устойчивого развития и борьбы с терроризмом, поощрения демократии и развития системы управления до охраны окружающей среды и решения глобальных медицинских проблем; от разминирования до развития производства продуктов питания. Кроме этого, делается многое другое в направлении достижения поставленных целей и координации деятельности в интересах глобальной безопасности и судеб будущих поколений. [44]

Что касается членства во Всемирной торговой организации (WTO), то Аргентина вступила в эту организацию еще в начале 1995 г., в результате чего предприятия Аргентины смогли сотрудничать с иностранными партнёрами-членами данной организации на основе справедливой и свободной конкуренции. [33] Тем самым был расширен рынок сбыта отечественных товаров. Таким образом, на импорт аргентинских товаров в странах-членах ВТО не могут быть введены какие-либо внезапные и произвольные ограничения. Тем самым, аргентинские производители не только расширили рынок сбыта своих товаров, но и обезопасили их от нечестной конкуренции, ведь доступ на мировые рынки осуществляется на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений, устранения дискриминации в торговле. [52]

Для поддержания устойчивого экономического роста Аргентина является членом Международного валютного фонда (МВФ), основная задача которого состоит в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчётов. Членство в МВФ важно также для повышения уровня жизни и сокращения бедности, чему Правительство Аргентины придаёт немаловажное значение. [21]

Кроме того, Аргентина является государством-членом Международной организации труда (МОТ), которая занимается вопросами регулирования трудовых отношений. Главными целями этой международной организации являются содействие прав в сфере труда, расширение возможностей достойной занятости населения, расширение социальной защиты, а также укрепление диалога по вопросам регулирования трудовых отношений. [20]

Также Аргентина является членом Организации американских государств (OAS), которая является старейшей региональной организацией в мире (1890). Эта организация была создана для достижения порядка мира и справедливости, способствования солидарности, укреплению сотрудничества и защиты суверенитета государств-членов и своей территориальной целостности, а также независимости этих государств. [29]

Аргентина, как развитая страна, приоритетным направлением которой является развитие сельского хозяйства, продукция которого является основным направлением экспорта, является членом Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO). Деятельность этой организации направлена на уменьшение остроты проблемы нищеты и голода в мире путём содействия развитию сельского хозяйства, улучшению питания, а также на решение проблемы продовольственной безопасности, т.е. обеспечение доступности всем и всегда питания, необходимого для активной и здоровой жизни. В рамках ФАО Аргентина, как страна, занимающаяся, главным образом сельскохозяйственной деятельностью, помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой модернизировать и совершенствовать методы ведения сельского, лесного и рыбного хозяйства и обеспечивать надлежащее питание для всех. [18]

Аргентина также приняла членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая играет немаловажную роль в общественном здравоохранении. Эта организация несёт ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики её изменения. Важность вступления в эту организацию заключается в заботе государства о своих гражданах и своём будущем, ведь в XXI в. охрана здоровья является общей обязанностью, которая включает обеспечение справедливого доступа к основным видам медико-санитарной помощи и общую защиту от транснациональных угроз. [51]

В рамках защиты нации Аргентина также участвует в заседаниях Научно-консультативного комитета по вопросам питания (SACN), который является объединением независимых экспертов. Эта организация консультирует Министерство здравоохранения, а также другие государственные учреждения и ведомства по вопросам, касающимся содержания питательных веществ в отдельных пищевых продуктах, консультации по вопросам диеты и питания людей. [39]

Кроме того, Аргентина на равне с другими странами Латинской Америки (Бразилией и Мексикой), являются членами Группы 20-ти (G20), которая играет всё более заметную роль в формировании мировой экономики. Регион может добиться ещё больших успехов, опираясь на свои достижения, чтобы закрепить экономическую стабильность и энергично взяться за решение хронических проблем низкой производительности и высокого неравенства. [19]

В декабре 2004 г. был сделан важный шаг по пути дальнейшей политической интеграции - был создан Южноамериканский союз наций (UNASUR). В его состав входят Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили и Эквадор. Перед союзом стоит цель объединить страны-участницы в различных областях, отдавая приоритет политическому диалогу, социально ориентированной политике, развитию образовательной, энергетической, инфраструктурной, финансовой и природоохранной сфер. Всё это ставится приоритетом для устранения социально-политического неравенства государств, достижения социального партнёрства и гражданской активности, укрепления демократии и уменьшения различий на пути укрепления суверенитета и независимости государств. Со временем союз намерен превратиться в некое подобие Европейского Союза с прозрачными границами, единой валютой и наднациональными органами. [45]

Наиболее динамичным интеграционным объединением, в котором состоит Аргентина, является Южноамериканский общий рынок (MERCOSUR), образованный в 1991 г. в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Здесь Аргентина наряду с Бразилией играет ключевую роль. Среди задач объединения стран можно выделить проведение единой политики в отношении третьих стран и группировок, координация позиций стран членов на международных и региональных торговых и экономических форумах. В рамках этого объединения созданы такие связи и интересы на основе взаимной торговли и инвестиций на десятки миллиардов долларов, что никакие политические и идеологического разногласия не могут помешать дальнейшему развитию объединения. [25]

Кроме того, Аргентина еще входит в состав Кернской группы (Cairns Group), основная цель которой - содействие развитию свободной торговли сельскохозяйственной продукцией. Эта группа, в частности, поддерживает запрет экспортных субсидий и ряда других государственных субсидий, направленных на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции. Группа является прекрасным примером успешного создания коалиции в области торговли. Действуя коллективно, она имела больше влияния и воздействия на переговорах по сельскому хозяйству, чем отдельные члены могли бы иметь самостоятельно. [8]

Глава 2. Общие сведения об аргентине

2.1 Физико-географическое положение

Аргентина занимает юго-восточную часть материка Южной Америки, восточную часть острова Огненная Земля и близлежащие острова (в том числе и Эстадос). На востоке Аргентинская республика омывается водами Атлантического океана. Что касается соседних государств, то на западе Аргентина граничит с Чили, на севере - с Боливией и Парагваем, на северо-востоке - с Бразилией и Уругваем.

