Управление процессом ценообразования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    87,61 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление процессом ценообразования

Введение

Актуальностью данной работы является то, что цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка.

Одновременно цена - важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения. Цена является одной из сложных экономических категорий, элементом управления и маркетинговой деятельности, влияет на экономические показатели.

Вопросы цен и ценообразования изучаются в разных дисциплинах: экономической теории, маркетинге, экономике, каждая из которых рассматривает свои, специфические аспекты цены. Это обусловлено широким спектром ее действия.

Целью написания курсового проекта является приобретение знаний об основных понятиях в ценообразовании, а так же получение практических навыков по решению задач.

Из этой цели следуют следующие задачи:

изучение экономической природы цены;

изучение следующих понятий: видов и индексов цен, оценки эластичности, цены предложения, удельных переменных и постоянных издержек, затратного метода в ценообразовании, торговых наценок и скидок, структуры розничной цены, ценообразования с ориентацией на спрос и конкуренцию, условия безубыточности;

изучение методов формирования цены;

сделать выводы по проделанной работе.

Объектом и предметом исследования данной курсовой работы является цена и ее содержание.

При написании работы использовались различные научные источники по ценообразованию, а так же интернет источники.

Раздел 1. Виды и индексы цен

В общем виде цена - это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар, то есть сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а продавец - продать его.

Сущность цены - денежное выражение ценности товара, услуги, ценной бумаги или актива, оценка трудозатрат и стоимости материалов. Служит исходным моментом в планировании финансовой деятельности предприятия.

Наиболее общим принципом классификации всех цен, действующих в рыночной экономике, является деление на фиксированные, регулируемые и свободные в зависимости от степени вмешательства государства в процессе их формирования.

Фиксированные - это цены, уровень (величина) которых устанавливается органами ценообразования или другими государственными органами (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления).

Регулируемые - это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но при этом их уровень регулируется государственными органами прямыми методами путем введения ограничения изменения уровня цены или каких-либо ее элементов.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка и являются равновесными ценами, при которых объем спроса равен объему предложения.

Индекс цен - показатель, сопоставляющий цены отчетного периода с ценами какого-либо прошлого (базисного) периода.

Задание 1.1

На основе исходных данных, приведенных в табл. 1, рассчитать:

Уровень и индекс изменения уровня стоимости жизни по потребительской корзине (ПК) в текущем году в сравнении с базисным годом.

Темпы инфляции за период.

Относительную цену рыбы в сравнении с ценой хлеба, а цену туфель в сравнении с ценой костюма.

Сделать выводы.

При расчете индекса изменения уровня стоимости жизни за период, уровень стоимости жизни в базисном году принять равным 70%.

Таблица 1

Исходные данные

Вид товара и единица измерения

Количество в потребительской корзине

Цена единицы в текущем году, руб.

Цена единицы в базисном году, руб.

Хлеб, кг

160

4,0

0,16

Мясо, кг

60

45

2,0

Рыба, кг

30

46

1,6

Туфли, шт.

2

500

25

Костюм, шт.

1

1000

120


Порядок выполнения задания 1.1.

Рассчитаем стоимость потребительской корзины в текущем и базисном году по форме табл. 2. Для этого используем следующие формулы:

ПКд = Рд × Qпк; ПКб = Рб × Qпк.

ПКд/х = 4,0×160 = 640 руб. ПКд/м = 45×60 = 2700 руб. ПКд/р = 46×30 = 1380 руб. ПКд/т = 500×2 = 1000 руб. ПКд/к = 1000 уб.

ПКб/х =0,16×160 = 25,6 руб. ПКб/м = 2,0×60 = 120 руб. ПКб/р = 1,6×30 = 48 руб. ПКб/т = 25×2 = 50 руб. ПКб/к = 120 руб.


Таблица 2

Стоимость потребительской корзины в текущем и базисном году

Вид товара и единица измерения

Количество в ПК. Q

Цена единицы в текущем году, руб. Рд

Цена единицы в базисном году, руб. Рб

Стоимость товара в ПК в текущем году

Стоимость товара в IIK в базисном году

Хлеб, кг.

160

4,0

0,16

640

25,6

Мясо, кг.

60

45

2,0

2700

120

Рыба, кг.

30

46

1,6

1380

48

Туфли, шт

2

500

25

1000

50

Костюм, шт.

1

1000

120

1000

120

Стоимость товаров в потребительской корзине

ПКд = 6720

ПКб = 363,6


Рассчитаем уровень стоимости жизни  в текущем году по формуле

.

ИПКд/х = 640/25,6×100% = 2500

ИПКд/м = 2700/120×100% = 2250

ИПКд/р = 1380/48 ×100% = 2875

ИПКд/т = 1000/50 × 100% = 2000

ИПКд/к = 1000/120 × 100% = 833,3

ИПКд = 6720/363,6 × 100% = 1848%

Принимая уровень стоимости жизни  в базисном году за 70%, рассчитываем индекс изменения уровня стоимости  по формуле

ИПКб = ИПКд × 70%

ИПКб/х = 2500 × 70% = 1750

ИПКб/м = 2250 × 70% = 1575

ИПКб/р = 2875 × 70% = 2012,5

ИПКб/т = 2000 × 70% = 1400

ИПКб/к = 833 × 70% = 583,1

ИПКб = 1848 × 70% = 1293,6%

Рассчитаем темп инфляции по формуле

х = 2500 - 1750/1750 × 100% = 42,875 %

Irм = 2250 - 1575/1575 × 100% = 42,875 %

Irр = 2875 - 2012,5/2012,5 × 100% = 42,875 %

Irт = 2000 - 1400/1400 × 100% = 42,875 %

Irк = 833 - 583,1/583,1 × 100% = 42,875 %

Ir = 1848 - 1293,6/1293,6 × 100% = 42,875      %

Рассчитаем относительные цены рыбы в сравнении с ценой хлеба, а цену туфель в сравнении с ценой костюма сначала в базисном, а затем в текущем году по формуле

.

Рд/РХ = 46/4 = 11,5 руб.

Рб/РХ = 1,6/0,16 = 10 руб.

Рд/ТК = 500/1000 = 0,5 руб.

Рб/ТК = 25/120 = 0,2 руб.

Вывод: расчеты показали, что стоимость товаров в продовольственной корзине в базисном году наиболее высоки по мясу и костюму (120руб.). Однако в текущем году стоимость мяса увеличилась в 22.5 раза (2700/120) и достигла 2700руб., а стоимость костюма в 8,3 раза (1000/120) и составила 1000руб. Наиболее высоки цены в текущем году на мясо (2700руб.) и рыбу (1380руб.). Стоимость рыбы в базисном году составила 48руб., цена увеличилась в 28,75 (1380/48). Годовой темп инфляции составил 42, 857%.

Задание 1.2

В табл. 3 приведены данные о товарообороте товаров в отчетном периоде и изменении цен в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Таблица 3

Товарооборот отчетного периода

Товар

Объем товарооборота в отчетном периоде, тыс. руб.

Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным, %

А

75

+10

В

140

-15

С

220

Без изменения

D

115

+5


Определить общий индекс цен по четырем товарам и абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде.

