Крупные национальные компании как способ повышения стабильности экономики страны

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    174,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Крупные национальные компании как способ повышения стабильности экономики страны

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Институт Государственного управления и права

Кафедра Государственного и муниципального управления



КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине:

Экономика государственного и муниципального сектора

на тему:

Крупные национальные компании как способ повышения стабильности экономики страны











Москва 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы деятельности транснациональных компаний

.1 Транснациональные корпорации: сущность, признаки, классификация

.2 Масштабы и темпы транснационализации мировой экономики

Глава 2. Анализ деятельности ТНК

.1 Анализ конкурентных преимуществ ТНК

.2 Инвестиционная деятельность ТНК

.3 Особенности процессов технологического и инновационного превосходства ТНК

Глава 3. Совершенствование крупных национальных компаний

.1 Проблемы крупных национальных компаний

.2 Совершенствование нормативно правовой базы существования ТНК

Заключение

Список использованной литературы

Приложения А-В


ВВЕДЕНИЕ

Одной из форм международного бизнеса, которая на современном этапе играет важную роль в формировании стратегии развития экономической системы РФ являются транснациональные корпорации (ТНК), а транснационализация является ключевой характеристикой современных мирохозяйственных отношений.

В условиях формирования рыночной инфраструктуры мировой экономики, под влиянием глобализации и интеграции мирового хозяйства транснациональные корпорации завоевывают все новые рынки и стремятся дальнейшему расширению экономической власти. Для современной России транснационализация предприятий может выступить экономическим механизмом, определить новые приоритеты общественного воспроизводства, цели внешнеэкономической политики, особенности и условия участия страны в международном разделении труда.

Проблемам исследования феномена ТНК, экономического механизма их функционирования, приоритетов и проблем развития в условиях глобализации посвящен ряд работ зарубежных и отечественных ученых. Авторами Р. Робинзоном, С. Киндлбергер, Х. Перлмутером, Ф. Рутом, С. Хиршем, Т. Ангмоном осуществлен анализ предпосылок, этапов формирования и факторов размещения транснациональных компаний. Белоус Т.Я., Белошапка В.А., Рокочая В., Плотников В., Новицкий В., Руденко Л. исследовали типы, организационные формы интеграции компаний, механизм их функционирования. Среди других ученых необходимо отметить: Котлер Ф., Саркисянц А., Мовсиян А., Крозе И., Шема М., Огнивцев С., Деримов М., Цветков В., Семенов К., Ленский Е., Долгов С., Макогон Ю., Белорус О., Соскин А. и многие другие.

Актуальность темы исследования. В условиях ускоренного развития «новой экономики »и современного этапа информационного общества одной из ключевых функциональных конкурентных стратегий ТНК стратегия использования важнейшего нематериального актива - инноваций. Эффективное использование инновационного фактора становится одним из основных конкурентных преимуществ ТНК в XXI веке.

Цель курсовой работы - проанализировать крупные национальные компании как способ повышения стабильности экономики страны на примере ТНК

Предмет - крупные национальные компании как способ повышения стабильности экономики страны.

Объектом работы выступают ТНК, их деятельность в РФ, влияние на экономику РФ, поскольку ТНК играют одно из господствующих положений в мировой экономической системе.

Необходимо решить такие задачи:

описать транснациональные промышленные корпорации как способ повышения стабильности экономики страны;

проанализировать концептуальные основы организации, конкурентоспособности и реализации стратегических задач транснациональных корпораций;

описать транснациональные корпорации как фактор модернизации и повышения конкурентоспособности экономики РФ.


Глава 1. Теоретические основы деятельности транснациональных компаний

.1 Транснациональные корпорации: сущность, признаки, классификация

Теоретическое осмысление развития транснациональных корпорации началось еще в 30-х годах ХХ века по исследованиям Д. Вильямса, который показал наличие противоречий между неоклассической теорией международной торговли и развитием международного производства и М. Бая, исследовавший эффективность вертикально интегрированных компаний. Однако, настоящий научный развитие проблематика транснационализации хозяйства получила в 60-80 гг. ХХ века. Именно в это время формируются основные теоретические концепции деятельности ТНК, обосновываются причины возникновения и распространения ТНК.

Здесь необходимо выделить исследования движения прямых зарубежных инвестиций в Европу Р. Вернона, диверсификации интеграционной стратегии ТНК Р. Кейвса, финансирование ТНК своих зарубежных производств Р. Алибера т.д. [11, с. 58].

Исследования ученых из разных научных школ позволили сформировать основные факторы появления транснациональных корпораций:

Получение дешевых или качественных факторов производства;

Выход на новые рынки сбыта;

Снижение уровня конкуренции;

Снижение издержек производства;

Повышение конкурентоспособности.

На основе перечисленных факторов были сформированы теоретические концепции деятельности ТНК, которые условно можно разделить на несколько групп (табл.1.1).

Перечисленные теоретические концепции свидетельствуют, что выход экономических стратегических интересов фирм за пределы национальных границ обеспечивают все больше возможностей для свободы передвижения факторов производства, товаров, капитала. Это, в свою очередь, дает фирмам возможности получения сверхприбылей, расширение экономического влияния не только в рамках определенной отрасли, но и в мировом экономическом пространстве.

Исследуя процессы интернационализации производства в различных отраслях, ученые до сих пор ищут силу, которая обеспечивает дальнейшее движение этого процесса.

Современным исследованиям и теории интернационализации является эклектичная теория Дж. Даннинга [2, с. 9]. Согласно ей, фирма занимается международным производством при выполнении следующих условий:

. Фирма имеет определенные преимущества, которые не имеют конкуренты из других стран, например, в сфере НИОКР, менеджмента, инноваций и т.д.;

. Собственные преимущества могут быть эффективно использованы только самой фирмой, а не путем их продажи или лизинга другим компаниям.

. Факторы местоположения: «доступны всем фирмам независимо от их размера и страны происхождения, но которые есть в отдельных регионах. Они включают разницу в: издержках производства; структуре и размера рынка; влияния национальной власти»[2, с. 9].

Данные условия свойственны общему международному производству. Исходя из этих условий, фирма определяет для себя тип международного производства. Согласно Дж. Даннингом существует пять основных типов международного производства:

Производство ориентировано на использование ресурсов;

Производство ориентировано на широкий рынок;

Производство рационально специализированное;

Производство ориентировано на конечного потребителя;

Смешанное производство [2, с. 11].

