Уровень жизни

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    329,92 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уровень жизни

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»







Курсовая работа

по Экономике

на тему: «Уровень жизни»


Выполнила:

Крупенина В.А.




Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава 1. Экономическая характеристика доходов, уровня жизни и бедности

1.1 Понятие доходов населения и их классификация

1.2 Классификация доходов населения

1.3 Уровень жизни населения и его показатели

Глава 2. Доходы и уровень жизни населения России

2.1 Оценка уровня жизни населения России

2.2 Причины социально-экономического неравенства в России

2.3 Последствия и основные направления повышения уровня жизни в России

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что трансформация экономических отношений, осуществляемая в Российской Федерации, сопровождается, с одной стороны, - внутренними преобразованиями, с другой, интеграцией в систему международных связей. Становится очевидным, что столь масштабные преобразования не могут не обусловливать кризисные явления многих сторон жизни. Одной из наиболее острых внутренних проблем является падение уровня жизни значительной части населения и широкое, практически тотальное, распространение бедности.

Негативное влияние рыночных преобразований на уровень жизни населения создает предпосылки для выработки обоснованной социально-экономической политики как на федеральном, так и региональном уровнях.

Цель нашего исследования рассмотрение уровня жизни и его показателей.

В соответствие с целью поставлены следующие задачи:

. Дать понятие доходов населения;

. Исследовать классификацию доходов населения;

. Определить уровень жизни населения и его показатели;

. Дать оценка уровня жизни населения России;

. Осветить причины социально-экономического неравенства в России;

. Рассмотреть последствия и основные направления повышения уровня жизни в России.

Объектом исследования является уровень жизни населения России.

Предметом выступает динамика доходов населения.

Для написания настоящей курсовой работы использовались труды: Е.Ш. Гонтмахера, Н.А. Денисова, С.В. Кадомцевой, С.В. Калашникова, Е.Д. Катульского, Л.А. Костина, Н. Лапиной, Т.М. Малевой, Л.Н. Овчаровой, В.Г. Павлюченко, Б.В. Ракитского, Т.Ю. Сидориной, С.Н. Смирнова, Е.И. Холостовой, А.В. Шаронова, С.С. Шаталина.

Структура исследования полностью соответствует поставленным целям и задачам.

Глава 1. Экономическая характеристика доходов, уровня жизни и бедности

.1 Понятие доходов населения

Помимо отношений производства, в экономике существуют иные виды отношений, в частности распределительные. Они реализуются в системе доходов населения и других субъектов хозяйства. В самом общем виде категория «доход» трактуется как поток денежных поступлений в единицу времени.

Доходы населения это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты <#"825481.files/image001.gif">

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в октябре 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 2,4%, в январе-октябре 2012 г. - на 3,5%. Теперь перейдем к рассмотрению динамики располагаемых денежных доходов рис. 1.

Рис. 1. Реально располагаемые денежные доходы населения

Заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата в октябре 2012 г., по оценке, составила 26256 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 12,1%, в январе-октябре 2012 г. - на 14,0% (Приложение 1).

В январе-сентябре 2012 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 82%, работников образования - 75% (в январе-сентябре 2011 г. - соответственно 79% и 69%).

Просроченная задолженность по заработной плате (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства). Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 ноября 2012 г. составила 2290 млн.рублей и по сравнению с 1 октября 2012 г. увеличилась на 56 млн. рублей (2,5%).

Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 ноября 2012 г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

На 1 ноября 2012 г. просроченная задолженность по заработной плате по сравнению с 1 октября 2012 г. снизилась в 37 субъектах Российской Федерации, выросла - в 34 субъектах, отсутствовала - в 11 субъектах, осталась без изменения - в 1 субъекте Российской Федерации.

Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 ноября 2012 г. составила 92 млн.рублей, или 4,0% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.

Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 90,0% приходилось на федеральный бюджет, 4,1% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 5,9% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье «оплата труда», а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.

Из общей суммы просроченной задолженности 442 млн.рублей (19,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2011 г., 447 млн.рублей (19,5%) - в 2010 г. и ранее.

Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 81 млн. рублей (89%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.

На 1 ноября 2012 г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 72 субъектах Российской Федерации, образовалась - в 3 субъектах Российской Федерации.

Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за октябрь 2012 г. увеличилась на 4 млн.рублей (0,2%) и на 1 ноября 2012 г. составила 2198 млн.рублей.

Если рассматривать показатели уровня жизни по всем странам мира, то мы увидим следующую динамику за 2012 год Приложение 2.

Лучшая страна по уровню жизни населения в 2012 году - Норвегия. Россия же с каждым годом поднимается вверх по таблице. За 2 года рост составил 10 пунктов. Также продолжает уверенный рост Казахстан. Украина же, напротив, за последние 2 года опустилась на 8 пунктов.

Отметим наиболее интересные изменения, по сравнению с 2011 годом:

§   Россия поднялась на 4 пункта;

§   Доминиканская Республика опустилась на 4 пункта;

§   Австралия поднялась на 1 пункт;

§   Украина опустилась на 5 пунктов;

Из данных цифр можно сделать вывод, что самый высокий показатель:

Норвегия - социальный капитал

Дания - предпринимательства и инноваций

Австралия - образование

Канада - свободы личности

Швейцария - уровень правления

США - продолжительность жизни

Исландия - показатель безопасности

Сингапур - экономика

 

.2 Причины социально-экономического неравенства в России


-е годы прошлого столетия были ознаменованы для России быстро развивающимися процессами горизонтальной и вертикальной дифференциации, приведшими к существенному усилению и без того заметных в дореформенный период территориальных различий и формированию нескольких крупных социальных групп, уровень и качество жизни которых принципиально отличаются друг от друга. В итоге в России сложились несколько парадигм развития человеческого потенциала, характеризующихся совершенно различными возможностями реализации способностей личности, осуществления социального и индивидуального выбора, самодостаточности и индивидуальной ответственности. В этом заключается сущность социального неравенства как социально-экономического явления.

Можно выделить ряд причин и факторов, обусловивших данное явление:

. Уровень дохода различных социальных групп.

. Неодинаковая степень адаптации различных социальных слоев и групп населения к новым экономическим условиям. Это относится как к привилегированным группам, в прошлом имевшим неограниченный доступ ко многим благам, так и к «неэлитным» слоям населения, в сознании определенной части которых сохранилось стремление переложить на государство заботу о собственном благосостоянии, в итоге снижающее их экономическую активность.

. Региональные и территориальные особенности и вытекающие из них возможности решения социально-экономических проблем, что на фоне существенного сокращения материальных ресурсов государства, при отсутствии практики их эффективного распределения, еще более ограничило возможности по сокращению разрывов в социально-экономическом положении между развитыми и отсталыми регионами, отраслями и производствами.

Рассмотрим более подробно каждую из этих групп факторов.

Неравенство в доходах - одна из наиболее острых социальных проблем современной России. Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, связанных с личными достижениями или независимых от них, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическую или политическую природу. Это могут быть различия в способностях (физических и интеллектуальных), в уровнях образования и квалификации, профессиональной инициативности, социальных характеристиках, и др.

Период реформ сопровождался интенсивным процессом перераспределения общего объема денежных доходов населения в пользу самой высокодоходной группы на фоне сокращения доли остальных, что привело к разрыву между наиболее и наименее обеспеченными децильными группами населения (коэффициент фондов) в 16,5 раз, в то время как в мировой практике в качестве предельно допустимого значения коэффициента фондов, с позиции социально-экономической безопасности, принято соотношение 10:1. Эти изменения в условиях экономического спада явились главной причиной обнищания значительной части населения России и практического отсутствия в структуре общества среднего класса. Социальные и психологические последствия этого явления усугубляются в результате выработавшегося десятилетиями менталитета и характерной для прошлого практики всеобщей уравниловки. Кроме того, низкий средний уровень официальных доходов не создает стимулов к добросовестному труду в легальном секторе экономики, тем самым ослабляя поддержку реформ со стороны значительной части населения.

