Становление и развитие инновационного менеджмента

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление и развитие инновационного менеджмента

Содержание

Введение

. Становление теории управления как научной дисциплины в конце XIX-начале ХХ века

. Формирование и развитие теоретического аппарата инновационного менеджмента в первой половине XX веке

. Эволюция инновационного менеджмента в 50-х-70-ых годах XX века

. Развитие инновационного менеджмента в конце XX века и его современное состояние

Заключение

Список использованных источников

Введение

В условиях обострившейся конкуренции в конце XX-начале XXI века в странах с рыночной экономикой предприниматели вынуждены были искать способы выживания и возможности для дальнейшего развития бизнеса. Основополагающим фактором выживания в конкурентной борьбе стал стратегический менеджмент, основой которого выступили инновации.

Инновационная активность экономики приобрела роль главного социально-экономического процесса в индустриально развитых странах. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции связаны с изменением форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности.

Современная организация берет на себя ведущую роль в обеспечении научно-технического прогресса. Именно промышленная организация обеспечивает необходимую концентрацию финансовых, материальных, научно-технических ресурсов.

Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем.

Это обусловлено следующими факторами [1]:

)наука получает определяющую роль в процессе повышения эффективности разработки и внедрения новых технологий;

)появление необходимости в существенном сокращении сроков создания, освоения новых технологий;

)повышение технического уровня производства;

)рост уровня затрат при освоении предприятиями новой продукции;

)быстрое моральное устаревание техники и технологии;

)необходимость ускоренного внедрения новой техники и технологии и др.

Приоритетом в области решения данных проблем обладает инновационный менеджмент, под которым в широком смысле понимается управленческая деятельность, ориентированная на достижение в производстве нового положительного качества рассматриваемого свойства (информационного, организационного, продуктового, технологического, управленческого и др.) в результате разработки и реализации нетривиальных управленческих решений [1].

Вопросами инновационного менеджмента занимались Й.А. Шумпетер, С.С. Кузнец, Р. Слоу, М. Калецки, Э. Денисон.

Целью данного реферата является изучение возникновения, становления и сущности инновационного менеджмента.

Задачами данного реферата являются:

-изучение тенденций развития теоретического аппарата инновационного менеджмента и предпосылок его возникновения;

-определение закономерностей инновационного развития;

-выявление основных этапов развития инновационного менеджмента как научной дисциплины;

-определение современного состояния инновационного менеджмента.

1. Становление теории управления как научной дисциплины в конце XIX-начале ХХ века

Во все времена управленческая деятельность предполагала решение разнообразных текущих и перспективных задач. Сложность этих задач существенно выросла в конце XIX веке, в результате ускоренного внедрения машин в процесс производства. Возникновение машинного производства позволило отыскать дополнительные возможности повышения использования трудовых ресурсов с целью повышения прибыли. Значительное распространение получили крупные предприятия, на которых трудилось большое количество рабочих. Углублялось разделение труда, как в рамках отдельного предприятия, так и между различными видами производств.

Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности восходит к началу XX века.

Необходимость изменения отношения к управлению организацией была очевидна, так как понимание необходимости формирования рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.

Первой предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии в конце XIIХ-середине XIХ века.

Идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и организации повысить эффективность производственной деятельности, впервые была предложена в Америке, которая в начале XX века была одной из самых динамично развивающихся стран мира. Это стало возможным благодаря созданию в США самого большого рынка рабочей силы, а также концентрации и централизации производства и управления. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку. Сложившаяся в стране рыночная ситуация выступила второй предпосылкой, стимулировавшей развития управления.

Третья предпосылка обусловлена возникновением транснациональных компаний. Их формирование было завершено в конце ХIX - начале XX века и превратило США в крупнейший единый рынок мира. В тот период времени в Америке не существовало государственного регулирования бизнеса, что позволило предпринимателям, достаточно серьёзно развившим собственный бизнес, стать монополистами, что способствовало процессу формирования крупных отраслей, масштабы которых требовали формализованных способов управления.

Основоположником системы научного менеджмента считается известный английский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Свои принципы научного управления он впервые опубликовал в 1911 году в Работе "Принципы научного менеджмента".

