Проблема экономического выбора

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема экономического выбора

Введение

Центральная проблема экономики - проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченности ресурсов. Простейшая модель функционирования экономики - граница производственных возможностей - позволяет проиллюстрировать решение основных задач выбора: что, как и для кого производить, а также ввести ряд фундаментальных экономических понятий.

Граница производственных возможностей показывает максимально возможный объем производства двух товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на кривой (границе) производственных возможностей характеризует определенную комбинацию двух товаров.

Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. Всякое увеличение объема производства одного товара потребует переключения части ресурсов с производства другого товара, т.е. влечет за собой сокращение его производства.

Количество одного товара, которым надо пожертвовать для увеличения производства другого товара, экономисты называют альтернативной стоимостью или вмененными издержками - издержками упущенных возможностей.

В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.

Проблема рационального использования ресурсов всегда актуальна и помогает максимально использовать ресурсный потенциал.

I. Теоретическая часть

. Производственные возможности экономики

Сущность производства и его основные формы

Производство - это процесс создания материальных жизненных благ, необходимых для удовлетворения общественных и личных потребностей.

Различают материальное и нематериальное производство и непроизводственную сферу. В материальном производстве создаются необходимые для жизни и развития общества материальные блага и услуги. В материальное производство входят промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, сфера услуг.

Нематериальное производство отличается от материального продуктом, имеющим материальную форму: научные значения, информация, произведения искусства и т. д. Нематериальное производство включает такие сферы как наука, искусство и культура, образование, здравоохранение и др.

Непроизводственная сфера производством благ не занимается, но она необходима обществу и включает в себя: оборону страны, правоохранительные, судебные и юридические органы, различные общественные организации.

Различают два уровня производства:

· Индивидуальное производство - это деятельность в масштабах предприятия, фирмы;

· Общественное производство - это вся система промышленных связей между предприятиями страны, включая производственную инфраструктуру.

Производству объективно присуще разделение труда, то есть специализация трудовой деятельности, приводящая к выделению и осуществлению различных ее видов.

Различают четыре вида или ступени специализации:

· попредметная (производство готовых конечных продуктов)

· подетальная (производство отдельных деталей, комплектующих)

· поузловая (производство отдельных узлов машин и оборудования)

· технологическая или пооперационная (выполнение отдельных операций, например на конвейере).

Углубление специализации производства ведет к его кооперации, то есть к современным действиям предприятий в процессе производства.

Важной формой развития производства в современных условиях является диверсификация производства, то есть расширение номенклатуры производимой продукции, зачастую не связанной с основным производством.

Процесс производства одновременно предполагает и потребление. Можно сказать, что производство - это создания материальных благ и процесс потребления их как факторов. Продукт как результат одного производства потребляется в последующем производственном процессе. В этой связи следует различать промежуточный продукт, который направляется в производственное потребление, и готовый (конечный продукт), поступающий непосредственно в потребление.

Производство сопровождается не только изготовлением продукции, но и появлением отходов производства, причем количество отходов растет с увеличением масштаба производства. В последние десятилетия это привело к масштабной экологической проблеме.

Общественное производство состоит из 4-ох основных важнейших фаз:

производство

распределение

обмен

потребление материальных благ.

Первая и последние фазы являются главными определяющими.

Распределение и обмен называются связующими фазами общественного производства, но они оказывают влияние и на производство и на потребление. Главная фаза - производство.

Факторы необходимые для начала производства:

. Средства труда (орудия)

. Предметы труда

. Сам труд.

Средства труда - это то чем человек воздействует на природные ресурсы.

Предметы труда - это то на что человек воздействует.

Труд - это целесообразная деятельность людей направленная на преобразование, отделение вещества от природы и приспособление его к потребностям людей.

Труд - это затраты рабочей силы человека.

Рабочая сила - это совокупность умственных и физических способностей человека к труду. Предметы и средства труда составляют важнейшую экономическую категорию - Средства производства. Средства производства и люди - производственные силы общества.

Между людьми, государствами, предприятиями и т.д. отношения, складывающиеся по поводу: производства, распределения, обмена и потребления материальных благ называются экономическими (производственными) отношениями. Типов производственных отношений 5:

. первобытно-общинные

. рабовладельческие

. феодальные

. капиталистические

. коммунистические в 1-ой фазе социализма.

