Среда обитания организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,05 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Среда обитания организации

1. Среда обитания организации

Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда и внешняя среда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечить поддержание баланса между организацией и внешней средой путём создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечить устойчивое существование организации.

Организации полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.

В современной теории организации и менеджменте стали привычными утверждения о необходимости тщательного анализа внешней среды организации и процессов управления, хотя в рамках классических управленческих концепций больше внимания уделялось внутренним аспектам.

К этому менеджеров подталкивает логика общественного развития, не оставляющая места для замкнутости производства товаров и услуг, и закрытости рынка.

В системе факторов внешней среды организации обычно выделяют несколько уровней или слоев.

Первый слой - это тот, в котором непосредственно оперирует организация. Его называют деловой или функциональной средой. Факторы деловой среды прямо и непосредственно воздействуют на большинство аспектов деятельности организации и определяют технологию и стиль менеджмента. Сочетание факторов деловой среды уникально для каждой организации и поэтому значение их анализа и учета трудно переоценить.

Второй слой - общая или генеральная среда - включает факторы, которые оказывают косвенное влияние на деятельность организации и управление ею. Эти факторы примерно в равной степени воздействуют на организации одного региона или даже страны. Их влияние, как правило, непрямое, но может быть очень сильным.

Третий слой - глобальная среда - это так называемые «трансграничные» факторы, воздействие которых не связано с особенностями конкретного региона или страны.

Потребители - это индивиды и компании, приобретающие товары и услуги организации. Взаимодействие с потребителями в конечном итоге и определяет успешность деятельности современной организации.

Партнеры - это те, кто обеспечивает поступление необходимых для производства сырья и материалов, а также ресурсов, необходимых для нормального функционирования организации - поставщики. К партнерам относятся также те индивиды и компании, с которыми организация находится в кооперативных отношениях (вместе производят какой-то товар или предоставляют услугу) или сотрудничает с целью защиты общих интересов.

Регуляторы - это, как правило, государственные, региональные и местные органы, задающие конкретные правила, контролирующие и регулирующие деятельность организации. Это, например, министерство, выдающее лицензию, налоговая инспекция, органы пожарного и санитарного надзора и т.д. Это влияние может быть как стимулирующим, так и тормозящим деятельность и развитие компании. Классическим примером действия этого фактора является количество инстанций, которое необходимо пройти предпринимателю, чтобы зарегистрировать компанию или открыть новый бизнес в уже действующей компании.

Конкуренты - это организации, которые функционируют в той же сфере бизнеса и предлагают свои товары и услуги таким же группам потребителей нашей организации. Конкуренция - один из важнейших факторов развития современного бизнеса, оказывающий определяющее влияние на практически все стороны деятельности организации.

Профсоюзы. В странах с развитой экономикой фактическое влияние профсоюзов является довольно мощным. Принято считать, что профсоюзы оказывают определяющее влияние на социальную политику организации. Но во многих случаях оно затрагивает и другие аспекты деятельности компании - разработку стратегий, планирование и организацию работ, формирование и развитие структуры, реструктуризацию и т.д. В СССР (как и в любом тоталитарном государстве) профсоюзы фактически были встроены в административную систему, т.е. были фактором внутренней среды организации. В нынешней России же профсоюзы, являясь классическим внешним фактором, не настолько сильны, чтобы говорить о высокой степени их влияния.

Культура - история, традиции и обычаи, нормы и поведенческие модели, конфессиональная структура и система ценностей общества, в котором действует организация. Трудовая культура, отношение к меньшинствам, гендерные отношения, отношение к труду, деньгам, другим людям.

Экономика - степень развитости финансовых, трудовых и потребительских рынков. Уровень жизни и покупательная способность населения. Способ организации экономической жизни, степень государственного регулирования. Фискальная политика, развитие банковского сектора, экономическая инфраструктура. Валютное регулирование, инвестиционный климат; занятость и безработица, инфляция, цены, доступ к ресурсам и др.

