Уровень и качество жизни населения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уровень и качество жизни населения

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный аграрный университет»

Кафедра экономической теории








Курсовая работа

по курсу: макроэкономика

«Уровень и качество жизни населения»


Студентка 2 курса, факультета заочной формы обучения,

специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»





Гродно, 2012

Содержание

Введение

. Уровень жизни и его показатели

.1 Качество и уровень жизни населения

.2 Показатели уровня жизни

. Проблемы преодоления бедности и система социальной защиты населения

.1 Проблемы преодоления бедности и отсталости

.2 Система социальной защиты населения

. Уровень и качество жизни населения в РБ: Оценка и перспективы его повышения

.1 Оценка уровня и качества жизни населения в РБ

.2 Пути повышения уровня и качества жизни населения в РБ в 2011-2015 годы

Заключение

Литература

Введение

Уровень жизни (уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.

Принято выделять четыре основных компонента уровня жизни: непосредственные условия человеческой жизни и продолжения рода (быт, жилье, продовольствие); условия развития человека; условия экологической безопасности.

Исследование уровня жизни (благосостояние), бедности, имущественной и социальной дифференциации населения актуализирует вопросы социальной защиты населения.

Коллективная социальная защита - система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

Одной из проблем роста уровня в Беларуси является безработица и частичная занятость населения.

Другая проблема роста уровня жизни - это уменьшение количества людей трудоспособного возраста и данная тенденция будет усугубляться.

Главная цель социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Все вышеперечисленные и определяет актуальность данной темы курсовой работы.

Объектом исследования данной работы является уровень и качество жизни населения.

Предметом исследования данной работы является уровень жизни, его показатели, факторы роста и динамика в РБ.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности уровня жизни, его показателей, а также факторов роста и динамики в РБ.

Для достижения поставленной цели курсовой работы поставим перед собой следующие задачи:

раскрыть сущность качества и уровня жизни населения;

рассмотреть показатели уровня жизни;

выявить проблемы преодоления бедности;

изучить систему социальной защиты населения;

провести оценку уровня и качества жизни населения в РБ;

наметить пути повышения уровня и качества жизни населения в РБ в 2011-2015 годы.

Методами исследования в данной работе являются анализ, синтез и сравнение.

Теоретической и методологической основой исследования является следующие материалы: Грабко В.В., Гурко С.П., Лутохиной Э.А. и др.

.       
Уровень жизни и его показатели

.1 Качество и уровень жизни населения

Качество жизни населения - понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность и предусматривает участие в оценке не только таких объективных факторов, как качество воды или воздуха, расстояние до курортов или наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субъективных факторов, как, например, удовлетворённости отдельных областях, в том числе в области международного развития, философии, здравоохранения и политологии.

Качество жизни - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.

Качество жизни - совокупность характеристик, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие населения [6, с.205].

Значение изучения качества жизни: характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Понятно, что при оценке качества жизни нет возможности использовать некий универсальный показатель. Ведь речь идет о субъективной оценке условий существования и развития человека. При оценке качества жизни на первом месте - уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, состояние здоровья нации и продолжительности жизни в стране. Следует установить степень достижения прогрессивных норм потребления, учитывать условия окружающей среды, гарантии безопасности жизни граждан и их личной свободы, а также и уровень социальной защищенности, наличие свободного времени и рациональность его использования.

Объективные индикаторы качества жизни делятся на 2 группы:

.        Природные: географическое положение, климат, экология, биологическая безопасность.

.        Социальные: демографические, экономические, правовые, культуры, здравоохранения.

В числе субъективных индикаторов качества жизни выделяют:

.        Когнитивную компоненту (рациональную), которая состоит из оценки общей удовлетворенности жизни и оценок удовлетворенности различными сферами жизни (здоровье, семейное положение и отношение к семье, работа, социальный статус, финансовое положение, жилищные условия, возможности получения образования и др.)

.        Аффектную (эмоциональную компоненту), которая представляет собой соотношение величин позитивного и негативного аффектов. К позитивным аффектам относятся ощущение счастья, социальной поддержки и защищенности, личной компетенции и состоятельности и т.д. Негативные аффекты выражаются в ощущении депрессии, тревоги, безысходности, стресса и т.д.

Таким образом, концепция качества жизни включает все взаимосвязи человека с окружающей средой, характеризующей как степень удовлетворения потребностей, так и степень соответствия реальных возможностей ожиданиям.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), характеризуя качество жизни, выделяет 8 основных аспектов жизнедеятельности человека:

здоровье;

развитие через образование;

занятость и качество трудовой жизни;

досуг и отдых;

состояние потребительского рынка товаров и услуг;

состояние окружающей среды;

личная безопасность;

социальные возможности и социальная активность [21, с.28].

Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Формально уровень жизни определяется достаточно просто. С одной стороны, есть потребности человека и общества, с другой - есть конкретные возможности для их удовлетворения. Степень удовлетворения потребностей и определяет уровень жизни.

Выделяют следующие уровни жизни населения:

.        Достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека.

