Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    111,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Кафедра: «Экономики, инноватики и финансов»





Курсовая работа

«Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия»

Студент: Родина Е.П.

Группа:10-Э-2

Преподаватель: Булатов А. Е.







МОСКВА 2011

Введение

Термин конкуренция происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание.

Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою) навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.

Наиболее важным в определении конкуренции является тот факт, что без конкуренции нет рыночной системы. Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса.

Конкуренция необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала. Конкуренция в рыночной экономике, безусловно, прежде всего, есть состязание, соревнование, сравнение экономических условий и результатов хозяйствующих субъектов и практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Подводя определенный итог сказанному, а сказанное в целом есть восхваление конкуренции, мы не должны забывать и ее отрицательных сторон. А главное необходимо понимать, что конкуренция есть и будет формой взаимного соперничества, это конфронтация, борьба, где есть всегда свои победители и свои побежденные.

Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение она приобретает с появлением и образованием национальных рынков. Когда товарное производство охватывает уже всю экономику. А товарно-денежные отношения становятся всеобщими. Конкуренция совершенно органично становится коренным свойством капитализма. Коренным потому, что она концентрирует в себе основные черты капиталистической идеологии: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес.

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных видов конкуренции как свободы выбора, что означает товаропроизводитель (собственник) сам выбирает на свой страх и риск область предпринимательства, по собственному разумению и расчету, где и когда, что и сколько производить. Свобода конкуренции реализуется в стремлении его получить максимум дохода и удовлетворить свой личный интерес. Тем самым свобода предпринимательства и личный интерес являются той самой основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание.

Целью данной работы является анализ видов конкуренции, их различия и общие черты, а так же анализ конкуренции в Российской Федерации.

Глава 1. Теоретические основы конкуренции

 

1.1 Конкуренция: понятие, виды, функции


Конкуренция - это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Существуют и другие определения конкуренции. Ф. Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”.

Человек всегда стремится продать дороже, а купить дешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка. Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов.

Вот наиболее типичные определения:

·        состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

·        состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;

·        состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;

·        это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;

·        соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

·        соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей». В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования».

Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль. В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов.

Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией. [6]

1.2 Основные модели рынка


Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором имеется большое (бесконечно большое) число потребителей и большое (бесконечно большое) число производителей однородного по свойствам и характеристикам товара, причем каждый из потребителей и производителей занимает относительно малую долю на рынке и не определяет условия реализации или потребления товаров другими участниками рынка.

Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в целом по рынку и его окружению.

Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

 

Рисунок 1. Классификация конкуренции

Признаки совершенной конкуренции:

.бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

. однородность продаваемой продукции;

. отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

. высокая мобильность факторов производства;

. равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

Под факторами производства понимают ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг:

·        трудовые ресурсы;

·        инвестиционные ресурсы, или капитал;

·        природные ресурсы, или земля;

·        предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

·        информация;

·        технология, как специфическая форма информации;

·        знания, или управленческие способности.

Выявлена закономерная в условиях свободной конкуренции тенденция к понижению нормы прибыли. В ходе наблюдения за реальной экономикой был сделан вывод, что подобная форма конкуренции на рынке обычно терпит фиаско и требуется некоторое внешнее вмешательство в рыночную ситуацию.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере, так как являются идеальными. Все они могут лишь приближаться к модели. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Несовершенная конкуренция - состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, а также выполняются действия по подавлению конкуренции со стороны других участников рынка.

Рынок несовершенной конкуренции - рынок, на котором и продавцы, и покупатели могут существенно влиять на цены. На рынке несовершенной конкуренции существует в определенной мере рыночная власть одного из субъектов рынка и отсутствует свобода выражения экономических отношений, свойственная условиям совершенной конкуренции.

Механизмами несовершенной конкуренции являются:

. демпинговые цены - продажа товара на рынке по цене, которая ниже его стоимости;

. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров;

. ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара по разным ценам.

Таким образом, возможны следующие потери от несовершенной конкуренции:.         неоправданный рост цен;.    увеличение издержек производства и обращения;.         замедление научно-технического прогресса;. снижение конкурентоспособности на мировых рынках;.       падение эффективности экономики.

Природа несовершенной конкуренции заключается в неравноправии положения на рынке. Такой неравноправный характер может возникать, если один или несколько из участников рыночных отношений являются монополией, появившейся естественными или искусственным путем.

Так, можно выделить три вида несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополистический тип конкуренции.

Монополия - исключительное право на производство, покупку, продажу чего-либо, принадлежащее какому-либо одному субъекту.

Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.

Модели монополии:

. единственный продавец;

. отсутствие близких продуктов-заменителей;

. диктуемая цена.

Во всех развитых странах мира, так и в России, существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и другие, и искусственную монополию, появившуюся за счет использования механизмов несовершенной конкуренции.

