Стратегический потенциал

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,84 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегический потенциал

Введение

стратегический логистический управление

В настоящее время вопрос потенциала и дальнейшего развития компании занимает одно из важнейших положений в компании. Руководители организации, понимая, что их компания не одна на рынке услуг и конкуренты предлагают схожие товары и услуги, поэтому предпринимаются различные решения и мероприятия по улучшению качества и при этом удешевлению продукции. А выполнить это можно с помощью различных видов потенциала. Но если организация не сможет реализовать потенциал вовремя, то это сделают конкуренты. Но для реализации потенциала потребуются и квалифицированные управляющие, которые способны обнаружить возможный излишек и реализовать его на развитие сферы деятельности организации.

1.Теоретический блок

.1 Стратегический потенциал организации

Термин «потенциал» возможен на различных уровнях управления экономики: потенциал страны, отрасли, региона, предприятия, производственного подразделения, отдельною работника.

Но потенциал в области стратегического менеджмента - совокупность находящихся в распоряжении предприятия ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях.

Смысл термина - наличии какой-либо возможности для осуществления чего-либо или наличии некоторой совокупности необходимых средств, требующихся для достижения определенных целей.

К стратегическим относятся те ресурсы, объемы и структура, которых могут быть существенно изменены только путем принятия и реализации соответствующих стратегических решений. При рассмотрении деятельности предприятия в нормальных условиях, то в качестве потенциала рассматриваются ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ - технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и т.д.

Структура располагаемых предприятием необходимых для производства готовой продукции ресурсов (производственного оборудования, площадей, технологических процессов, кадрового, информационного, финансового обеспечения, материальных и иных ресурсов) оптимальным образом соответствует реализуемой программе выпуска данной продукции. Из приведенного определения следует, что получение приемлемой нормы прибыли в условиях жесткой конкуренции возможно только при использовании современных технологий, эффективного производственного оборудования высокопрофессионального менеджмента.

В области стратегического менеджмента к потенциалу предприятияотносятся такие показатели как: ресурсный потенциал, потенциал менеджмента, маркетинговый потенциал, сбытовой потенциал, потенциал роста стоимости предприятия, потенциал поставщика, потенциал покупателя, потенциал жизненного цикла продукции и предприятия, потенциал конкурентной безопасности.

Эти виды потенциалов могут быть в итоге интегрированы в деятельность организации, что позволит получить конкурентоспособность по сравнению с другими предприятиями.

Все разнообразие имеющихся на предприятии частных видов потенциалов может быть интегрировано в общее понятие - производственный потенциал или конкурентный потенциал предприятия. Частные виды потенциалов: менеджмента, ресурсный, маркетинга, сбытовой, поставщика, инвестиционно-инновационный, финансовый, жизненного цикла предприятия, технической подготовки производства (конструкторской и технологической), производственный, логистический, роста стоимости бизнеса (предприятия).

Потенциал покупателя - способность покупателя приобретать товар по цене и качеству, которые полностью или в большей части его удовлетворяют. При этом цена товара ограничивается платежеспособным спросом, а его качество - возможностью отвечать в наиболее полной мере необходимым потребительским свойствам.

Для некоторых предприятий могут быть рекомендованы дополнительные виды частного конкурентного потенциала - потенциал покупателя, потенциал экономической безопасности, предпринимательский (коммерческий) потенциал, креативный потенциал и т.д.

Предприятие самостоятельно формирует свой список частных видов конкурентных потенциалов, которые для него являются наиболее важными. Частные виды потенциалов, предназначенные для определения уровня конкурентоспособности предприятия в целом имеют собственные цели, а также систему свойственных только им критериев, предназначенных для оценки конечных результатов практического использования. Если числовые оценки конечных экономических показателей оказываются поданному предприятию выше или ниже, чем у главных его конкурентов из состава стратегической группы, то появляется возможность определить сильные или слабые стороны в предпринимательской деятельности.

В основу построения системы управления конкурентоспособным потенциалом предприятия должна быть положена концепция с научным обоснованием, учитывающая, особенности организации и функционирования деятельности предприятия, его положение на целевом рынке и состояние внешней среды.

