Процесс урегулирования проблемы Ирана в контексте проблемы нераспространения оружия массового уничтожения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    197,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Процесс урегулирования проблемы Ирана в контексте проблемы нераспространения оружия массового уничтожения

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИРАНСКОЙ ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия

1.2 Этапы развития иранской ядерной программы

Выводы по разделу один

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИРАНА

2.1 Опыт урегулирования проблемы нераспространения оружия массового уничтожения в отношении Ирана

2.2 Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США       

Выводы по разделу два       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. За более чем сорокалетний период дело нераспространения ядерного оружия достигло немалых успехов. Режим, основой которого является Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (ДНЯО), стал инструментом, позволившим международному сообществу избежать угрозы появления «десяти, пятнадцати или двадцати стран, обладающих ядерным оружием», о которой предупреждал президент США Джон Кеннеди в 1960 г. В результате сейчас в мире меньше стран, имеющих программы по разработке ядерного оружия, чем в 1970-е и 1980-е годы.

Исследование современного состояния международного режима нераспространения ядерного оружия является насущной и значимой для национальных интересов России задачей. В научном плане анализ проблем нераспространения ядерного оружия в рамках такой важной сферы изучения международных отношений, как национальная и международная безопасность, не менее актуален.

Объектом изучения является проблема нераспространения оружия массового уничтожения.

Предметом исследования выступает процесс урегулирования проблемы Ирана в контексте проблемы нераспространения оружия массового уничтожения.

Цель работы состоит в изучении процесса урегулирования проблемы Ирана в контексте проблемы нераспространения оружия массового уничтожения.

Достижение цели работы предполагает решение ряда исследовательских задач:

) охарактеризовать иранскую ядерную программу и сохранение режима нераспространения ядерного оружия;

) рассмотреть этапы развития иранской ядерной программы;

) описать опыт урегулирования проблемы нераспространения оружия массового уничтожения в отношении Ирана;

) охарактеризовать сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США.

Степень разработанности темы. Гаджиев К.С., Костин А.И., Лебедева М.М., Мурадян А.А., Павлов Ю.М., Поздняков Э.А., Хрусталев М.А., Цыганков П.А. и др. заложили фундамент теоретических исследований по широчайшему кругу вопросов и проблем теории международных отношений, мировой политики и мирового политического процесса. Такие исследователи, как Арбатов А.Г., Баталов Э.Я., Богатуров А.Д., Мальков В.Л., Уткин А.И. и др., в своих исследованиях делали акцент на комплексном анализе феномена проблемы нераспространения оружия массового уничтожения в рамках регионального и мирового политического процесса.

Основными методами нашей работы стали общенаучные методы: анализ, синтез. А также частнонаучный метод, такой как анализ документов.

Структура работа подчинена логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

иран ядерный дипломатический оружие

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИРАНСКОЙ ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

.1 Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия

Исламская Республика Иран приступила к освоению ядерной энергии в середине 50-ых годов XX века, когда был основан Атомный центр Тегеранского университета. При шахском режиме, в середине 70-х годов, Иран принял обширную программу строительства ядерных реакторов. К 2000 году планировалось затратить 30 миллиардов долларов на запуск 23 блоков. Ядерная программа была прекращена во время исламской революции, произошедшей в 1978 году - идеологические предшественники нынешних иракских лидеров не намеревались создавать атомную бомбу. Духовный лидер исламской революции Аятолла Хомейни после прихода к власти в 1979 году немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере, поскольку считал ядерное оружие аморальным и бесчеловечным.

Косвенным виновником начала военных ядерных исследований Ираном стал Саддам Хусейн. Во время ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) иракская армия активно использовала химическое и ракетное оружие против Ирана. Иранская армия была абсолютно не готова к таким методам ведения боевых действий и понесла огромные потери. Ракетные атаки на Тегеран и другие крупные города заставили Иран пойти на заключение перемирия, и одновременно - пересмотреть отношение к ОМУ.

На решение Ирана повлияли и соседи. Пакистан и Индия активно разрабатывали свои атомные бомбы, Израиль обладал ядерным оружием, хотя и не признавал это. Кроме того, «в Персидском заливе постоянно присутствовали корабли ВМФ США, оснащенные ядерным оружием» [7, с. 68].

К этому времени в Иране были разведаны достаточно богатые месторождения урана. Развертывая ядерную программу, Иран столкнулся с главной проблемой - нехваткой специалистов. Основными источниками знаний и технологий в ядерной сфере для Ирана стали Россия и Китай.

В начале 1990-х годов Иран начал активно направлять своих студентов на профильные факультеты российских ВУЗов, воссоздавать научно-исследовательскую инфраструктуру, необходимую для создания ядерного оружия.

В 1991 году Иран решил достроить АЭС в Бушере, впоследствии ставшую «камнем преткновения» в отношениях России и США. Он обратился за помощью к бывшим германским подрядчикам, но те, по рекомендации своего правительства, отказались продолжить работы. Неудачей закончились переговоры Ирана с Китаем и Бразилией. В результате, в 1995 году был заключен договор с Россией.

Поначалу все атомные объекты регулярно проходили проверку инспекторов МАГАТЭ. Однако уже в 1991 году Иран запретил инспекторам МАГАТЭ посещать свои ядерные объекты без заблаговременного предупреждения о визите.

В последние годы работы по иранской военной ядерной программе ускорились. Так, в феврале 2003 г. Иран признал факт установки 100 центрифуг для обогащения урана на экспериментальном производстве в Натанзе, планируя к концу года увеличить их количество до 900. Там же расположены подземные помещения общей площадью 60 тыс. кв. м, которых достаточно для размещения до 50 тыс. центрифуг. В мае 2003 г. Франция предоставила группе ядерных поставщиков материалы, обвиняющие Иран в осуществлении военной ядерной программы. В августе 2003 г. МАГАТЭ опубликовала доклад, согласно которому на ядерных объектах Ирана были обнаружены следы наличия высокообогащенного урана, пригодного для изготовления ядерного оружия. В 2004 году эта же организация пришла к выводу, что Иран получил в свое распоряжение центрифуги, необходимые для обогащения урана и обычно используемые для получения военных материалов [9].

В настоящее время Иран строит завод по производству тяжелой воды в Араке и планирует построить тяжеловодный исследовательский реактор в Карадже, который может быть использован для наработки плутония. Тем не менее, наибольшую опасность для мирового сообщества сейчас представляет урановая военная программа Ирана, поскольку создать ядерную бомбу на основе высокообогащенного урана существенно легче, а процесс его обогащения, по-видимому, уже налажен.

До сих пор Иран не согласился полностью рассекретить свои ядерные программы и допустить на все объекты международных инспекторов.

О вступлении в «промышленную стадию» производства ядерного топлива заявил глава Организации по атомной энергетике Ирана Голямреза Агазадех, выступая перед собравшимися на заводе по обогащению урана в Натанзе. Ранее Иран отклонил неоднократные требования резолюций Совета Безопасности ООН приостановить обогащение расщепляющихся материалов. 24 марта 2007 года СБ ООН единогласно принял «резолюцию, ужесточающую санкции в отношении Ирана за его отказ приостановить обогащение урана» [15, с. 217].

Одной из целей иранской ядерной программы является достижение самодостаточности в сфере обеспечения ядерным топливом. Для того, чтобы быть способными производить топливо собственными силами, Иран создаёт систему добычи и переработки урановой руды, а также конверсии и обогащения урана.

Проект «Язд Саганд» предназначен для добычи урана из природной руды. Здесь уран добывается с глубины 350 метров и транспортируется на завод в Ардакане, где с помощью различных физических и химических процессов уран превращается в «жёлтый порошок». Далее на установке в Исфахане, из «жёлтого порошка» получают гексафторид урана (UF6), металлический уран и диоксид урана. Два последних - это основные компоненты ядерного топлива. UF6 является главным сырьём для обогатительной установки в Натанзе. Деятельность Ирана в Натанзе сводится к созданию завода по обогащению урана для производства ядерного топлива для различных типов АЭС, использующих низкообогащённый (от 3 до 5%) уран.

