Тема: Типология стран мировой экономики

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    25,2 Кб
Типология стран мировой экономики
Типология стран мировой экономики
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лекция по теме: Типология стран мировой экономики

. Подходы к классификации государств

В мировой практике используется множество подходов к классификации 258 государств мира, составляющих мировую экономику. Тип классификации определяется, прежде всего, задачами, которые преследует классификатор.

Существует два способа группирования стран: по типу экономической системы и по комплексу показателей экономического развития.

Первая классификация - по типу экономической модели - является более локальной, так как рассматривает разновидности экономик рыночного типа, а значит, не включает в себя большинство стран Африки, а также многие страны с переходной экономикой. В основе её лежит сходство целого ряда черт национальных экономик стран, принадлежащих к одним и тем же социально-культурно-историческим образованиям, называемым цивилизациями.

Выделяют следующие экономические модели рыночного типа:

либеральную;

социально-ориентированную экономическую систему;

импортозамещающую;

восточноазиатскую;

арабскую ресурсную экономику;

островную ресурсную экономику.

Либеральная экономика. Основной современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики. Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может. Вмешательство в экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего финансовыми методами. Число естественных монополий крайне мало, государственная собственность (в сфере производства и распределения) составляет несколько процентов от общего объёма производственных фондов, функционирует огромное число мелких фирм, процедуры открытия и ликвидации предприятия крайне просты.

Государственная социальная поддержка оказывается только лицам, опустившимся за черту бедности, большинство социальных услуг для экономически благополучного населения реализуется на индивидуальной частной платной основе через системы добровольного страхования. Целями экономической политики внутри страны являются поддержание конкуренции и высокого уровня производства, во внешнеэкономических связях практикуется умеренный протекционизм, выражающийся в требовании свободы торговли в тех отраслях, в которых национальные фирмы занимают сильные позиции, и отстаивании права на защиту национальных интересов в тех отраслях, где конкуренты сильнее.

Налоговая система чаще всего носит фискальный характер, то есть, ориентированна не столько на функцию регулирования экономических процессов, сколько на функцию сбора средств для нужд правительства. Кроме того, она ориентируется на поддержку малого и инновационного предпринимательства.

Финансирование науки и образования носит смешанный характер, прикладные исследования и элитные учебные заведения финансируются из частных фондов. Государство нередко проявляет себя не в качестве организатора, а в качестве заказчика научных разработок.

В целом государство и бизнес выступают как равноправные партнеры с четко очерченным кругом прав и обязанностей. Данная система на сегодняшний день наиболее полно реализована в США.

Социально-ориентированная экономическая модель. Главное её отличие от либеральной системы состоит в том, что государство берет на себя обязательства по поддержанию приемлемого уровня жизни всех граждан. Данная модель реализуется в двух основных модификациях: скандинавской и западноевропейской.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия Финляндия, Дания) фактически представляет собой либеральный вариант, надстроенный сильной социальной политикой и политикой выравнивания доходов. В области собственно производства и бизнеса господствуют свободные рыночные отношения, доля государственной собственности несущественно отличается от сложившейся в странах с либеральной экономикой. Так в Швеции число государственных предприятий составляло около 7 % среди средних и крупных, на них было занято приблизительно 12 % работающих. Продукция шведских государственных предприятий составляла 10 % ВВП. В Норвегии на государственных предприятиях было занято 9 % работающих, в Дании - 3 %, продукция датских госпредприятий составляла 4 % ВВП.

Однако в сфере распределения доходов государство занимает очень жесткую позицию, поддерживаемую, как правило, большинством населения. Система налогообложения Швеции изымает в общей сложности до 53 % личного дохода. Доля налогов в ВВП Швеции составляла 55,3 %, в то время как в ВВП ФРГ - 37 %, в ВВП США - 28,9 %.

Однако экономика не обладает той мобильностью, которая характерна для стран с либеральной моделью, а темпы экономического роста хоть и стабильны, но невысоки.

Экономика стран «скандинавской модели» высококонцентрирована. На 10 крупнейших компаний приходилось 48 % норвежского экспорта, 44 % финского, 43 % шведского и 20 % датского. На рубеже 80-х и 90-х годов страны скандинавской модели пережили кризис, оказавшийся особенно глубоким в Швеции. Уровень ВВП в этой стране на протяжении 1991-1993 годов падал. Общее сокращение составило 5 %. В 1991 году шведское правительство снизило предельную ставку подоходного налога до 50 %, а предельную ставку на доходы корпораций с 52-57 до 30 %. Это вызвало нарастание бюджетного дефицита. Подобные меры были предприняты и в Норвегии.

Таким образом, можно констатировать, что «скандинавская модель» имеет как положительные, так и отрицательные черты.

