Сравнительный анализ структуры и динамики государственного долга России и США
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Контрольная
работа
на тему:
Сравнительный анализ структуры и динамики государственного долга России и США
Выполнила:
Филиппович Юлия
Санкт-Петербург
Введение
Актуальность выбранной мною темы подтверждается
тем, что структура потребления и развития международного сотрудничества
государств, состояние государственных финансов, денежного обращения и
инвестиционного климата зависит от государственного долга страны.
Целью моей работы является выявить значение
государственного долга в системе экономических отношений, проанализировать
структуру и функции, которые выполняет государственный долг на примере двух
развивающихся стран: России и США.
Для достижения моей цели я должна выполнить
следующие задачи в ходе своей работы:
ü Рассмотреть понятие государственного
долга и его виды;
ü Проанализировать историю
государственного долга;
ü Дать определение государственным
облигациям;
ü Выявить риск государственного долга;
ü Проанализировать списание
государственного долга;
ü Определить структуру государственного
долга;
ü Определить возможный масштаб
государственного долга;
ü Выявить проблемы государственного
долга и пути их решения;
В широком смысле государственный долг представляет
собой все непогашенные обязательства государства. Также государственный долг
является результатом заимствований государства с целью покрытия дефицита
бюджета. Долг государства равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета
бюджетных излишков. В США государственный долг может также включать в себя
задолженности федерального, регионального правительства или муниципального и
местного самоуправления. Дефицит государственного бюджета рассчитывается как
разность между доходами и расходами правительства в течение одного года.
Государственные операции финансируются за счет
государственного долга, но также правительства могут печатать деньги для
монетизации своих долгов, тем самым им не нужно выплачивать проценты. Однако
минус монетизации в том, что она может привести к гиперинфляции.
Россия и США раньше были денежно суверенными
правительствами, то есть они создавали свою собственную суверенную валюту, с
помощью которой США и Россия имели возможность заплатить любой долг любого
размера, но выраженный только в суверенной валюте данного государства. Денежно
суверенные правительства не нуждаются в заимствованиях или налогах для
обслуживания долгов в его суверенной валюте, но вынуждены прибегнуть к
налогообложению. На данный момент и США, и Россия используют валюту, над
которой они не имеют суверенитета.
Правительства часто занимают деньги в валюте, в
которой спрос на долговые ценные бумаги является наиболее сильным. Преимущества
этого заимствования в том, что многие инвесторы хотят инвестировать именно в
облигации, выпущенные в долларах США, фунтах стерлингов или в евро. США
выпускает облигации исключительно в своей национальной валюте.
РФ выпускает облигации в иностранной валюте,
недостатком чего является риск, что государство не сможет получить иностранную
валюту для выплаты процентов или погашения облигаций. В 1998 году во время
финансового кризиса это стало серьезной проблемой, так как страна не могла
сохранить свой фиксированный обменный курс из-за спекулятивных атак.
«Без рисковым» кредитование считается, когда
правительство его проводит в собственной суверенной валюте. «Без рисковым» оно
является потому, что до определенного момента долг и проценты правительства
могут быть выплачены за счет налоговых изыманий, сокращения расходов или
печатания большего количества денег, что может привести к инфляции.
Политически нестабильные государства являются
наиболее рисковыми, так как может настать момент, когда у них не будет
возможности выплачивать свой долг. Примером тому является революционная Россия
1917 года, которая отказалась брать на себя ответственность за внешний долг
императорской России.
Казначейские облигации США, выраженные в
долларах США, часто считаются «без рисковыми», но в данном случае не
принимается во внимание риск для иностранных покупателей в виду изменения курса
доллара по отношению к валюте кредитора. Более того, наличие «без рисковых»
облигаций предполагает стабильность правительства США и его способность
осуществлять выплаты по долгу в течении любого финансового кризиса.
Кредитование правительства в иностранной валюте,
как в России, например, не дает той же уверенности в том, что данное
государство сможет погасить свой долг при финансовом кризисе. Однако,
государственный долг, выраженный в иностранной валюте, не может быть сильно
уменьшен при гиперинфляции, что повышает доверие к должнику.
Банк международных расчетов устанавливает
стандарты, по которым списывается государственный долг. Списание долга
государства также регулируется крайне сложными законами. В глобальном масштабе
Международный валютный фонд может вмешаться, дабы предотвратить намечающийся
дефолт.
В теории Джона Мейнарда Кейнса присутствует
терпимость к высоким размерам государственного долга для оплаты государственных
инвестиций во времена экономического упадка, которые после улучшения состояния
экономики можно будет оплатить за счет роста налоговых поступлений.
Данная теория получила мировую популярность в
1930 году, вследствие чего многие страны стали использовать государственный
долг для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Сложилось мнение,
что данное действие может создать эффективный цикл и рост делового доверия, так
как число рабочих, у которых появятся деньги для расходов, возрастет.
Существует такая точка зрения, что благодаря значительным увеличениям военных
расходов во Второй мировой войне закончилась Великая депрессия, что
подтверждает кейнсианскую теорию.
В виду того, что война оплачивалась и
выигрывалась Кейнс и Гарри Уайт оказали большое влияние на Бреттон-Вудские
соглашения, которые определяют нормы для Банка международных расчетов,
Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые были, как раз
основаны в 1940 году во время данных соглашений. БМР, МВФ и Всемирный банк
являются доминирующими хозяйствующими субъектами политики в отношении государственного
долга. Всемирная торговая организация также имеет огромное влияние на
иностранные обменные отношения.