Среди причин неравенства в доходах можно выделить следующие:

возникновение и быстрое развитие частного сектора в экономике. На сегодняшний день доля доходов от предпринимательской деятельности занимает, по разным регионам, от 0,7 (Чукотский АО) до 22% (РД) в общей структуре доходов населения. Разнящиеся оценки доходов занятых на предприятиях различных форм собственности свидетельствуют о том, что уровень получаемых доходов в частном секторе в десятки раз превышает доходы работников бюджетной сферы;

демографические факторы: половозрастные характеристики, семейное положение могут в значительной степени определять различия между индивидами и домохозяйствами по уровню получаемых доходов. В дореформенные годы наиболее высокий уровень заработной платы наблюдался в возрастных группах старше 40 лет, отражая зависимость уровня оплаты труда от приобретенного опыта и квалификации. Новые экономические отношения, способствовавшие быстрому развитию частного сектора, особенно в сфере услуг, привлекают к себе в большей степени лиц в возрасте 25-39 лет, обусловив относительное улучшение их положения в сфере доходов. Однако возрастной аспект экономического неравенства в России практически не представлен в статистической отчетности;

гендерные факторы, т.е. неравенство в доходах между мужчинами и женщинами. Рост гендерных различий в области оплаты труда обусловлен, в частности, растущей межотраслевой дифференциацией в пользу «мужских» профессий, более интенсивным перемещением мужчин в частный сектор экономики. Как правило, высокий уровень оплаты труда в той или иной отрасли приводит к увеличению в ней занятости мужчин и, соответственно, вы­теснению женщин в отрасли с относительно низкой оплатой труда, и это является общемировой тенденцией. Поэтому усиливающаяся концентрация женщин в бюджетных низкодоходных сферах способствует увеличению разрыва в доходах между мужчинами и женщинами, который порой составляет 50- 70%, и развитию «феминизации бедности».

Дифференциация доходов населения во многом обусловлена территориальными особенностями проживания. Социальные контрасты между регионами существовали и в дореформенный период, но они были менее выраженными и в основном сводились к различиям между республиками бывшего СССР. Так, в Таджикистане доля семей с доходами ниже прожиточного минимума была в 6 раз выше, чем в России, общий коэффициент рождаемости - в 2,9 раза выше, и т.д. Большинство же российских краев и областей имели показатели социально-экономического и культурного развития, близкие к среднероссийским. В современной же России картина более удручающая. Например, разрыв по уровню денежных доходов на душу населения в различных регионах России сегодня составляет от 10,6 (Республика Ингушетия) до 28,2 (г. Москва).

Кроме того, наблюдается растущая межотраслевая дифференциация заработной платы, совершенно не обусловленная интересами развития экономики. В целом по народному хозяйству разрыв в зарплате в различных секторах оценивался в 11,6 раз.

Среди факторов социального неравенства регионов можно выделить следующие:

уровень экономического развития регионов, во многом определяющий доходы населения, его занятость, состояние отраслей социальной сферы. Например, Республика Дагестан уже многие годы относится то к «депрессивным», то к «отсталым» регионам, что обусловлено низкими темпами экономического развития, общим спадом производства, вызвавшим, в свою очередь, высокое значение показателей безработицы, численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, и т.д.;

факторы природно-климатического характера. Например, такой фактор, как степень комфортности климата, определяет многие особенности образа жизни проживающего на данной территории населения: Так, в условиях сурового климата это не только значительный рост расходов на жизнеобеспечение, но и повышенные физиологические нагрузки, непосредственно влияющие на здоровье и физическое состояние человека;

территориальные различия, обусловленные особенностями поселения, например, в образе жизни населения крупных городов и сел. Здесь и практическая недоступность качественных услуг, и низкий уровень доходов, и отсутствие их источников. Результатом является постоянная миграция сельского населения, и в первую очередь молодежи, в города, в свою очередь приведшая к «постарению» населения и существенно замедлившая процессы социального развития российских деревень и малых городов.

Дифференциация доходов населения и экономического развития регионов обуславливает и значительную дифференциацию потребления населения. Так, доля расходов на питание у 10% наименее обеспеченного населения, в зависимости от величины среднедушевых располагаемых ресурсов, составляла в 2010г. 50,0% потребительских расходов, в то время как у 10% наиболее обеспеченного - всего 20,0%, на покупку предметов домашнего обихода и бытовую технику - соответственно 2,8 и 6,3%, что же касается таких статей расходов, как покупка транспортных средств, организация досуга, то в структуре расходов бедных семей последние практически сведены к нулю.

