Проблемы безработицы в Российской экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    140,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы безработицы в Российской экономике

Оглавление

Введе

Глава 1. Основные особенности безработицы

1.1 Понятие безработицы

1.2 Причины возникновения безработицы

1.3 Виды безработицы

Глава 2. Последствия безработицы       

2.1 Неэкономические последствия безработицы

2.2 Экономические последствия безработицы

Глава 3. Безработица в России

3.1 Статистика безработицы

3.2 Методы борьбы с безработицей

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Проблема безработицы на сегодняшней день является важнейшей проблемой современной экономики России. Фактически не осталось ни одного государства, в котором не стояла бы проблема безработицы. Безработицей можно считать такую ситуацию в экономике, когда все рабочие места заняты, но ещё но еще остаются нетрудоустроенные граждане. В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, по и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Цель курсовой работы: Изучение безработицы - как макроэкономической проблемы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Раскрыть сущность понятия безработицы и проанализировать причины её возникновения;

Выявить виды безработицы и её последствия;

Исследовать структуру безработицы в современной России;

Рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России.

Объект исследования: явление безработицы и занятости населения.

Глава 1. Основные особенности безработицы

.1 Понятие безработицы

Безработица - социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) - International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации. Для оценки безработицы используют следующие показатели:

Коэффициент занятости - удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны.

Норма (уровень) безработицы - процент безработных в общей численности рабочей силы.

Естественная безработица - процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности.

Норма безработицы постоянно изменяется под влиянием общественного производства - циклического характера экономических спадов и роста производства; технического прогресса, требующего повышения квалификации и изменения профессий наемного персонала. При спаде производства безработица растет, а при расширении и подъеме - падает.

Соотношение динамики безработицы и динамики ВНП получило название закона Оукена: прирост реального объема ВНП примерно на 2% дает сокращение нормы безработицы примерно на 1% и, наоборот, сокращение реального объема ВНП примерно на 2% повышает норму безработицы примерно на 1% Таким образом, безработица считается естественным состоянием рынка труда. Однако возможны ее колебания вверх или вниз от естественной нормы.

Из закона «О занятости населения Российской Федерации»:

«Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам».

Важно отметить, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающее попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основных категорий рабочей силы:

потерявшие работу в результате уменьшения объема работ;

добровольно оставившие работу;

пришедшие на рынок труда после перерыва;

впервые пришедшие на рынок труда.

Все население страны подразделяется на институциональное и неинституциональное.

Институциональное население - лица, не достигшие трудоспособного возраста, вышедшие на пенсию, находящиеся в больницах и т. д.

Неинституциональное население - трудоспособное население. Неинституциональное население подразделяется на самодеятельное (экомически активное) и несамодеятельное.

Несамодеятельное население - лица, не работающие по найму и не ищущие работу по найму (студенты, домохозяйки, люди свободных профессий, предприниматели и т. п.).

Самодеятельное население (численность рабочей силы) - лица, работающие по найму, т. е. занятые и безработные.

Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в числе экономически-активного населения (выраженный в процентах):

,

где U (unemployment) - число безработных, L - численность рабочей силы.

1.2 Причины возникновения безработицы

Основными причинами возникновения безработицы можно назвать следующие.

Страхование по безработице. Выплата пособий психологически воздействует на человека. Он понимает, что может прожить и без лишних трудовых затрат. Особенно это актуально для стран Европы, где пособие по безработице составляет достаточно большую величину, и на него можно прожить, не работая.

Наличие трудовых договоров.

Относительная жесткость реальной заработной платы в долгосрочном периоде. Иными словами, цены меняются регулярно, а реальная заработная плата практически на них не реагирует. Это приводит к тому, что экономический субъект на ту же денежную сумму может приобрести уже меньший набор благ и услуг.

Экономисты по-разному объясняют причины безработицы в рыночной экономике. В целом можно было бы выделить следующие подходы к объяснению этого явления:

избыток народонаселения (мальтузианство),

рост органического строения капитала (марксизм),

высокий уровень заработной платы (неоклассики),

недостаточность совокупного спроса (кейнсианцы).

