Стратегическое планирование на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,35 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегическое планирование на предприятии

Введение

Актуальность: Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Поэтому, большинство предприятий и организаций ориентированы на выработку стратегических планов развития.

Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Оценивая все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для предприятий и организаций, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой.

Стратегическое планирование - это выработка стратеги с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели. На сегодняшний день это последнее достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте вообще.

А стратегический план - это документ объёмом приблизительно 100 страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному трафарету с соответствующей степенью детализации.

Выбор и разработка стратегии предприятия невозможны без проведения основных этапов по реализации данной деятельности, среди которых выделяют:

анализ среды, в которой организация существует и развивается;

определение положения организации в отрасли, ее конкурентоспособности;

выявление слабых и сильных сторон организации, существующих для нее возможностей и угроз;

определение перспектив роста и нестабильности для организации в целом или входящих в ее состав стратегических зон хозяйствования;

собственно сам выбор стратегии дальнейшего развития организации.

Цель курсовой работы - изучить теоретические основы стратегического планирования и рассмотреть данную тему на примере ЗАО «СХПК Буренка».

Целью работы является выявление особенностей стратегического планирования в РФ.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

) Определить роль стратегического планирования в работе «СХПК Буренка»

) предоставить общие сведения о предприятии, выявить СЗХ, предоставить бухгалтерский баланс за 2013 г., отчет о финансовых результатах, данные о расходах на ведение производственной деятельности, данные о доходах по направлениям СЗХ;

) предоставить отчет по конкурирующим предприятиям;

) расчетную часть: анализ внутренней и внешней сред предприятия, SWOT анализ, матрицу БКГ, построить дерево целей.

1. Общая характеристика организации

Таблица 1. Основные производственно-экономические показатели СХПК «Победа» за 2012-2013 гг.

Наименование

2012 г

2013



Кол.

Сумма

Кол.

Сумма

1

Закуп молока от населения

174,2

6871,6

35,4

1993,6

2

Производство молочной продукции

169,2

10365

23,57

2593,7

3

Выручка от реализации продукции


1036


5366

4

Себестоимость продовольственных товаров


91


5848

5

Прибыль




-482

6

Рентабельность




-8


Изучим и проанализируем показатели производительности труда за три года таблице 2.

Таблица 2. Основные показатели эффективности производства

Показатели

Годы

Производство на 1 среднегодового работника, руб.:

2011

2012

2013

валовой продукции

95042,4

119678,3

164520,3

товарной продукции

57555,3

66832,2

119804,1

28072,7

28000,0

44432,4

Производство валовой продукции по себестоимости на 1 чел. час прямых затрат труда в целом по предприятию, руб.

52,1

64,6

85,4

в т.ч. в растениеводстве СХЗ1

136,8

250,9

239,7

в животноводстве СХЗ2

69,0

76,9

98,7

Производство валового дохода на 1 чел. час прямых затрат труда в целом по предприятию, руб.

15,4

15,1

23,1

в т.ч. в растениеводстве СЗХ1

46,2

70,9

65,9

в животноводстве СЗХ2

19,7

17,0

30,8


Показатели производительности труда, представленные в данной таблице свидетельствуют о следующем:

Производство на одного среднегодового работника валовой продукции по себестоимости за три года возросла на 73,1%, производство товарной продукции возросло на 108,2%, валовой доход возрос на 58,3%.

Производство валовой продукции по себестоимости в расчете на 1 чел.-час прямых затрат труда в целом по предприятию возросло на 63,9%, в т.ч. в растениеводстве - на 75,2%, в животноводстве на 43%.

Производство валового дохода на 1 чел. час прямых затрат труда в целом по предприятию за три года возросло на 50%, в т.ч. в растениеводстве - на 42,6%, в животноводстве - на 56,3%.

Такие темпы роста производительности труда, не смотря на отсутствие сопоставимых цен, все-таки опережают темпы инфляции, и свидетельствуют о реальном повышении производительности труда на предприятии.

Таблица 3. Финансовый результат от реализации продукции

Показатели

2011

2012.