Таким образом, в зависимости от первоочередных условий, которыми фирма, она выбирает тип международного производства. Из теории Дж. Даннинга видно, что одной из ведущих характеристик транснационализации является разнообразие ее возможных форм и моделей.

Этот тезис важен для российской экономики, поскольку позволяет положительно настраивать отечественные предприятия на расширение хозяйственной деятельности в международном пространстве. Российский бизнес все больше заинтересован в международном производстве в двустороннем направлении - привлечение инвестиций внутрь страны и собственная экспансия за пределами страны. Это свидетельствует о распространении идей транснационализации в РФ.

Что же представляет собой транснациональная корпорация? И вновь среди ученых нет единого взгляда на эту форму хозяйствования. Общее определение ТНК дает электронный словарь терминов «Википедия»: транснациональная компания (корпорация) или сокращенно ТНК - компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах [3, с. 6-7].

По определению ООН, транснациональные корпорации (ТНК) - это «предприятия, которые являются владельцами, или которые контролируют производство товаров или услуг за пределами страны, в которой они базируются». При этом ТНК могут, как получить статус корпорации, так и не иметь этого статуса [4, с. 33].

Также ТНК рассматриваются как более современная форма международных корпораций. Самое общее определение МНК - это международные по составу и характеру деятельности субъекты хозяйственной жизни, которые функционируют на принципах корпоративной собственности с акционерной формой управления и распределения доходов в международном масштабе [5, с. 9].

В тоже время, в отличие от межнациональных компаний, ТНК образуются как национальные по капиталу и контролю и международные по сфере своей деятельности. Деятельность этих предприятий имеет наднациональный, надгосударственный характер и ведет к созданию надгосударственных связей.

Еще одним определением ТНК выступает следующее: ТНК - это сеть взаимосвязанных предприятий, происходят из одной страны и имеют составные части и филиалы в других странах. ТНК владеют или контролируют комплексы производства и/или обслуживания, находящиеся за пределами страны базирования. В отличие от обычной корпорации, которая функционирует на мировых рынках, ТНК переносит за границу не товар, а сам процесс вложения капитала, сочетая его с зарубежной рабочей силой в рамках международного производства [6, с. 54].

Все вышеприведенные определения дополняют друг одно и объединены вокруг характерных черт транснациональных компаний: сохранение национальности происхождения компании, многонациональность представительств, экономическая экспансия на зарубежных рынках, вложения капитала.

Таким образом, транснациональная компания - это предприятие, которое происходит из одной страны и вкладывает ресурсы в расширение своей деятельности на международном рынке путем учреждения дочерних компаний, открытие филиалов в других странах с целью получения выгодных условий хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, приводит к максимизации прибыли компании и повышение экономического влияния компании на национальные экономические системы мира. [5, с. 3].


Во второй половине ХХ в. основной тенденцией мировой экономики ускорение темпов глобализации, обусловленной международной миграцией капиталов, использованием международного разделения труда, углублением специализации стран, распространением их экономических взаимоотношений и взаимозависимости. В этих условиях центральным субъектом глобальной трансформации мирового экономического роста стали транснациональные компании, которые постепенно завоевывают новые рынки, располагая в разных странах мира свои филиалы.

В современных условиях ТНК - это международные компании, которые обладают или контролируют производство продукции (или услуг) за пределами страны базирования, располагая в разных странах мира свои предприятия, объединенные единственной собственностью на средства производства, и действующие в соответствии с глобальной стратегии, разработанной головной компанией.

Комиссия ООН по ТНК разработала такое определение. ТНК - это компания, включающей единицы в двух или более странах, независимо от их юридической формы и сферы деятельности. Ее система принятия решений позволяет проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через единый руководящий центр. Отдельные единицы связаны собственностью так, что одна из них может иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими [7, с. 11-12].

Исследуя деятельность ТНК, эксперты ООН определили основные признаки, по которым компании можно отнести к транснациональной: годовой объем такой компании должен превышать 100 млн. долл., наличие филиалов не менее, чем в шести странах, также анализируется процент продажи товаров за пределами страны-резиденции. На настоящее время по последнему показателю лидирует швейцарская компания Nestle, в которой доля иностранных продаже составляет 98%. транснациональный статус компании можно определить и по структуре ее активов. Некоторые иностранные исследования в ТНК относят компании, имеющие 25% своих активов за рубежом [1, с. 9].

Так, по данным Всемирного инвестиционного доклада 2004, который ежегодно публикует Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD), крупнейшие иностранные активы среди ТНК, кроме финансового сектора, имеют такие корпорации, как General Electric, Ford Motor Company, British Petroleum Co, General Motors Royal и Dutch / Shell Group (таблица 1, Приложение А) [6, с. 8].

Активное участие ТНК в международном производстве характеризуется огромными масштабами, привлечением рынков развивающихся стран, созданием собственно международного производства в пределах компании, действующей на основе модернизированного международного разделения труда.

При этом ТНК широко используют преимущества международной специализации отдельных стран, налоговые, инвестиционные и другие льготы, действующие для иностранных инвесторов.

Одним из самых выразительных проявлений глобализации образования транснациональных корпораций и усиление их влияния на мировые экономические процессы. Можно даже утверждать, что система ТНК является главной движущей силой глобализации как метасистемы.

Открытость национальных экономик является одним из ключевых требований согласно Вашингтонскому консенсусу, наиболее соответствует именно интересам ТНК.

Интернационализация производства позволяет ТНК захватывать рынки, минуя таможенные препятствия. Транснациональные корпорации все больше отрываются от страны базирования в своей деятельности, в них все меньше остается «национального» и все больше - «глобального». Так, например, американская компания «Экссон» 75% своих доходов получает за пределами США. ТНК выходят из-под опеки своих правительств и становятся, по сути, независимыми субъектами экономической деятельности.

В конце ХХ века транснационализация происходила ускоренными темпами. В 1999г. Общая сумма слияния между фирмами разных стран и поглощения местных фирм иностранными составляла 720 000 000 000 долларов.

Зарубежными филиалами производилось товаров на 5000000000000 долларов. Ожидается, что к 2020 году инвестиции ТНК достигнут 800 млрд. Долл., А стоимость товаров, производимых их зарубежными филиалами, составит 20 триллионов долларов. [2, с.42]

В мире насчитывается более 810 тыс. Зарубежных филиалов, которыми обладают 103 тыс. материнских компаний. Сеть филиалов постоянно расширяется. Число занятых в 2020 году насчитывает около 69 млн. чел., что вдвое больше чем общее количество рабочей силы в Германии.