Очень часто в качестве монополии выступает государство. Это также является отрицательным, но в большинстве случаев единственно разумным (например, оборонная сфера) явлением.

Существует три вида монополии:

. Закрытая монополия - защищена от конкуренции с помощью юридических или других ограничений.

. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

. Открытая монополия - фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.

Фактически закрытая и естественная монополии могут считаться формами недобросовестной конкуренции.

Модель монополии предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. При этом потребители, регулируя свой спрос, могут лишь в определенной степени влиять на цену монополиста.

Монополия в чистом виде - явление достаточно редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны производителей других товаров. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.

Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется некоторое число предприятий, продающих дифференцированную продукцию, то есть уникальную в своей отрасли и обладающую рядом качеств, которые ценят потребители, а также осуществляющих контроль над ценой производимых ими товаров.

Монополистическая конкуренция - распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции, так как конкурируют монополии. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная. Она является не только распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли сложно построить абстрактную модель. Многое зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора, имеющегося у фирм.

Рынки с монополистической конкуренцией имеют следующие отличительные характеристики: большое количество производителей и потребителей на представленном рыночном сегменте; потребители ориентируются на неценовые различия между продуктами конкурентов; малое количество барьеров для входа и выхода из рынка; малая возможность у производителей влиять на цены.

Характеристики рынка монополистической конкуренции практически совпадают с рынком совершенной конкуренции, за исключением наличия разнородных (не идентичных) продуктов на рынке и большого влияния неценовой конкуренции (основанной на тонких различиях между продуктами).

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные предприятия обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Олигополистическая конкуренция - на рынке господствует несколько предприятий (но не много), координирующих свои стратегические, тактические и (или) оперативные планы по взаимодействию с другими участниками (как с производителями, так и с потребителями товаров) рыночного процесса.

Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.

Частным случаем олигополии выступает дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей. Но это довольно редкое явление.

В современных условиях во многих странах с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип конкуренции.

Формы объединения предприятий при олигополии:

. картель - форма объединения, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках сбыта;

. синдикат - форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организующих коллективный сбыт через единую торговую сеть;

. трест - форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность;

. консорциум - временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта;

. конгломерат - объединение разнопрофильных фирм с сохранением высокой степени самостоятельности и децентрализации управления;

. холдинг - головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью;

. концерн - объединение предприятий, связанное общностью интересов.

Более подробно формы объединений раскрыты в следующей части.

В подавляющем большинстве стран мира процессы объединения предприятий контролируются антитрестовым законодательством.

Однако, рассмотрение двух типов конкуренции: совершенной и несовершенной является неполным. В реальных условиях участники конкурентных отношений могут использовать недопустимые механизмы конкурентной разведки. Поэтому несовершенная конкуренция может превращаться в недобросовестную конкуренцию. [5]

1.3 Современные особенности проявления закона конкуренции

конкуренция рынок информация

Объединение предприятий объясняется естественным стремлением к экономическому превосходству, как способу сохранения и увеличения преимуществ. Таким образом, повышается уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, появляется определенная степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов. Объединения предприятий возникают в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.

Горизонтальные слияния представляют собой способ концентрации производства путем объединения родственных предприятий и, по сути, ведут лишь к перераспределению производственных мощностей. Главной их целью является снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства».

Вертикальные слияния нацелены на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальные слияния способствует монопольным проявлениям, и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.

Конгломератные слияния представляют собой объединения предприятий различной отраслевой принадлежности совершенно не связанных между собой технологически. По сути, это способ диверсификации производства, цель которого - смягчить влияние колебаний рыночной конъюнктуры и облегчить проникновение на новые рынки. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим. В результате в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений.

Трест - форма объединения предприятий одной или нескольких отраслей, при которой входящие в объединение предприятия утрачивают хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление ими осуществляется централизованно.

Концерн - многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля через систему участий.

Конгломерат - полиотраслевая, многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности. Кроме того, существует ряд объединений временного типа, создаваемых для решения определенных задач.

Консорциум - форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.

Хозяйственная ассоциация - создаваемое на добровольной основе по территориальному, отраслевому или иному признаку, объединение юридических лиц с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различного рода органах.

Высокая степень концентрации производства и возникающее в связи с этим экономическое доминирование ведет к затруднению конкуренции и возникновению монопольных проявлений в форме ценовой диктатуры. Усиливается вероятность сговора между несколькими производителями. Это требует установления особого контроля за деятельностью объединений предприятий. В советской экономике объединения предприятий существовали в виде производственных и научно - производственных объединений. Поскольку в основе их образования лежали не общность экономических и финансовых интересов участников, а потребности централизованного управления экономикой, с переходом к рыночной экономике они требуют серьезной трансформации. Однако, учитывая характерные для них кооперационные связи, было бы ошибкой ликвидировать их под флагом борьбы с монополизмом. При выборе способов реформирования этих объединений следует учесть, прежде всего, такие критерии, как изменение транзакционных издержек и влияние на уровень конкуренции.

