Тема: Качество жизни населения и социальные стандарты

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    87,09 Кб
Качество жизни населения и социальные стандарты
Качество жизни населения и социальные стандарты
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

Кафедра экономической теории

Специальность «Государственное управление и экономика»







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Качество жизни населения и социальные стандарты»


Выполнил студент 1-го курса

группы ГУЭ-1 А.М. Горбач

Руководитель к-т эк.н., доцент А.Ю. Семёнов





Минск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Категория качества жизни

1.1 Формирование понятия «качество жизни»

1.2 Подходы к измерению качества жизни населения

2 Оценка качества жизни населения

2.1 Показатели оценки качества жизни населения

2.2 Общее представление о системе показателей уровня жизни населения

2.3 Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель измерения уровня жизни

3 Социальные стандарты и их роль в обеспечении благополучия населения

3.1 Понятие и значение социальных стандартов

.2 Характеристика государственных минимальных социальных стандартов Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности.

Уровень жизни населения - важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства.

Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений - это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить, как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей.

Главной целью социально-экономического развития на современном этапе многими учёными и специалистами признаётся обеспечение высокого качества жизни населения.

Постепенно данная тенденция начинает охватывать различные субъекты, формирующие качество жизни и влияющие на него: государственную власть на федеральном и региональном уровне, муниципальную власть, организации и каждого отдельного человека.

Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как следствие процесса реформирования, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.

Выход из данной ситуации видится в стремлении освоить рыночные механизмы для эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни. Этому должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения.

Социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров качества жизни в условиях социальной переориентации рыночной экономики, направлением новой социальной политики. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

В настоящее время вопросам социальной стандартизации уделяется внимание в законодательной базе, основой которой являются Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» и Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики», рассмотренные в данной работе в последних редакциях.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

-изучить теоретический материал по данной теме;

-ознакомиться с законодательством Республики Беларусь в области социальной стандартизации;

-рассмотреть методы оценки уровня жизни;

-дать оценку уровня жизни в Республике Беларусь;

-дать характеристику государственных минимальных социальных стандартов Республики Беларусь.

1 Категория качества жизни

.1 Формирование понятия «качество жизни»

Качество жизни населения - одна из важнейших категорий социально-экономической географии. Термин «качество жизни» был пущен в обиход Дж. Гэлбрейтом в 60-е гг. XX в. Возникнув как проблема охраны окружающей среды, здоровья и обновления городов, проблема «качества жизни» приобрела более общее смысловое значение. Наконец, «качество жизни» превратилось за рубежом в междисциплинарное научное направление, которое изучает природно-социально-психологические условия человеческого существования.

Анализ научной литературы по проблеме качества жизни свидетельствует о многообразии определений этого понятия. Многовариантность в определении качества жизни отражает разнообразие подходов к исследованию данной категории (географических, экономических, социологических, политических, экологических и пр.). Амплитуда колебаний весьма значительна: от полного отрицания до употребления понятия «условия жизни», которое представляется идентичным понятию «качество жизни».

Несмотря на многообразие трактовок понятия «качество жизни», в большинстве случаев общим исходным моментом в них являются обеспеченность и удовлетворенность населения совокупностью потребностей и благ: качество жизни рассматривается как категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению; качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни - это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения (удовольствие - боль, счастье - несчастье и т.п.).

Ряд авторов трактуют качество жизни как сложное, многокомпонентное, комплексное понятие, но эта сложность рассматривается ими в различных аспектах. Некоторый ученые определяют качество жизни через систему качеств (материальных, духовных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни), то И.С. Попов дает следующую трактовку качества жизни: это комплексная, интегральная характеристика экономических и неэкономических факторов, определяющих положение человека в современном обществе [1, с. 1]. С. А. Меркушев говорит о качестве жизни как об интегральном понятии, всесторонне характеризующем степень (уровень) комфортности общественной и природной среды для жизни и деятельности (труда) человека, уровень благосостояния, социального, духовного и физического здоровья человека. Дж. Пападжорджио рассматривает понятие как функцию следующих типов условий: биофизических, биологических и соматических, экологических; условий окружающей среды, как естественных, так и антропогенных; социально-психологических [2, с. 3].

Подход, отражающий как объективный, так и субъективный смысл понятия «качество жизни», основывается на двух противопоставлениях: «объективные условия существования - субъективные оценки условий существования» и «общество в целом - индивид» [1, с. 3].

Долгое время большинство исследователей считали, что качество жизни является лишь качественной стороной образа жизни.

В настоящее время при изучении понятия применяется системный подход: качеством жизни следует считать совокупность свойств (атрибутивный концепт) системы «человек - среда жизнедеятельности» [3, с. 5].

