кредита
В российской науке о кредите функция чаще воспринимается как проявление его сущности. Недостаток такого определения состоит в том, что анализ обращен не столько к самой сущности, сколько к проявлению сути кредита. Вместе с тем функция - продолжение анализа сущности. Если структура кредита при этом обращена к его внутреннему строению, взаимодействию его элементов между собой, то функция кредита - это его взаимодействие как целого с внешней средой.
Таким образом, специфическое взаимодействие кредита как целостного процесса выражается функциями в обеспечении микро- и макроэкономического равновесия. В этой связи кредиту как финансовой категории присуще выполнение трёх основных функций [8].
Благодаря распределительной функции, формируются централизованные денежные фонды, которые в дальнейшем используются на принципах срочности, платности и возвратности. С помощью кредита осуществляется перераспределение капитала между различными отраслями и предприятиями в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка и необходимостью оптимизации производства.
При этом благодаря кредиту заёмщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Благодаря распределительной функции налоговое бремя более равномерно распределяется во времени, т.е. в период финансирования расходов за счёт государственных займов, налоги не увеличиваются, зато при погашении кредитов, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности;
Регулирующая функция. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную политику.
Контрольная функция государственного кредита является составляющей контрольной функции финансов, однако ей присущи свои особенности:
она тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
Помимо основных также можно отметить и некоторые другие функции, такие как:
экономия издержек обращения путём замены действительных денег кредитными, а также путём развития и ускорения безналичных платежей. Экономия времени обращения ссудного капитала увеличивает время производительного функционирования капитала, обеспечивая расширение производства и рост прибылей;
ускорение концентрации и централизации капитала. Благодаря привлечению иностранных кредитов ускоряется процесс капитализации прибавочной стоимости, шире становятся границы индивидуального накопления, капиталы предпринимателей одной страны увеличиваются за счёт присоединения к ним средств других стран. Кредит даёт возможность распоряжаться в известных пределах капиталом, собственностью и трудом других стран.
Таким образом, кредит вне зависимости от своей социальной стороны выполняет определенные функции, такие как регулирование объема совокупного денежного оборота, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция временно свободных денежных средств. Все эти функции отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента, сферой функционирования и т.д.
.3 Ссудный капитал и источники его формирования
Обычно в советской экономической литературе кредитом называют движение ссудного (т.е. денежного) капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Это определение основано на высказывании К. Маркса о характере ссудного капитала, что он "лишь отчуждается под условием", что он "не продается, а лишь отдается в ссуду". Вообще кредит буквально означает "распоряжение определенной суммой денег в течение известного срока, т.е. те, у кого есть избыток денежных средств, могут их давать в кредит тем, кто испытывает недостаток".
В настоящее время кредит имеет огромное значение. Кредит аккумулирует высвободившийся капитал, тем самым, обслуживает прилив капитала, что обеспечивает нормальный воспроизводственный процесс. Также кредит убыстряет процесс денежного обращения, обеспечивает выполнение целого ряда отношений: страховых, инвестиционных, играет большую роль в регулировании рыночных отношений.
Источником ссудного капитала служат, во-первых, высвобождающиеся из кругооборота денежные средства: средства, предназначенные для восстановления основного капитала (т.е. амортизационный фонд); часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, топлива, материалов. Капитал, временно свободный в период между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплатой заработной платы.
Другим источником ссудного капитала выступают денежные доход и накопления личного сектора. Нужно отметить, что, начиная с 50-60 годов нашего столетия, налицо тенденция усиления привлечения денежных сбережений трудящихся и служащих. Этому способствовали, в первую очередь, улучшения социально-экономического положения развитых стран; изменения в структуре потребления.
В качестве третьего источника ссудного капитала выступают денежные накопления государства, размеры которых определяются масштабами государственной собственности и долей валового национального продукта.
Таким образом, можно сделать вывод, что временно свободные денежные средства, возникающие на основе кругооборота промышленного и торгового капитала, денежные накопления личного сектора и государства образуют источники ссудного капитала.
Ценой ссудного капитала является процент. В отличие от цены обычных товаров и услуг, представляющих собой денежное выражение стоимости, процент является оплатой потребительской стоимости ссудного капитала. Источником процента является доход, полученный от использования кредита.