.        Нормальный уровень - рациональное потребление, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил.

.        Бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы.

.        Нищета - минимально допустимый набор благ и услуг, потребление которых позволит лишь поддержать работоспособность человека.

Степень обеспеченности потребностей есть смысл определять не только через сравнение со вчерашним днем, с уровнем жизни в соседней стране, но и с научно обоснованными нормами. При определении таких научных норм есть резон обращать внимание не только на физиологические потребности человека, на необходимость обеспечения элементарной диетической сбалансированности питания, на природно-климатические условия страны, но и на наличие материальных предпосылок для удовлетворения соответствующих потребностей.

В-третьих, следует ли учитывать действие всеобщего закона возвышения потребностей, действие которого никто не в состоянии отменить? Безусловно, придется учитывать. То, что еще вчера всем казалось идеальным и почти недостижимым, сегодня уже может показаться вполне обыденным.

В-четвертых, степень удовлетворения потребностей всегда резко различается по субъектам, социальным группам и регионам [20, с. 261].

В заключение отметим, что качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению.

Уровень жизни населения - социально-экономическая категория. Хотя в экономической литературе не существует единого определения для этого понятия, но все же его можно определить как обеспеченность жителей страны нужными для жизни материальными благами.

.2 Показатели уровня жизни

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека.

Сказанное выше подводит к мысли о том, что при анализе уровня жизни придется оперировать не одним, а совокупностью показателей. Это будут показатели, отражающие уровень располагаемого дохода, продолжительность жизни и уровень заболеваний (включая профессиональные), а также уровень потребления, обеспеченности населения жильем и т.д.

Основные показатели, отражающие современный уровень жизни населения представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Основные показатели, отражающие современный уровень жизни населения [8, с. 207]

Основные компоненты уровня жизни

Показатели

1. Условия жизни человека

Потребление. Обеспечение жильем. Заболевания

2. Условия труда

Охрана труда. Травматизм и профессиональные заболевания. Санитарно-гигиенические условия

3. Условия развития человека

Права человека. Уровень доходов и структура расходов. Развитие социальной сферы. Отдых. Рождаемость и т.д.

4. Экологическая безопасность

Состояние окружающей среды. Расходы на экологию


Приведенные показатели в таблице 1.1 в своей подавляющей массе воспринимаются как частные показатели уровня жизни.

ООН выделяет 12 групп показателей такого рода, включая:

демографическую ситуацию в стране (рождаемость, смертность);

санитарно-гигиенические условия жизни;

потребление продовольственных товаров;

жилищные условия;

образование и культура;

условия труда и занятости;

доходы и расходы населения;

стоимость жизни и потребительские цены;

наличие транспортных средств;

организация отдыха;

социальное обеспечение;

права человека [4, с.243].

В качестве интегрального показателя, отражающего состояние социальной сферы и общих условий жизни населения страны, используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный ООН (1990 г.). Данный показатель рассчитывается с учетом взаимодействия трех параметров - средней ожидаемой продолжительности здоровой жизни, базового показателя образованности населения и реального ВВП на душу населения. ИРЧП позволяет дать сравнительную характеристику уровня жизни в различных странах.

Подготовку ежегодных национальных отчетов о человеческом развитии в Беларуси с 1995 года поддерживает ПРОООН.

В рамках нормативного экономического анализа выделяются:

показатели реального уровня жизни, т.е. отражающие реальное положение;

научно обоснованные показатели уровня жизни, которые выполняют роль нормативных показателей.

Значение имеет не только сравнение реальных показателей с научно обоснованными нормативами, но и с аналогичными показателями соседних стран, а также передовых стран мира (региона).

Следует отметить, что система показателей уровня жизни всегда имеет страноведческую специфику.

Например, в высокоразвитых странах мира среди важнейших параметров уровня жизни на первом месте оказываются показатели дохода, безработицы, а также объемы социальных трансфертов.

Для стран переходного периода особую актуальность имеют показатели душевого потребления продовольствия, что отражает существующую проблему выживания и преодоления нищеты значительной части населения, а также безработицы и инфляции.

Потребительская корзина и прожиточный минимум. Среди научно обоснованных и других расчетных норм потребления товаров и услуг в первую очередь выделим:

рациональный, наиболее благоприятный набор потребительских товаров и услуг;

минимальный потребительский набор, обеспечивающий нормальные условия существования по группам населения (обычно выделяется 15-18 вариантов потребительской корзины в зависимости от возраста, пола и т.п.);

прожиточный минимум, определяющий минимум уровень физиологического существования человека при минимально возможном наборе потребительских благ (физиологический минимум потребления) [8, с. 209].

Пункт первый - это такой набор материальных благ, который вполне достижим в обществе для определенных социальных групп. Такой рациональный набор выступает как ориентир для социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе.

Пункт второй - это минимальная потребительская корзина, ее стоимостная оценка есть минимальный потребительский бюджет (МПБ). Стоимость каждой позиции (хлеб, мясо, одежда разных видов, туалетные принадлежности, коммунальные услуги и т.п.) определяется как произведение нормы расхода конкретного продукта на доступную рыночную цену.