Западноевропейская модель (Франция Германия, Австрия, Швейцария) отличается более глубоким вмешательством государства собственно в производство с целью обеспечения стабильного уровня развития хозяйства и регулирования его структуры. Государство, как правило, берет на себя развитие инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика, среднее образование), или рассматривает эти сферы как отрасли, где должны существовать контролируемые государством естественные монополии. Многие страны, в которых функционирует данная модель, осуществляют индикативное планирование. Государство поддерживает субсидиями, кредитами и прямым вмешательством молодые и перспективные, а также стратегически важные отрасли. Государственная собственность может достигать 25-30 %.

Налоговая политика, как правило, гибкая, ориентированная как на решение социальных задач, так и на стимулирование производства.

Социальная сфера представляет собой нечто среднее между социальным обслуживанием в рамках скандинавской и либеральной модели. Поощряется принятие на себя крупными фирмами социальных задач - создание системы пенсионного и медицинского обеспечения своих работников, предоставление высоких пособий при увольнении, создание хороших условий труда и отдыха, благотворительность за пределами предприятия и т. д. Поддерживается развитие предприятий, не приносящих прибыли, но имеющих социальное значение для самих занятых и оказывающих коммерчески не выгодные, но социально значимые услуги. Большое внимание уделяется охране и восстановлению природной среды. Экономика в целом ориентируется на стабильный умеренно высокий рост. Отдельная фирма оценивается как по уровню прибыльности, так и по социальным показателям. Развитию конкуренции не придается столь большого значения, как при либеральной модели.

Во внешней политике сочетаются либеральные тенденции по отношению к развитым странам, благотворительность по отношению к экономически слабым государствам и протекционизм по отношению к молодым конкурентам.

Импортозамещающая экономическая модель. Данный тип экономики обычно складывается в странах со слабой и очень зависимой от внешних поставок экономикой или, что случается гораздо реже, в странах самодостаточных, обладающих большими внутренними ресурсами. Примером такой страны является Индия <#"justify">Таблица 1.1 - Самые большие страны мира по площади (страны-гиганты)

СтраныТерритория, млн.км2Россия17,1Канада9,985Китай9,596США9,519Бразилия8,547Австралия7,7Индия3,287

Таблица 1.2 - Страны, имеющие численность населения более 100 млн. чел

СтранаНаселение, млн. чел.Китай1340Индия1220США316Индонезия251Бразилия201Пакистан193Нигерия174Бангладеш163Россия143Япония127

Разнообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют несколько основных показателей и критериев:

абсолютный и относительный ВВП (ВНП);

НД и доход на душу населения;

отраслевую структуру национальной экономики;

структуру экспорта и импорта страны;

уровень и качество жизни населения и некоторые другие;

социально - экономическая модель.

В системе ООН все страны делятся на 3 группы:

промышленно развитые страны с рыночной экономикой;

страны с переходной экономикой.

Данная классификация с одной стороны, является следствием доминирования в мировой науке подходов, выработанных учеными Запада (деление на Запад и не-Запад), а также практическими нуждами, так как развитые страны являются источником средств для выполнения различных программ

ООН, а подавляющее большинство остальных стран - адресатами этих программ, прежде всего, программ помощи.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран -Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. - провинция Китая, Сянган), Тайвань, Бразилию и Аргентину, и некоторые другие - по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно еще относятся к группе развивающихся стран.

. Промышленно развитые страны с рыночной экономикой

Это - группа из 33 государств. В них проживает 1,5 млрд. человек (18% всего населения мира). Они сосредоточивают около 60% мирового ВВП, и дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП на душу населения колеблется в этих странах не ниже 15 тыс.$. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

Промышленно развитые страны - главный производитель промышленной и сельскохозяйственной продукции, несмотря на наметившуюся тенденцию к некоторому снижению их доли в мировом производстве.

Одна из главных особенностей развитых стран - относительно равномерное распределение доходов, а также относительно равномерное хозяйственное освоение территории. Для них свойственна социальная ориентированность экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.). Большие капиталовложения в науку (2-3% ВВП) и внедрение ее достижений в производство определяют высокий интеллектуальный уровень труда. Гуманизация экономики развитых стран означает высокий процент расходов на медицину, образование, культуру. Значительны также и расходы на охрану окружающей среды (3-4% ВВП), что подтверждает высокий уровень экологизации экономики.

В промышленно развитых странах происходит падение роли «нижних» этажей индустрии (традиционно добывающие отрасли) и одновременно наращивание производства в «верхних этажах» за счет развития отраслей высоких технологий. Передача «низкоквалифицированных» производств в развивающиеся страны и сохранение у себя только верхней части производственного комплекса есть своего рода инструмент конкурентной борьбы со странами с низким уровнем заработной платы, с импортом дешевых изделий из стран «новой индустриализации». Развитые государства - экспортеры не только промышленной продукции, но и капитала.

По роли в мировой политике и экономике эти страны можно подразделить на три группы.