Более точную картину, отражающую стоимость кредита, дает норма процента, или процентная ставка. Нормой процента называют отношение годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита, умноженного на 100. Норма процента зависит от прибыли, которая делится на процент и предпринимательский доход. Процент не может быть больше нормы прибыли, так как цена ссудного капитала не выражает его стоимости, ее изменения не управляются законом стоимости [4].
Норма процента зависит от соотношения спроса и предложения, которые определяются многими факторами:
- масштабами производства;
- размерами денежных накоплений и сбережений всего общества;
соотношением между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью;
темпами инфляции: при усилении инфляции процентные ставки растут;
циклическими колебаниями производства;
его сезонными условиями;
рыночной конъюнктуры и рыночными колебаниями;
государственным регулированием процентных ставок;
международными факторами, а именно: неуравновешенностью платежных балансов, колебаниями валютных курсов, валютными кризисами, движением капиталов, войной процентных ставок (например, в 80-х годах).
В связи с вышесказанным можно заключить, что изменение нормы процента связано с рыночным механизмом, а также зависит от государственного регулирования.
Ссудный процент выполняет две функции: перераспределение части прибыли предприятий или доходов личного сектора и регулирование производства путем рационального размещения ссудных капиталов.
Интересна динамика кредита - в период циклических колебаний. Ссудный капитал обслуживает в основном кругооборот функционирующего капитала, закономерности его движения обусловлены циклическими колебаниями производства. В период оживления промышленного подъема увеличение объема ссудного капитала отстает от расширения производства и товарооборота, спрос на ссудный капитал и норма процента возрастают. Во время кризисов сокращение производства и избыток действительного капитала сочетается с острой нехваткой ссудного капитала и резким повышением нормы процента. В период депрессии, когда часть производительного капитала принимает денежную форму, накопление ссудного капитала обгоняет накопление действительного, снижается средняя прибыль и норма процента.
Особое место занимает в современных условиях коммерческий кредит - поставки товаров одной компанией другой на условиях отсрочки платежа, а также лизинг - аренда предприятием машин, оборудования, транспорта с погашением задолженности в течение нескольких лет. Эти формы тоже тяжело определить с точки зрения движения ссудного капитала.
Из приведенных выше примеров можно заключить, что само понятие "кредит" изменяется, оно не может уже раскрыться прежним определением, как форма перемещения ссудного капитала от кредитора к заемщику. В современных условиях кредитной сделкой можно назвать любую экономическую или финансовую операцию, приводящую к возникновению задолженности одного из участников.
Погашение задолженности производится должником в денежной форме единовременно или в рассрочку, причем в общую сумму платежа, кроме долга, включается надбавка в виде процента.
1.4 Кредитная система и ее элементы
Сущность и функции кредита в его различных формах реализуются через кредитную систему. Кредитная система тесно связана с денежной, поэтому часто говорят об их совокупности - денежно-кредитной системе. Традиционно кредитная система рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном.
С точки зрения институционального аспекта, кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования [14].
Кредитный институт представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли может осуществлять все или часть из следующих банковских операций:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, причем привлекать денежные средства физических лиц могут только организации старше одного года;
размещение этих средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетов по поручению владельцев счетов;
инкассация денежных документов, средств и кассовое обслуживание;
купля и продажа иностранной валюты;
привлечение и размещение драгоценных металлов;
выдача гарантий.
При этом банки это кредитные организации, которые имеют право в комплексе осуществлять первые три операции, а небанковские кредитные организации могут осуществлять лишь отдельные банковские операции. Кредитные организации могут также осуществлять различные виды сделок: факторинговые, трастовые и лизинговые операции, выдавать поручительства, сдавать в аренду сейфы, консультировать и заниматься иной деятельностью, кроме производственной, торговой, страховой.
Для решения совместных задач, не преследующих цели извлечения прибыли, кредитные организации могут образовывать союзы и ассоциации, а для совместного осуществления банковских операций - группы и холдинги. Кредитные организации осуществляют свою деятельность на основании действующего законодательства, своего устава и полученной лицензии, формируют свой уставный капитал не ниже определенного уровня.