Если к способу производства добавить надстроечные отношения (юридические, бытовые, семейные, религиозные и т.д.) то мы получим общественно-экономическую формацию. Кто будет потреблять материальные блага или услуги. Решение этой проблемы тесно связано с решением проблемы распределения продукции в обществе. Это решается в зависимости от того, какое общество мы хотим получить (всеобще уравнительное, резко диффиринцированное или социально защищенное). В зависимости от выбора типа общества выбираются приоритеты в распределении продукции.

В буквальном смысле слова “эффективный” означает “дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный”.

Слово “эффективность” имеет следующее значение - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Эффективность производства - важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда. Эффективность производства - это показатель деятельности производства по распределению и переработке ресурсов с целью производства товаров. Эффективность можно измерить через коэффициент - отношение результатов на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, её номенклатуры.

Экономическая эффективность характеризует результативность всего общественного производства, и с точки зрения национальной экономики, эффективным будет считаться такое состояние экономики, при котором наиболее полно удовлетворены все потребности членов общества, при данных ограниченных ресурсах.

Показатели эффективности общественного производства:

. Показатель производительности общественного труда - это отношение СОП (совокупной общественной продукции) к числу работающих в сфере материального производства.

. Фондоотдача - это отношение национального дохода к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств.

. Фондоемкость - это показатель обратный к фондоотдаче.

. Национальный доход, рассчитанный на душу населения.

. Издержки производства и обращения на 1 рубль общественного производства.

. Экономия материальных, финансовых и трудовых затрат.

.2 Факторы производства

В экономике факторы производства - это все то, что, участвуя в производственном процессе, производит товары и услуги. Существую разные подходы в определении факторов производства и их классификации.

Выделяют три основных фактора производства: труд, земля, капитал, предпринимательская способность.

Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные и климатические ресурсы и т. д. На земле, на определенном пространстве располагаются народы и государства. Исторически сложилось так, что одни государства располагают большими территориями - Россия (17 075 тыс. км2), США (9629,0), Китай (9560 тыс. км2), а другие меньшими - Андорра (467 км2), Лихтенштейн (160 км2), Сан-Марино (61 км2), Монако (2 км2). Земля может использоваться как для сельскохозяйственных (выращивание урожая), так и для несельскохозяйственных (строительство зданий, сооружений, дорог) нужд. Сельскохозяйственные угодья планеты занимают 51 млн км2. В среднем на душу населения в мире приходится 0,3 га пашни. Размеры пашни на душу населения существенно дифференцированы по разным странам. Например, в США на душу населения приходится 0,67 га пашни, а в Японии только 0,03 га. Кроме того, в недрах земли находятся разнообразные полезные ископаемые. Например, Саудовская Аравия располагает более чем 25 % разведанных запасов нефти, в России сосредоточены крупнейшие в мире разведанные запасы природного газа - около 40 %, а США занимает первое место в мире по разведанным запасам угля - 26 %.

Понятие «капитал» - одно из основных в теории рыночного хозяйства. Рассматривая капитал как фактор производства, экономисты понимают под ним средства производства, созданные людьми, включая инфраструктуру (машины, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь и т. п.). Капитал - ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Капитал, воплощенный в средствах производства называется реальным капиталом. Капитал, еще не инвестированный в производство, представляет собой сумму денег. Денежный капитал, или капитал в денежной форме, представляет собой инвестиционные ресурсы. Денежный капитал используется для закупки машин, оборудования и других средств производства. Процесс производства и накопление средств производства называется инвестированием. Капитал является продуктом труда и уже в силу этого носит ограниченный характер.