Темпы и масштаб транснационализации мировой экономики проиллюстрировано в табл. 1.2.

Подавляющее большинство материнских компаний (79%) расположено в развитых странах. В последнее время они стали возникать и в новых индустриальных странах (Сингапур, Республика Корея, Бразилия), а также в Китае и России. 500 крупнейших ТНК сосредотачивают более ¼ мирового производства товаров и услуг, 1/3 экспорта промышленной продукции и ¾ торговли технологиями и управленческими услугами. [2, с.43]

Только на ТНК развитых стран приходится 84% общемирового вывоза ПИИ, 10% мирового ВВП и треть мирового экспорта.

Влияние транснациональных корпораций основывается на фактическом контроле значительной части транснационального капитала, функционирующего на международных финансовых рынках, которые в своем большинстве имеют олигополистическую структуру. Одним из преимуществ ТНК возможность использование замкнутого внутрифирменного рынка, что обеспечивает им меньшую зависимость от экономической политики правительств, а также успешное обминки торговых препятствий. Более трети мировых товарных потоков приходится на внутрифирменную торговлю ТНК, которая осуществляется по трансфертным ценам. [2, с.43]

Глава 2. Анализ деятельности ТНК

.1 Анализ конкурентных преимуществ ТНК

Успешность, с которой ТНК продвигаются на международные рынки, основывается на их конкурентных преимуществах, прежде всего, благодаря технологическому лидерству. ТНК имеют возможность отчислять значительные средства на содержание научно-исследовательских учреждений, высокую заработную плату квалифицированных инженеров, менеджеров. Крупнейшими компаниями в мире создано более 100 крупных исследовательских центров, в том числе и за пределами страны базирования.

Среди основных факторов формирования конкурентных преимуществ ТНК следует выделить следующие: [12, с. 37].

. Возможность использования организационного и экономической эффекта концентрации, масштабности обобщенного производства, а также создание благодаря им благоприятных условий хозяйствования. Ведь значительные резервы улучшения экономических результатов деятельности прошлых корпораций связаны с возможностью сокращения затрат на производство благодаря росту его объемов, фактора много серийности.

На эффекте большого масштаба следует особо обратить внимание том, что именно ТНК используют его с самой большой эффективностью.

Действительно, именно в этой организационной форме бизнеса отчетливо реализуется широко известный в экономических ней теории со времен выхода в свет труда А. Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" принцип экономии на масштабах.

Потенциал роста объемов производства и обеспечения много серийности производства в рамках ТНК позволяет полнее использовать резервы улучшения показателей хозяйственно-предпринимательской деятельности, сокращение удельных затрат на единицу выпускаемой продукции. Эффект масштаба имеет значение и с точки зрения обеспечения высокого конкурентного потенциала ТНК. Следует учитывать, что увеличение объемов выпуска товаров определенной номенклатуры (при привлечении других факторов, в частности передовых технологий и маневра капитальными ресурсами) создает дополнительные возможности по улучшению производственно-технологических характеристик продукции, которая представляется на рынке.

. Возможность целенаправленного варьирования значительными производственными ресурсами, их внутреннего перераспределения, координации экономической стратегии и тактики подконтрольных хозяйственных подразделений.

Использование скрытых средств перераспределения ресурсов, которые формально являются производственно необходимым обменом товарами и услугами, использование внутреннее-кооперационных цен при проведении расчетов, взаимное кредитование и страхование операций между филиалами, раз-расположенными в разных странах. Процесс такого внутреннего перераспределения за последние два десятилетия приобрел действительно гигантских масштабов: в валовом объеме внешней торговли мира он составляет примерно 1/3.

. Облегчение технологического трансферта и возможность реализации ряда инновационных проектов, ведь концентрация и централизация капиталов, а также управление означает еще и концентрацию технологического потенциала и возможность осуществления централизованного предпринимательского управления им. В условиях современного научно-технического прогресса это может иметь решающее значение со многих точек зрения. Объем технологического трансферта, который осуществляется корпорациями, в общем объеме международного технологического трансферта мира составляет 2/3.

. Трансакционная экономия, связанная с возможностью экономии на расходах при осуществлении сложной многоканальной процедуры "горизонтальных" рыночных связей - поиск партнеров, проведение переговоров, а также на многочисленных формальностях в случаях процедурных согласований и судебно-правовых разбирательств на этапы после контрактной имплементации договоренностей.

Другими словами, речь идет об оптимизации управления хозяйственной деятельностью путем создания управленческой вертикали вместо накладных горизонтальных контактов.

И хотя альтернативные издержки также могут быть заметны (речь идет о создании известной административной, "вертикальной" управленческой структуры), нежелательные последствия "бюрократизации" могут значительно перекрываться благодаря рационализации управления, диверсификации и оптимизации всего многоуровневого хозяйственно производственного процесса.

. Лучший доступ к рынкам. Это - возможность преодоления нежелательных барьеров, связанных с протекционистской политикой национальных государств, с наличием тарифных и нетарифных ограничений, а также обеспечения ряда других важных с точки зрения международной предпринимательской деятельности преимуществ; благоприятный доступ к ресурсам.

. Искусственное создание дополнительных преимуществ в конкурентной борьбе. На практике могут использоваться самые разнообразные средства монопольного влияния на рынки, формирование спроса и использования монопольных по характеру инструментов противодействия конкурентам.

. Возможность оптимизации рыночно-конкурентной стратегии: для одних хозяйственных субъектов поглощения (пассивная акция) может оказаться последним средством, с помощью которого можно избежать финансового краха, для других - стремление к концентрации финансовых ресурсов может отражать объективную возможность своевременного страхования, лучшего маневрирования в условиях действия в разных странах различных таможенных ставок, налоговых систем. Важным фактором рыночной стратегии является способность ТНК уменьшать риски, диверсифицируя виды экономической деятельности и комбинируя средствами гарантий (валютно-финансовых, политических и т.д.) [11, с.38].

К началу XXI века в мировом хозяйстве сложилась ситуация, при которой ТНК контролировали до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, технологии и "ноу-хау". Под их контролем находилось 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% - чая и олова, 75% - бананов, натурального и сырой нефти.

Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80%, а в Сингапуре - 90% [11, с.61-62].