Чтобы понять структуру государственного долга и
проанализировать его возможные риски следует:
· Оценить предполагаемую стоимость
любого общественного актива, создающегося за счет долга государства. Выбор
делается в пользу более выгодного общественного актива;
· Выявить, покрывает ли
государственный долг социальную помощь и военные расходы в настоящее время;
· Проанализировать, не приведет ли
существование государственного долга к дефолту или даже к свержению
правительства;
· Определить, не проводят ли
руководители страны какие-либо скрытые действия из-за чего происходит
наращивание государственного долга;
· Определить, расходует ли государство
свои финансы на создание общественных благ.
Согласно современной валютной теории,
государственный долг является крупным частным капиталом, а процентные платежи
по нему рассматриваются как частный доход. Государственный долг - это
накопления государственного дефицита в предыдущие годы, что добавило финансовые
активы в частный сектор, обеспечивая тем самым спрос на товары и услуги.
Использование долга по отношению к ВВП является
одной из самых распространенных мер оценки долга государства. Долг США на
протяжении долгого времени документируется онлайн на веб-сайте соответствующего
департамента Министерства финансов.
Таблица 1
Рисунок 1 Госдолг России к ВВП
Таблица 2
Рисунок 2
Одним из основных вопросов государственной
политики со времен Второй мировой войны является проблемы суверенного долга
страны. Также актуальным является вопрос о задолженностях, которые привели
Россию к финансовому кризису в 1998 году и к «долговому кризису» в 1980-х годах
развивающиеся страны.
Государственный долг многих стран соответствует
размерам их экономики. Долг может быть устранен благодаря институциональным
изменениям, которые базируются на природе государственных ценных бумаг,
являющиеся национальным капиталом, искусственно структурированным в виде
«долга». С технической точки зрения данное изменение правового статуса
государственного долга превращает его в обязательство перед Центральным банком,
которое является неоплатным по своей природе. Дебаты в США о монете номиналом в
1 трлн. долл., которую может выпустить Министерство финансов, является не
единственным примером того, что решение возможно.
Обещание правительством осуществить будущие
платежи является «неявным» государственным долгом. Обычно это относиться к
долгосрочным обещаниям социальных выплат, например пенсии и расходы на
здравоохранение.
Проблема «неявного» государственного долга
заключается в невозможности точно определить его стоимость, так как суммы
будущих выплат зависят от множества различных факторов.
В США деньги не выделяются в казну правительства
для будущих социальных страховых выплат. Данная страховая система называется
PAYGO. Система, которая участвует в аккумуляции сбережений и инвестирования,
является одной из альтернатив возможного социального страхования.
Вдобавок ко всему, демографические прогнозы
говорят о выходе на пенсию в ближайшее время поколения «Бэби-бумеров», в связи,
с чем работающего населения в США и ряде других стран будет меньше, чем сейчас,
на протяжении многих лет. Это увеличит нагрузку на страну в плате выплат
обещанных пенсий и других пособий до более чем 65% ВВП, которое существует в
настоящее время.
Вывод
Прочитав и проанализировав учебную литературу на
тему государственного долга на примере России и США, я пришла к следующим
выводам:
Современное экономическое состояние России
характеризуется бюджетным дефицитом. Сильно истощается Резервный фонд, который
используется как один из основных источников финансирования дефицита
федерального бюджета. Постоянно увеличиваются суммы государственного долга, как
внутреннего, так и внешнего. В дальнейшем ожидается увеличение задолженности,
особенно внутренней. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что данные
явления оказывают неблагоприятное воздействие на развитие страны в целом.
Поэтому правительству необходимо разрабатывать и реализовывать специальные
программы, как для снижения дефицита бюджета, так и для уменьшения внутренней и
внешней задолженности. Только принятие эффективных мер в этих направлениях
будет содействовать социально-экономическому развитию России.
Исторически государственный долг США измеряется
как процент от ВПП. Например, долг перед население после 1945 года составлял
113% валового внутреннего продукта, причиной чему была Вторая мировая война.
Однако потом существенно снизился в течение последующих 30-ти лет. Объем
валового американского долга превосходит размер официальных резервов страны
более чем в 100 раз, то есть долги США обеспечены резервами менее чем на 1%. В
последние годы, большой бюджетный дефицит и, как следствие, увеличение
задолженности, заставили задуматься правительство США о долгосрочной фискальной
политике.
Следовательно, можно утверждать, что на данный
момент состояние государственного долга США намного хуже, чем долг России,
однако и США и Россия нуждаются в разработке программ, направленных на
улучшение экономики страны в целом и уменьшение задолженности и более
эффективной ее выплате в частности.
Список используемой литературы
1) Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).
) Федеральный закон «О
федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от
30.11. 2011 г. №-371 -ФЗ.
) Данилов Ю.А. Рынки
государственного долга: мировые тенденции и российская практика. М.: МАКС
Пресс, 2008. - 432 с.
) Брагинская Л.С.
Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности. М.:
Университетская книга, 2007. - 10-55 с.
) Вавилов Ю.Я.
Государственный долг: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и дополн.
М.: Перспектива, 2008. - 256 с.