В процессе экономического анализа МПБ принято сравнивать со средней заработной платой по категориям работающих, а для пенсионеров - со средней пенсией.

Чем ближе МПБ приближается к рациональному набору, чем выше средняя зарплата и средняя пенсия по сравнению с соответствующими МПБ, тем выше уровень жизни.

Выделяют еще фактический потребительский бюджет, который определяется с учетом номинальных денежных доходов и уровня цен, а также фактически сложившихся предпочтений.

Пункт третий. Денежная оценка физиологического минимума потребления, представленного в виде минимально возможного набора товаров и услуг, предстает, как бюджет прожиточного минимума. Прожиточный минимум рассчитывают как на душу населения, так и для различных социально-демографических групп.

Первый вариант его расчета (прямой счет) - это определение стоимости натурального набора продуктов питания, обеспечивающего человеку минимально необходимое количество калорий; включает также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи. Есть резон определять такой продуктовый набор на основе обследования фактических бюджетов наименее обеспеченных семей.

Во втором варианте бюджет прожиточного минимума определяется как процентное отношение к МПБ (40-60% от его объема) [12, с. 251].

Бедность - состояние постоянного отсутствия средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни.

Бедность обнаруживается, как неспособность семьи при помощи текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде и жилье.

Такое определение бедности встречается в старых энциклопедических словарях, которые были изданы еще в конце XIX века.

Сегодня в документах ООН используется понятие человеческой бедности - отсутствие возможностей и выбора для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей, например таких, как прожить долгую, здоровую и созидательную жизнь, быть грамотным, нормально питаться, наслаждаться качеством жизни, свободой и уважением окружающих. При определении уровня человеческой бедности показателями служат доля детей до 5 лет с пониженной массой тела; уровень неграмотности населения и др.

Состояние бедности касается как всей страны, так и отдельных социальных групп, домашних хозяйств и т.д. При оценке ситуации на уровне всей страны используется показатель ВВП на душу населения, объем среднедушевых расходов на потребление в день и др.

По заключению ООН, страна относится к проблемной, если ВВП на душу населения составляет менее 1200 долларов в год. Если личные расходы на потребление меньше 2 долларов в день - это признак бедной, менее 1 доллара в день - нищей страны. На текущий момент треть населения планеты стабильно имеет расходы менее 2 долларов в день.

При определении удельного веса «бедного населения» используются следующие приемы:

по норме потребления, когда внимание концентрируется на степени достижения физиологического минимума существования (пороговое значение бедности). Все те слои общества, которые по уровню потребления находятся ниже черты физиологического прожиточного минимума, объявляются состоящими в бедности. Их денежные ресурсы ниже стоимостной оценки потребностей, которые должны быть удовлетворены.

Превышение отметки в 10% считается недопустимым для любой цивилизованной страны:

по относительному доходу, когда определяется пороговое значение располагаемого личного дохода в процентах от среднего уровня по стране (относительная концепция бедности). Все слои общества, доход которых ниже порогового значения, автоматически относятся к беднякам. Понятно, что в данном случае на показатель бедности непосредственно влияет выбор шкалы эквивалентности [16, с. 274].

В ФРГ бедными считаются те люди, заработок которых составляет менее половины среднего национального уровня зарплаты:

статистический прием, когда сравнивается уровень потребления, например, 10% «богатого» и 10% «бедного» населения, а затем с учетом принятого критерия соотношения данных уровней делается вывод о наличии благополучной или неблагополучной социальной ситуации;

стратификационный прием, когда к бедным априори относят те слои населения, для которых характерна низкая эластичность функции занятости и слабые организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и т.д.).

Например, в условиях Беларуси к «новым бедным» априори относятся неполные и многодетные семьи, семьи з безработными родителями, одиноко проживающие пенсионеры старше 60 лет и т.д.

субъективная концепция бедности исходит из того, что люди, участвующие в социологическом опросе, сами в состоянии квалифицированно определить, относятся они к бедным или нет [8, с. 294].

Данная концепция бедности была предложена учеными Лейденского университета (Нидерланды). Размер дохода, который еще позволяет «сводить концы с концами», определяется на основе оценок обследуемых домашних хозяйств.

При обследовании домашних хозяйств определяется коэффициент глубины бедности, который выражает среднее отклонение доходов от величины прожиточного минимума. Коэффициент остроты бедности отражает средневзвешенное отклонение доходов обследуемых домашних хозяйств от величины прожиточного минимума.

Крайняя бедность (нищета) определяется, как неспособность семьи удовлетворить даже минимальные потребности в пище.

Сделаем некоторые выводы. Можно отметить, что основной подход к определению уровня бедности связан, в конечном счете, с определением того круга и объема потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Число бедных непосредственно зависит от того, где будет проведена «черта бедности».