Понятием «труд» обозначают физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Трудовые ресурсы - это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для осуществления производственной деятельности. Трудовые ресурсы представлены населением в трудоспособном возрасте. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16-59 лет (включительно), у женщин - 16-54 гола (включительно). Границы трудоспособного возраста различаются по странам. В одних нижняя граница составляет 14-15 лет, а других -18 лет. Верхняя граница во многих странах составляет 65 лег для всех или 65 лег - для мужчин и 60-62 гола - для женщин. Очевидно, что трудовые ресурсы как отдельной страны, так и мировой экономики также ограничены. Сегодня для промышленно развитых стран и государств с переходной экономикой характерно демографическое старение населения, когда численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает численность пенсионеров. В 1950 г. на одного пенсионе­ра приходилось 12 человек 15-64 лет. Сегодня средний мировой показатель - 9, и по прогнозам ожидается его снижение до 4. Гели количественно трудовые ресурсы растут вместе с ростом населения, то качественно - по мере развития образования. По уровню высшего образования Россия находится на четвертом месте в мире (после Израиля, Норвегии и США)2. Уровень грамотности среди взрослого населения в России составляет 99,6 % и является самым высоким в мире; среднее образование имеет 95 % населения. Для сравнения: данный показатель в Германии - стране с самым высоким уровнем образования в ЕС - 78 %, в Великобритании - 76 %, в Испании - 30 %, в Португалии - меньше 20 %.

Понятие «предпринимательская способность» предполагает способность эффективно использовать в хозяйственной деятельности все прочие экономические ресурсы с целью получения прибыли. Понятие предпринимательства в экономической науке появилось в XVIII в., и часто предпринимателя отождествляли с собственником. Сегодня к предпринимателям относят владельцев компаний; менеджеров, не являющихся их собственниками; организаторов бизнеса, являющихся в одном лице и владельцем и управляющим. Предпринимательская способность (предприимчивость, предпринимательский потенциал, предпринимательский ресурс) состоит в умении организовать производство и управлять им, в умении ориентироваться в рыночной конъюнктуре. Предприниматель - центральная фигура в рыночной экономике. Значение предпринимательской способности для экономики раскрывается через функции, которые выполняет предприниматель. Во-первых, предприниматель, соединив все прочие экономические ресурсы (землю, капитал, труд) и начав процесс производства, берет на себя ответственность за его успешное осуществление и принимает основные решения в ходе ведения дела. Во-вторых, успешное предпринимательство сегодня невозможно без новаторства. Предприниматель занимается разработкой и внедрением инноваций - новых товаров, технологий, новой информации. И, в-третьих, любой предприниматель рискует. Предпринимательство предполагает освоение новых рынков, заключение сделок с новыми поставщиками и покупателями, производство новых товаров и услуг и использование новых технологий, в эффективности которых никто не уверен. Риск - неизбежная составляющая предпринимательской деятельности. Предпринимательский ресурс является редким даром. Исследователи Гарвардского медицинского центра разработали тест для выявления способностей человека в разнообразных сферах. Они обнаружили, что только 1 % людей одарены «исключительной творческой потенцией», т. е. им доступны выдающиеся достижения в области искусств и предпринимательской деятельности; 10 % обладают «высокой творческой потенцией»; еще 60 % обладают «умеренной или некоторой» творческой потенцией; менее 30 % людей не проявляют вообще или в очень малой степени свою творческую активность'. Сегодня многие специалисты отмечают, что экономическая теория как наука связана с психологией, которая, в свою очередь, сопряжена с генетикой. Доказано, что одна из форм гена рецептора дофамина обуславливает у людей обостренную тягу к новым впечатлениям. У американцев эта аллель встречается в среднем 25 раз чаще, чем у других жителей планеты, что во многом определяет уровень предпринимательской активности в США.

В экономической теории также выделяют еще информационный, технологический, экологический факторы и время.

1.3 Кривая производственных возможностей

Производственные возможности - возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей.

Экономической науке удалось разработать модель, представляющую выбор как экономическую проблему. Модель называется график производственных возможностей (ПВ).

Ось ординат показывает возможные величины производства товара А при ограниченном объеме ресурсов, ось абсцисс - возможные величины производства товара В из того же объема ресурсов. Соединив точки максимумов, получим кривую производственных возможностей (ПВ).

Рис.1- График производственных возможностей

Кривая ПВ обозначает границы максимально возможного одновременного производства товара А и В при полном использовании ограниченных ресурсов.

Выбор оптимального варианта ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек этой кривой.

