Малый бизнес в национальной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый бизнес в национальной экономике














Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему «Малый бизнес в национальной экономике»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Субъекты малого бизнеса

.2 Роль малого бизнеса в экономике России

ГЛАВА 2

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

.1 Основные проблемы развития малого бизнеса

.2 Перспективы развития малого бизнеса в России

ГЛАВА 3

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Государственное воздействие на субъекты малого бизнеса в России

.2 Особенности регулирования малого бизнеса за рубежом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Как мы знаем, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие - это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. К тому же малые предприятия способствуют появлению среднего класса, а это формирует гражданское и демократическое общество, что будет полезно для развития страны в целом. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у представителей класса малых предприятий, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Но всему этому препятствует множество трудностей. В данной работе рассматриваются проблемы становления и развития малого бизнеса. Поэтому особое значение для развития малого предпринимательства, безусловно, имеет государственное регулирование этого сектора экономики, которое призвано способствовать созданию благоприятных условий для эффективного функционирования малых предприятий.

Актуальность данной работы определяется важностью малого бизнеса от которого зависит развитие экономики.

Цель работы - изучение малого бизнеса в национальной экономике.

Задачами являются:

-определение понятия субъекта малого бизнеса;

-рассмотрение роли малого бизнеса в экономике России, и проблем их преодоления;

-изучение проблем малого бизнеса;

-выявление методов государственного регулирования малого бизнеса.

Объектом исследования является экономика Российской Федерации.

Предмет исследования - малый бизнес в национальной экономике.

Работа состоит из ведения, трех глав, каждая из которых разделена на разделы, и заключения. В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Вторая глава выявляет основные проблемы регулирования по данному объекту и пути их разрешения. Третья рассматривает методы государственного воздействия на малые предприятия.

Современная теория экономики и законодательная система государства за последние тридцать лет сформировала различные школы и подходы к решению проблемы обеспечения устойчивого развития предприятий малого бизнеса.

Вопросы сущности малых предприятий, его роли в социально-экономической системе отражены в работах Л.И. Абалкина, А.И. Агеева, П. Друкера, В.Я. Горфинкеля, А.К. Казанцева, В.П. Попкова, П.Д. Половкина, Б.А. Райзберга, Й. Шумпетера, Л. И. Якобсона и др. Обеспечение устойчивости развития малого бизнеса и пути его повышения нашли отражения в работах Е.В. Евстафьевой, А.В. Горохова, А.И. Кибиткина, А.А. Ермоленко , Е.В. Петрова ,А.И. Куева , Ю.В. Мячина, В.П. Попкова и др.

Использовались методы логического, статистического и ситуационного анализа. В работе нашли конкретное применение методы привлечения экспертных оценок, анкетирования, наблюдения, группировок, сравнения. Эти инструменты использовались в различной комбинации на разных этапах проведения исследования, что определялось поставленными целью и задачами работы

малый бизнес россия

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1Субъекты малого бизнеса

Определить, что такое малый бизнес - не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты предусматривают программы поддержки и развития малого бизнеса, правила регулирования их деятельности, особые налоговые режимы. Таким образом, причисление предприятия к категории малого бизнеса может дать ему некоторые преимущества или же, наоборот, добавить лишние ограничения. Здесь и дальше, мы будет часто употреблять термины «малый бизнес», «кредитование малого бизнеса» и т.д. Определение «малый бизнес» зачастую каждый интерпретирует на свой лад. Однако мы будем определять понятие «малый бизнес» с юридической точки зрения, со стороны государства.

Принято считать так, что малый бизнес - это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Отметим также, что в настоящий момент правительство планирует установить дополнительный критерий определения предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и балансовой стоимости основных средств. Зачем это нужно? Дело в том, что существуют некоторые компании с оборотом в несколько миллионов рублей в день, но в штате могут находиться всего 2 по сути состоящие из 2-3 человек. Это биржевые трейдерские компании по торговле акциями, ценными бумагами и т.д.

Какие преимущества могут быть у предприятий малого бизнеса? Прежде всего, существуют законопроекты, направленные на поддержу развития малых и средних предприятий в области инновационных технологий. Кредитование малого бизнеса предусматривается рамками государственных программ, фондами содействия кредитованию малого бизнеса.

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования) (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:

-микропредприятия - до 15 работников;

-малые предприятия - до 100 работников;

-средние предприятия - до 250 работников.

С 1 января 2013 г. согласно Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

-микропредприятия - 60 млн рублей;

-малые предприятия - 400 млн рублей;

-средние предприятия - 1 млрд рублей.

