Проблема формирования и распределения государственного бюджета на примере Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    733,4 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема формирования и распределения государственного бюджета на примере Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО СВЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСРУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

“ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ”

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПОЧТЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ







Пояснительная записка

к курсовой работе по дисциплине

“МАКРОЭКОНОМИКА”

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Выполнила студентка гр. ЭС 241 Разумович И.С.




Минск 2013

Содержание

Введение

.   Источники формирования и направления использования государственного бюджета

2.      Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь

.        Проблема сбалансированности бюджета

Заключение

Литература

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система.

Государственный бюджет является главным в системе государственных планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюджета придает ему силу закона. Поэтому бюджет страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной частей становится обязательным для всех участников бюджетного процесса.

Бюджетный дефицит, наличие государственного долга побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны, достаток бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, субсидии, инвестиции, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью данной курсовой работы является анализ формирования и распределения государственного бюджета Республики Беларусь.

Объектом выступает консолидированный бюджет Республики Беларусь, предметом - экономическая сущность консолидированного бюджета Республики Беларусь.

В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены задачи:

.        определить источники формирования и направления использования государственного бюджета;

.        выявить и проанализировать основные показатели государственного бюджета РБ;

.        выявить проблемы сбалансированности государственного бюджета в финансовой системе Республики Беларусь.

Источниками при написании данной курсовой работы являются учебная литература, статистический сборник, электронные ресурсы и т.д.

1.     
Источники формирования и направления использования государственного бюджета

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. По своей экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение централизованных финансовых ресурсов. [1]

В основе построения бюджета лежит ряд принципов. Таких как:

·        принцип единства - означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики;

·        принцип полноты - предполагает учёт по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений;

·        принцип реальности - предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджете сумм их использованию;

·        принцип гласности - означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать об его исполнении;

Бюджет выполняет следующие функции:

·        фискальная - аккумуляция и централизация финансовых средств, предназначенных на общенациональные нужды, т.е. создание финансовой базы, адекватной выполняемым задачам;

·        распределительная - через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода;

·        контрольная - движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать;

·        регулирующая - изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. стабилизировать экономику;

·        инвестиционная;

·        социальная - социальная защита населения и выравнивание уровня жизни;

·        стимулирование предпринимательства и частного сектора национальной экономики;

·        обеспечение финансовой безопасности государства.

Таким образом, используя бюджет, государство непосредственно воздействует на национальное воспроизводство, регулирует и стимулирует экономический рост.

Структура бюджета определяется государственным устройством. Так как республика Беларусь является унитарным государством, то структуру бюджета составляют республиканский и местные бюджеты. В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трёхзвенный, так как помимо центрального и местного включает также бюджеты промежуточного уровня. В России, например, различают федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации, местные бюджеты.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Бюджетная система - организация бюджетных отношений на различных уровнях государственного и местного устройства страны, основанная на существующих правовых нормах.

Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями определяются бюджетным устройством. В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. С одной стороны, он означает чёткое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется, во-первых, в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими уровню органами власти. Во-вторых, каждый бюджет имеет собственные источники доходов, которые закреплены за ним законодательно. В-третьих, соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств, которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом. Так, за счёт центрального бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление. Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов: содержание учреждений социальной сферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий.

С другой стороны, фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящими звеньями бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации предоставляются безвозмездно в виде определенной суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют строго целевого назначения. Субвенции - это также денежные суммы, предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое назначение. Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает нивелировать различия в социально-экономическом развитии регионов.

Среди бюджетов разных уровней ведущую роль играет центральный бюджет (федеральный, республиканский), в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Вместе с тем в странах с рыночной экономикой все большее значение приобретают местные бюджеты, через которые перераспределяется от 30 до 60% всех финансовых ресурсов государства.

Для аналитических и статистических целей рассматриваются консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов по стране в целом или по соответствующим регионам, территориям. В отличие от самостоятельных бюджетов консолидированный бюджет не подлежит законодательному утверждению и не являются правовым актом. Составление консолидированного бюджета возлагается на соответствующие органы исполнительной власти.

Рисунок 1. - Структура консолидированного бюджета.