Территория Аргентины вытянута, наибольшая её протяжённость с севера на юг составляет 3,7 тысяч километров. Большая протяжённость морских границ сыграла важную роль в развитии её внешних экономических связей.

Площадь Аргентины равна 2,8 млн. кв.км (без Фолклендских (Мальвинских) островов, территория которых является спорной между Аргентиной и Великобританией).

Природа Аргентины разнообразна, вследствие большой протяжённости страны с севера на юг и различий в рельефе. По строению поверхности страну можно разделить на две половины: равнинную - северную и восточную, возвышенную - западную и южную.

Вдоль всей западной границы Аргентины простираются Анды - крупнейший горный массив Западного полушария, который отличается сложностью и разнообразием геологического строения.

На северо-западе на высоте 3-4 тыс. м лежит обширное замкнутое вулканическое плато Пуна. Горы, обрамляющие его с востока, поднимаются до 6.5 тыс. м и заканчиваются величественными снежными вершинами Невадос.

Южнее Анды резко сужаются. Наибольшей высоты достигают они в центральной части, где преобладают альпийские заострённые формы рельефа. Здесь поднимаются увенчанные мощными снежными шапками самые высокие вершины Южной Америки: Аконкагуа (6960 м), Тупунгато, Мерседарьо. Сочетание разнообразных форм рельефа с различной цветовой гаммой склонов и снежным нарядом гор создаёт величественную и неповторимую красоту горных ландшафтов Анд.

От северной границы и до реки Параны на востоке расстилается равнина Гран-Чако, заполненная обломочным материалом. Эта равнина покрыта труднопроходимыми тропическим лесами, а местами и вовсе заболочена.

Аргентина расположена в трёх климатических поясах: тропическом, субтропическом и умеренном. Лето на юге страны холодное: средние температуры даже самого тёплого месяца (января) +15°С. "Полюсом жары" в Аргентине является тропическая область Гран-Чако на севере, где летом воздух прогревается до 30-40°С, а зимой средние температуры достигают 17-20°С выше нуля. Годовое количество осадков летом убывает на равнинах с востока на запад с 1400-1600 до 100-300 мм, в горах оно снова возрастает. Больше всего осадков получают восточные склоны Южных Анд (до 2 тыс. мм, а местами даже до 5 тыс. мм в год), а из равнинных областей - Энтре-Риос на северо-востоке Аргентины (до 1.6 тыс. мм в год)

Несмотря на богатство Аргентины полезными ресурсами геологическая изученность территории в целом низка. Но одна из основных проблем развития отраслей промышленности Аргентины заключается в крайне неблагоприятном размещении сырья (преимущественно в окраинных, малообжитых районах). Так, например, в Патагонии (30% территории страны) отмечается сочетание источников минерального сырья и топлива, водных и лесных ресурсов. На этот район уже сейчас приходится половина продукции горнодобывающей промышленности. Однако в этом районе проживает лишь 3 % населения страны.

Природной основой экономического развития являются, в первую очередь, богатые земельные ресурсы Аргентины. В структуре всего земельного фонда сельскохозяйственные угодья занимают около 70 % (преобладают пастбища). Благоприятное сочетание агроклиматических ресурсов определило специализацию страны в общей структуре международного разделения труда на зерновом хозяйстве и животноводстве на естественных пастбищах.

.2 Экономический потенциал

Аргентина располагает весьма разнообразными природными ресурсами, в том числе минеральными и энергетическими, которые до сих пор освоены в незначительной степени. Для экономической деятельности характерен крайне высокий уровень территориальной концентрации, прежде всего, в прибрежной зоне Пампы. Особенно велик аграрный потенциал, который до сих пор остаётся основной специализацией страны в международном разделении труда.

В конце ХХ в. можно наблюдать значительный рост промышленного потенциал страны. Ускорилось создание энергетики, металлургии, химических и нефтехимических производств, машиностроения. На сегодняшний день удельный вес этих отраслей в валовом промышленном продукте страны превышает 50%. На всю же промышленность приходится в настоящее время около 30% ВВП.

Заметно выросли производительность труда и концентрация производства, достигнуто обеспечение многими видами оборудования, полуфабрикатами и топливом. Начали складываться отдельные наиболее современные промышленные отрасли, определяющие сегодня важнейшие направления научно-технического прогресса (электроника, информатика, атомная промышленность). Заметный импульс получило развитие промышленности во внутренних районах.

Возможности развития энергетики, горнодобывающей промышленности и в целом минерально-топливной базы значительны, и в обозримом будущем ресурсный фактор не будет препятствием к экономическому росту.

Что касается природных ресурсов, то благодаря разнообразию рельефа и особенностям своего геологического строения Аргентина располагает богатой минерально-сырьевой базой для развития промышленности. В западных районах имеются рудные полезные ископаемые. Страна выделяется запасами урановых, марганцевых, медных руд, бериллия; есть свинцово-цинковые, вольфрамовые и железные руды. По запасам урановых руд Аргентина входит в десятку ведущих стран мира.

Из топливно-энергетических ресурсов наибольшее значение имеют природный газ и нефть. Основные месторождения приурочены к осадочным породам в прогибах Патагонской платформы и межгорным прогибам Анд и на острове Огненная Земля. Достоверные запасы природного газа Аргентины оцениваются в 600 млрд. кубометров. Кроме того, в провинции Патагония есть небольшие запасы бурых углей.