Качество жизни населения в целом имеет диалектический субъектно-объектный характер. Со стороны индивида оно обозначает определенное качество среды его обитания, совокупность предпосылок, необходимых для его здоровой и социально насыщенной жизни. Со стороны общества оно означает меру отдачи наличного человеческого потенциала, тот вклад, который город, каждый его житель вносят в развитие общественного богатства.

Таким образом, качество жизни есть социально-экономическая категория, представляющая собой совокупность жизненных ценностей, характеризующих структуру потребностей, виды деятельности и условия существования человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. Проще говоря, качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека [4].

Более конкретно можно считать, что качество жизни есть комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в определенном пространстве-времени, т.е. в конкретное время, в определенных условиях и месте, и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека (биологическим, материальным, духовным и др.).

1.2 Подходы к измерению качества жизни населения

Проблема «качества жизни» включает в себя вопрос об индикаторах (указателях), с помощью которых исследователи пытаются измерять этот столь сложный общественный феномен. Часть исследователей рассматривают качество жизни как явление многокомпонентное, которое нельзя свести к чему-то однородному и измерить при помощи единого индикатора. Другие же считают, что этот путь исследования является не только возможным, но и необходимым. При этом выдвигаются самые разные предположения относительно измерения качества жизни - от обзорных методов, выявляющих оценку индивидами и группами их положения в обществе, степень их удовлетворенности своим положением до сложных схем и моделей, базирующихся на учете ряда специфических факторов, совокупность которых характеризует качество жизни.

С 1975 г. выходит специальный международный журнал «Social indicators research. An International and Interdisciplinary Journal quality-of-life measurement». В состав его редакционного совета вошли Д. Белл, Я. Тинберген, И. Горовиц, Д. Колман и др.

При исследовании доктрины качества жизни можно встретить немало противоречивых теорий, столкновение направлений, на первый взгляд исключающих друг друга выводов. Преобладающая точка зрения такова: дефиниция качества жизни очень сложна, ибо, с одной стороны, каждое произвольное произведение, отношение вещей или понятий может иметь качество как категориальное определение, а с другой стороны, жизнь - невероятно многослойное понятие [2, с. 7-8].

О. Тоффлер утверждает: «…у нас нет никаких единиц измерения для «качества жизни», нет никаких систематических показателей, которые бы давали ответы на вопросы: стали ли люди более отчужденными друг от друга или, наоборот, они стали ближе; стало ли образование эффективней; наблюдаем ли мы расцвет искусства, музыки, литературы…» [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний момент в литературе существует многообразие трактовок понятия «качество жизни». Анализ научной литературы по проблеме качества жизни свидетельствует о многообразии определений этого понятия. Амплитуда колебаний весьма значительна: от полного отрицания до употребления понятия «условия жизни», которое представляется идентичным понятию «качество жизни».

Несмотря на это, в большинстве случаев общим исходным моментом в них являются обеспеченность и удовлетворенность населения совокупностью потребностей и благ: качество жизни рассматривается как категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению; качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни - это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения (удовольствие - боль, счастье - несчастье и т.п.).

Ряд авторов трактуют качество жизни как сложное, многокомпонентное, комплексное понятие, но эта сложность рассматривается ими в различных аспектах, рассмотренных в данной главе.

2 Оценка качества жизни населения

.1 Показатели оценки качества жизни населения

В научной литературе можно найти серьезные попытки создания системы «социальных индикаторов».

Так, в сборнике под редакцией Р. Бауэра перечисляются 12 «индикаторов» «социально-регионального» свойства: возможности профессионального образования, образования по возрастным группам, право голоса при обсуждении проблем предприятия, выбор товаров, информация по международным и производственным проблемам, значение свободного времени для конкретного региона, парки и спортивные сооружения, юридическая защита, общественные фонды потребления, обеспечения престарелых, «красота» городов, участие граждан в решении коммунальных вопросов.

Разработанная У. Форрестером система определения и повышения качества жизни состоит из 4 «основных факторов»: снабжение и обеспечение продуктами питания, капиталовложения, определяющие стандарт жизни, загрязненность окружающей среды, степень роста населения.

Д. Белл сформулировал 12 специфических индикаторов, обычно используемых для измерения качества жизни, среди которых личная физическая и национальная безопасность; справедливость в рамках закона, защита против несправедливости; духовное благополучие личности, включая возможность самовыражения; качество культурной жизни, включая образование, искусство, развлечения, отдых, организацию досуга, средства массовой информации; качество технологического окружения; качество окружающей среды, включая ее эстетическую сторону, охрана окружающей среды от загрязнения и др.

Понятие качества жизни начало широко использоваться и в отечественной научной литературе. Необходимо отметить монографию О.Г. Дмитриевой «Региональная экономическая диагностика», в которой дана оценка уровня экономического и социального развития регионов бывшего СССР, а также представлена типология регионов по уровню качества жизни. В монографии Е.В. Давыдовой и А.Б. Давыдова «Измерение качества жизни» описаны различные модели и методы измерения качества жизни, понятие рассматривается как многокомпонентная система.