Самым мощным из действующих реакторов является исследовательский реактор TRR в Тегеране (5 МВт). Это бассейновый легководный реактор, построенный американскими специалистами по американскому же проекту в 60-е годы XX века. Официальной датой первого достижения критического состояния считается 1 ноября 1967 года. Стартовая цена контракта на строительство - 5 миллионов долларов. Поставленное из США ядерное горючее представляло собой оружейный уран 93%-ого обогащения. В 1992 году Аргентина под эгидой МАГАТЭ провела модернизацию реактора TRR с целью перевести его на работу с топливом 20%-ого обогащения, а также продала Ирану более 100 кг 235U требуемого обогащения (стандартная загрузка активной зоны TRR составляет 5,7 кг 235U).

В Исфахане работает миниатюрный исследовательский реактор MNSR мощностью 30 кВт. Это - реактор импульсного типа, построенный Китаем. В Исфахане имеются также несколько экспериментальных реакторов нулевой мощности китайского производства.

По данным, приводимым агентством Washington ProFile, большинство экспертов убеждено в том, что Ирану потребуется 5-10 лет для получения оружейного урана в количестве, достаточном для создания ядерного заряда. Однако насколько верен этот прогноз - неизвестно, поскольку за последние полтора десятилетия в отношении ядерной программы Ирана было сделано множество несбывшихся и противоречивых предсказаний.

Последний по времени авторитетный прогноз, данный международной экспертной организацией International Crisis Group, сводится к тому, что «Ирану нужно 5-7 лет для начала крупномасштабного процесса обогащения урана и еще 5-6 лет для получения достаточного для создания ядерного заряда количества урана, а также что иранским ядерщикам не хватает специальных знаний, технологий и оборудования» [14, с. 14].

В последнее время одна из ключевых проблем международной политики связана с ядерной программой Ирана. США подозревают Иран в тайной разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики «двойного стандарта», уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция - предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Ряд российских экспертов считает, что можно найти выход из этой проблемы, которая приобрела международный характер и оказывает непосредственное влияние на уровень международной безопасности стран как Ближнего и Среднего Востока (БСВ), но требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля (приложение А).

БСВ является крайне взрывоопасным регионом. С одной стороны, здесь сосредоточены огромные энергетические ресурсы, без использования которых само существование экономики США и Европы становится невозможным. С другой - именно здесь находятся базы международного терроризма, периодически обостряется арабо-израильский конфликт, а ряд государств, такие как Сирия и Иран, причислены американским президентом к «оси зла». Здесь сосредоточены значительные запасы вооружений и военной техники, некоторые государства, например Сирия, имеют запасы химического и бактериологического оружия, а Израиль является неофициальным членом «ядерного клуба».

В последние десятилетия на БСВ сложилась достаточно сложная ситуация в области международной безопасности. Ряд государств региона начали программы создания ядерного оружия как единственного средства спасения от существующих внешних угроз. При этом их руководство осознавало, что «поставленная цель может быть достигнута только за счет крайнего напряжения всех внутренних ресурсов, и учитывало возможность применения санкций со стороны Совета Безопасности ООН» [16, с. 214]. Политика официальных ядерных государств, которые не только не стремились уничтожить собственное ядерное оружие, а наоборот - осуществляли программы его модернизации; также способствовала этому. Кроме того, военная акция США против Ирака, приведшая к смене режима Саддама Хусейна, вызвала обеспокоенность руководства ряда стран БСВ. Нельзя не учитывать и стремление некоторых государств региона к завоеванию более высокого международного статуса. В результате политические элиты этих государств стали одобрительно относиться к перспективе появления в их странах ядерного оружия как надежного средства защиты от любых посягательств извне. Наибольшие успехи в этой области достигли Израиль и Иран.

.2 Этапы развития иранской ядерной программы

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который вступил в силу 5 марта 1970 года, был заключен на 25 лет, а затем продлен бессрочно в 1995 году. В настоящее время участниками договора являются около 190 государств. ДНЯО юридически закрепил статус ядерных держав за пятью странами (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция), остальным было предложено присоединиться к нему в статусе неядерных государств с целью предотвращения распространения ядерного оружия. Статья 6 ДНЯО призывает к «добросовестному ведению переговоров на основе доверия», а также к прекращению гонки вооружений и ядерному разоружению. В основные задачи договора, кроме обеспечения международной безопасности и нераспространения, входит также содействие международному сотрудничеству в сфере мирного использования ядерной энергии. Поскольку ДНЯО был принят под эгидой ООН, ответственным за его исполнение стала одна из дочерних структур Организации Объединенных Наций - Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Ядерную программу Ирана можно условно разделить на два этапа.

Первый этап. Начало первого этапа иранской программы ядерной энергетики было положено в 1960 г. строительством при Тегеранском университете с помощью США ядерного исследовательского центра с реактором мощностью 5 мегаватт. Тогда же между Ираном и Францией было подписано «соглашение о сотрудничестве в деле очистки и обогащении урановых руд, в строительстве реакторов были задействованы также китайские и немецкие фирмы» [16, с. 219].

В начале 70-х гг. в Иране появилась программа создания сети атомных электростанций (всего до 20 АЭС). Ее инициатором был последний иранский шах Мохаммед Реза Пахлеви, который полагал, что развитие атомной энергетики для Ирана гораздо выгоднее и перспективнее, чем сжигание на тепловых электростанциях нефти и газа, являющихся невосполнимым источником валютных поступлений и ценным источником сырья для национальной нефтехимической промышленности.

К развитию национальной атомной энергетики шаха подталкивал ряд факторов:

) обнаружение на территории Ирана залежей урановых руд;

) необходимость быстрого покрытия возникшего дефицита электроэнергии;

) готовность западных стран в короткие сроки построить первые несколько АЭС;

) наличие свободных средств [20, с. 92].

Иран тогда твердо заявлял об исключительно мирной направленности его ядерной стратегии.

В 1958 году Иран стал членом МАГАТЭ. В 1963 году Иран подписал Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. 2 февраля 1970 года Иран вступил в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Иран изначально был среди тех, кто подписал договор о нераспространении ядерного оружия и изъявлял готовность поставить все свои ядерные объекты под контроль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Все его объекты были открыты для инспекции данной организации.

Главным партнером шахского Ирана по созданию основ его атомной электроэнергетики с начала 70-х гг. были ФРГ и Франция. Реализация проектов шла быстрыми темпами, однако сначала революция 1979 г., а затем многолетняя ирано-иракская война помешали завершению работ.

Второй этап. Пришедший к власти в Иране после 1979 г. исламский режим, стремящийся к экспорту исламской революции, был заинтересован в дальнейшем развитии начатой программы ядерной энергетики. Однако свержение шаха и установление исламского правления привело к тому, что отношения Тегерана с Западом обострились, и все попытки иранской стороны возобновить строительство АЭС с помощью прежних партнеров оказались безуспешными. Вашингтон пристально следил за тем, чтобы и другие страны, к которым Тегеран обращался, не соглашались на сотрудничество в ядерной области.

В условиях возросшего уровня противостояния с США, а также ирано-иракского конфликта в ИРИ была разработана секретная директива, подписанная бывшим президентом А.А. Хашеми-Рафсанджани, согласно которой приобретение ядерного оружия служит стратегической гарантией сохранения исламского режима в Тегеране. В ней выделяются следующие пункты:

. использование всех возможностей для приобретения необходимой технологии производства ядерного оружия;

. отправка в различные государства специалистов для сбора необходимой информации, проникновение в ядерные и технологические центры в целях разведки;

. создание секретных ядерных центров, предприятий, которые могли бы не только дополнять друг друга, но и проводить работы в автономном режиме [20, с. 87].