Кредитные системы отдельных стран при всем их разнообразии имеют общие черты. Они складываются из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их на условиях срочности, платности и возвратности. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые учреждения представлены инвестиционными фондами, финансовыми и страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами. Эти институты, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на общие функции, выполняемые банками и кредитно-финансовыми организациями, ядром кредитной системы государства остается банковская система.
В России, как и в большинстве других стран мира, действует двухуровневая кредитная система: Центральный банк - банковские институты и небанковские кредитные организации. Центральный банк РФ является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков форме банкнот и монет. В качестве банка банков он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, являясь главным банкиром Правительства РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета и прочее.
Коммерческие банки являются основой кредитной системы России. Некоторые из них возникли на базе ранее функционировавших специализированных государственных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов (Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк), другие создавались практически "с нуля".
2. Анализ кредитной системы России в динамике
.1 Становление кредитной системы в России и ее развитие в период перехода к рынку
При рассмотрении кредитной системы нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей в период перехода России к рынку.
Зарождение кредитных организаций в России, началось с момента предоставления права осуществлять кредитные операции монетной конторе. Это произошло в 1733 году. С тех пор в стране стали создаваться государственные банковские учреждения, среди которых ведущую роль играли Монетная контора, Дворянский банк, Государственный земельный банк, Купеческий банк и другие, основными задачами которых были кредитование дворян, купцов и осуществление депозитных операций.
Утверждение капиталистического способа производства потребовало про ведения преобразований в кредитной системе. В 1860 г. был создан Государственный банк Российской империи, за которым впоследствии была закреплена эмиссионная функция. Кроме того, стали создаваться частные коммерческие и ипотечные банки, общества взаимного кредита, ссудно-сберегательные и кредитные товарищества, земские, городские, сельские, волостные банки, кредитные союзы. В целом во второй половине XIX века и в период до начала l-й мировой войны в России кредитная система развивалась так же, как и в других капиталистических государствах, и была представлена всеми перечисленными выше звеньями.
Развитие кредитной системы России было прервано l-й мировой войной и революцией 1917 года. За период с 1917 по 1932 г. были национализированы частные кредитные учреждения и создана однозвенная банковская система, представленная Госбанком СССР.
Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР. Госбанк СССР, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся центром краткосрочного кредитования, осуществления кассового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и функций по расчетно-кредитному обслуживанию клиентуры, монопольное закрепление их за одним банком превращали Госбанк СССР в орган государственного управления и контроля.
В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк СССР обладал практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность главным образом перед вышестоящими организациями, а не клиентами.
Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управления экономикой. Ее реорганизация началась в 1987 г. Предусматривались изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг [13].
На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала:
- создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);
- перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства.
Главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Реорганизация в определенной степени активизировала банковскую деятельность. Но она не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивала экономические отношения. В организационном плане также не удалось решить поставленные задачи. Оказалось невозможным обеспечить реальную специализацию банков на уровне низовых звеньев. Государственные специализированные банки сохранили в значительной мере административно-контрольные методы работы с клиентурой и не "вписывались" в процесс постепенного становления рыночных отношений.
Реорганизация была проведена "сверху" административными методами. "Закрепление" клиентуры за спецбанками в зависимости от ее отраслевой принадлежности предопределило неравномерное распределение пассивов между созданными спецбанками. Кредитная система не приобрела необходимой гибкости, позволяющей осуществлять перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве. Одновременно произошло неоправданное увеличение управленческого аппарата банков.
Не изменились принципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможной конкуренцию между ними, но создавало условия для преодоления ведомственной разобщенности. Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков.
Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка будет означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.
Характерная особенность нового этапа реформы заключается в том, что он начался по инициативе снизу. Основной задачей этого этапа является создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предприимчивости в сфере движения финансовых ресурсов. Банки превращаются в опорные пункты развития и регулирования рыночных отношений в народном хозяйстве.
Коммерческой целью деятельности банков, обслуживающих хозяйство, является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во взаимоотношениях с клиентами и предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций. Коммерческие банки функционируют на основе развития деловой конкуренции за привлечение клиентов, кредитных ресурсов и сферы их выгодного приложения, что способствует расширению банковских услуг и улучшению их качества.
Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.
На втором этапе должны быть решены две задачи:
- Первая из них - это создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства.