Прокомментировать полученные результаты.

Порядок выполнения задания 1.2.

Рассчитаем индекс изменения цены товара по формуле

,

где I - изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Иц А = 1+10/100 = 1,1 %

Иц В = 1 - 15/100 = 0,85 %

Иц С = 1 %

Иц D = 1+5/100 = 1,05 %

Рассчитать объем товарооборота в базисном периоде для каждого товара по формуле

ИЦ А = 75/1,1 = 68,18 тыс. руб.

ИЦ В = 140/0,85 = 164,70 тыс. руб.

ИЦ С = 220 тыс. руб.

ИЦ D = 115/1,05 = 109,52 тыс. руб.

Рассчитаем общий индекс цен по формуле

.

Иц = 550/562,4 = 0,98 %

Занесем все данные в таблицу 4.

Таблица 4

Товарооборот базисного периода

Товар

Объем товарооборота в отчетном периоде, тыс. руб.

Индекс изменения цен в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Объем товарооборота в базисном периоде, тыс. руб.

А

75

1,1

68,18

В

140

0,85

164,70

С

220

1

220

D

115

1,05

109,52

Итого

550

0,98

562,4


Вывод: Расчеты показали, что общий индекс цен упал на 2%, вследствие чего товарооборот снизился на 12,4тыс. руб.

Раздел 2. Оценка эластичности в ценообразовании

Анализ спроса и предложения позволили выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Чувствительность рынка к изменению цен отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом. Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса и предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на 1%.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов измениться величина спроса при изменении цены на 1 %.

Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение в их цене.

Задание 2.1

На основе данных табл.5 определить прямую эластичность спроса и предложения по цене.

Построить графики спроса и предложения, определить равновесную цену.

Сделать соответствующие выводы

Таблица 5

Исходные данные к заданию

Величина спроса на товар А, тыс. шт.

Величина предложения, тыс. шт.

Цена за единицу, руб.

20

80

200

40

70

180

60

60

150

80

50

120

100

40

80


Порядок выполнения задания 2.1.

Рассчитаем эластичность предложения по формуле

ЭS = (70 - 80/80+70)/(180 - 200/200+180) = 1,2

ЭS = (60 - 70/60+70)/(150 - 180/180+150) = 0,77

ЭS = (50 - 60/60+50)/(120 - 150/150+120) = 0,82

ЭS = (40 - 50/50+40)/(80 - 120/120+80) = 0,55

Рассчитаем эластичность спроса по формуле

ЭD = (40 - 20/20+40)/(180 - 200/200+180) = - 6

ЭD = (60 - 40/40+60)/(150 - 180/180+150) = - 2,2

ЭD = (80 - 60/60+80)/(120 - 150/150+120) = - 1,27

ЭD = (100 - 80/80+100)/(80 - 120/120+80) = - 0,55

Занести данные в таблицу 6.

Таблица 6

Эластичность спроса и предложения

Величина спроса на товар А, тыс. шт.

Величина предложения, тыс. шт.

Цена за единицу, руб.

Эластичность предложения

Эластичность спроса

20

80

200

1,2

-6

40

70

180

0,7

-2,2

60

60

150

0,82

-1,27

80

50

120

0,55

-0,55

100

40

80





Построить графики спроса и предложения, определить равновесную цену.


Вывод: Расчеты показали, что наибольшая эластичность спроса у товара с наибольшими ценами (200;180) и наименьшей величиной спроса (20;40) Товар с величиной спроса 80;100 и ценой 80;120 является не эластичным. Что касается эластичности предложения, то здесь эластичным является товар с ценой 200;180 и величиной спроса 70;80. Остальные товары не эластичны. Равновесная цена равна 150руб.

Задание 2.2.

Определить прямую и перекрестную эластичность спроса товара А относительно товара В на основе следующих данных:

Таблица 7

Исходные данные

Номенклатура

Цена за единицу товара

Объем спроса на товар

А

16

40

В

12

50


Сделать вывод о том, к какому типу товаров - взаимозаменяемых или взаимодополняющих - относятся товары А и В.

Порядок выполнения задания 2.2.

Рассчитать прямую и перекрестную эластичность

- 100 %

- х % х=25%

Δ Q=+25%

- 100 %

- х % х=-25%

Δ P=-25%

Эав = +25% / - 25% = -1%

Так коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, из чего можно сделать вывод, что товары А и В являются взаимодополняющими.

Задание 2.3

Коэффициент эластичности внутреннего спроса на пшеницу от цены равен Э = - 0,5. Хозяйство имеет 100 т пшеницы и может продать их по цене 3000 руб. за тонну. Но хозяйство решило продать только 75 т пшеницы. Как меняется выручка хозяйства при увеличении и уменьшении коэффициента эластичности и объема продаж на 10% по сравнению с исходным вариантом? Оценить влияние каждого параметра на выручку. Дать подробные выводы.

Порядок выполнения задания 2.3.

Рассчитаем относительное изменение объема по формуле


Рассчитаем относительное изменение цены ∆Р° по формуле


Рассчитаем абсолютное изменение цены по формуле ∆Ра° = ∆Р° /100 × Р1

Рассчитаем цену продажи по формуле Р2 = ∆Ра° + Р1

Рассчитаем первоначальную выручку по формуле TR1 = Q1 × P1

Рассчитаем фактическую выручку по формуле TR2 = Q2 × P2

Рассчитываем изменение выручки по формуле λTR = TR2 - TR1

Таблица 8

Расчет изменения выручки

Наименование показателя

Исходный вариант

Q2↑

Q2 ↓

Э2↓

Э2↑

Объём спроса (), т. 100т100100100100






Объем продаж (), т. 75т82,567,57575






Средняя цена, руб. 3000р3000300030003000






Эластичность спроса по цене, - 0,5-0,5-0,5-0,55-0,45






Относительное изменение объема, руб. ΔQ°

-28,571

-19,178

-38,806

-28,571

-28,571

Относительное изменение цены, %, ΔР°

57,142

38,356

77,612

51,947

63,491

Абсолютное изменение цены, 1714,261150,682328,361558,411904,73






Цена продажи, руб. 4714,264156,685328,364558,414904,73






Выручка первоначальная, тыс. руб. 300000300000300000300000300000






Выручка фактическая тыс. руб. 353569,5342926,1369664,3341880,75367854,75






Изменение выручки тыс. руб. 53569,542926,169664,341880,7567854,75







Вывод: Фактическая выручка при исходном варианте равна 353569,5 тыс. руб. При увеличении коэффициента эластичности на 10% выручка снижается на 10643,4 тыс. руб., при снижении - увеличивается на 16094,8 тыс. руб. При увеличении объема продаж выручка снижается на 11688,75 тыс. руб., при снижении - увеличивается на 14285,25 тыс. руб. Таким образом, максимальная выручка достигается при снижении объема продаж и равна 369664,3 тыс. руб. Так же при снижении эластичности выручка равна 367854,75 тыс. руб. То есть можно сделать вывод, что для достижения максимальной выручки необходимо снижать как объем продаж, так и эластичность.