Средняя численность работников в которых за отчетный период не должна превышать: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел., в научно-технической сфере - 60 чел., в оптовой торговле - 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел., в остальных отраслях - 50 чел.

Под субъектами МП понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

.2Роль малого бизнеса в экономике России

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

-созданию новых рабочих мест;

-внедрению новых товаров и услуг;

-удовлетворению нужд крупных предприятий;

-обеспечению специализированными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, в США более 7 млн. малых фирм обеспечивают работой более 100 млн. человек. В России чуть более 1 млн. малых фирм, число постоянно работающих на малых предприятиях равняется 10% от общего числа Работающих в российских организациях).

Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.

Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.

Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

2.1 Основные проблемы развития малого бизнеса

В настоящее время можно выделить несколько основных проблем малого бизнеса. Прежде всего, низкий уровень развития малых и средних предприятий связан с низкой предпринимательской активностью населения. Несмотря на огромные возможности, которые предоставляет малый бизнес частному предпринимателю, многие люди предпочитают работать в крупных компаниях, получая стабильную заработную плату.

Практически все предприниматели, которые планируют открыть собственный бизнес в нашей стране, сталкиваются с одной и той же проблемой, связанной с поиском денежных средств. В настоящее время многие банки требуют наличие залога или иных гарантий возврата кредита от предпринимателя, кроме того, процентные ставки по большинству видов кредита в настоящее время очень высоки, что также отталкивает многих предпринимателей от начала собственного бизнеса.

К основным проблемам развития малого бизнеса также стоит отнести несовершенство российского законодательства. Многие предприниматели далеко не всегда знакомы со всеми тонкостями действующего законодательства, кроме того, налоговые сборы и выплаты в различные фонды постоянно изменяются, что приводит к закрытию целого ряда малых предприятий.

Еще одной проблемой малого бизнеса в настоящее время является обилие административных барьеров, которые существенно задерживают развитие компаний. Если процедура регистрации компании на сегодняшний день существенно упрощена, то различные проверки, которые проводятся как налоговыми, так и другими контролирующими органами, существенно усложняют жизнь большинству предпринимателей.

Также к трудностям бизнеса в настоящее время стоит отнести монополизированность многих отраслей экономики, далеко не каждый предприниматель может выйти со своими услугами на рынок.

Проблемой малого бизнеса являются высокие процентные ставки по различным видам кредитов, которые необходимо получить для развития малого или среднего предприятия. Долгое время крупные российские банки отказывались предоставлять кредиты для малых предприятий, но в настоящее время начинающий предприниматель может получить необходимые денежные средства. Для решения данной проблемы разрабатываются различные программы помощи малому бизнесу, с помощью которых предприниматель может получить субсидию, грант или частичное снижение процентной ставки при оформлении кредита.

Итак, из этого можно выделить следующие проблемы:

-низкий уровень развития малых и средних предприятий;

-монополизированность многих отраслей экономики;

-недостаточность политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого бизнеса;

-несовершенное налогообложение малых предприятий;

-высокие процентные ставки по кредитам для развития малого или среднего предприятия;

-излишнее количество административных процедур и издержек малых предприятий, связанных с регистрацией бизнеса;

-неэффективное и избыточное государственное регулирование в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;

-недостаточность государственной финансовой программы поддержки малого предпринимательства.

Для решения проблем, связанных с развитием малого бизнеса, на федеральном и местном уровнях разработано множество программ помощи предпринимателям. Благодаря подобным программам, многие люди, потерявшие работу, смогли получить необходимые знания, связанные с ведением бизнеса, кроме того, подобные организации проводят различные выставки, конференции, «круглые столы» и другие мероприятия, на которых предприниматели могут поделиться друг с другом своими идеями или найти инвесторов или партнеров для своих коммерческих проектов.

Несмотря на обилие трудностей, малый бизнес все активнее развивается в различных отраслях российской экономики, и многие люди смогли открыть собственные предприятия, которые приносят им существенный доход, а также обеспечивают работой многих граждан нашей страны.

.2 Перспективы развития малого бизнеса в России

В условиях рыночных отношений предприятие, является основным звеном экономики, а особое место относят малому бизнесу. Успешное развитие малого предпринимательства, насыщает рынок многообразием товаров и услуг.

Важнейшей проблемой развития малого бизнеса в России, является преодоление разобщённости хозяйственных и административных структур.

Для развития в нашей стране малому бизнесу необходимо:

-государственная поддержка;

-привлечение инвестиций, как отечественных, так и иностранных;

-инновации;

-пониженные ставки налога на прибыль для малых предприятий.