Аргентина выделяется запасами неметаллических ископаемых, в том числе серы. Довольно многочисленны залежи различного строительного сырья, такого как мрамор, гранит и т.д.

Сложность освоения сырьевой базы ограничивает потенциал металлургии. Характерной чертой отрасли остаётся наличие довольно многочисленных и сравнительно небольших предприятий, ориентирующихся на импорт промежуточных продуктов (металлолома, кокса, меди) и сосредоточенных, как правило, в прибрежном районе, вдали от местных источников металлургического сырья. В то же время в последние десятилетия накоплен немалый технологический опыт, снизилась капиталоёмкость отрасли, проводится модернизация действующих предприятий, создаются некоторые новые направления (например, производство первичного алюминия). Эти сдвиги дают основание ожидать в перспективе частичного оздоровления отраслевой структуры и уменьшения производственных диспропорций, достижения в целом самообеспечения чёрными и некоторыми цветными металлами.

К числу перспективных групп производств относится химическая и нефтехимическая промышленность. Для развития последней из них в стране имеются благоприятные предпосылки: наличие разнообразного химического сырья, самообеспечение нефтью и открытие крупных месторождений природного газа, сравнительно разветвлённая сеть трубопроводов, создание при участии государства ряда нефтехимических центров (полюсов) по производству базовых углеводородов.

Уже в ближайшем десятилетии ожидается усиление тенденции к самообеспечению важнейшими химическими и нефтехимическими продуктами, а следовательно, и к расширению их экспорта. Это объясняется как ресурсными факторами, так и необходимостью сократить импортные расходы и наличием повышенного спроса на целый ряд химикатов (прежде всего, со стороны агропромышленного комплекса). Одновременно реализация этой тенденции закладывает основу для более интенсивного развития таких современных производств, как тонкая химия, биотехнология, фармацевтика. Потенциальные экспортные возможности отрасли значительны, однако их претворение в жизнь требует более глубокой переработки исходного углеводородного сырья и увеличения на этой основе поставок различных нефтехимических продуктов, прежде всего в рамках интеграционных процессов стран Южной Америки. [28]

Комплекс машиностроительных отраслей выпускает весьма разнообразную продукцию. Значительного уровня развития достигло производство сельскохозяйственных машин, оборудования для лёгкой и пищевой промышленности, многих товаров бытового назначения. Одной из основных отраслей остаётся автомобилестроение, которое отличается разветвленностью производственных, организационных и территориальных связей. В конце прошлого столетия автомобилестроение вышло на первое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по объёму производства, потеснив пищевую промышленность. Предприятия отрасли создавались при активном участии иностранного капитала, тогда выпускались автомобили европейских и американских марок, предпочтение отдавалось производству легковых авто. В настоящее же время отрасль переживает некоторые трудности, в результате которых исчез целый ряд автомобильных компаний, произошло закрытие заводов-терминалов. Государством предпринимаются меры по устранению данной ситуации за счет развития интеграционных связей с Бразилией (к примеру, произошло создание совместной автомобильной компании "Аутолатина", действующей на рынках обеих стран).

В то же время отдельные современные подразделения машиностроения (электроника, станкостроение, производство промышленных роботов и автоматизированных линий и т.д.) представлены недостаточно. Со сравнительно слабым развитием этих производств связаны проблемы современного аргентинского машиностроения: слабость внутриотраслевых и межотраслевых связей, невысокая конкурентоспособность, зависимость от импорта машин и оборудования. Для расширения выпуска и экспорта машиностроительной продукции, предназначенной для нуждающихся в технической перестройке секторов экономики (сельского хозяйства, пищевой индустрии, энергетики, транспорта), имеются немалые резервы, в том числе определённая технологическая база, опыт, кадры. Но это требует глубокой качественной и весьма капиталоёмкой перестройки машиностроительной отрасли. Этот факт не отрицает возможности увеличения уже в ближайшей перспективе выпуска и экспорта отдельных классов относительно сложной машиностроительной продукции, в том числе металлообрабатывающих станков, персональных компьютеров, ядерного оборудования.

Значительное развитие получили отрасли, базирующиеся на переработке сельскохозяйственного сырья, и прежде всего, пищевая промышленность. Эти традиционные отрасли до сих пор во многом определяют специализацию Аргентины в мировом хозяйстве. В настоящее время их развитие серьёзно ограничивается трудностями сбыта продукции, необходимостью модернизации и технического переоснащения производственной базы. Однако, оценивая перспективы, следует подчеркнуть, что финансовые и технологические потребности этой группы отраслей относительно невелики и, что особенно важно, в стране имеется мощная и крайне разнообразная сырьевая база для наращивания их производственных мощностей.

Аргентина обладает исключительно благоприятными общими предпосылками для развития сельского хозяйства, в том числе одной из плодороднейших и крупнейших по размерам черноземных областей в мире, относительно низкой плотностью населения, чрезвычайно разнообразными природными и климатическими условиями на протянувшейся на тысячи километров с севера на юг территории.

Традиционно сельское хозяйство занимает ключевые позиции в экономике. Здесь занято около 12% экономически активного населения. Аграрный сектор обеспечивает почти 17% ВВП и порядка 70% экспортных поступлений (включая экспорт промышленных изделий, базирующихся на несложной переработке сельскохозяйственной продукции: мясо, сахар, растительные масла, кожа, шерсть). Именно аграрная продукция до сих пор определяет место Аргентины в международном разделении труда.