2013

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.: всего по предприятию, в т.ч.:

9493

9557

17731

продукции растениеводства

4874

4479

11177

продукции животноводства

4285

4453

5994

прочей продукции, работ, услуг

335

327

561

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. всего по предприятию, в т.ч.:

9841

10874

15826

продукции растениеводства

4254

5134

8740

продукции животноводства

5224

5419

7086

прочей продукции

363

321

818

Прибыль (убыток), тыс. руб.: всего по предприятию, в т.ч.:

-1615

1345

по растениеводству СЗХ1

620

-655

2437

по животноводству СЗХ2

-939

-966

-1092

по прочей продукции СЗХ3

-28

6

-257

Рентабельность% (убыточность) в целом по хозяйству, в т.ч.:

-3,5

-14,8

8,5

по растениеводству СЗХ1

14,6

-12,7

28

по животноводству СЗХ2

-18

-17,8

-15


Из таблицы видно, что выручка от реализации продукции в 2013 г. составила 17731 тыс. руб., что на 8238 тыс. руб. больше, чем в 2011 г. Полная себестоимость реализованной продукции на протяжении трех лет увеличивалась на протяжении двух лет, хозяйство находилось в убытке, а в 2013 г. прибыль составила 1345 тыс. руб. (за счет СЗХ1), СЗХ2 в целом является убыточной.

2. Внедрение стратегического планирования в СХПК «Буренка»

.1 Определение миссии и целей организации

Процесс стратегического планирования СХПК «Победа» состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов разработки миссии организации, определение целей, анализа, внешней среды, анализа сильных и слабых сторон, выбора стратегии, реализации стратегии. Построим дерево целей, придерживаясь следующих правил:

1. Построение начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии);

2. Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению;

3. Формулировка цели должна обеспечить возможность количественной и качественной оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в конкретные задачи и рабочие задания;

4. Необходимо обеспечить полноту редукции целей (каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель или меняет ее).

Факторы, учитываемые при выработке миссии:

история организации;

существующий стиль поведения и способ действия;

состояние внешней и внутренней среды организации;

ресурсы, которые организация может привести в действие для достижения целей организации;

отличительные особенности, которыми обладает организация.


Изучив дерево целей СХПК «Победа», мы определили миссию и цели первого и второго уровней, так:

Миссия СХПК «Победа» - это Увеличение объемов производства и реализации экологически чистой продукции животноводства и растениеводства на территории РС (Я).

Цели первого уровня дерева целей:

Увеличение объема продаж

Увеличение объема производства продукции;

К целям второго уровня дерева целей относятся:

Расширение ассортимента продукции, за счет модернизации технологии переработки мяса и молока КРС;

Повышение качества и экологической чистоты производимой продукции, совершенствование санитарно-гигиенических условий производства;

Совершенствование системы управления предприятием, в том числе системы управления качеством;

Сокращение постоянных и переменных издержек производства;

Расширение сбытовой сети, активизация деятельности службы маркетинга.

.2 Оценка факторов, влияющих на деятельность предприятия

Процесс стратегического планирования СХПК «Победа» состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов разработки миссии организации, определение целей, анализа, внешней среды, анализа сильных и слабых сторон, выбора стратегии, реализации стратегии.

При изучении структуры стратегического управления организации необходимо провести анализ среды СХПК «Победа» по следующим составляющим: макроокружение, конкурентная среда, внутренняя среда.

Анализ макроокружения включает изучение следующих компонентов: состояние экономики, правовое регулирование, политическую среду, природную среду.

Проведем SWOT-анализ предприятия.