Способы ведения конкурентной борьбы.

Конкуренция, как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция играет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктатуру производителей (монополистов) по отношению к потребителю. Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию. [7]

Глава 2. Конкуренция и стратегия: основные концепции

 

2.1 Как конкурентные силы формируют стратегию


Наиболее влиятельные конкурентные силы (или сила) определяют прибыльность отрасли и, таким образом, имеют важнейшее значение для формулирования стратегии. Например, даже компания, занимающая ведущие позиции в отрасли, не защищенной от вторжения новых соперников, столкнется со снижением доходов в случае появления более высококачественных или менее дорогостоящих товаров-заменителей. В подобной ситуации борьба с товарами-заменителями становится вопросом "номер один" в стратегии компании. В каждой отрасли конкуренцию формируют различные силы.

Каждая отрасль имеет уникальную структуру, или набор фундаментальных экономических и технических характеристик, которые служат источником влияния сил, формирующих конкуренцию. Разработчик стратегии при определении наилучшего позиционирования, позволяющего компании адаптироваться к отраслевому окружению, должен составить представление о факторах, формирующих это отраслевое окружение. Указанный подход к конкуренции одинаково применим как для отраслей, связанных с продажей товаров, так и для отраслей сферы услуг.

Стратегические действия. Выбор компаний-поставщиков, у которых необходимо покупать, или групп покупателей, которым необходимо продавать, является одним из определяющих стратегических решений. Компания может улучшить свою стратегическую позицию, найдя таких поставщиков или покупателей, которые будут обладать наименьшей властью и оказывать наименьшее неблагоприятное воздействие.

Более типична ситуация поиска покупателя - т.е. выбор покупателя. Редко группы покупателей, с которыми имеет дело компания, оказывают на нее одинаковое влияние. Даже в тех случаях, когда компания осуществляет продажу для одной отрасли, внутри нее обычно существуют сегменты, которые обладают меньшей властью (и, таким образом, менее чувствительны к цене), чем другие. Например, рынок замещения для большинства продуктов менее чувствителен к цене, чем общий рынок.

Рисунок 2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли

Как правило, компания может продавать товар влиятельному покупателю и получать при этом прибыль выше средней в случае, если у нее очень низкая себестоимость в отрасли или если ее продукция обладает какими-нибудь необычными, если не уникальными, потребительскими свойствами. Поставляя продукцию крупным заказчикам, получает высокие доходы за счет того, что ее позиция, основанная на низких издержках производства, позволяет компании устанавливать цены, сравнимые с ценами основных конкурентов или даже ниже.

У компании, не сумевшей занять позицию на основе низких издержек или уникальности продукции, и вынужденной продавать свою продукцию кому придется, нет будущего, поскольку по мере роста ее продаж она становится все более уязвимой. Возможно, ей придется, набравшись мужества, свернуть масштабы своего бизнеса и продавать свои товары только наименее влиятельным потребителям.

Правильный выбор покупателя может стать фактором успеха для компаний. Они сфокусируют свою деятельность в таких сегментах отрасли промышленности, где смогут дифференцировать свой товар, свести к минимуму угрозу интеграции назад и другими способами противостоять влиянию потребителей. Конечно, не все отрасли в состоянии обеспечить себе столь роскошные условия для выбора "хороших" покупателей.

Поскольку факторы, влияющие на власть поставщиков или покупателей, меняются со временем или в результате стратегических решений компании, естественно, власть этих групп также может либо усиливаться, либо ослабевать. Так, например, усиливающееся давление и увеличение убытков в отрасли производства объясняется повышением концентрации и переходом контроля к крупным розничным сетям. Отрасль оказывается не в состоянии в достаточной степени дифференцировать свою продукцию или создать систему издержек переключения для своих покупателей, чтобы нейтрализовать эти тенденции.[2]

 

2.2 Роль информации в достижении конкурентного преимущества


Информационная революция охватила всю нашу экономику, и ни одна компания не может избежать ее влияния. Впечатляющее снижение затрат в получении, обработке и передаче информации изменяет способ ведения бизнеса.

Информационная революция оказывает существенное влияние на конкуренцию тремя способами.

·        Изменяет структуру отрасли и таким образом устанавливает новые правила конкуренции.

·        Создает конкурентное преимущество, предоставляя компаниям новые возможности превзойти конкурентов в производительности.

·        Порождает совершенно новые виды бизнеса, часто на основе уже существующих в компании процессов и операций.

Информационная технология оказывает мощное влияние на конку- рентное преимущество любой компании либо с точки зрения издержек, либо с точки зрения дифференциации. Информационная технология воз- действует непосредственно на создающие ценность виды деятельности или позволяет компаниям добиться конкурентного преимущества, используя в своих интересах изменение масштабов конкуренции.

