Внутренние факторы
|
Слабые стороны
|
Сильные стороны
|
Сезонность производства
|
Мощный производственный потенциал
|
Значительный износ ОПФ
|
Гибкость и высокая реакция на новые коммерческие предложения;
|
Длительность процесса принятия решения
|
Качество продукции
|
Непостоянство рынков сбыта
|
Развитость сбытовой сферы и оптовой торговли
|
Текучесть кадров
|
Внешние факторы
|
Угрозы
|
Возможности
|
Увеличение стоимости ГСМ
|
Интенсификация производства
|
Уровень конкурентоспособности других участников рынка
|
Возможности долгосрочных контрактов
|
Диспаритет цен
|
Возможность получения инвестиций
|
SWOT-анализ определяет и анализирует условия существования и развития
предприятия. Для того чтобы предприятие смогло существовать и развивать свое
будущее нужно уметь прогнозировать какие трудности могут возникнуть в будущем и
какие новые возможности могут открыться для предприятия; чтобы успешно
справляться с препятствиями и действенно использовать возможности следует знать
слабые и сильные стороны п/п.
Для успешной
реализации стратегии необходимо выполнение следующих основных управленческих
функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
К факторам, положительно влияющим на
деятельность предприятия, относятся следующие:
высокий общий уровень качества и
связанная с этим высокая конкурентоспособность продукции;
хорошая развитость сбытовой сферы и
оптовой торговли;
наличие гибкости и высокая реакция
на новые коммерческие предложения;
проведение достаточно эффективной
ценовой политики.
Остановимся подробнее на каждом из
данных факторов. Продукция СХПК «Победа» всегда славилась отличным качеством и
не раз была награждена дипломами престижных конкурсов. СХПК «Победа» ежегодный
участник выставок-ярмарок РС (Я). Работа по технологическому перевооружению и
внедрению новых технологий на СХПК «Победа» продолжается по сей день. Закуплено
современное оборудование, с помощью которого улучшено качество, увеличен
ассортимент выпускаемой продукции и, соответственно, этим обеспечивается
высокая конкурентная способность продукции.
Основную долю реализации готовой
продукции занимает реализация внутри улуса около 60%. СХПК «Победа», 100%
обеспечивает все бюджетные организации улуса по муниципальному контракту. За
2008 год СХПК «Победа» было закуплено 1741 тонны молока, произведено 169,2
тонны молочной продукции, стоимостью 10365 т.р., за 2008 год было закуплено и
произведено 23 тонны молочной продукции, стоимостью 2593, 7 т.р., сокращение
объемов заготовки в 2008 году связано с нехваткой свободных оборотных средств
компании.
Для описания влияния рынка молочной
продукции на СХПК «Победа» необходимо учитывать внешние по отношению к
предприятию факторы, которые характеризуют деятельность различных хозяйствующих
субъектов и органов управления:
увеличение стоимости ГСМ;
уровень конкурентоспособности других
участников рынка;
диспаритет цен;
влияние покупателей на уровень цен и
качество продуктов;
Основными конкурентами СХПК «Победа»
завода являются такие крупные конкурентоспособные кооперативы как СХПК
«Чурапча», СПХК «Легей», «Туймаада Агроснаб», Хатасский молокозавод
Сырьевая база, которой пользуется
завод сейчас, давно сложилась: 80 процентов молока СХПК «Победа» своего
производства, 20% закупается у местного населения. Выработаны свои механизмы,
которые позволяют удерживать за собой сырое молоко. Это система доставки молока
из хозяйства за свой счет и система кредитования сельхозпроизводителей.
СХПК «Победа», чтобы поддержать
сельских поставщиков, предоставил им небольшие кредиты на производство молока,
с возвратом сырьевым товаром в 2011 году. Также СХПК «Победа» минувшим летом
вложил немалые средства в техническое переоснащение своего приемного пункта
(там установлены фреоновые охладители), развивает закуп молока у населения.
2.3 Разработка
рекомендаций по стратегии развития организации
Если изучить краткосрочные и
среднесрочные планы СХПК «Победа», то можно отметить следующее:
В календарном плане 2011
г. по растениеводству планируется расширение площадей под картофель до 47 га,
овощных культур открытого грунта до 15 га, овощных культур закрытого грунта до
10500 м2 со строительством новых теплиц на 5400 м2.
Планируется посев зерновых на
площади 344 га, урожайность 14 цн/га, валовой сбор 480 тн. В связи с переводом
элитного семеноводства на Амгинский улус зерновые будем высевать для
кормопроизводства. Зерновые на силос 300 га, урожайность 100 ц/га,
валовой сбор 3000 тн.