Хорошие знания внешней среды дают высшему менеджменту предприятия возможность оперативно реагировать на возникшие угрозы, а также разрабатывать необходимые мероприятия, которые позволяют учесть и предотвратить эти угрозы, а так же и извлечь из ситуации новые выгоды для укрепления собственных позиций.

Конкурентный потенциал предприятия - системное образование ресурсов, которое характеризуется соответствующими количественными и качественными параметрами и отражает возможности активного, динамического саморазвития в процессе целенаправленной деятельности в условиях быстро изменяющейся внешней среды.

Общий конкурентный потенциал предприятия как субъекта рынка представляется его интегральным конкурентным потенциалом. Охарактеризуем различные виды частного конкурентного потенциала и приведем основные показатели оценки, определяющие конечный результат от его практического использования.

Внешняя среда оказывает достаточно сильное влияние на уровень конкурентоспособности предприятия, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Принятые на этих уровнях законодательные или иные решения могут препятствовать успешной деятельности предпринимательских структур или, наоборот, создавать для них благоприятные условия. Такие условия именуются предпринимательским климатом, который может обеспечивать получение предприятиями некоторых преимуществ в достижении желаемого ими уровня конкурентоспособности.

Применительно к предприятию менеджмент - система управления производством, предназначенная для реализации стратегических целей и сформулированная в миссии предприятия.

Показатели оценки конечных результатов использования потенциала менеджмента на предприятии:

§эффективность использования привлекаемых инвестиций (заемного капитала);

§эффективность использования собственного основного и оборотного капитала;

§коэффициенты использования производственных площадей, а также складских помещений;

§коэффициенты использования испытательных стендов (если речь идет о машиностроительной промышленности);

§коэффициенты, отражающие полноту использования рабочего времени основными и вспомогательными работниками.

Ресурсный потенциал - интегральная числовая оценка эффективности использования в процессе предпринимательской (коммерческой) деятельности различных видов ресурсов, необходимых для производства и сбыта готовой продукции.

Ресурсный потенциал можно разделить на две группы: технико - технологический и кадровый потенциал.

Ресурсы - это вид потенциальных ценностей, необходимых для нормального осуществления какого-либо вида экономической деятельности, определенный набор необходимых факторов производства, предназначенный для достижения стратегических целей или решения стратегических и иных задач.

Производственные затраты - это истраченные в процессе изготовлений готовой продукции разного рода ресурсы.

Сбытовой потенциал - наличие реальной возможности у предприятия производить и продавать товары не только в объеме завоеванной им доли целевого рынка, но и значительно превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры).

Данный вид потенциала иногда относят к компетенции системы маркетинга. Однако вполне возможен вариант и самостоятельного его рассмотрения. Целевые установки и основные долгосрочные решения в предпринимательской деятельности предприятия разрабатываются обычно исходя из приоритета рыночной информации о сбыте над сферой производства продукции. Это значит, что стратегические решения принимаются на основе учета показателей, предназначенных для оценки сбытового конкурентного потенциала.

.2 Потенциал жизненного цикла предприятия

Потенциал жизненного цикла предприятия - ситуация, когда у предприятия имеются (или отсутствуют) объективные предпосылки для дальнейшего успешного развития бизнеса. Предприятия, которые находятся на заключительной стадии своего развития (жизненного цикла), таких предпосылок обычно не имеют или они близки к нулю.

Продолжительность жизненного цикла предприятия для различных стран разных отраслей отличается.

Этапы жизненного цикла предприятия:

§Рост.

§Зрелость.

§Распад.

Чаще всего специалисты выделяют следующие типовые этапы:

§зарождение предприятия;

§рост деловой активности и финансово-экономической стабильности предприятия;

§зрелость;

§спад.

.3 Инновационный потенциал

Инновационный потенциал - готовность и способность предприятия осуществлять впервые или воспроизводить ту или иную инновацию; совокупность кадровых, материально-технических и информационных ресурсов (в виде накопленных знаний), предназначенных для решения стоящих перед хозяйствующей организацией проблем научно-технического развития, а также непрерывное использование этих ресурсов, что создает возможность для осуществления научно-технической и организационной деятельности по решению задач развития продукта и производственной системы.