Основными показателями качества жизни населения являются:

-доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

-качество питания (калорийность, состав продуктов);

-качество и модность одежды;

-комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

-качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);

-качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

-качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

-качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

-качество сферы обслуживания;

-качество окружающей среды, структура досуга;

-демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

-безопасность (число зарегистрированных преступлений) [7, с. 34].

Оценивать качество жизни населения как в совокупности, так и по отдельным элементам целесообразно по разным таксономическим единицам. Очевидно, на разном иерархическом уровне, для разных территориальных единиц система критериев качества жизни включает совокупность показателей, которые с разной степенью полноты охватывают исследуемое явление: 1) на макроуровне (глобальный уровень) обычно используется система показателей количественной оценки на основе данных ежегодников ООН по вопросам демографии, здравоохранения, культуры, экономики, окружающей среды; 2) на мезоуровне (региональный уровень) и микроуровне (локальный уровень) исследователи применяют различный набор показателей, характеризующих качество жизни; 3) на топоуровне чаще всего оценивается субъективное восприятие комплекса объективных показателей, связанных с жизнедеятельностью индивида (группы людей или населения в целом) и применяется социологический опрос.

2.2 Общее представление о системе показателей уровня жизни населения

В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:

-показатели доходов населения; показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

-сбережение;

-показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

-показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

-социально-демографические характеристики;

-обобщающие оценки уровня жизни населения.

Приведенная подсистема показателей уровня жизни занимает особое место в общей системе показателей социально-экономической статистики, так как многие из них используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разработки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения.

Следует отметить, что приведенная выше подсистема показателей отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и др. [8, c. 6-7]

Так, Статистической комиссией ООН разработана система показателей уровня жизни населения, которая применяется для международных сопоставлений. Она отражает следующие аспекты:

-демографические характеристики;

-санитарно-гигиенические условия жизни населения;

-жилищные условия;

-условия труда и занятость населения;

-доходы и расходы населения;

-стоимость жизни и потребительские цены;

-потребление продовольственных товаров;

-уровень обеспеченности транспортными средствами;

-образование и культура;

-организация отдыха;

-социальное обеспечение;

-свобода человека [9, c. 2].

Указанные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Некоторые из них применяются как обобщающие характеристики уровня жизни, например, коэффициент младенческой смертности и средняя продолжительность предстоящей жизни, которые наряду с объемом ВВП на душу населения входят в блок обобщающих показателей, не только отражающих уровень жизни населения, но и являющихся важнейшими индикаторами уровня социально-экономического развития страны.

Интегральными индексами (composite indices) называют те, которые позволяют вместить в одну шкалу несколько показателей, выявляющих различия по исследуемым объектам с разных сторон, с позиций разных методик. В теории человеческого развития и других смежных областях экономики используют такие интегральные показатели как индексы качества жизни, гендерного неравенства, бедности, здоровья и другие.

Индекс физического качества жизни (Physical Quality-of-Life Index, PQLI) - это попытка измерить качество жизни или благосостояние населения страны. Он был создан в середине семидесятых. Вычисляется как среднее арифметическое из индексированной младенческой смертности, индексированной ожидаемой продолжительной жизни годовалых детей и процента грамотных. В семидесятых индекс подвергся критике из-за того, что младенческая смертность определяется многими теми же факторами, что и продолжительность жизни. Сейчас он используется реже.

Истинный показатель прогресса (Genuine Progress Indicator, GPI) - это концепция в «зелёной экономике» и экономике благосостояния, предлагаемая на замену ВВП как измерение экономического роста. Многие защитники GPI утверждают, что в некоторых ситуациях экономический рост может обернуться бедой для общества, поэтому необходим показатель, учитывающий и такие факторы как экологическая обстановка, социальное напряжение, здоровье нации.

Индекс развития с учётом неравенства полов (Gender-related Development Index, GDI) оценивает человеческое развитие по тем же критериям, что и ИРЧП. Различие заключается в том, что чем выше разница в трёх составляющих показателя для мужчин и женщин, тем ниже GDI. Рассчитывается ООН в Докладе о развитии человека.

Индекс гендерного неравенства (англ. The Gender Inequality Index ) - оценивает неравенство в возможностях достижений между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивном здоровье, расширении прав и возможностей, а также на рынке труда.

Измерение наделённости полномочиям по полам (Gender Empowerment Measure, GEM) фокусируется на неравенстве возможностей полов, а не на их способностях. Индекс основывается на показателях политического участия, экономического участия и статистики денежных доходов. Также рассчитывается ООН.