Главным фактором снижения уровня бедности и уменьшения экономической дифференциации, особенно в сельской местности, выступают натуральные поступления за счет продукции собственного производства. Обстоятельства побуждают домохозяйства компенсировать недостаток денег собственным производством продуктов питания. В то время как общий спад производства в сельском хозяйстве за период с 1990 по 2010 год составил почти 40% (в 2010 г. индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с предыдущим годом составил 88,7%), объем продукции личных подсобных хозяйств возрос на 16%. Сегодня на их долю приходится почти половина всей сельскохозяйственной продукции, тогда как в 1990 году - только 26%.

Важнейшими факторами, влияющими на доходы населения региона и уровень безработицы, являются объемы валового регионального продукта и динамика производства. Огромные диспропорции экономического развития возникли еще в дореформенный период. Десять наиболее развитых регионов производят более 40% валового внутреннего продукта страны, 55-58% производства лесной, целлюлозно-бумажной и химической промышленности и более 75% производства в металлургии, топливной и текстильной промышленности.

В условиях перехода к рыночной экономике характер специализации региона стал во многом определять динамику его развития. На аграрном юге, особенно в слаборазвитых республиках Северного Кавказа, не­эффективность сельского хозяйства, технологическая отсталость перерабатывающей промышленности и удаленность рынков сбыта не позволяют стабилизировать производство и перейти к росту.

2.3 Последствия и основные направления повышения уровня жизни в России

Дифференциация российского общества остро поставила вопрос о равенстве доступа к важнейшим факторам развития населения, в том числе к качественному образованию. Очевидно, что семьи с относительно высокими доходами имеют больше возможностей дать своим детям престижное образование, чем семьи с низкими доходами. Но помимо этого, вопрос доступа к качественному образованию долгие годы имел в России четко выраженную территориальную и региональную составляющую. С внедрением системы зачисления абитуриентов по результатам ЕГЭ, проблема доступа в центральные учебные заведения страны выпускников из регионов частично решена. Вместе с тем, низкий уровень финансирования учебных заведений приводит к тому, что стипендии не покрывают даже минимальных расходов студентов, а большинство высших учебных заведений не могут сегодня содержать общежития для иногородних студентов, что при высоком уровне расходов на проживание в крупных городах препятствует большинству молодых людей из других регионов учиться в лучших учебных заведениях страны.

В этой связи, одной из важнейших целей государственной социально-экономической политики доходов должно стать сглаживание территориальных диспропорций уровня и качества жизни. Достижение этой цели возможно через создание такой системы, которая позволит использовать имеющиеся в стране ресурсы и активизировать иные рычаги. Содержание и направленность социальных программ во многом будут зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая должна сочетать два блока мер:

активного характера, направленных на оживление производства и рост источников самообеспечения - труда и предпринимательства;

пассивного блока, связанных с неизбежным развитием компенсаторных механизмов и прочих элементов социальной защиты и помощи населению.

Причины российской бедности необходимо искать, прежде всего, в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности ряда отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, превалировании низко­оплачиваемых работ. Существующая в современной России практика по борьбе с бедностью и социальной защите населения не в полной мере учитывает про­исходящие в стране институциональные изменения и тенденции в формировании рынка труда. Кроме того, несовершенна и нуждается в срочной адаптации к рыночным условиям действующая в стране система выявления и социальной поддержки бедных семей и населения, находящегося в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются неэффективно, часто идут не в те семьи, которые являются действительно бедными. В результате все более ухудшается положение беднейшей части населения, что усугубляет проблему застойной (долговременной) бедности. Это ставит перед государством на всех уровнях управления задачу формирования новой политики в отношении проблемы бедности.

В условиях, когда общественное производство неспособно удовлетворять жизненные потребности населения в достаточной степени, проблема адаптации российского населения может быть решена через развитие семейной экономики, мобилизацию внутренних ресурсов каждого домохозяйства. В качестве основных форм развития семейного предпринимательства можно выделить следующие:

интенсивное распространение приусадебного хозяйства (их имеют более 80% семей), продукты которого могут быть использованы как для внутреннего потребления, так и для рыночного обмена;

развитие надомного труда, семейного и индивидуального предпринимательства в связи с ростом безработицы и неполной занятости.