Наибольшее распространение в западной экономической науке получили неоклассическая и кейнсианская концепции безработицы.

Неоклассическая концепция безработицы в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге "Теория безработицы", вышедшей в 1933 г.

Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:

число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, т. е. занятость тем ниже, чем выше заработная плата;

существовавшее до первой мировой войны 1914-1918 гг. равновесие между уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;

усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение

системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, позволяя удерживать ее на слишком высоком уровне, что и является причиной массовой безработицы;

для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.

Рассмотрим более подробно данную концепцию, используя для ясности графическую иллюстрацию (Рис. 1 в приложении). Равновесие на рынке труда в неоклассической модели определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата PL. Кривая функции спроса на труд Dl имеет убывающий характер, поскольку фирмы, предъявляющие спрос на этот фактор производства, смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате. Если же уровень заработной платы будет повышаться, то количество привлекаемой рабочей силы уменьшится.

Таким образом, спрос на рабочую силу - функция реальной заработной платы:


Предложение труда на рынке рабочей силы SL также зависит от реальной заработной платы: чем выше PL тем больше работников предложат на рынке свой труд, и, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньшее их число будет желать устроиться на работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы, и кривая предложения труда имеет положительный наклон:

Если предложение труда возрастет (сдвиг кривой Sf в положение S]), то это приведет к снижению заработной платы до PLF и равновесие на рынке труда установится в точке F.

Таким образом, в неоклассической модели рыночная экономика в принципе способна использовать все трудовые ресурсы, однако лишь при условии гибкости заработной платы. Полная занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание. Если же заработная плата Р1К окажется выше рыночного равновесного уровня (по требованию профсоюзов или при государственном вмешательстве), то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная масса работников окажется без работы. Число безработных иллюстрирует отрезок КМ.

Следовательно, в неоклассической модели безработица реальна, но она не вытекает из законов рынка, а возникает как результат их нарушения, вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов, т. е. нерыночных сил. Эти силы не дают упасть заработной плате до равновесного уровня, в силу чего предприниматели не смогут всем желающим трудиться предложить работу по требуемой ставке оплаты труда.

Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, т. е. такая, которая вызывается требованиями высокой заработной платы. Работники сами выбирают безработицу, так как не согласны трудиться за более низкую оплату своего труда.

То же самое можно сказать и о роли государства: если оно регулирует уровень заработной платы, то нарушает конкурентный рыночный механизм.

Отсюда и требования экономистов неолиберального направления - для устранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.

Вместе с тем в неоклассической модели безработица может иметь место и при сохранении гибкости заработной платы, поскольку некоторая часть рабочей силы будет оставаться без работы по собственной воле, претендуя на более высокие заработки. Эту ситуацию иллюстрирует Рис. 2 в приложении.

На графике равновесие на рынке труда устанавливается в точке Е. Однако при сложившейся рыночной ставке заработной платы Р,,,: потребность фирм в рабочей силе (участок кривой спроса D, ниже точки Е) удовлетворяется не полностью и составляет величину EF. В то же время эта потребность никоим образом не может быть удовлетворена, поскольку незанятые работники будут согласны трудиться лишь за более высокую ставку (участок кривой предложения труда SL выше точки Е). Следовательно, максимальное количество труда, которое может предложить рынок, составляет величину Lx (отрезок AF), а платежеспособный спрос фирм на труд, определяемый предельной производительностью труда, Lo (отрезок АЕ). Разницу между этими объемами представляет отрезок EF, показывающий число работников, не желающих трудиться по предлагаемой фирмами заработной плате.

Неоклассическая концепция добровольной безработицы, изложенная в названной выше книге А. Пигу, стала предметом серьезной критики Дж. Кейнсом в его фундаментальной работе "Общая теория занятости, процента и денег", написанной по горячим следам Великой депрессии. Как подчеркивают П. Самуэльсон и У. Нордхаус, "одна из величайших заслуг Кейнса состоит в том, что он позволил факта разрушить эту красивую, но ошибочную теорию".

В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется фактический уровень занятости в экономике в целом. Кейнс же показал, что "...объем занятости совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса", а наличие "неполной занятости", т.е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары.