Показатели оценки эффективности реализации инновационного потенциала:

§количество внедренных инновационных проектов в течение определенного периода (например, года);

§объем инвестиций, затраченных на реализацию инновационных проектов;

§суммарный экономический эффект и эффективность от реализации внедренных в течение определенного периода инновационных проектов.

Производственный потенциал - потенциальный объем производства продукции; потенциальные возможности основных фондов и оборотных средств; потенциальные возможности использования сырья и материалов; потенциальные возможности профессиональных кадров; финансовый потенциал.

Критерии, оценки, конечные результаты использования производственного потенциала:

§уровень использования производственной мощности;

§объем реализуемой продукции за определенный период;

§удельный вес в производственной программе продукции высшей категории качества;

§наличие достаточно полного сформированного портфеля заказов (заявок на поставку продукции):

§уровень обеспеченности оборотным капиталом;

§рыночная стоимость предприятия (капитализация);

§производительность труда (выработка);

§материалоемкость.

.4 Логистический потенциал предприятия

Логистический потенциал - отражает способность предприятия реализовывать логистические функции и операции при достижении максимально возможных конечных результатов и минимально необходимых затрат.

Потенциал предприятия не является постоянной величиной, он подвержен изменениям, в нормальных условиях (в сравнении с другими характеристиками предприятия) имеет более высокую степень устойчивости, проявляет замедленную и ослабленную реакцию на положительные воздействия. Разрушительные воздействия могут иметь достаточно быстрый эффект, например, если на металлургическом предприятии остановить доменную печь, то его потенциал может упасть едва ли не до нуля.

2.Практический блок

.1 Краткая характеристика «НПП-ЛОГОС»

Исследуемая организация ООО «НПП - Логос» (Общество с ограниченной ответственностью). Главный офис компании расположен по адресу: адрес 630032, г Новосибирск, ул. Большая, 256а. Вид экономической деятельности - оптовая и розничная торговля текстильными и галантерейными изделиями.

На складе «НПП - Логос» хранится около 20000 позиций.

Помимо продажи, «НПП - Логос» занимается производством и сбором карнизов. Сборка и нарезка фурнитуры до нужных размеров происходит в специально оборудованном фурнитурном цехе.

С учетом продавцов в магазинах розничной сети, в организации работает около 600 человек. В самой организации работает около 500 сотрудников, работающих в таких отделах, как: отдел кадров, оптовый и розничные склады, отдел снабжения, региональный отдел, отделпроизводства.

Миссия организации звучит так: ООО «НПП-Логос» предоставляет качественные ткани для шитья. Шейте с легкостью!

Ценности организации: 1) первым делом - потребитель; 2) качественные материалы - главный фактор при закупке и производстве; 3) получение прибыли

Цель: упростить приобретение текстильной продукции «для тех, кто шьет».

Стратегия: продажа качественной продукции в розницу и оптом.

Тактика: «Быстро и качественно».

Проекты: Строительство магазинов в посёлке Линёво.

На работу организации «НПП - Логос» влияют различные факторы внешней среды, такие как политическая обстановка, экономика в стране, а так же политические взгляды и законодательство. Позволяет учесть все эти факторы PESTEL - анализ и сделать выводы по завершению анализа.

Таблица 1. - PESTEL - анализ для организации ООО «НПП - Логос»

PПолитикаEЭкономика1) Международные отношения (Германия, Испания, Китай) 2) Стабильность политической ситуации в стране1) Развитие отрасли «текстильная продукция» 2) Жизненный цикл отрасли (отрасль развивается и растёт, как и сама лёгкая промышленность). 3) Курс валюты т.к. основной поток материалов на склады «НПП-Логос» поступают из-за границы 4) Инфляция - связана с ростом цен на материалы (16.7%)SСоциумTТехнологии1) Качество жизни граждан - связана со способностью приобретения товаров. 2) Отношение общественности к организации (отзывы граждан о продукции организации).1) Программы (1С предприятие, 1С склады) 2) Использование систем телекоммуникации (Skype, mail, телефонная линия) - с помощью электронных программ используется в общении с клиентами, поставщиками и филиалами в других городах. 3) Технология радиочастотной идентификации (RFID).LЗаконодательствоEЭкология1) Законы - ФЗ Стандарты - ТУ - 204 (раскрой и оверлок), ТУ 5284-002-86335980-2012, №123-ФЗ (требования пожарной безопасности).1) Утилизация металлической стружки приводит к загрязнению воздуха из-за вредных веществ, которые выделяются при обработке пластика.