Однако существенных достижений в этой области Иран не добился в том числе и в связи с эмбарго, наложенным Соединенными Штатами и рядом западных стран.

В 1992 г. между Россией и Ираном заключено соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, а в 1995 г. Россия подписала соглашение о завершении строительства первого блока АЭС в Бушере. Строительство Бушерской АЭС начато в 1998 г.

Между тем, Вашингтон заявил, что Иран находится на пути к созданию собственного ядерного оружия. Западные эксперты заявили, что, хотя прямых доказательств создания Ираном ядерного оружия пока нет, он делает настойчивые попытки получить ядерные технологии двойного применения.

В 2002 г. президент США Джордж Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые финансируют террористов и стремятся завладеть ядерным оружием. США пытаются добиться международной изоляции Ирана, чтобы не допустить создания этой страной ядерной бомбы. Однако усилия США наталкиваются на противодействие со стороны Франции, Германии и Великобритании, а также России, связанной с Ираном контрактами на поставку военной техники и строительство АЭС в Бушере.

В конце 2003 года главы МИД Франции, Германии и Великобритании убеждают Иран согласиться на подписание дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия, который позволяет инспекторам МАГАТЭ проверять любой иранский объект. Этот документ, однако, так и не был ратифицирован иранским парламентом, а потому Иран зачастую игнорирует требования инспекторов МАГАТЭ о проверках. Инспекторам МАГАТЭ всё же удалось обнаружить в Иране центрифуги для обогащения урана.

В июне 2003 года Израиль, озабоченный ядерной программой Ирана, подписывает «контракт о покупке 5 тысяч управляемых бомб производства США, предназначенная для уничтожения объектов, расположенных глубоко под землей. В своё время Израиль провёл успешный авиудар по иракскому ядерному центру» [21, с. 23].

В сентябре 2004 г. США согласуют с Великобританией, Францией и Германией текст резолюции МАГАТЭ, требующей от Ирана рассекретить все его ядерные программы. Европейские страны заявляют о намерении резко ужесточить давление на Иран в этой связи.

В ноябре 2004 года в Париже между Ираном и «европейской тройкой» было достигнуто соглашение по ядерной энергетической программе ИРИ. В рамках этого соглашения Тегеран взял на себя обязательство приостановить программы обогащения урана и распространить режим на более широкую сферу деятельности, относящуюся к данной программе, включая производство и импорт центрифуг и их частей, сборку и тестирование газовых центрифуг, работы, связанные с плутонием или ураном.

В начале января 2006 года Тегеран уведомил МАГАТЭ о начале 9 января 2006 года практических исследований в области технологий создания ядерного топлива, подчеркнув при этом, что «все исследования в ядерной области будут проводиться в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и под контролем МАГАТЭ» [21, с. 22].

января 2013 г. группа американских ученых опубликовала отчет, в котором подчеркивается, что к середине 2014 года у Ирана будет достаточно обогащенного урана для производства одной или нескольких ядерных бомб. В докладе отмечается, что США должны усилить режим санкций против Ирана, прежде чем точка невозврата будет достигнута.

В ноябре 2013 года Франция, Германия, Великобритания, Китай, Россия, Япония, США и Иран провели переговоры. Итогом конференции стал снятие санкций против Ирана со стороны стран Евросоюза, США, Канады, а также Японии и Австралии. Но Франция и Израиль до сих пор настаивают на возобновление санкций против Ирана.

Современное состояние гражданской ядерной программы Ирана характеризуется рядом проблем: отсутствие необходимого оборудования (АЭС, реакторы), недостаток специалистов и ядерных материалов. Страна может справиться со стоящими перед ней проблемами в этой области только с помощью обширного сотрудничества с зарубежными странами. Производственная и научная база для исследований в области ядерной энергетики и создания ядерного оружия в Иране есть. Можно предположить, что Иран в ближайшее время сможет овладеть секретом создания и производства ядерного оружия. Есть сведения, что в ИРИ уже собрано три ядерных устройства, идет их доработка и совершенствование. Следующим этапом иранской ядерной программы может стать испытание ядерного оружия.

Одним из условий, способствующих выполнению ядерной программы, служит наличие в Иране больших природных запасов урана. Запасы руды в нем оцениваются в 3-5 млн. тонн, ее качество соответствует мировым показателям. Важнейшая роль в выполнении ядерной программы отводится атомной энергетике. Считается, что ввод в эксплуатацию двух АЭС в районе Бушера позволит Ирану ежегодно получать до 670 кг плутония-239, что вполне достаточно для производства 70-80 ядерных устройств мощностью до 20 килотонн каждое.

Кроме того, очень важным показателем являются работы по созданию в Иране средств доставки ядерных зарядов. Западные обозреватели обращают внимание на тот факт, что в настоящее время Иран уже выпускает баллистические ракеты малой дальности (БРМД) «Скад» и завершает разработку баллистической ракеты средней дальности (БРСД) «Шахаб-4». Иран изготовил и продемонстрировал опытные образцы «Шахаб-3» и четырежды испытал их-  в июле 1998 г., июле 2000 г., сентябре 2000 г. и в мае 2002 г.

Для России получение Ираном ядерного оружия представляет не меньшую угрозу, чем для США. И обусловлено это несколькими причинами:

. Иран может рассматриваться как потенциальный источник военных угроз;

. Иран стремится к политическому и геополитическому влиянию в Закавказье, что отрицательно скажется на политике РФ по сохранению своего политического и экономического присутствия в данном регионе;

. Иран традиционно рассматривается как основная материально-техническая и идеологическая база исламских движений, в том числе и сепаратистского толка;

. Иран может рассматриваться как конкурент России на мировых рынках нефти и газа [18, с. 365].

Иранская ракетная программа даст мощный толчок дальнейшему вооружению Ближнего и Среднего Востока, поскольку объективно потребует создания и совершенствования противоракетной обороны Израиля и стран Персидского залива. Можно утверждать, что создание ракетно-ядерного щита в Иране идет форсированными темпами, несмотря на заявления официальных властей. Не последнюю роль в этом сыграли причисления Ирана к «оси зла» и разработка США планов ударов по этому государству.

В любом случае о наличии или отсутствии у Ирана ядерного оружия можно будет судить только тогда, когда появится достоверная информация об испытании этой страной атомного устройства. На сегодняшний день никаких фактических данных об этом нет.

Кампания по обвинению Тегерана в создании ядерного оружия, развернутая Вашингтоном и направленная на создание предпосылок по оказанию военно-политического давления на ИРИ, призвана внести изменения в расстановку сил в регионе, а также усилить позиции США в этом стратегически важном районе мира.

Перспектива создания Ираном ядерного оружия, с учетом уже имеющихся у него ракетных средств его доставки может изменить общее соотношение сил в регионе и снизит уровень безопасности Израиля. В зоне досягаемости оружия оказались бы другие союзники США в регионе - Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, а также американские вооруженные силы, базирующиеся в районе Персидского залива. Большинство арабских государств ближневосточного региона с опаской относятся к политическому и военному лидерству ИРИ в мусульманском мире. Они отнюдь не заинтересованы в усилении позиций Ирана в «их Арабском заливе» и в целом на Ближнем и Среднем Востоке и дистанцируются от Тегерана. В этой связи возникает парадоксальная ситуация: «при несомненном возрастании роли Ирана, укреплении его мощи на практике у Тегерана явно ощущается дефицит союзников, и, прежде всего на Ближнем Востоке» [12, с. 173].