Принцы, сформулированные Тейлором, заключаются в следующем [2]:

)администрация берет на себя обязанность по разработке научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные методы, для каждого отдельного действия во всех разновидностях труда, применяемых на предприятии;

)администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, затем обучает и развивает каждого отдельного рабочего;

)администрация налаживает взаимосвязь с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были им ранее выработаны;

)осуществляется почти равномерное распределение труда и ответственности между менеджментом предприятия и рабочими.

В своих работах Тейлор сформулировал две основные задачи менеджмента [2]:

)обеспечение развития и процветания предпринимательства;

)повышение благосостояния каждого работника.

Под процветанием и развитием предпринимательства Тейлор понимал не только получение высокой прибыли, но и последующее развитие самого бизнеса. Под повышением благосостояния работников Тейлор понимал как выплату каждому из них высокой заработной платы, так и развитие в каждом работнике потенциала, который заложен в нем природой.

Принципы научной организации труда, предложенные Тейлором, в дальнейшем стали основой для создания конвейерного и массово - поточного производства.

Французский ученый Анри Файоль (1841-1925) вслед за Тейлором создал свою систему научного менеджмента. В 1916 году Файоль опубликовал работу "Общее и промышленное управление", в ней он раскрыл те принципы управления, которые ему чаще всего приходилось применять [3]:

)разделение труда;

)власть;

)дисциплина;

)единство распорядительства;

)единство руководства;

)единение персонала;

)подчинение частных интересов общим;

)вознаграждение;

)централизация;

)иерархия;

)порядок;

)справедливость;

)постоянство состава персонала;

)инициатива.

Также, помимо принципов управления, Файоль формулирует элементы управления, важнейшим из которых считает предвидение. Второй элемент управления - организация, как материальная, так и социальная. Третий элемент управления - распорядительство. Четвертым элементом управления по Файолю является координирование - согласование всех операций на предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех. Особое внимание обращается на контроль ко всему: к материальным ценностям, отдельным лицам, действиям.

. Формирование и развитие теоретического аппарата инновационного менеджмента в первой половине XX веке

Источником инновационных идей служит наука - сфера человеческой деятельности, направленной на получение и систематизацию знаний о действительности. Это могут быть знания о законах развития общества, об экономике и экономических отношениях и т.д. Отдельные из этих знаний преобразуются в сознании людей в новшества.

Новшество - новая идея, которая после обработки может стать инновацией.

Инновация является результатом практического освоения новшества, т. е. использование новшества в виде новой технологии, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда и др. Инновации, как правило, используются в коммерческих организациях с целью получения прибыли. В научных источниках существует широкий спектр определений термина инновация, некоторые из которых представлены в следующей таблице.

Таблица 1 - Определения понятия инновация в трактовке различных авторов

АвторСодержание определенияБ. СантоИнновация - общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений привадит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. [4]П. ДрукерИнновация - особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого реализуется шанс открыть новый вид бизнеса или услуг.[5]Д. ТиддИнновация - процесс превращения возможностей в новые идеи, которые широко внедряются в практику.[6]Б. ТвиссИнновация - процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.[7]Й. ШумпетерИнновация - новая научно-организационную комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом.[8]Ф. НиксонИнновация - совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. [9]В. Г. МедынскийИнновация - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.[10]Р. А. ФатхутдиновИнновация - конечный результат внедрения новинок с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.[11]А. С. Кулагин Инновация - новая или улучшенная продукция, способ её производства или применения, нововведения или усовершенствования в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду.[12]Н. М. АвсянниковИнновация - это результат практического или научно-технического освоения новшества. [13]Ю. П. МорозовИнновация - прибыльное использование новаций в виде новых технологий , видов продукции, организационно - технологических и социально - экономических решений, производственного, финансового, коммерческого или иного характера. [14]А. Г. Кирьяков, В. А. МаксимовИнновация - конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат. [15]П. Н. ЗавлинИнновация - это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.[16]Д. И. КокуринИнновация - результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми.[17]

В XVIII веке французский просветитель Жан Кондорсэ обратил внимание на взаимосвязь науки и производства. Он отмечал, "что прогресс наук обеспечивает прогресс промышленности, который сам затем ускоряет научные успехи, и это взаимное влияние, действие которого возобновляется, должно быть причислено к наиболее деятельным, могущественным причинам совершенствования человеческого рода" [18].

