Тема: Проблема безработицы в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    690,75 Кб
Проблема безработицы в Республике Беларусь
Проблема безработицы в Республике Беларусь
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реферат

Курсовая работа 31 стр., рис. 4, табл. 1, источников 17.

Ключевые слова: безработица, безработные, фрикционная безработица, структурная безработица, циклическая безработица, уровень безработицы, Закон Оукена, причины безработицы, социально-экономические последствия безработицы.

В курсовой работе исследуется проблема безработицы в Республике Беларусь, которая включает в себя следующие этапы:

) раскрыть сущность безработицы, выявить основные причины;

) рассмотреть основные виды и формы безработицы;

) показать особенности безработицы в Республике Беларусь в переходной экономике, её состояние и способы преодоления.

В результате проведённого анализа сделаны следующие выводы:

) Под безработицей понимают социально-экономическое явление, охватывающее часть трудовых ресурсов, которые не имели возможности трудоустроиться по причинам объективного или субъективного характера, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

) Безработица может принимать самые разные формы. Это зависит от влияния НТП, неравномерности естественного прироста населения и других факторов. Выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

) Переход Республики Беларусь к рыночной экономике обострил проблемы занятости населения и добавил к ним новые, связанные с возникновением иных трудовых отношений, обусловленных изменением потребности в рабочей силе, статусом самого работника, новыми формами занятости населения и появлением реальной и скрытой безработицы.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

1. Безработица, её сущность, причины и формы

2. Социально-экономические последствия безработицы

3. Взаимосвязь безработицы и инфляции

4. Проблема безработицы в Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Безработица сегодня является одной из центральных проблем во всем мире. И обостряется в тех странах, где происходит переходный период к иной экономической системе.

С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы. В свою очередь проблема безработицы неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью и оказывает сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы ведет за собой потерю дохода, а, следовательно, снижение жизненного уровня, т.к. заработная плата для большинства людей - единственный источник доходов, но также это и психологический стресс. У человека появляется неуверенность в себе, в будущем. Поэтому эта тема весьма актуальна для экономики любой страны.

Изучение безработицы позволяет определять ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость. Однако, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.

Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике.

Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Проблема безработицы находит свое широкое отражение в трудах таких узнаваемых зарубежных ученых, как У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, Фр. Кенэ, Дж. Милль. Характеризуя безработицу как отрицательное социально-экономическое явление, они указывают на предпосылки возникновения, порождающие данный парадокс. Но главными, по их воззрению, являются лишний рост населения и конкурентность на рынке труда, колебания спроса на рабочую силу и неурожай в сельском хозяйстве, разорение землевладельцев и сезонность производства, внедрение машинного производства и рост зарплаты. Эта тема довольно тщательно освещена в научных трудах отечественных экономистов: Базылев Н. И., Гурко С. П., Плотницкий М. И. и др.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики. Экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Цель курсовой работы - исследование безработицы, как проявление макроэкономической нестабильности. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-раскрыть сущность безработицы, выявить основные причины;

-рассмотреть основные виды и формы безработицы;

проанализировать основные социально-экономические последствия безработицы;

рассмотреть взаимосвязь безработицы и инфляции, а так же кривую Филипса;

показать особенности безработицы в Республике Беларусь, её состояние и способы преодоления.

Объектом исследования является безработица, ее виды и формы проявления, а также её последствия, предмет исследования - безработица в Республике Беларусь.

Методологической и методической основой курсовой работы являются теоретические разработки отечественных и зарубежных авторов. В работе применялись методы анализа и сравнительной характеристики данных.

При написании курсовой работы использовалась современная учебная, учебно-методическая, научная и статистическая литература. Особое внимание уделялось статистическим данным и научным работам. Применялись методы анализа и сравнительной характеристики данных.

Особое внимание, при написании курсовой работы, уделялось учебному пособию М.И. Плотницкого "Макроэкономика" раздел "Занятость и безработица". Здесь мною была рассмотрена сущность безработицы и её причины. В учебнике Агапова Т.А. "Макроэкономика" были рассмотрены способы измерения уровня безработицы.