Социум (социальные факторы) - демографическая, этническая, половозрастная и классовая структура страны, в которой функционирует организация. К важным социально-демографическим факторам относятся также старение населения в развитых странах, географическое распределение и плотность населения, его динамика и мобильность, а также степень развития образовательной системы и образовательный уровень людей.

Законы - общая легальная система страны, в которой оперирует организация. Конституция, гражданское законодательство, законодательное обеспечение инвестиций и вложения капитала. Трудовое законодательство; финансовое и налоговое законодательство.

Политика - распределение и концентрация власти; политическая система; политическая активность, стиль политической жизни в стране, в которой оперирует организация. Сюда же можно отнести наличие и силу так называемых групп влияния - борцы за права потребителей, за здоровый образ и безопасность жизни, экологические движения и т.д.

Технологическая среда - знания, информация, развитие науки и техники. Отражает степень развития производительных сил в целом. Важнейшие технологические изменения, оказывающие влияние на бизнес во всех странах - это технический прогресс, ведущий к появлению новых материалов и технологий, развитие информационных технологий, распространение ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Международная среда - это факторы, обусловленные такими мировыми тенденциями, как глобализация и интернационализация экономики, отраслевые сдвиги к сфере услуг и высоким технологиям, возрастание гибкости производства, рынков сбыта и продуктов, усиление конкуренции и сотрудничества. Сюда же можно отнести возможности для развития бизнеса компании в других странах. Указанные тенденции находят свое отражение как в международных договоренностях, так и в политике и стратегии организаций.

Все перечисленные факторы следует рассматривать в комплексной связи. Все они взаимозависимы, хотя наиболее общая тенденция такова: от ноосферы к деловой среде. Иными словами, действие факторов деловой среды - это производное от действия факторов общей среды, действие факторов общей среды - производное от глобальной, и действие всех их - производное от ноосферных процессов. Скажем, рынок труда (экономический фактор общей среды) сейчас находится под все усиливающимся влиянием глобализации и интернационализации (международный сектор глобальной среды). Успех в конкурентной борьбе - особенно в современной России - невозможен без учета политических факторов и использования современных технологий. Вся система факторов внешней среды пронизана такими связями и зависимостями, что создает громадные трудности для современного менеджера.

Комплексное воздействие всех факторов внешней организационной среды уже привело к огромным изменениям в теории и практике управления. К наиболее важным сдвигам, помимо смены общей парадигмы и философии управления, можно отнести следующие:

структуры организаций становятся все более плоскими и децентрализованными; крупные компании распадаются на более мелкие;

усиливается потребность в интеграции, обеспечиваемой единой корпоративной стратегией, культурой и финансовым контролем;

«горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», основанное на иерархии; это повышает роль инициативы, риска, независимости и способности к предвидению;

инновации, творчество, риск и долгосрочные ориентации становятся необходимыми компонентами управления;

стиль управления, ценности и поведенческие модели менеджеров смещаются от бюрократических к предпринимательским;

управленческие ценности, методы и модели управления становятся экоориентированными: любое решение принимается с «оглядкой» на экологические факторы внешней организационной среды.

1.1 Особенности закона композиции и пропорциональности

Организация представляет собой единый, целостный развивающийся объект, для которого, как для целенаправленной динамической самонастраивающейся системы, характерна тенденция к объединению. На первом этапе указанная тенденция реализуется в желании создать благоприятную и устойчивую среду обитания.

На практике это выражается в стремлении к работе с устойчивыми и надежными партнерами, обеспечивающими жизнедеятельность организации. Если речь идет об организациях производственного типа, то в качестве таких партнеров, в первую очередь, выступают поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, а также организации, осуществляющие сбыт продукции.