Таблица 4. SWOT-анализ СХПК «Победа»

Внутренние факторы

Слабые стороны

Сильные стороны

Сезонность производства

Мощный производственный потенциал

Значительный износ ОПФ

Гибкость и высокая реакция на новые коммерческие предложения;

Длительность процесса принятия решения

Качество продукции

Непостоянство рынков сбыта

Развитость сбытовой сферы и оптовой торговли

Текучесть кадров

Внешние факторы

Угрозы

Возможности

Увеличение стоимости ГСМ

Интенсификация производства

Уровень конкурентоспособности других участников рынка

Возможности долгосрочных контрактов

Диспаритет цен

Возможность получения инвестиций


SWOT-анализ определяет и анализирует условия существования и развития предприятия. Для того чтобы предприятие смогло существовать и развивать свое будущее нужно уметь прогнозировать какие трудности могут возникнуть в будущем и какие новые возможности могут открыться для предприятия; чтобы успешно справляться с препятствиями и действенно использовать возможности следует знать слабые и сильные стороны п/п.

Для успешной реализации стратегии необходимо выполнение следующих основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

К факторам, положительно влияющим на деятельность предприятия, относятся следующие:

высокий общий уровень качества и связанная с этим высокая конкурентоспособность продукции;

хорошая развитость сбытовой сферы и оптовой торговли;

наличие гибкости и высокая реакция на новые коммерческие предложения;

проведение достаточно эффективной ценовой политики.

Остановимся подробнее на каждом из данных факторов. Продукция СХПК «Победа» всегда славилась отличным качеством и не раз была награждена дипломами престижных конкурсов. СХПК «Победа» ежегодный участник выставок-ярмарок РС (Я). Работа по технологическому перевооружению и внедрению новых технологий на СХПК «Победа» продолжается по сей день. Закуплено современное оборудование, с помощью которого улучшено качество, увеличен ассортимент выпускаемой продукции и, соответственно, этим обеспечивается высокая конкурентная способность продукции.

Основную долю реализации готовой продукции занимает реализация внутри улуса около 60%. СХПК «Победа», 100% обеспечивает все бюджетные организации улуса по муниципальному контракту. За 2008 год СХПК «Победа» было закуплено 1741 тонны молока, произведено 169,2 тонны молочной продукции, стоимостью 10365 т.р., за 2008 год было закуплено и произведено 23 тонны молочной продукции, стоимостью 2593, 7 т.р., сокращение объемов заготовки в 2008 году связано с нехваткой свободных оборотных средств компании.

Для описания влияния рынка молочной продукции на СХПК «Победа» необходимо учитывать внешние по отношению к предприятию факторы, которые характеризуют деятельность различных хозяйствующих субъектов и органов управления:

увеличение стоимости ГСМ;

уровень конкурентоспособности других участников рынка;

диспаритет цен;

влияние покупателей на уровень цен и качество продуктов;

Основными конкурентами СХПК «Победа» завода являются такие крупные конкурентоспособные кооперативы как СХПК «Чурапча», СПХК «Легей», «Туймаада Агроснаб», Хатасский молокозавод

Сырьевая база, которой пользуется завод сейчас, давно сложилась: 80 процентов молока СХПК «Победа» своего производства, 20% закупается у местного населения. Выработаны свои механизмы, которые позволяют удерживать за собой сырое молоко. Это система доставки молока из хозяйства за свой счет и система кредитования сельхозпроизводителей.

СХПК «Победа», чтобы поддержать сельских поставщиков, предоставил им небольшие кредиты на производство молока, с возвратом сырьевым товаром в 2011 году. Также СХПК «Победа» минувшим летом вложил немалые средства в техническое переоснащение своего приемного пункта (там установлены фреоновые охладители), развивает закуп молока у населения.

2.3 Разработка рекомендаций по стратегии развития организации

Если изучить краткосрочные и среднесрочные планы СХПК «Победа», то можно отметить следующее:

В календарном плане 2011 г. по растениеводству планируется расширение площадей под картофель до 47 га, овощных культур открытого грунта до 15 га, овощных культур закрытого грунта до 10500 м2 со строительством новых теплиц на 5400 м2.

Планируется посев зерновых на площади 344 га, урожайность 14 цн/га, валовой сбор 480 тн. В связи с переводом элитного семеноводства на Амгинский улус зерновые будем высевать для кормопроизводства. Зерновые на силос 300 га, урожайность 100 ц/га, валовой сбор 3000 тн.