Валовое производство молока в
2011 г. планируется 375 тн, связи с завозом импортного племенного скота.
Необходима дополнительная квота на сдачу молока со стороны Министерства
сельского хозяйства РС(Я) на Таттинский улус на 225 тн.
В текущем году планируется довести
выручку хозяйства до 44 млн. рублей, в т.ч. дотации с бюджетов 23,5 млн.
рублей, что составит 53%.
В рамках Государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия планом по направлению «Развитие северного
оленеводства и мясного табунного коневодства» на 2011 г. в среднесрочноем плане
СХПК «Победа» предусмотрен дальнейший закуп племенных жеребят в количестве 200
голов.
В целом по СХПК «Победа» на 2011 г.
утвержден среднесрочный план капитальных вложений на сумму 56,8 млн. рублей,
для чего будут привлечены в основном заемные средства ОАО «Россельхозбанк», ОАО
«Росагролизинг» и собственные средства компании.
На сегодня ассортимент выпускаемой
продукции составляет 10 наименований: молоко, кефир, сорат, сметана, масло
«Крестьянское», творог и многое другое. СХПК постоянно наращивает объемы
производства, ежегодно перерабатывая около 30 тысяч тонн молока. Продукция
разливается в упаковки «Тетра-Пак», а сейчас дополнительно установили три
автомата розлива продукции в полиэтиленовую пленку.
Для дальнейшего развития руководству
СХПК предлагаем следующее стратегическое планирование - расширение ассортимента
выпускаемой продукции путем внедрения новых технологий, делая упор на улучшение
качества выпускаемых продукций. При этом необходимо осуществлять и другие
мелкие инновации, тесно связанные с уже внедренными продукциями и реализацией
их потребителям, лояльно настроенным по отношению к данному производителю и его
торговым маркам.
Необходимо провести дополнительный
наем основного производственного и обслуживающего персонала в соответствии с
графиками ввода новых производственных линий. Наем технолога и специалистов в
лабораторию по контролю качества.
СХПК «Победа» необходимо приобрести
современное оборудование, в том числе гомогенизатор - установку, которая
позволяет разбивать шарики жира в молоке почти до молекулярного размера. В
результате молоко не отстаивается, его качество его значительно повышается.
Необходимо также купить новый
сепаратор, эмульгатор, три пастеризационно-охладительные установки, автоматы
для фасовки сметаны в пластиковые баночки, холодильные установки для
автотранспорта, поставляющего продукцию в торговые точки.
Оптимизация системы снабжения
готовой продукцией. Данные мероприятия направлены на своевременное обеспечение
производства необходимым сырьем, а также своевременное и в полном объеме
обеспечение готовой продукцией
Кооперативу необходимо разработать
системы премирования по результатам труда, морального и других видов
материального стимулирования, направленных на повышение эффективности и
производительности труда.
Заключение
Таким образом, при рассмотрении
теоретической основы данной курсовой работы мы пришли к следующим выводам:
Стратегическое планирование - это
разработка долгосрочных направлений и целей развития организации, ее ключевых
ценностей, стратегических альтернатив и выбор стратегии на основе синтеза
анализа внешней и внутренней среды фирмы, определения потребностей в ресурсах и
их распределения, обоснования необходимости, возможности и эффективности
реализации выбранной стратегии, разработки систем управления и контроля ее
внедрения.
Основными конечными результатами
стратегического планирования являются: стратегические сценарии, стратегические
планы, целевые программы, проекты, бюджеты и бизнес - планы.
Анализ литературы по стратегическому
планированию показывает, что мнения авторов к процессу разработки и реализации
стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы.
В данном случае мы рассматриваем стратегическое планирование как процесс,
состоящий из следующих этапов: оценка внешней и внутренней среды организации,
установление миссии и цели организации, выбор и разработка стратегии,
реализация стратегии, оценка и контроль стратегии.
Внешняя среда
организации - совокупность действующих за пределами организации сил и лиц, с
которыми она сталкивается в своей повседневной деятельности и которые влияют на
развитие и поддержание выгодных взаимоотношений с клиентами. К методам оценки
внешней среды организации относят SWOT-анализ, который определяет и анализирует условия существования и
развития предприятия. Для того чтобы предприятие смогло существовать и
развивать свое будущее нужно уметь прогнозировать какие трудности могут
возникнуть в будущем и какие новые возможности могут открыться для предприятия;
чтобы успешно справляться с препятствиями и действенно использовать возможности
следует знать слабые и сильные стороны п/п.
