появление новых рынков сбыта.
Главной фигурой, осуществляющей новые производственные комбинации, является предприниматель, в соответствии с терминологии Шумпетера - новатор. Его главные качества - непрерывный поиск, использование инноваций в производстве и хозяйственной деятельности.
Стимулом для ведения предпринимательской деятельности выступает прибыль, которая является результатом внедрения новых производственных комбинаций, тогда как в обычных условиях прибыли нет. Условием для ведения предпринимательской деятельности служит эффективная конкуренция, другими словами конкуренция новых товаров, новых форм организации и т.д.
В 1939 году в работе "Деловые циклы" объединил теорию развития на основе длинных волн, разработанную Кондратьевым, со своей инновационной теорией. Результатом стало появление теории циклического развития, основным механизмом данной теории Шумпетер считал процесс внедрения инноваций. Этот подход в различных вариациях господствует в науке и в настоящее время. Данный подход представлен различными вариантами концепции технико-экономических парадигм (таблица 2) [21].
Таблица 2 - Периодизация технико-экономических парадигм
Технико-экономические парадигмыГодыХарактерные особенностиI длинная волна1770-1830Прядильные машины, ткацкие станки, текстильная промышленность и машиностроение для неё, предпосылки развития железных дорог и угледобычиII длинная волна1830-1896Эра железных дорог, угля и черной металлургииIII длинная волна1896-1940Эра электрического, тяжелого и электротехнического и машиностроения, строительства линий электропередачIV длинная волна1940-1990Автомобилестроение, нефтехимия, производство синтетических волокон, полупроводниковая и микроэлектронная промышленность.V длинная волна1990-?
3. Эволюция инновационного менеджмента в 50-х-70-ых годах XX века
Инновационный менеджмент ,как наука о стратегическом планировании нововведений, являлся частью стратегического менеджмента и самостоятельно существует, начиная с середины 20 века. Основы инновационного менеджмента формировались одновременно в разных странах, но наиболее широко его принципы были распространены в последней четверти 20 века в странах с развивающейся экономикой. На ранней стадии развития практика определяла сущность инновационного менеджмента. Например, в 30-е годы 20 века в США возникла проблема полной оценки эффективности инвестиций при реализации инновационных проектов в области водохозяйственного строительства. В тот период применение инновационного менеджмента было связано с распространением законов квазирынка на те сферы, где былинеприменимы инструменты конкурентного рынка. С начала 50-х годов 20 века инновационный менеджмент использовался в целях целям оценки как социально значимых, так и коммерческих проектов.
Американский экономист С. Кузнец (1901-1985) акцентировал внимание на мысли Шумпетера о связи между предпринимательской активностью и инновациями, Кузнец утверждает, что стремление инвестировать денежные средства в новые виды товары или технологий появляется при наличии особых условий. Если производство имеет положительный темп роста, но в тоже время на протяжении длительного периода не осуществляется каких - либо принципиальных инноваций, то накапливаются фонды устаревшего образца, что приведет за к снижению производительности труда, эффективности производства, росту капиталоемкости, фондоёмкости, трудоемкости производственного процесса, увеличению удельных затрат. Решение данной проблемы Кузнец видел в обновлении устаревших производственных фондов.
В начале 1960-х гг. под влиянием новой волны научно-технического прогресса американский экономист Э. Денисон (1915-1992) сделал попытку найти причины экономического развития в процессе получения знания в рамках инновационного процесса. Особое внимание он уделял образованию и другим факторам, влияющим на подготовку рабочей силы. Денисон увязывал экономическую сущность какого-либо инновационного процесса с прогрессом научного знания как главной производительной силы в современном обществе, которая посредством повышение качества образования и подготовки рабочих кадров увеличивает производство национального продукта.
Одной из экономических моделей, учитывающих важную роль технологических изменений за счет инновационного процесса и обладающей наибольшей новизной, является теория американского экономиста М. Калецки (1899-1970), который в своей концепции исходит из фактора спроса, но оперирует не непрерывной долгосрочной тенденцией экономического роста, а циклами товарного обращения. Циклическое развитие вызывается эндогенными эффектами, такие как реинвестиции, которые кроме возвратившегося ранее вложенного капитала включают в себя и полученную прибыль. Экзогенные факторы, такие как инновации, результируют в трендообразное развитие. Трендообразное развитие, при этом, предполагает наличие непрерывного потока инноваций.
Калецки установил, что в долгосрочной перспективе тренд может приобрести экспоненциальный характер. Новые технические решения Калецки сравниваете периодическими шоками, которые, в большинстве своём, оказывают стимулирующее воздействие на экономику. В долгосрочной перспективе они уменьшают продолжительность периодов экономического спада и увеличивают периоды экономического роста.
Таким образом, индикатаром экономического развития начинает выступает полное изменение технологических способов производства. Инновационные преобразования становятся центральным звеном в системе социально-экономических процессов. Согласно концепциям инновационного развития каждое следующее поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влияния в социальной жизни.