Возможности вывоза аграрной продукции ограничиваются преимущественно внешними факторами, среди которых протекционистские барьеры в отношении ряда продуктов на традиционных рынках сбыта, медленное увеличение платежеспособного спроса в развивающихся странах, растущая конкуренция между США и ЕЭС, ухудшающая условия сбыта зерновых и некоторых других товаров. Сказывается и удаленность Аргентины от основных потребителей её сельскохозяйственной продукции. И всё же качество этой продукции достаточно высоко, а себестоимость низка. Кроме того, на мировом рынке постоянно увеличивается спрос на экологически чистую продукцию, для производства которой в Аргентине есть все необходимые условия.

Учитывая, что в условиях относительно низкой освоённости минерально-сырьевой базы, отставания научно-технических разработок, сохраняющейся зависимости от импорта сырья, промежуточных продуктов и технологии, аграрному сектору всё же будет принадлежать центральная роль практически в любой долговременной программе или стратегии хозяйственного развития. Весьма существенно, что расширение аграрного производства связано с гораздо меньшими затратами по сравнению, например, с энергетикой или обрабатывающей промышленностью. Кроме того, в данном контексте представляется немаловажным и специализация этой отрасли на выпуске базовых пищевых продуктов (зерна и мяса), которые всегда будут востребованы.

Кроме того необходимо отметить, что незначительно используются возможности ряда пока еще нетрадиционных для экспорта страны, но характерных для её региональных экономик направлений сельскохозяйственного производства. Речь идёт о выращивании фруктов в умеренной зоне в северной Патагонии, винограда и овощей, цитрусовых и табака - в провинциях Запада и Северо-Запада, чая - на Северо-Востоке. Крайне низка и степень освоенности рыбных богатств, как пресноводных, так и морских. В целом резервы наращивания аграрной продукции значительны.

Освоение огромного природного потенциала страны и вовлечение в оборот новых источников сырья и топлива, хозяйственный подъём внутренних районов, преодоление исторически сложившихся диспропорций в концентрации производства в прибрежной зоне, а также углубление интеграционных процессов в Южной Америке теснейшим образом связаны с совершенствованием транспортной системы. По протяженности железных дорог Аргентина занимает первое место в Латинской Америке. Но эта сеть отличается низким уровнем технического оснащения и электрификации, разноколейностью, сосредоточена главным образом в зоне Пампы. В результате основная часть грузоперевозок в настоящее время осуществляется относительно более дорогим видом транспорта - автомобильным. В области морских перевозок слабым местом остаётся портовое хозяйство. Основные порты страны, такие как Буэнос-Айрес, Ла-Плата, Росарио, Байя-Бланка, расположенные на побережье Пампы. Они не справляются с возросшими грузопотоками и сталкиваются с серьёзными трудностями в обслуживании современных крупных судов.

На сегодняшний день приоритетным направлением в сфере транспорта остаётся модернизация железных дорог и портового хозяйства. Не менее важно, в том числе и в плане выхода на рынки соседних стран и расширения экспорта нефти и природного газа (например, в Бразилию), строительство новых трубопроводов. Стабильное обеспечение энергетических потребностей страны требует также завершения кольцевания региональных энергосистем и формирования единой сети высоковольтных линий электропередач. Более полная реализация экономического потенциала страны немыслима без изменения исторически сложившейся конфигурации транспортной сети и преодоления недостатков, присущих ярко выраженной радиальной схеме транспортных магистралей, ориентированных на столицу.

При анализе экономики Аргентины необходимо упомянуть такой немаловажный фактор производства как трудовые ресурсы, которые характеризуются в этой стране не только значительными количественными, но и качественными параметрами. В государстве насчитывается более полумиллиона лиц с высшим образованием, действует разветвлённая система высших учебных заведений для подготовки высоких специалистов, неграмотность населения не превышает 5%. По охвату населения начальным и средним обучением страна лидирует в регионе, приближаясь в ряде случаев к уровню отдельных западноевропейских государств.

Таким образом, речь идёт о сложившейся системе образования, которая может служить основой кадрового обеспечения экономического роста и национальной научно-исследовательской работы. Власти Аргентины отдают приоритет этой отрасли, считая, что без её самостоятельного развития невозможно создание в дальнейшем многих современных производств. В стране уже давно наблюдается тенденция к расширению национальной научно-исследовательской работы, были достигнуты несомненные успехи в некоторых исследовательских направлениях. Так, Аргентина первой в Латинской Америке построила экспериментальный атомный реактор, ввела первую в регионе АЭС в 1974 г., в настоящее же время осуществляется поставка исследовательских реакторов за границу.

2.3 Обзор внешнеэкономической деятельности

В настоящее время основными задачами внешнеэкономического курса Аргентины являются:

-достижение полной нормализации отношений с мировыми финансовыми центрами;

-возвращение Аргентине инвестиционной привлекательности;

-оказание поддержки национальным предпринимателям в выходе на новые рынки товаров и услуг;

-укрепление отношений и налаживание сотрудничества с теми государствами (прежде всего развивающимися), которые разделяют подходы Аргентины к актуальным международным экономическим и финансовым проблемам;

-расширение рынков сбыта (при этом особое внимание уделяется странам, обладающим высоким экономическим потенциалом, среди которых выделяются страны-члены ЕС, КНР, ЮАР, Индия и Российская Федерация);

-диверсификация экспортного предложения.