Излагая свои взгляды, Дж. Кейнс опровергает теорию А. Пигу, показывает, что безработица имманентно присуща рыночной экономике, вытекает из ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали неоклассики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг, и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется, прежде всего, предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и инвестициями характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями.

Занятость по Кейнсу - функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения в НД. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

а) затратами на создание ВВП и его объемом;

б) сбережениями и инвестициями.

Если затраты на производство ВВП недостаточны для обеспечения полной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышают необходимые размеры, возникает инфляция.

В отношении "сбережения - инвестиции", если S>I, то мощный поток капиталовложений, рост производства и предложения, с одной стороны, и низкий текущий спрос (в силу больших сбережений) - с другой, ведут к кризису перепроизводства, падению спроса на рабочую силу и безработице. Превышение инвестиций над сбережениями /> S ведет к тому, что производительный спрос не удовлетворяется из-за нехватки сбережений. Кроме того, обратной стороной низких сбережений является высокая склонность к потреблению, что в конечном счете приводит к росту уровня цен, т. е. инфляции.

В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

а) гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы цены и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

б) для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

Первой и самой главной причиной возникновения безработицы является превышение уровня спроса на рабочие места над предложением на рынке труда, проще говоря, желающих работать гораздо больше, чем рабочих мест для них. Следует отметить, что здесь очень важен фактор предложения рабочих мест, подходящих для конкретного специалиста по уровню предлагаемой заработной платы*, условиям труда*, социальной защиты и организации рабочего места. Существует ряд безработных граждан, которые слишком высоко ценят свои рабочие способности, а значит, долгое время добровольно остаются в разряде таковых.

Основные факторы, влияющие на возникновение безработицы:

обширность территории государства;

природно-климатические условия в стране;

структура экономики;

уровень развития промышленности;

существование определенных отраслей производства;

поддерживаемая численность персонала в организациях.

национальные традиции;

политическое устройство общества;

уровень экономического развития (застой, спад, кризис, подъем);

отношение государства к безработным (социальная защита, регистрация безработных на бирже и периодический анализ ситуации на рынке труда) и др.

1.3 Виды безработицы

Фрикционная безработица связана с определенными затратами времени на поиск работы. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.

Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели - рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы.

К фрикционным безработным относятся люди:

уволенные с работы по приказу администрации;

уволившиеся по собственному желанию;

ожидающие восстановления на прежней работе;

нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;

сезонные рабочие (не в сезон);

впервые появившиеся на рынке труда с требующимся в экономике уровнем профессиональной подготовки и квалификации.

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

uфрикц = (Uфрикц/ L) / 100 %.

Структурная безработица связана с технологическими изменениями и сдвигами в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. Структурная безработица обусловлена возникновением профессионально-квалификационного несоответствия между структурой свободных рабочих мест и структурой работников.

Развитие экономики постоянно сопровождается следующими структурными изменениями: возникают новые технологии, новые товары, вытесняющие старые. Происходят сдвиги в структуре спроса на рынке капиталов, рынке товаров и рынке труда. В результате этого происходят изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы, что требует ее постоянного территориального и отраслевого перераспределения.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах:

uструкт = (Uструкт / L) / 100 %.

Естественная безработица. Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует понятие «естественный уровень безработицы» (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВНП. Впервые это понятие введено в экономический оборот М. Фридменом. Данный показатель может расти вследствие объективных причин:

увеличения доли молодежи в составе рабочей силы, частых структурных сдвигов в экономике, а также по причине вытеснения мужского труда женским, так как ежегодно на рынок труда выходят больше женщин, чем мужчин.

Однако ряд экономистов считают неприемлемым использование термина «естественный» по отношению к безработице, вызванной структурными сдвигами. Поэтому в макроэкономической литературе широко используется термин NAIRU (Non - Accelerating - Inflation Rate of Unemployment), который фиксирует внимание на том, что этот устойчивый уровень безработицы стабилизирует инфляцию.

Для определения уровня естественной безработицы экономисты используют среднюю величину фактической безработицы за длительный период (40-50 лет), который сглаживает циклические колебания.