Таким образом, на основании проведённого PESTELнеобходимо сделать следующие выводы: что решающие факторы для ООО «НПП-Логос» - экономика, технологии,

Пять конкурентных сил Портера позволяют проанализировать и определить те факторы, которые влияют на деятельность «НПП-Логос» и сделать выводы.

Таблица 2. Пять конкурентных сил по портеру

1) ПотребителиОсновными потребителями «НПП - Логос»: 1) юридические лица (B2B); 2) физические лица (B2C); 3) Государственные компании (B2G).Требованиями к продукции «НПП - Логос» со стороны клиента: качество, цена, ассортимент, логистика организации.2) ПоставщикиВ организации присутствуют такие виды ресурсов как: 1) Материальные (сырьё, фурнитура); 2) Финансовые (денежные средства); 3) Информационные (документы); 4) Человеческие ресурсы (персонал); 5) Технологии (технологические разработки и методики).Все вопросы в области доставки и транспортировки обговариваются заранее (отделом транспортировки). Оплата за предоставляемые услуги от поставщика оплачиваются только при получении сырья. 3) КонкурентыОсновные конкуренты «НПП-Логос» ЗАО «Позиция», ООО «Неотек», ООО «Нартек-Сиб», ООО «СТАР ТЕКС», ООО «Сибтекстиль-н». На экономическую деятельность «НПП-Логос» конкуренты влияют не значительно. Эти компании занимаются оптовой и розничной продажей тканей, шторной фурнитурой и более мелкой тканной продукцией. К сильным сторонам организаций относится хорошее качество продукции и проверенная годами надёжность. К слабым сторонам относятся то, что на складах этих компаний вмещают меньшее количество сырья по сравнению с «НПП-Логос».4) Потенциальные конкурентыЗАО «Позиция», ООО «Неотек», ООО «Нартек-Сиб», ООО «СТАР» - эти организации делят рынок с ООО «НПП-Логос».На экономическую деятельность «НПП-Логос» конкуренты влияют не значительно т.к. цена у конкурентов на товары и услуги та же, но ассортимент ниже, чем у «Логос».5) СубститутыООО «Текстиль для дома»Организация «Текстиль для дома» предлагает создать свой орнамент штор, а так же предоставляет услуги печати изображений и фотографий на постельном белье. Ещё к субститутам относятся жалюзи, но уход за ними и стоимость их значительно дороже и не влияет на рынок текстильной продукции.

Вывод: исходя из анализа можно сказать, что основными факторами, которые влияют на деятельность ООО «НПП-Логос» - потребители, поставщики и потенциальные конкуренты.

Не стоит забывать и о внутренней среде организации, анализируя её как сильные, так и слабые стороны с помощью с SNW - анализа, и проведение определённых выводов для дальнейшего пере смотрения проблем и их решения.

Таблица 3 SNW - анализ «НПП-Логос»

№ПоказателиСильная сторонаСлабая сторонаКомментарий (Обоснование с цифрами)Область производства1Обеспеченность сырьём и материалами+Организация «НПП - Логос» сотрудничает с проверенными поставщиками, которые добросовестно выполняют свои обязательства без перебоев. Все материалы покупаются на сумму 300 тысяч рублей.2Наличие парка оборудования+В наличии организации имеются автомобили с грузоподъёмностью 2.5 (5 ед.) и 5 тонн (5 ед.), которые доставляют грузы в магазины розничной сети «Логос».3Местонахождение производства и инфраструктуры+Производственный цех расположен удобном месте (ул. Большая 256А), где пролегает высокоскоростная трасса, которая позволяет, как отправлять, так и отправлять груз.4Экология-При обработке и отрезки метала, остаётся металлическая стружка, которая вредит работнику цеха, помимо этого,5Контроль качества+Всё производство основано на ручной работе, и тщательном контроле качества, в соответствии с нормами ТУ (раскрой и оверлок), ТУ 5284-002-86335980-2012, №123-ФЗ.6Патенты и торговые марки_«НПП - Логос» продаёт свою продукцию под собственным брендом, который не очень популярен в розничной продаже, однако в оптовой продаже с организацией сотрудничают около сотни юридических лиц.7Качество технологий_Организация развивает свои технологии только по необходимости, устаревшие технологии значительно замедляют производство.8Структура-В производстве задействован один человек, что негативно сказывается на темпе производства, но позволяет сократить издержки по оплате труда.9Издержки+Организация тщательно анализирует производство на наличие издержек, с помощью ПО «1С». С помощью программы составляется расчёт по реализованной продукции и наличие нереализованной фурнитуры. По окончанию создаётся таблица, по которой и регулируется закупка для производственных нужд.