По мере развития и завоевания определенного сектора рынка налаживается взаимодействие не только с партнерами, но и с потребителями производимого организацией продукта или оказываемых услуг, а также с организациями, осуществляющими аналогичную деятельность. Взаимодействие не должно носить антагонистического характера, т.к. это увеличивает риск и затрудняет деятельность всех противоборствующих организаций. Желательно всех потенциальных конкурентов превратить в своих друзей и партнеров.

Процесс самонастройки организации на оптимальный режим работы, предусматривающий объединение усилий в создании устойчивой среды обитания, носит объективный характер. Задача звена управления состоит в ускорении этого процесса и минимизации материальных и интеллектуальных затрат. В процессе реализации этой тенденции возникают объединения сложного типа, получившие название «надорганизаций».

Примером могут служить объединения организаций по отраслевому или региональному признаку (банковские пулы, финансово-промышленные группы, холдинги корпорации и др.). Их формирование происходит в соответствии с законом композиции и пропорциональности, который утверждает, что в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию объединений при соблюдении определенной соотносительности и пропорциональности.

1.2 Цели и причины создания объединений

Основные цели, преследуемые организациями при создании объединений.

Объекта действия закона композиции и пропорциональности

Кроме того, могут решаться корпоративные задачи: совместное планирование работ, консолидация финансовых и материальных ресурсов, реализация общих проектов, освоение новых технологий работы.

Для современного этапа развития экономической и хозяйственной деятельности в России характерно наличие трех мощных факторов, вынуждающих предприятия создавать объединения и реализовывать совместные групповые стратегии развития. Первый из них связан с общим состоянием экономики страны, второй с деятельностью банков, третий с внедрением новых рыночных технологий ведения бизнеса.

В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур, характерных для переходного периода, в котором сейчас находится экономика России, создание объединений, обеспечивающих более эффективное продвижение к общей цели, приобретает особую актуальность и становится необходимым фактором борьбы за выживание для любой деловой организации.

Развитию тенденции объединения организаций способствует также деятельность банковских структур. Во всем мире банки вкладывают значительную часть своих активов в инвестиции и кредиты, предоставляемые деловым организациям, осуществляющим различные виды деятельности.

В настоящее время банковские структуры России испытывают серьезные затруднения, связанные с общим экономическим положением страны. Тем не менее, они продолжают активную работу как на рынке краткосрочных, так и на рынке долгосрочных кредитов. Банки осуществляют кредитование организаций, занимающихся коммерческой деятельностью, поскольку в условиях отсутствия гиперинфляции это наиболее доходная форма управления банковскими активами.

Основные причины создания объединений организаций

Основным препятствием для расширения указанных видов деятельности является проблема не возврата кредитов. Опыт работы банков и крупных финансовых компаний России на кредитном рынке показал, что банкротство многих банков, вызванное не возвратом кредитов, связано с тем, что они обслуживали не целостную структуру, обеспечивающую производство, поставку и реализацию продукции, а работали с разрозненными участниками рынка. В связи с этим именно банки стали инициаторами создания объединений, включающих в себя всех участников логистической цепи, в том числе организации, производящие продукцию, и все организации, обеспечивающие доставку произведенной продукции потребителю.

Можно с уверенностью сказать, что только структурированная система материального и финансового взаимодействия в рамках объединения всех организаций - участников логистического процесса обеспечивает устойчивое развитие банковских организаций бизнеса и минимизирует риск не возврата кредитных средств.

Внедрение новых рыночных технологий, основанных на информатизации процессов управления и переход ряда организаций к работе в среде электронной коммерции, ведет к изменению идеологии ведения бизнеса. Организации, действующие в условиях глобальной конкуренции, могут обеспечить свое выживание только в результате реализации корпоративных стратегий ведения бизнеса в рамках объединений предприятий преследующих единую цель.