Валовое производство молока в 2011 г. планируется 375 тн, связи с завозом импортного племенного скота. Необходима дополнительная квота на сдачу молока со стороны Министерства сельского хозяйства РС(Я) на Таттинский улус на 225 тн.

В текущем году планируется довести выручку хозяйства до 44 млн. рублей, в т.ч. дотации с бюджетов 23,5 млн. рублей, что составит 53%.

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия планом по направлению «Развитие северного оленеводства и мясного табунного коневодства» на 2011 г. в среднесрочноем плане СХПК «Победа» предусмотрен дальнейший закуп племенных жеребят в количестве 200 голов.

В целом по СХПК «Победа» на 2011 г. утвержден среднесрочный план капитальных вложений на сумму 56,8 млн. рублей, для чего будут привлечены в основном заемные средства ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг» и собственные средства компании.

На сегодня ассортимент выпускаемой продукции составляет 10 наименований: молоко, кефир, сорат, сметана, масло «Крестьянское», творог и многое другое. СХПК постоянно наращивает объемы производства, ежегодно перерабатывая около 30 тысяч тонн молока. Продукция разливается в упаковки «Тетра-Пак», а сейчас дополнительно установили три автомата розлива продукции в полиэтиленовую пленку.

Для дальнейшего развития руководству СХПК предлагаем следующее стратегическое планирование - расширение ассортимента выпускаемой продукции путем внедрения новых технологий, делая упор на улучшение качества выпускаемых продукций. При этом необходимо осуществлять и другие мелкие инновации, тесно связанные с уже внедренными продукциями и реализацией их потребителям, лояльно настроенным по отношению к данному производителю и его торговым маркам.

Необходимо провести дополнительный наем основного производственного и обслуживающего персонала в соответствии с графиками ввода новых производственных линий. Наем технолога и специалистов в лабораторию по контролю качества.

СХПК «Победа» необходимо приобрести современное оборудование, в том числе гомогенизатор - установку, которая позволяет разбивать шарики жира в молоке почти до молекулярного размера. В результате молоко не отстаивается, его качество его значительно повышается.

Необходимо также купить новый сепаратор, эмульгатор, три пастеризационно-охладительные установки, автоматы для фасовки сметаны в пластиковые баночки, холодильные установки для автотранспорта, поставляющего продукцию в торговые точки.

Оптимизация системы снабжения готовой продукцией. Данные мероприятия направлены на своевременное обеспечение производства необходимым сырьем, а также своевременное и в полном объеме обеспечение готовой продукцией

Кооперативу необходимо разработать системы премирования по результатам труда, морального и других видов материального стимулирования, направленных на повышение эффективности и производительности труда.

Заключение

Таким образом, при рассмотрении теоретической основы данной курсовой работы мы пришли к следующим выводам:

Стратегическое планирование - это разработка долгосрочных направлений и целей развития организации, ее ключевых ценностей, стратегических альтернатив и выбор стратегии на основе синтеза анализа внешней и внутренней среды фирмы, определения потребностей в ресурсах и их распределения, обоснования необходимости, возможности и эффективности реализации выбранной стратегии, разработки систем управления и контроля ее внедрения.

Основными конечными результатами стратегического планирования являются: стратегические сценарии, стратегические планы, целевые программы, проекты, бюджеты и бизнес - планы.

Анализ литературы по стратегическому планированию показывает, что мнения авторов к процессу разработки и реализации стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы. В данном случае мы рассматриваем стратегическое планирование как процесс, состоящий из следующих этапов: оценка внешней и внутренней среды организации, установление миссии и цели организации, выбор и разработка стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль стратегии.

Внешняя среда организации - совокупность действующих за пределами организации сил и лиц, с которыми она сталкивается в своей повседневной деятельности и которые влияют на развитие и поддержание выгодных взаимоотношений с клиентами. К методам оценки внешней среды организации относят SWOT-анализ, который определяет и анализирует условия существования и развития предприятия. Для того чтобы предприятие смогло существовать и развивать свое будущее нужно уметь прогнозировать какие трудности могут возникнуть в будущем и какие новые возможности могут открыться для предприятия; чтобы успешно справляться с препятствиями и действенно использовать возможности следует знать слабые и сильные стороны п/п.