План благосостояния Вандерфорда-Райли (Vanderford-Riley well-being schedule) - показатель уровня жизни, учитывающий несколько показателей на душу населения. В США к ним относят рабочие часы в неделю, ценность собственного имущества физических лиц, отношение числа собственников имущества к числу несобственников, отношение числа работающий на себя к числу всех трудоустроенных, а также процент людей, способных удовлетворить свои первичные нужды.

Индекс качества жизни по версии Economist Intelligence Unit (The Economist Intelligence Units quality-of-life index). Этот показатель сочетает в себе как объективные данные, получаемые от статистических агентств, так и результаты опросов населения на предмет отношения к различным жизненным явлениям. Индекс рассчитывается на основе 9 факторов: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни новорождённых, рейтинги политической стабильности и безопасности, число разводов на тысячу человек в год, активность сообществ (религиозных, торговых и других), теплота климата, безработица, индексы политической и гражданской свободы, соотношение доходов мужчин и женщин. У индекса качества жизни и у ИРЧП разные задачи, поэтому различны и рейтинги стран по ним. В таблице приведено сравнение этих показателей и ВВП на душу населения за 2005 год для некоторых стран.

Валовое Национальное Счастье (ВНС) - попытка определить жизненный стандарт через психологические и холистические ценности. Термин Gross National Happiness появился в противопоставление Gross National Product. Это понятие ввёл четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 1972 году. Смысл этого понятия для Бутана состоит в развитии такой экономики, которая соответствовала бы уникальной бутанской культуре, основанной на буддийских духовных ценностях. Духовные ценности и моральные цели трудно поддаются оценке и планированию, поэтому ВНС - это лозунг для целей пятилетнего планирования развития экономики. Общепринятого численного показателя концепция не имеет [10].

2.3 Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель измерения уровня жизни

жизнь качество социальный стандарт

Как было отмечено выше, некоторые показатели в этой системе (доход, потребление) обычно рассматриваются как наиболее важные для анализа уровня жизни, однако они не охватывают все аспекты изучаемой категории. В этой связи в специальной литературе обсуждается вопрос о возможности и целесообразности исчисления единого обобщающего показателя уровня жизни. Многие специалисты весьма скептически относятся к возможности его построения. Тем не менее, время от времени предпринимаются попытки предложить схему исчисления обобщающего показателя благосостояния населения. Например, несколько лет тому назад в рамках ООН стали исчислять «индекс развития человеческого потенциала», который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни [8, с. 9].

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года. При расчете ИРЧП применяются детальные данные по большинству стран мира. Он общепризнан как универсальный сопоставимый показатель и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Этому способствовало образование по рекомендации Статистической комиссии ООН Единой системы социально-демографической статистики (ЕСДС), которая с 70-х гг. начала внедряться в национальных и международных статистических службах. Концепция и принципы исчисления ИРЧП были одобрены правительством Республики Беларусь [10].

К важнейшим парадигмам развития человеческого потенциала относятся:

продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;

равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользования благами;

устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;

расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.

ИРЧП содержит четыре парадигмы и измеряется тремя показателями.

В числе показателей для расчета величины ИРЧП используют: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП. Взятые вместе, они отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный человека уровень жизни.

Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития и повышения работоспособности населения и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр., поэтому выбор показателя ожидаемой продолжительности жизни, отражающего достижения в области улучшения здоровья человека, не является случайным.

Повышение уровня образования существенно влияет на качество человеческого капитала - основного фактора приумножения богатства общества и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений - «духовное богатство» общества. Это качество передается от поколения к поколению и представляет собой важную предпосылку как развития самого человека, так и роста эффективности воспроизводственного процесса в целом.

Кроме того на основе данных о количестве лет обучения и затратах на него, производимых семьей, государством, предприятиями и организациями, можно выявить накопленный потенциал знаний на определенную дату. Пересчет полученных данных из национальной валюты в доллары США (согласно паритету покупательной способности) позволяет не только осуществлять международные сравнения, но и определять величину данного потенциала по группам стран и по миру в целом, выявляя закономерности и динамику происходящих процессов.

Благосостояние, или доходы населения измеряются показателем не национального богатства, а ВВП на душу населения. Хотя показатели национального богатства характеризуют накопленные результаты экономической деятельности на определенную дату, они исчисляются в ограниченном числе стран, и их расчет пока не отработан. Поэтому в настоящее время используются показатели ВВП, характеризующие лишь текущую деятельность.

Обращаясь к механизму расчета ИРЧП, отметим, что он относительно прост и определяется как средняя арифметическая величина из трех показателей:

индекс ожидаемой продолжительности жизни, означающий продолжительность предстоящей жизни при рождении и устанавливаемый в минимальном и максимальном значениях в интервале от 25 до 85 лет;

индекс уровня образования, на 2/3 производно от грамотности среди взрослого населения (от 0 % до 100 %) и на 1/3 от совокупной доли учащихся (тоже от 0 % до 100 %) среди населения в возрасте до 24 лет;

индекс благосостояния, измеряемого ВВП на душу населения от 100 до 40 000 долл. США согласно ППС национальной валюты.