Таким образом, сильные стороны организации: обеспеченность сырьём и материалами, наличие парка оборудования, местонахождение производства и инфраструктуры, контроль качества, издержки, а к слабым сторонам относится: патенты и торговые марки, экология, качество технологий и структура.

При формировании стратегии организации «НПП-Логос» необходимо составить SWOT - анализ, так как в стратегии прописывается прогнозируемые угрозы для дальнейшего их решения.

Таблица 4. SWOT - анализ «НПП-Логос»

ВозможностиУгрозыСильные стороны: 1) Обеспеченность сырьём и материалами; 2) Наличие парка оборудования; 3) Местонахождение производства и инфраструктуры; 4) Контроль качества; 5) Издержки.Сила и возможности: 1-1) Возможность безостановочного производства во время подъёма спроса; 1-2) Возможность перевозки грузов по территории Новосибирска и Новосибирской области; 1-3) Месторасположение позволяет отправлять и принимать фуры с большой грузоподъёмностью.Сила и угрозы: 1-1) В связи со снижением стоимости валюты «рубль», прогнозируются увеличения издержек; 1-2) В связи с кризисом, закупочная способность организации снизится так, как выросла иностранная валюта.Слабые стороны: 1) Экология; 2) Патенты и торговые марки; 3) Качество технологий; 4) Структура.Слабости и возможности: 1-1) Повышение известности собственного бренда, с помощью СМИ. 1-2) Подготовка работников для выполнения процессов за меньшее время.Слабости и угрозы: 1-1) Из-за недостатка персонала в организации высока вероятность снижения производительности в случае повышения спроса. 1-2) Сокращение количества сотрудников, в связи с положением в стране.

Вывод: Таким образом, организации ОАО «НПП-Логос» стоит решить вопросы с недостатком сотрудников.


Заключение

В рыночной экономике конкурентоспособность один из важных факторов, а чтобы добиться этого организации необходимо реализовывать свой стратегический потенциал, чтобы опередить своих конкурентов, а если этого не произойдёт, то покупатели не станут обращать на продукцию организации внимание в угоду более качественному и более затратному товару.

Список литературы

1 Каталъко В. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм // Персонал-микс, 2003. - 1 декабря // - www.personal-mix, m

Современный словарь иностранных слов. Около 20000 слов. - M: Рус. яз., 1993. - 740 с.

. Лопатш В. А, Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь / Изд. 7-е, испр. и доп. - M.: Рус. яз., 2001. - 882 с.

. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / Изд. 4-е, доп. - M.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А. M. Прохоров / Изд. 4-е. - M.: Сов. энциклопедия, 1987. - 1600 с.

. Большая Советская энциклопедия. Том 20. - M.: Изд-во БСЭ, 1975 г.

. Шафиков M. Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания^ 2002, No I, с. 236-246.

. Большой энциклопедический словарь // www.vedu.ru

. Неживенко Е.А. Образовательный потенциал как элемент совокупного экономического потенциала машиностроительного предприятия // Вестник Оренбургского Государственного Университета, 2002, No 4, с. 163-170.

. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия - M: Экономика, 2002. - 559 с,

. Аткина Н.А., Ханжина В, Л., Попов Е.В. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом, 2003, No 2, с. 3-12.

Похожие работы на - Стратегический потенциал

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!