Он же отмечал, что "для каждого поколения неизбежно возрастает та сумма знаний, которую можно приобрести за один и тот же промежуток времени, с одной и той же умственной силой" [18].

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов [19].

Целью инновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией с целью обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики[18].

Основными задачами инновационного менеджмента являются следующие [18]:

1)определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;

2)организация управления развитием организаций;

)оценка эффективности инновационных процессов;

)выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования инноваций;

)создание системы управления инновациями;

)формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;

)принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации;

)обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.

Объектом инновационного менеджмента выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства. Инновационные процессы представляют собой достаточно масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который для эффективного развития требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия. В современных условиях нововведения стали непременным элементом всех структур от органов государственного управления до средних и малых предприятий, использование научных методов инновационного менеджмента становится важным условием экономического развития страны, выживания и коммерческой эффективности любого предприятия.

Содержание понятия "инновационный менеджмент" А.К. Казанцев рассматривает по крайней мере в трех аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями [19].

1.Как наука и искусство управления инновационный менеджмент основывается на теоретических положениях общего менеджмента.

.Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, формирующих общую технологическую систему управления инновациями на инновационном предприятии. Эта совокупность включает в себя отдельные направления управленческой деятельности, часто называемые функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности.

.Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Понятие менеджмента как аппарата управления инновациями по отношению к инновационным предприятиям имеет институциональное значение и включает: во-первых, систему управления инновациями, имеющую иерархическую структуру и состоящую из специализированных органов управления; во-вторых, институт менеджеров - руководителей различных уровней, являющихся субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования инновационного предприятия.

Инновационный менеджмент как система представляет собой совокупность формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает [20]:

)социально-экономический институт, оказывающий влияние на предпринимательскую деятельность, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;

)социальную группу менеджеров, исполняющих управленческие обязанности в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;

)научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.

В инновационном менеджменте выделять два уровня [20]:

.Первый уровень представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует внимание на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, определяющих механизм функционирования экономической системы.

.Второй уровень инновационного менеджмента представляет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, за счет чего приобретает функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую основу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применению новейших методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые поток.

Английский экономист Дж.А. Гобсон (1858-1940) к трем уже имеющимся факторам производства земля, труд, капитал предложил добавить еще и талант. Он ввел такое понятие как сфера прогрессивной промышленности. Под этим понятием Гобсон понимал сферу экономики, производящую новые товары, осваивающую новые рынки и внедряющую новые технологии. Именно в данной сфере, как считал Гобсон, оправдано получение капиталистической прибыли. Фактически под этим имелась в виду инновационная экономика, в котором наиболее полно реализуется потенциал предпринимательского класса.

Предпосылкой для начала серьезных исследований инноваций и их роли в процессе экономического развития послужили работы Н.Д. Кондратьева (1892-1938). Сам Кондратьев не занимался анализом вопросов напрямую связанных с инновациями, однако рассмотренные им большие конъюнктурные циклы способствовали дальнейшему изучению причин их возникновения и продолжительности. В качестве важнейшей причины были признаны инновации. Кондратьев выявил наличие длинных конъюнктурных волн в экономическом развитии общества, с помощью чего определил, что развитие экономики носит неравномерный и цикличный характер.

На базе проведённых исследований Кондратьев сделал следующие выводы [18]:

)Перед началом повышения волны каждого большого цикла происходят ощутимые изменения в социально-экономических процессах, которые выражаются в появлении научных открытий, технических изобретений, изменений в сфере производства и обмена;

)Периоды подъема циклов конъюнктурных волн сопровождаются крупными социальными потрясениями (такими, как революции, войны);

)понижение волны большого цикла связано с длительным периодом упадка сельского хозяйства.