Каждый показатель определяется по формуле

(2.1)

Dmin и Dmax - значение показателя, принятое как минимальное и максимальное соответственно.

На основе рассчитанных индексов ожидаемой продолжительности жизни (Iпж), образования (Iобр) и душевого дохода (Iд) ИРЧП определяется по формуле

(2.2)

С 1990 г. ПРООН выпускает ежегодные доклады о развитии человека, где публикуются данные о величинах ИРЧП по странам, входящим в ООН [13].

Доклад ООН о человеческом развитии 2013 года носит название «Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире» и посвящен влиянию экологических факторов на качество жизни, а также проблеме достижения устойчивого и обеспечивающего равные возможности прогресса.

Первые места в рейтинге заняли Норвегия, Австралия и США; последние - Мозамбик, Нигер и Конго. Норвегия занимала первое место с 2001 по 2006 год, затем уступила его Исландии, однако в 2008 году вернулась на лидерские позиции и удерживает их. Уровень продолжительности жизни в Норвегии один из самых высоких в мире - 83 года женщины и 79 лет мужчины, среднегодовой доход на душу населения в 2012 году - 102 067 долларов. Об этой стране говорят, что здесь практически нет бедных. В стране низкая инфляция и безработица. При этом Норвегию называют одной из самых дорогих стран.

Десятка лидеров выглядит так:

Норвегия - 0,955;

Австралия - 0,938;

Соединенные Штаты Америки - 0,937;

Нидерланды - 0,921;

Германия - 0,920;

Новая Зеландия - 0,919;

Ирландия - 0,916;

Швеция - 0,916;

Швейцария - 0,913;

Япония - 0,912.

У Беларуси, занявшей 50-е место в рейтинге, индекс развития человеческого потенциала составил 0,793. На рисунке 1 показана динамика ИРЧП с 1990 г. по 2013 г.

Согласно информации Национального статистического комитета, за январь - декабрь 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Беларуси:

валовой внутренний продукт вырос на 0,9%;

инвестиции в основной капитал увеличились на 7,4%;

реально располагаемые доходы населения выросли на 16,1%, а реальная заработная плата - на 17,0%.

Рисунок 1 - Изменение ИРЧП Беларуси по годам

Уровень зарегистрированной безработицы на декабрь 2013 года составил 0,5% от экономически активного населения.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) относит Республику Беларусь к значимым производителям важнейших видов сельскохозяйственной продукции.

В опубликованном 1 ноября 2013 года Продовольственном обзоре ФАО отмечается, что по итогам 2013 года Беларусь причислена к лидерам рынка говядины и свинины. В этой связи эксперты ФАО прогнозируют рост экспорта белорусской мясной продукции на внешние рынки.

Согласно этому же исследованию, по итогам 2013 года Беларусь должна занять третье место в мире по производству сливочного масла (75 тыс. тонн), уступив лишь Новой Зеландии (451 тыс. тонн) и ЕС (125 тыс. тонн), а также шестое место по производству сыра (140 тыс. тонн).

На фоне падения экспорта молочной продукции из Новой Зеландии, Австралии и ЕС специалисты ФАО предрекают рост белорусских поставок товаров данного типа.

В британском независимом рейтинге Legatum Prosperity Index Беларусь продолжает удерживать лидирующую позицию среди стран СНГ. По итогам 2013 года наша страна заняла 58-е место (из 142) в списке самых процветающих стран мира, определяемом по сводному индексу национального благосостояния, опередив Россию (61-е место), Узбекистан (63-е место), Украину (64-е место), Кыргызстан (80-е место), Азербайджан (81-е место), Молдову (89-е место), Таджикистан (94-е место), Армению (95-е место), а также Грузию (84-е место).

Беларусь заняла наиболее благоприятное место в мировом рейтинге стран по критерию количества рождений недоношенных детей. Уровень рождения детей недоношенными в нашей стране составил 4,1% общего количества родившихся детей, что является наименьшим показателем среди 185 стран, которые изучили авторы рейтинга. Результаты соответствующего исследования, осуществленного 50 экспертами из 35 университетов и научных организаций США, Великобритании и других стран, опубликованы 14 ноября 2013 года в авторитетном американском журнале "Pediatric Research".

Преждевременные роды (до 37 недели беременности) считаются исследователями глобальной проблемой, ведущей к повышенному уровню заболеваемости, инвалидности и смертности среди новорожденных детей.

Швеция заняла 175 место (5,9%), Украина - 164 (6,5%), Россия - 156 (7%), Великобритания - 135 (7,8%), Казахстан - 115 (8,8%), Германия - 107 (9,2%), США - 55 место (12%).