Таким образом, слабостью Договора о нераспространении является то, что он не может обеспечить равные условия и доступ всех стран мира к реализации программ мирной ядерной энергетики и в то же время обеспечить гарантии безопасности для неядерных стран. Вместо универсальных для всех принципов пока в ядерной сфере господствуют частные интересы, а зачастую двойные стандарты. Об этом, в частности, свидетельствует своеобразная американская трактовка ДНЯО, согласно которой есть страны, имеющие ядерное оружие, есть те, кто имеет доступ к ядерным технологиям неограниченно, и есть одна-две страны, которые должны быть ограничены в этом доступе. В результате возникает почти парадоксальная ситуация: Индия и Пакистан, уже разработавшие и испытавшие свое ядерное оружие, оказались, с точки зрения оценок и реакции мирового сообщества на эти шаги, в гораздо более привилегированном положении, чем Иран и Северная Корея.

США, проводя раздел государств на «дружественные» и «недружественные», руководствуются отнюдь не интересами укрепления этого режима, а куда более прозаичными целями, связанными с конкурентной борьбой на рынках. Вашингтон подвергает довольно резкой критике сотрудничество России и Ирана в области мирного использования ядерной энергии. Однако эта критика продиктована не тем, что это сотрудничество идет вразрез с ДНЯО, а тем, что в США вознамерились любой ценой свалить иранский режим и расчистить для себя поле деятельности в этой стране.

На Ближнем Востоке ряд арабских государств придерживается негативной линии в отношении договора, мотивируя это отказом Израиля от вступления в него. Установление безъядерной зоны на Ближнем Востоке является важной мерой по нераспространению и уничтожению ядерного оружия. Де-факто это означает, что Израиль должен добровольно отказаться от своих ядерных арсеналов и к ДНЯО. Требования подобного рода в стенах ООН раздаются регулярно, однако, следует констатировать, Израилем не выполняются.

Выводы по разделу 1

В последнее время одна из ключевых проблем международной политики связана с ядерной программой Ирана. США подозревают Иран в тайной разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики «двойного стандарта», уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция - предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Ряд российских экспертов считает, что можно найти выход из этой проблемы, которая приобрела международный характер и оказывает непосредственное влияние на уровень международной безопасности стран как Ближнего и Среднего Востока (БСВ), но требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля.

Ядерная программа Ирана началась в 1967 году, когда США передали шаху Ирана Мухаммеду Реза Пехлеви атомный реактор мощностью 5 МВт. Затем технологическую помощь в строительстве реакторов оказывали Германия и Франция. Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1968 году и ратифицировал его в 1970 г.

Одной из целей иранской ядерной программы является достижение самодостаточности в сфере обеспечения ядерным топливом. Для того, чтобы быть способными производить топливо собственными силами, Иран создаёт систему добычи и переработки урановой руды, а также конверсии и обогащения урана.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИРАНА

.1 Опыт урегулирования проблемы нераспространения оружия массового уничтожения в отношении Ирана

В 2011 г. в отношении Ирана были приняты три пакета санкционных мер: первый - «отрешение» Ирана от мировой банковской системы, в частности, отключение иранских банков от системы валютного обмена СВИФТ. Последнее фактически отрезало иранскую банковскую систему от внешнего мира, заставив иранские финансовые структуры обратиться к менее эффективным, затратным и не всегда легальным схемам проведения международных торговых и валютных операций, прежде всего, в сфере нефтебизнеса. Второй пакет - запрет на страхование нефтеналивных судов, перевозящих иранские углеводороды. И третий - объявленное Европейским союзом эмбарго на закупки странами ЕС иранской нефти. 1 июля 2012 года это решение Евросоюза вступило в силу. К евросанкциям присоединилась Южная Корея, которая стала первым из крупнейших азиатских импортеров, отказавшихся от поставок иранской нефти. Существенно уменьшили её потребление Малайзия, Шри-Ланка и Тайвань. Под давлением США сокращают нефтяные закупки в Иране Индия, Япония, ЮАР. В январе - мае 2012 года Китай - основной покупатель иранской нефти - сократил поставки на 25% [9].

Эти санкционные меры направлены на сокращение средств, которые Иран мог бы получать благодаря экспорту сырья. Европейские страны надеются, что подобным образом они заставят Иран уменьшить инвестиции в развитие ядерной программы, что минимизирует возможности ИРИ по созданию ядерного оружия. По всей вероятности, санкции будут действовать до тех пор пока МАГАТЭ и соответственно международное сообщество окончательно не убедится и не получит стопроцентные гарантии того, что иранская ядерная программа имеет исключительно мирный характер и нацелена только на развитие энергетики.

Эти санкции тормозят развитие страны и негативно воздействуют на уровень жизни иранцев, поскольку затрагивают главное богатство Ирана - нефть и влияют на экспорт и соответственно производство «черного золота», что ведет к тяжелым экономическим последствиям. Ведь от 60% до 80% (по различным методикам подсчета) национального бюджета формируется за счет доходов от продажи нефти.

Доля Европы в иранском нефтяном экспорте, по разным источникам, составляла приблизительно и усреднено 500 тыс. баррелей в сутки, то есть - 20-25% всей экспортируемой до эмбарго Ираном нефти. В свою очередь, на нефтяной импорт ЕС иранских углеводородов «приходится всего 5-6%, и отказ в пользу других поставщиков не сильно ударит по союзной казне, даже в условиях кризиса» [13, с. 178]. К тому же Саудовская Аравия, производящая порядка 10 млн баррелей в день, способна при необходимости быстро увеличить производство на весь иранский объем и компенсировать дефицит.

Существует мнение, что нефтяное эмбарго против Ирана повлияет на мировой нефтяной рынок. Однако эксперты по разному оценивают ситуацию. Одни говорят, что снижение спроса на иранскую нефть вынудит Тегеран снижать на нее цены, что приведет к снижению мировых цен.

Другие полагают, что этого не произойдет. Так, вице-президент компании «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун заявил, что наоборот - цены на нефть будут расти. Он отметил, что повышению цен на этот ресурс будет способствовать уход с рынка 0,5 миллиона баррелей в день иранской нефти [5].

Санкции, несомненно, затронут подавляющее большинство отраслей иранской экономики, поскольку она в значительной степени зависит от углеводородов. Уж сейчас начался процесс закрытия предприятий и соответственно увеличения числа безработных. По данным Генерального секретаря иранского Дома Рабочих Али Махджуба, за последний год в Иране закрылось порядка 1200 промышленных предприятий, что пополнило армию безработных примерно на 100 тысяч прежде занятых рабочих.

Растут цены. Центральный банк Ирана выпустил доклад, в котором утверждается, что цены на 33 основных потребительских товара выросли с 15 апреля 2011 г. по 13 апреля 2012 г. на 18-146%. В некоторых городах стоимость хлеба подскочила сразу на 70%. Темпы инфляции к июлю 2012 г. достигли 21-21,5%, а по неофициальным оценкам - 60%. При этом, за несколько месяцев покупательная способность иранского риала сократилась практически на 100%. (В ноябре 2011 г. один доллар США стоил около 11000 иранских риалов, то к апрелю 2012 г. - уже порядка 22000). В иранском парламенте уже говорят о том, что сегодня 85% населения страны живут ниже черты бедности [5].

Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, усиление и ужесточения процесса международной изоляции ИРИ в плане ограничения иностранных инвестиций, поставок высокотехнологичных товаров, в том числе двойного назначения, и так далее, Тегеран продолжал упорно и активно развивать свою ядерную программу.