Кривая ПВ характеризует отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства. При наращивании производства товара А мы неизбежно теряем какое-то количество товара В, и наоборот. Теряемое количество одного товара при максимизации производства другого называется альтернативной ценой.

Точка Е есть результат неполного использования производственных ресурсов. В точке Е имеется резерв ресурсов для одновременного наращивания производства товара А и В. И опять возникает проблема выбора оптимального варианта.

Количество товаров, которые приходится терять при максимизации производства в условиях неполного использования ресурсов, называется альтернативными затратами.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь, называются альтернативными (вмененными) издержками. Также иногда их называют издержками отвергнутых возможностей.

Оптимальным вариантом в точке Е будет такой, который обеспечивает максимальную эффективность использования ресурсов. Формула эффективности - это отношение максимума результата к минимуму затрат (или дохода к расходам).

. Проблема экономического выбора

.1 Проблема выбора в экономике

Хозяйственная деятельность основана на принятии решений экономическими субъектами и представлена процессами производства, распределения, обмена и потребления. Экономические субъекты - это отдельные индивиды, группы индивидов, общество в целом, организованные соответствующим образом. Основными субъектами в рыночной экономике выступают предприятия, располагающие определенными средствами (такими, например, как: здания и сооружения, оборудование, транспорт, сырье) необходимыми для регулярного осуществления хозяйственной деятельности в сфере производства, товарного оборота или услуг. В роли экономических субъектов выступают также домашние хозяйства, занимающиеся как потреблением, так и осуществлением некоторых видов производственной деятельности.

В современных условиях большое значение на протекание экономических процессов оказывает государство, роль которого в различных странах варьируется в зависимости от размеров государственного сектора. Деятельность ряда предприятий часто выходит за пределы данной страны и в этом смысле они становятся экономическими субъектами в международном масштабе. В процессе хозяйственной деятельности экономические субъекты используют такие факторы производства, как труд, капитал, землю (природные ресурсы), предпринимательские способности. Собственники факторов производства взамен поставляемых ими ресурсов получают доходы в виде заработной платы, процента, рентных и арендных платежей, прибыли, дивидендов.

Хозяйственная деятельность всегда осуществляется в определенных условиях: материальных, социальных, политических, правовых и т.д. Совокупность всех таких условий образует экономическую систему. В зависимости от масштаба деятельности выделяют экономику семьи, предприятия, отрасли, региона, страны, международную экономику. При использовании такого критерия, как способ регулирования экономических процессов различают рыночную, централизованно-управляемую экономику, традиционную экономику.

Если исходить из отношений собственности, то экономические системы можно классифицировать как капиталистические, социалистические, смешанные системы. Следует отметить, что способ регулирования проистекает из сложившихся отношений собственности. Это означает, что рыночная экономика одновременно является капиталистической системой хозяйствования, т.е. такой, в которой господствующее распространение получает частная собственность на средства производства.

Как научная дисциплина, экономика - это наука, занимающаяся исследованием поведения экономических субъектов при использовании ими ограниченных ресурсов, которые могут быть по-разному применены в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Существенным элементом этого определения является то, что средства, находящиеся в распоряжении, как отдельного экономического субъекта, так и всего общества в целом, ограничены.

Ограниченность отражает разрыв между общей суммой благ, которые необходимы субъектам для удовлетворения своих разносторонних потребностей, и возможностями их производства. Если бы не существовало ограниченности, то не было бы повода к изучению экономики, и, следовательно, к поиску ответа на вопросы «что, как, сколько и для кого» производить, чтобы достичь максимальной экономической эффективности.

Другим элементом определения выступает то, что ограниченные ресурсы могут быть применены по-разному. Если бы при производстве благ всегда существовал только один метод и если бы применялись одни и те же средства, тогда проблема выбора не существовала бы. В действительности всегда в распоряжении находится много различных методов. Один и тот же продукт может быть произведен при помощи разных инструментов, при использовании разного сырья, материалов и т.п. Поэтому мы говорим об альтернативном использовании материальных и финансовых средств. Часть средств может направляться на реализацию одних целей, а оставшаяся часть на реализацию других. Невозможно одни и те же средства одновременно использовать в разных сферах и достигать разных целей. Каждый экономический субъект, располагающий определенными средствами стремится распределить их так, чтобы получить максимальные экономические эффекты и тем самым как можно лучше реализовать свои цели. Распределение средств между различными конкурирующими целями называется в экономике размещением ресурсов.