Число бедных зависит от уровня развития страны, переживаемой экономической ситуации и состояния экономической конъюнктуры. Но в качестве конкретных причин человеческих трагедий могут выступить болезни, наркотики, одиночество и потеря кормильца, материальные и житейские катастрофы, вынужденное переселение, политические и религиозные преследования.

Подавляющую часть бедных составляют те, кто хронически беден. Значительная часть хронически бедных традиционно проживает в экономически отсталых регионах страны.

В заключение отметим, что в своей подавляющей массе показатели уровня жизни воспринимаются как частные показатели уровня жизни. ООН выделяет 12 групп показателей такого рода, включая: демографическую ситуацию в стране (рождаемость, смертность); санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятости; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека.

В качестве интегрального показателя, отражающего состояние социальной сферы и общих условий жизни населения страны, используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный ООН (1990 г.). Данный показатель рассчитывается с учетом взаимодействия трех параметров - средней ожидаемой продолжительности здоровой жизни, базового показателя образованности населения и реального ВВП на душу населения. ИРЧП позволяет дать сравнительную характеристику уровня в различных странах.

Страны делятся на четыре большие категории исходя из ИРЧП: очень высокий, высокий, средний и низкий уровень развития человеческого потенциала.

Из Программы развития ООН, составленный на основе оценочных данных 2011 года и опубликованный 2 ноября 2011 г., список стран по индексу развития человеческого потенциала, включён в «Отчёт о развитии человеческого потенциала 2011 г.»:

.        Очень высокий ИРЧП в 2011 г. был в странах: Норвегия - 0,943, Австралия - 0,929, Нидерланды - 0,910, США - 0,910, Япония - 0,901 и др.

.        Высокий ИРЧП в 2011 г. был в странах: Саудовская Аравия - 0,770, Беларусь - 0,756, Россия - 0,755, Казахстан - 0,745 и др.

.        Средний ИРЧП в 2011 г. был в странах: КНР - 0,687, Египет - 0,644, Индия - 0,547, ЮАР - 0,619 и др.

.        Низкий ИРЧП в 2011 г. был в странах: Камерун - 0,482, Нигерия - 0,459, Пакистан - 0,504, Ангола - 0,486 и др. [5, с. 5].

.       
Проблемы преодоления бедности и система социальной защиты населения

.1 Проблемы преодоления бедности и отсталости

В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли.

Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран. Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, ¼ населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 долл. В день (по паритету покупательной способности).

В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии - около 43% и в Индии - примерно 48%. Огромные масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового научно-технического прогресса «обходят стороной» многие развивающиеся страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни. Было бы в высшей степени неразумно не видеть те опасности, которые проистекают из сохранения такого положения во многих развивающихся странах [5, с.5].

По оценке ряда исследователей, в решении проблемы бедности существует ряд сложностей:

. Всегда сложно определить критерий бедности, так как ее границы достаточно подвижны и условны. К тому же существующие методики расчета бедности не всегда обращают внимание на реальное положение.

Например, часто бедность по доходам дополняется сохранением высокого имущественного статуса (приусадебный участок, излишки жилплощади, автотранспорт и т.д.). Такое имущество вполне может служить источником для получения дополнительных (скрытых) доходов.

. Уровень бедности непосредственно зависит от таких внешних обстоятельств, как динамика инфляции и ВВП, уровень безработицы и состояние государственного бюджета, изменение обменного курса национальной денежной единицы и т.д. Это означает, что одна из причин бедности населения кроется в непродуманной экономической политике.

Вывод: изменение экономической политики в состоянии существенно повлиять на ситуацию с бедностью.

.        Существует прямая зависимость между уровнем личных доходов и жизненным циклом индивидуума. Поэтому уровень жизни есть смысл определять не только текущими доходами, но и массой доходов, получаемых индивидуумом во всем жизненном цикле (т.е. учитывать ранее сделанные сбережения, накопление средств для получения пенсии по старости, возможность получения кредита для обучения и т.д.).

.        Выявление самой бедности еще не означает ее автоматическое преодоление, так как финансовые возможности общества всегда ограничены. Это обязывает прибегать к оказанию адресной помощи нуждающимся семьям [15, с. 305].

В свою очередь это предполагает использование процедуры специальной проверки реального состояния доходов и имущества бедных семей. Однако сбор и систематизация дополнительной информации, раскрывающей реальное положение дел, сами по себе являются дорогостоящим мероприятием.

.        В категорию бедных, особенно в переходный период, часто попадают и те члены общества, которые официально имеют рабочее место. Такая ситуация требует реформирования национальной системы регулирования оплаты труда и наемных отношений, установления тарифной ставки первого разряда не ниже уровня МПБ.

.        Поддержка социально ущемленных слоев населения должна сочетаться с укреплением мотивации к труду.

Исследование уровня жизни (благосостояния), бедности, имущественной и социальной дифференциации населения актуализирует вопросы социальной защиты населения.

В заключение отметим, что многие развивающие страны (особенно наименее развиты) не могут полностью изменить свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости. Оно осуществляется, прежде всего, по линии так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет более 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран Тропической Африки - даже более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долл. В год (2011 г.).

Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции - прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира.

Однако эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на нет коррумпированностью и простым воровством, достаточно широко распространенными в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.

2.2 Система социальной защиты населения

Для того, чтобы жить и продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существования всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.

Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о том, что некоторые неблагоприятные события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут никогда не наступить.

Другие могут наступить лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%. Есть и такие неблагоприятные обстоятельства, которые могут сопровождать человека на всю жизнь (инвалидность, болезнь).

В целом среди неблагополучных событий такого рода выделим:

несчастные случаи (страховой случай), инвалидность с детства и т.п.;

потерю работы;

необратимые физиологические изменения, болезнь человека и потерю трудоспособности;

старость, беспомощность и смерть;

потерю кормильца [20, с. 113].

К сожалению, такой список не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль понятна. Возникает вопрос: в каких пределах человек может защищать сам себя от нежелательных событий такого рода?

Обозначим следующие классические приемы самозащиты:

высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;

имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;

поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.

Все это очень хорошо. Но работу можно потерять, с родственниками расстроить отношения, а отсутствие полноценной работы не позволяет наращивать личное состояние, откладывать деньги на старость. Так что формируется порочный круг.

Вывод: кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т.е. со стороны всего общества.

Коллективная социальная защита - система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т.д.

Объектами социальной защиты выступают: а) уровень потребления материальных благ (доходы); б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования; в) жилищные условия.

Функционирование системы социальной защиты предполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

Направления социальной защиты. Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий (см. рис. 2.1.) [9, с. 218].

 

Рис. 2.1. Основные направления системы социальной защиты

Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.

Социальное страхование - это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков (см. рис. 1.1).

Социальный риск - наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты нетрудоспособности по старости и т.д.

Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается в состоянии избежать социального риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход на пенсию).

Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на ом или ином этапе жизнедеятельности граждан.

Экономическим источником страховых взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Основные статьи расходов социального страхования:

выплаты трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

пособия по безработице.

Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат:

страховые взносы застрахованных;

страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

Социальная помощь - оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат (см. рис. 2.1). Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Белорусский ракурс. Доля населения, имеющего в Беларуси право на получение различных видов социальной помощи, составляет примерно 70-75%. Если же учитывать возможность предоставления специфических видов социальной помощи (ритуальное пособие, пособие при рождении ребенка и др.), то тогда и все 100% населения республики предстают как потенциальные льготники [8, с. 215].

Минимальные социальные гарантии - важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

Социальная поддержка включает наличие соответствующих гарантий, которые выступают как обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.

В заключение отметим, что выполняя данную социальную функцию, государство:

законодательно устанавливает минимальные нормативы обеспечения граждан страны социальными благами;

осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т.д.);

устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий.

На практике мероприятия социальной защиты приводятся в определенную систему, разрабатываются программы социальной политики государства.

.       
Уровень и качество жизни населения в Республике Беларусь: оценка и перспективы его повышения

.1 Оценка уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь

Прежде, чем перейти к динамике уровня жизни в Республике Беларусь, следует обратиться к данным, составленным Организацией Объединенных Наций по данному вопросу.

Согласно рейтингу стран мира в 2012 году по уровню жизни по данным популярного института Legatum Institute: Беларусь занимает 54 место.

Рейтинг составлялся на основе анализа данных по средней продолжительности жизни в странах, уровню грамотности, возможности получения образования и доходов на душу населения.

Национальный статистический комитет РБ опубликовал следующие основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в РБ за 2007-2011 гг. (таблица 3.1).

Таблица 3.1 Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в РБ за 2007-2011 гг. [5, с. 5].

Показатели уровня жизни населения

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

511,4

658,6

766,1

952,4

1457,7

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

113,2

111,8

102,7

115,1

99,7

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

113,1

111,8

103,7

114,8

98,9

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

694,0

868,2

981,6

1217,3

1899,8

Реальная заработная плата в процентах к предыдущему году

110,0

109,0

100,1

115,0

101,9

Средний размер назначенных пенсий (на конец года), тыс. руб.

328,2

389,4

429,5

584,7

940,4

Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году

105,4

104,7

100,2

123,9

77,1


Согласно таблицы 3.1 видно, что денежные доходы в расчете на душу населения в РБ в месяц в 2011 году увеличились на 946,3 тыс. руб. (на 185,04%) по сравнению с 2007 г.

Согласно таблицы 3.1 видно, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника в РБ в месяц в 2011 году увеличилась на 1205,8 тыс. руб. (на 173,7%) по сравнению с 2007 г.

За 2007-2011 гг. наблюдается устойчивый рост среднемесячной заработной платы одного работника (таблица 2.1).

Согласно таблицы 3.1 видно, что средний размер назначенных пенсий (на конец года) в РБ увеличился на 612,2 тыс. руб. (на 186,5%) по сравнению с 2007 г.