В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур для деловых организаций особое значение приобретает стратегия взаимодействия, направленная на создание объединений, обеспечивающих более эффективное продвижение нескольких организаций к общей цели. Очевидно, что для всех участников объединения должна существовать единая цель. В рамках достижения этой цели участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий. Уменьшение издержек, получение дополнительной прибыли, снижение рисков - является основой стратегий организаций, вступающих в объединение. Объединения могут создаваться по базе; акционерного капитала, на основе кооперации действий, по типу ассоциаций и т.п., но при этом должна преследоваться единая цель. Одна из основных функций объединения - создание структурных взаимосвязей и разработка общей системы управления. Выходе ее решения осуществляется выработка единых правил взаимодействия.

Усовершенствованная схема взаимодействия

При использовании усовершенствованной схемы взаимодействия затраты на реализацию технологического цикла прохождения продукции от фермера до потребителя сохранились, а возможно, даже и возросли. Что же выгадывает головная организация при переходе к более сложной структуре? Если раньше при сбоях в работе отдела закупки убытки приходилось компенсировать за счет основного производства или продаж, то теперь головная фирма может сменить поставщика. В результате суммарные издержки уменьшаются. Кроме того, происходит распределение рисков между тремя самостоятельными юридическими лицами.

Рассмотрим особенности организационной структуры объединения. Деятельность любой организации находится в прямой зависимости, как от ее финансовых возможностей, так и от структуры управления. Создание и развитие объединения предприятий не должно приводить к уменьшению самостоятельности отдельных его звеньев. Для повышения - ответственности менеджеров верхнего звена в решении задач, направленных на достижение общей цели, следует подключать их не только к управлению бизнесом, но и к управлению капиталом. Благодаря этому руководители входящих в объединение предприятий постепенно становятся совладельцами капитала.

Чисто авторитарный, или административный принцип управления с наличием одного лица, принимающего решение, заменяется в объединении управлением, в котором участвуют одновременно несколько юридических лиц. Напомним, что подобный принцип управления называют дивизиональным. При такой системе управления центральным исполнительным органом является совет директоров, принимающий коллегиальные решения. Взаимоотношения между директорами регулируются в этом случае с помощью договоров о сотрудничестве. Формы договоров утверждаются президентом или генеральным директором объединения. В финансовом плане сохраняется определенная независимость звеньев. Успехи, достигнутые каждой отдельной фирмой, позволяют их директорам самостоятельно распоряжаться ресурсами руководимых ими компаний.

Конкурентоспособность хозяйственной организации, а, следовательно, и ее выживаемость зависят не только от способности выпускать продукцию, но и от умения своевременно доставить ее потребителю. Эффективность работы предприятия, так же как и издержки производства, зависят от того, в какой среде обитания оно находится. Именно поэтому формирование объединения предприятий, участвующих в обшей технологической цепочке по производству и доставке товаров потребителю, является одной из важнейших задач высшего менеджмента.

1.3 Современные типы объединений

В современных условиях, когда происходят быстрые изменения в рыночной среде, перед предприятиями встает проблема выживания при изменении рыночной конъюнктуры. Для повышения стойкости организации при неблагоприятном развитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности.

Основными преимуществами объединений являются:

снижение издержек;

более высокая квалификация и специализация управления предприятиями;

снижение расходов на информацию и рекламу;

более выгодные условия закупки ресурсов и др.

Объединения юридических лиц создаются в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также для защиты общих имущественных интересов.

Объединения предприятий предусматривают наличие разной собственности, но типы объединений в зависимости от целей и организационных форм могут быть различными.

По целям объединения и степени самостоятельности выделяют следующие виды объединений:

Концерн - форма крупных договорных объединений (заводов, комбинатов), которые используют возможности крупномасштабного производства.

Конгломерат - многоотраслевое объединение, концентрирующее производство самых разнообразных товаров, многие из которых не имеют ничего общего между собой.

Консорциум - это временное добровольное объединение предприятии для решения конкретных задач - реализации крупных целевых программ и проектов, в том числе научно-технических, строительных, социальных, экологических, инвестиционных.

Финансово-промышленная группа

Холдинг - объединение любой организационно-правовой формы, которое владеет контрольным пакетом акций других юридически самостоятельных компаний в целях установления господства и контроля над ними.

