Ф.И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..»: Опыт анализа
Ф.И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..»: Опыт
анализа
Орлова О.А.
Стихотворение
«О чем ты воешь, ветр ночной?..» было написано Ф.И. Тютчевым, по-видимому, не
позднее середины 1830-х годов. Оно принадлежит к тем 24-м, которые увидели свет
в «Современнике» в 1836 г., обозначенные как «Стихотворения, присланные из
Германии» [1].
Особенности
тютчевского художнического мироощущения, сформировавшие специфическую
поэтическую систему, к настоящему времени достаточно исследованы. Сложились
устойчивые представления об этом феномене, вне которых любой серьезный анализ –
как общего, так и частного характера – труднопредставим.
Отметим
некоторые важнейшие положения, которые мы будем учитывать, вчитываясь в
тютчевский текст:
Общепризнана
ориентация Тютчева, с одной стороны, на философию Шеллинга и эстетику старших
немецких романтиков (Новалис, Гейне), с другой – на Державина и Жуковского [2].
«Тютчев
принадлежал к сложному типу романтиков; использовав тематику романтизма, он в
гораздо большей мере относится к классикам по своим приемам», – считал,
например, Ю.Н. Тынянов [3].
Отсюда
выводятся основополагающие качества поэтической системы и стиля: ««высокий»
одический строй поэзии строфа Тютчева, синтаксис и лексика восходят
к образцам классическим» [4], отмечаются, в частности, «приемы ораторского
слова» [5]. Именно преобразованием ораторской установки в духе эстетики
романтизма объясняет Ю.Н. Тынянов формирование в лирике Тютчева нового жанра –
фрагмента, обладающего «поразительной планомерностью» и законченностью [6].
Планомерность это особая, «двоичная» по своей природе, что привычно относится в
течение длительного времени на счет характерного романтического двоемирия.
Впрочем, оказалось, что и здесь возможно обнаружить иные, гораздо более ранние
воздействия (так, например, современный исследователь усматривает в двоемирии
Тютчева отражение важнейших мировоззренческих черт платонизма [7]).
Структурно-семантическая
бинарность (какова бы ни была ее природа) является признанной отличительной
чертой тютчевского поэтического мира и сказывается в каждом его элементе.
Читаем в работе Ю.Н. Тынянова 1926 г.: «…натурфилософский параллелизм,
«двоичность» не остались у него только материалом и стилем, но и повлекли всю
организацию стихового материала. Самое построение у него стало
параллелистическим или антитетическим в зависимости от материала» [8]. Более
чем полувековые последующие наблюдения над поэтикой Тютчева открыли много
нового, но не поколебали главного в приведенном утверждении Тынянова. Так, Ю.М.
Лотман в 1990 году пишет: «Лирика Тютчева явление исключительное:
отличаясь разнообразием, контрастной противоречивостью всех красок, образующих
ее картины, она исключительна в своих структурных особенностях. Происходят
разнообразные сдвиги внутри смысловых оппозиций, вступает в силу сложная игра
их комбинаций, но сами оппозиции сильны на всем протяжении творчества
(подчеркнуто мною. – О.О.)» [9].
Тютчевская
«двоичность» формирует и особую концепцию человека, далекую как от классицистических,
так и от ромнатических стереотипов. «Мир с только ему присущей парадоксальной
одновременной крайней личностностью и столь же крайней всеобщностью
(подчеркнуто мною. – О.О.)», – вот так определяет это Ю.М. Лотман [10]. А Л.Я.
Гинзбург, наоборот, не разводит, а сводит две эти крайности в некотором
пограничье, где они соприкасаются: «У Тютчева человек в той мере, в какой он
отторгнут от единства природы и исторической среды, – ведет существование
призрачное, бесследно скользящее по неуловимой грани (подчеркнуто мною. – О.О.)
между прошедшим и настоящим» [11].
Отсутствие
лирического героя порождает особенную, сгущенную контекстуальность его лирики.
Снова Л.Я. Гинзбург: «У Тютчева нет единого, проходящего образа лирического
героя, но у него проходящие идеи, постоянные образы, строящие тютчевский мир…
Это большой контекст его творчества, в котором рождаются индивидуальные
ключевые слова (подчеркнуто мною – О.О.) – носители постоянных значений,
владеющих всем этим смысловым строем» [12].
Подытоживая
перечисленные характерные представления о лирике Тютчева, кратко сформулируем
исходные позиции своего подхода к анализу стихотворения:
«двоичность»
поэтического мира, несводимая ни к романтическому, ни к классицистическому
канону, которая проявляется на всех структурных уровнях текста и находит, в
частности, отражение в особой значимости ПРЕДЕЛА между двумя сферами этого
единого мира, одновременно объединяющего и разъединяющего их;
специфическое
положение лирического субъекта, выдвигающее на первый план контекстуальные
связи и сквозные образы, реализуемые в ключевых словах [13].
Теперь,
когда определены главные ориентиры, приведем текст с параллельной ритмической
схемой и приступим к его анализу:
I
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
Похожие работы на - Ф.И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..»: Опыт анализа
|