Таблица 1. - Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)

Наименование показателя

2010

2011

2012

Доходы консолидированного бюджета

48 754

85 608

157 956

в том числе: - республиканского бюджета - местных бюджетов

30 270 27 976

54 190 48 400

95 182 91 141

Расходы консолидированного бюджета

52 980

155 169

в том числе: - республиканского бюджета - местных бюджетов

34 282 28 367

51 950 43 946

95 884 88 011

Профицит, дефицит (-), консолидированного бюджета

-4 226

6 180

2 787

в том числе: - республиканского бюджета - местных бюджетов

-4 012 -391

2 240 4 454

-702 3 130


Рисунок 2. - Доходы, расходы консолидированного бюджета за рассматриваемый период.

В 2012 году в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 157956 млрд. руб., что превышает доходы 2011 года почти в 1,9 раза. Так доходы 2011 года больше доходов 2010 в 1,8 раза. Расходы консолидированного бюджета с каждым годом также увеличивались. Так в 2012 году расходы консолидированного бюджета составили 155169 млрд. руб., что почти в 2 раза больше чем в 2011 году, и почти в 3 раза больше, чем в 2010 году.

Такое резкое увеличение, как доходов, так и расходов связано, прежде всего, с растущим уровнем инфляции, увеличением денежной массы в стране, реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, а также других факторов, таких как увеличение экспорта и импорта, увеличение трансфертных выплат в ходе реализации государственных социальных программ и др.

По рисунку мы видим, что консолидированный бюджет 2011 и 2012 годов был выполнен с профицитом в 6180 млрд. руб. и 2787 млрд. руб. соответственно. В 2010 году бюджет страны был выполнен с дефицитом в 4226 млрд. руб. Это связано с кризисным состоянием в экономике, которая была к этому не готова. Как дефицит, так и профицит имеют негативное влияние на экономику страны.

Рисунок 3. - Сальдо консолидированного бюджета Республики Беларусь.

. Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь

Бюджетная классификация. Организацию работы по формированию и исполнению государственного бюджета страны осуществляет, как правило, Министерство финансов. Рассмотрение, утверждение бюджетов входит в функции законодательных органов власти. Бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. Так, к примеру, в Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1апреля, а в США - с 1 октября.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей, которые в каждой стране имеют свои особенности. Существуют бюджетный и кредитный методы формирования и использования бюджетных средств. Бюджетный заключается в том, что часть денежных доходов населения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно, в форме налогов, обязательных платежей и предоставляются средства из бюджета тоже безвозмездно. Кредитный метод имеет место тогда, когда бюджетные ресурсы формируются за счёт поступлений от внутренних и внешних займов или расходуются на выдачу ссуд, кредитов.

Основная часть финансовых ресурсов государства формируется на основе использования бюджетного метода.

Построение государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это научно обоснованная группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней, основанная на однородных признаках. Она позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.

Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Существуют следующие виды бюджетной классификации по затратам:

· ведомственная (расходы классифицируются по министерствам, ведомствам)

·        предметная (расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления: они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру)

·        экономическая (расходы дифференцируются по хозяйственным признакам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, стипендии и т.д.)

·        смешанная (при которой расходы классифицируются по ведомствам (министерствам). А в них - по предметам.

Наряду с традиционными видами находят распространение и новые виды бюджетной классификации: целевая и функциональная. При целевой расходы распределяются в соответствии с общенациональными политическими, экономическими и социальными программами. Функциональная классификация делит расходы в соответствии с основными функциями государства: затраты на здравоохранение, образование, науку и т.д.

В большинстве стран с переходной экономикой наблюдается сохранение значительной доли в процентах государственных расходов в ВВП. В странах, добившихся большого прогресса в переходе к рынку, она после первоначального снижения осталась на уровне, превышающем 40%. В некоторых странах, добившихся меньшего прогресса в переходе к рынку, эта доля, напротив, осталась на небольшом уровне. Ожидается, что она будет сокращаться по мере решения проблем разгосударствления и приватизации.

Расходы бюджета. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы бюджета определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Финансовый год для всех бюджетов на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по31 декабря календарного года.

В бюджетах стран с переходной экономикой можно выделить следующие основные группы расходов:

· расходы на финансирование экономики (на промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство);

·        затраты на социально-культурные мероприятия;

·        расходы на государственное управление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;

·        затраты на национальную оборону, международную деятельность, расходы на обслуживание государственного долга и др.