В мирохозяйственных системах, как отмечалось, можно выделить 100 крупнейших ТНК, судьба зарубежных продажи в которых в общем объеме реализации на начало XXI века составляла более 40%. Большая часть этих ТНК расположена в странах с развитой экономикой. Главенствующую роль играют американские компании, составляют почти треть ведущих ТНК. Среди ТНК других стран передовые позиции во Франции (14 ТНК), Германии (13 ТНК) и Великобритании (12 ТНК) и Японии (7 ТНК). Таким образом, анализируя данные по первой сотни мировых ТНК, можно прийти к выводу, что на США, Германию, Францию, Великобританию и Японию приходится почти 85% совокупных активов 100 крупнейших ТНК мира [11, с.69].

Анализ отраслевой структуры показывает, что по инвестиционной привлекательности лидируют такие сферы деятельности, как электроника, автомобилестроение, нефтепереработка, химическая промышленность, пищевая промышленность. Постоянно возрастает значение электронных, электротехнических и компьютерных компаний, то есть компаний в сфере информационных технологий, причем, несмотря на общий рост удельного веса передовых отраслей в структуре ТНК, конкретные преимущества ТНК конкретной страны связали с типом международной специализации данной страны. Так, например, Япония представлена преимущественно фирмами по производству электроники (Sony, Toshiba, Hitachi, Matsushita), Германия - автомобильными концернами (Volkswagen, BMW, Daimler Chrysler - совместно с США).

Можно утверждать, что благодаря созданию международной сети филиалов и подразделений ТНК, создается широкая база устойчивости и связанная с ней высокая эффективность кредитно-финансовой стабилизации. В пользу ТНК работают самые явления, такие как элементы асинхронности мирового цикла и зарубежная диверсификация производства, изменения валютных курсов и разная интенсивность инфляционных процессов, различия между ставками и тому подобное.

Подобное разнообразие методов дает гарантию, что практически в любой ситуации, если не один, то другой прием способствовать преодолению возникших перед компанией проблем.

Реализуя указанные факторы, ТНК, безусловно, достигается более высокой прибыли от инвестиций по сравнению с другими фирмами, операции которых ограничиваются границами одной страны, открывая для себя новые регионы и направления деятельности.

Таким образом, стремясь достичь всех возможных перевесов от ведения международного бизнеса, максимально избегая при этом неизбежных рисков, борясь за рынки сбыта в глобальном масштабе, ТНК стали преобладающей экономической силой в мировом хозяйстве [11, с. 31].

Основными субъектами международной конкуренции в общих условиях стали транснациональные корпорации, превратились в крупнейшие многоотраслевые комплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевых товарных рынках, и имеют возможности маневрирования на различных рынках в рамках глобальной стратегии ТНК в целом.

Международная предпринимательская среда характеризует высоким уровнем динамичности, неопределенности, риска и вариативности. Все это обусловливает необходимость формирования уникальных и беспрецедентных конкурентных преимуществ ТНК для обеспечения его стабильного развития на международном рынке.

Основными источниками формирования конкурентных преимуществ ТНК в условиях глобализации есть отличные особенности, оптимальное сочетание и эффективное использование ресурсов, владение необходимой информацией, инновационный вектор развития, создание уникальных нематериальных активов, обоснована диверсификация, активная позиция компании, ее высокая гибкость и мобильность, способность быстрого приспособления к изменениям.

транснациональный конкурентный инвестиционный инновационный

2.2 Инвестиционная деятельность ТНК

Наибольший эффект от привлечения иностранных инвестиций в связи с активизацией международной инвестиционной деятельности достигается при образовании совместных предприятий. В последние годы в мире наблюдается процессы глобализации экономического развития, активизации деятельности транснациональных компаний (ТНК). Такие компании имеют весомые преимущества при активизации экономических процессов и главное - возможность положительно влиять на развитие страны, в которую они инвестируют свои ресурсы.

Главное внимание при этом должно уделяться политике взаимоотношений между ТНК и правительствами стран, которые являются «объектом» инвестирования.

Особая роль отводится прямым иностранным инвестициям. В этом случае ТНК не только вкладывает свои ресурсы в предприятие, но и заинтересована в дальнейшем его развитии. Формы прямых иностранных инвестиций могут быть разными, в том числе и в нематериальные экономические ресурсы, к которым относят: лицензии, авторские права, лояльность клиентов, опыт рабочих и т.д. [13, с. 98].

При инвестировании капитала в иностранные предприятия, основной целью ТНК, конечно, является получение прибыли в долгосрочной перспективе. Достигается это через производство продукции, которая могла бы получить преимущество в конкурентной борьбе, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для этого такие предприятия применяют различные меры, направленные, в частности, на повышение качества продукции, увеличение объемов производства (за счет роста производительности труда) и уменьшение затрат на производство и реализацию. Для достижения этой цели ТНК принимает активное участие в модернизации производства, оборудование, применяет новейшие технологии в процессе производства.

Производство продукции по новейшим технологиям позволяет постепенно наращивать свою долю на внутреннем рынке и захватывать сегменты конкурентов; а в перспективе - выходить на мировой рынок.

Преимуществами для страны, в которую ТНК вкладывает капитал, является развитие соответствующего направления экономики, внедрение новейших технологий, расширение сферы деятельности, получение дополнительных денежных ресурсов в бюджет за счет налоговых поступлений, проведение различных социальных программ, уменьшение безработицы, повышение культуры производства, рост конкурентоспособности продукции и в конечном результате - выход с этой продукцией на мировой рынок.

Среди основных мотивов зарубежного инвестирования ТНК следует выделить следующие:

· поиск залежей углеводородного сырья (это доминирующий мотив ПИИ и других форм участия ТНК в разведке и добычи). Нефтегазовые ТНК могут осуществлять поиск залежей сырья для: удовлетворения собственных нужд (производство и переработка);

·        продажи сырья в принимающей стране, стране базирования или на мировом рынка; обеспечения стратегических потребностей своей страны в сырье (это было мотивом зарубежной экспансии ННК из стран Азии и некоторых европейских компаний, например австрийской OMV, итальянской Eni);

·        поиск рынков сбыта (примером может служить расширение каналов дистрибуции российскими ТНК за границей, а также участие компаний Саудовской Аравии и Кувейта в перерабатывающих мощностях Китая);

·        поиск стратегических активов, связанный, прежде всего с процессом трансграничных слияний и поглощений (СиП), осуществляется для их приобретения в форме ноу-хау и технологий у других компаний или специализированных поставщиков технологий для ускорения своего роста в статусе глобального игрока, используя доступ к ресурсам, возможностей и рынков компании, принимает участие в процессе ЗИП;

