Конкуренция и рыночное поведение фирмы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    98,55 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкуренция и рыночное поведение фирмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкуренция и рыночное поведение фирмы

 


Сущность конкуренции и её субъекты

Конкуренция - соперничество рыночных субъектов (продавцов или покупателей), заинтересованных в достижении одной и той же цели (продажа или покупка товара с максимальной выгодой).

Формы конкуренции (1):

·        в зависимости от участвующих субъектов:

o   конкуренция продавцов;

o   конкуренция покупателей.

Конкуренция продавцов господствует на рынке покупателя (т.е. рынке, характеризующемся превышением предложения над спросом); характерна для рыночной экономики.

Конкуренция покупателей господствует на рынке продавца (т.е. на рынке, характеризующемся превышением спроса над предложением); характерна для командной экономики.

Формы конкуренции (2):

·        в зависимости от степени концентрации субъектов:

o   индивидуальная конкуренция;

o   групповая конкуренция.

Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные предприниматели и фирмы.

Групповая конкуренция - конкуренция между объединениями предпринимателей, такими как:

·        некоммерческие ассоциации (союзы);

·        синдикаты (консорциумы);

·        финансово-промышленные группы, холдинги и др.

Ценовая и неценовая конкуренция. Дифференциация продукта

Формы конкуренции (3):

·        в зависимости от используемых методов:

o   ценовая конкуренция

§  открытое изменение цен

§  скрытое изменение цен

o   неценовая конкуренция

§  улучшение качества

§  дифференциация товара (продукта)

Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги.

Открытая ценовая конкуренция - фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.).

Скрытая ценовая конкуренция - фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Ограниченность ценовой конкуренции:

·        экономическая;

·        правовая;

·        психологическая.

Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта.

Дифференциация продукта - индивидуализация продукции, придание ей характеристик, отличающих ее от аналогичной продукции других фирм, в результате чего однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами).

 


Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Рыночные барьеры

 

Формы конкуренции (4):

·        в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов:

o   внутриотраслевая конкуренция:

§  предметная конкуренция;

§  видовая конкуренция;

o   межотраслевая конкуренция:

§  перелив капитала;

§  функциональная конкуренция (конкуренция субститутами).

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

Предметная конкуренция - вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления, или даже не отличаются по качеству.

Видовая конкуренция - вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающиеся каким-то существенно важным параметром; менее интенсивна, чем предметная.

Межотраслевая конкуренция - конкуренция между представителями различных отраслей.

Конкуренция посредством перелива капитала - возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации; вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях.

Входные барьеры:

·        экономия на масштабах производства;

·        дифференциация продукта;

·        потребность в значительном капитале;

·        издержки конверсии потребителей;

·        недоступность каналов сбыта;

·        ограниченность ресурсов;

·        недостаток опыта;

·        высокий уровень используемых технологий;

·        лицензионные или патентные ограничения.

Выходные барьеры:

·        необходимость списания крупных инвестиций;

·        большие затраты по ликвидации или конверсии производства;

·        нежелание испортить свой имидж;

·        честолюбие менеджеров;

·        противодействие правительства, профсоюзов, клиентов и др.

Функциональная конкуренция - конкуренция между продавцами взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).

 

Совершенная и несовершенная конкуренция

Формы конкуренции (5):

·        в зависимости от степени монополизации рынка и свободы конкуренции:

o   совершенная конкуренция;

o   несовершенная конкуренция:

§  монополистическая конкуренция;

§  олигополия;

§  чистая монополия.

Черты совершенной конкуренции:

·        Очень большое число участников;

·        Стандартизированная (однородная) продукция;

·        Конкуренция носит ценовой характер;

·        Входные и выходные барьеры низки, легко преодолимы;

·        Каждая фирма производит настолько малую часть от общего объема производства, что никак не может повлиять на уровень цен, является «прайс-тейкером» (price-taker).

Несовершенная конкуренция - конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке, и тем самым имеет место неравенство условий конкуренции.

Монополистическая конкуренция - конкуренция между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции.