Задание 2.4

Предположим, что для товара (пшеницы) имеется следующая информация:

Предложение (товарное обеспечение), т

75

Оценка спроса, т

100

Эластичность спроса от цены

-0,5

Средняя розничная цена, руб./т

3000


Определить цену, обеспечивающую сбалансированность спроса и предложения.

Увеличивая и уменьшая объемы предложения и коэффициента эластичности на 20%, оценить влияние изменяемых параметров на равновесную цену (в сравнении с исходным вариантом).

Сделать выводы.

Порядок выполнения задания 2.4.

Изменяя один из параметров (коэффициент эластичности или объем предложения) и сохраняя остальные данные, рассчитываются новые значения равновесной цены. Результаты расчетов заносятся в табл. 9.

 1846,15 руб.

 1421,05 руб.

 2428,57 руб.

 1000 руб.

Таблица 9

Расчет равновесной цены

Наименование показателя

Исходный вариант

Э↓

Э↑

S↑S↓


Оценка спроса, т. 100100100100100






Предложение, т. 7575759060






Эластичность спроса от цены, -0,5-0,6-0,4-0,5-0,5






Средняя розничная цена, руб., 30003000300030003000






Равновесная цена, руб., Ррав

1666,6

1846,15

1421,05

2428,57

1000


Вывод: Цена, обеспечивающая сбалансированность спроса и предложения равна 1666,6. При увеличении эластичности спроса на 20% равновесие уменьшается на 245,5 руб., при уменьшении - увеличивается на 179,55 руб. При увеличении цены предложения на 20% равновесие уменьшается на 761,97 руб., при уменьшении - увеличивается на 666,6 руб.

Раздел 3. Цена предложения

Предложение - количество товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными в короткие сроки. Величина предложения - максимальное количество какого-либо товара, которое производитель (продавец) согласен предложить на рынке на определенных условиях.

Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

Предложение на рынке обычно включает в себя ряд условий, при которых предприятия производят и продают свою продукцию. Шкала предложения показывает, как зависит величина (объем) предложения блага от его цены, при прочих равных условиях, таких как издержки производства, цены на сопутствующие (сопряженные) блага и политика государства. Шкала предложения (и кривая предложения) блага показывает зависимость, при прочих равных условиях, между рыночной ценой и количеством этого блага, которое хотят произвести и продать производители.

Задание 3.1

В соответствии с заданным вариантом (табл. 10) по данным таблиц 11 и 12 выполнить расчет цены предложения (без учета вмененных издержек) на примере предприятия, имеющего несколько цехов. Расчет произвести для случаев, когда каждый цех выпускает отдельный вид продукции в количестве  единиц и когда все цехи выпускают один вид продукции в количестве  единиц.

Таблица 10

Данные для расчета цены предложения

Вариант

Объемы производства, шт.

Расходы по обслуживанию производства и управлению, %





6

750

1500

1700

255

245

235


Порядок выполнения задания 3.1.

Заполним табл. 11.

Таблица 11

Затраты на производство товарной продукции (млн. руб.)

Статьи затрат

Цех 1

Цех 2

Цех З

Предприятие в целом

Сырье и основные материалы

9,62

39,14

56,15

104,91

Вспомогательные материалы (10% от стоимости основных материалов)

0,962

3,914

5,615

10,491

Покупные полуфабрикаты и комплектующие

2,78

9,76

11,03

23,57

Топливо и энергия

0,65

0,75

0,8

2,2

Основная зарплата основных производственных рабочих

3,13

10,34

14,81

28,28

Дополнительная зарплата (15% от основной зарплаты)

0,4695

1,551

2,2215

4,242

Отчисления на социальные нужды (30% от фонда оплаты труда)

1,07985

3,5673

5,10945

9,7566

Расходы по обслуживанию производства и управлению (в % от основной зарплаты)

7,9815

25,333

34,8035

68,118

Производственная себестоимость

26,67285

94,3553

130,5395

251,5676

Внепроизводственные расходы (1% от производственной себестоимости)

0,267

0,943

1,305

2,516

Полная себестоимость

26,94

95,29

131,84

254,08


Заполним таблицу 13.

Рассчитаем суммарные выплаты из прибыли из табл. 12.

ТПпр = 12,3+22,8+16,0+3,5+0,7+11,2+4,1 = 70,6 млн. руб.

Рассчитаем прибыль от реализации продукции по формуле

 %

Рассчитаем прибыль приходящуюся на цех (ТП1i) по формуле

88,25×26,94/254,08 = 9,357 млн. руб. - цех 1

 = 88,25×95,29/254,08 = 33,097 млн. руб. - цех 2

 = 88,25×131,84/254,08 = 45,792 млн. руб. - цех 3

Рассчитаем средние издержки по формуле

АТСi = 26,94/750×1000000 = 35920 руб. - цех 1

АТСi = 95,29/1500×1000000 = 63536,66 руб. - цех 2

АТСi = 131,84/1700×1000000 = 77552,941 руб. - цех 3

АТСi = 254,08/3950×1000000 = 64324,05 руб. - предприятие

Рассчитаем удельную прибыль по формуле

АТП1i = 9,357/750×1000000 = 12476,15 руб. - цех 1

АТП1i = 33,097/1500×1000000 = 22064,81 руб. - цех 2

АТП1i = 45,792/1700×1000000 = 26936,58 руб. - цех 3

АТП1i = 88,25/3950×1000000 = 22340,89 руб. - предприятие

Рассчитаем цену предприятия по формуле

Р1прi = АТСi + АТП1i

Рассчитаем рентабельность продукции по формуле

Рассчитаем цену предложения по формуле

Таблица 12

Планируемые выплаты из прибыли (млн. руб.)

Затраты на НИОКР

Инвестиции в произв-во

Фонд материал. поощрения

Затраты на социальные нужды

Подготовка кадров

Выплата дивидендов

Отчисл. в централиз. фонды

12,3

22,8

16,0

3,5

0,7

11,2

4,1


Таблица 13

Расчет цены предложения

Показатели

Значения показателей


Цех 1

Цех 2

Цех 3

Предприятие

1.Объёмы производства, ед., Qi

750

1500

1700

3950

2.Полная себестоимость продукции, млн.руб. TC

26,94

95,29

131,84

254,08

3.Суммарные выплаты из прибыли, млн руб. ТПпр

-

-

-

70,6

4.Прибыль от реализации продукции, млн.руб. ТП1

-

-

-

88,25

5.Прибыль, приходящаяся на цех, млн. руб. ТП1i

9,357

33,097

45,792

88,25

6.Средние издержки, руб. ATCi

35920

63536,66

77552,941

64324,05

7.Удельная прибыль, руб. ATП1i

12476,15

22064,81

26936,58

22340,89

8.Цена предприятия, руб., Р1прi

48396,149

85591,482

104489,524

86664,94

9.Рентабельность продукции, %, 34,73334,73334,73334,733





10.Налог на добавленную стоимость, руб., (20% от Р1прi)

9679,23

17118,296

20897,905

17332,989

11.Цена предложения без учета вмененных издержек, руб.,

58075,379

102709,7787

125387,4292

103997,9322


Вывод: Согласно таблице 11 полная себестоимость товара в 1 цехе равна 26,94 млн. руб, во 2 цехе - 95,29 млн. руб., в 3 цехе - 131,84 млн. руб., по предприятию в целом - 254,08 млн. руб. Таким образом, максимальная себестоимость достигается в 3 цехе и составляет 52 % от общей себестоимости предприятия. Рентабельность предприятия равна 34,733 %. Из таблицы 13 видно, что цена предложения без учета вмененных издержек в 1 цехе равна 58075,379 руб., во 2 цехе 102709,7787 руб., в 3 цехе - 125387,4292 руб., по предприятию в целом 103997,9322руб. Таким образом, максимальная цена предложения без учета вмененных издержек так же достигается так же в 3 цехе.