безработица инфляция филипс беларусь

1. Безработица, её сущность, причины и формы

Одновременно с развитием рыночных реформ обостряется проблема безработицы - незанятости части трудоспособного населения. Безработица - весьма распространенное явление и во многих странах с рыночной экономикой (особенно в Западной Европе) остается довольно высокой, порой превышая 10 % трудоспособного населения.

Человек считается безработным, если у него нет работы, и он занимается поиском ее. Таким образом, для того, чтобы получить статус безработного, недостаточно лишь не иметь работы, необходимо активно пытаться ее найти. В соответствии с данными условиями лица пенсионного возраста, ухаживающие дома за детьми, люди, прекратившие поиск работы, временно не работающие по каким-либо причинам к безработным не относятся.

Безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

Безработные - это трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости, хотят работать, способны и готовы трудиться, но не находят соответствующего спроса своим профессиональным способностям на рынке труда.

К основным причинам безработицы относятся: непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда, жесткость заработной платы и безработица ожиданий.

Выше отмечалось, что определенный уровень незанятости населения существует при любом состоянии экономики и объясняется естественным движением трудовых ресурсов на рынке труда. Специалисты отмечают, что уровень фрикционной безработицы будет гораздо выше там, где государство обеспечивает крупные выплаты по безработице. Большое пособие по безработице увеличивает время ожидания наилучшего варианта трудоустройства. Многие сознательно остаются безработными до истечения срока выплаты пособия.

В периоды структурного корректирования происходит переоценка важности отдельных видов занятости, высвобождение работников одних профессий и нехватка рабочей силы по другим специальностям. Обычно в периоды структурной перестройки происходит спад и рост безработицы в тяжелой промышленности, а занятость в сфере обслуживания начинает повышаться. Уровень безработицы в этот период временно возрастает, так как многие в этот период теряют работу и вынуждены трудоустраиваться заново.

Итак, если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость. Какое же количество рабочих является оптимальным для предприятия?

Экономическая теория помогает ответить на этот вопрос. В краткосрочный период предприятие не может увеличить производственные мощности, поэтому увеличение количества применяемого переменного фактора труда дает прирост предельного продукта лишь некоторое время. Согласно закону убывающей предельной отдачи наступает момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора приносит все меньший прирост объема производства (предельного продукта), т.е. предельный продукт переменного фактора начинает уменьшаться. Следовательно, при неизменной цене реализации продукта будет уменьшаться и стоимость предельного продукта, предельный доход и предельная прибыль. [2]

На основании приведенных рассуждений можно сделать вывод, что фирма должна нанимать дополнительного рабочего лишь в том случае, когда стоимость его предельного продукта превышает размер его заработной платы. При этом фирма будет стремиться увеличить эту разницу между стоимостью предельного продукта труда и затратами на покупку рабочей силы, т.е. максимизировать прибыль.

Сказанное позволяет заключить, что фирма будет изменять уровень занятости в зависимости от уровня заработной платы, который необходимо обеспечить в данных условиях, и выручки на единицу продукции. При повышении заработной платы фирма будет сокращать количество занятых, при понижении оплаты труда уровень занятости будет повышаться. Если же будут расти цены на выпускаемую продукцию, то компания будет привлекать дополнительную рабочую силу, падение цен на продукцию будет означать сокращение занятости.

Фактически компания ориентируется на соотношение уровня заработной платы и цены продукции. В случае если это соотношение растет, т.е. рост заработной платы обгоняет рост цен на продукцию, компания нанимает меньше работников, при уменьшении этого соотношения количество применяемой рабочей силы увеличивается.

Таким образом, слишком высокий уровень заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы. Решение проблемы на первый взгляд кажется простым: для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда заработная плата должна обладать определенной гибкостью. Однако в реальной жизни заработная плата остается жесткой, негибкой.

Жесткость заработной платы - это ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда. Безработица, которая является результатом жесткости заработной платы, называется безработицей ожиданий. Безработица ожиданий возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос на труд со стороны фирм. Когда уровень реальной заработной платы находится выше точки равновесия, а предложение труда превышает спрос, не происходит логичного снижения выплачиваемой заработной платы, несмотря на избыточное предложение труда. [4]

Чем же объясняется негибкость заработной платы? Таких причин, объясняющих жесткость заработной платы, несколько: законы о минимальной заработной плате, дополнительные издержки труда, налоги на труд, влияние профсоюзов, стимулирующая заработная плата.