В современных условиях аргентинское руководство сосредотачивает усилия на продвижении национальной продукции на внешние рынки и ограничении импорта. В этой связи еще в 2009 г. была разработана программа содействия развитию экспорта и освоению внешних рынков, увеличены импортные пошлины на отдельные виды товаров, а также усилен контроль за импортом ряда потребительских товаров, в том числе путём введения процедуры неавтоматического лицензирования. Наибольший контроль за импортом продукции осуществляется в таких секторах как детские товары, игрушки, велосипеды, обувь и текстиль и, в меньшей степени, затрагивает звукозаписывающую аппаратуру и некоторые другие товары. Отдельно усиливается контроль за импортом товаров из КНР и Бразилии (текстильная продукция, запасные части к мотоциклам, так называемые товары "белой линии" - холодильники, кухонные плиты и стиральные машины).

Неавтоматическое лицензирование импортных товаров касается бытовой техники, сельхозмашин (тракторы, сеялки), металлургической продукции, а также продукции обувной и текстильной промышленности.

Что касается показателей товарооборота, то объём экспорта составляет порядка 76,0 млрд. долл. в 2011 г. Основу экспорта Аргентины составляют товары сельскохозяйственного происхождения, объединяющие продукцию пищевой, текстильной и кожевенной промышленности. В основном это соевые бобы, нефть и газ, автомобили, мясо, кукуруза, пшеница, цветные металлы. Что касается зарубежных партнёров, то среди наиболее важных направлений экспорта страны можно выделить такие страны как Бразилия (22.3 % общего объёма экспорта), Китай (11.1 %), США (7.6 %).

Рассматривая показатели импорта, необходимо отметить, что его объём в 2011 г. составил 62 млрд. долл. В основном, в страны ввозятся машины и оборудование, транспортные средства, химические товары, металлы, пластмасса. В этом направлении товарооборота наиболее крупными партнёрами страны являются Бразилия (32.7 % общего объёма импорта), США (15.3 %), Китай (11.5 %). [10]

В целом, Аргентину за последнее десятилетие можно считать лидером в эффективном использовании своих производственных ресурсов: богатого природного потенциала, грамотных специалистов. Кроме того, еще с конца 90-х гг. прошлого столетия начала усиливаться финансовая система Аргентины, банки уже тогда начали получать огромные депозиты, что является признаком масштабного формирования капитала для экономики в целом. Более того, Аргентина является привлекательной с точки зрения окупаемости вложений иностранных партнёров, свидетельством чего служит огромный приток иностранных инвестиций в экономику страны. Такие инвестиции сосредотачиваются, в основном, в сфере телекоммуникаций, добычи сырой нефти, природного газа, выработки электроэнергии, разработке различных химикатов, как в фармацевтических, так и в аграрных целях, обработке пищи и других отраслях. [15]

Аргентине, как государству, обладающему немалым экономическим потенциалом, со столь значительными объёмами товарооборота, необходимо также заботиться о собственной экономической безопасности. В связи с этим необходимо рассмотреть принимаемые государством меры в отношении защиты экономики.

Режим экспортного регулирования характеризуется, в основном, действием соответствующих режимов содействия развитию экспорта и режимов, предусматривающих дополнительные требования, условия и ограничения экспорта, а также применением положений об освобождении экспортных сделок от уплаты НДС и об осуществлении регистрации экспортёров в таможенных органах.

В сфере тарифного регулирования экспорта необходимо отметить такую особенность, как отсутствие вывозных таможенных пошлин и сборов на подавляющую часть товарных позиций Общей номенклатуры Меркосур (OHM), применяемой в Аргентине. Исключение составляют отдельные товарные позиции группы "Семена и плоды масличных культур" (ставка пошлины 3,5%) и группы "Кожевенное сырье (кроме меховых шкур и кожи)" (ставка пошлины 5%).

Наряду с поощрениями экспортных операций существуют специальные дополнительные требования, условия и ограничения, которые установлены для экспорта отдельных групп специфических товаров:

·диких растений и животных, изделий, производимых из них;

·произведений искусства и предметов антиквариата;

·оружия;

·материалов двойного назначения;

·морепродуктов (креветки);

·отдельных растений;

·продуктов питания растительного и животного происхождения;

·наркотических и психотропных веществ.

В 1999 г. вступила в силу и начала применяться Резолюция 305/99 Секретариата по промышленности, торговле и горному делу, предусматривающая обязательное предъявление сертификата происхождения товара при таможенном оформлении импортных товаров, происходящих из стран, которые не являются членами ВТО. В соответствии с инструктивным указанием 61/99 в перечень стран, на которые распространяется данная резолюция, входят 45 государств, в том числе и Российская Федерация.

Действие резолюции не распространяется только на аксессуары и компоненты товаров группы 84 (ядерные реакторы, котлы), 85 (электрические машины и оборудование) и 27 (топливо мин., нефть и нефтепродукты).

Указанный, сертификат также необходим для товаров, поступающих в страну из СЭЗ или СТЗ, расположенных в Аргентине, в случае, если этот товар происходит из стран, не являющихся членами ВТО.

Применение к товару режима сертификата происхождения означает обязательное прохождение таможенного контроля.

В Аргентине накоплена значительная практика использования механизмов защиты внутр. рынка, которая ведёт свой отсчет еще с 1994 г. Тогда была создана Национальная комиссия по внешней торговле и действовала законодательная база в области мер защиты внутреннего рынка, подготовленная на базе соответствующих статей ГАТТ и соглашений ВТО.