Из рисунка 3.1 видно, что в 2011 году 65,4% денежных доходов населения составляла оплата труда, а 10,6% денежных доходов населения составляли доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Также в 2011 году трансферты населению составили 20% от всех доходов населения, а доходы от собственности и прочие доходы составили 4% от всех ходов населения.

Покупательская способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения РБ представлено в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Покупательская способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения. Количество продуктов питания (каждого отдельно), которое можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода, килограммов в месяц [5, с. 6]

Продукт питания

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

Свинина

64,3

70,6

71,6

81,4

67,6

Мясо птицы

79,6

84,4

87,0

100,6

83,2

Рыба свежая

85,1

98,2

107,1

126,5

89,5

Молоко, л

503,0

505,6

499,1

562,7

614,8

Масло животное

55,8

54,6

55,7

56,1

49,2

Творог

82,5

80,7

92,1

91,1

99,7

Сыры твердые

48,0

47,4

48,8

48,7

Яйца, шт.

2154

2438

2445

2726

2465

Сахар-песок

264,2

322,4

337,2

323,7

272,1

Масло растительное

125,6

102,7

151,7

176,7

102,5

Хлеб пшеничный

351,5

383,6

386,7

438,7

488,6

Рис

229,9

182,2

154,5

199,7

154,0

Макаронные изделия

227,6

234,1

226,6

296,8

273,9

Картофель

664,3

755,3

747,9

654,1

633,4

Капуста свежая

461,6

458,2

699,3

523,9

564,0

Морковь

475,6

410,7

597,2

553,2

487,9

Лук репчатый

329,8

409,8

558,3

408,8

405,7

Яблоки

164,8

147,3

238,7

288,8

165,3


Из таблицы 3.2 видно, что количество продуктов питания (каждого отдельно), которое можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода, килограммов в месяц по большинству видов питания наблюдается прирост за 2007-2011 гг.

Потребление основных продуктов питания в 2011 году.

Отрицательным фактором, влияющим на уровень и качества жизни населения в РБ является уменьшение количества людей трудоспособного возраста, особенно в сельской местности. Практически все области ежегодно теряют до 10 тысяч сельского населения.

Число браков сократилось почти на 39 процентов в 2011 г., а число разводов увеличилось на 43 процента по сравнению с 1987 годом, что негативно сказывается на уровень жизни неполных семей.

В сельской местности, где семьи традиционно были более крепкими, количество браков уменьшилось более чем в два раза, а количество разводов возросло более чем на 60 процентов.

В связи с чернобыльской катастрофой обострилась ситуация с состоянием здоровья населения, и прежде всего детей дошкольного возраста, школьников. Но это не только чернобыльское бремя. Это и качество жизни в широком смысле этого слова, и медицинское обслуживание, и охрана репродуктивного здоровья, и условия обучения, особенно в сельских школах.

Эти и многие другие неблагоприятные факторы возникли не вдруг, они формировались и развивались длительный период.

Государство не оставляет без внимания сложные демографические процессы и их негативные последствия. В 1998 году была разработана и одобрена на правительственном уровне Концепция государственной демографической политики. Были приняты также Основные направления по реализации данной концепции.

.2 Пути повышения уровня и качества жизни населения в РБ в 2011-2015 годы

Основная цель социальной политики РБ в предстоящем пятилетии (на 2011-2015 годы) - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения РБ. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Согласно раздела 4 «Социальная политика и развитие человеческого потенциала» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, белорусская земля может вместить, прокормить и обеспечить европейский уровень жизни гораздо большему числу людей, чем сейчас. Население республики заслуживает того, чтобы жить дольше и лучше. Поэтому главный приоритет - повышение уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, счастливое детство, полная возможностей и перспектив молодость, активная трудовая деятельность, приносящая достаток, обеспечения и достойная жизнь в пожилом возрасте [10, с. 24]

Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Направлениями реализации будут являться:

повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;

постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;

укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;

улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства;

Согласно раздела 4.1 «Демографическая политика» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, главные задачи демографической политики - повышение ожидаемой продолжительности жизни и уровня рождаемости населения. Для решения поставленных задач необходимо:

создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей на рождение двух и более детей;

повышение устойчивости и ценности института семьи, усиление социальной защиты нуждающихся семей;

укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;

формирование здорового образа жизни.

Согласно раздела 4.2 «Занятость и рынок труда» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда [10, с.25].

Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

стимулирование роста занятости в сфере услуг;

создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

создание системы социального страхования населения от безработицы.

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.

Согласно раздела 4.3 «Доходы населения» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан [10, с. 26].

Политик государства в области доходов будет направлена на:

повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;

дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы будет обеспечен путем:

предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;

установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;

создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;

роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Для этого необходимо:

поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;

определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;

повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия и финансировании пенсионной системы;

содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать доход на пенсионный период на соответствующем их ожиданиям уровне.

В условиях рыночных отношений в первую очередь будет оказываться поддержка тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится в трудной жизненной ситуации. Повысится доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов [10, с. 27].