Каждая группа расходов в свою очередь состоит из конкретных видов затрат.

Расходы государства могут быть разделены по целям:

·        расходы на политические цели - обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;

·        расходы на экономические цели - содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

·        расходы на социальные цели - социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической тонки зрения все государственные расходы делятся на:

· государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

·        трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);

·        государственные инвестиции;

· выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга (эти расходы также не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета).

При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из:

· расходов на государственное потребление, которые включают:

- покупку государством потребительских товаров,

- оплату услуг государственных служащих, т.е. выплату жалования чиновникам, учителям, врачам;

·  - государственных инвестиций - покупки государством инвестиционных товаров для обеспечения процесса производства в государственном секторе экономики, т.е. расходы на строительство дорог, школ, больниц и т.п.

В странах с переходной экономикой изменилась структура государственных расходов. Сократился удельный вес расходов на финансирование экономики. Они представлены государственными капиталовложениями и субсидиями производителям. Сокращение чрезмерно высокого объёма государственных капиталовложений, свойственного плановой экономике, было оправданным. Однако в переходный период они играют все же значительную роль, ибо одной из основных задач этого периода является реструктуризация экономики. Проведение её требует от государства целенаправленного и эффективного финансирования запланированных проектов. При этом должны осуществляться такие государственные инвестиции, которые не конкурируют с рыночной деятельностью, а дополняют её. Приоритетными направлениями государственного инвестирования являются создание рыночной инфраструктуры, финансирование наукоемких проектов развития средств связи, энергетики, коммунального хозяйства, энергосбережения.

Все еще велик удельный вес субсидий в расходах госбюджета. Субсидии - это любой вид государственной помощи производителям, взамен которой правительство ничего не получает. Субсидии могут предоставляться в различной форме: прямые выплаты; выдача кредитов по заниженной процентной ставке и их обеспечение государственными гарантиями (кредитные субсидии); уменьшение налоговых выплат конкретным производителям или предоставление отсрочки в уплате налоговых платежей (налоговые субсидии); закупка государством товаров и услуг по ценам выше рыночных (субсидирование заготовок); поддержание завышенного обменного курса валюты (валютные субсидии). Если субсидии показываются в расходных статьях бюджета, то они называются явными, если нет - скрытыми.

В Республике Беларусь, России и большинстве стран СНГ государство по-прежнему предоставляет финансовую поддержку предприятиям в виде налоговых льгот и терпимого отношения к налоговым недоимкам. В ряде стран значительная поддержка оказывается сельскому хозяйству в виде льготных кредитов, снижения части долгов, субсидирования заготовок. Продолжается субсидирование потребления электроэнергии, отопления, горячего водоснабжения, пассажирского транспорта.

Субсидии влияют на распределение ограниченных ресурсов общества, стимулируют их неэффективное использование.

Доля социальных расходов в большинстве стран за переходный период возросла. Это объясняется тем, что наряду с традиционными статьями расходов (пенсии, пособия, здравоохранение, образование, культура) появились новые (страхование по безработице). Увеличились затраты на трудоустройство. В странах СНГ подобные расходы остаются скромными, что объясняется сравнительно низким уровнем официально зарегистрированной безработицы, небольшими пособиями по безработице. В Республике Беларусь социальные расходы занимают значительный удельный вес - до 60%.

В большинстве стран сократилась доля военных расходов, но в некоторых странах она осталась на прежнем уровне.

В бюджетах стран, образовавшихся после распада СССР, появились такие новые статьи затрат, как расходы на внешнеэкономическую деятельность, выплату процентов по государственному долгу.

Все бюджетные расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы составляю бюджет текущего потребления, а капитальные - бюджет развития. К первым относятся затраты на оборону, трансфертные платежи, расходы на содержание органов государственной власти и управления, науку, выплату процентов по государственному долгу. Вторые - связаны с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

К текущим расходам относят: государственные закупки товаров и услуг, трансферты и расходы по обслуживанию государственного долга. К капитальным - инвестиции (они составляю 5-10% общих расходов бюджета).