Первую образуют семерка стран: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется не размерами территории и численностью населения, а важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Часть этих стран были метрополиями крупных колониальных империй и извлекали из них немалые прибыли.

Вторую группу образуют государства Западной Европы, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экономических и политических взаимоотношениях стран первой группы. Отдельные страны этой группы занимают весьма заметные позиции в мировой торговле и политике.

В третью группу входят Страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль).

. Развивающиеся страны

Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира. В них проживает более 70 % населения Земли. К ним относится большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой. Многие из них имеют колониальное прошлое.

Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства.

Развивающиеся страны неоднородны. Выделяют следующие подгруппы развивающихся государств:

. Новые индустриальные страны (НИС) - Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Бразилия, Мексика и т.д. Производство ВВП в этой подгруппе государств колеблется от 13 до 27 тыс. долларов на человека, что соответствует уровню развитых стран. Страны этой подгруппы отличаются развитием индустрии, относительно развитой отраслевой структурой экономики, экспортом изделий обрабатывающей промышленности, дешевизной рабочей силы. Страны НИС иногда включаются в группу развитых государств.

2. Страны-экспорты нефти. К данной подгруппе относятся страны, входящие в ОПЕК. Организация стран - экспортёров нефти (The Organization of the Petroleum Exporting Countries; OPEC) - международная межправительственная организация (также называемая картелем <#"justify">Беднейшие страныВВП на душу населения (в дол.)1. Конго2162. Мозамбик2403. Эфиопия3044. Бурунди3895. Танзания6746. Афганистан7607.Малави8348. Чад8509. Руанда85510. Сьерра - Леоне860

Среди беднейших стран выделяется группа, включающая около 10 государств, бедственное экономическое положение которых усугубляется постоянными внутренними или (и) внешними войнами, разрушающими экономику. Такие страны получили название «страны - самоубийцы» (Руанда, Ангола, Афганистан, Сомали и т.д.).

. Страны с переходной экономикой

После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. За последние десятилетия в большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х гг. превысила 10%. Однако, административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса привели к замедлению темпов экономического роста, роста производительности труда.

После распада СССР и вступления бывших советских союзных республик, Монголии, стран Центральной и Восточной Европы на путь капиталистического развития всех их стали называть странами с переходной экономикой. Переход осуществлялся от административно-командной, то есть планомерной и централизованно управляемой экономики к рыночной модели хозяйствования. Данная группа состояла из 28 государств.

Следствием этого явились отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция. Стало очевидным, что модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР оказалась для них неэффективной и неприемлемой.

Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели к коренному повороту в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

Однако, большинство этих стран уже трансформировало государственно-социалистическую экономику в рыночную и вряд ли оправдано включение республик Балтии, Венгрии, Чехии, Словакии, Польши, Румынии, Албании, республик бывшей Югославии, Монголии, Грузии, да и стран СНГ в группу стран с переходной экономикой. То же самое можно сказать и о современной России.

Отсюда включать бывшие социалистические страны Европы, Грузию, Молдову, Армению, Украину, некоторые другие страны СНГв государства с переходной экономикой алогично. Тогда какая страна или страны составят группу с переходной экономикой? В 90е годы ее выделение было если уж слабо оправданным, то хотя бы внешне объяснимым, а теперь в мировой экономике складывается совершенно иная ситуация.

И если оставить группу стран с переходной экономикой в качестве типологической группы, то наполнить ее можно только странами с низким уровнем развития товарно-денежных отношений (если таковые найдутся), у которых до сих пор доминирует натуральное хозяйство и где широко развит продуктообмен без денежного эквивалента.

. Формальные и неформальные объединения государств

В мировой экономике сформировались группы стран на формальной и неформальной основе.

1. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран <#"justify">Список литературы

государство экономика сотрудничество

1.Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: 2001.

2.Бабин, Э.П. внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.

.Гордеев, В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации: Учебное пособие / В.В. Гордеев. - М.: Высш. шк., 2008.

.Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник. / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2007.

.Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. 1. международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. / А.П. Киреев. - М.: Междунар. отношения, 2008.

.Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. - М.: Междунар. Отношения, 2009.

.Колесов, В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

.Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

.Международные экономические отношения: Учебник для вузов. / Е.Ф. Жуков, Т.И, Капаева и др. под редакцией проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2009.

.Миклашевская, Н.А., ХолоповА.В. Международная экономика: Учебник / Под общ. Ред. д.э.н, проф. А.В. Сидоровича. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008.

.Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов / М,В, Елова, Е.К. Муравьёва, С,М, Панферова и др.; Под ред. А,К, Шуркалина, Н,С, Цыпиной. - М .: Логос, 2006.

.Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2007.

.Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2007.

.Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. Ю.А. Щербанина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

.Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.

.Цыпин, И.С., Веснин, В.Р. Мировая экономика: учебник./ И.С. Цыпнин, В.Р. Веснин. - М.: 2009.


Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!