Корпорация

Ассоциация

Межотраслевые государственные объединения

Картель - объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию.

Трест - объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый комплекс, теряя свою юридическую, коммерческую и хозяйственную самостоятельность.

Пул - объединение предпринимателей картельного типа, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников (в заранее установленных пропорциях).

Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместнуюкоммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:

договорной характер объединения;

сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем объеме выпуска продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Разновидностью картельного объединения является синдикат.

Синдикат - разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.

Трест - монополия, в которой создастся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Существуют два способа объединения в трест: непосредственное слияние активов отдельных компаний и приобретение головной компанией треста доли акционерного капитала предприятий.

В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как вкартеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Концерн - это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.

Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.

Цепная торговая организация

В настоящее время в торговле создаются цепные торговые организации, которые представляют собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Это объединения, в которых крупная торговая организация создает собственную торговую сеть организаций, заключает договор с малыми и средними торговыми организациями, а они, в свою очередь, получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке. Они могут создаваться в оптовой и в розничной торговле.

Оптово-розничные цепи (или объединения контрактного типа) создают для координации функций оптовой и розничной торговли на принципах обшей коммерческой стратегии при сохранении полной независимости каждого члена объединения. Розничные торговые предприятия, входящие в цепь, имеют единое фирменное название, унифицированный ассортимент, общую сбытовую политику.

Ассоциация - договорное объединение, которое создано в целях постоянной координации предпринимательской деятельности в той области, к которой она относится;

Корпорации-объединения, которые создаются на базе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с предоставлением отдельных полномочий управления деятельностью каждому участнику;

Консорциумы - объединения предприятий, которые создаются на временной основе. Например, транспортных предприятий, банковских учреждений, торговли и Т.Д. Главной особенностью консорциумов является полная зависимость от одного или нескольких предпринимателей;

Финансовые группы (финансово-промышленные группы) - объединения различных предприятий не ограничивающее их в правах участники финансовой группы полностью самостоятельны как в юридическом, так и финансовом плане, главной задачей финансовой группы является объединение капитала и производственного потенциала его участников. Обычно финансовую группу возглавляют банки, которые управляют капиталом предприятий, которые входят в финансовую группу, регулируют все направления деятельности группы. При этом основным доходом деятельности финансовой группы является повышение прибыли предприятий участников в результате совместной работы производства и капитала.

1.4 Сущность и значение анализа внешней среды для организации

Для начала необходимо определиться с самим понятием термина «внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микро- и макросреду.

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно ему выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными.

Первоначальная внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды. Первоначальным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы, то есть системный сбор и анализ информации о ней.

Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы.

Анализ внешнего окружения помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

Где сейчас находится организация.

Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем.

Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство в дальнейшем.

Для того чтобы оценить необходимость проведения тщательного анализа внешнего окружения организации необходимо также рассмотреть характеристики внешней среды, которые оказывают непосредственное воздействие на сложность его осуществления. Во-первых, к числу данных характеристик относится взаимосвязанность факторов внешней среды. Под ней понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Факт взаимосвязанности является значимым уже не только для рынков страны или региона, но и для мирового рынка. Данная взаимозависимость превратила среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы по отдельности, изолированно друг от друга. Специалисты даже не так давно ввели понятие «хаотичных изменений» для описания внешней среды, которая характеризуется еще более быстрыми темпами изменений и более сильной взаимосвязанностью.

Во-вторых, можно отметить такую характеристику как сложность внешней среды. Это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора. Если говорить о числе внешних факторов, на которые предприятие реагирует, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом: им приходится иметь дело всего лишь с несколькими категориями данных, необходимых для принятия управленческих решений. В силу этого в менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура, но так как разные организации функционируют в разных средах, ситуационный подход определяет, что не существует и наилучшей организационной структуры.