Динамика структуры госрасходов в долгосрочной перспективе в значительной степени определяется изменениями в демографическом составе населения. Если в странах в общей численности населения увеличивается доля пожилых людей(к таким относятся многие развитые страны, Россия, Беларусь), то в расходах госбюджета будет возрастать удельный вес затрат, связанных с пенсионным обеспечением, финансированием других мер социальной защиты. Такая динамика обусловит неуклонный рост доли государственных расходов в ВВП.

В странах с относительно молодым населением увеличиваются прежде всего затраты на образование, создание новых рабочих мест. Эти расходы оказываются особенно существенными, если значительная часть основных фондов физически изношена или морально устарела, то характерно для многих переходных экономик. Лишь в небольшой мере этот рост госрасходов может быть компенсирован за счёт сокращения затрат на оборону, средств, полученных от приватизации государственной собственности. Поэтому для стран с переходной экономикой важной проблемой является реформирование систем социальной защиты, более эффективное использование средств, идущих на социальные нужды.

Доходы государственного бюджета. Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Доходы государственного бюджета традиционно классифицируют по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, акцизы и др.). На практике еще используются юридическая и финансовая классификации. Первая исходит из признака образования доходов: она распределяет их в зависимости от того, используется сила государственной власти при формировании доходов или нет. Собственно выделяют налоги или штрафы, а также плату за услуги и добровольные взносы. Вторая - делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы).

Наиболее часто применяется классификация доходов по источникам.

Основные источники доходов государства - это:

· налоги (включая взносы на социальное страхование);

· прибыль государственных предприятий;

·        средства от продажи государственных ценных бумаг;

·        продажа государственной собственности;

·        золотовалютные резервы страны;

·        штрафы;

·        отчисления прибыли национального банка;

·        доходы от приватизации и др.

Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном бюджете они составляют от 80 до 90% всех доходов.

19 декабря 2011 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год», внесенный Президентом Республики Беларусь.

Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2012 год разработаны на основе положений Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2012 год и среднесрочной финансовой программы на 2012 -- 2014 годы, ожидаемого исполнения бюджета в 2011 году, прогноза социально-экономического развития и параметров денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год, изменений налогового законодательства, а также основных подходов, применяемых при формировании доходной и расходной частей республиканского бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Законопроектом предлагается определить объемы доходов, расходов и дефицита республиканского бюджета, а также порядок соотношения республиканского и местных бюджетов.

В 2012 году предусматривается включить в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития и инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ.

Основными налоговыми источниками доходов республиканского бюджета в 2012 году являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налоги на доходы, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

В 2012 году основными целями для сектора государственных финансов будут являться повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики; гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами; сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита наиболее уязвимых категорий населения.

Таблица 2. - Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы (в фактически действовавших ценах, миллиардов рублей)

Наименование показателя

2010

2011

2012

ДОХОДЫ в том числе:

48754

85608

157956

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ из них: - Налоги на доходы и прибыль из них: - Подоходный налог с физических лиц - Налог на прибыль - Налоги на собственность - Налоги на товары (работы, услуги) из них: НДС Акцизы Экологический налог - Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

44875 11822 5381 5580 1850 22981 16226 4350 439  5776

73446 18564 9316 8689 2549 34755 26499 5599 350  15147

138013 39805 19319 19535 5188 63093 45457 11191 642  25475

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

3770

12001

19601

РАСХОДЫ в том числе на:

52980

79428

155169

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ из них на: - Государственные органы общего назначения - Международную деятельность НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ из них на:

10188 1675 382 12412

15843 2490 744 15517

34609 4651 1292 29894

- Промышленность, строительство и архитектуру - сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность - дорожное хозяйство, транспорт, связь - топливо и энергетика Охрану окружающей среды Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство Социальную сферу

1120 5314 3150 2292 496 3896 21504

1325 7978 4253 1221 557 6208 34288

2949 13758 6179 5653 862 12084 64517

Профицит, дефицит (-)

- 4226

6180

2787


В 2012 году сохранится социальная направленность расходов бюджета. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, выплату пенсий, стипендий, пособий, других выплат, средства на выполнение государственных социальных стандартов. Так же приоритетами бюджетной политики определены здравоохранение и образование.

Рисунок 4. - Доходы консолидированного бюджета по характеру поступления.