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и непосредственное влияние на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет потенциал и возможности фирмы: кадровый, производственный, маркетинговый и финансовый.

Формулирование миссии и цели организации имеет очень большое значение для деятельности компании. В широком понимании миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации. В узком понимании миссия - это утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, что отличает ее от других организаций. Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. Но так как единой для всех предприятий стратегии не существует и поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условиях рынка, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды, собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации. Выработка стратегии организации - не самоцель стратегического управления. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, только в том случае, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется.

Планирование стратегии - вид управленческой деятельности, требующий значительных усилий и затрат времени. Главное же условие эффективного функционирования системы стратегического планирования - это постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей, умение их доказать необходимость планирования привлечь к выработке и реализации стратегии широкий круг сотрудников. Это внимание особенно важно на первой стадии внедрения системы планирования в организации.

Стратегия показывает, что организация делает и что для нее более важно, поэтому при выборе стратегии руководство решает вопросы по поводу деятельности предприятия: что нужно прекратить делать, что продолжить и что начать.

После разработки стратегии организации и ее закрепления в стратегическом плане начинается реализация конкретных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей организации.

Основным направлением деятельности СХПК «Победа» являются заготовка, переработка и сбыт молочных продукций. Молоко производится СХПК «Победа», также закупается у населения, сельскохозяйственных предприятий улуса, основанием является решение тендерной комиссии Министерства сельского хозяйства на право ведения заготовительной деятельности.

СХПК «Победа» в данное время является успешным предприятием, завоевавшим доверие потребителей своей качественной и вкусной продукцией. Для дальнейшего развития руководству СХПК предлагаем следующее стратегическое планирование - расширение ассортимента выпускаемой продукции путем внедрения новых технологий, делая упор на улучшение качества выпускаемых продукций. При этом необходимо осуществлять и другие мелкие инновации, тесно связанные с уже внедренными продукциями и реализацией их потребителям, лояльно настроенным по отношению к данному производителю и его торговым маркам.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 248 с

. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.-376 с.

. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., Экономика, 2003. - 632 с

. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. / под. ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 234 с.

. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 375 с.

. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. - 336 с.

. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Экономист, 2006. - 289 с.

. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: Гардарика, 2002. - 527 с.

. Галъкович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: Инфра-М, 1998. - 189 с.

. Зайцева О.А., Радугин А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Центр, 2001. - 432 с.

. Котлер Ф. Маркетинг менеджмента: пер с анг. - СПб.:Питер, 2000. - 227 с.

. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. - М.: Русская Деловая Литература, 2007. - 768 с.

. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: пер с анг. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. - 375 с.

. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 281 с.

. Менеджмент в АПК: учеб. Пособие / Под ред Королева Ю.Б. - М.: Колос. 2003. 304 с.

. Менеджмент. Учебник /М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский.-М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2000. - 704 с.

. Мэтьюз Р., Агеев А., Большаков З. Новая матрица или логика стратегического превосходства. М.: Институт экономических стратегий; Олма-Пресс, 2003. - 225 с.

. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес - Букс, 2005. - 353 с.

. Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент: учеб. Пособие. - М.: Издательство РИОР, 2007. - 274 с.

. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. - М.: Инфра, 2007 - 304 с.

. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации. Девятое издание. - М.: Инфра, 2000. - 412 с.

. Хворостенко А.В., Шумал С.С. Основы менеджмента. - М.: Экзамен, 2006. - 160 с.

. Фалмер М.Р. Энциклопедия современного управления: В 5-ти т. - М.: ВИПКэнерго, 1992. - 265 с.

. Шеметов П.В. Менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2002. - 287 с.

. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №3. - 408 с.

. Коробейников О.П., Колосов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №3. - с. 88-129.

Похожие работы на - Стратегическое планирование на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!