- Вторая задача - создание условий для свободного перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли, где их использование дает наибольший эффект.
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. При обретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой [5].
В ходе третьего этапа банковской реформы реорганизуется не только структура банков, но и происходят глубокие изменения в характере кредитных отношений, утверждаются новые методы кредитной работы. В результате в России практически сформировалась трехуровневая банковская система: I уровень - Центральный банк России (в дальнейшем именуется ЦБР), II уровень - коммерческие банки и III уровень финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Центральный банк России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти.
ЦБР - экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБР осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая, таким образом, кредитором последней инстанции.
Второй уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.
Наряду с коммерческими банками в Российской Федерации функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.
Третий уровень представлен сетью парабанковской системы, которая также как и система специальных банков несовершенна.
Парабанковская система включает союзы, ассоциации, консорциумы и иные объединения банков, образованные ими для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ. Помимо банковских учреждений в третий уровень кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБР. Они имеют обычно специфическую клиентуру.
К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудосберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции. Активно развиваются также коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг [9].
Новая структура кредитной системы в большей степени отражает потребности цивилизованного рыночного хозяйства.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:
продолжает существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;
монопольное, ничем не ограниченное положение не банковском рынке продолжает занимать Сберегательный Банк;
отсутствие закона о собственности на землю в качестве основы для создания ипотечных банков;
отсутствие реальных условий для развития рынка ценных корпоративных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков.
Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.
Таким образом, в Российской Федерации постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредоточивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли. Острая конкуренция в банковском деле ведет к вытеснению мелких кредитных учреждений. В условиях экономического кризиса они не располагают достаточными резервами, не могут погасить свои обязательства по депозитам и терпят банкротство. Основной формой ликвидации самостоятельных мелких банков становится приобретение одним банком акций другого банка и превращение его в свой филиал. С помощью расширения филиальной сети банки привлекают новую клиентуру и капиталы. Этому процессу способствует повышение требований со стороны ЦБР к минимальному размеру уставного капитала. Росту ресурсов у крупных банков способствует расширение корреспондентских отношений, т. е. договорных отношений между банками с целью взаимного выполнения операций. На корреспондентских счетах накапливаются крупные суммы. Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредоточивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (прежде всего в Москве).
Рост размеров банков, расширение кредитных отношений, появление специализированных институтов сопровождаются усилением конкуренции между различными видами кредитных учреждений. Примером может служить борьба за привлечение вкладов населения. Бурное расширение видов кредитно-денежных операций, инструментов рынка ссудных капиталов и расчетов, использование ЭВМ и средств телекоммуникаций усиливают соперничество в кредитной сфере, его сосредоточение на условиях предоставления кредитов (сроки, размеры, условия погашения), дополнительных услугах (увеличение времени инкассации платежных документов, консультирование по разным вопросам и т. д.). Результатом является тенденция к универсализации операций, созданию многопрофильных кредитных учреждений, широкому набору дополнительных услуг.
.2 Роль кредита в развитии рыночной экономики
Вступление России в рынок связано с кредитными отношениями. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения кредита. Главная задача реформы - максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному их движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли кредита в системе экономических отношений.
Кредит в условиях перехода России к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду.
Кредит обеспечивает движение денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства превращаются в ссудный капитал. Капитал, в виде средств производства, не может переливаться из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется в форме движения денежного капитала. Поэтому кредит рыночной экономике необходим, прежде всего, как механизм перелива из одних отраслей в другие и уравнивания нормы прибыли.
Кредит позволяет преодолевать ограниченность индивидуального капитала. В то же время кредит поддерживает денежный кругооборот фондов действующих предприятий. Ссудный капитал перераспределяется между отраслями, устремляясь с учетом рыночных ориентиров в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами развития экономики России. Поэтому кредит выполняет перераспределительную функцию. Эта функция носит общественный характер и активно используется государством в регулировании производственных пропорций и управлении совокупным денежным капиталом. Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Вызывая к жизни различные формы кредитных денег, он может обеспечить в период перехода России е рынку создание базы для ускоренного развития безналичных расчетов. Все это будет способствовать экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а, следовательно, концентрации производства. Он может сыграть заметную роль в осуществлении программы приватизации государственной и муниципальной собственности на основе акционирования предприятий. Условиями размещения акций на рынке является накопление значительных денежных капиталов и их сосредоточение в кредитной форме. Кредитная система в лице банков принимает активное участие и в самом выпуске, и в размещении акций. Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность, которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ экономического развития. Государство может использовать кредит для стимулирования капитальных вложений, жилищного строительства, экспорта товаров, освоения отсталых регионов. Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.