Расчеты показывают, что уровень естественной безработицы растет при увеличении фактической безработицы. Здесь наблюдается эффект гистерезиса: если уровень безработицы повышается в периоды спадов производства, то он может и не вернуться к исходному значению даже после прекращения действия вызвавших его факторов. Это объясняется как «ржавлением» человеческого капитала, так и разной рыночной властью работающих и безработных. Последние не участвуют в переговорах об условиях труда и ставке заработной платы, а работающие заинтересованы в том, чтобы увеличение спроса на труд в фазе подъема трансформировалось в повышение ставки заработной платы, а не в рост числа занятых.

Экономисты считают естественную безработицу необходимым резервом рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от потребностей производства.

Итак, понятие полной занятости не означает, что все люди трудоспособного возраста заняты в общественном производстве, поскольку фрикционная и структурная безработица неизбежны.

Уровень безработицы при полной занятости определяется целым рядом факторов, и прежде всего, минимальной заработной платой. Ее низкий уровень способствует тому, что удлиняются сроки поиска работы молодежью, впервые ищущей работу, а также теми безработными, которые ищут более высокооплачиваемую работу. Естественный уровень безработицы может быть рассчитан как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы:

u* = u фрикц + u структ = [(U фрикц + Uструкт) / L] / 100 %.

На естественный уровень безработицы влияют также система социального страхования по безработице, авторитет профсоюзов, незаинтересованность фирм в снижении уровня заработной платы из-за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения текучести кадров, снижения производительности труда и объема прибыли. Показатель естественной нормы безработицы используется при определении экономических потерь в обществе, вызванных безработицей.

Циклическая (вынужденная) безработица. Ее основой являются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. Иными словами, во время спада в экономике наблюдается увеличение числа безработных вследствие невозможности осуществления выплат заработной платы и снижения спроса на рынке труда. Соответственно, во время циклического подъема данный вид безработицы отсутствует.

Уровень циклической безработицы может быть как положительной величиной - при спаде, когда фактический уровень безработицы выше ее естественного уровня и наблюдается неполная занятость ресурсов, так и отрицательной величиной - при буме, когда фактический уровень безработицы ниже ее естественного уровня и имеет место сверхзанятость ресурсов. В любом случае наличие циклической безработицы - серьезная макроэкономическая проблема, проявление макроэкономической нестабильности, свидетельство неполной занятости ресурсов.

Фактическая безработица - общая величина безработицы, которая зафиксирована в стране на конкретный момент времени.

Фактический уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение общего количества безработных (фрикционных + структурных + циклических) к общей численности рабочей силы, или как сумма уровней безработицы всех типов:

uфакт = (U / L) / 100 % = [(Uфрикц + Uструкт + Uцикл) / L] / 100 % = uфрикц + uструкт + uцикл

Поскольку сумма уровней фрикционной и структурной безработицы равна естественному уровню безработицы, то фактический уровень безработицы равен сумме естественного уровня безработицы и уровня циклической безработицы:

uфакт = u* + uцикл

Фактическая безработица включает две составляющие: явную и скрытую.

Явная безработица - это официальная, зарегистрированная в Фонде занятости населения. Она статистически отражена среди прочих экономических показателей.

Скрытая безработица опасна тем, что она никак не фиксируется. Дело в том, что сегодня все чаще встречаются случаи, когда трудовая книжка субъекта находится на каком-либо предприятии, т. е. фактически он числится в качестве его работника. В то же время он не участвует в производственном процессе, создании ВВП и не получает заработную плату.

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском.

Зарегистрированная безработица - это часть открытой безработицы, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем обращения туда граждан, ищущих работу.

Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производственного процесса. Поэтому размеры сезонной безработицы в общем виде могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателями и работниками.

Институциональная безработица обусловлена правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияющими на его спрос и предложение. Примером может служить наличие чрезмерных социальных выплат, которые вызывают снижение предложения труда, а также способствуют увеличению безработицы. Практика показывает, что чем больше размер по безработице, тем длительнее поиск нового рабочего места. Причиной институциональной безработицы может быть и несовершенная налоговая система.

Конверсионная безработица связана с сокращением производства при переходе на выпуск новой продукции или с изменением структуры спроса на рабочую силу.