В-третьих, нужно выделить подвижность среды. Под ней понимается скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи отмечают такую тенденцию, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей все время скоростью. Однако притом, что эта динамика является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, в результате исследований обнаружилось, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в других отраслях. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают строительную, пищевую промышленность, производство тары и упаковочных материалов.

Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью внешней среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или же регионам страны или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижного внешнего окружения, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

В-четвертых, существует еще такая характеристика внешней среды как неопределенность. Она является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности заметно снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решение в области управления.

Все эти характеристики внешней среды организации говорят о высокой динамике и вариантном характере происходящих в ней изменений, что накладывает на руководство задачи как можно более точного прогнозирования, оценки и анализа сложившегося внешнего окружения фирмы с тем, чтобы заранее установить характер и силу возможных угроз, что позволит вырабатывать и адекватно ситуации корректировать выбранную стратегию. В результате эволюции менеджмента изменялись и совершенствовались методы стратегического планирования и управления. В современных условиях наиболее действенным считается необходимость осуществлять превентивное реагирование на прогнозируемые во внешней среде изменения, так как только с помощью этого можно не только выжить, адаптироваться, но и максимально эффективно использовать имеющиеся у организации резервы, а также возможности, возникающие вследствие происходящих перемен. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития.

Такого рода управление предполагает раннее выявление «слабых сигналов» каких-либо изменений как внутри, так и вне предприятия и быстрое реагирование на них. При этом, должно быть налажено постоянное наблюдение (мониторинг) за любыми событиями и явлениями, происходящими во внешней среде предприятия.

Основными принципами, которые необходимо учитывать при организации исследования внешней среды являются принципы объективности, системности, развития, регулярности, гибкости и релевантности. Методы, которые можно использовать при данном анализе можно объединить в две основные группы: методы сбора данных о внешней среде и методы анализа и прогнозирования ее факторов. Последние включают в себя методы экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы.

2. Практическое использование закона пропорциональности на примере ООО «Реал-Гипермаркет»

Сущность организации не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят «неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.

Рассмотрим существующую структуру деятельности в компании на примере ООО «Реал - Гипермаркета». Профессиональная реализация закона композиции и пропорциональности основана на выполнении шести принципов: планирования, координирования, ограничения, стабилизации, согласования, полноты.

Планирование деятельности в ООО «Реал - Гипермаркета» является наиболее важной функцией. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Процесс планирования не может всесторонне решать задачи обоснованного достижения экономических и иных результатов в предстоящем периоде времени, если не будет налажена обратная связь с объектами планирования, которая представляет собой данные о его фактическом состоянии, о степени выполнения намеченных результатов, эффективности ресурсопотребления. Такая связь прослеживается с помощью функции учета и контроля. Организация и координирование - это те функции управления, которые являются основой формирования организационно-распорядительного, нормативно-правового механизмов реализации стратегических планов.

В реализации закона гармонии, методов гармонизации промышленной и торговой политики предприятия прослеживается важная роль маркетинговой деятельности, которая функционально обеспечивает координацию производства и сбыта, учет параметров производственной и сбытовой стратегии. Маркетинговая деятельность выступает своего рода координатором промышленной и торговой политики предприятия, устраняет противоречия и устанавливает компромисс между производственными и сбытовыми решениями. Все виды политики предприятия, в том числе промышленная и торговая, должны соответствовать друг другу по принципам формирования и элементам.

В ООО «Реал - Гипермаркета» активно применяется принцип ограничения. Набор ресурсов и их пропорции, находящиеся в ведении специалистов, должны быть ограничены рамками разумности для их эффективно управления.

Соблюдаются нормы информационного разнообразия, заключается в том, что специалист может не справиться с обработкой большого количества информации о ресурсах, поэтому эффективность их координации будет снижаться.