В дополнение к непосредственному влиянию на издержки, информационные технологии часто воздействуют на виды деятельности, таким образом, который может улучшить (или разрушить) относительную позицию компании по издержкам.

Высшему руководству компании следует придерживаться пяти приведенных ниже рекомендаций, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами и возможностями, предоставляемыми информационной революцией.

. Оценка интенсивности информации. Первоочередной задачей компании является оценка существующей и потенциальной интенсивности информации, связанной с продукцией, процессами ее производства и подразделениями организации. Чтобы помочь менеджерам справиться с этим заданием, мы определили несколько критериев для оценки потенциальной важности информационной технологии. Вероятность того, что информация будет играть стратегическую роль в отрасли, достаточно велика, если ее можно охарактеризовать одним или больше из перечисленных свойств.

• Потенциально высокое использование информации в цепочке ценности: значительное количество поставщиков и покупателей, с которыми компания ведет дела напрямую; продукция требует большого объема информации при продаже; линия производства товаров, различающихся по многим параметрам; производимый товар состоит из многих частей", большое количество операций в производственном процессе; длинный временной цикл с момента поступления заказа до поставки готовых изделий.

• Потенциально высокое использование информации, необходимой для самого продукта производства: продукты, назначение которых связано главным образом с обеспечением информации; продукты, производство которых предполагает реальную обработку информации; продукты, требующие особенно высоких издержек в связи с обучением покупателя; продукты, которые имеют множество вариантов использования или продаются покупателю с высокой интенсивностью использования информации в его собственном бизнесе. Эти признаки помогут определить приоритетные бизнес-единицы для инвестиций в информационные технологии. При выборе приоритетных сфер деятельности необходимо помнить о широте применения информационных технологий, для которых требуется значительно больше, чем просто обычная компьютеризация.

. Определение роли информационных технологий в структуре отрасли. Менеджеры должны заблаговременно сделать прогноз относительно влияния информационных технологий на структуру их отрасли. Им следует проанализировать воздействие информационных технологий на все пять конкурентных сил, о которых мы говорили в начале главы. Существует вероятность не только изменения каждой из этих сил, но и изменения границ самой отрасли. Поэтому, возможно, придется дать новое определение отрасли.

Многие компании способны в какой-то мере держать под контролем характер и темпы происходящих в структуре отрасли изменений. Такие компании надолго изменили условия конкуренции в свою пользу посредством агрессивной политики капиталовложений в информационные технологии и вынудили другие компании последовать их примеру.

Очевидно, что виды деятельности, которые обусловливают большую часть издержек или имеют наибольше значение в плане дифференциации, требуют самого тщательного исследования, особенно если они подразумевают существенный компонент обработки информации. Виды деятельности с сильными взаимосвязями с другими видами деятельности, как внутренними, так и внешними, также являются критическими элементами. Эти виды деятельности должны быть основательно проанализированы с точки зрения методов, с помощью которых информационные технологии могут обеспечить устойчивое конкурентное преимущество.

. Исследование способа возникновения новых видов бизнеса, обусловленного применением информационных технологий.

. Разработка плана реализации преимуществ информационной технологии.

Первые четыре рекомендации логично приводят к разработке наступательного плана, который обеспечит превращение информационной революции в капитал. Этот план должен классифицировать стратегические инвестиции в аппаратное и программное обеспечение и развитие новых видов деятельности, которые отражают увеличение объема информационного содержания в продукции.

Необходимы и организационные перестановки, соответствующие изменениям, происходящим во внешних и внутренних связях под воз- действием информационных технологий.

Сегодня как никогда компании должны использовать информационные технологии, ясно осознавая требования для достижения конкурентного преимущества. Организациям необходимо распространить ответственность за развитие информационных систем на все уровни компании. В то же время высшее руководство должно обеспечить гарантию эффективного использования межфункциональных связей, возможных благодаря информационным технологиям.

Информационные технологии могут помочь в реализации стратегии. Системы отчета позволят отслеживать прогресс на пути к намеченной цели и контролировать факторы, способствующие успеху. С помощью информационных систем компании получили возможность точнее оценивать эффективность всех видов своей деятельности и обеспечить мотивацию менеджеров для успешной реализации выбранной стратегии.

Важность информационной революции сегодня не оспаривает никто. Вопрос не в том, будут ли информационные технологии оказывать решающее влияние на конкурентную позицию компании, а в том - где и каким образом будет ощущаться это влияние. Компании, осознающие мощь информационных технологий, смогут держать под контролем ход событий. Компании, не реагирующие на этот фактор, будут вынуждены смириться с изменениями, инициированными другими, и окажутся не в состоянии продолжать конкурентную борьбу на равных. [1]

2.3 От конкурентного преимущества к корпоративной стратеги


Любая успешная корпоративная стратегия строится на основе ряда предпосылок. Эти предпосылки не могут быть изменены, и пренебрежение ими частично объясняет, почему так много корпоративных стратегий потерпели неудачу.