Задание 3.2

Фирма располагает определенной суммой денег (табл. 12, инвестиции в производство) и тремя возможностями использования этих средств. Во-первых, фирма может вложить их в собственное производство и с учетом его рентабельности через год получить некоторый объем дополнительной прибыли. Во-вторых, фирма может вложить их в акции надежных компаний, дающих не менее 25% годовых. В-третьих, фирма может положить их в банк под 20% годовых. Принимается решение всю сумму денег вложить в собственное производство. Определить упущенную выгоду фирмы и цену предложения с учетом вмененных издержек, если производственный капитал фирмы составляет 350 млн. руб.

Порядок выполнения задания 3.2.

Занесем данные в табл. 14. Расчет упущенной выгоды

Рассчитаем рентабельность производственного капитала фирмы как отношение прибыли  к производственному капиталу .

1

Рассчитаем прибыль вложения в собственное производство по формуле

ТПi = Ri × K = 0,201 × 22,8 = 4,6 млн. руб.

Рассчитаем прибыль при вложении в акции по 25%. ТП = 0,25 × 22,8 = 5,7 млн. руб.

Рассчитаем прибыль при банковском вкладе по 20%. ТП = 0,2 × 22,8 = 4,56 млн.руб.

Упущенная выгода равна 1,1 (5,7 - 4,6).

Таблица 14

Расчет упущенной выгоды

Вариант вложения средств

Планируемая прибыль

Упущенная выгода

Собственное производство

4,6

1,1

Акции компании

5,7

-

Банковский вклад

4,56

-


Заполним табл. 15 Расчет цены предложения с учетом вмененных издержек.

Рассчитаем временные издержки, приходящиеся на цех по формуле

 

1100×58075,379/103997,9322 = 614,271 тыс. руб. - цех 1

1100×102709,7787/103997,9322 = 1086,375 тыс. руб. - цех 2

1100×125387,4292/103997,9322 = 1326,239 тыс. руб. - цех 3

Рассчитаем временные издержки приходящиеся на единицу продукции по формуле

614,271/750×1000 = 819,028 руб. - цех 1

1086,375/1500×1000 = 724,25 руб. - цех 2

1326,239/1700×1000 = 780,14 руб. - цех 3

1100/3950×1000 = 278,481 руб. - предприятие

Рассчитаем цену предложения с учетом вмененных издержек по формуле

Р1 = Р1 (без учета издержек) + Врем. Издержки на ед. продукции

Таблица 15

Расчет цены предложения с учетом вмененных издержек

Показатели

Значения показателей


Цех 1

Цех 2

Цех 3

Предприятие

Цена предложения без учета вмененных издержек, руб.,  (при )58075,379102709,7787125387,4292103997,9322





Вмененные издержки, приходящиеся на цех, тыс. руб.

614,271

1086,375

1326,239

1100

Вмененные издержки, приходящиеся на единицу продукции, руб.

819,028

724,25

780,14

278,481

Цена предложения с учетом вмененных издержек, руб.  (при )

Р1(1)+Врем. Издержки на ед. продукции58894,407103434,02,87126167,5702104276,4132






Вывод: При вложении денежных средств в собственное производство прибыль равна 4,6 млн. руб., при вложении в акции компании - 5,7 млн. руб., при вложении в банковский вклад - 4,56 млн. руб. Таким образом, при вложении денег в собственной производство упущенная выгода равна 1,1 млн. руб. Максимальная цена предложения с учетом вмененных издержек достигается так же в 3 цехе и равна 126167,5702 руб.

Раздел 4. Удельные переменные издержки

Переменные издержки - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда и т.д. Таким образом, большая часть переменных издержек, как приходится на затраты труда и материалов. Так как затраты переменных факторов увеличиваются по мере роста выпуска продукции, то и переменные издержки растут с ростом выпуска.

Средние переменные издержки - это общие переменные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления переменных издержек на соответствующее количество выпущенной продукции. Средние переменные издержки вначале падают, достигая своего минимума, затем начинают расти.

Таким образом, переменные издержки - это издержки, которыми предприниматель в состоянии управлять, то есть изменять их величину в течение краткосрочного периода времени путем изменения объема производства.

ценообразование издержка безубыточность

Задание 4.1

Фирмы А и В осуществляют постройку или ремонт судов. В соответствии с заданным вариантом рассчитать удельные переменные издержки, приходящиеся па единицу продукции.


Постройка судов


сталь листовая, т.

пиломатериалы, куб.м

Литье, т.

поковки, т.

сталь профильная, т.




стальное

чугунное

цветное



Расход материала

820

90

7,8

18,0

0,76

16,0

8,6

Цена за штуку

10750

2500

35500

27500

61000

18000

7500

Цена на весь материал

8815000

225000

276900

495000

46360

288000

64500

Общая сумма

10210760



Капитальный ремонт


сталь листовая, т.

пиломатериалы, куб.м

Литье, т.

поковки, т.

сталь профильная, т.




стальное

чугунное

цветное



Расход материала

150

87,2

0,15

3,2

0,75

4,3

1,9

Цена за штуку

10750

2500

35500

27500

61000

18000

7500

Цена на весь материал

1612500

218000

5325

88000

45750

77400

14250

Общая сумма

2061225


Средний ремонт


сталь листовая, т.

пиломатериалы, куб.м

поковки, т.

сталь профильная, т.




стальное

чугунное

цветное



Расход материала

40

31,1

-

0,6

0,5

2,3

0,7

Цена за штуку

10750

2500

-

27500

61000

18000

7500

Цена на весь материал

430000

77750

-

16500

30500

41400

5250

Общая сумма

601400



Текущий ремот


сталь листовая, т.

пиломатериалы, куб.м

Литье, т.

поковки, т.

сталь профильная, т.




стальное

чугунное

цветное



Расход материала

4,0

9,3

-

7

60

90

20

Цена за штуку

10750

2500

-

27500

61000

18000

7500

Цена на весь материал

43000

23250

-

192500

3660000

1620000

150000

Общая сумма

5688750


Программа постройки и ремонта судов

№ варианта

Проект судна

Мощность СЭУ, кВт, Годовая программа, ед.