В компании наблюдается стремление к стабилизации - эффективности этапов жизненного цикла. Принцип стабилизации сводится к тому, что организация стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла. Очевидно, что руководитель организации заинтересован в том, чтобы насколько возможно продлить эти этапы, используя для этого не только профессионализм управления, но также подключая дополнительные ресурсы к производству продукции на каждом этапе жизненного цикла, обеспечивая создание и выпуск новых модификаций продукции. Стабилизация может осуществляться путем выпуска новой продукции на каждом этапе развития организации. При этом каждая новая продукция будет иметь свой жизненный цикл, сдвинутый во времени. Принцип стабилизации имеет отношение ко всем процессам, происходящим в организации. Например, для стабилизации высокого профессионального уровня работников организации необходимо создать систему периодического обучения сотрудников. Если такого обучения нет, то этот процесс все равно будет проходить без контроля руководителя.

2.1Действие закона пропорциональности

«Система - сложное единство, сформулированное многими, как правило, различными факторами и имеющее общий план или служащее для достижения общей цели» - определение В.Н. Садовского из словаря Вебстера «Система-соединение объектов, соединенных регулярным

взаимодействием или взаимозаменяемостью».

По степени восприятия влияния на организацию внешних сил, система этой организации больше относится к открытому типу, т.е. организация обменивается с внешней средой энергией и информацией. Таким образом, ведет себя ООО «Реал - Гипермаркет», который и взаимодействует со своим окружением - поставщиками, потребителями, конкурентами, поддерживает динамическое равновесие, обеспечивая собственное выживание в мире бизнеса.

2.2 Проблемы и пути совершенствования построения пропорций ООО «Реал-Гипермаркет»

Структура организации является линейной. Основные системообразующие связи: вертикальные межуровневые между руководителями и подчиненными. По содержанию это однородные связи общего линейного руководства. Подразделения отличаются значительной автономностью и самостоятельностью, т.к. их деятельность регулируется и контролируется только со стороны линейного руководства.

К недостаткам относятся: большая ответственность на должности верхнего уровня; результаты работы зависят от квалификации, личных и деловых качеств высшего уровня; при оценке эффективности и качества работы отдельных торговых групп (или подгрупп) происходит обычно атмосфера страха (психологический стресс); характерно перекладывание ответственности при решении неких проблем; почти всегда преобладает схема - оперативные проблемы доминируют над стратегическими.

К преимуществам относятся: четкая система - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; четкая система взаимных связей функций и торговых групп; четко выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Из этого следует, что необходимо разделение ответственности (частично) на торговые группы раздельно, качественный подбор персонала с высокой квалификацией (особенно это касается руководителей), оперативность решений.

Заключение

пропорциональность менеджмент композиция

В заключение работы хотелось бы отметить, что важнейшей задачей формирования среды обитания предприятия является организация информационного обеспечения.

Использование дивизионального принципа управления позволяет каждому руководителю организации, вместо бесконечной системы согласований при разработке управленческих решений, брать на себя ответственность за лично решение, принятое в рамках достижения общей цели, стоящей перед всем объединением. Исходя из этого критерия, строится единая система информационною обеспечения объединения и создастся центральная база данных. Поддержание базы данных обеспечивается центральным аппаратом управления. Каждый менеджер имеет возможность получить информацию, необходимую для принятия обоснованного и оперативного решения.



Список литературы

1.Виссема Х. Менеджмент в подраделениях фирмы. М.: Инфа-М, 2009

2.Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика

.Латфуллин Г.Р, Омаров А.М. Теория организации учебник - Москва «Экономика»

.Питер Л.Э. Менеджмент- искусство управлять: Пер. с англ. М.:ИНФА-М. 2009

.Радченко Я.В. Теория организации.

6.Рогожин С.В, Рогожина Т.В. Теория организации. М: РГТЭУ, 2008

.Уткин Э.А. Курс менеджмента. М: зерцало, 2010

8.#"justify">9.#"justify">.http://www.grandars.ru

Похожие работы на - Среда обитания организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!