Ведение личных подсобных хозяйств относится к числу направлений повышения уровня доходов населения, носящих ярко выраженный региональный характер и особенно востребованных в отсталых регионах аграрного типа, к которым можно отнести, в частности, Республику Дагестан. Не случайно, например, показатель доходов от предпринимательской деятельности в этой республике, составляя пятую часть всех доходов, является сегодня самым высоким среди прочих регионов страны. Подобные регионы характеризуются также слабо развитой инфраструктурой, особенно в небольших населенных пунктах, что предопределяет распространение индивидуально-трудовой деятельности, самостоятельного осуществления населением многих функций бытового характера (пошив одежды, изготовление домашней утвари, починка техники, и др.). уровень жизнь экономический неравенство

Эффективность реализации экономических функций домохозяйств определяется теми условиями, которые создаст государство для самостоятельного зарабатывания доходов, способствуя этим повышению общего уровня благосостояния общества и борьбе с бедностью, снижению степени социальной напряженности. Для успешного решения этих вопросов необходима взаимоувязка принимаемых в данной области мер с другими направлениями макроэкономического регулирования социально-экономических процессов.

Деятельность федеральных и региональных органов власти в области регионального развития должна осуществляться в двух направлениях:

административно-правовое регулирование процессов взаимодействия центра, субъектов РФ и местных органов власти;

перераспределение финансовых ресурсов между различными уровнями управления и оказание финансовой поддержки на основе бюджетных и внебюджетных инструментов. При этом внимание должно быть оказано не только отсталым, но и развитым территориям. В то время как бедные регионы нуждаются в финансовой поддержке, богатые регионы должны активизировать имеющийся потенциал за счет создания соответствующих условий для эффективного развития. Концепция новой модели политики регионального развития должна опираться на поиск так называемых «точек роста», которые имеются во всех регионах. Таким образом, суть концепции заключается в смене парадигмы региональной политики - переходе от методов временного ослабления региональной дифференциации, базирующихся преимущественно на территориальном перераспределении ресурсов, к методам, ориентированным на региональное развитие с опорой, прежде всего на собственные силы. В рамках данной модели центр должен опираться на единые принципы и механизмы региональной политики применительно ко всем без исключения субъектам РФ и одновременно проводить активную дифференцированную региональную политику в отношении отдельных групп и субъектов Российской Федерации.

Заключение


Исследуя данную тему, мы пришли к следующим выводам:

РФ - одна из первых по неравенству доходов населения Имущественное неравенство в России, за исключением малых народов Карибского бассейна, является самым высоким в мире.

Как показало исследование, в нашей стране существует высокая поселенческая дифференциация по самооценке уровня жизни населения причины ее многообразны.

В соответствии с целевыми ориентирами, задекларированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, уровень дохода и качество жизни россиян к 2020 году достигнет тех показателей, которые наблюдаются сегодня в развитых странах. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и высокий уровень экологической безопасности.

При имеющемся в современных условиях потенциале заработной платы и весьма низком уровне доходов основной массы россиян достижение поставленных целевых ориентиров возможно только на основе серьезного качественного прорыва, обеспечение которого должно быть предопределено грамотной социальной политикой. При этом необходимо акцентировать внимание на многосубъектом характере социальной политики в рыночной экономике, что предполагает комплексное исследование социальных функций бизнес-сообщества, эволюции социально-трудовых отношений и повышения ответственности наемных работников за свое материальное положение и социальный статус, а также особой роли государства в формировании целевых ориентиров и реализации практических задач социальной политики, способствующих росту уровня и качества жизни трудоспособного населения.

Таким образом, нами достигнута поставленная цель и решены предложенные задачи:

. Дали понятие доходов населения;

. Исследовали классификацию доходов населения;

. Определили уровень жизни населения и его показатели;

. Дали оценку уровня жизни населения России;

. Осветили причины социально-экономического неравенства в России;

. Рассмотрели последствия и основные направления повышения уровня жизни в России       .

Список литературы

1. Глобальная экономика: коллективная монография, посвященная 10-летию каф. мировой экономики НИУ БелГУ; научн. ред.: Е.Н. Камышанченко, Ю.Л. Растопчина; рец.: Л.В. Соловьева, Л.А. Зимакова; НИУ БелГУ. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2011. - 416 с.