Черты монополистической конкуренции:

·        Относительно большое число фирм

·        Дифференциация товара

·        Основное внимание уделяется неценовой конкуренции

·        Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко

·        Фирмы обладают ограниченной возможностью воздействия на цену в силу квазимонопольного положения на рынке своего дифференцированного продукта (но не на рынке в целом)

Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики

Черты олигополии:

·        Относительно малое число фирм на рынке

·        Продаваемые товары могут быть как однородными (стандартизированными), так и разнородными (дифференцированными)

·        В зависимости от того, какой характер имеет продукция (дифференцированный или однородный) большее или меньшее распространение имеет неценовая конкуренция

·        Высокие входные барьеры

·        В той или иной степени возможен контроль над ценами со стороны олигополистов

Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов

Черты монополии:

·        Единственный продавец

·        Уникальность продукции, отсутствие хороших или близких заменителей

·        Конкуренция по определению отсутствует

·        Вступление на рынок очень затруднено или даже заблокировано

·        Значительный контроль над ценой

Монопсония - рынок, на котором действует только один покупатель.

Виды монополии:

·        открытая монополия;

·        закрытая монополия;

·        естественная монополия.

Открытая монополия - монополия, возникающая в результате обладания конкурентными преимуществами; не имеет специальной защиты от конкуренции, поэтому часто носит временный характер.

Закрытая монополия - монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (например, патентным правом).

Естественная монополия - монополия, существование которой признаётся обществом экономически целесообразным; возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда весь рынок обслуживает только одна фирма.

 

Определение цены и объема производства  в условиях совершенной конкуренции

Рыночное поведение фирмы предполагает определение цены и объёма производства; различно в зависимости от структуры рынка (в условиях совершенной и несовершенной конкуренции).

Цена в условиях совершенной конкуренции не зависит от фирмы. Фирма является субъектом, «соглашающимся с ценой» (price-taker); это связано с тем, что на этом рынке кривая спроса на продукцию каждой отдельной фирмы является совершенно эластичной.

Объём производства в условиях совершенной конкуренции является основным планируемым показателем. Оптимальным будет такой объем производства, при котором максимизируется прибыль или минимизируются убытки. Общий подход к его определению - сопоставление издержек и выручки.

Методы определения оптимального объёма производства:

·        метод сопоставления общей выручки с общими издержками;

·        метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками.

1. Метод сопоставления общей выручки с общими издержками:

·        случай максимизации прибыли;

·        случай минимизации убытков;

·        случай закрытия.

Рис. Случай максимизации прибыли

Рис. Случай минимизации убытков

Рис. Случай закрытия

. Метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками:

·        случай максимизации прибыли;

·        случай минимизации убытков;

·        случай закрытия.

Рис. Случай максимизации прибыли

Рис. Случай минимизации убытков

Рис. Случай закрытия

конкуренция рыночный цена межотраслевой

Гипотеза о нулевой экономической прибыли:

·        в результате перелива капитала цена на рынке совершенной конкуренции в долговременном периоде стремится к минимуму средних издержек;

·        в этой ситуации фирмы имеют нулевую экономическую прибыль.

 

Определение цены и объема производства  в условиях несовершенной конкуренции

Цена и объём производства в условиях чистой монополии:

·        устанавливаются монополистом;

·        ограничены уровнем спроса (не могут быть сколь угодно высоки);

·        фирма является субъектом, «ищущим цену» (price-searcher).

·        случай максимизации прибыли;

·        случай минимизации убытков;

·        случай закрытия.

Рис. Случай максимизации прибыли

Рис. Случай минимизации убытков

Рис. Случай закрытия

Высокие входные барьеры могут позволить монополисту получать экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долговременном периоде.

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии зависит не только от издержек и спроса (как в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии), но и от реакции конкурентов.

Литература

Новицкий Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 208с.

Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова и др.; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. - М.:Высш. шк., 2009.-. с.470.

Предпринимательство. Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.:ИНФРА-М, 2007. - 520с.

Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2008. - 240 с.

Экономика и статистика предприятия. / Под ред. Ильенкова С.Д., Сиротиной Т.П., Москва, - 2009.

Экономика предприятия М.С.Мокий Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина Москва 2007.

Экономика предприятия О.И.Волкова М Инфра - М, 2006г.

Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -718с.

Экономика предприятия: Учебник/Под ред.А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтера. - М.: ИНФРА. - М., 2008.

Экономический анализ в торговле: учеб. пособ. / под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2007.

Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. М.: ИКЦ "Маркетинг", - 2009.

Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб: Питер, 2006.

Похожие работы на - Конкуренция и рыночное поведение фирмы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!