Добровольная безработица - это нежелание работника выполнять определенную работу за определенную заработную плату или в не благоприятных условиях труда, или в силу других причин.

Частичная безработица - это занятость работника неполный рабочий день.

Застойная безработица - безработица, продолжающаяся свыше 18 месяцев. При безработице этого вида у неработающих лиц наступает полная профессиональная деградация вследствие продолжительного отсутствия условий для повторения основных трудовых приемов и операций. Профессиональная деградация человека может привести и к его социальной деградации, перемещению в группу люмпенов, бомжей, алкоголиков. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможны крайне редко.

Застойная безработица по продолжительности:

«кратковременная» продолжительностью 1 - 2 месяца характерна для фрикционной ее разновидности.

«продолжительная» - от 4 до 8 месяцев;

«длительная» - представляет собой безработицу в течение 8 - 18 месяцев, сопровождающуюся общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способностей интенсивно работать в течение необходимого времени.

«умеренная» имеет продолжительность от 12 до 18 месяцев.

«застойная» - свыше 18 месяцев.

Безработица маргинальная - безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Безработица неустойчивая - вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Молодежная безработица обусловлена тем, что выпускники высших или средних специальных учебных заведений не находят спроса на свой труд в силу отсутствия квалификации, опыта работы или других причин.

Отличительной чертой женской безработицы является ее более продолжительный период, чем у безработных мужчин. Безработным женщинам, особенно в предпенсионном возрасте, труднее найти работу, они больше, чем безработные мужчины, нуждаются в социальной защите со стороны государства.

Глава 2. Последствия безработицы

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

2.1 Неэкономические последствия безработицы

Неэкономические последствия безработицы - это, во-первых, психологические и социальные и, во-вторых, политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечнососудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т. п. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это в первую очередь означает рост социальной напряженности вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Ф. Д. Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица, писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности.

Социальными последствиями безработицы являются также рост уровня заболеваемости и смертности в стране и уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которые несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, и окупить.

Социальные последствия безработицы.

Отрицательные

Обострение криминогенной ситуации.

Усиление социальной напряженности.

Рост количества физических и душевных заболеваний.

Увеличение социальной дифференциации.

Снижение трудовой активности.

Положительные

Повышение социальной ценности рабочего места.

Увеличение личного свободного времени.

Возрастание свободы выбора места работы.

Увеличение социальной значимости и ценности труда.

2.2 Экономические последствия безработицы

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода в настоящем, а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу, что обусловливает возможное снижение уровня дохода в будущем.

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отстаивание (разрыв) ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим ВВП (Y) и потенциальным ВВП (Y*) к величине потенциального ВВП:

Y - Y*

GDP gap = ---------- Ч 100%

Y*

Зависимость между отставанием фактического объема выпуска от потенциального (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий вывел в начале 60-х годов экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun).

Формула, отражающая эту зависимость, получила название «закона Оукена».

Y - Y*

--------- Ч 100% = - (u - u*)*

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП, выраженного в процентах. В правой части u - фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) - уровень циклической безработицы, коэффициент Оукена, который показывает, на сколько процентов сокращается фактический ВВП по сравнению с потенциальным ВВП (на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт. Таким образом, коэффициент Оукена - это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5. В других странах и в другие периоды времени он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному ВВП, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

Yt - Yt - 1

------------- Ч 100% = 3% - (u t - u t - 1)- 1

В левой части уравнения записана формула отставания фактического ВВП данного года (Yt) по сравнению с фактический ВВП предыдущего года (Yt - 1). В правой части ut - фактический уровень безработицы данного года, u t - 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - среднегодовой темп роста потенциального ВВП США (факторами роста потенциального ВВП любой страны выступают:

а) рост численности населения,

б) рост капиталовооруженности и

в) научно-техническим прогресс);

- это коэффициент, который показывает, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт и поэтому является коэффициентом чувствительности изменения ВВП к изменению фактического уровня безработицы. Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

На основе этой формулы, зная темпы роста потенциального объема выпуска (Оукен использовал показатель темпа роста потенциального ВНП США того времени, равный 3%) и коэффициент чувствительности изменения ВВП к изменению фактического уровня безработицы (в формуле Оукена он равен 2), можно подсчитать не только величину отставания ВВП, вызванного ростом уровня безработицы, но и, наоборот, величину роста фактического уровня безработицы, вызванного спадом в экономике:

Yt - Yt - 1

(u t - u t - 1) = - Ѕ Ч (----------------х100% - 3%)

Yt - 1

Экономические последствия безработицы.