В Аргентине применяются такие защитные меры, как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. И наиболее пострадавшей страной от введения в Аргентине таких защитных мер стал Китай, по отношению к которому они применяются почти по 5,5% от всего импорта в Аргентине. Далее следует Южная Корея (2,8%), Тайвань (2%), Парагвай (1,4%) и Бразилия (1,1%). [17]

Глава 3. Аргентина и Российская Федерация

.1 Внешняя торговля Аргентины и РФ

Коммерческие связи этих двух стран были налажены после установления между ними в 1946 г. дипломатических отношений. Необходимо отметить, что российско-аргентинские торгово-экономические связи основываются на достаточно широкой юридической базе:

·Межправительственное соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве от 25.05.1993г.,

·Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 25.06.1998г.,

·Протокол о правовом положении Торгового представительства СССР в Аргентине от 05.11.1984г.,

·Соглашение о создании Российско-Аргентинских многопрофильных процессинговых компаний по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству от 25.05.1993г.;

·Соглашение о взаимных кредитах между ЦБ Аргентины и Внешнеэкономбанком от 06.07.1995г., предусматривающее предоставление взаимных кредитных линий;

·Соглашение о сотрудничестве между таможенными службами от 14.11.1997г.;

·Соглашение о научно-техническом сотрудничестве от 25.11.1997г.;

·Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 26.06.1998г.

Что касается объёма товарооборота между этими странами, то среднегодовой его показатель составляет более 1 млрд. дол. [34]

Необходимо отметить, что в 2007-2009 гг. объём товарооборота между Россией и Аргентиной несколько снизился. Это обусловлено как мировым экономическим кризисом, так и повышением цен на ряд товаров агропромышленного комплекса аргентинской стороной, в результате чего российские фирмы были вынуждены переключиться на других зарубежных поставщиков, что соответственно снизило объём импорта таких товаров.

На сегодняшний день, как отмечал не раз сам Дмитрий Анатольевич Медведев, Россия активно продвигает свои интересы в Латинской Америке и, в частности, на аргентинском рынке. В 2010 г., когда между нашими странами начало возобновляться тесное сотрудничество, был заключён ряд соглашений и контрактов в сфере военно-технического сотрудничества, энергетики, космоса и транспорта, в рамках которых и по сей день осуществляются поставки военной техники, деталей и машин, оборудования (в том числе и на гидроэлектростанции Аргентины). Кроме того, страны сотрудничают в области железнодорожного сообщения, ведь для Аргентины это проблема, требующая немедленного решения. [34]

На сегодняшний день в российско-аргентинском товарообороте значительную часть составляет сельскохозяйственная продукция, в том числе различные удобрения, а также продуктовые товары (растительные и животные масла, шерсть, фрукты и цитрусовые, вино, чай, сахар, мясо).

Основными товарами, по которым заключаются наибольшие объёмы внешнеторговых сделок, являются дизельное топливо, минеральные удобрения и растительные масла - на их долю приходится порядка 60% от общего объёма товарооборота.

Необходимо отметить также достаточную хозяйственную автономию провинций Аргентины для осуществления внешнеэкономической деятельности. Между отдельными регионами России (Уральский регион, Краснодарский и Ставропольский края, Московская, Челябинская, Пермская и Орловская область) и провинциями Аргентины (провинция Буэнос-Айрес, Кордоба, Мендоса, Сальта, Мисьонес, Энтре Риос) заключены соглашения о сотрудничестве. В рамках этих соглашений осуществляются прямые поставки российской машинно-технической продукции (дорожно-строительные машины, автотехника). Кроме того, осуществляются встречные закупки продукции, производимой в аргентинских провинциях (главным образом - сельскохозяйственной).

Возможности России в области межрегионального сотрудничества основываются на поиске взаимных интересов: продажа традиционных товаров провинций Аргентины, в основном пищевых продуктов, вина и табака в обмен на покупку в России машин и оборудования - наиболее важной статьи экспорта отдельных областей России.

3.1 Проблемы внешнеторговых отношений и их решение

Рынок Аргентины, в целом, один из наиболее ёмких в Латинской Америке. Однако имеется ряд факторов внутреннего и внешнего характера, которые не способствуют проникновению на аргентинский рынок экспортёров из России. Среди таких факторов можно выделить следующие:

·затянувшийся экономический кризис в Аргентине, из которого страна выходит стремительными темпами;

·взаимные обязательства внутри общего рынка стран Меркосур;

·весьма строгие на уровне развитых стран Запада требования к ввозимым товарам, среди которых можно выделить сертификацию и омологацию, особенно к машинам, оборудованию, станкам, электронике и другим высокотехнологическим изделиям;

·нежелание развитых стран, особенно США, видеть Россию на аргентинском рынке в качестве конкурента, в том числе и в связи с огромными объёмами инвестиций и финансовой помощи Аргентине со стороны указанных стран;

·фирмы развитых стран предоставляют аргентинским фирмам отсрочки платежей на 5-10 лет за ввозимые ими товары, особенно средства производства; на этом фоне российские условия платежей (с отсрочкой, в лучшем случае, 90 дней с даты отгрузки, и в худшем случае частичная или, что чаще - 100% предоплата) являются сами по себе непреодолимым препятствием экспорту подавляющего большинства российских товаров и услуг в большинство стран Латинской Америки;

·ослабленное состояние российской экономики в целом и ограниченность экспортных возможностей российских фирм (например, производство грузовых автомобилей "Камаз" снизилось за последние 10 лет в 7 раз, и сейчас медленно восстанавливает свой потенциал; то же самое происходит в машиностроении в целом, в черной металлургии и других отраслях);

·в связи с ликвидацией монополии внешней торговли в России и неблагоприятным опытом ряда аргентинских фирм в торговле с Россией у аргентинских предпринимателей продолжают оставаться опасения в качестве продукции, в своевременном получении нужного количества запчастей, в обеспечении платежей, в гарантийном и постгарантийном обслуживании, в точном выполнении всех конкретных обязательств российскими фирмами.