Постройки Капитального ремонта Среднего ремонтаТекущего ремонта




6

1577

1473

7

6

16

17



Стоимость покупных полуфабрикатов и комплектующихся

Раздел программы

Стоимость полуфабрикатов, тыс. руб. b1

Постройка

40000

Кап. Ремонт

14000

Средний ремонт

4000

Текущий ремонт

0,3


Заполняем табл. 16. Материальные затраты на одно судно и на программу

Рассчитаем основные материалы по формуле

МО1i = (1+Кзср + Ктр)×ƩНу×Рi = 1,2× Рi (постройки; кап. ремонта; среднего ремонта; текущего ремонта).

МО1j =1,2×10210760 = 12252912 руб. - постройка

МО1j =1,2×2061225 = 2473470 руб. - кап. ремонт

МО1j =1,2×601400 = 721680 руб.- средний ремонт

МО1j =1,2×5688750 = 6826500 руб. - текущий ремонт

Рассчитаем покупные полуфабрикаты и комплектующие по формуле

МПП1i = Ny×b1

МПП1i = 1473×40000 = 58920000 руб. - постройка

МПП1i = 1473×14000 = 20622000 руб. - кап. ремонт

МПП1i = 1473×4000 = 5892000 руб. - средний ремонт

МПП1i = 1473×300 = 441900 руб. - текущий ремонт

Рассчитаем материальные затраты на 1 судно по формуле

М1i = МО1i + МВ1i + МПП1i

Рассчитаем материальные затраты на раздел программы (матер. затраты на 1 судно × Q)

72398203,2×7 = 506787422,4 руб. - постройка

23342817×6 = 140056902 руб. - кап. ремонт

6685848×16 = 113659416 руб. - средний ремонт

7951050×17 = 127216800 руб. - текущий ремонт

Таблица 16

Материальные затраты на одно судно и на программу

Раздел программы

Основные материалы

Вспомога-тельные материалы (10% от осн.)

Покупные полуфабрикаты и комплектующие

Материальные затраты на 1 судно

Материальные затраты на раздел программы

Постройка

12252912

1225291,2

58920000

72398203,2

506787422,4

Кап. ремонт

2473470

247347

20622000

23342817

140056902

Средний ремонт

721680

72168

5892000

6685848

113659416

Текущий ремонт

6826500

682650

441900

7951050

127216800

Всего материальных затрат на годовую программу =

887720540,4


Заполняем табл. 17. Заработная плата основных производственных рабочих на 1 судно используя Таблицу П 3.4.

Трудоемкость работ на одно судно

Проект судна

Трудоемкость работ на одно судно, чел.-ч.


При постройке, При капитальном ремонте, При среднем ремонте При текущем ремонте,




1577

148200

41550

19500

6880


Рассчитаем сдельную з/п по формуле ЗПС = tср×Т1. Средние часовые тарифные ставки на пр. А - 20 руб./ч, на пр. В - 22 руб./ч.

ЗПС (А) = 20×148200 = 2964000р.  ЗПС (А) = 20×41550 = 831000руб. ЗПС (А) = 20×19500 = 390000руб.  ЗПС (А) = 20×6880 = 137600руб.

постр кап.р. ср. р. тек. р.

ЗПС (В) = 22×148200 = 3260400руб ЗПС (В) = 22×41550 = 914100руб. ЗПС (В) = 22×19500 = 429000руб. ЗПС (В) = 22×6880 = 151360руб.


Рассчитаем доплату по формуле

ЗПД = Кдп × ЗПС. Кдп = 0,5

ЗПД(А) =0,5×2964000=1482000р. ЗПД (А) =0,5×831000 = 415500р. ЗПД (А) =0,5×390000 =195000р. ЗПД (А)=0,5×137600 = 68800руб.

постр.  кап. р. ср. р. тек. р.

ЗПД (В) =0,5×3260400=1630200р. ЗПД (В) = 0,5×914100 = 457050р. ЗПД (В) = 0,5×429000 = 214500р. ЗПД (В) = 0,5×151360 = 75680руб.


Рассчитаем всего з/п по формуле ЗПО1 = ЗПС + ЗПД

Рассчитаем дополнительную з/п (20% от ЗПО1)

Рассчитаем итого з/п ЗП1 = ЗПО1 + ЗДП

Таблица 17

Заработная плата основных производственных рабочих на 1 судно

Раздел программы

Основная заработная плата

Дополнительная заработная плата

Итого заработная плата на одно судно


Сдельная

Доплаты, премии

Всего




пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

Постройка

2964 000

3260 400

1482 000

1630 200

4446 000

4890 600

889 200

978 120

5335 200

5868 720

Капитальный ремонт

831 000

914 100

415 500

457 050

1246 500

1371 150

249 300

274 230

1495 800

1645 380

Средний ремонт

390 000

429 000

195 000

214 500

585 000

643 500

117 000

128 700

702 000

772 200

Текущий ремонт

137 600

151 360

68 800

75 680

206 400

227 040

41 280

45 408

247 680

272 448



Заносим данные в табл. 18. Находим отчисления на социальные нужды по формуле

. Нсн = 26%.

ОС1 = 0,26×5335200 = 1387152 ОС1 = 0,26×1495800 = 388908 ОС1 = 0,26×702000 = 182520 ОС1 = 0,26×247680 = 64396,8

постр.  кап. р. ср. р. тек. р.

ОС1 = 0,26×5868720 = 1525867,2 ОС1 = 0,26×1645380 = 427798,8 ОС1 = 0,26×772200 = 200772 ОС1 = 0,26×272448 = 70836,48


Таблица 18

Отчисления на социальные нужды

Отчисления, приходящиеся на 1 судно

Постройка

Капитальный ремонт

Средний ремонт

Текущий ремонт

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

1387152

1525867,2

388908

427798,8

182520

200772

64396,8

70836,48


Используя таблицы 16, 17, 19. Занесем данные в таблицу 19 в тыс. руб. (все данные делим на 1000). Удельные переменные затраты на одно судно.

Находим удельные переменные затраты на одно судно по формуле

.

Таблица 19

Удельные переменные затраты на одно судно

Раздел программы

Удельные переменные на одно судно, в тыс. руб.


Материа-льные затраты

Заработная плата

Отчисления на социальные нужды

Всего удельные переменные затраты



Всего

в т.ч. основная





пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

Постройка

72398, 2032

5335,2

5868, 72

4446

4890,6

1387, 152

1525, 87

79120,5552

79792,79

Капитальный ремонт

23342,817

1495,8

1645,38

1246,5

1371,15

388,9

427,8

25227,525

25415,99

Средний ремонт

6685,848

702

772,2

585

643,5

182,52

200,77

7570,368

7658,82

Текущий ремонт

7951,05

247,68

272,45

206,4

227,04

64,39

70,84

8263,126

8294,33


Вывод: Согласно Приложениям 2 и 3 для постройки необходимо потратить 10210760 руб., для капитального ремонта - 2061225 руб., для среднего ремонта - 601400 руб., для текущего ремонта - 5688750 руб. Материальные затраты на годовую программу составили 887720540,4 руб.

Заработная плата рабочих на 1 судно на предприятии А в среднем составила 1945170 руб. (из них 1620975 руб. на основную з/п)., на предприятии В - 2139687 руб. (из них 1783072,5 руб. на основную з/п).