Для домашнего (семейного) хозяйства целью является максимизация полезности покупаемых благ, т.е. максимизация проистекающего от этого удовольствия. Для предприятия целью выступает максимизация прибыли от ведения хозяйственной деятельности.

Следовательно, можно сказать, что экономика ставит перед собой цель создания теории рационального размещения ограниченных средств, имеющих альтернативное применение. Полная рациональность возникает тогда, когда будет достигнуто оптимальное размещение средств, т.е. наилучшее из возможных. Это значит, что от применения данного объема средств достигаются максимальные эффекты или же, что определенные эффекты могут быть достигнуты посредством использования меньшего объема средств.

Теория рационального использования ограниченных средств может быть представлена посредством вербального описания или формализованным способом при помощи математических уравнений, функций, схем и т.д. Последний способ предполагает построение определенных моделей.

Моделью называется теоретическое обобщение определенного фрагмента хозяйственной деятельности, которое упрощенно отражает происходящие в нем экономические процессы. Искусство обобщения, в любой науке, основано, на способности выбирать соответствующие упрощающие ограничения (предпосылки, условия). Действительность всегда конкретна, богата своими особенностями, подвержена влиянию многочисленных факторов. Отражение в одной модели всех особенностей, взаимозависимостей было бы невозможным и даже бессмысленным, подобно построению географической карты в масштабе 1:1. От чего-то надо абстрагироваться, не принимать во внимание, т.е. допускать оговорку «при прочих равных условиях». Это означает, что с точки зрения цели исследования одни особенности и взаимосвязи существенны, а другие - нет, т.е. не принимаются во внимание, предполагаются неизменными. Допущение такой оговорки делается для того, чтобы исследовать определенные явления в чистом виде, избавленном от влияния различных несущественных факторов.

Для анализа поведения экономических субъектов, их реакции на определенные явления, их выбора и решений используются различные экономические модели исследования. Одни модели используются в микроэкономике, другие в макроэкономике.

Микроэкономика занимается исследованием рационального поведения индивидуальных субъектов рыночной экономики, т.е. потребителей и производителей, а также анализом рынков отдельных продуктов.

Макроэкономика исследует не поведение отдельных субъектов, а взаимозависимости на уровне всего народного хозяйства между крупными агрегатами, такими как: национальный доход, торговый баланс, государственный бюджет, совокупные спрос, инвестиции, сбережения и т.д.

Исследованные явления экономика пытается обобщить в виде экономических законов. Большинство экономических законов выражают способ реакции, поведение и взаимосвязь в деятельности экономических субъектов. Сформулированный экономический закон верен лишь при допущении прочих равных условий. Если допущения, при которых был сформулирован закон, нарушаются (т.е. те особенности и взаимосвязи, которые были несущественны в рамках исследования, становятся существенными по мере развития экономической деятельности, либо меняются рамки исследования), то закон теряет объективность своего утверждения.

Ресурсы производства в каждый конкретный момент времени ограниченны по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) либо относительной (ресурсы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей). В первом случае предполагается недостаточность ресурсов для удовлетворения всех потребностей, во втором - недостаточность ресурсов для решения отдельной задачи.

Ограничителем труда как ресурса является общая численность населения каждой страны и доля в его составе трудоспособных лиц. Средства производства в принципе можно увеличивать до необходимых размеров, однако за короткий срок их нельзя получить бесконечно много, так как для изготовления машин, станков, оборудования требуется некоторое время. Что касается земли и полезных ископаемых, то к настоящему времени осталось ничтожно мало неосвоенных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Крупномасштабное использование полезных ископаемых привело к их сильному истощению во многих регионах планеты.

Ограниченность ресурсов существует во всех странах: развитых и развивающихся, богатых и бедных. В любой стране люди хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают. Реально человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Однако это не перечеркивает того факта, что на данный момент имеется лишь определенное количество экономических ресурсов. В каждый конкретный период времени имеющиеся ресурсы ограниченны, и это выдвигает проблему выбора.