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Повышение эффективности социальной поддержки населения будет обеспечено путем:

усиления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе путем повышения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

повышение адресности оказания социальной помощи;

внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;

создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;

улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания: создания домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Намеченные меры позволят обеспечить рот реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7-1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.

Согласно раздела 4.4 «Здравоохранение» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, медицинская помощь для граждан РБ останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран [10, с. 27].

Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.

Решение поставленной задачи предусматривает:

развитие современной инфраструктуры медицинских услуг;

повышение качества медицинского обслуживания населения;

внедрение в медицинскую практику результатов отечественных научных исследований и разработок в области профилактики и лечения болезней системы кровообращения, злокачественных опухолей, инфекционных заболеваний, снижения хирургической патологии;

расширение использования в отечественной системе здравоохранения высокотехнологичных разработок в области кардиохирургии, онкологии, трансплантации, развитие компьютерных информационных технологий;

обеспечение доступности медицинской помощи как для городского, так и для сельского населения, включая эффективные, безопасные и качественные лекарственные средства;

внедрение новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний на основе передовых отечественных и зарубежных научных медицинских разработок;

рост экспорта медицинских услуг;

увеличение инвестиций в здравоохранение за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг (за исключением оказываемых бесплатно), развития государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения;

укомплектование медицинскими кадрами первичного звена, повышения уровня укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом до 100 процентов.

Реализация основных направлений в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2010 году) [10, с. 28].

Согласно раздела 4.5 «Образование» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, период реформирования в белорусской системе образования завершен. За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком [10, с. 29].

Первоочередными задачами являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.

Для их решения предусматривается реализация следующих направлений:

развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий;

оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;

придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;

совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащейся молодежью;

интеграция профессионального образования, науки и производства;

улучшение материально-технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования;

повышение кадрового потенциала системы образования;

увеличение уровня обеспечения студентов дневной формы получения образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень;

интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований.

Решение поставленных задач в области образования позволит поднять престиж профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, обеспечить органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.

Согласно раздела 4.6 «Культура» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, главное предназначение национальной культуры - консолидировать народ на основе общих традиций и ценностей, воспитывать патриотов, развивать и приумножить творческий потенциал народа, создавать условия и гарантии для всестороннего развития личности, удовлетворения ее эстетических потребностей, реализации способностей и талантов.

Решение поставленных задач будет обеспечено за счет:

сохранения и обогащения культурного наследия;

поддержки отечественных производителей объектов культуры и искусства, развития кинематографии, профессионального искусства, народного творчества;

повышения качества, обеспечения доступности и разнообразия современных услуг культуры для всех граждан, включая жителей села и малых городов;

формирования и укрепления позитивного культурного имиджа Беларуси за рубежом [10, с. 29].

Результатом проводимой политики станут сохранение культурного наследия страны, укрепление культурного потенциала нации, повышение качества, доступности и разнообразия культурных услуг для всех слоев населения.

Согласно раздела 4.7 «Физическая культура, спорт и туризм» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, государственная политика в области физической культуры и спорта будет направлена на дальнейшее формирование системы стимулов, обеспечивающих высокую степень заинтересованности людей в занятии физкультурой и спортом, укрепление физического здоровья населения, повышение имиджа страны в мировом спортивном сообществе.

Согласно раздела 4.8 «Обеспечение населения жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, государство будет и впредь помогать гражданам строить собственное жилье по доступным ценам, улучшать качество жилья и жилищно-коммунальных услуг.

Приоритетными направлениями развития жилищной сферы являются:

расширение жилищного строительства за счет всех источников финансирования в соответствии с принятыми европейскими стандартами качества жилья;

увеличение объемов строительства жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сокращение сроков пребывания на учете нуждающихся, а также строительство жилых помещений социального пользования для отселения граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах;

внедрение форм долгосрочного кредитования граждан и организаций для жилищного строительства (системы жилищных строительных сбережений, ипотечного кредитования и других форм);

создание рынка арендного жилья;

оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с государственными социальными стандартами обслуживания населения;

снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению на основе внедрения прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий;

повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг с учетом роста доходов;

увеличение объемов капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда и сокращение сроков их проведения;

улучшение благоустройства территории, прилегающей к жилым домам, создание мест для стоянки автомобилей, развитие коммунальной инфраструктуры населенных пунктов, особенно в сельской местности и малых городских поселениях [10, с. 30].

В 2015 году уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27-28 кв. метров (в 2010 году - 24,1 кв. метра). Ускоренными темпами будут решаться задачи обеспечения комфортности и доступности жилья, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг.

Согласно раздела 4.9 «Молодежная политика» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, главными задачами молодежной политики являются создание условий для всестороннего и гармоничного развития молодых граждан страны, активное их вовлечение во все сферы жизнедеятельности общества.

бедность социальный жизнедеятельность качество

Заключение

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:

.        Качество жизни - совокупность характеристик, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие населения.