Отчисления на социальные нужды на предприятии А в среднем составили 505744,2 руб., на предприятии В - 556318,62 руб.

Удельные переменные затраты на предприятии А составили на постройку 79120,5552 руб., на кап. ремонт - 25227,525 руб., на ср. ремонт - 7570,368 руб., на тек. ремонт - 8263,126 руб. На предприятии В на постройку - 79792,79 руб., на кап. ремонт - 25415,99 руб., на ср. ремонт - 7658,82 руб., на тек. ремонт - 8294,33 руб. Что в среднем по предприятию А составило 30045,393 руб., по предприятию В - 30290,4825 руб.

Таким образом, затраты на предприятии В выше чем на предприятии А на 245,0975 тыс. руб.

Раздел 5. Издержки удельные, постоянные, средние и общие

Постоянные издержки - это такие издержки, величина которых не меняется с изменением объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного предприятия и потому должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относятся, как правило, проценты по облигационным займам, арендные платежи, амортизационные отчисления от стоимости зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалованье высшего управленческого персонала и ключевых специалистов фирмы.

Средние постоянные издержки любого объема производства определяются путем деления совокупных постоянных издержек на соответствующее количество произведенной продукции.

Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при любом объеме производства.

Средние общие издержки любого объема производства рассчитываются путем деления общих издержек на соответствующее количество произведенной продукции либо путем сложения средних постоянных и средних переменных издержек того или иного объема производства.

Задание 5.1

С учетом результатов задания 4 и данных приложения 4 рассчитать:

Себестоимость одного изделия по видам продукции на предприятиях А и В методом неполной калькуляции.

Переменные, постоянные и общие издержки по разделам программы и по предприятиям в целом.

Сделать выводы о причинах отличия себестоимости единицы продукции на предприятиях А и В.

Порядок выполнения задания 5.1.

Занесем данные в табл. 20 Себестоимость единицы продукции.

Удельные переменные переносим из табл. 19

Рассчитаем удельные постоянные по формуле

. Нк из приложения 4.

AFC (А)= 5,5×4446=24453 AFC (А)= 5,5×1246,5=6855,7 AFC (А)= 5,5×585=3217,5 AFC (А)= 5,5×206=1135,2

пост. кап.р. ср.р. тек.р.

AFC (В)=6×4890,6=29343,6 AFC (В)=6×1371,15=8226,9 AFC (В)=6×643,5=3861 AFC (В)=6×227,04=1362,24


Рассчитаем себестоимость единицы продукции по формуле

= AVC + AFC

Таблица 20

Себестоимость единицы продукции

Раздел программы

Удельные переменные, в тыс. руб.

Удельные постоянные, в тыс. руб.

Себестоимость единицы, в тыс. руб.


Всего

В т. ч. основная заработная плата

пр. В

пр. А

пр. В


пр. А

пр. В

пр. А

пр. В





Постройка

79120, 5552

79792, 7904

4446

4890,6

24453

29343,6

103573,56

109136,39

Капитальный ремонт

25227,525

25415, 9958

1246,5

1371,15

6855,7

8226,9

32083,275

33642, 8958

Средний ремонт

7570,368

7658,820

585

643,5

3217,5

3861

10787,868

11519,82

Текущий ремонт

8263,1268

8249, 33448

206,4

227,04

1135,2

1362,24

9398,3268

9656, 57448


Занесем данные в табл. 21 Затраты, приходящиеся на годовой объем производства.

Рассчитаем полную себестоимость по формуле АТС = АТС единицы продукции × на Q (программа постройки и ремонта судов).

Рассчитаем переменные затраты по формуле AVC = AVC на одно судно × Q

Рассчитаем постоянные затраты по формуле AFC = AFC ед. продукции × Q

Вывод: Средняя себестоимость единицы продукции на предприятии А на постройку судна составила 38960,75 руб., на предприятии В - 40988,92 руб. Полная себестоимость на предприятии А равна 1251282 руб., на предприятии В - 1316154 руб.

Переменные издержки на предприятии А составили 966115,3 руб., на предприятии В - 973954,8 руб. Постоянные издержки на предприятии А - 285166,2 руб., на предприятии в - 342199,4 руб.

Таким образом, полная себестоимость продукции складывается из постоянных и переменных затрат.

Раздел 6. Затратный метод в ценообразовании

Затратные методы ценообразования основываются на расходах продавца и не отражают покупательский спрос и конъюнктуру рынка. Этот метод позволяет оценить долю расходов в цене каждого товара и делает расчет цен точным с большей степенью вероятности, так как легче продавцу спрогнозировать свои показатели расходов, чем спрос и поведение конкурентов. Поэтому практически каждый продавец в той или иной степени использует эти методы в своей практике при формировании механизма ценообразования. Точность расчета базовой цены с помощью затратных методов ценообразования обеспечивается возможностью максимально точного вычленения постоянных расходов из общей суммы расходов продавца, а также правильной оценкой учета запаса ресурсов.

Задание 6.1

Исходя из норматива рентабельности капитала  и коэффициента оборачиваемости активов  (приложение 4), соответствующих заданному варианту, определить рентабельность затрат  на предприятиях А и В. Увеличивая и уменьшая рентабельность капитала на 5%, а коэффициент оборачиваемости активов на 15%, оценить влияние изменяемых параметров на рентабельность затрат (в сравнении с исходным вариантом).

Порядок выполнения задания 6.1.

Заполним табл. 22. Расчет рентабельности затрат, используя данные приложения 4.

Данные, характеризующие предприятия

Норматив косвенных расходов, %

Рентабельность капитала, %

Коэффициент оборачиваемости активов

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

550

600

24

21

1,5

1,8


Рассчитаем рентабельность затрат (исходный вариант) по формуле

тс (А) = 0,24/1,5-0,24 = 0,1905тс (В) = 0,21/1,8-0,21 = 0,132

Рассчитаем рентабельность затрат при увеличении Rк на 5%

тс (А) = 0,252/1,5-0,252 = 0,2019тс (В) = 0,2205/1,8-0,2205 = 0,1396

Рассчитаем рентабельность затрат при снижении Rк на 5%

тс (А) = 0,228/1,5-0,228 = 0,1792тс (В) = 0,1995/1,8-0,1995 = 0,1246

Рассчитаем рентабельность затрат при увеличении Ка на 15%

тс (А) = 0,24/1,725-0,24 = 0,1616 тс (В) = 0,21/2,07-0,21 = 0,1129

Рассчитаем рентабельность затрат при снижении Ка на 15%

тс (А) = 0,24/1,275-0,24 = 0,2319тс (В) = 0,21/1,53-0,21 = 0,159

Таблица 22

Расчет рентабельности затрат

Наименование показателя

Рентабельность затрат


исходный вариант




Предприятие А

0,1905

0,2019

0,1792

0,1616

0,2319

Предприятие В

0,132

0,1396

0,1246

0,1129

0,159


Вывод: При увеличении рентабельности капитала на 5% рентабельность затрат предприятий А и В возрастает по сравнению с исходным вариантом, при снижении соответственно снижается по сравнению с исходным вариантом. При увеличении коэффициента оборачиваемости активов на 15% рентабельность затрат предприятий снижается, при снижении коэффициента соответственно увеличивается по сравнению с исходным вариантом. Таким образом, чем ниже коэффициент оборачиваемости активов, но выше рентабельность капитала, тем выше рентабельность затрат предприятия.