Отрицательные:

Обесценивание последствий обучения.

Сокращение производства.

Затраты на помощь безработным.

Утрата квалификации.

Снижение жизненного уровня.

Недопроизводство национального дохода.

Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

Социально-экономические последствия безработицы:

замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;

лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;

сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;

устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.

Глава 3. Безработица в России

3.1 Статистика безработицы

По данным Минздравсоцразвития РФ, численность безработных россиян в начале 2011 года составила 5,4 миллиона человек. Уровень общей безработицы на начало 2011 года снизился с 8,2 до 7,2 процентов. В декабре прошлого года наиболее высокий уровень безработицы отмечался в Ингушетии (48,8 процентов) и Чечне (43,3 процентов), наиболее низкий - в Москве (1,1 процент) и Санкт-Петербурге (2,2 процента).

Безработица в России вернулась на докризисный уровень, заявил Дмитрий Медведев на совещании по проблематике рынка труда в одном из центров занятости на северо-западе Москве.

"В целом ситуация в этом году выглядит, конечно, лучше, чем она была в прошлом году, это объективные данные: у нас безработица по стране снизилась, причем снизилась на довольно значительную величину, - она по сути вернулась в границы, близкие к докризисному периоду", - сказал глава государства.

Но это, подчеркнул президент, общие цифры, а "беда у каждого человека своя, индивидуальная", потому что работу теряют конкретные люди.

По данным Медведева, средняя по стране численность зарегистрированных безработных составляет 6,9 %. Что касается Москвы, то, отметил он, ситуация на столичном рынке труда "достаточно спокойная". "По количеству зарегистрированных безработных - 0,7 %", - уточнил он.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2011г. составила 75,0 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 69,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в марте 2011г. составил 7,1%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в марте 2011г. составил 62,8%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,3 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1643 тыс.человек.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2011г. составила 33,5%, среди безработных женщин - 36,7%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2011г. составила 43,0%, доля городских жителей - 64,6%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В марте 2011г. это превышение составляло 1,6 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,2%, 20-24 лет - 20,9%. По сравнению с февралем 2011г. численность безработных в возрасте 15-24 лет снизилась на 73 тыс.человек (или на 4,9%). Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,0%) и 20-24 лет (14,8%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2011г. составил 16,6%, в том числе среди городского населения - 15,4%, среди сельского населения - 19,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,4 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 23,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,7% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы значительно выше, чем среди городских, и в марте 2011г. составила, соответственно, 39,5% и 33,6%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 24,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2011г. их численность составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 49,4% - от 20 до 24 лет, 18,8% - 25-29 лет.

В марте 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 22,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,7%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северокавказском федеральном округе.

безработица заработный плата

3.2 Методы борьбы с безработицей

Президент России Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, сообщает пресс-служба Кремля.

В частности, до 15 апреля 2011 года правительству поручено представить предложения по разработке мер по обеспечению занятости населения и механизмов их реализации с 2012 года. Речь идет в том числе об организации профессионального обучения работников в условиях модернизации производства и реализации инвестпроектов, о выработке адресных мер по содействию занятости населения в регионах в связи с напряженной ситуацией на рынке труда, об оказания поддержки безработным при открытии собственного дела, предоставлении права женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пройти профессиональное обучение, расширении возможностей трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Шла речь и о поддержке малого бизнеса.

По большому счету курс на реализацию этих направлений взят уже в этом году - "антикризисные программы занятости" предусматривают переобучение женщин, работающих во вредных условиях, и молодых мам, готовящихся к выходу из декретного отпуска, стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов и многодетных родителей (за одно такое рабочее место службы занятости компенсируют работодателю 50 тысяч рублей) и многие другие меры, о чем "РГ" уже не раз рассказывала. Другое дело, что за один-два-три года все проблемы, назревшие на российском рынке труда не решить, а потому и нужна серьезная пошаговая программа, планомерно выравнивающая ситуацию с занятостью.