По характеру поступления доходов в бюджет различают налоговые и неналоговые доходы. По рисунку видим, что налоговые доходы за весь рассматриваемый период намного больше неналоговых доходов. Так в 2012 году налоговые поступления в консолидированный бюджет страны составили 138013 млрд. руб., а неналоговые поступления всего лишь 19601 млрд. руб. Таким образом, в нашей стране определяющую роль в доходной части бюджета играют налоговые отчисления физических и юридических лиц.

Главным источником налоговых доходов за рассматриваемый период является налог на добавленную стоимость (НДС), который в 2012 году составил 45457 млрд. руб., далее идет налог на доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.

Рисунок 5. - Расходы консолидированного бюджета по статьям.

Направления расходов консолидированного бюджета многообразны. Большая часть расходов направлена на обеспечение социальной сферы, и составляет в 2012 году 64517 млрд. руб. (при доходах консолидированного бюджета в 157956 млрд. руб.), - это обусловлено социальной направленностью политики нашего государства. Далее идут расходы на общегосударственную деятельность и национальную экономику, эти расходы вполне соизмеримы между собой и занимают практически равные доли в расходах консолидированного бюджета. Эти расходы очень важны для государства, так как, поднимают его престиж, способствуют повышению конкурентоспособности государства на мировом рынке. Затем идут расходы на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, наблюдается положительный рост этих расходов, так в 2011 году они составляли 6208 млрд. руб., а в 2012 году - 12084 млрд. руб. (почти в 2 раза больше). Проблема обеспеченности жильем очень актуальна в настоящее время. Наименьшую долю расходов составляют расходы направленные на охрану окружающей среды, с 2010 по 2012 годы эти расходы почти не изменились, это связано со стабильным состоянием окружающей среды в нашей республике.

Таблица 3. - Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республика Беларусь по уровням бюджетной системы (в процентах от консолидированного бюджета)

Показатель

2010

2011

2012

Доходы

62,1%

63,3%

60,3%

Расходы

46,5%

44,7%

43,3%


Рисунок 6. - Доходы и расходы консолидированного бюджета в процентах от консолидированного бюджета.

В процентном соотношении за рассматриваемый период доходы и расходы консолидированного бюджета практически не изменялись.

Показатель

Миллиардов рублей

В процентах к итогу


2010

2011

2012

2010

2011

2012

РАСХОДЫ в том числе:

21504

34288

64517

100

100

100

Здравоохранение

6462

10382

20371

30,1

30,3

31,6

Образование

8342

13711

25974

38,8

40

40,3

Социальную политику

4969

7600

13011

23,1

22,1

20,1

Физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации

1731

2595

5160

8

7,6

8


Рисунок 7. - Динамика расходов консолидированного бюджета на социальную сферу (в фактически действовавших ценах)

Расходы консолидированного бюджета в фактически действовавших ценах на социальную сферу за рассматриваемый период возросли по всем статьям. Наибольшее финансирование получает образование, затем здравоохранение, далее расходы на социальную политику и физическую культуру, спорт, культуру и СМИ.

Рисунок 8. - Динамика расходов на социальную сферу (в процентах к итогу)

Те же расходы в процентном соотношении за указанный период (видим по графику) практически не изменились. Таким образов, в денежном эквиваленте расходы увеличились значительно (связано с увеличением реальный доходов бюджета), а в процентном соотношении таких изменений не произошло, что связано с социальной политикой государства.

Рисунок 9. - Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу в 2012 году.

Расходы 2012 года на социальную сферу были разделены в следующем соотношении: образование - 25974 млрд. руб. (40,3% от расходов на социальную сферу); здравоохранение - 20371 млрд. руб. (31,6%); социальная политика - 13011 млрд. руб. (20,1%); физическая культура, спорт, культура и СМИ - 5160 млрд. руб. (8%).

.        Проблема сбалансированности бюджета

Сбалансированный бюджет предполагает, что расходы государства должны быть равны доходам. Однако в настоящее время бюджеты большинства стран имеют дефицит. Бюджетный дефицит - это сумма, на которую в данном году расходы госбюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами. Во-первых, осуществлением крупных государственных программ развития экономики. Например, ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита может быть оправданным, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета. Во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту. В-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами. В-четвертых, резким увеличением государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины (доходы госбюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено покупать по более высоким ценам). В-пятых, расширением трансфертных платежей, введением налоговых льгот и принятием других популярных мер в предвыборные годы. А также дефицит бюджета может быть вызван такими факторами как: неэффективность финансовой системы государства; политическим популизмом, выражающемся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами; коррупцией в государственном секторе; неэффективностью налоговой политики, вызывающей увеличение теневого сектора экономики.