Задание 6.2

С учетом ранее рассчитанных себестоимости продукции  и рентабельности затрат  (исходный вариант) определить цену постройки или ремонта судов на предприятиях А и В. С позиции судовладельца выбрать предприятие, на котором целесообразнее строить и ремонтировать суда.

Порядок выполнения задания 6.2.

Заполним табл. 23 Цена единицы продукции.

Себестоимость возьмем из табл. 20.

Рассчитаем удельную прибыль по формуле

АТП = Rтс × АТС

АТП=0,1905×103573,56=19728,296 АТП=0,1905×32083,275= 6111,1 АТП=0,1905×10787,868=2054,832 АТП=0,1905×9398,327= 1790,157

пост. кап.р. ср.р. тек.р.

АТП=0,132×109136,39=14414,24 АТП=0,132×33642,895=4443,401 АТП=0,132×11519,82=1521,485 АТП=0,132×9656,574=1275,396


Рассчитаем цену по формуле

Р = АТС + АТП = АТС + Rтс × АТС = АТС × (1 + Rтс)

Таблица 23

Цена единицы продукции, тыс. руб.

Раздел программы

Себестоимость единицы продукции

Удельная прибыль

Цена


пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

Постройка

103573,56

109136,39

19728,296

14414,24

123301,85

123550,631

Капитальный ремонт

32083,275

33642,895

6111,1

4443,401

38194,375

38086,297

Средний ремонт

10787,868

11519,82

2054,832

1521,485

12842,7

13041,306

Текущий ремонт

9398,327

9656,574

1790,157

1275,396

11188,484

10931,971


Вывод: Из таблицы 23 видно, что на предприятии А целесообразнее строить и ремонтировать суда, т.к. себестоимость продукции ниже, удельная прибыль выше - оборот чистой прибыли выше. Не смотря на более низкую цену, чем на предприятии В оборот прибыли предприятия А будет чаще, а значит доход будет выше.

Раздел 7. Торговые наценки и скидки. Структура розничной цены

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС). На каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием - изготовителем товара.

Задание 7.1

Определить свободную розничную цену товара и ее структуру, исходя из следующих данных: себестоимость изготовления изделия - 500 руб., рентабельность продукции - 24%, наценка оптовой организации - 20%, торговая скидка магазина - 25%. Относительный уровень налога на добавленную стоимость одинаков на всех этапах прохождения товара. В расчетах использовать уровень налога на добавленную стоимость, действующий на момент определения цены.

Порядок выполнения задания 7.1.

Прибыль предприятия составляет 24% от себестоимости

Отпускная цена Цотп = АТС + ТП

Наценка составляет 20% от отпускной цены

Цена оптовика Рр = Цотп + наценка оптовика

Розничная цена без НДС

Скидка торговой организации Msp = Ps - Pp

НДС составляет 18% от розничной цены

Розничная цена Ps = Ps (без НДС) + НДС

Таблица 24

Структура розничной цены

Составляющие цены

Абсолютное значение, руб.

Относительная величина (структура), %

Себестоимость товара

500

42,71

Прибыль предприятия

120

10,25

Отпускная цена предприятия

620

52,96

Наценка оптовика

124

10,59

Цена оптовика (торговая цена)

744

63,56

Скидка торговой организации

248

21

Розничная цена без НДС

992

84,74

Налог на добавленную стоимость

178,56

15,25

Розничная цена

1170,56

100


Вывод: Свободная розничная цена товара равна 1170,56 руб.

Задание 7.2

Розничная цена товара с учетом НДС - 150 руб., уровень налога на добавленную стоимость одинаков на всех этапах прохождения товара, скидка торговой организации (дилерская скидка) - 15% к розничной цене без НДС. Наценка посреднической организации также 15%, но к цене приобретения. Норматив рентабельности к себестоимости товара - 30%. Определить себестоимость товара, структуру розничной цены. В расчетах использовать уровень НДС, действующий на момент определения цены товара.

Порядок выполнения задания 7.2. Расчет себестоимости товара выполняется в форме табл. 25, после чего определяется структура розничной цены.

Таблица 25

Себестоимость товара, структура розничной цены

Составляющие ценыАбсолютное значение, руб.Относительная величина, %



Розничная цена

150

100

НДС

22,88

15,25

Розничная цена без НДС

127,12

84,9

Скидка торговой организации

19,07

12,7

Цена оптовика

108,06

72

Наценка оптовика

14,09

15

Отпускная цена предприятия

93,97

62,7

Прибыль предприятия

21,6

14,5

Себестоимость

72,2

48,13


Вывод: Себестоимость товара равна 72,2 руб., что составляет 48,13 % от его розничной цены.

Раздел 8. Ценообразование с ориентацией на спрос и конкуренцию

Метод потребительской оценки (ориентация на спрос). Данный метод тесно связан с дифференциацией товара и дифференциацией рынка. Дает возможность осуществлять стратегию высоких цен;

Метод следования за лидером (ориентация на конкуренцию). При данном методе производитель руководствуется ценами конкурента, а учет собственных издержек и спроса играет здесь подчиненную роль. Производитель устанавливает цену чуть выше или чуть ниже, чем у ближайшего конкурента. Это возможно лишь на рынке с однородной продукцией. Опираясь на этот метод, фирма избавляется от риска, связанного с установлением собственной цены и адаптацией ее на рынке;

Задание 8.1

В предположении, что информация о рыночном спросе определяется шкалой спроса, на основе данных табл. 26 выбрать вариант цены, обеспечивающей максимальный уровень прибыли и наибольшую конкурентоспособность при наименьших затратах.

Таблица 26

Исходные данные к выбору цены на основе данных шкалы спроса

Показатели

Значения показателей

Объем производства (спроса), ед.

40

60

80

100

Цена, руб.

260

240

200

180

Удельные переменные издержки, руб.

50

50

50

50

Суммарные постоянные издержки, руб.

7000

7000

7000

8000



Порядок выполнения задания 8.1.

Заполним таблицу 27 Выбор цены на основе данных шкалы спроса.

Рассчитаем выручку по формуле TR = Q × P

Рассчитаем переменные издержки по формуле VC = AVC × Q

Рассчитаем прибыль по формуле ТП = TR - VC - FC

Таблица 27

Выбор цены на основе данных шкалы спроса

Показатели

Значения показателей

Объем производства (спроса), ед., Q

40

60

80

100

Цена, руб., Р

260

240

200

180

Удельные переменные издержки, в руб., AVC

50

50

50

50

Суммарные постоянные издержки, руб., FC

7000

7000

7000

8000

Выручка, pv6., TR

10400

14400

16000

18000

Переменные издержки, руб. VC

2000

3000

4000

5000

Прибыль, руб.,ТП

1400

4400

5000

5000


Вывод: Максимальный уровень прибыли достигается в 3 и 4 случаях, но следует отметить, что суммарные затраты в 3 случае на весь объем составляют 11 т. руб., а в случае 4 - 13 т. руб. Таким образом, в случае 3 предприятие может при наименьших затратах получать такую же прибыль как и в случае 4, однако, следует заметить, что в 3 случае цена на продукт дешевле на 20 руб., что позволяет оценить продукт как более конкурентно способный.