Конкуренция осуществляется на уровне бизнес-единиц. Диверсифицированные компании не участвуют в конкуренции непосредственно, в ней участвуют только их бизнес-единицы. Пока корпоративная стратегия не сконцентрирует внимание на достижении успехов в каждом подразделении, она будет терпеть неудачи независимо от того, насколько хорошо была сформулирована. Успешная корпоративная стратегия должна непрерывно развиваться и усиливать конкурентную стратегию.

Диверсификация неизбежно приводит к росту издержек и ограничений для бизнес-единиц. Очевидные издержки, такие как корпоративные накладные расходы, выделенные подразделениям, могут быть не такими значительными или трудноуловимыми, как скрытые издержки и ограничения. Бизнес-единицы должны согласовывать свои действия с руководством корпорации, расходовать время на сбор и доставку данных для планирования деятельности корпорации и других корпоративных систем, соблюдать корпоративные правила ведения дел и кадровую политику, воздерживаться от стимулирования своих сотрудников за счет передачи им акций. Такие издержки и ограничения могут сокращаться, но полностью избавиться от них нельзя. Бизнес-единицы должны получать выгоды, превышающие издержки от потери независимости, а акционерам должны гарантироваться такие условия, чтобы у них не возникало побуждений диверсифицировать свой портфель акций.

Во многих компаниях нет четкой концепции корпоративной стратегии для проведения диверсификации либо руководство следует концепции, в которой нет места указанным критериям. Другие терпят неудачу из-за бездарной реализации стратегии.

Существует четыре концепции корпоративной стратегии, которые подтверждают свою ценность на практике: управление портфелем ценных бумаг, реструктуризация, передача знаний в другую область, распределение активов. Пока концепции не носят взаимоисключающего характера, каждая опирается на свой механизм, посредством которого корпорация создает стоимость для акционеров, и для реализации каждой концепции требуется диверсифицированная компания, осуществляющая руководство и организацию в различных отраслях.

Каждая концепция корпоративной стратегии позволяет диверсифицированной компании создать стоимость для акционеров различными путями. Компания может добиться процветания, используя любую концепцию, если у нее имеется четкое представление о роли корпорации и ее целях, опыт, отвечающий предпосылкам какой-либо концепции, а также организуя свою деятельность по управлению диверсификацией в соответствии со стратегией. Здесь необходимо заметить, что управление портфелем активов возможно только в определенных условиях.

Выбор компанией корпоративной стратегии частично обусловлен наследием ее прошлого. Если бизнес-единицы функционируют в непривлекательных отраслях, то для начала компания должна избавиться от них. Если у компании недостаточно уникальных компетенций или видов деятельности, которые можно совместно использовать, ее первичная диверсификация должна основываться на других концепциях. Кроме того, выбор корпоративной стратегии осуществляется не "раз и навсегда", а с учетом ее неизбежной эволюции. Компании следует выбирать долгосрочную концепцию и затем прагматично реализовывать ее.

Любая концепция корпоративной стратегии не исключает применения остальных, особенно учитывая преимущества третьей и четвертой концепций. Так, компания может проводить стратегию реструктуризации и в то же время осуществлять передачу опыта или совместное использование видов деятельности. Стратегия, основанная на совместном использовании видов деятельности, становится гораздо сильнее, если бизнес-единица способна также обеспечить обмен опытом. Когда стратегия компании основывается на взаимосвязях, у нее имеется более широкий базис для создания стоимости для акционеров, чем, если бы вся ее стратегия ориентировалась на преобразования компаний в неродственных отраслях. [3]

Никакая концепция корпоративной стратегии не будет работать при плохой структуре отрасли или плохой реализации стратегии, когда уже не имеет значения, насколько отрасли связаны. Чтобы преобразовать принципы построения корпоративной стратегии в успешную диверсификацию, компания, прежде всего, должна беспристрастно проанализировать деятельность существующих бизнес-единиц и ценность, добавляемую корпорацией. Только через такую оценку можно прийти к пониманию хорошей корпоративной стратегии.

Это понимание должно направлять будущую диверсификацию так же, как развитие опыта и видов деятельности, на основании которых выбирают новый бизнес. Конкретный подход к проведению такого анализа представлен в следующей программе действий. Компания может выбирать корпоративную стратегию следующим образом.

. Идентифицируя взаимосвязи между уже существующими бизнес-единицами. Начинать развитие корпоративной стратегии компания должна с выяснения всех благоприятных возможностей для совмещения видов деятельности или передачи опыта и знаний в текущий портфель бизнес-единиц.

. Выбирая виды деятельности, которые стали бы фундаментом корпоративной стратегии. Успешная диверсификация начинается с понимания ключевых направлений бизнеса, которые будут основой стратегии. Ключевой бизнес - это та коммерческая деятельность, которая относится к привлекательной отрасли, имеет потенциал для достижения устойчивого конкурентного преимущества и важные взаимосвязи с другими бизнес-единицами и обеспечивает опыт или виды деятельности, представляющие базу для последующей диверсификации.