Эти проблемы требуют их незамедлительного решения путём переговоров сторон. Кроме того, необходимо привести стандарты в рамках Меркосур к положениям, не противоречащим взаимной торговли России и Аргентины. Что касается высоких требований к импортным товарам, то российским фирмам необходимо производить конкурентную продукцию, отвечающую таким требованиям аргентинской стороны. В отношении условий платежа российской стороне необходимо пересмотреть свою экономическую политику и пойти навстречу Аргентине, предоставив более выгодные условия платежа (увеличить сроки оплаты за ввезённые в Аргентину российские товары). Конечно, российской стороне нужно позаботиться и о своём авторитете на рынке, который, как правило, зарабатывается годами и является результатом своевременных поставок доброкачественного товара. Российские фирмы должны с большей ответственностью подходить к поставкам товаров на международный рынок, в частности, в Аргентину.

На указанном неблагоприятном фоне за последние годы внешняя торговля между двумя странами не получила значительного развития. Вместе с тем, имеются ожидания укрепления и дальнейшего роста товарооборота.

Среди перспективных товаров российского экспорта в Аргентине можно отметить:

·дорожно-строительную технику;

·нефтепродукты, в том числе дизельное топливо и смазочные материалы;

·различные производные углеводородов;

·минеральные удобрения, содержащие фосфор и калий;

·каучук синтетический;

·ленты транспортные и ремни приводные резиновые;

·шины (покрышки) пневматические, резиновые;

·бумага газетная в рулонах и листах;

·текстильные материалы и изделия для технических целей;

·стекловолокно (включая стекловату) и изделия из него;

·титан и изделия из него, включая лом;

·инструмент сменный ручной, с механическим приводом для станков (включая инструмент для волочения и экструдирования металла);

·бритвы и лезвия (включая заготовки для лезвий);

·турбины газовые;

·оборудование переплетное (включая брошюровочные машины);

·пиротехнические изделия;

·трубы, трубки, шланги и фитинги из пластмасс;

·оснастка для шрифтоотливки или набора шрифта для подготовки или изготовления печатных блоков, пластин, цилиндров и других типографских элементов;

·оборудование печатное, включая краскоструйные печатные машины, вспомогательные машины и механизмы;

·подшипники шариковые и роликовые;

·электронагревательные приборы;

·фотокамеры и фотовспьшки;

·аппаратура для рентгеновского, альфа-, бета-, или гамма - излучения для использования в медицинских целях;

·оружие огнестрельное разное.

Аргентина практически полностью зависит от инвестиций транснациональных компаний (ТНК), что также является проблемой экономического развития, а следовательно, и выхода на более широкий рынок, в том числе и на российский. К примеру, только часть гражданского строительства осуществляется небольшими отечественными фирмами. При этом для них объявляются отдельные тендеры на небольшие объекты. Все крупные тендеры, а в Аргентине все строится на тендерной основе, объявляются как международные. Победа в тендере определяется по следующим основным показателям, в порядке возрастания их важности:

)новизна технологий;

2)цeнa;

)скорость исполнения проекта;

)способность участника тендера к самофинансированию;

)продолжительность отсрочки платежей (кредитования), которое может колебаться в пределах 10-30 лет, редко ниже 10 лет.

Обычно ТНК вкладывают капитал в проекты, которые затем эксплуатируются ими же практически бессрочно (минимум до полного возмещения инвестиций в ходе эксплуатации, затем идёт расширение и, модернизация). В случае наличия средств и желания, Аргентина может выкупить эти объекты, находящиеся в так называемом "бессрочном лизинге", но такие случаи единичны.

Для российского бизнеса хороший потенциал открывается в энергетике, нефтяном и газовом секторах, в железнодорожном строительстве, в производстве продуктов питания и биотоплива, в биотехнологиях, автомобильной промышленности и поставках сельскохозяйственного оборудования. Аргентинская сторона, в свою очередь, гарантирует защиту инвестиций, экспатриацию доходов, возможность получения внутренних кредитов, причём иностранные инвесторы получают такие же права, как и местные предприниматели, и имеют возможность пользоваться многочисленными льготами (горизонтальными - снижение налогов на первом этапе работы, секториальными - действующими в лесной промышленности, туризме и автопроме, а также рядом льгот в регионах).

Развитию российско-аргентинских отношений долгое время мешало непризнание аргентинской стороной рыночного статуса российской экономики. Ранее нерыночный статус российской экономики вёл к тому, что Аргентина применяла к российскому импорту антидемпинговые меры (например, в отношении российской стали). Вместе с тем, многие аргентинские товары в соответствии с Договором о взаимных торговых преференциях с Российской Федерацией от 1993 г. получали 25% -ную скидку от импортной таможенной пошлины. Такая скидка распространялась и на важнейшую статью аргентинского экспорта - на продовольствие. К счастью, эта проблема была решена в результате вступления России в ВТО. [24]

Необходимо отметить, что российско-аргентинские отношения развиваются недостаточно активно и в результате нехватки взаимной информативности. Здесь необходимы усилия маркетологов и рекламщиков. Кроме того, банковское взаимодействие государств недостаточно тесно, а ведь без этого не может быть масштабных проектов. Конечно, на небольшой привлекательности аргентинского рынка для российских инвесторов сказывается и отдалённость государств, ведь крупные российские инвесторы интересуются, в первую очередь, европейскими партнёрами, которые находятся ближе к России. А что касается государственной поддержки экспортёров, то она не распространяется на Латинскую Америку.

Отдалённость государств, к счастью, не сказывается на их партнёрстве в области сельского хозяйства. Как неоднократно отмечал глава Россельхознадзора, российское Правительство намерено строить долгосрочные и взаимовыгодные отношения с Аргентиной, ведь именно аргентинская сторона является крупнейшим поставщиком сельскохозяйственной продукции в Россию. Здесь также важно и то, что наши страны конкурируют за счёт качества своей продукции, а не за счёт государственных субсидий, как поставщики такой продукции из Европы и США.