По последним данным Госкомстата России, на 1 октября 2012 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным реестром юридических лиц. В 2011 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП (валовом внутреннем продукте) России достигла 9,5 %.

Однако нынешние масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

Развитие малого бизнеса вызывается двумя обстоятельствами:

-особенностями современного этапа развития научно технической революции, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;

-дифференциацией потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего, необходимо решить следующие задачи:

-минимизировать влияние бюрократии на малый бизнес;

-сократить число контролирующих органов и проверок;

-продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Основной проблемой малого бизнеса является привлечение инвестиций. Совершенно очевидно, что без инвестиций, без применения современной техники и технологии невозможно эффективно решать задачи повышения качества продукции, снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности продукции и предприятий, обеспечения стабильного развития и высокой эффективности производства.

Предприятие самостоятельно определяет объёмы, направления, размеры и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно привлекает на договорной, преимущественно конкурентной, основе физических и юридических лиц для участия в деятельности по реализации инвестиций.

Значит выбор того или иного направления вложений определяется многими обстоятельствами. Важнейшими среди них являются:

-инвестиционный климат в стране;

-состояние производственно-технической базы;

-базы промышленных предприятий;

-кредитная политика;

-уровень развития воспроизводственной рыночной инфраструктуры;

-системы привлечения и освоения капитальных вложений;

-системы налогообложения;

-уровень развития законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности.

Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся:

-высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

-избыточные административные барьеры для предпринимателей;

-недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

-достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

-отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

-недостаточный уровень развития фондового рынка.

Таким образом, многообразие влияющих факторов нуждается в разработке единого системного подхода к оценке интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов, учитывающего все необходимые факторы их инвестиционного развития. Заинтересованность в этой оценке, прежде всего, возникает у органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур инвестиционного рынка и иностранных инвесторов.

Для поддержки и развития малого предпринимательства можно предложить следующие действия:

-эффективное местное управление, которое не только позволит сбалансировать бюджет, но и найдет достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры;

-оказание финансовой помощи субъектам малого бизнеса, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансовой поддержки их венчурных проектов;

-активные действия по оказанию предпринимателям помощи «на старте»;

-сокращение затрат субъектов малого предпринимательства посредством частичной компенсации расходов по продвижению их продукции (услуг) на внешнем рынке, а также компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам;

-разработка и реализация программы подготовки кадров, которая поможет новым фирмам выжить и развиваться;

-использование механизма лизинга и аренды оборудования.

Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Любая страна должна стремиться к тому, чтобы иметь здоровую экономику, а в России для оздоровления экономики на сегодняшний день малых предприятий недостаточен. Проблема состоит в том, что для развития малого предпринимательства необходимо государственная поддержка, понижение ставки налогооблагаемой базы, привлечение инвесторов.

ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Государственное воздействие на субъекты малого бизнеса

В экономиках разных стран и в разные исторические периоды всегда существовали проблемы, решение которых требовало применения не исключительно рыночных методов, а их сочетания с государственным вмешательством в разных формах. Ни одну рыночную систему нельзя охарактеризовать как чисто рыночную - во все времена рыночное регулирование дополнялось государственным. Различаются только пропорции государственного регулирования и действия рыночных сил. Можно утверждать, что экономические системы всегда были смешанными. Даже полностью огосударствленная экономика СССР по существу таковой не являлась, так как в ней присутствовали элементы рыночной экономики, влияние которых в целом было не существенным, но в отдельных сферах - весьма значительным.

Развитие экономической теории позволило выявить не только механизм государственного воздействия и его роль в развитии экономики, но и другие структурные составляющие, влияющие на экономическую систему.

К проблеме государственного регулирования малого бизнеса в истории экономической науки уделялась особое внимание. Существуют два основных подхода к проблеме государственного регулирования малого бизнеса - одни ратуют за невмешательство или минимальное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, другие утверждают, что без его решающей роли экономическое развитие общества будет крайне неэффективным, расточительным, что приводит к серьезным социальным последствиям.

Соответственно этим подходам сформировались две противоположные концепции в экономической мысли - экономический либерализм, отвергающий активное государственное регулирование хозяйства (концепция берет свое начало от воззрений Адама Смита и насчитывает более чем 300 лет), и «государственный» консерватизм, подчеркивающий значение активного государственного регулирования. В экономической науке отсутствует единый подход к проблеме государственного регулирования экономики, поэтому представители разных экономических школ называют вторую концепцию по-разному: «дирижизм» (от фр. Diriger - управлять), «этатизм» (от фр. еtаt - государство), «интервенционизм» (от лат. Intervention - вмешательство).