В 2012 г. на двух предприятиях по обогащению урана - в Натанзе и Фордо - смонтировано около 9 тысяч центрифуг, из которых функционирует около 6 тысяч. Наработано почти 6,5 тонн низкообогащенного урана (НОУ) - до 5% и 145 кг урана, обогащенного до 20%. Более того, в докладе МАГАТЭ, подготовленном к июньскому заседанию Совета управляющих Агентства в Вене, говорится, что на ядерном объекте в Фордо уран обогащается не до 20%, как говорили иранские руководители, а до 27%. Конечно, это еще не 93%, необходимые для создания атомной бомбы. Однако сам факт свидетельствует о том, что Иран совершенствует свои технологические  возможности в сфере обогащения. Иранская сторона утверждает, что уровень урана повысился в результате «технической ошибки». Вполне вероятно. Но на фоне общей обеспокоенности иранской ядерной программой такие «технические ошибки» могут дорого стоить.

Иранцы согласились провести переговоры в формате «Иран + «шестерка» в апреле 2012  г. в Стамбуле, а затем в мае в Багдаде. 14 апреля в Стамбуле прошли первые за пятнадцать месяцев переговоры представителей Ирана и «шестерки» международных посредников (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия) по решению иранской ядерной проблемы. Как и всегда в последнее время делегацию «шестерки» на переговорах возглавляла Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. С иранской стороны ей оппонировал секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана (ВСНБ) Саид  Джалили.

Мнения от встречи были разные - от оптимистических (еще немного и иранская ядерная проблема будет решена) до пессимистических (это уступка Ирану, которая в итоге приведет к войне).

На переговорах, которые прошли в Стамбуле, иранская сторона выдвинула инициативу, которая заключается в том, что Тегеран готов сократить объемы дообогащения урана до 20%. Так, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи дал понять: Тегеран готов пойти на некоторые уступки в отношении обогащения урана свыше 3-5%, что является основной причиной беспокойства оппонентов ИРИ [3, с. 398].

Глава МИД Ирана заявил, что его страна готова уладить все разногласия по поводу своей ядерной программы, но при условии, что перед этим Запад должен начать снятие санкций. Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что предпринимать какие-либо действия целесообразно только в ответ на соответствующие шаги иранской стороны. Это, в принципе, означает определенное смягчение позиции США. И совпадает с планом «step by step», планом поэтапного выхода из «иранского тупика», предложенного министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Самый важный итог Стамбула заключался в том, что вероятность начала антииранской войны резко снизилась (во всяком случае, до конца мая - начала следующего, багдадского раунда переговоров). Это дало противоборствующим сторонам время проанализировать ситуацию и наилучшим образом подготовиться к  встрече в Багдаде. Она состоялась 23-24 мая. Насколько можно было судить по заявлениям участников, конкретных осязаемых результатов этот раунд также не дал.

На первом заседании иранская сторона представила пакет с пятью предложениями, «соответствующими требованиям Договора о нераспространении ядерного оружия и охватывающими широкий спектр вопросов, включая глобальные проблемы, региональную ситуацию», включая и наркобизнес и терроризм, ну и между делом, - вопросы ядерной программы ИРИ. Таким путем, как считают некоторые эксперты, Тегеран попытался растворить главный вопрос - спорные аспекты иранской  ядерной программы - в океане  важных, но не отвечающих конкретной тематике данных переговоров проблем.

Что же касается ядерной конкретики, то иранские предложения были следующими:

. Иран будет продолжать обогащение урана до низкого уровня в 3,5%, но не согласится на ограничение его количества.

. Вывоз урана за пределы Ирана не подлежит обсуждению и не будет разрешен.

. Иран готов идти на сделку, при которой «шестерка» держав поддержит право Ирана на обогащение урана до полноценных 20% в соответствии с трехчастной формулой:

а) рабочая группа представителей шести держав и Ирана определит количество ядерного топлива, необходимого для бесперебойной работы реакторов и производства изотопов для медицинских исследований;

б) Иран будет продавать избыток обогащенного урана на мировом рынке и станет экспортером №1 в мире 20-процентного урана;

в) избыточное количество урана сверх установленной квоты будет подвергнуто обратному процессу обработки - с 20 до 3,5%.

. Иран отвергает требования о закрытии подземного завода по обогащению в Фордо, близ Кума.

. Иран согласен на подписание Дополнительного протокола к Соглашению с МАГАТЭ, который позволит инспекторам Агентства в любое время проводить выборочные проверки на всех подозрительных ядерных объектах в Иране, в том числе в Фордо. Однако требование ИРИ: «шестерка» должна потребовать от Израиля подписать Договор о нераспространении и такой же Дополнительный протокол. Если Израиль не подпишет обе части этого документа, то и Иран не пойдет на подобную уступку [15, с. 284].

В свою очередь, «шестерка» выдвинула пакет предложений, содержащие меры укрепления доверия, дающие Ирану возможность продемонстрировать, что его ядерная программа направлена на исключительно мирные цели. А также - позволить Тегерану выполнить условия, предъявленные Советом Безопасности ООН. Пакет включает также поэтапный пересмотр санкций, примененных против Тегерана. В частности, «шестерка» пообещала ослабить предыдущие ограничения - смягчить санкции на перевозку иранских нефтепродуктов, на приобретение Ираном деталей самолетов, приостановить запрет Евросоюза на страхование нефтяных танкеров, а также не вводить в отношении Ирана новые санкции. Однако, реализация всего этого возможна лишь в том случае, если Тегеран сделает шаги навстречу. «Шестерка» требует от Ирана прекращения обогащения урана до уровня 20%, и вывоза уже обогащенного до этого уровня урана за пределы страны. В том числе - для создания из него топливных элементов для Тегеранского исследовательского реактора.

Иранцы, назвав эти предложения устаревшими и несбалансированными, отвергли их. В результате - ситуация осталась такой же, какой и была. Политически стороны преследуют прямо противоположные цели. «Шестерка» стремится сделать ядерную программу Тегерана прозрачной для мирового сообщества. Иран же требует положить конец нефтяным и банковским санкциям, которые губительно сказываются на его экономике. По-видимому, главным в Багдаде была дискуссия вокруг того, что первично: отмена санкций или начало выполнения требований СБ ООН и МАГАТЭ.

Переговоры 18-19 июня 2012 г. в Москве шли за закрытыми дверями. Однако хорошо известно - и это по окончании московского раунда подтвердила Кэтрин Эштон - что «шестерка» продолжает настаивать на прекращении Ираном работ на объекте Фордо, а также на прекращении  обогащения урана до 20%. Взамен международное сообщество могло бы пойти на поэтапное смягчение санкций против Ирана. Позиция Тегерана также не претерпела особых изменений - иранцы настаивают на том, что у них есть безусловное право проводить ядерные исследования в мирных целях. Однако на некоторые уступки «шестерке» Иран вроде бы готов пойти - но только после отмены санкций.

К сожалению, десятилетняя история переговоров с Ираном по его ядерной программе не позволяет с большим оптимизмом смотреть в будущее переговорного процесса. В этой связи можно констатировать: в случае безрезультативности переговоров Иран - западные участники диалога, в первую очередь США, примут организационные, пропагандистские меры для подготовки силового решения иранской ядерной проблемы.

.2 Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США

Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США представляется наиболее реалистичным вариантом развития событий в краткосрочной перспективе (год-два года).

В рамках данной политики дипломатия США будет нацелена на ослабление позиций клерикально-консервативных кругов Ирана.

На начальном этапе осуществления данного варианта предполагается определенная консервация текущей обстановки в американо-иранских отношениях, при которой Иран проявляет одностороннее желание к прямому сотрудничеству. В этом контексте со стороны США предполагается оказание определенного давления на Тегеран, а также «работа» с международным сообществом с целью его склонения к американскому виденью разрешения иранской проблемы.