Фундаментальным критерием экономического развития становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов как непреходящих ценностей. С точки зрения важности ресурсов экономического роста первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями научно-технического развития и с трудовой мотивацией, выступающей как поведенческая установка [20].
Инновационная направленность экономических процессов, в итоге, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, поскольку они не учитывали значение невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления - инновационный менеджмент.
Новые теории инновационного развития тесно связаны с концепциями социально-организационных изменений, в то время как более ранние технократические тенденции и течение технологического детерминизма были основаны на представлениях о безусловной технологической рациональности и полезности технологий для человечества.
Распространение использования принципов инновационного менеджмента было связано с расширением экономической роли государства. Возможность привлечения финансовых ресурсов для новых инвестиций, осуществляемых крупными финансовыми институтами для поддержки правительственных программ, стала зависеть от того, насколько жизнеспособным окажется проект, оценка эффективности которого осуществлялась с использованием подходов инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент стал выступать средством осуществления контроля над инвестициями в общественный сектор, предприятия которого должны были показать способность обеспечить, по крайней мере, минимальную отдачу для экономики. [22]
Эффективное использование инноваций стало требовать формирования инновационной стратегии и детальной разработки инновацинного процесса. Таким образом, управление инновационной деятельностью определяется имеющимися инновацинными ресурсами, типом иновационных разработок, внутрифирменными, ораслевыми и макроэкономическими условиями [21].
4. Развитие инновационного менеджмента в конце XX века и его современное состояние
инновационный менеджмент научный дисциплина
Для инновационного менеджмента характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить четыре относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональнаяконцепция, системный и ситуационный подходы [20].
Факторный подход предполагает рассмотрение науки и техники как одних из важнейших средств развития экономического потенциала страны и факторов формирования материально-технической базы организации, разработки оценочных критериев для каждой составляющей развития производственного потенциала предприятия. Данный подход предполагал выработку критериев оценки для каждой составляющей и использование преимущественно экстенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширениемнаучно-технической сферы. Для факторного подхода подхода характерно появление глубоких исследований и практических разработок в области научно-технического потенциала, его оценки и прогнозирования. В области моделирования для управления инновационными процессами преобладали статистические факторные модели, построенные на основе корреляционных и регрессионных зависимостей. Получили распространение нормативные методы планирования, основанные на тщательно обоснованных расчетах трудоемкости, материалоемкости фондоемкости инноваций.
Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Существуют различные классификации функций управления инновациями, основанные на разных принципах. При этом под функцией управления понимаются относительно самостоятельные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс, планирование, организацию и контроль инноваций, а также на прогнозирование. Функциональная концепция основывается на рациональном разделении труда в управлении инновациями, специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения. Для функциональной концепции характерно детальное регламентирование процедурных аспектов управления инновациями на основе специальных положений об отделах и службах, должностных инструкций, делегировании полномочий и обязанностей. В рамках данного этапа наибольшее развитие получило экономико-математическое моделирование процессов принятия решений. В практике управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами широко использовались оптимизационные модели формирования тематических планов организаций, календарного планирования работ, в том числе сетевые методы планирования, модели оптимизации организационных структур. Как правило эти модели не имели системного характера и позволяли находить локальные оптимизационные решения для отдельной функции управления инновациями.
Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение организации как сложной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом его эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов. Системный подход позволяет учитыватьывать множество факторов влияющих на управленческое решение и рассмотриать их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.
Актуальность экономических и управленческих проблем возросла в 80-ые и 90-ые годы XX века. В этот период возникает потребность систематизации взглядов на инновационный процесс.
В конце 1990-х гг., на фоне кризисных явлений мировой экономики, самой устойчивой стала инновационная составляющая экономической среды. При этом инновационная составляющая представляет собой не новые научные открытия или технологии, она заключается в растущей роли инновационной отрасли экономики, которая способствует увеличению числа появляющихся инноваций, удовлетворяющих потребности общества.
Современная ситуация в инновационной сфере требует кординальных изменений взглядов на инновационный менеджмент, так как преобразования претерпевает сам объект управления. Инновационные процессы ночинают носить прерывный характер, повышается комплексность решаемых проблем и их зависимость от быстро изменяющихся внешних факторов.
Изменение представлений о проблемах инноваций в современных условиях обеспечило развитие ситуационного подхода к инновационному менеджменту. ТДанный подход синтезирует достижения каждой из перечисленных концепций для конкретных инновационных ситуаций. Под ситуацией понимается совокупность факторов, влияющих на функционирование предприятия или развитие определенного инновационного проекта в конкретный период времени. Ситуационный подход предполагает анализ внешних и внутренних факторов успеха инноваций, систематизацию возможных вариантов поведения и синтез оптимальных для сложившейся ситуации управленческих решений. Весомым вкладом этой управленческой концепции в теорию инновационного менеджмента является то, что на ее основе сфомированы рекомендации по применению конкретных методов принятия решений в определенных условиях. Ситуационный подход дает широкие возможности для творческого использования различного разработанного наукой и применяемого на практике инструментария. Деятельность менеджера в инновационной сфере в сложившейся ситуации требует от него активного творчества и серьезной профессиональной подготовки.