В начале 2014 года американская неправительственная организация "Инициатива по сокращению ядерной угрозы (Nuclear Threat Initiative) обнародовала "Индекс безопасности ядерных материалов 2014", в котором Беларусь заняла 9-е место, что является самым высоким показателем среди стран бывшего СССР. Таким образом, Беларусь улучшила свой рейтинг по сравнению с 2012 годом на 7 позиций.

Международный союз электросвязи в Женеве презентовал доклад «Измерение информационного общества. 2013 год».

Республика Беларусь в рейтингах, приведенных в данном отчете, занимает достаточно высокие позиции. Так по индексу развития информационно-коммуникационных технологий за 2012 год наша страна занимает 41 место из 157 (первое место занимает Республика Корея) и опережает все страны СНГ кроме России (Россия занимает 40, Молдова - 62, Украина - 68).

3 Социальные стандарты и их роль в обеспечении благополучия населения

.1 Понятие и значение социальных стандартов

Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.

Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения [14, c. 201].

Таким образом, социальные стандарты - устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров.

Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности и др. [15, с. 135]

Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

Система минимальных потребительских бюджетов включает в себя:

)минимальный потребительский бюджет (МПБ);

)бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Минимальный потребительский бюджет на одного члена семьи из четырех человек с 1 мая по 31 июля текущего года в расчете на месяц составляет Br1 млн 897 тыс. 630. Это на 6,6% превышает норматив, действующий с 1 февраля по 30 апреля 2014 года (Br1 млн 780 тыс. 680).

В Беларуси установлены новые размеры минимальных потребительских бюджетов (МПБ) для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава в ценах марта 2014 года. Такое решение содержится в постановлении Министерства труда и социальной защиты №23, официально опубликованном на Национальном правовом интернет-портале.

Минимальный потребительский бюджет - стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

Установлены также среднедушевые минимальные потребительские бюджеты молодой семьи из трех человек - Br2 млн 20 тыс. 720, трудоспособного населения - Br2 млн 440 тыс. 290, пенсионеров - Br1 млн 908 тыс. 350, студентов - Br1 млн 894 тыс. 80, детей в возрасте до 3 лет - Br1 млн 492 тыс. 460, детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br1 млн 831 тыс. 570, детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br2 млн 101 тыс. 580.

Основные статьи расходов МПБ семьи из четырех человек в ценах марта 2012 года выглядят следующим образом:

-продукты питания - 53,2 %;

-одежда, белье, обувь - 21,3 %;

-оплата жилья и коммунальные услуги - 5,7 %;

-предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 7,8%

-культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,6 %;

-бытовые услуги, транспорт, связь - 6,6 %.

Минимальный потребительский бюджет, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. По сравнению с бюджетом прожиточного минимума (БПМ), в него дополнительно заложены расходы на походы в кино, поездки в пределах страны, на покупку расширенного набора товаров [16].

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в 2013 году изменялась 4 раза, как показано в таблице 1.

Таблица 3.1 - Размер бюджета прожиточного минимума в РБ в 2013 г.

Период действияСреднее значение на душу населенияС 1 августа по 31 октября 2013 года1 026 290 рублейС 1 мая по 314 июля 2013 года974 110 рублейС 1 февраля по 30 апреля 2013 года924 150 рублейС 1 ноября по 31 января 2013 года880 030 рублей

Потребительская корзина представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определяется для трех основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

В потребительскую корзину входит наиболее сбалансированный набор товаров и услуг, способный удовлетворить функциональные потребности человека в конкретных условиях. В Беларуси состав минимальной потребительской корзины пересматривается статистическими органами не реже чем раз в пять лет - обычно он меняется, когда в стране растет уровень жизни, что, соответственно, расширяет перечень доступных для населения товаров и услуг. Экспериментальным путем вычислено: на данный момент в продуктовую корзину белоруса входит ассортимент из 43 наименований. Но, помимо продовольствия, у населения активным спросом пользуются хозяйственно-бытовые товары и товары личной гигиены [17].

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным его социально-демографическим группам определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум предназначен для:

) оценки уровня жизни;

) обоснования минимального размера заработной платы и размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий и пособий;

) формирования федерального и региональных бюджетов;

) оказания помощи малоимущим гражданам;

Но необходимо учитывать, что минимальный прожиточный бюджет - это скорее социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения, чем собственно бюджет, способный обеспечить рациональный уровень потребления. Поэтому выяснить, во сколько белорусам реально обходится потребительская корзина, можно только путем практического изучения. Поэтому Института социологии НАН провел собственное исследование, которое проходило в ноябре 2011 года.