3. Проблемы и перспективы развития кредитной системы России
Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе анализа текущей ситуации и перспектив экономического развития с учетом необходимости достижения целевых ориентиров по инфляции в среднесрочной перспективе.
При этом принимаются во внимание внешние и внутренние факторы, определяющие развитие экономики и инфляционных процессов.
В течение всего IV квартала годовой темп роста потребительских цен превышал установленный целевой диапазон, составив по состоянию на конец года 6,6%. Кроме того, учитывалось, что в первой половине 2013 г. инфляция с высокой вероятностью сохранится на уровне выше 6%. Учитывая возможное влияние превышения инфляцией цели на ожидания субъектов экономики, Банк России рассматривал данный фактор как источник инфляционных рисков [1].
Вместе с тем в указанный период ускорение инфляции практически прекратилось - наблюдалась стабилизация темпов роста цен широкого круга товаров и услуг при некотором замедлении роста цен на непродовольственные товары. Инфляционное давление со стороны совокупного спроса также отсутствовало: по оценкам Банка России, совокупный выпуск сохранялся на близком к потенциальному уровне.
В то же время сохранялись риски охлаждения экономической активности в среднесрочной перспективе.
Невысокие темпы роста внешнего спроса, неустойчивая инвестиционная активность, а также динамика потребительских расходов, ограниченная низкими темпами повышения реальных доходов населения и ожидаемым замедлением кредитной активности, могут привести к замедлению темпов роста российской экономики. В целом состояние совокупного спроса не будет оказывать повышательного давления на темпы роста цен. Сдерживающее влияние на инфляцию будет также оказывать последовательное снижение темпов роста денежного предложения.
Прогноз факторов формирования ликвидности на I квартал 2013 года
Основным фактором формирования уровня ликвидности банковского сектора в среднесрочной перспективе будет изменение остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России и объема наличных денег в обращении [10].
Ожидается, что в 2013 г. сохранится неравномерность расходовании бюджетных средств. Исходя из сезонных тенденций в I квартале 2013 г. превышение бюджетных доходов над расходами, по оценке Банка России, может привести к оттоку ликвидности из банковского сектора в объеме порядка 0,9 трлн. рублей. В этих условиях повышается значение использования механизма размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозитах в кредитных организациях, что должно способствовать некоторому сглаживанию внутригодовой неравномерности бюджетных потоков и снижению воздействия бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности и конъюнктуру денежного рынка.
Главным фактором, определяющим влияние наличных денег в обращении на ликвидность банковского сектора в I квартале 2013 г., является сезонное изъятие существенного объема наличных денег из обращения в январе вследствие значительных потребительских расходов в период новогодних праздников, а также в связи с традиционным превышением расходов над доходами населения в целом за указанный месяц. По оценке Банка России, в целом за январь-март2013 г. ожидается, что снижение объема наличных денег в обращении станет фактором поступления в банковский сектор порядка 0,6 трлн. Рублей [2].
Направление и масштаб воздействия на объем ликвидности валютных интервенций Банка России будут зависеть от развития ситуации на внутреннем валютном рынке. Вместе с тем в рамках действующего механизма курсовой политики, обеспечивающего гибкость курса национальной валюты, влияние операций Банка России на валютном рынке на ликвидность значительно снизилось по сравнению с предыдущими годами.
Заключение
Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами можно сформулировать основные выводы данной работы.
Кредит - экономическая категория, в которой хозяйственные организации или отдельные лица передают друг другу денежные средства во временное пользование на условиях возвратности, срочности и платности.
Сущностью кредит является то, что он представляет собой передвижение высвободившихся денежных средств, т.е. существуют два противоположных полюса на одном, из которых кредитор, обладающий свободными деньгами, а на другой - заемщик, нуждающийся в этих деньгах. Совокупность свободных средств, которые дает кредитор заемщику на условиях возвратности называется ссудным капиталом.