)Поскольку повышательная волна большого цикла приводит к значительным изменениям в хозяйственных процессах, то ее возникновение определяется накоплением достаточного капитала на стадии упадка в целях осуществления инвестиционной деятельности по обновлению основных производительных фондов.

Идеи Кондратьева оказали влияние на австрийского экономиста Й.А. Шумпетера (1883-1950). На основе теории длинных конъюнктурных волн деловой активности он обнаружил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, которая связана не с увеличением масштабов деятельности, сокращением издержек или поднятием цен на производимую продукцию, но с изменением самого хозяйственного процесса за счет создания и внедрения инноваций. По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.

Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, достигнутое благодаря неценовым формам конкуренции-эффективной монополией. В соответствии с концепцией Шумпетера эффективной монополией является такое положение компании, при котором она может получить дополнительные конкурентные преимущества от осуществления инновационных преобразований в собственной хозяйственной системе (выпуск новой продукции; использование новых приемов управления, неизвестных конкуренту; освоение новой технологической линии; использование новых материалов и пр.) [18]

Под инновацией Шумпетер понимал новые комбинации производственных факторов, изменения в развитии. Шумпетер считал, что наиболее значимым фактором развития экономики является внедрение инноваций. В своем основополагающем труде "Теория экономического развития" (1912) он выделил пять случаев нововведений (термин "инновация" ученый стал использовать только в1930-х гг.) [8]:

1)использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

)внедрение продукции с новыми свойствами;

)использование нового сырья;

)изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

)появление новых рынков сбыта.

Главной фигурой, осуществляющей новые производственные комбинации, является предприниматель, в соответствии с терминологии Шумпетера - новатор. Его главные качества - непрерывный поиск, использование инноваций в производстве и хозяйственной деятельности.

Стимулом для ведения предпринимательской деятельности выступает прибыль, которая является результатом внедрения новых производственных комбинаций, тогда как в обычных условиях прибыли нет. Условием для ведения предпринимательской деятельности служит эффективная конкуренция, другими словами конкуренция новых товаров, новых форм организации и т.д.

В 1939 году в работе "Деловые циклы" объединил теорию развития на основе длинных волн, разработанную Кондратьевым, со своей инновационной теорией. Результатом стало появление теории циклического развития, основным механизмом данной теории Шумпетер считал процесс внедрения инноваций. Этот подход в различных вариациях господствует в науке и в настоящее время. Данный подход представлен различными вариантами концепции технико-экономических парадигм (таблица 2) [21].

Таблица 2 - Периодизация технико-экономических парадигм

Технико-экономические парадигмыГодыХарактерные особенностиI длинная волна1770-1830Прядильные машины, ткацкие станки, текстильная промышленность и машиностроение для неё, предпосылки развития железных дорог и угледобычиII длинная волна1830-1896Эра железных дорог, угля и черной металлургииIII длинная волна1896-1940Эра электрического, тяжелого и электротехнического и машиностроения, строительства линий электропередачIV длинная волна1940-1990Автомобилестроение, нефтехимия, производство синтетических волокон, полупроводниковая и микроэлектронная промышленность.V длинная волна1990-?

3. Эволюция инновационного менеджмента в 50-х-70-ых годах XX века

Инновационный менеджмент ,как наука о стратегическом планировании нововведений, являлся частью стратегического менеджмента и самостоятельно существует, начиная с середины 20 века. Основы инновационного менеджмента формировались одновременно в разных странах, но наиболее широко его принципы были распространены в последней четверти 20 века в странах с развивающейся экономикой. На ранней стадии развития практика определяла сущность инновационного менеджмента. Например, в 30-е годы 20 века в США возникла проблема полной оценки эффективности инвестиций при реализации инновационных проектов в области водохозяйственного строительства. В тот период применение инновационного менеджмента было связано с распространением законов квазирынка на те сферы, где былинеприменимы инструменты конкурентного рынка. С начала 50-х годов 20 века инновационный менеджмент использовался в целях целям оценки как социально значимых, так и коммерческих проектов.