. Формируя горизонтальные организационные механизмы, содействующие взаимосвязям между ключевыми бизнесами и служащие основанием для дальнейшей диверсификации.

. Неуклонно следуя благоприятным возможностям диверсификации для совместного использования видов деятельности. Эта концепция корпоративной стратегии является наиболее значимой, поскольку обеспечивает соответствие всем трем критериям. Благодаря этому компания создаст дополнительный потенциал в новых сферах бизнеса.

. Осуществляя диверсификацию посредством передачи опыта и знаний, если благоприятные возможности для совместного использования видов деятельности ограничены или уже исчерпаны. Компании могут следовать этой стратегии путем приобретений или организовать новые подразделения, если уже существующие подразделения обладают важным опытом и готовы к передаче его другим подразделениям.

. Проводя стратегию реструктуризации, если это соответствует профессиональному опыту менеджмента или нет благоприятных возможностей для развития корпоративного взаимодействия.

. Выплачивая дивиденды, позволяющие акционерам осуществлять управление портфелем активов. [4]

2.4 Секреты успеха глобальных компаний


Не все компании, действующие на международной арене, привержены идее глобальной конкуренции. Но прежде чем выйти на мировую арену, нужно решить, располагает ли отрасль вашей компании характеристиками, необходимыми для реализации преимуществ глобальной конкуренции. Тщательный анализ мер экономии в своем бизнесе поможет определить его готовность к глобальной конкуренции. Потенциал для глобальной конкуренции бывает наибольшим, когда от мировых объемов производства удается добиться существенного выигрыша и когда этот выигрыш больше дополнительных расходов, связанных с обслуживанием этих объемов производства.

Дальновидный глобальный конкурент управляет своим бизнесом в разных странах как единой системой, а не как "портфелем независимых позиций". С точки зрения теории планирования портфеля, привлекательность рынка и сила позиций компании на этом рынке определяют объем корпоративных ресурсов, которые можно выделить этому рынку. Компания должна защищать сильные позиции и обращать себе на пользу слабые позиции (или вообще отказываться от них). Ее усилия должны быть направлены в первую очередь на завоевание позиций на высокоприбыльных и/или быстрорастущих рынках, а не на низкоприбыльных и/или медленно развивающихся рынках. Компания сама должна решать, вступать ли ей в конкурентную борьбу на том или ином рынке.

Применять такой "портфельный" подход к международной конкуренции в глобальной отрасли следует с очень большой осторожностью. Основное внимание глобальный конкурент должен обратить на свою способность усиливать позиции на одном рынке по сравнению с позициями на других рынках. Эта способность к усилению позиций в глобальной системе не менее важна, чем привлекательность рынка; компании не приходится искать способы обращения слабых позиций себе на пользу.

Самое очевидное преимущество, получаемое компанией от использования рынка той или иной страны, - величина его вклада в суммарную эффективность этой компании. Компании Du Pont и Texas Instruments, например, постепенно завоевали значительную долю требовательного японского рынка, что существенно поддержало их усилия во всех остальных странах. Завоевание доли рынка, более восприимчивого к обновлению продукции, чем другие рынки, - например, США в сфере магистральных реактивных самолетов - еще один "усиливающий момент". Конкурент, располагающий значительной долей такого рынка, всегда способен оправдать капиталовложения в новую продукцию. Рынок может внести вклад в усиление позиций и в том случае, если он поддерживает достаточно крупные производственные мощности для определенного региона (Бразилия для Siemens). Наконец, рынок способен усилить позиции компании, если эти позиции могут быть использованы для воз- действия на денежные потоки конкурента.

Если высшее руководство компании проявляет в своей деятельности недостаточно творческий подход, то в случае глобального бизнеса его приверженность к традиционным методам финансового менеджмента может существенно ограничить конкурентный потенциал этой компании. Если специалисты, занимающиеся составлением бюджета капиталовложений, традиционно используют такие стандартные финансовые инструменты, как расчет окупаемости капиталовложений по приведенным или дисконтированным затратам либо диаграммы риска для оценки инвестиций и кредиторов, а аналитики состояния запасов предпочитают стабильную долговую и дивидендную политику, значит, глобальная компания должна следовать иным курсом.

Стратегия - могучая сила в достижении результатов при конкуренции, идет ли речь о международном или внутреннем бизнесе. И хотя принятие на вооружение той или иной глобальной стратегии связано с определенным риском, у многих компаний есть возможность значительно улучшить свои позиции, кардинально изменив способ планирования и управления своим бизнесом. Но глобальная стратегия требует от менеджеров нового способа мышления. В противном случае компания не сможет понять природу конкуренции, оправдать капиталовложения и приспособиться к необходимым изменениям сложившегося стиля поведения.