Объективная необходимость использования кредита обусловлена коммерческими интересами товаропроизводителей и торговцев. В условиях рыночных отношений на каждом предприятии собственность обособлена. Предприятие функционирует в режиме самофинансирования. В этих условиях требуется, чтобы предприятие имело в каждый момент необходимую ему сумму средств. В связи с тем, что эти средства совершают непрерывный кругооборот, в процессе которого возникает потребность во временных дополнительных средствах или, наоборот, временно высвобождаются денежные ресурсы, возникающие колебания гибко улавливаются при помощи кредитного механизма. Тем самым осуществляется саморегулирование величины средств, потребных для совершения хозяйственной деятельности.
Особенно важна роль кредита в организации оборотных средств - оборотного капитала. Это ярко проявляется в деятельности предприятий сезонных отраслей хозяйства. При сезонных условиях снабжения производства или реализации продукции кредит необходим для формирования временных запасов. У предприятий, не связанных с сезонными условиями работы, также часто возникают колебания величины необходимого им оборотного капитала. У любого хозяйствующего субъекта оборотные средства то уменьшаются, то увеличиваются.
Кредитная система - это совокупность кредитных отношений, существующих в стране, методов и форм кредитования, банков или других кредитных учреждений, которые предоставляют подобные отношения.
В Российской Федерации банковская система, представляет собой двухуровневую структуру, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний - коммерческими банками, а также филиалами и представительствами иностранных банков.
Денежно-кредитная политика наряду с бюджетной, структурной и налоговой политикой является в руках государства важнейшим инструментом регулирования экономики в целях обеспечения стабильного роста.
Государство, используя те или иные монетарные инструменты, оказывает воздействие на объем и структуру денежной массы, темпы инфляции, нивелирует последствия неблагоприятной экономической конъюнктуры.
Банковская система по отношению к денежно-кредитной политике играет двойственную роль: с одной стороны, банковская система является передающим звеном монетарной стратегии, с другой стороны, ликвидность и финансовая устойчивость кредитных организаций нередко выступают в качестве одной из целей или объектов такой политики.
Банковский сектор России сегодня подходит к тому рубежу, после которого он либо приобретет новый импульс и новое качество своего развития, либо как финансовый посредник экономики постепенно будет оттесняться на вторые роли.
Как мы видим развитие кредитной системы России очень противоречиво и проблемно. Еще нужно сделать очень многое для дальнейшего развития и поддержания на должном уровне кредитной системы. И это развитие будет зависеть не только от Банк России, но и от руководителей кредитных организаций.
Список используемых источников
кредит ссудный капитал россия
1.Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития / Деньги и кредит. - 2009. - №3. - С. 3-8.
2.Ахмедов Р.Н. Современные проблемы развития банковской системы России / Микроэкономика. - 2012. - №1. - С. 135-139.
.Балабин А.А. Российская банковская система / ЭКО. - 2012. - №2. - С. 117-142.
4.Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2010. - 240с.
.Венеаминов С.Г. Банковская система России. - М.: АСТ, 2009. - 292 с.
6.Гладкова В.Е. Реформирование системы банковского регулирования и надзора в России / Соц.-гуман. знания. - 2012. - №5. - С. 161-174.
7.Долан Э.Дж., Д.Е. Линдсей. Макроэкономика. С-Пб, "Литера плюс", 2011 г. - 457 с.
.Ковалева А.М. Финансы и кредит: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 512 с.
9.Марченко А.А. Центральный банк и его роль в экономике. Современные аспекты денежно-кредитного регулирования / Деньги и кредит. - 2012. - №11. - С. 72-73.
.Мурашов С. Модель ликвидности банковской системы / С. Мурашов, Л. Стрижкова / Экономист. - 2012. - №11. - С. 80-85.
.Образцов М.В. Национальная платежная система и роль Банка России в ее развитии / Деньги и кредит. - 2010. - №11. - С. 36-38.
12.Пономарев Ю.В. Российские банки в международном сообществе / Деньги и кредит. №8, 2010 г.
.Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М., "Финансы", издательское объединение "Юнити", 2010 г. - 452 с.