Американский экономист С. Кузнец (1901-1985) акцентировал внимание на мысли Шумпетера о связи между предпринимательской активностью и инновациями, Кузнец утверждает, что стремление инвестировать денежные средства в новые виды товары или технологий появляется при наличии особых условий. Если производство имеет положительный темп роста, но в тоже время на протяжении длительного периода не осуществляется каких - либо принципиальных инноваций, то накапливаются фонды устаревшего образца, что приведет за к снижению производительности труда, эффективности производства, росту капиталоемкости, фондоёмкости, трудоемкости производственного процесса, увеличению удельных затрат. Решение данной проблемы Кузнец видел в обновлении устаревших производственных фондов.

В начале 1960-х гг. под влиянием новой волны научно-технического прогресса американский экономист Э. Денисон (1915-1992) сделал попытку найти причины экономического развития в процессе получения знания в рамках инновационного процесса. Особое внимание он уделял образованию и другим факторам, влияющим на подготовку рабочей силы. Денисон увязывал экономическую сущность какого-либо инновационного процесса с прогрессом научного знания как главной производительной силы в современном обществе, которая посредством повышение качества образования и подготовки рабочих кадров увеличивает производство национального продукта.

Одной из экономических моделей, учитывающих важную роль технологических изменений за счет инновационного процесса и обладающей наибольшей новизной, является теория американского экономиста М. Калецки (1899-1970), который в своей концепции исходит из фактора спроса, но оперирует не непрерывной долгосрочной тенденцией экономического роста, а циклами товарного обращения. Циклическое развитие вызывается эндогенными эффектами, такие как реинвестиции, которые кроме возвратившегося ранее вложенного капитала включают в себя и полученную прибыль. Экзогенные факторы, такие как инновации, результируют в трендообразное развитие. Трендообразное развитие, при этом, предполагает наличие непрерывного потока инноваций.

Калецки установил, что в долгосрочной перспективе тренд может приобрести экспоненциальный характер. Новые технические решения Калецки сравниваете периодическими шоками, которые, в большинстве своём, оказывают стимулирующее воздействие на экономику. В долгосрочной перспективе они уменьшают продолжительность периодов экономического спада и увеличивают периоды экономического роста.

Таким образом, индикатаром экономического развития начинает выступает полное изменение технологических способов производства. Инновационные преобразования становятся центральным звеном в системе социально-экономических процессов. Согласно концепциям инновационного развития каждое следующее поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влияния в социальной жизни.

Фундаментальным критерием экономического развития становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов как непреходящих ценностей. С точки зрения важности ресурсов экономического роста первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями научно-технического развития и с трудовой мотивацией, выступающей как поведенческая установка [20].

Инновационная направленность экономических процессов, в итоге, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, поскольку они не учитывали значение невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления - инновационный менеджмент.

Новые теории инновационного развития тесно связаны с концепциями социально-организационных изменений, в то время как более ранние технократические тенденции и течение технологического детерминизма были основаны на представлениях о безусловной технологической рациональности и полезности технологий для человечества.

Распространение использования принципов инновационного менеджмента было связано с расширением экономической роли государства. Возможность привлечения финансовых ресурсов для новых инвестиций, осуществляемых крупными финансовыми институтами для поддержки правительственных программ, стала зависеть от того, насколько жизнеспособным окажется проект, оценка эффективности которого осуществлялась с использованием подходов инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент стал выступать средством осуществления контроля над инвестициями в общественный сектор, предприятия которого должны были показать способность обеспечить, по крайней мере, минимальную отдачу для экономики. [22]

Эффективное использование инноваций стало требовать формирования инновационной стратегии и детальной разработки инновацинного процесса. Таким образом, управление инновационной деятельностью определяется имеющимися инновацинными ресурсами, типом иновационных разработок, внутрифирменными, ораслевыми и макроэкономическими условиями [21].

4. Развитие инновационного менеджмента в конце XX века и его современное состояние

инновационный менеджмент научный дисциплина

Для инновационного менеджмента характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить четыре относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональнаяконцепция, системный и ситуационный подходы [20].