Если посмотреть на статистику, то ситуация с безработицей в России не очень тревожная. На учетах в службах занятости состоят 1,6 миллиона россиян. Общая безработица в России составляет 5,4 миллиона человек, или 7,2 процента экономически активного населения. К примеру, в Европе общий уровень безработицы достигает 9,9 процентов.

Тем не менее, болевые точки остаются. Одна из главных - недостаток рабочих мест. Если в крупных городах эта проблема остро не стоит, то в малых, в том числе моногородах и в сельской местности, людям деваться некуда. По данным Минздравсоцразвития России, в сельской местности общая безработица в 1,8 раза выше, чем в городской, зарегистрированная - в полтора раза. Службы занятости стараются решить эту проблему, в том числе помогая безработным регистрировать собственное дело и выделяя "подъемные" - 58 800 рублей на человека. И еще по столько же за каждого безработного, которого возьмет к себе новоиспеченный предприниматель. Но сейчас, по мнению многих экспертов, эта мера не является достаточной. Во-первых, сама сумма "подъемных" не индексируется, а значит, она за последний год она обесценилась как минимум на 8,8 процента - на официальный показатель инфляции. А во-вторых, трудно развивать бизнес среди бедняков. Ведь если вся деревня стоит на учете в службе занятости, и предлагаемые пособия являются, чуть ли не единственными источниками дохода людей, то кому продавать произведенные товары и услуги и по какой цене? И откуда тогда брать ресурсы для развития?

Присутствует большая неоднородность и между регионами. Самая низкая безработица в Москве и Санкт-Петербурге - на уровне одного и двух процентов соответственно. Самая большая - на Кавказе (в Ингушетии - 48,8 процента, в Чечне - 43,3 процента) и Тыве - 18,6 процента. И подобная ситуация не вызвана кризисом - она практически традиционна для России на протяжении последних двадцати лет. А значит, наравне с программами занятости должны быть программы развития регионов и создания рабочих мест, считают за то и другое, кстати, отвечают губернаторы.

Впрочем, среди поручений Дмитрия Медведева есть пункты, связанные как раз с развитием малого и среднего предпринимательства и созданием рабочих мест в регионах. А значит, есть надежда, что проблема их острого недостатка будет со временем решена.

Считается, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда. Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

Заключение

Безработица - это неполное использование трудовых ресурсов (и капитала), в результате чего фактический объем национального производства оказывается ниже его потенциального уровня.

Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. В состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные. Определение числа безработных в разных странах осуществляется на основе разных методик, поэтому страновые различия в уровнях безработицы отчасти связаны с этим обстоятельством. Однако и в рамках одной страны безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди ее населения. Имеются региональные, возрастные, половые, национально-этнические и некоторые другие различия.

Безработица возникает по разным причинам, в зависимости от которых ее можно разделить на несколько групп:

а) вызванную избытком народонаселения (мальтузианство);

б) обусловленную ростом органического строения капитала (марксизм);

в) связанную с нежеланием работать за низкую заработную плату (неоклассики);

г) обусловленную недостаточностью совокупного спроса (кейнсианцы).В современных условиях для объяснения безработицы чаще всего используется кейнсианская модель безработицы. В неоклассической модели безработица определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата. Модель показывает, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся на рынке ставке заработной платы. А это значит, что механизм рыночной экономики способен использовать все трудовые ресурсы и обеспечить полную занятость, но лишь при рыночном уровне заработной платы. Однако если рабочие не согласны трудиться за предлагаемую плату или если профсоюзы будут требовать ее повышения выше рыночного уровня, предприниматели не смогут удовлетворить их желания, поскольку спрос на труд определяется его предельной производительностью. Следовательно, в неоклассической модели безработица носит сугубо добровольный характер, поскольку означает сознательный отказ работников от продажи труда за низкую заработную плату.