Если же компания способна успешно реализовать ту или иную глобальную стратегию, она сможет приобщиться к избранному сообществу процветающих международных компаний. [8]

Глава 3. Конкуренция в современной России

 

3.1 Основные проблемы конкуренции в России ХХI в.


В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления, всё острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений ещё зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов. [9]

3.2 Россия в современном мире

Существуют разные международные рейтинги, по которым мы сравниваем себя с другими государствами - особенно известны рейтинг «Doing Business» (Ведение бизнеса)» и оценка Всемирного Банка. За последние три года позиция России спустилась на 7 ступеней. Это с учетом того, что в сфере ведения предпринимательской деятельности у нас произошли определенные улучшения. По некоторым параметрам наши показатели не так уж и плохи: например, по «обеспечению исполнения контрактов» Россия занимает 18-е место. В 90-е годы тема обеспечения исполнения контрактов была одной из ключевых, когда бизнес не доверял бизнесу. Но бизнес сумел выстроить такие отношения между собой, когда вопрос обеспечения выполнения контракта с помощью института государства не является уже такой большой проблемой. На 51-м месте из 183-х мы находимся по системе регистрации собственности. Все борются за инвестиции, за международные потоки капитала, и делают это быстрее. И то, что наша страна, объективно улучшая условия ведения бизнеса, опустилась в рейтинге, означает, что другие страны в таком улучшении идут гораздо более высокими темпами - и нам следует обратить на это внимание.

То же самое показывают и другие рейтинги, которые, так или иначе, оценивают уровень конкуренции. Например, по докладу Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», по показателю «интенсивность конкуренции» на товарных рынках страна заняла лишь 102-е место из 133-х, по уровню административных барьеров - 124-е место, по сложности таможенных процедур - 130-е место.

Сейчас Россия находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей она оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по 7-балльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.

Таблица №1 Рейтинг Всемирного экономического форума

 

THE GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX 2009-2010

THE GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX 2008-2009

СТРАНА

РЕЙТИНГ

ОЦЕНКА

РЕЙТИНГ

Швейцария

1

5,60

2

США

2

5,59

1

Сингапур

3

5,55

5

Швеция

4

4

Дания

5

5,46

3

Финляндия

6

5,43

6

Германия

7

5,37

7

Япония

8

5,37

9

Канада

9

5,33

10

Нидерланды

10

5,32

8

Гонконг

11

5,22

11

Тайвань

12

5,20

17

Великобритания

13

5,19

12

Норвегия

14

5,17

15

Австралия

15

5,15

18

Франция

16

5,13

16

Мексика

60

4,19

60

Турция

61

4,16

63

Черногория

62

4,16

65

Российская Федерация

63

4,15

51

Румыния

64

4,11

68

Уругвай

4,10

75

Ботсвана

66

4,08

56

Казахстан

67

4,08

66


Схожую картину демонстрируют и данные российских исследований, их тоже немало. Назову еще несколько цифр, также из наших исследований - от Федеральной антимонопольной службы, которая делает доклады по состоянию конкуренции, что происходило в последнее время, по некоторым рынкам. Например, рынки полезных ископаемых всегда характеризовались высоким уровнем концентрации капитала, но за последние 10 лет количество малых компаний в этом секторе сократилось вдвое: с 10% до 5%. В то время как во многих странах, к примеру, в США, эта доля доходит до 50%. То есть, на любом рынке есть ниша для малых компаний, а она у нас, к сожалению, сокращается - и все это, конечно, определенным образом влияет на конкурентный климат. Мы осознаем все эти проблемы, поэтому уже начали проводить встречи во многих регионах, чтобы вместе формировать эффективную политику действий по развитию конкуренции.

Создание благоприятного предпринимательского климата требует учета местной специфики, местного состояния бизнеса. Примерно треть регионов - а это не такой уж плохой показатель, - подготовила действительно перспективные программы. В их числе Пермский край, Вологодская область, Москва, Белгородская, Кировская, Воронежская области и другие. Лучшие практики в регионах изучаются, чтобы обмениваться опытом, выставлять его на обсуждение.

Но надо также признать, что в ряде регионов к подготовке программ относятся как к формальности, к составлению бумаг-отписок - не проходят эти программы и серьезных обсуждений с бизнесом в регионах. Это во многом сводит к нулю действенность таких программ.

Очень важной представляется также дискуссия о новой конкурентной стратегии Москвы.

Москва - это, во многом, «увеличительное стекло», в котором хорошо видны все общероссийские проблемы, мешающие развитию конкуренции: это и зарегулированность, и определенный протекционизм определенного бизнеса, и административные барьеры, которые можно даже образно назвать «противотанковыми укреплениями», через которые «враг» (то есть бизнес) не должен пройти. Все это есть во многих регионах. Но Москва, действительно, очень показательна. [11]

 

3.3 Пути решения проблем конкуренции в России


Плюсы конкуренции очевидны: это низкие цены для потребителя, это богатство выбора и высокое качество - конкуренция задает параметры высокого качества. И все это, в конечном счете, отражается на масштабах экономического роста, на создании рабочих мест. Преимущества очевидны, их теоретически понимают все - но, к сожалению, надо признать, что ценность конкуренции пока еще недостаточно укоренена в нашем российском обществе.