·        доступ к финансовым ресурсам является несомненным предпочтительно мощью ТНК перед национальными компаниями принимающих стран. Международный опыт в реализации проектов увеличивает способность нефтегазовых ТНК привлекать средства на фондовых рынках. В свою очередь, ННК некоторых стран с развивающейся, могут воспользоваться финансовой поддержкой своих правительств и взять на себя немалые риски при инвестировании за рубежом и больше платить за доступ к сырьевым ресурсам;

·        доступ к технологиям имеет ограниченное значение. Технологии, используемые в большинстве работ по поиску, добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, известны и могут быть получены на рынке. Исключением является технологически сложные проекты, связанные с глубинным морским бурением, производством сжиженного природного газа, освоением неконвенционных углеводородов, развитием нетрадиционных источников энергии (сокращение запасов выводит эти технологии в лидеры спроса).

Время, опыт в управлении долгосрочными проектами и связанными с ними рисками остается критическим для успешной зарубежной экспансии. Доступ к рынкам, а также к транспортным каналам и каналам дистрибуции - другие потенциально важные, характерные для нефтегазовой компании преимущества.

.3 Особенности процессов технологического и инновационного превосходства ТНК

Инновационная конкуренция определяется как создание конкурентных преимуществ, вызванных внедрением инноваций, где инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т.п., играет ключевую роль в деятельности предприятия [14, с.9].

То есть в основе инновационной конкуренции - борьба, которая предусматривает разработку и реализацию различных инновационных продуктов, технологий, методов и т.д.

Как качественно новый вид конкурентной борьбы, который фокусирует внимание на инновациях как на средстве достижения конкурентных преимуществ, инновационную конкуренцию рассматривает Лукьяненко Д., главным атрибутом, которой она считает повышение эффективности инновационной деятельности [6, с. 69].

При этом автор подчеркивает приоритетность инноваций в конкурентной борьбе. В процессе исследования было выявлено, что инновационная конкуренция является масштабным и широким понятием, поскольку она проявляется не только во внутриотраслевой борьбе между предприятиями, а выходит на качественно новые уровни, обусловливая соперничество между различными сферами деятельности, отраслями, формами бизнеса, а в глобализированном мире - между странами.

Ее развитие обусловлено высокими темпами изменения потребностей и появления новых потребностей в обществе, повышением требований к качеству продукции, ее потребительской ценности и полезности, в результате чего возрастает необходимость развития инновационной модели развития и только соответствие ей позволит компании развиваться и укреплять конкурентоспособность.

Исследователями определено, что инновационная конкуренция - это доминирующая форма, которая должна иметь место тогда, когда новые знания, заложенные в инновациях, не распространены и являются активом одного или нескольких субъектов предложения [7, с.58].

По нашему мнению, это уже сегодня совершенно справедливо отмечено, а в будущем, по мере развития экономики знаний, роль и значение инновационной конкуренции будет все увеличиваться.

Чтобы соответствовать современным мировым требованиям и осуществлять эффективную инновационную деятельность, транснациональная компания должна быть динамичной и гибкой, быстро реагировать на изменения и принимать соответствующие меры. Кроме того, только активная инновационная позиция даст возможность опередить конкурентов, поскольку, понимая необходимость инновационной деятельности, ее активизация происходить на каждой компании и от того насколько быстро будет введена та или иная инновация и насколько лучше она будет конкурентов зависеть конкурентная позиция компании, ее успех и прибыль. Следует заметить, что только внедрение инновационных технологий производства или выпуск инновационных товаров не даст долговременных высоких результатов. На современном этапе все большее значение приобретают инновации в менеджменте, маркетинговые инновации.

Успех и результативность инновационной конкуренции зависят от знания и учета ее концептуальных основ, поскольку она имеет свою специфику. Среди особенностей инновационной конкуренции выделяют [15, с. 11]:

Высокий динамизм рынка;

«Агрессивный» характер конкуренции - активное соперничество, поскольку экономические агенты достаточно активны, гибкие, легко воспринимают и стимулируют изменения;

Стоимость товара или услуги определяется их новизной, оригинальностью, уникальностью и современностью;

Конкуренция вызывает интенсивные изменения в организационной структуре, политике, менеджменте;

Субъективный фактор играет решающую роль в создании конкурентных преимуществ и реализации конкурентной политики предприятия;

Концентрация капитала осуществляется на новой основе - установление новой архитектоники капитала с приоритетными позициями интеллектуального;

Изменение потребностей, предпочтений и предпочтений потребителей;

Усиление значения обратной связи "рынок-производитель";

Возникновение новых стереотипов потребительской и меновой стоимости товара;

Новый характер экономических институтов в рыночной среде;

Ускорение морального старения продукции и средств производства.

К этим особенностям считаем целесообразным добавить еще следующие: возможность обеспечения нестандартной и трудно повторяющейся конкурентного преимущества, повышенный уровень риска, недоверие потребителей к новой продукции и незначительное количество «новаторов» - потребителей, сразу покупают товар-новинку; короткий жизненный цикл продукции.

Согласно указанным особенностям инновационной конкуренции определены принципы конкурентной борьбы для транснациональных компаний, которые используют инноваций, как главный инструмент конкуренции (табл. 2.1).

Рассмотрим виды инноваций в контексте источников конкурентных преимуществ. В широком смысле по сущности под инновациями понимают изменения в различных сферах, по результатам которых появляются новые товары или услуги, новые технологии производства и организации деятельности субъектов, существенно влияют на социальную среду и обусловливают позитивные преобразования в нем.

Исходя из этого, инновации обусловливают положительные сдвиги в мире, на их основе формируются новые ценности, улучшаются условия существования и взаимоотношений, оптимизируется процесс использования ресурсов, повышается экономическая результативность. Инновации являются тем обязательным элементом, который обеспечит соответствие ТНК мировым требованиям. Современный инновационный арсенал достаточно широкий ТНК могут внедрять инновационные виды продукции, использовать инновационные технологии ее производства, применять инновационные инструменты в сфере управления и организации и т.

Согласно теории И. Шумпетера, выделяют пять основных типов новых комбинаций изменений или инноваций [13, с.36]:

) производство нового продукта, или известного продукта в новом качестве;

) внедрение нового метода производства;

) привлечение для производственного процесса новых источников сырья;

) освоение нового рынка сбыта;

) внедрение новых организационных форм.