. Живой капитал России: монография для социологов, экономистов, политологов, исследователей современной истории, может использоваться в учебном процессе при подготовке кадров по направлениям "Социология", "Менеджмент". - М.: Логос, 2011. - 432 с.

. Качество жизни населения России. Психологические составляющие: Г. М. Зараковский - Москва, Смысл, 2009 г. - 320 с.

. Курс социально-экономической статистики: - Санкт-Петербург, Омега-Л, 2009 г.- 984 с.

. Национальная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" и экономическим спец.; М-во образования и науки РФ, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова; под общ. ред. М.Н. Нуреева; рец.: В.В. Вольчик, С.Н. Левин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 655 с.

. Прожиточный минимум. История, методика, анализ: В. А. Литвинов - Санкт-Петербург, Ленанд, 2010 г.- 278 с.

. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб./ Росстат. - М., 2012. - 795 с.

. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009: - Москва, Росстат, 2009 г.- 504 с.

. Социология: учебник для бакалавров, МО РФ. - М.: Юрайт, 2012. - 525 с.

. Теории молодежи: междисциплинарный анализ;рец.: А.И. Ковалева и др.; Московский гуманит. ун-т, Ин-т фундаментальных и прикладных исследований, Международная академия наук. - М.: Канон+, 2012. - 528 с.

. Экономическая теория: учебник для студентов вузов неэкономических специальностей, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) "Международные отношения", "Зарубежное регионоведение" и "Реклама и связи с общественностью"; под ред. М.Н. Чепурина; рец.: А.Н. Чеканский, Н.Н. Думная; Московский государственный ин-т международных отношений (ун-т) МИД России, УМО вузов России по. - М.: Деловая литература, 2011. - 552 с.

. Экономическая теория: Курс лекций и практические занятия: Учебное пособие для студентов вузов по спец. "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)", УМО по образованию. - СПб.: Питер, 2010. - 512 с.

. Экономическая активность населения России. 2010: - Санкт-Петербург, Росстат, 2010 г.- 176 с.

Приложение 1

Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности


Сентябрь 2012 г.

Январь-сентябрь 2012 г.


рублей

в % к

рублей

в % к



сентябрю 2011 г.

августу 2012 г.


январю- сентябрю 2011 г.

общероссийскому уровню средне- месячной заработной платы

Всего

25996

111,6

101,1

25686

114,2

100

в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

14955

111,2

98,6

13646

114,1

53

рыболовство, рыбоводство

29878

114,7

111,7

27869

110,5

109

добыча полезных ископаемых

54929

114,2

110,4

48663

113,3

190

в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

62852

114,2

110,7

55678

112,4

в 2,2 р.

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

40923

114,9

109,7

36080

116,1

141

из нее добыча металлических руд

47944

114,6

120,7

39277

112,8

153

обрабатывающие производства

24344

109,7

98,5

23887

112,9

93

из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

21300

112,2

98,9

20660

110,7

80

текстильное и швейное производство

12528

106,6

97,7

12214

111,0

48

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

12956

108,2

97,5

12616

108,3

49

обработка древесины и производство изделий из дерева

15646

107,9

96,7

15270

111,2

59

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

25231

107,6

97,3

25059

112,4

98

в том числе: производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

25569

107,7

102,8

25047

108,9

98

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

25078

107,5

94,9

25064

113,9

98

производство кокса и нефтепродуктов

53279

92,6

100,5

55186

116,7

в 2,2 р.

в том числе: производство кокса

32906

109,7

99,2

32625

109,9

127

производство нефтепродуктов

56502

90,9

100,6

58790

117,1

в 2,3 р.