Ограниченность ресурсов и производственных возможностей общества вынуждают делать выбор и в области ресурсов, и в сфере создания благ и услуг в экономике. В любой момент времени при условии ограниченности ресурсов экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг, так как производственные возможности общества ограниченны.

Выбор приходится делать и отдельному человеку (например, при наличии определенной суммы денег пойти в театр или приобрести видеокассету), и фирме (при выпуске дополнительной продукции купить новые станки или нанять дополнительное количество работников), и государству (увеличить армию или построить больницу).

Принципы производственных возможностей обусловливают ситуацию, когда экономика, полностью реализующая свой потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не отказываясь от другого.

Функционирование экономики на границе производственных возможностей свидетельствует о ее эффективности. Суть проблемы выбора многие экономисты видят в следующем: если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Определением проблемы выбора в рыночной экономике являются постановка и решение следующих экономических вопросов: «что производить?», «как производить?», «для кого производить?»

Первый вопрос означает, какие из возможных товаров и услуг должны производиться в определенный период времени. Отдельный человек может обеспечить себя необходимыми товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие товары, получить в качестве подарка.

Общество в целом не может получить все и немедленно: оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Второй вопрос призван определить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги.

Наконец, вопрос «для кого производить?» сводится к тому, кто будет получать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу. Должны ли все члены общества получать одинаковую долю благ или должны быть богатые и бедные?

Поскольку потребности безграничны, а ресурсы ограниченны, общество не в состоянии удовлетворить все потребности. Приходится решать, какие блага и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться. Эта проблема существовала всегда.

Проблема выбора бесконечна. Само слово «выбор» означает, что имеется множество решений, из которых следует выбрать оптимальное, то есть вариант, который обеспечивает получение максимума продукта при минимуме затрат. Выбор как субъективное волеизъявление требует соответствующей материальной силы, которой является производство. Именно производство позволяет реализовать право выбора каждого потребителя и производителя в условиях ограниченности ресурсов.

.2 Свобода выбора

Свобода выбора означает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым трудом, на который они способны. Наконец, она означает, что потребители свободны в пределах своих денежных доходов покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают наиболее подходящими для удовлетворения своих потребностей.

Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель занимает в экономике особое положение: в определённом смысле потребитель обладает суверенитетом.

Пределы свободы выбора поставщиков людских и материальных ресурсов обслуживаются потребительским выбором. В конечном счете, потребители решают, что должна производить экономика, а в установленных тем самым рамках поставщики ресурсов могут делать свой собственный выбор. Таким образом, в действительности поставщики ресурсов и предприятия вовсе не “свободны” производить товары и услуги, которые потребители не желают.

.3 Диапазон потребительского выбора

Экономика в условиях частичной конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Это критическое замечание имеет и статистический и динамический аспект. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры, - например, олигополия и монополистическая конкуренция - порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободы выбора потребителя и одновременно наиболее полно удовлетворить предпочтение покупателя. Критики чистой конкуренции также указывают, что, поскольку конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, поскольку эта рыночная структура не благоприятствует в совершении имеющихся продуктов и созданию новых.

Очевидно также то, что потребитель обладает ограниченным количеством денег, а продукты, которые мы можем купить, имеют определённую ценность, потребитель сможет приобрести лишь ограниченное количество товаров. Он не может купить всё, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного дохода. Это как раз тот самый случай, когда отдельный потребитель непосредственно сталкивается с экономическим фактором редкости.

Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор был бы не возможен. Если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, то выбор был бы не нужен. Выбор становится необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов.

.4 Альтернативные издержки

Альтернативные издержки (Opportunity cost) - это термин, означающий упущенную выгоду в случае, когда был выбран один из существующих альтернативных вариантов вместо другого. Размер упущенной выгоды измеряется полезностью самого ценного альтернативного варианта, который не был выбран взамен другого. Таким образом, альтернативные издержки встречаются везде, где необходимо принятие рационального решения и существует необходимость выбора между имеющимися вариантами.

Впервые термин был введен экономистом австрийской школы Фридрихом фон Визером в 1914 году в своей работе «Теория общественного хозяйства».