Связь между государственными расходами и налоговыми поступлениями в казну (к ним сведем все доходы государственного бюджета) можно показать графически. Государственные расходы на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема национального производства. Поэтому кривая государственных расходов будет иметь вид горизонтальной прямой. Сумма налогов, получаемых государством, определяется доходом нации, т.е. она пропорциональна объему национального производства. Соответственно кривая налоговых поступлений Т будет восходящей.

Рисунок 10. - Сбалансированный бюджет.

Из рисунка видно, что при неизменном уровне государственных расходов и ставке налогов и низких объемах национального производства (до точки Е) будет наблюдаться бюджетный дефицит. В точке Е бюджет будет сбалансирован. При значительных объемах национального производства (после точки Е) будет наблюдаться превышение доходов над расходами, т.е. бюджетный излишек (профицит).

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит и излишек связаны с объемом производства, что позволяет различать структурный и циклический дефициты.

Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы.

Реальный дефицит может оказаться больше структурного.

Разность между реальным (фактическим) и структурным дефицитами называют циклическим дефицитом. Циклический дефицит отражает изменения в налогах и расходах, происходящие автоматически в результате колебаний экономического цикла.

Оценить структурный дефицит непросто, что объясняется сложностью определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы, потенциального уровня ВВП. В странах с переходной экономикой эта проблема ещё более усложняется в связи с тем, что на величину бюджетного дефицита влияют такие действия правительства, как отсрочка налоговых платежей для определенных субъектов хозяйствования, введение временных или дополнительных налогов, отсрочка выплаты заработной платы работникам и т.д. Чтобы рассчитать структурный дефицит, его необходимо «очистить» от воздействия вышеперечисленных факторов. Сделать это чрезвычайно трудно. Поэтому в странах с переходной экономикой чаще всего используют динамику реального дефицита при разработке экономической политики.

Наряду с официально измеряемым бюджетным дефицитом может существовать скрытый (квазифискальный) дефицит. Причиной его появления являются квазифискальные операции, осуществляемые центральным банком, правительством. К ним относят, например, предоставление центральным банком льготных кредитов правительству, финансирование центральным банком государственных программ, которые не проходят через госбюджет (сельскохозяйственных, жилищных), субсидирование обменного курса через валютную систему и др.

Скрытый дефицит снижает величину официального, что не позволяет реально оценить финансовое состояние экономики. Как правило, к квазифискальному дефициту прибегают перед очередными выборами или когда правительство пытается ежегодно балансировать бюджет.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

1.      Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

.        Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

.        Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

.        Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

.        Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

.        Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

.        идея ежегодно сбалансированного бюджета;

.        идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

.        идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея "функциональных финансов").

Концепция ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. На практике это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объема производства, то эта мера вызовет еще более глубокий спад. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший "перегрев" экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.

Таким образом, реализация идеи ежегодно сбалансированного бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики и исключает возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период бума (высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу.

Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки, а бумы относительно недолги), поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.

Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-ых гг.

Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум ("перегрев"), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и "остужает" экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики "дефицитного финансирования".

В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-е- 1960-е гг. кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х гг. превратилась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Большинство экономистов считают, и мировая практика это подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от ВВП, 8-10% расходной части госбюджета.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

.        за счет эмиссии денег (монетизация дефицита);

.        за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

.        за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Прямая эмиссия денег центральным банком практически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции. Если уровень инфляции в стране возрастает, то может возникнуть эффект Танзи: сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате откладывания уплаты налогов происходит обесценивание денег, что экономически выгодно для налогоплательщиков, но ведет к возрастанию бюджетного дефицита.

Правительство прибегает к монетизации дефицита в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в связи с отсутствием внешних источников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного капитала, что ограничивает возможности внутреннего долгового финансирования.

Достоинства такого способа финансирования:

.        рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

.        эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

.        он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

.        это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки этого способа:

·        по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста, лауреат Нобелевской премии Томас Сарджент (Thomas Saigent) и Нейл Уоллис (Neil Wallace), доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента - Уоллиса. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство, таким образом, рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем, если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем. С этим связан второй недостаток финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа;

·        данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию.

Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

·        существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены - ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).

Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

·        необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

·        невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;

·        необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

·        при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

Государственный бюджет Республики Беларусь планируется на каждый год с учетом инфляции и планируемых доходов и расходов. Государственный бюджет является обязательным для исполнения, так имеет силу закона. Так, планируемый государственный бюджет на 2012 год был утвержден по расходам в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей.

Исполнение бюджетов обеспечивают Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.

Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляют Президент, Правительство и Комитет государственного контроля. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возложен на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется Министерством финансов, органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня.

Таблица 5. - Исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь в 2010 году

Показатель

Уточненный план на 2010 год, млрд. руб.

Фактическое исполнение



млрд. руб.

в процентах




к плану

к ВВП

Доходы

29 932

30 270

101,1

18,6

Расходы

34 712

34 282

98,8

21,0

Дефицит

-4 012

х

-2,5

 

Фактическое исполнение бюджета, как и запланированное, выполнено с дефицитом. Доходы составили 18,6 % от ВВП, а расходы 21% от ВВП. Дефицит республиканского бюджета составил 4012 млрд. руб.

В 2011 году республиканский бюджет по уточненным данным планировался как дефицитный. Однако, фактическое исполнение бюджета было выполнено с профицитом в 2240 млрд. руб., что составило 0,8% от ВВП.

Таблица 6. - Исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь в 2011 году

Показатель

Уточненный план на 2011 год, млрд. руб.

Фактическое исполнение



млрд. руб.

в процентах




к плану

к ВВП

Доходы

51 312

54 190

105,6

19,8

Расходы

52 112

51 950

99,7

19,0

Дефицит, профицит

-800

2 240

х

 0,8


Таблица 7. - Исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь в 2012 году

Показатель

Уточненный план на 2012 год, млрд. руб.

Фактическое исполнение



млрд. руб.

в процентах




к плану

к ВВП

Доходы

94971

95182

100,2

18,1

Расходы

95956

95884

99,9

18,2

Дефицит

-985

-702

х

-0,1

 

Из таблицы видим, что фактическое исполнение республиканского бюджета как и уточненный план на 2012 год выполнено с дефицитом в 702 млрд. руб., что составляет 99% к плану. Доходы составили 18,1% к ВВП, а расходы - 18,2%.

бюджет финансовый консолидированный

Заключение

Бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет, бюджет города Минска и местные бюджеты: областные, городские, районные, сельские и поселковые. Доходы консолидированного (республиканского и местных) бюджета формируются за счет крупных налогов и некоторых доходов общегосударственного значения: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий республиканского подчинения, таможенные пошлины и сборы, и прочие доходы.

Главное место в формировании доходов консолидированного бюджета занимает НДС, который в 2012 году составил 45457 млрд. руб. (71,1% от доходов консолидированного бюджета). Таким образом, в структуре налогов бюджета в республике преобладают косвенные, тогда как в большинстве стран мира, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, основным источником поступлений в бюджет являются прямые налоги.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей, которые в каждой стране имеют свои особенности. Построение государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Она позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.

Государственное регулирование экономики может осуществляться на основе изменений приоритетов бюджетной политики, которая все более должна переходить от решения оперативных и текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных и целевых программ, охватывающих различные сферы общественной деятельности.

На основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизацию экономики, развитие ее частного сектора, приватизацию производства и др. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.

Литература

1. Макроэкономика: учебное пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий, Э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др.; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск: Амалфея: Мисанта, 2013. - 312с.

2.      Макроэкономика: учебное пособие / И.М. Лемешевский - Минск ООО «ФУАинформ», 2004. - 576с.

.        Введение в макроэкономику: учебное пособие / Т.Ю. Матвеева; Государственный университет - Высшая школа экономики - 5-е издание исправленное, - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. - 511с.

.        Информация по проекту закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год» / Национальное Собрание РБ : Палата Представителей / - 2011.

.        Статистический ежегодник Республики Беларусь,2013: электронная версия / Национальный статистический комитет Республики Беларусь / - 2013. - 578с.

6. Закон Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2012 год".

Похожие работы на - Проблема формирования и распределения государственного бюджета на примере Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!