химическое производство

28611

112,9

101,1

27788

113,3

108

производство резиновых и пластмассовых изделий

19134

110,1

98,3

18761

110,0

73

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

23548

110,7

94,6

22819

114,6

89

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

26556

108,7

97,7

26516

112,6

103

в том числе: металлургическое производство

30306

107,5

98,5

30692

112,0

120

производство готовых металлических изделий

22575

110,3

96,8

22085

113,6

86

производство машин и оборудования

25863

108,9

97,0

25266

112,7

98

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

26249

111,3

100,0

25249

113,8

98

производство транспортных средств и оборудования

27218

109,6

99,2

26992

112,9

105

прочие производства

17300

109,3

100,4

16467

110,1

64

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

27834

105,0

94,3

28884

110,4

112

из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

105,1

93,8

30594

110,5

119

из них: производство, передача и распределение электроэнергии

36879

104,4

95,8

38934

109,9

152

производство и распределение газообразного топлива

26196

98,8

76,3

27545

108,9

107

строительство

27017

108,0

98,4

25708

111,1

100,1

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

21845

107,6

97,7

22050

108,8

86

в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

23765

98,2

93,7

24537

108,6

96

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

24935

107,3

97,2

25502

108,1

99

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

18172

111,5

100,0

17831

110,4

69

гостиницы и рестораны

16854

113,2

103,3

16332

113,7

64

транспорт и связь

30369

108,6

94,3

31085

111,1

121

из них: деятельность железнодорожного транспорта

33031

103,0

95,3

34576

108,9

135

транспортирование по трубопроводам

45730

102,0

71,6

58780

114,7

в 2,3 р.

связь

28947

116,9

104,8

28239

108,6

110

финансовая деятельность

50022

107,3

93,2

56246

108,2

в 2,2 р.