Актуальность вопроса о государственном регулировании деятельности малого бизнеса обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех

экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне.

Важно и то, что в обществе и экономике практика государственной поддержки малого бизнеса как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования. Сказанное в полной мере касается и такого важнейшего рычага этой политики как система государственных - федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса.

Программно-целевой метод управления в политике государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне, предполагает выявление стратегического потенциала малых форм хозяйствования в решении ключевых вопросов социально-экономического развития.

Целевой метод требует четкого определения приоритетов государственной политики и, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем концентрируется на создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала МП, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и, конечно, максимального вклада в экономический рост в целом.

При разработке целевой программы необходимо максимально использовать системные противоречия и взаимодействия: между краткосрочными и долгосрочными целями, социальными целями и целями структурной политики, между количественными и качественными параметрами, между стремлением к выравниванию уровней развития регионов и целями достижения максимальной прибыльности при минимальном риске, стремление к самоокупаемости системы государственной поддержки малого бизнеса и необходимости реализации социально-значимых «затратных» мероприятий, между необходимыми затратами на реализацию мер поддержки и острой ограниченностью реальных ресурсов. Метод целевого программирования, на котором должны основываться программы поддержки малого бизнеса, подразумевает точное выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки, т.е. интегрирует необходимые элементы обязательности и даже директивности.

Однако в России широкомасштабная практика недофинансирования подобных программ делает возможным их выполнение не более чем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений, номинально гарантирующих полное финансовое обеспечение выполнения всех программных мероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате подобные программы на практике оказываются не директивно-целевыми, а чисто индикативными, включающими в себя набор правильных, но декларативных положений. Этим подрывается и дискредитируется сам программно-целевой подход к осуществлению мер поддержки малого бизнеса. Программно-целевой метод требует максимального учета региональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области МП должна быть самым тщательным образом увязана с другими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае - к сфере малого бизнеса.

В части мер налогового стимулирования: Государственной Думой РФ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения в ст. 346.12 и 346.13, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей, а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млн. рублей). Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий.

Принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.

Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений.

Принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. В 2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях - достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых - 50 часов. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности.

В целях пресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятий малого бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение - отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

.2 Особенности регулирования малого бизнеса за рубежом

Каковы преимущества малого бизнеса за границей? Многое зависит от страны, где расположено малое предприятие. Малый бизнес за границей развивается по-разному и поддержка малого бизнеса за рубежом зависит от политики государства. Начнем рассматривать малый бизнес за рубежом с Соединенных штатов. На долю малого бизнеса приходится половина рабочих мест частного сектора экономики. Малыми считаются предприятия со списочной численностью до 500 сотрудников. Однако большинство предприятий (около 85 %) имеют численность меньше 20 человек.

Законодательная поддержка очень сильна, поэтому не удивительно, что в США развитие малого бизнеса опережает страны Европы. Налоговые льготы в первый год работы составляют 50 % - так называемый «бонус первого года». Кроме того государство берет на себя кредитное бремя, погашая около 90 % кредитов, полученных малым бизнесом в коммерческих банках.

Германия - еще одно место, где малый бизнес за рубежом процветает. Еще в 70-е года прошлого века в Германии стала популярна такая организационно-правовая форма бизнеса как семейное предприятие. Сегодня таких компаний насчитывается более миллиона. Популярно и индивидуальное предпринимательство - адвокаты, стоматологи.

Поддержка малого бизнеса за рубежом по немецкому сценарию предполагает долговременные кредиты (на 15 лет) под невысокий процент (5-8 %). Предприятия, которые ориентированы на социальную сферу имеют дополнительные льготы.

Зачастую малый бизнес за границей вообще освобожден от налогов на первое время. Таким примером служит Франция. В течение первых двух лет малые предприятия не платят налоги в местный бюджет и освобождаются от сбора на акционерные общества. В эти два года подоходный налог так же считается по пониженной ставке.

Особое внимание развитие малого бизнеса за рубежом привлекает в Японии. Тут малое предпринимательство почитаемо. Сегодня в этой стране насчитывается более 6 миллионов малых предприятий. Эта цифра сопоставима с количеством малых предприятий в Америке. Малое предприятие имеет право на льготный кредит. Кроме того в стране восходящего солнца предприниматели могут обратиться за помощью в центр поддержки. Тут помогут не только юридической консультацией, но и окажут техническую поддержку.