Предположительно официальные и неофициальные меры Вашингтона, направленные на ослабление позиций консервативно-клерикальных кругов в Иране, будут сводиться к следующему:

. Поддержка со стороны США всех антиправительственных сил на территории Ирана: Иранский Совет Национального Сопротивления (оплот радикальной иранской оппозиции), Движение Национального Возрождения Южного Азербайджана (ДНВЮА), чья деятельность частично переплетается с экстремистскими тенденциями. Кроме этого, предполагается актуализировать использование потенциала иранских диаспор, с которыми налажены контакты. Ряд политиков и аналитиков из их числа представляются США как возможные претенденты на роль проамериканских политиков в Иране.

. Вовлечение иранской молодежи (она составляет 60% населения Ирана) в более активное участие в реформистском и либеральном движении, набирающем обороты в Иране.

. Установление американскими спецслужбами, исследовательскими учреждениями, общественными фондами, нефтяными и иными американскими компаниями регулярных связей и контактов с иранскими политиками, деятелями иранских СМИ и другие. Возможно установление контактов с военными кругами Ирана (предположение). Данные действия будут нацелены на создание конъюнктурного дисбаланса на внутриполитическом поле Ирана.

. Проведение более развернутой кампании шпионажа. Программа ЦРУ предполагает вдвое увеличить количество собственных разведчиков-шпионов, внедряемых в страны, причисленные к «оси зла».

На международной арене политика США, вероятнее всего, будет выстраиваться в следующем ракурсе:

. Давление США на «европейскую тройку» с тем, чтобы в ирано-европейское Соглашение обязательно был включен пункт, в соответствии с которым против Тегерана автоматически будут введены международные санкции, если им будут нарушены обязательства, проистекающие из этого Соглашения. Учитывая, что в Совбезе данное решение может быть заблокировано Россией и Китаем, в Соглашение может быть включен другой механизм введения санкций: через ЕС, «большую восьмерку» и так далее.

. Возможно, из американских разведывательных структур будет периодически поступать информация с новыми данными об иранских ядерных разработках, тем самым нагнетая дипломатическое давление на эту страну. Не исключена преднамеренная утечка информации о планируемых военных планах Пентагона относительно иранского государства, преследующих такую же цель.

. Вашингтон предпримет попытки задействовать круг международных акторов - ООН, МАГАТЭ, МВФ для оказания давления на Иран. При этом Белый дом будет сконцентрирован на постоянном давлении на указанные международные институты, в особенности на ООН, с тем, чтобы их давление на Исламскую Республику усиливалось и было жестче.

. Наращивание и демонстрация со стороны США военного потенциала в регионе. Есть основания полагать, что будут проведены очередные военные учения в водах Персидского залива, а также не исключено, что Соединенными Штатами будет развернут ряд новых программ по военно-политическому сотрудничеству США со странами региона.

Как показывает анализ, основные, «невоенные», итоги своего дипломатического противостояния с Ираном американская сторона видит в развитии ситуации по схеме применения блокады Ирана, которая может быть частичной или же полной. Ее воплощение возможно в случае передачи иранского досье в Совбез ООН. Многое будет зависеть от позиций России и Китая, обладающих правом «вето».

Основным поводом к принятию санкций может послужить отказ Ирана от сотрудничества с МАГАТЭ и тремя европейскими державами или же периодические нарушения иранской стороной достигнутых договоренностей, а также предоставление американской стороной в Совбез ООН определенного набора разведанных о проведении иранской стороной тайных разработок ядерного оружия.

Маловероятной представляется идея организации «полной блокады» Ирана. Подразумевается не ограниченная политическая и частично экономическая блокада, а прямая пространственная блокада со стороны, прежде всего, соседних с ним государств региона. Однако осуществление данной блокады по идеальной схеме практически невозможно, так как ни европейские государства, ни Россия, ни Китай не согласятся с этой идеей. Такие страны, как Армения и Туркменистан, не решатся на этот шаг в связи с тем, что от экономических отношений с Ираном во многом зависит их жизнедеятельность. Кроме того, каждой стране, присоединившейся к блокаде, США должны будут предоставить компенсацию за данную политику, так как для многих стран региона Иран является важным экономическим партнером.

Более вероятным представляется применение локальных, детерминированных форм блокады. Вполне допустимо, что США попытаются привлечь к этому проекту и Россию, чьи отношения с Ираном могут быть ограничены в обмен на сокращение американского присутствия на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Таким образом, региональный аспект является важным в формировании американской политики в отношении Ирана.

В целом локальная блокада будет охватывать четыре основных аспекта.

. Политический аспект. Иран может утратить значительную часть официально налаженных дипломатических отношений с рядом государств. Внешнеполитические связи Тегерана станут носить еще более скрытый характер и протекать в рамках неофициальных соглашений и договоренностей с рядом заинтересованных государств по стратегически важным для Ирана вопросам. К примеру, отношения Ирана с Грецией, Сирией, Арменией, Туркменистаном, Таджикистаном и другими странами более глубоки и разнообразны, нежели предполагают имеющиеся официальные договоры. Таким же образом развиваются отношения Ирана и с рядом государств Европы.

Во внутриполитической сфере иранское общество может, напротив, консолидироваться вокруг правящего режима, так как, по отдельным оценкам, до 80-85% населения либо поддерживают нынешний режим, либо не отрицают его необходимость.

. Экономический аспект. Экономические санкции будут расширены за счет их официальной ратификации Совбезом ООН. Следовательно, западные, российские, японские и китайские компании, частично присутствующие на иранском внутреннем рынке, должны будут еще более ограничить свое торговое сотрудничество с Ираном. Основные экспортные статьи Ирана, помимо сырьевой, будут значительно ограничены в доступе на мировой рынок. Блокада Ирана может затронуть и казахстанско-иранское экономическое сотрудничество. К примеру, могут быть приостановлены или ограничены поставки казахстанского зерна в размере 1 млн тонн в год в Иран по схеме замещения SWAP.

. Энергетический аспект. Предсказуем ввод эмбарго на поступления иранской нефти и газа на мировой рынок, в большей степени это скажется на китайских и западноевропейских импортерах. Появятся дополнительные ограничения для притока иностранных инвестиций в сырьевой сектор иранской экономики. В данном случае появится существенная вероятность того, что Республика Казахстан будет вынуждена остановить поставки казахстанской нефти до северных иранских портов на Каспии методом SWAP, что в какой-то степени ограничит развитие энергетического сектора Казахстана в Каспийском регионе, особенно при учете того, что объем поставок казахстанской нефти увеличивается с каждым годом.

. Военный аспект. Военное сотрудничество Ирана с Россией и Китаем может быть ограничено санкциями ООН. Иран потеряет основных поставщиков военных технологий, что может привести к активизации Ирана как потребителя на мировом «черном рынке» технологий и вооружений. Желание Тегерана создать ядерное оружие приобретет новые импульсы как единственное средство обеспечения национальной безопасности, а в дальнейшем и как инструмент давления на мировое сообщество с целью признать Иран в качестве полноценного участника международных процессов.

Применение блокады Ирана является наиболее выгодным для США вариантом развития иранского вектора американской политики в ближайшей перспективе, так как позволит США ослабить сложившуюся политико-экономическую базу сотрудничества Ирана с европейскими союзниками, Россией, Китаем, рядом государств региона, что отвечает интересам Вашингтона получить в перспективе приоритетный доступ к иранскому внутреннему рынку, включая энергетические ресурсы.

Применив блокаду, США ограничат внутри- и внешнеполитическое развитие Ирана, поставив его в жесткие рамки, что может подтолкнуть Тегеран к осуществлению нелегитимных проектов, операций и контактов в своей политике, ориентированной на сохранение национальных интересов. Учитывая такое развитие ситуации, блокада может стать одной из ступеней к осуществлению военного вмешательства в Иран с необходимыми санкциями Совбеза ООН, опять же при учете позиций России и Китая. В случае же, если они прибегнут воспользоваться правом «вето» по всем вышеназванным вопросам, касающимся Ирана, то это, с одной стороны, может привести к новому противостоянию, с другой же стороны, США могут начать военную операцию без каких-либо санкций Совбеза ООН, повторив иракский сценарий. Тем не менее последний сценарий представляется маловероятным, однако требует своего рассмотрения.