Заключение

Аргентина располагается в Южной Америке и занимает достаточно обширную по площади (вторую после Мексики на континенте) и разнообразную по рельефу территорию. Несмотря на богатство Аргентины полезными ресурсами геологическая изученность этой территории, к сожалению, низка. Одной из основных проблем развития отраслей промышленности Аргентины является неблагоприятное размещение сырья (преимущественно в окраинных, малообжитых районах). Природной основой экономического развития страны являются, в первую очередь, её богатые земельные ресурсы. В структуре всего земельного фонда сельскохозяйственные угодья занимают около 70 % (преобладают пастбища). Аргентина располагает весьма разнообразными природными ресурсами. Особенно велик аграрный потенциал страны. Благоприятное сочетание агроклиматических ресурсов определило специализацию страны в общей структуре международного разделения труда на зерновом хозяйстве и животноводстве на естественных пастбищах.

Сейчас можно наблюдать значительный рост промышленного потенциала Аргентины. Ускорилось создание энергетики, металлургии, химических и нефтехимических производств, машиностроения.

Что касается природных ресурсов, то благодаря разнообразию рельефа и особенностям своего геологического строения Аргентина располагает богатой минерально-сырьевой базой для развития промышленности, топливно-энергетическими ресурсами.

Помимо богатой сырьевой базы Аргентина обладает ценными трудовыми ресурсами, что немаловажно для развития экономики страны.

В целом, Аргентину можно считать лидером в эффективном использовании своих производственных ресурсов: богатого природного потенциала, грамотных специалистов.

На сегодняшний день Аргентина активно участвует в интеграционных процессах. Среди интеграционных группировках, в которые она входит можно назвать UNO, WHO, IMF, ILO, FAO, OAS, MERCOSUR, UNASUR, G20, WTO, Cairns Group и SACN. Участие в этих международных организациях позволяет открывать мировые рынки сбыта продукции, повышать конкурентоспособность товаров, а также накапливать ценный опыт международного сотрудничества.

Для России Аргентина является выгодной с точки зрения международного сотрудничества несмотря на свою географическую удалённость. Сегодня Россия активно продвигает свои интересы в Латинской Америке и, в частности, на аргентинском рынке. За последние годы был заключён ряд соглашений и контрактов в сфере военно-технического сотрудничества, энергетики, космоса и транспорта, в рамках которых и по сей день осуществляются поставки военной техники, деталей и машин, оборудования (в том числе и на гидроэлектростанции Аргентины). Необходимо отметить, что в российско-аргентинском товарообороте значительную часть составляет сельскохозяйственная продукция, в том числе различные удобрения, а также такие продуктовые товары, как растительные и животные масла, шерсть, фрукты и цитрусовые, вино, чай, сахар, мясо. Основными товарами, по которым заключаются наибольшие объёмы внешнеторговых сделок, являются дизельное топливо, минеральные удобрения и растительные масла.

Возможности России в области межрегионального сотрудничества основываются на поиске взаимных интересов: продажа традиционных товаров провинций Аргентины, в основном пищевых продуктов, вина и табака в обмен на покупку в России машин и оборудования - наиболее важной статьи экспорта отдельных областей России.

Рынок Аргентины, в целом, один из наиболее ёмких и привлекательных в Латинской Америке. Однако имеется ряд проблем внутреннего и внешнего характера, которые не способствуют проникновению на аргентинский рынок экспортёров из России, в результате чего за последние годы внешняя торговля между нашими странами не получила значительного развития. Вместе с тем, имеются ожидания укрепления и дальнейшего роста товарооборота

Список использованных источников

1.Аргентина рядом [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">2.Аргентина [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Всё об Аргентине [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Выход из затянувшегося кризиса [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Страны Южного Конуса [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Южная Америка [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Русские в Аргентине [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Всё о нас [Электронный ресурс] // Электрон. Дан. - режим доступа: #"justify">.Аргентина [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Экспорт/импорт Аргентины [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Сотрудничество Регионов [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">12.Find Your Latin World [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Сотрудничество с Аргентиной [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">14.The Cairns Group [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Инвестиционная привлекательность Аргентины [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Мировые лидеры [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Приоритеты Правительства [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Основные направления деятельности [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Интеграция стран Южного конуса [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Приоритеты МОТ [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Кратко о МВФ [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Транспорт Аргентины [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Официальный визит Президента РФ в Аргентину [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.[Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.МЕРКОСУР сегодня [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Цели МВФ [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Российско-аргентинское сотрудничество [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Экономика Аргентины [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.ОАГ [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Членство Аргентина в МОТ [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Экономика в Аргентине [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Россия и Аргентина: приоритетные направления сотрудничества [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Члены ВТО [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Увеличить товарооборот в 5 раз [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Крупнейшие экспортёры [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Аргентина [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Союзы Аргентины [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Аргентина [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Участники заседаний SACN [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Экономически развитые страны [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Аргентина набирает обороты [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Аргентина [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Аргентина [Электронный ресурс] // Электрон. Дан. - режим доступа: #"justify">.Кратко об ООН [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">s Your World - Загл. с экрана

.Южноамериканский союз наций [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">Unión de Naciones Suramericanas - Загл. с экрана

.Инвестирование [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Торгово-экономические отношения с Аргентиной [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Аргентина для русских [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Экономика Аргентины [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Аргентина на мировой арене [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Принципы честной торговли [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Мировые лидеры [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: https: // cia.gov/ Central Intelligence Agency - Загл. с экрана

Похожие работы на - Торгово-экономические связи Российской Федерации и Аргентинской Республики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!