Внутренняя среда организации - это
та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает
постоянное и непосредственное влияние на функционирование организации.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности
определяет потенциал и возможности фирмы: кадровый, производственный,
маркетинговый и финансовый.
Формулирование миссии и цели
организации имеет очень большое значение для деятельности компании. В широком
понимании миссия - это философия и предназначение, смысл существования
организации. В узком понимании миссия - это утверждение относительно того, для
чего или по какой причине существует организация, что отличает ее от других
организаций. Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик
организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение
которых направлена ее деятельность.
Для предприятия любой формы
собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно
управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же
планирование. Но так как единой для всех предприятий стратегии не существует и
поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условиях рынка,
вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды,
собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации. Выработка
стратегии организации - не самоцель стратегического управления. Эта сложная и
трудоемкая работа приобретает смысл, только в том случае, если стратегия в
дальнейшем успешно реализуется.
Планирование стратегии - вид
управленческой деятельности, требующий значительных усилий и затрат времени.
Главное же условие эффективного функционирования системы стратегического
планирования - это постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей,
умение их доказать необходимость планирования привлечь к выработке и реализации
стратегии широкий круг сотрудников. Это внимание особенно важно на первой стадии
внедрения системы планирования в организации.
Стратегия показывает, что
организация делает и что для нее более важно, поэтому при выборе стратегии
руководство решает вопросы по поводу деятельности предприятия: что нужно
прекратить делать, что продолжить и что начать.
После разработки стратегии
организации и ее закрепления в стратегическом плане начинается реализация
конкретных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей
организации.
Основным направлением деятельности
СХПК «Победа» являются заготовка, переработка и сбыт молочных продукций. Молоко
производится СХПК «Победа», также закупается у населения, сельскохозяйственных
предприятий улуса, основанием является решение тендерной комиссии Министерства
сельского хозяйства на право ведения заготовительной деятельности.
СХПК «Победа» в данное время
является успешным предприятием, завоевавшим доверие потребителей своей
качественной и вкусной продукцией. Для дальнейшего развития руководству СХПК
предлагаем следующее стратегическое планирование - расширение ассортимента
выпускаемой продукции путем внедрения новых технологий, делая упор на улучшение
качества выпускаемых продукций. При этом необходимо осуществлять и другие
мелкие инновации, тесно связанные с уже внедренными продукциями и реализацией
их потребителям, лояльно настроенным по отношению к данному производителю и его
торговым маркам.
Список использованной
литературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы:
Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 248 с
. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.-376
с.
. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., Экономика, 2003. -
632 с
. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. /
под. ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 234 с.
. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 375 с.
. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на
предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. - 336 с.
. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.:Экономист, 2006. - 289 с.
. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. - 3-е
изд. - М.: Гардарика, 2002. - 527 с.
. Галъкович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: Инфра-М,
1998. - 189 с.
. Зайцева О.А., Радугин А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие
для ВУЗов. - М.: Центр, 2001. - 432 с.
. Котлер Ф. Маркетинг менеджмента: пер с анг. - СПб.:Питер, 2000.
- 227 с.
. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для
вузов. - М.: Русская Деловая Литература, 2007. - 768 с.
. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент:
пер с анг. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. - 375 с.
. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. - М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2008. - 281 с.
. Менеджмент в АПК: учеб. Пособие / Под ред Королева Ю.Б. - М.:
Колос. 2003. 304 с.
. Менеджмент. Учебник /М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е.
Басовский.-М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.
. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.:
Дело, 2000. - 704 с.
. Мэтьюз Р., Агеев А., Большаков З. Новая матрица или логика
стратегического превосходства. М.: Институт экономических стратегий;
Олма-Пресс, 2003. - 225 с.
. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и
конкурентов. М.: Альпина Бизнес - Букс, 2005. - 353 с.
. Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический
менеджмент: учеб. Пособие. - М.: Издательство РИОР, 2007. - 274 с.
. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика:
учебник. - М.: Инфра, 2007 - 304 с.
. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент.
Концепции и ситуации. Девятое издание. - М.: Инфра, 2000. - 412 с.
. Хворостенко А.В., Шумал С.С. Основы менеджмента. - М.: Экзамен,
2006. - 160 с.
. Фалмер М.Р. Энциклопедия современного управления: В 5-ти т. -
М.: ВИПКэнерго, 1992. - 265 с.
. Шеметов П.В. Менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие. -
М.: Инфра-М, 2002. - 287 с.
. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в
организации. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №3. - 408 с.
. Коробейников О.П., Колосов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое
поведение: от разработки до реализации. // Менеджмент в России и за рубежом. -
2006. - №3. - с. 88-129.