Рассмотрим конкурентные преимущества, которые формируются в каждом из случаев. Производство инновационного товара обусловливает конкурентные преимущества, которые проявляются в повышении конкурентоспособности товара, особенно товара рыночной новизны, за его уникальность, тяжелую повторяемость, способность лучше удовлетворять потребность потребителя благодаря улучшению его потребительских свойств. Как правило, инновационный товар характеризуется повышенной потребительской ценностью, имеет высшее полезность и более привлекательным для покупателей.

Само производство инновационного товара способствовать повышению экономической и социальной эффективности функционирования ТНК. В то же время активизация инновационных процессов, обострение инновационной конкуренции произведет положительное влияние на общество, социально-экономическую систему в мировом масштабе в целом.

На основе расширения процесса привлечения стран и компаний к инновационной деятельности в международных размерах происходить положительные сдвиги:

Расширение мировых масштабов инновационного предпринимательства и границ инновационных процессов;

Активизация интеграционных процессов в мире, возможность совместного проведения научных исследований, повышение уровня коммерциализации их результатов;

Развитие науки, ускорения темпов НТП, увеличение объемов производства наукоемкой продукции и превращение науки в производительную силу общества;

Решение экологических вопросов, вопросов ограниченности ресурсов, социальных проблем через создание новых рабочих мест и улучшение условий труда, увеличение его оплаты;

Налаживание международного сотрудничества, обмен опытом и идеями.

Глава 3. Совершенствование крупных национальных компаний

.1 Проблемы крупных национальных компаний

Особенностью транснационального подхода к человеческому фактору является восприятие его компаниями не только в качестве рабочей силы, а в основном и как потребителя. Поэтому важным является то, насколько отечественные системы образования и культуры позволяют формировать не только полезного для общества производителя, но и здравомыслящего и ответственного пользователя: важно не лишь то, как изготавливаются и продаются товары, но и как ими пользуются.

Организация зарубежных филиалов ТНК во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, нуждается в товаро- и услуго- сопровождении сети предприятий в принимающих странах. Такая стратегия позволяет ТНК увеличить свою долю на мировом рынке. В частности, реализация продукции через зарубежные филиалы значительно превышает мировой экспорт. При этом продажа ТНК за пределами страны основного базирования растет на 20-30% быстрее и, следовательно, увеличивает экспорт.

Осуществляя инвестиции во многих развивающихся странах, ТНК строят заводы не для реализации продукции в странах своего базирования, а для нужд стран-реципиентов. Кроме того, как правило, оптовые покупатели имеют большую переговорную силу, поскольку могут обеспечивать для ТНК экономию расходов на сбыт продукции. То, насколько эта продукция будет правильно воспринята и распространенной оптовыми покупателями как посредниками, определять становление и последующее развитие позиции данной ТНК, ее авторитет на местном рынке.

Основной принцип управления в международных компаниях, особенно по сравнению с местными фирмами, заключается в предложении более высокой зарплаты для привлечения высококвалифицированных рабочих. Кроме того, когда компания впервые появляется в стране, опытные работники могут требовать высшую оплату труда, так как не уверены в успехе нового предприятия.

Таким образом, как для государства, так и для ТНК сегодня возникает необходимость постановки и решения ряда проблем, связанных с разработкой гибкой и непрерывной системы подготовки кадров для удовлетворения имеющихся потребностей рынка труда, мобилизацией более значительных инвестиций в сферу образования и подготовки кадров, обеспечением равнозначных возможностей для профессиональной подготовки.

Именно признание того факта, что человеческие ресурсы являются важнейшим элементом, который обеспечивает преимущества в конкурентной борьбе, придает большое значение таким факторам, как управление человеческими ресурсами и их профессиональная подготовка, а также необходимость создания условий для участия наемных работников и их представителей в решении проблем и принятии решений в таких вопросах как рабочие места в производственной среде, уровне стабильности в занятости, система справедливого распределения результатов, полученных от роста производительности труда, безопасные и здоровые условия труда и другие мероприятия, направленные на повышение квалификации и мотивации работников.

Наличие высококвалифицированных кадров и грамотных потребителей приобретает еще больших конкурентных преимуществ и привлекает мощные ТНК, которые в свою очередь выступают носителями новейших технологий и капиталопотоков для стран реципиентов. Такая связь является взаимовыгодной при наличии факторов такого качества, требуемой мировым стандартам. Это еще раз подтверждает, что в основе конкурентных преимуществ, как национальной экономики, так и глобальной фирмы лежит внутреннее обеспечение высококачественным человеческим фактором, является первоочередной и неотложной проблемой для каждого хозяйствующего субъекта современной мировой экономики.

Нельзя однозначно оценить деятельность ТНК. Деятельность ТНК приносит как положительные, так и отрицательные последствия, как для принимающих стран, так и для стран базирования.

Ученые высказывают мнение о том, что нет необходимости ограничивать деятельность ТНК, поскольку она в данном случае общемировой, универсальный характер и присуща не только капиталистическим странам.

Отметим, что регулирование деятельности ТНК соответствии с национальным законодательством принимающих государств явно недостаточно.

С другой стороны, на данном уровне возникает и другая проблема. Поскольку отделение ТНК реализуют политику головного предприятия, то необходимо учитывать то влияние, которое предоставляет законодательство их базирования. Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особой разницы между ТНК и национальными корпорациями.

Таким образом, проблемами внутригосударственного регулирования деятельности ТНК выступают, во-первых, стремление стран базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.

Особое природа ТНК затрудняет наблюдение за ними со стороны отдельных стран или даже групп стран. Сегодня ни одно государство не может утверждать, что оно обладает юрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что для эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимы совместные действия всех государств.

Также одним из самых болезненных вопросов для ТНК угроза экспроприации и национализации их активов. Поэтому один из важнейших пунктов ДЕД - положения о регулировании экспроприации и национализации «Экспроприация и национализация активов ТНК разрешена только в случаях, когда она направлена на удовлетворение интересов народа принимающей страны.

В перспективе для эффективной деятельности ТНК следует уделить значительное внимание проблемным вопросом международно-правового регулирования, особенно возможности применения нормативно-правовых актов на территории РФ. [8, с. 22].