Гипотетически разрешение иранского кризиса военным путем возможно в средне- или долгосрочной перспективе (через 1-2 г.). В то же время США могут без подготовки и предупреждений осуществить военную акцию в отношении Ирана, учитывая то, что главный фактор при проведении силовой акции - внезапность. Предпосылками к силовому урегулированию иранской проблемы может стать неэффективность применения комплекса дипломатических подходов и методов давления на Тегеран. Другой сопутствующий военному разрешению иранской проблемы фактор - это успешное завершение для США иракской кампании, после чего Вашингтон и Тель-Авив попытаются усилить нагнетание обстановки вокруг Ирана.

Военный сценарий объединяет два основных видения по разрешению иранской проблемы.

. Изменение политики Ирана с помощью ограниченных военных акций.

В этом случае возможно применение двух подходов.

Первый подход предполагает нанесение удара с воздуха по вероятным ядерным объектам с целью оказать давление на руководство ИРИ, а также разрушить как можно больше военной инфраструктуры.

Успех по нанесению военно-воздушного удара по местам сосредоточения ядерных объектов Ирана во многом будет зависеть от точности разведданных США и ее главного союзника в регионе - Израиля.

Второй подход сконцентрирован на смене существующего режима, но без крупномасштабной операции, опираясь на действия спецподразделений. К данному процессу предполагается привлечь иранскую оппозицию. Данный подход является наиболее вероятным, так как крупномасштабная военная операция сопряжена с рядом трудностей ввиду особенностей иранского государства. Дополнительно для США будет достаточно сложным втягиваться в еще один более масштабный военный проект. Кроме того, базовые элементы трансформации вооруженных сил США сосредоточены на усилении боевых способностей ВС на фоне значительного игнорирования такого важного аспекта, как подготовка американской армии к наведению порядка в поствоенных государствах. Данный шаг указывает на новую военную стратегию американского военного командования, где тезис о маловероятности широкомасштабных войн обычным оружием находит свое воплощение.

В случае провала операции по нанесению точечных ударов, а также операции спецподразделений США, это грозит превращением ограниченной военной акции в крупномасштабное военное противостояние со стороны Ирана со всеми вытекающими из этой ситуации последствиями расширения театра военных действий. Соответственно, в этой ситуации уже следует рассматривать полномасштабные военные действия на территории Ирана.

. Вооруженное вторжение и оккупация Ирана. Этот проект предполагает полномасштабные военные действия на территории Ирана с целью смены существующего режима и создания модели слабого государства с марионеточным правительством, подверженным влиянию Белого дома.

Однако в тактическом смысле на фоне иракской войны в Иране американское командование столкнется с рядом сложностей:

. Площадь территории Ирана вчетверо больше территории Ирака. Она имеет сложный географический рельеф, сплошь представленный скалами.

. Население Ирана втрое больше населения Ирака. Иранское общество глубоко идеологизировано. Оно сумело совершенно четко отделить политические амбиции группировок и интересы национальной безопасности, что говорит о наличии в Иране испытанных механизмов саморегуляции и критических самооценок. Население Ирана в большинстве своем не разделено на религиозные исламские разветвления и фактически представлено лишь мусульманами-шиитами (95%), что делает его менее раздробленным и уязвимым.

. Проведение операции против Ирана невозможно без крупномасштабной военной мобилизации. Военные ресурсы в данном случае должны будут превышать затраченные на иракскую кампанию в два-три раза (на фоне недостаточности людских ресурсов для ведения боевых действий). Кроме того, на сегодня в американской армии налицо синдром «хронической усталости» от затяжной военной кампании в Ираке.

В целом сторонники дипломатического пути урегулирования иранского вопроса указывают на целый ряд факторов, апеллирующих к диалогу с Тегераном:

. Исламская Республика Иран представляет собой внутренне сплоченное государство, отличающееся стабильностью развития и не находящееся на грани революционных волнений. В условиях не очень благоприятной внешнеторговой конъюнктуры Иран продолжает постепенными темпами модернизировать экономику.

. На современном этапе в Иране происходят постепенные перемены в сторону создания условий для демократизации общества. Данный процесс носит сложный, с учетом национальных особенностей, но необратимый процесс. Постоянное же давление со стороны Америки на Иран может иметь обратный результат, заставляя сплачиваться население вокруг консервативно-клерикального режима, укрепляя его позиции. В случае же, если сторонники жесткого курса в Тегеране сами откажутся от налаживания мостов, они могут оказаться в изоляции как в международной, так и во внутренней, когда иранская общественность начнет самоотторгаться от правящего режима.

. Иран заинтересован в экономических связях с США, так как опыт развития в условиях эмбарго и санкций со стороны Соединенных Штатов наглядно показал уязвимость иранской экономики от этих санкций и отсутствие других внешнеэкономических субъектов, способных полностью восполнить отсутствие США на иранском рынке.

. В долгосрочной перспективе переориентация отношений с Ираном позволила бы расширить экономический доступ к энергетическим ресурсам Центральной Азии. Через территорию Ирана пролегают наиболее удобные транспортно-коммуникационные коридоры, по которым энергоресурсы из Каспийского региона могут транспортироваться и выходить на крупный мировой нефтяной рынок. Учитывая широкую представленность американских нефтяных компаний в данном регионе, транзитный потенциал иранского государства позволит им расширить транспортно-коммуникационное поле.

. Развитие американо-иранского сотрудничества является существенно важным фактором в деле стабилизации ситуации как в Ираке, так и в Афганистане:

) В Ираке, помимо трудностей, связанных с охраной общей границы с Ираном, успех реконструкции в значительной степени зависит от отношений Вашингтона с шиитским большинством, существенное влияние на которое может оказать иранское шиитское духовенство. Пока же Тегеран имеет прямое отношение к усилению антикоалиционных сил сопротивления в этой стране через поддержку иракских и региональных террористических группировок. Это предположительно вызвано желанием Тегерана продлить на долгосрочный период конфликт в Ираке, с тем чтобы США надолго «увязли» в нем, тем самым отводя «огонь» от своей территории.

При возможности американо-иранского сотрудничества и в результате значительного снижения угрозы со стороны США, Тегерану не придется столь сильно опасаться стабилизации ситуации в Ираке по американскому сценарию.

) В Афганистане представители бывшего Северного альянса, пользовавшиеся во время и после войны поддержкой со стороны Ирана и России, практически полностью контролируют силовые структуры. Хамид Карзай, пуштун по происхождению, является больше номинальным главой государства. Центральное правительство страны находится преимущественно под влиянием «северян». Помимо этого, Афганистан разделен на зоны влияния различных полевых командиров, большинство из которых ориентируются на Тегеран и Москву. В данном контексте Вашингтон заинтересован если не в снижении геополитического влияния Ирана в Афганистане, то хотя бы в достижении нейтралитета при процессе централизации страны и усиления президентской власти. Поэтому основное содержание политической борьбы в Афганистане в ближайшем будущем будет определяться отношениями между США и Ираном.

. Верховный лидер аятолла Али Хаменей, часто принимающий сторону консерваторов, в конце прошлого года официально одобрил контакты на высшем уровне с властями США. Иранские сторонники твердой линии считают такие контакты лучшим способом снизить опасность военной интервенции в Иран.

. Европейская «тройка лидеров» в переговорном процессе с Ираном достигла значительных результатов. В сотрудничестве с МАГАТЭ европейские страны настроены на более объективное и конструктивное урегулирование иранской проблемы, не ограничивая ее разрешение определенными жесткими сроками. Со своей стороны Иран не заинтересован идти на какие-то серьезные обострения отношений с международным сообществом, следовательно, руководство республики будет стремиться соблюдать свои обязательства по договоренности с «европейской тройкой».