Факторный подход предполагает рассмотрение науки и техники как одних из важнейших средств развития экономического потенциала страны и факторов формирования материально-технической базы организации, разработки оценочных критериев для каждой составляющей развития производственного потенциала предприятия. Данный подход предполагал выработку критериев оценки для каждой составляющей и использование преимущественно экстенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширениемнаучно-технической сферы. Для факторного подхода подхода характерно появление глубоких исследований и практических разработок в области научно-технического потенциала, его оценки и прогнозирования. В области моделирования для управления инновационными процессами преобладали статистические факторные модели, построенные на основе корреляционных и регрессионных зависимостей. Получили распространение нормативные методы планирования, основанные на тщательно обоснованных расчетах трудоемкости, материалоемкости фондоемкости инноваций.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Существуют различные классификации функций управления инновациями, основанные на разных принципах. При этом под функцией управления понимаются относительно самостоятельные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс, планирование, организацию и контроль инноваций, а также на прогнозирование. Функциональная концепция основывается на рациональном разделении труда в управлении инновациями, специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения. Для функциональной концепции характерно детальное регламентирование процедурных аспектов управления инновациями на основе специальных положений об отделах и службах, должностных инструкций, делегировании полномочий и обязанностей. В рамках данного этапа наибольшее развитие получило экономико-математическое моделирование процессов принятия решений. В практике управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами широко использовались оптимизационные модели формирования тематических планов организаций, календарного планирования работ, в том числе сетевые методы планирования, модели оптимизации организационных структур. Как правило эти модели не имели системного характера и позволяли находить локальные оптимизационные решения для отдельной функции управления инновациями.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение организации как сложной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом его эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов. Системный подход позволяет учитыватьывать множество факторов влияющих на управленческое решение и рассмотриать их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

Актуальность экономических и управленческих проблем возросла в 80-ые и 90-ые годы XX века. В этот период возникает потребность систематизации взглядов на инновационный процесс.

В конце 1990-х гг., на фоне кризисных явлений мировой экономики, самой устойчивой стала инновационная составляющая экономической среды. При этом инновационная составляющая представляет собой не новые научные открытия или технологии, она заключается в растущей роли инновационной отрасли экономики, которая способствует увеличению числа появляющихся инноваций, удовлетворяющих потребности общества.

Современная ситуация в инновационной сфере требует кординальных изменений взглядов на инновационный менеджмент, так как преобразования претерпевает сам объект управления. Инновационные процессы ночинают носить прерывный характер, повышается комплексность решаемых проблем и их зависимость от быстро изменяющихся внешних факторов.

Изменение представлений о проблемах инноваций в современных условиях обеспечило развитие ситуационного подхода к инновационному менеджменту. ТДанный подход синтезирует достижения каждой из перечисленных концепций для конкретных инновационных ситуаций. Под ситуацией понимается совокупность факторов, влияющих на функционирование предприятия или развитие определенного инновационного проекта в конкретный период времени. Ситуационный подход предполагает анализ внешних и внутренних факторов успеха инноваций, систематизацию возможных вариантов поведения и синтез оптимальных для сложившейся ситуации управленческих решений. Весомым вкладом этой управленческой концепции в теорию инновационного менеджмента является то, что на ее основе сфомированы рекомендации по применению конкретных методов принятия решений в определенных условиях. Ситуационный подход дает широкие возможности для творческого использования различного разработанного наукой и применяемого на практике инструментария. Деятельность менеджера в инновационной сфере в сложившейся ситуации требует от него активного творчества и серьезной профессиональной подготовки.

Заключение

Управление инновациями как отдельная отрасль знания сформировалась в течение XX века и продолжает привлекать к себе все большее внимание ученых. В процессе своего развития инновационный менеджмент включал в себя все больше взглядов н а взаимосвязь между инновациями и экономическим развитием. В конце 90-х гг. былда прповедена систематизация этих взглядов для наиболее эффективного решения экономических и управленческих проблем.

Управление инновациями - сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сферах деятельности. Инновационный менеджмент базируется на следующих основных критериях: разработка инновационной стратегии, поиск идеи, являющихся основой инновации, определение конкурентных преимуществ инновации на стадии разработки, организация инновационного процесса производства инновации, организация процесса реализации инновации на рынке.