Таким образом, альтернативные издержки - это стоимость любой, измеренной с точки зрения ценности следующей лучшей альтернативы, от которой воздерживаются. Это ключевое понятие в экономике, обеспечивающее наиболее рациональное и эффективное использование ограниченных ресурсов. Данные издержки не всегда означают финансовые затраты. Они также означают реальную стоимость продукции от которой воздерживаются, потерянное время, удовольствие или любая другая выгода, которая обеспечивает полезность.

Примеров альтернативных издержек можно привести великое множество. Каждый человек ежедневно сталкивается с необходимостью делать выбор между имеющимися вариантами. Например, человек, который желает посмотреть по телевизору сразу две интересные телевизионные программы, идущие одновременно по разным каналам, но не имеет возможность сделать запись одной из них, будет вынужден смотреть только одну программу. Таким образом, его альтернативными издержками будет отсутствие возможности посмотреть одну из программ. Даже если у него будет возможность записи одной из программ во время просмотра другой, то даже в этом случае будут иметь место альтернативные издержки, равные времени потраченному на просмотр передачи.

Еще один пример, когда человек приходит в ресторан и вынужден делать выбор между стейком, который стоит 10$ и лососем, цена которого 20$. Выбрав более дорогого лосося альтернативные издержки составят два стейка, которые можно было бы приобрести на потраченные средства. И, напротив, выбрав стейк, издержки составят 0,5 порций лосося.

Альтернативные издержки могут быть оценены и при процессе принятия решений в хозяйственной деятельности. Например, если на фермерском хозяйстве можно произвести 100 тонн пшеницы или 200 тонн ячменя, то альтернативные издержки производства 100 тонн пшеницы составят 200 тонн ячменя, от которого приходится отказаться.

Заключение

Проблема выбора в экономике - одна из главных. Она актуальна постоянно, так как ресурсов для удовлетворения всех потребностей человека не хватает. Ключевым в данном вопросе является рациональность данного выбора. Человек, исходя из потребности в том или ином благе и наличия ресурсов, сам должен решать чего и сколько производить.

Повышая производственные возможности экономики, человек получает возможность производить большее количество благ, но ограничителем служит ограниченность ресурсов. Для увеличения количества благ мы должны уделять большое внимание техническому прогрессу, повышать квалификацию задействованных в производстве работников и использовать факторы производства с максимальной отдачей. Но при этом и следить за сохранностью.

Изучение экономики помогает человечеству рационализировать выбор необходимых благ и выявлять необходимые пути развития производства.

Практическая часть

Задача 1. Функция спроса имеет вид: Qd=50-4p; предложения: Qs=15+3p. Рассчитайте:

Равновесную цену и объем продаж (Pe и Qe);

Излишек потребителя;

Состояние рынка при снижении цены на 2 ден.ед.

Решение:

.) Составим уравнение рыночного равновесия:=Qs

-4p=15+3p

Выразим Pe:

Найдем Qe:=50-4*5=30

Ответ: Pe =5; Qe =30.

.) Найдем излишек потребителя:

И.п.=Pmax-Pe

Найдем Pmax:

-4р=0

р=50=12,5

И.п.= 12,5-5=7,5

Ответ: И.п.=7,5.

.) Найдем новую цену:=Pe-2=5-2=3=50-4*3=38=15+3*3=24

∆Q=Qs-Qd=24-38=-14

Ответ: дефицит товара 14 единиц.

Задача 2. Определите величину средней склонности к сбережению (АРS) и потреблению (APC), если величина располагаемого дохода составляет 320 тыс. руб., а сбережения составляют 64 тыс. руб.

Решение:+APC=1

/64=5=4/5=0,8=1/5=0,2

Ответ: APC=0,8; APS=0,2.


Список использованных источников

Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА», 2011. - 832 с.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрийт-Издат, 2010. 399 с.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций.- М., 2009.

Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - М., Дело, 2012, 470 с.

Курс экономики: Учебник. - 2-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра, 2009.

Макроэкономика. Теория и российская практика / Под. ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М.: Кно-Рус, 2010.

Похожие работы на - Проблема экономического выбора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!