ТНК участвует в международных экономических отношениях посредством множества своих филиалов и дочерних компаний, так же, как юридическое лицо участвует в отношениях посредством своих органов и должностных лиц. Различие заключается в том, что юридическое лицо обладает специальной правосубъектностью в силу факта государственной регистрации. По аналогии с этим наделение правосубъектностью транснациональной корпорации теоретически было бы возможно в случае ее регистрации в таком качестве одной из существующих международных организаций на основе признаков и критериев.

Подобно тому, как юридическое лицо существует только потому, что оно признается существующим, так и ТНК существует, потому, что она признается таковой. Основанием для признания ТНК служит ее деятельность, которая отвечает определенным признакам, требующим своего закрепления в международном частном праве с помощью подписания соответствующей конвенции. В связи с этим, автор считает целесообразным разработку и принятие международной конвенции о транснациональных корпорациях, которая будет официально определять понятие и признаки ТНК, а также ее правосубъектность.

3.2 Совершенствование нормативно правовой базы существования ТНК

Рассматривая ТНК как фактор экономического и социального развития национальных хозяйств необходимо признать объективность противоречивой двойственности таких корпораций. Проблема заключается в том, что ТНК перерастают национальный уровень, провоцирует противоречие между наднациональными интересами, которые компания, приобретя статус ТНК пытается реализовать, и национальными. Такое противоречие может проявляться в различных формах - от прямого противостояния к достаточно конструктивному и выгодному для обеих сторон сотрудничеству.

Среди наиболее значимых проблем формирования трудового потенциала отечественных ТНК нами определены социально-экономическая ситуация в России и демографические тенденции. Установлена необходимость адаптации системы управления трудовым потенциалом отечественных ТНК в отечественной нормативно-правовой базе, целесообразность учета научно-технических факторов, национального менталитета и культурных традиций.

Для эффективного управления трудовым потенциалом отечественным ТНК нужна действенная система, должна состоять из подсистем привлечения, развития и удержания персонала.

Особенно важными принципами управления трудовым потенциалом на отечественных ТНК принципы экономичности, перспективности и прогрессивности трудовых ресурсов, локальной гибкости управления, формирование уникального кадрового потенциала.

Оптимизацию, сбалансирования интересов государства и ТНК определяет критерий эффективности государственного регулирования. На основе принципов политики государства по отношению к крупному бизнесу и осуществляемых им процессов экономической транснационализации, формируются определенные институты, регулирующих деятельность ТНК (стимулируют их положительное влияние и ограничивают отрицательное).

Институты, в свою очередь, определяют состояние среды; в соответствии с условиями среды субъект, управляемый целью удовлетворения потребностей (в рассматриваемом случае - ТНК), определяет свое поведение. Итак, реализация интересов ТНК оказываются фиксированной по отношению к взаимодействию этого хозяйствующего субъекта с институциональной средой определенной государства.

С точки зрения возможности использования преимуществ ТНК в пользу экономического и социального развития страны за помощью действенного государственного регулирования и институционального опосредования таких регуляторных действий, необходимо, прежде всего, выделить аспект анализа ТНК как фактора, стимулирующего развитие национальной экономики. Безусловно, интерес ТНК противоречивый и зависит не только от внутренних национальных потребностей развития и условий, которые создаются для этого государством - транснационализации обусловливают также другие (экзогенные) условия.

Однако в длинном интервале времени общность экономических интересов социума и ТНК прослеживаются достаточно четко. Долгосрочную прибыль корпораций в значительной степени определяется степенью устойчивости экономических систем страны базирования и, наоборот, результаты развития стран, из которых происходят ТНК, значительно зависят от финансово-экономической устойчивости таких гигантов бизнеса.

В правовом аспекте особенностью ТНК, во-первых, то, что формально это предприятие, подпадает, как и его соответствующие подконтрольные центры зарубежные отделения, под национальную юрисдикцию соответствующих стран. Фактически же ТНК - мультинациональная, трансграничное предприятие.

Во-вторых, другой особенностью является то, что зарубежные отделения ТНК, его филиалы, дочерние общества, находясь под юрисдикцией принимающего государства, зарегистрированные в нем и формально являются предприятиями данного принимающего государства, фактически для него - иностранные, так связи их, зависимость от зарубежного главного комплекса ТНК значительно сильнее и сильнее, чем от принимающего государства.

Наконец, в-третьих, особенностью ТНК является и то, что во многих случаях, обычно через главное, материнское предприятие, ТНК ведет деловые операции непосредственно с принимающими государствами, или потенциально принимают, или просто с государствами, как с деловыми партнерами.

Е. Авдокушин сравнивает ТНК с мифологической многоглавой гидрой: одна голова - представляет собой "материнский" мозговой центр; другая голова - все единый многонациональный комплекс ТНК и, наконец, множество национально различно окрашенных голов. Эта многоглавое, как и в народных сказках, сообщает ТНК особое живучесть: потеря одной или нескольких "голов" не означает гибели всей "гидры" [1, с. 69-70].

Итак, целью создания отечественных ТНК:

· объединение материальных и финансовых ресурсов участников для осуществления национальных экономических программ;

·        создание и развитие эффективных межгосударственных технологических и кооперационных связей;

·        увеличение экспортного потенциала государства;

·        проведения технического обновления производства, повышения конкурентоспособности предприятий.

Правосубъектность транснациональной корпорации - это ее способность иметь права и обязанности частноправового и публично-правового характера, приобретать и осуществлять эти права и исполнять обязанности своими действиями, а также массовая фактическая деятельность по обладанию и реализации соответствующих прав и обязанностей и господствующее в обществе представление о такой деятельности.

Автор выделяет следующие признаки правосубъектности ТНК в международном частном праве:

) участие в международных экономических отношениях;

) наличие комплекса частноправовых и публично-правовых обязанностей. При этом внимание акцентируется на том, что некоторые обязанности ТНК могут быть охарактеризованы как публично-правовые, выходящие за рамки международного частного права, например, обязанность уплачивать налоги.

Формирование и развитие корпораций в государстве необходимо осуществлять двумя путями:

. Образование мощных национальных корпораций - с последующим их выходом на международный рынок;

. Создание отечественных корпораций с участием финансово-экономических ресурсов партнеров стран СНГ.

Необходимо сделать акцент на том, что именно создание и функционирование отечественных ТНК будет способствовать возрождению отечественного производства, инвестиционно-инновационному развитию государства и повышению конкурентоспособности страны, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Таким образом, влияние ТНК реализуется, в первую очередь, через межгосударственные соглашения, где в качестве ответственных субъектов выступают коммерческие корпорации.