В кейнсианской модели безработица выглядит как форма макроэкономической нестабильности и непосредственно вытекает из нехватки совокупного спроса на товары и услуги, вследствие чего фирмы сокращаютспрос на рабочую силу (и другие факторы производства). Используя равновесный анализ, Дж. Кейнс показал, что предложение труда определяется величиной номинальной, а не реальной заработной платы, как полагали неоклассики. Спрос же на труд является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен. При возросших ценах будет куплено меньше товаров и услуг, что приведет к снижению их выпуска, а значит, к увольнению части работников. Следовательно, в кейнсианской модели уровень занятости зависит не столько от работников, сколько от предпринимателей, предъявляющих спрос на труд, который определяется не иеной труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Исходя из этого, кейнсианцы делают вывод о вынужденном (недобровольном) характере безработицы в рыночном хозяйстве.

Безработица принимает разные формы в зависимости от причин, вызывающих ее. Фрикционная безработица возникает вследствие того, что определенная часть рабочей силы находится в состоянии смены работы, места жительства, поиска работы после окончания учебы, незанятости по причине рождения ребенка, ухода за больными родственниками и т. п. Структурная безработица является следствием изменения в структуре спроса на труд, которое вызывает несоответствие между спросом работников определенной квалификации в данном районе и предложением их или расхождение между предложением рабочих и спросом на них по регионам. Если бы заработная плата была абсолютно гибкой и издержки межпрофессиональной или территориальной мобильности рабочей силы были низки, механизм действия рынка быстро устранил бы этот вид безработицы.

В отличие от этих двух форм, составляющих уровень естественной безработицы, циклическая безработица порождена низким уровнем совокупных расходов в экономике, т. е. фазами спада и депрессии делового цикла. Именно поэтому рост циклической безработицы ведет к экономическим потерям в обществе, которые измеряются методом, предложенным А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что каждый процент безработицы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВВП на 2,5-3% (в России - 5%). Фактический ВВП, достигаемый при естественном уровне, называется потенциальным, что свидетельствует о производственных возможностях экономики.

Безработица порождает не только экономические потери в виде недопроизводства ВВП, но и социальные, нравственно-психологические и даже политические издержки. От безработицы страдают личные интересы работников и их семей, рушатся судьбы и надежды миллионов людей, растут показатели таких явлений "социальной патологии", как смертность, убийства и самоубийства, грабежи, нервно-психические и другие болезни и т. п. Высокая и продолжительная безработица, сопровождаемая обнищанием широких слоев населения, может приводить к установлению диктаторских, национал-патриотических и фашистских режимов. Все это ставит борьбу с безработицей на одно из центральных мест в системе государственного макроэкономического регулирования экономики.

Существуют разные способы борьбы с безработицей. Можно использовать политику стимулирования инвестиций, особенно в малый и средний бизнес, можно увеличить государственные расходы или содействовать росту потребительских расходов. Однако все эти шаги принесут пользу лишь при снижении безработицы до уровня естественной нормы. Дальнейшее увеличение занятости обернется сначала ростом уровня цен, а затем возвращением безработицы к уровню естественной безработицы, т. е. стагфляции. Впоследствии ухудшатся и макроэкономические показатели, что сведет на нет все усилия по борьбе с безработицей. Поэтому государственная политика в области занятости должна строиться прежде всего на учете типа безработицы, а также на принятии мер по борьбе лишь с циклической безработицей, которые, в свою очередь, не должны провоцировать ускорение инфляции.

Рис. 1

Библиографический список

1.      Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2002. -472 с.

2.      Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Экономика труда / М., Московская финансово-промышленная академия. - 2004, 80 с.

.        Экономическая теория: МАКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. - М.: 2008. - 286 с.

.        Макроэкономика. Конспект лекций - Тюрина А.Д, Шилина С.А - 2008 -160с.

5.      Макроэкономика. Конспект лекций - Шевчук Д.А_2009 -145с.

6.      Экономическая теория: МАКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. - М.: 2008. - 286с.

Приложения

Рис. 2 - Добровольная безработица при жесткой заработной плате

Рис. 3 - Добровольная безработица при гибкой заработной плате

Похожие работы на - Проблемы безработицы в Российской экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!