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

31025

112,0

102,7

30010

112,5

117

из них научные исследования и разработки

43584

115,0

110,1

39297

115,3

153

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

31601

121,8

103,9

31768

126,6

124

образование

18508

116,6

122,4

17852

121,4

70

здравоохранение и предоставление социальных услуг

19734

115,2

102,0

19687

117,3

77

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

20437

109,9

106,0

19916

115,0

78

из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

21569

110,1

109,3

20782

117,3

81


Приложение 2

ЭК - Экономика

ПИ - Предпринимательство и инновации

ПР - Правление

ОБ - Образование

ЗД - Продолжительность жизни

БЕ - Безопасность

СЛ - Свобода личности

СК - Социальный капитал


Ранг

Страна

ЭК

ПИ

ПР

ОБ

ЗД

БЕ

СЛ

СК

1

Норвегия

3

8

12

4

4

2

3

1

2

Дания

14

1

3

5

16

8

5

2

3

Австралия

7

7

6

1

14

14

4

4

4

Новая Зеландия

24

13

2

2

22

9

2

3

5

Швеция

6

2

4

11

12

5

8

7

6

Канада

5

9

5

10

15

7

1

8

7

Финляндия

15

3

7

3

13

4

16

6

8

Швейцария

2

10

1

29

2

12

17

13

9

Нидерланды

9

12

10

14

9

17

7

5

10

США

18

5

9

13

1

26

12

9

11

Ирландия

35

11

14

12

11

3

9

10

12

Исландия

71

6

15

8

3

1

6

11

13

Великобритания

21

4

8

19

17

23

13

12

14

Австрия

11

18

11

17

8

16

25

16

15

Германия

8

16

17

27

6

20

15

15

16

Сингапур

1

14

13

51

20

6

30

32

17

Бельгия

19

23

16

18

10

19

19

18

18

Франция

16

20

18

16

7

28

11

36

19

Гонконг

4

17

19

39

18

21

20

20

Таивань

12

15

32

9

29

13

32

29

21

Япония

20

21

20

23

5

11

51

25

22

Словения

31

24

25

15

25

10

23

33

23

Испания

28

28

23

7

18

30

14

28

24

Южная Корея

22

19

29

6

21

32

50

52

25

Португалия

39

29

28

21

27

15

24

60

26

Чехия

30

27

30

30

24

21

40

35

27

ОАЭ

23

22

34

37

34

22

42

30

28

Польша

45

35

36

24

30

25

36

22

29

Уругвай

48

56

24

38

37

24

10

56

30

Италия

27

30

38

20

19

40

39

58

31

Чили

25

34

21

56

41

36

28

62

32

Словакия

52

31

39

26

26

33

38

45

33

Эстония

41

26

22

35

38

34

70

46

34

Коста-Рика

37

37

26

57

45

47

20

42

35

Кувейт

26

32

37

47

39

31

68

49

36

Венгрия

62

42

33

33

31

27

53

77

37

Панама

33

38

53

50

62

37

35

38

38

Израиль

29

25

27

28

28

99

93

24

39

Аргентина

46

49

84

36

36

46

27

40

40

Греция

55

41

50

25

23

38

78

85

41

Хорватия

59

40

46

40

32

29

56

93

42

Бразилия

32

48

52

72

50

69

22

59

43

Малайзия

17

36

35

46

46

53

96

75

44

Литва

95

39

42

31

40

35

71

66

45

Таиланд

13

53

57

55

70

71

100

17

46

Казахстан

56

60

80

42

53

49

64

27

47

Тринидад и Тобаго

74

45

54

74

57

51

33

70

48

Болгария

79

46

61

52

47

39

58

74

49

Саудовская Аравия

36

54

49

61

48

78

92

19

50

Беларусь

75

64

100

22

35

48

76

21

51

Латвия

90

33

40

32

43

43

81

96

52

КНР

10

59

63

54

67

86

91

26

53

Мексика

34

61

66

71

49

84

63

31

54

Тунис

49

44

55

43

51

102

73

55

Ямайка

91

47

64

80

60

52

47

41

56

Белиз

63

58

68

78

52

63

48

47

57

Парагвай

42

76

86

86

66

54

34

53

58

Румыния

84

51

67

49

54

42

60

103

59

Россия

72

50

96

34

42

82

87

48

60

Монголия

80

57

79

53

85

41

72

44

61

Колумбия

54

55

56

65

64

108

43

57

62

Вьетнам

40

78

58

82

73

50

74

79

63

Шри-Ланка

67

75

45

69

71

103

45

34

64

Узбекистан

65

83

95

75

63

57

67

23

65

Иордания

66

68

47

45

58

59

101

72

66

Филиппины

43

70

59

60

82

95

57

64

67

Ботсвана

92

67

31

83

93

60

29

84

68

Перу

47

63

73

73

79

79

44

92

69

Южная Африка

86

43

43

79

94

77

55

65

70

Индонезия

44

80

78

66

83

61

83

51

71

Марокко

38

72

69

93

74

70

105

14

72

Доминиканская Реп.

68

66

72

77

84

87

41

67

73

Венесуэла

70

71

106

41

56

90

65

69

74

Украина

105

62

99

44

59

56

98

37

75

Турция

78

52

48

76

55

81

95

99

76

Македония

89

65

65

63

44

58

85

106

77

Сальвадор

64

77

62

85

68

74

66

98

78

Гана

106

85

51

94

87

55

18

71

79

Молдова

85

69

85

58

76

67

88

80

80

Намибия

94

82

44

87

90

64

37

89

81

Сирия

57

97

81

67

69

92

94

43

82

Ливан

58

81

94

48

77

73

77

102

83

Эквадор

69

74

102

59

81

88

49

95

84

Гватемала

50

73

90

89

80

94

75

50

85

Боливия

51

91

93

70

89

76

54

94

86

Никарагуа

98

93

88

84

78

66

52

83

87

Гондурас

93

87

87

81

75

72

80

88

88

Алжир

60

84

92

62

72

83

106

87

89

Египет

88

79

76

68

65

75

90

90

Мали

81

107

70

109

102

44

31

55

91

Индия

53

90

41

88

95

97

73

104

92

Сенегал

103

100

82

102

91

62

26

76

93

Непал

87

101

91

101

86

93

69

81

94

Камбоджа

61

95

71

90

97

68

99

101

95

Бангладеш

73

92

89

91

88

98

46

109

96

Танзания

101

105

74

95

101

89

62

61

97

Иран

76

88

107

64

61

100

107

107

98

Руанда

97

99

60

96

100

65

84

110

99

Камерун

82

106

103

92

103

91

61

97

100

Уганда

102

94

83

98

104

104

59

68

101

Замбия

107

102

75

100

108

85

90

63

102

Кения

109

89

97

97

99

102

82

82

103

Мозамбик

77

98

77

104

109

80

86

105

104

Нигерия

99

104

108

106

106

105

89

54

105

Судан

83

96

109

108

92

110

103

39

106

Йемен

100

103

104

103

98

96

108

91

107

Пакистан

96

86

98

105

96

109

104

100

108

Эфиопия

104

108

101

107

107

106

110

86

109

Зимбабве

110

109

110

99

105

107

97

78

110

ЦАР

108

110

105

110

110

101

79

108


Похожие работы на - Уровень жизни

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!