Заключение
Управление инновациями как отдельная отрасль знания сформировалась в течение XX века и продолжает привлекать к себе все большее внимание ученых. В процессе своего развития инновационный менеджмент включал в себя все больше взглядов н а взаимосвязь между инновациями и экономическим развитием. В конце 90-х гг. былда прповедена систематизация этих взглядов для наиболее эффективного решения экономических и управленческих проблем.
Управление инновациями - сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сферах деятельности. Инновационный менеджмент базируется на следующих основных критериях: разработка инновационной стратегии, поиск идеи, являющихся основой инновации, определение конкурентных преимуществ инновации на стадии разработки, организация инновационного процесса производства инновации, организация процесса реализации инновации на рынке.
Управление ииновационной деятельностью на прямую зависит от имеющимихся инновацинных ресурсов, иновационных разработок, внутрифирменных, ораслевых и макроэкономических условий.
Для наиболее эффективного использование инноваций необходима разработка граматной инновационной стратегии, подкрепленнной тщательно проработанным инновацинным процессом.
Сегодня мир находится в переходном периоде от пятого технологического цикла Кондратьева к шестому. Экономика нового цикла будет строится на основе инновационных технологий. Современное общество должно быть готово к восприятию новых требований, которые будут заложены в экономике шестого цикла и для того, чтобы не отставать в развитии шестого цикла, обществу следует заранее предположить, какие технологии станут основой его развития.
В ходе выполнения реферата были изучение тенденции развития теоретического аппарата инновационного менеджмента и предпосылок его возникновения, определены закономерности инновационного развития, выявлены основные этапы развития инновационного менеджмента как научной дисциплины, определено современное состояния инновационного менеджмента.
Список использованных источников
1. Инновационный менеджмент: учеб. Пособие для вузов / В.И. Аверченков, Е.Е. Ваинмаер. - 2-е изд., стереотип. - М.: ФИНТА, 2011. - 293 с. [Электронный ресурс];://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93262&sr=1
. Ф. Тейлор Принципы и методы научного менеджмента // Управление - это наука и искусство. М.: Республика, 1992;
. Инновационный менеджмент: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки "Менеджмент" / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 391 с. [Электронный ресурс];://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119436&sr=1
. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. - М.: Прогресс, 1990. - 296 с.;
. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 288 с.;
6. Tidd J., Bessant J., Managing innovation: Integrating technological, market and organizational change / Fourth Ed. - Chichester: John Wiley and Sons, 2009. - 455 p. [Электронный ресурс];://www.innovation-portal.info/
7. Грант Р. Современный стратегический анализ. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с. (Серия: Классика MBA) [Электронный ресурс];://www.alleng.ru/d/manag/man164.htm
. Й.А. Шумпетер. Теория экономического развития: Директ Паблишинг, 2008. - 401 с.;
9. Nixon H., Cultural pedagogies of technology in a globalized economy // Globalizing Education: Policies? Pedagogies & politics. - p. 450 [Электронный ресурс];://www.innovation-portal.info/
10. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент / Медынский В.Г. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 295 с.;
. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2008 - 448 с.;
. Кулагин А.С. Немного о термине инновация, 2004, с. 58.;
. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ Н.М. Авсянников. - М.: Изд. РУДН, 2002. - 175с.;
. Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г Инновационный менеджмент. - М.: Юнити-Дан, 2003. - 417 с.;
. Минниханов Р.Н., Алексеев В.В.,Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент в АПК. - М.: МСХА, 2003. - 432 с.;
. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента. - 2000. [Электронный ресурс];:///C:/temp/Rar$EX00.063/inovacia.html
. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.;
. Инновационный менеджмент: учебное пособие / сост. Н.М. Цыцарова. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 195 с.;
. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004. - 518 с.;
. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2001. - 238 с.;
. И.В. Афонин. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестициий: учеб. пособие/ И. В. Афонин. - М.: Гардарика, 2006 - 301 с.;
. #"justify">. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент. Учебно-методический комплекс. / Под ред. профессора, д. э. н. Ягудина С.Ю. - М.: МЭСИ. 2009. 192 с.;
. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент Учебное пособие. 2-е изд.: ЗАО Издательский дом "Питер"; СПб.; 2006. - 264 с.;
. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.;
. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях. Учеб. пособие по специальности "Менеджмент организации". - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 415 с.;
. Михайлова Э.А., Ломанова Е.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Рыбинск: РГАТУ имени П.А. Соловьева, 2011. - 180 с.;
. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.;
. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент. чеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 с.;
. Абрамешин А.Е. Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов под редакцией д-ра Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.