Для выборки продуктов питания, цены на которые сравнивались специалистами, был взят состав потребительской корзины для семьи из четырех человек. В ней представлены наборы продуктов питания в расчете на годовое потребление семьи. С учетом того что в покупательских тележках без спиртного не обходится, социологи включили в исследование и цены на алкогольную продукцию. При этом - в целях соблюдения правил честной игры - в расчет бралась исключительно базовая стоимость товаров, не рассматривались товары на скидках и акциях.

Как отметил директор Института социологии Игорь Котляров, «мониторинг цен осуществлялся по восьми столичным сетевым магазинам - «Алми», «BIGZZ», «Вестер», «Гиппо», «Евроопт», «ProStorе», «Рублевский», «Соседи». И ценовые замеры показали, что на товары из продовольственной группы цены в сети магазинов «Евроопт» гораздо ниже, чем в других обследованных магазинах».

Общие выводы исследования были построены на конкретных цифрах. «Текущие расходы семьи из четырех человек на представленную продуктовую потребительскую корзину (в месяц) в магазинах сети «Евроопт» составили Br 2,461 млн, в других сетях - Br 3,108 млн. Экономия составила Br 646,57 тыс. р. Получается, что средняя стоимость продуктовой потребительской корзины в сети «Евроопт» на 26,3 % ниже, чем в других сетевых магазинах Минска», - подчеркнул Игорь Котляров.

Кроме продуктовых товаров, социологи сравнили и некоторые (пользующиеся наиболее активным спросом) товары промышленной группы - стиральные порошки, шампуни, ополаскиватели для белья, зубную пасту и т.д. Выяснилось, что экономия на эти товары при покупке их в сети «Евроопт» по сравнению с другими точками ритейла составляет 22,6-69,1%. В денежном эквиваленте это более Br180 тыс. Если же суммировать экономию на промышленных товарах с продуктовой экономией, на выходе фактически получится цифра, равная среднедушевому минимальному потребительскому бюджету семьи из четырех человек.

Уровень бедности - размер дохода лица, семьи, обеспечивающий минимальное удовлетворение жизненных потребностей.

Черта бедности - нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум [15].

Таким образом, социальные стандарты представляют собой меру потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Социальная защита населения, здравоохранение и образование - важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах, которые невозможно достичь без выполнения социальных стандартов.

3.2 Характеристика государственных минимальных социальных стандартов Республики Беларусь

Главной задачей, стоящей перед государственной властью, является повышение качества жизни и благосостояния населения. При этом особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан - детям, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Для того, чтобы люди почувствовали, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает своих граждан, было принято решение разработать четкую систему стандартов, определяющих виды и качество важнейших социальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению [18, с. 3].

Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», принятый в 1999 году (в редакции от 10 июля 2012 г. № 426-З). Этот закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Согласно данному Закону, государственный минимальный социальный стандарт - это минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются в соответствии с актами законодательства в целях обеспечения механизма реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий, а также повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества.

Они применяются для решения следующих задач:

-удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;

-нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;

-обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;

-оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь включаются государственные минимальные социальные стандарты в области:

-оплаты труда;

-пенсионного обеспечения;

-образования;

-здравоохранения;

-культуры;

-жилищно-коммунального обслуживания;

-социальной поддержки и социального обслуживания. [19]

На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 (в ред. от 13 января 2012 г. № 47) «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» разработана и утверждена система стандартов, включающая 43 норматива. [20]

Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности.

Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании» и другими нормативно-правовыми документами.

Для отработки данной системы стандартов в каждой области был определен экспериментальный район: Пружанский (Брестская), Верхнедвинский (Витебская), Наровлянский (Гомельская), Кореличский (Гродненская), Клецкий (Минская), Осиповичский (Могилевская). В этих районах социальные стандарты были внедрены в первую очередь, а в дальнейшем их опыт был использован по всей республике с учетом специфики и уровня развития инфраструктуры регионов.

Следует подчеркнуть, что при разработке социальных стандартов было взято все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в советское время и доказала свою эффективность и результативность.

Глава государства поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Стандарты должны выполняться неукоснительно и беспрекословно. [18]

Формирование и применение государственных минимальных социальных стандартов осуществляются исходя из следующих принципов:

-соблюдения конституционных прав граждан в области социальных гарантий на основе обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;

-всесторонней обоснованности установления и применения государственных минимальных социальных стандартов исходя из экономических возможностей государства;

-общедоступности обеспечения социальной защиты и социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями;

-целевого и адресного финансирования государственных минимальных социальных стандартов;

-широкой информированности граждан через средства массовой информации о государственных минимальных социальных стандартах;

-социального партнерства.