В южной Корее с конца прошлого века малый бизнес - основная опора экономики. Законодательно закреплено, что не менее трети кредитов, выдаваемых коммерческими банками должно идти на развитие малого бизнеса. Такая политика позволила значительно снизить безработицу и увеличить ВВП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышеизложенный материал необходимо сделать следующие выводы:

а) малый бизнес имеет свои специфические особенности, определяющие его существование в рыночной экономике. К таким особенностям экономическая относятся: гибкость, быстрота реагирования на изменение условий; инновационный характер; деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода; реализация товаров и услуг на рынке.

б) малый бизнес в России прошел несколько этапов развития и продолжает развиваться до сих пор. На каждом этапе его развития существовал ряд проблем. На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: недостаточность и недоработанность правовой базы; несовершенство налоговой системы; бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; отсутствие на практике государственной поддержки, в частности, финансовой помощи и реальной правовой защиты; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, т.е. отсутствие экономической и политической стабильности.

в) для решения проблем малого бизнеса необходим комплекс мероприятий, ориентированный на его расширение и развитие. Гарантом и главным действующим лицом в проведении мероприятий по развитию малого бизнеса должно выступать государство. Необходимо пересмотреть правовую базу и принять ряд новых нормативно-правовых актов, улучшающих деятельность субъектов малого бизнеса; наладить взаимодействие малых предприятий с финансово-кредитными организациями; снизить налогообложение субъектов малого бизнеса; искоренить коррупцию в государственных органах и т.п.

г) несмотря на существующий ряд проблем в малом бизнесе, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Необходимо заметить, что несомненная перспективность сектора малого предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему следует рассматривать не только как очередную кампанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.Конституция РФ Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.

.Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Опубликован 31 июля 2007 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №4427

.Федеральный Закон от 14.07.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Опубликован 30 декабря 2008 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №4823.

.Федеральный Закон от 06.04.06. № 301 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (с изменениями и дополнениями от:18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г.)

.Федеральный Закон от 08.08.01. № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Первоначальный текст документа опубликован 10.08.2001г. «РГ» - Федеральный выпуск N 153-154.

.Агурбаш Н. Система государственной поддержки малого предпринимательства // Финансовый бизнес. - 2000. - №11-12.

.Анализ роли и места малых и средних предприятий России. - М.: Ресурсный центр предпринимательства России. 2003.

.Бессолицын А. История российского предпринимательства. Учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2008.

.Блинов А. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. - М.: Ось-89, 2012.

.Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития Российского малого предпринимательства. - М.: Наука, 2007.

.Горфинкель В.Я. Предпринимательство. - М.: Юнити, 2009.

.Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. - М.: Наука, 2011.

.Губин Е. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. - М.: Юристъ, 2009.

.Гусев А.А., Симионов Ю.Ф., Лебедева Н.Н. Экономика предпринимательства. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.

.Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства. - М.: АНО "ИПЭВ", 2008.

.Инфраструктура поддержки малого предпринимательства // Малый бизнес: кредитование малого бизнеса (www.kreditbusiness.ru)

.Карчевский А. Аренда офисов у города дорожает // Деловой Север-Восток. - 2006. - №1-2.

.Кислов Д.В. Малые предприятия. - М.: ЗАО Издательский Дом «Главбух». - 2007.

.Куцобин А.П., Пучков С.И. Информационная поддержка предпринимательства Торгово-промышленными палатами РФ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аналитических работников «Информационно-аналитическая деятельность в России: состояние и перспективы»; Москва ИНФРА-М, 2010.

.Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2006.

.Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Налоговый вестник. - 2002. - №2. С. 64-70.

.Наумов В.Н. Организация предпринимательства. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007.

.Нерсисян Т. Я. Развитие предпринимательства. Организационный аспект. - М.: Анкил, 2007.

.Предпринимательское право. Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2009.

.Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. - М.: Экзамен, 2007.

.Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

.Российское обозрение малых и средних предприятий. - М.: Тасис СМЕРУС. 2002.

.Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий). - М.: Проспект, 2007.

.Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. - М.: ТОО «Контур», 2011.

.Царев Р., Сорокина А. Что мешает развитию бизнеса? // Деловой Северо-Восток. - 2005. - №1.

.Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. - М.: Academia, 2012.

.Черняк В.З. История предпринимательства. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2009.

33.Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства в России www.nisse.ru <http://www.nisse.ru> 22.04.2013г.

.Объединение предпринимательских организации России "ОПОРа" www.opora.ru <http://www.opora.ru> 25.04.2013г.

.Сервисная бизнес-сеть Российского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса www.siora.ru <http://www.siora.ru> 25.04.2013г.

Похожие работы на - Малый бизнес в национальной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!