Управление ииновационной деятельностью на прямую зависит от имеющимихся инновацинных ресурсов, иновационных разработок, внутрифирменных, ораслевых и макроэкономических условий.

Для наиболее эффективного использование инноваций необходима разработка граматной инновационной стратегии, подкрепленнной тщательно проработанным инновацинным процессом.

Сегодня мир находится в переходном периоде от пятого технологического цикла Кондратьева к шестому. Экономика нового цикла будет строится на основе инновационных технологий. Современное общество должно быть готово к восприятию новых требований, которые будут заложены в экономике шестого цикла и для того, чтобы не отставать в развитии шестого цикла, обществу следует заранее предположить, какие технологии станут основой его развития.

В ходе выполнения реферата были изучение тенденции развития теоретического аппарата инновационного менеджмента и предпосылок его возникновения, определены закономерности инновационного развития, выявлены основные этапы развития инновационного менеджмента как научной дисциплины, определено современное состояния инновационного менеджмента.

Список использованных источников

1. Инновационный менеджмент: учеб. Пособие для вузов / В.И. Аверченков, Е.Е. Ваинмаер. - 2-е изд., стереотип. - М.: ФИНТА, 2011. - 293 с. [Электронный ресурс];://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93262&sr=1

. Ф. Тейлор Принципы и методы научного менеджмента // Управление - это наука и искусство. М.: Республика, 1992;

. Инновационный менеджмент: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки "Менеджмент" / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 391 с. [Электронный ресурс];://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119436&sr=1

. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. - М.: Прогресс, 1990. - 296 с.;

. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 288 с.;

6. Tidd J., Bessant J., Managing innovation: Integrating technological, market and organizational change / Fourth Ed. - Chichester: John Wiley and Sons, 2009. - 455 p. [Электронный ресурс];://www.innovation-portal.info/

7. Грант Р. Современный стратегический анализ. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с. (Серия: Классика MBA) [Электронный ресурс];://www.alleng.ru/d/manag/man164.htm

. Й.А. Шумпетер. Теория экономического развития: Директ Паблишинг, 2008. - 401 с.;

9. Nixon H., Cultural pedagogies of technology in a globalized economy // Globalizing Education: Policies? Pedagogies & politics. - p. 450 [Электронный ресурс];://www.innovation-portal.info/

10. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент / Медынский В.Г. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 295 с.;

. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2008 - 448 с.;

. Кулагин А.С. Немного о термине инновация, 2004, с. 58.;

. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ Н.М. Авсянников. - М.: Изд. РУДН, 2002. - 175с.;

. Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г Инновационный менеджмент. - М.: Юнити-Дан, 2003. - 417 с.;

. Минниханов Р.Н., Алексеев В.В.,Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент в АПК. - М.: МСХА, 2003. - 432 с.;

. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента. - 2000. [Электронный ресурс];:///C:/temp/Rar$EX00.063/inovacia.html

. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.;

. Инновационный менеджмент: учебное пособие / сост. Н.М. Цыцарова. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 195 с.;

. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004. - 518 с.;

. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2001. - 238 с.;

. И.В. Афонин. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестициий: учеб. пособие/ И. В. Афонин. - М.: Гардарика, 2006 - 301 с.;

. #"justify">. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент. Учебно-методический комплекс. / Под ред. профессора, д. э. н. Ягудина С.Ю. - М.: МЭСИ. 2009. 192 с.;

. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент Учебное пособие. 2-е изд.: ЗАО Издательский дом "Питер"; СПб.; 2006. - 264 с.;

. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.;

. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях. Учеб. пособие по специальности "Менеджмент организации". - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 415 с.;

. Михайлова Э.А., Ломанова Е.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Рыбинск: РГАТУ имени П.А. Соловьева, 2011. - 180 с.;

. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.;

. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент. чеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 с.;

. Абрамешин А.Е. Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов под редакцией д-ра Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.

Похожие работы на - Становление и развитие инновационного менеджмента

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!