Правительство Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов устанавливает государственные минимальные социальные стандарты, а также определяет порядок их применения. Государственные минимальные социальные стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством. [19]

Как говорилось выше, система социальных стандартов включает в себя 43 норматива, которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

В республике из 43 государственных социальных стандартов выполняется 37, в том числе в области культуры, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, физической культуры и спорта - в полном объеме. В области жилищно-коммунального хозяйства внедрено 10 из 12 утвержденных стандартов, образования - 9 из 10, связи - 3 из 4, транспорта - 4 из 6. [18]

Таким образом, повсеместное внедрение государственных социальных стандартов, причем дифференцированно для городской и сельской местности, способствует повышению благосостояния жителей республики, построению сильной и процветающей Республики Беларусь.

Заключение

На сегодняшний момент в литературе существует многообразие трактовок понятия «качество жизни». Анализ научной литературы по проблеме качества жизни свидетельствует о многообразии определений этого понятия. Амплитуда колебаний весьма значительна: от полного отрицания до употребления понятия «условия жизни», которое представляется идентичным понятию «качество жизни».

Несмотря на это, в большинстве случаев общим исходным моментом в них являются обеспеченность и удовлетворенность населения совокупностью потребностей и благ: качество жизни рассматривается как категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению; качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни - это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения (удовольствие - боль, счастье - несчастье и т.п.).

Ряд авторов трактуют качество жизни как сложное, многокомпонентное, комплексное понятие, но эта сложность рассматривается ими в различных аспектах, рассмотренных в данной главе.

На основании рассмотренного материала можно говорить о том, что проблемы качества жизни общества становятся одними из наиболее актуальных на современном этапе развития.

В целом исследование показало, что категория качества жизни является неоднозначной и не может быть представлена простой совокупностью экономических, социальных и экологических факторов. Объективно оценка качества жизни учитывает фактор территориальности.

Качество жизни населения, а точнее повышение качества жизни, в конечном итоге является важной стратегической целью развития на всех территориальных уровнях. При этом оценка качества жизни призвана помочь в разработке основных направлений стратегического планирования для повышения и обеспечения достойного качества жизни населения как отдельного города, региона, так и страны в целом.

Так как в экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с этим дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Среди множества предложенных показателей, основным агрегированным индикатором качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Республика Беларусь в 2013 году заняла 50-е место в рейтинге стран по ИРЧП (данный показатель составил 0,793). В целом, исходя из анализа приведенного во второй главе, можно сказать, что с 2005 по 2013 годы численное выражение индекса человеческого развития Беларуси увеличилось с 0,723 до 0,793, что означает рост на 9,7 % за эти годы.

Для решения задач в сфере потребления, обеспечения минимальных государственных социальных гарантий гражданам используются главным образом минимальные социальные стандарты. Однако для регулирования отношений в сфере экономики минимальных социальных стандартов недостаточно, так как их применение не создает необходимых стимулов для эффективного экономического развития. Например, если налоговая система будет ориентироваться только на низкодоходные группы населения, она не сможет успешно решать задачи, как при формировании доходной части бюджета, так и в стимулировании экономического развития.

Как говорилось выше, система социальных стандартов включает в себя 43 норматива, которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

В республике из 43 государственных социальных стандартов выполняется 37, в том числе в области культуры, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, физической культуры и спорта - в полном объеме. В области жилищно-коммунального хозяйства внедрено 10 из 12 утвержденных стандартов, образования - 9 из 10, связи - 3 из 4, транспорта - 4 из 6.

Исходя из вышесказанного, также можно сделать вывод о том, что важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

Список использованных источников

1.Трофимов А.М. Оценка качества жизни населения как форма изучения социально-географического пространства / Трофимов А.М., И.Г. Мальганова. - 2005. - Режим доступа: #"justify">12.Макроэкономика: Учебное пособие / П. Г. Никитенко, Э. А. Лутохина, В. В. Козловский и др.; Под общей редакцией Э.А. Лутохиной. - Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. - 296 с.

13.Феоктистов Д. В. Методология оценки уровня и качества жизни населения / http://www.kodeks.ru/. -

.Политика доходов и заработной платы: Учебник для ВУЗов / Под под ред. П. В. Савченко, Ю. П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000. - 449 с.

.Остапенко Ю. М. Экономика труда / Остапенко Ю. М. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007. - 272 с.

.Информационный портал: mojazarplata.by/ минимальный потребительский бюджет Беларуси / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://mojazarplata.by/main/rss-yandex-by/v-belarusi-minimalqny-potrebitelqski-bjudzhet-s-1-maja-2012-goda-2013-1-171-590-ruble>. - Дата доступа: 14.08.2012. - 2012.

.Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь /

.Социальные стандарты - важнейшие показатели социально-ориентированной внутренней политики государства. Информационный материал. - Институт соц.-полит. иссл-й при Адм. Пр. РБ / Мн., 2005. - 28 с.

.О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики: Пост. Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 (в ред. от 13 января 2012 г. № 47). - [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.pravo.by. - Дата доступа: 21.08.2012.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!