Заслуживает внимания новая точка зрения так называемых экспертов-прагматиков, склоняющихся к альтернативному мнению, что максимум того, к чему должно стремиться мировое сообщество, - это отсрочка момента приобретения Тегераном ядерного статуса. ОМУ рассматривается Ираном как средство сдерживания в условиях неравных экономических возможностей, не позволяющих Тегерану успешно вести гонку вооружений в региональном разрезе с Турцией, Саудовской Аравией, Пакистаном и Израилем. Причем ряд из этих государств являются ядерными державами, представляющими опасность для Ирана. Кроме этого, существует реальная вероятность нанесения превентивных ударов по территории Ирана со стороны Америки без санкций СБ ООН. В случае отказа Тегерана от разработки ядерного оружия - это может привести к его полной незащищенности, так как развитие военно-технических сил Ирана глубоко разнится с военной мощью Америки и Израиля.

В то же время создание Тегераном ядерного оружия - дело времени, больше половины основного пути в данном направлении Тегераном уже пройдено. В случае консервации собственной ядерной программы, а позднее отказа от этого, Иран может создать ОМУ за кратковременный срок - полгода-год.

Достижение данной цели возможно в случае внутренней трансформации политики Ирана, процессу которой будет способствовать включение его в региональную систему безопасности. Иран, по их утверждению, необходимо «опутать» сетями сотрудничества и обязательств. Эта система должна состоять из накладывающихся друг на друга и взаимодополняющих подсистем, каждая из которых включала бы в себя как страны региона, так и одного или нескольких влиятельных международных игроков - США, Россию, европейские страны. Тем самым Ирану будет предоставлен полный доступ к участию в региональных структурах, создано ощущение его лидерства в регионе.

Итак, актуальность проблематики международного режима нераспространения ядерного оружия трудно поставить под сомнение. В последнее время эта тема заняла приоритетное, место в международной повестке дня. ДНЯО и усилия Международного агентства по атомной, энергии хотя и ограничили расползание ядерного оружия; но полностью предотвратить этот процесс не смогли. Если в середине 1960-х годов ядерные арсеналы были у пяти государств, то в настоящее время они есть уже у девяти стран. Реальной стала возможность попадания ядерного оружия в руки террористов. Угроза применения ЯО в региональном и даже глобальном масштабе представляется более вероятной, чем в годы «холодной войны».

Выводы по разделу 2

Десятилетняя история переговоров с Ираном по его ядерной программе не позволяет с большим оптимизмом смотреть в будущее переговорного процесса. В этой связи можно констатировать: в случае безрезультативности переговоров Иран - западные участники диалога, в первую очередь США, примут организационные, пропагандистские меры для подготовки силового решения иранской ядерной проблемы.

Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США представляется наиболее реалистичным вариантом развития событий в краткосрочной перспективе (год-два года). В рамках данной политики дипломатия США будет нацелена на ослабление позиций клерикально-консервативных кругов Ирана.

Как показывает анализ, основные, «невоенные», итоги своего дипломатического противостояния с Ираном американская сторона видит в развитии ситуации по схеме применения блокады Ирана, которая может быть частичной или же полной. Ее воплощение возможно в случае передачи иранского досье в Совбез ООН. Многое будет зависеть от позиций России и Китая, обладающих правом «вето».

Вполне допустимо, что США попытаются привлечь к этому проекту и Россию, чьи отношения с Ираном могут быть ограничены в обмен на сокращение американского присутствия на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Таким образом, региональный аспект является важным в формировании американской политики в отношении Ирана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уже на заре ядерной эры мировое сообщество пришло к пониманию того, что из-за огромной разрушительной силы нового оружия его распространение является угрозой международной безопасности. Эта убежденность привела к созданию международного режима нераспространения ядерного оружия, который включает в себя формальные и неформальные принципы, нормы, правила и процедуры, а также внутренние законодательства, международные договоренности и институты как национальные, так и межгосударственные.

В последнее время одна из ключевых проблем международной политики связана с ядерной программой Ирана. США подозревают Иран в тайной разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики «двойного стандарта», уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция - предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Ряд российских экспертов считает, что можно найти выход из этой проблемы, которая приобрела международный характер и оказывает непосредственное влияние на уровень международной безопасности стран как Ближнего и Среднего Востока (БСВ), но требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля.

Десятилетняя история переговоров с Ираном по его ядерной программе не позволяет с большим оптимизмом смотреть в будущее переговорного процесса. В этой связи можно констатировать: в случае безрезультативности переговоров Иран - западные участники диалога, в первую очередь США, примут организационные, пропагандистские меры для подготовки силового решения иранской ядерной проблемы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бжезинский Зб. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / Зб. Бжезинский. ― М.: Международные отношения, 2008. ― 264 с.

Бжезинский, З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / З. Бжезинский. ― М.: Международные отношения, 2010. ― 256 с.

Богатуров, А.Д, Аверков, В.В. История международных отношений. 1945-2008 /  А.Д. Богатуров, В.В. Аверков. ― М.: Аспект Пресс, 2010. ― 520 с.

Вагин, М. «Большая игра» в «Большой Центральной Азии» / М. Вагин // Вестник РАМИ. - 2011. - № 1. - С. 14-16.

Измайлов, А.А. США. Поход на восток / А.А. Измайлов. - Режим доступа: rusk.

Киссинджер, Г. Дипломатия / Г. Киссинджер. ― М.: Ладомир, 1997. - 848 с.

Кузнецов, Д. В. Проблема нераспространения ОМУ и общественное мнение: в 2-х частях. Ч. I: Ядерная программа Ирана / Д.В.Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. - 404 с.

Международное право / под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черничснко. ― М.: Омега-Л, 2011. ― 788 с.

Поллак, К. Как сделать Персидский Залив безопасным / К. Поллак // Россия в глобальной политике. - 2009. - 1 июня.

Почепцов, Г. Стратегия: инструментарий по управлению будущим / Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук. 2009. - 377 с.

Примаков, Е.М. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами / Е.М. Примаков. ― М.: Российская газета, 2006. ― 384 с.

Реза Годс, М. Иран в XX веке: Политическая история / М. Реза Годс. - М.: АСТ, 2010. - 356 с.

Семеникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семеникова. - Брянск: Курсив, 2010. - 440 с.

Тулепбергенова, Г.К. Иран во внешней политике США / Г.К. Тулепбергенова // Казахстан-Спектр. - 2012. - № 3. - С. 14.

Уткин, А.И. Запад и Россия: история цивилизаций / А.И. Уткин. ― М.: Гардарики, 2010. ― 574 с.

Федорова, И.Е. Американо-иранские отношения: патовая ситуация или обещающие перспективы / И.Е. Федорова // Ближний Восток и современность. - Вып. 15. - М.: ИИИиБВ, 2012. - С. 210-219.

Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века / под ред. В.И. Уколовой. ― М.: Дрофа, 2009. ― 400с.

Шарипов, У.З. Международные отношения в регионе персидского залива и роль нефтяного фактора (запад и страны региона) / У.З. Шарипов. - М.: Проспект, 2012. - 542 с.

Шарп, Дж. Общественная оборона. Система вооружения в эпоху постмилитаризма / Дж. Шарп. ― В., 2012. - 233 с.

Шевченко, Л.Е. Современные формы и методы борьбы США за глобальное лидерство / Л.Е. Шевченко // Вестник БГПУ. - 2012. - № 1. - С. 23-25.

Яковец, Ю.В. История цивилизаций /  Ю.В. Яковец. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 320 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Государства, обладающие ядерным оружием

Похожие работы на - Процесс урегулирования проблемы Ирана в контексте проблемы нераспространения оружия массового уничтожения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!