Фактически, имеет место не замещение корпорациями функций государства, а совместная деятельность государственных и негосударственных структур, которая, несомненно, выгодна как с коммерческой, так и с политической точки зрения.

Государство должно играть ключевую роль в разработке теоретической и практической баз анализа рисков, а также содействовать улучшению инвестиционного климата российских предприятий за рубежом. Необходима стимуляция междисциплинарной исследовательской работы по созданию аналитических процедур оценки и прогнозирования политических рисков, а также обеспечение возможности получения российскими ТНК международных, правительственных и коммерческих гарантий при проведении ими внешнеэкономических деловых операций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной управляющей силой процесса ускоренной глобализации международных экономических отношений мировой экономики выступают транснациональные корпорации (ТНК), которые воплощают в себе все формы международного современного бизнеса. На сегодняшний день, некоторые ведущие ТНК определяют направления развития международной экономики и вкладывают значительный вклад в укреплении экономических хозяйственных связей в мировых масштабах.

Крупнейшие транснациональные корпорации мира занимают управляющие позиции в стратегических отраслях международного хозяйства, основной формой регулирования их финансовых потоков выступают иностранные инвестиции.

Учитывая быстрые темпы глобализации мировой экономики, исследование данного вопроса является актуальным на сегодняшний день и имеет значительное влияние на повышение конкурентоспособности национальных экономик мира.

В глобализированном мире происходит обострения инновационной конкуренции между ТНК, отличие которой заключается в использовании научных достижений и знаний, творческого подхода к поиску путей развития. Инновационные процессы приобретают высоких темпов в мире, при этом развиваются различные виды инноваций: товарные, технологические, ресурсные, управленческие, сбытовые и др.

Основные проблемы:

· Законодательные, страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особой разницы между ТНК и национальными корпорациями.

·        Угроза экспроприации и национализации активов ТНК.

·        Проблемы, связанные с разработкой гибкой и непрерывной системы подготовки кадров для удовлетворения имеющихся потребностей рынка труда, мобилизацией более значительных инвестиций в сферу образования и подготовки кадров, обеспечением равнозначных возможностей для профессиональной подготовки.

Очевидным стал тот факт, что именно инновации становятся необходимым условием повышения конкурентоспособности ТНК. Обострение инновационной конкуренции потребует от ТНК создания конкурентоспособной инновационной продукции, внедрение инновационных технологий наиболее эффективным и оптимальным путем и обеспечения тем самым устойчивых конкурентных преимуществ на международном рынке.

Итак, учитывая рассмотрены экономические и социальные факторы нестабильности, на современном этапе развития, процесс привлечения инвестиций и условия для эффективной деятельности ТНК в мире достаточно сложными.

Государство должно играть ключевую роль в разработке теоретической и практической баз анализа рисков, решать проблемы, связанные с разработкой гибкой и непрерывной системы подготовки кадров, а также содействовать улучшению инвестиционного климата российских предприятий за рубежом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. - 4-е изд., пераб. и доп. - М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2010. - 264 с.

2.      Бабанова К. Ориентиры конкурентоспособности ТНК / К. Бабанова // Экономист. - 2012. - №9. - с. 63-66

.        Безверхая О.Н. Инновационный тип развития как фактор повышения конкурентоспособности / О.Н. Безверхая // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2009. - Т. 1. - №21. - с. 171-174.

.        Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 240с.-с. 148

.        Лукашин Ю. Новые модели мировой экономики

.        Лукьяненко Д.Г., Губский Б.В., Мозговой А.Н. Международная инвестиционная деятельность. Учебник. - К.: КНИР, 2012

.        Лукьяненко Д.В., Ю.В. Макогон, Ю.Н. Пахомов, А.С. Филипенко, М.Ю. Пивоносов. Международные стратегии экономического развития. Учебник. / Под общей ред. Ю.В. Макогона. - Донецк. - 2009. - С. 334

.        Международные стратегии экономического развития. Учебное пособие. / Под ред. Ю.В. Макогона. - К.: «Знання». - 2012. - с. 431

.        Международная экономика: Учебное пособие / Под редакцией Козака Ю.Г. - К.: ЦНЛ, 2012.

.        Международные экономические отношения. Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 519 с

.        Осадчук Е.В. Конкурентоспособность транснациональных корпораций в условиях глобализации экономики: автореф. дис. канд. экон. наук / Е.В. Осадчук. - М., МГУ, 2012. - 24 с.

.        Процесс транснационализации

.        Шумпетер Й.А. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала и цикла коньюнктуры): пер. с нем. / Йозеф Алоиз Шумпетер. - М.: Прогресс, 2012. - 453 с.

14.    Caves R.E. Multinational Enterprise and Economic Analysis. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press. - 2010. - 324 p.

.        Hymer S.H. The multinational corporation and the international division of labor. In: Cohen R.B. et al. (eds.). The Multinational Corporation: A Radical Approach. Papers by Stephen Herbert Hymer. Cambrdge University Press: Cambridge. - 2009. -534 p.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1.1

Крупнейшие мировые нефинансовые ТНК, ранжированы по доле иностранных активов [6], млн. долл. количество работников


ТНИ - индекс транс национализации, рассчитанный как среднее трех показателей: иностранные активы в общих активах, иностранные объемы продаж к общему объему и иностранный персонал к общему количеству работников.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 1.2

Показатели транснационализации мировой экономики


Источник: [12]

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 2.1

Принцип конкурентной борьбы ТНК в условиях инновационной конкуренции

Особенность инновационной конкуренции

Принцип конкурентной борьбы в условиях инновационной конкуренции

Интенсивные изменения

Гибкость и адаптивность

Высокий динамизм рынка изменение потребностей, предпочтений и предпочтений потребителей

Ориентация на потребности рынка

«Агрессивный» характер,

Активность, наступательность действий

Короткий жизненный цикл продукции

Непрерывность, систематичность и комплексность инновационной деятельности

Зависимость ценности товара и конкурентной преимущества от его уникальности, современности

Смелость, оригинальность новаторских идей, нестандартность решений, творческий подход

Субъективный фактор

Информационная обеспеченность

Усиление обратной связи

Повышение роли человеческого фактора, стимулирования и мотивация к инновационной деятельности

Повышенный уровень риска

Диверсификация деятельности и дифференциация продукции, комбинаторность деятельности компании

Недоверие потребителей

Маркетинговая активность


Похожие работы на - Крупные национальные компании как способ повышения стабильности экономики страны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!