Задание 8.2

Фирма А, применяя затратный метод ценообразования, определила, что наиболее выгодной ценой для ее товара является 200 руб. за единицу. Эта цена обеспечивает рентабельность к издержкам в 25%. Фирма В - лидер по производству и сбыту данного товара - продает его на рынке по цене 180 руб. Определить, сможет ли фирма А перейти на цену лидера и работать без убытка. Как при этом изменится рентабельность продукции?

Порядок выполнения задания 8.2.

Заполняем таблицу 28 Сравнение двух фирм на одном рынке

Рассчитаем средние издержки по формуле

Рассчитаем удельную прибыль по формуле АТП = RTC × АТС/100

Таблица 28

Сравнение двух фирм на одном рынке

Показатели

Фирма А

Фирма В


Исходный вариант

После перехода на цену лидера


Цена, руб.

200

180

180

Рентабельность, %

25

12,5

Нет данных

Средние издержки, руб.

160

160

Нет данных

Удельная прибыль, руб.

40

20

Нет данных


Вывод: При переходе предприятия А на цену лидера у предприятия снизится прибыль в 2 раза и понизится рентабельность с 25% до 12,5%, если это компенсируется с увеличением объема продаж, то фирма А может себе позволить это сделать, а в ином случае фирма А потеряет половину своей прибыли.

Раздел 9. Условие безубыточности

Задание 9.1

В условиях разделов 4-6 рассчитать (с округлением до целого) программу постройки судов, обеспечивающую безубыточную деятельность фирмы. Построить графики безубыточности. Проверить выполнение условия безубыточности. Определить, какую прибыль дает реализация единицы продукции после прохождения точки безубыточности.

Задание выполняется в форме табл. 29-30:

Порядок выполнения задания 9.1.

Заполним таблицу 29 Расчет программы безубыточности

Рассчитаем единичное покрытие по формуле UC = P - AVC

Рассчитаем программу безубыточности по формуле Тбн = AFC/UC

Таблица 29

Расчет программы безубыточности

Показатели:

Капитальный Ремонт

Средний ремонт

Текущий ремонт


пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

Постоянные затраты по разделу программы, т.р.

171171

205405,2

41134,5

49361,4

54697,5

65637

18163,2

21795,84

Цена единицы изделия, т.р.

123301 ,85

123550, 631

38194, 375

38086, 297

12842,7

13041, 306

11188, 484

10931,971

Удельные переменные, т.р.

71258,27

71930,51

33843,44

34031,92

7107,29

7195,74

3522,78

3554

Единичное покрытие, т.р.

44181, 296

43757,84

12966,85

12670, 301

5272,332

5382,486

2925,357

2637,637

Программа безубыточности, ед.

3,87

4,69

3,17

3,9

10,37

12,19

6,21

8,26



Таблица 30

Проверка выполнения условия безубыточности

Показатели:

Постройка

Капитальный Ремонт

Средний ремонт

Текущий ремонт


пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

пр. А

пр. В

Выручка в точке БУ, т.р.

477706,7

579963,3

121163,314

148377,9

133235,8

159032,9

69467,98

90335,22

Переменные затраты в точке БУ, т.р.

306535,7

374558,1

80028,814

99016,52

78538,34

93395,88

51304,78

68539,38

Постоянные затраты в точке БУ, т.р.

171171

205405,2

41134,5

49361,4

54697,5

65637

18163,2

21795,84

Суммарные затраты в точке БУ, т.р.

477706,7

579963,3

121163,314

148377,9

133235,8

159032,9

69467,98

90335,22

Отклонение выручки от затрат, т.р.

0

0

0

0

0

0

0

0



Заключение

В процессе написания курсовой работы я сделала для себя следующие выводы:

Цена в условиях рыночной экономики - важный экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять.

Предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях, по какой цене её продавать. Следовательно, ответственность за принимаемые экономические решения и результаты последствий этих решений, в том числе об уровне цены, ложится на предприятие.

Выгодна или невыгодна данная продукция предприятию, нужна или не нужна она покупателям, подтверждается рынком. Цены могут привести предприятие к экономическому краху и напротив, создать условия для мощного подъёма, процветания. Для того чтобы предприятие работало эффективно и существует такая наука как ценообразование.

Существуют различные методы формирования цены. Расчету цен всегда предшествует сбор и расчеты необходимых данных. Ведь при расчете цены различными методами и показатели нужны разные.

Так для нахождения индексов цен необходимо знать стоимость товаров, как за текущий, так и за базисный год. Так же используя эти данные можно рассчитать темпы инфляции товаров. С помощью показателей эластичности можно найти равновесную цену, определить вид товара (взамозаменяющие или взаимодополняющие).

Рассматривая деятельность трех цехов предприятия, я сделала вывод, что 3 цех работает эффективнее потому, что цена предложения его выше, чем в первых двух цехах.

Исходя из расчетов по деятельности фирм А и В, которые занимаются постройкой и ремонтом судов я сделала вывод, что предприятие В работает эффективнее. Затраты и себестоимость на этом предприятии выше, но и цена, товаров и услуг выше, чем на предприятии А. Но рассчитывая программу безубыточности оказалось, что оба предприятия работают эффективно, так как затраты обоих предприятий не превышают их выручку. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие В имеет большую выручку за свои товары и услуги, но предприятие А тоже не работает в убыток и оно может эффективным.

Подводя итог можно сказать, что цена - это издержки производства, это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать товар, а покупатель купить, это потребительная стоимость товара, а так же денежное выражение ценообразующих факторов.

Список литературы

1.      Шевчук Д.А. Ценообразование: учеб. пособие / Д.А. Шевчук.- М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. - 240 с.

.        Грицай А.В. Ценообразование: Учебно-методический комплекс по специальности Маркетинг /А.В. Грицай. - Мн.: БГУИР, 2006.- 116 с.

.        Абакумова А.Г. Цены и ценообразование. Конспект лекций. - М.: Приор-издат. 2011. - 192 с.

.        Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Управление ценообразованием»

.        Маховикова Г.А., Желтякова И. А., Пузыня Н. Ю. Цены и ценообразование. - СПб: Питер. 2009. - 176с.

.        Бутакова М.М., Алгазина Ю.Г., Беляев В.В., Порошина Е.Е. Практикум по ценообразованию. - М.: КноРус. 2009. - 296 с.

.        Наумов В.В. Ценообразование: Учебно-методический комплекс - М.: МИЭМП. 2010.

.        Котенева Е.Н., Краснослободцева Г.К., Фильчакова С. О. Управление затратами предприятия: Учебное пособие. - М.: Дашков и К. 2008. - 224 с.

Похожие работы на - Управление процессом ценообразования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!