Общественный запрос на конкуренцию пока слаб - и, на мой взгляд, это один из главных тормозов экономического развития. Должен возникнуть общественный запрос, для того чтобы были конкретные действия. До сих пор специфичность взгляда бизнеса на конкуренцию была такой: в выигрыше оказывается тот, кто имеет наиболее короткий доступ к чиновнику, который олицетворяет государство - по сути, конкуренция здесь идет не за потребителя, а за доступ к чиновнику. И сколько бы мы ни говорили о ценностях конкуренции, люди будут воспринимать эти слова, в лучшем случае, как некую отвлеченную абстракцию, в худшем - как лукавство. Слова надо подкреплять делом, поэтому необходимо создавать условия, при которых путь к успеху, сам успех лежал именно через конкуренцию, борьбу за потребителя, конкуренцию на рынке, а не через чиновничий кабинет.

Чтобы общественный запрос на конкуренцию окреп, а сама конкуренция вошла в число неоспоримых ценностей, следует действовать сообща и не ожидать действий только от государства - будь то федеральная или региональная власть. Важно поменять отношение к предпринимательству в целом, обратить внимание на то, какие выгоды приносит стране предпринимательство, дает возможность выбирать качественный товар по оптимальной цене.

Часто у нас в стране отсутствие конкуренции объясняют унаследованной структурой экономики, что в ней много секторов, где доминируют крупные предприятия, поэтому такой естественный монополизм - это естественное существование крупных предприятий, которые должны конкурировать на мировых рынках. Но надо признать, что у нас - это показывает статистика и все опросы, - низка конкуренция и в тех секторах, которые не относятся обычно к тем, которые требуют крупного размера предприятия. Плюс к тому, структуру экономики надо постепенно менять и диверсифицировать.

Конечно, конкуренция требует особого ухода и особого климата. Благоприятный инвестиционный, предпринимательский климат - это основа, на которую должна налагаться антимонопольная политика. Поэтому правительство в последнее время очень активно начало этим заниматься, но, безусловно, создание благоприятного инвестиционного климата и его улучшение требуют определенного времени. Тем не менее, уже сокращено число проверок для малого бизнеса, разработан и принят порядок уведомительного начала ряда видов, сокращаются и упрощаются порядки лицензирования. Разработаны правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, к услугам в аэропортах - нужна соответствующая правоприменительная практика. Функционирует система электронных торгов в сфере госзаказа.

Мы много говорим об административных барьерах, о необходимости их устранения. Но важно устранить главный барьер - барьер на пути взаимопонимания между властью и бизнесом. Такой диалог должен быть константой нашего взаимодействия. Власть одна не может развивать конкурентную среду. Для развития конкуренции не могут быть запросы только к власти - это должно быть изменение поведения, как власти, так и бизнеса.

Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:

)        Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

)        Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

)        Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за инновации.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:

)        Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. Финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

)        Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

)        Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

)        Согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Методы антимонопольной политики.

Ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие. Российский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Внеправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов. [10]

Заключение


Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.

Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как "война всех против всех". Эта война выглядит так:

Первый фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продать товар дешевле.

Второй фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.

Третий фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

С другой стороны рынок сигнализирует о состоянии и потенциальных возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.

В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.

Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров.

В разных странах в различное время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.

Естественные монополии представляют собой хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.

Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря случайным обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется исключительная возможность изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут служить крупные японские фирмы по производству видеотехники.

Устойчивые монополии характеризуются особым разнообразием организационной структуры и управлением.

Список использованной литературы


1.      Майкл Портер. Конкуренция. М., «Вильямс», 2005.

.        Баранова Л.Я., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление. Экономичекий словарь-справочник. М., «Экономика», 1988.

.        Баскакова М.А. Толковый юридический словарь бизнесмена (русско-английский, англо-русский). М., «Финансы и статистика», 1994.

.        Бернар И., Колли Ж.-К. «Толковый экономический и финансовый словарь», тт. 1,2. М., «Международные отношения», 1994.

.        Камаева В.Д. Экономическая теория. М., «Владос», 2002.

.        Басырова З.А. Экономическая теория/ Учебник. М., «ИНФРА-М», 2005.

.        Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., «ГНОМ и Д», 2001.

.        Гордон Ян. Целевая конкуренция. М., «Вершина», 2006.

.        Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М., «Маркет ДС», 2010.

.        http://www.economy.gov.ru - сайт министерства экономического развития РФ.

.        http://www.financialblog.ru - финансовые новости.

Похожие работы на - Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!