Понятно, что при оценке качества жизни нет возможности использовать некий универсальный показатель. Ведь речь идет о субъективной оценке условий существования и развития человека. При оценке качества жизни на первом месте - уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, состояние здоровья нации и продолжительность жизни в стране. Следует учитывать степень достижения прогрессивных норм потребления, учитывать условия окружающей среды, гарантии безопасности жизни граждан и их личной свободы, а также и уровень социальной защищенности, наличие свободного времени и рациональность его использования.

Уровень жизни определяется степенью обеспечения населения материальными, социальными и духовными благами, необходимыми для жизни.

.        ООН выделяет 12 групп показателей такого рода, включая: демографическую ситуацию в стране (рождаемость, смертность); санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятости; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека.

.        Всегда сложно определить критерий бедности, так как ее границы достаточно подвижны и условны. К тому же существующие методики расчета бедности не всегда обращают внимание на реальное положение.

Уровень бедности непосредственно зависит от таких внешних обстоятельств, как динамика инфляции и ВВП, уровень безработицы и состояние государственного бюджета, обменного курса национальной денежной единицы и т.д. Это означает, что одна из причин бедности населения кроется в непродуманной экономической политике.

.        Коллективная социальная защита - система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

.        Согласно рейтингу стран мира в 2012 году по уровню жизни по данным популярного института Legatum Institite: Беларусь занимает 54 место.

Рейтинг составлялся на основе анализа данных по средней продолжительности жизни в странах, уровню грамотности, возможности получения образования и доходах на душу населения.

Денежные доходы в расчете на душу населения в РБ в месяц в 2011 году увеличились на 946,3 тыс. руб. (на 185,04%) по сравнению с 2007 г.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника в РБ в месяц в 2011 году увеличились на 1205,8 тыс. руб. (на 173,7%) по сравнению с 2007 г.

За 2007-2011 гг. наблюдается устойчивый рост среднемесячной заработной платы одного работника.

Средний размер назначенных пенсий (на конец года) в РБ увеличился на 612,2 тыс. руб. (на 186,5%) по сравнению с 2007 г.

В 2011 году 65,4% денежных доходов населения составляла оплата труда, а 10,6% денежных доходов населения составляли доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Также в 2011 году трансферы населению составили 20% от всех доходов населения, а доходы от собственности и прочие доходы составили 4% от всех доходов населения.

.        Основная цель социальной политики РБ в предстоящем пятилетии (на 2011-2015 годы) - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения РБ. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Направлениями реализации будут являться: повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест; постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам; укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения; повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.

Список использованных источников

1.      Базылев, Н.И. Макроэкономика/ Н.И. Базылев. - М.: Инфра-М, 2003. - 372 с.

.        Грабко, В.В. Качество и уровень жизни населения РБ. - Минск: Амалфея, 2012. - 47 с.

.        Делан, Э.Дж. Макроэкономика/ Э.Дж. Делан. - СПб.: Питер, 2009. - 452 с.

.        Ивашковский, С.Н. Макроэкономика/ С.Н. Ивашковский - М.: Дело, 2002. - 386 с.

.        Калинкина, С. Оценка уровня и качества жизни населения в РБ/С. Калинкина// Белорусская деловая газета - 15 мая 2012 г. - №33 - С.5-6.

.        Курс экономической теории: Учебное пособие/ А.Н. Тура [и др.]; под ред. А.Н. Тура. - Минск: Мисанта, 1998. - 452 с.

.        Макконел, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика/ К.Р. Макконел. - М.: Бек, 2002. - 436 с.

.        Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. Специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования/ Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: ИВЦ Минфина, 2005. - 319 с.

.        Макроэкономика: Учебное пособие/ М.И. Плотницкой [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 387 с.

.        Основные положения Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы. - Минск: Амалфея, 2011. - 36 с.

.        РБ в цифрах: краткий статистический сборник./ В.И. Зиновский [и др.]; под ред. ред. Л.Л Рыбчик. - Минск: Министерство статистики и анализа, 2012. - 353 с.

.        Сакс, Дж. Макроэкономика/ Дж. Сакс Глобальный подход. - М.: 1996. - 346 с.

.        Тарасович, Л.С. Макроэкономика: учебник/ Л.С. Тарасович. - М.: Юрайт, 2003. - 652 с.

.        Туманова, Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода / Е.А. Туманова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.

.        Учебник по основам экономической теории/ Под ред. В.Д. Камасва. - М.: Бек, 2006. - 437 с.

.        Фишер, С. Экономика. Пер. с англ./ С.Фишер. - М.: Дело, 1999. - 386 с.

.        Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2008. - 257 с.

.        Экономика. Учебник./ Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2010. - 394 с.

.        Экономическая теория. Учебник./ Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 339 с.

.        Экономическая теория. Учебник./ Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2009. - 339 с.

.        Яллай, В.А. Макроэкономика/ В.А. Яллай. Псков. - ПГПИ, 2003 - 105 с.

Похожие работы на - Уровень и качество жизни населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!