Остановимся подробнее на этих причинах.

Падению заработной платы до равновесного уровня препятствуют законы о минимальной заработной плате, устанавливающие обязательные для всех фирм минимальные ставки оплаты труда. Установленный минимум, особенно для категории неквалифицированных и неопытных рабочих, поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на данный вид труда. Так, исследования занятости среди подростков показали, что увеличение минимальной заработной платы на 10 % снижает занятость среди подростков приблизительно на 1-3 %.

Вопрос об уровне минимальной заработной платы постоянно дискуссируется. Сторонники ее более высокого уровня считают минимальную заработную плату средством повышения доходов малоимущих семей. Противники повышения минимума заработной платы утверждают, что ее рост способствует безработице, а помощь достается в основном не семьям, а подросткам, зарабатывающим на карманные расходы. Многие экономисты и политики полагают, что скидки с подоходного налога на заработную плату являются более совершенным способом помощи малоимущим семьям.

Второй причиной, обусловливающей жесткость заработной платы и рост безработицы становятся дополнительные издержки труда и налоги на труд. Когда предприятие нанимает работника, в дополнение к заработной плате ему приходится нести множество связанных с этим затрат: оплачивать отпуск, медицинское обслуживание, иногда - жилье. Кроме того, предприятия платя налог на заработную плату, исчисляемый как определенный процент от общего объема заработной платы.

Дополнительные издержки и налоги на труд являются антистимулом при найме дополнительных рабочих и одновременно - препятствием на пути заработной платы к понижению. [5, с.148]

Монопольная власть профсоюзов, заключаемые ими и предпринимателями коллективные договоры - это третья причина сохранения заработной платы на чересчур высоком уровне. Заработная плата рабочих, объединенных в профсоюзы, определяется не равновесием между спросом и предложением, а в ходе переговоров между руководством профсоюзов и фирм. Заключаемый в итоге коллективный договор часто предусматривает заработную плату выше равновесного уровня. Результатом в этом случае будет уменьшение количества нанятых работников и рост безработицы ожидания. [9, с.154]

Профсоюзы также оказывают влияние на размер заработной платы на фирмах, где нет профсоюзного движения, поскольку угроза объединения работников в профсоюзы может поддерживать оплату труда выше равновесного уровня. Между рабочими, объединенными в профсоюз, - инсайдерами и теми, которые могли быть наняты - аутсайдерами, неизбежно возникает конфликт, разрешаемый в разных странах по-разному. Так, в Швеции размер заработной платы определяется на национальном уровне, решающая роль при этом принадлежит правительству.

Еще одну причину жесткости заработной платы экономисты усматривают в существовании стимулирующих эффективный труд систем заработной платы. Все теории стимулирующей (эффективной) заработной платы исходят из того, что высокая заработная плата повышает производительность труда и соответственно - прибыль фирмы.

Существует несколько теорий о влиянии заработной платы на производительность труда.

Первая теория наиболее применима к развивающимся странам и утверждает, что при более высокой заработной плате рабочие могут позволить себе лучше питаться, а более здоровые работники трудятся более производительно.

Согласно второй теории эффективность заработной платы, высокие заработки сокращают текучесть рабочей силы, так как у работников сохраняется больше стимулов остаться на фирме. Работодатель при этом сокращает время и средства, необходимые для приема и обучения новых рабочих.

Сторонники третьей теории считают, что более высокая заработная плата определяет и более высокое среднее качество персонала на фирме, позволяет избежать так называемой отрицательной селекции, когда лучшие работники переходят на другую, более высокооплачиваемую работу. [8, с.158]

Четвертая теория исходит из того, что достаточно высокая заработная плата стимулирует старательность работников, побуждает их не уклоняться от работы, тем самым повышая производительность труда.

Результатом в каждом из этих случаев является установление заработной платы выше равновесного уровня и безработица ожиданий.

по продолжительности существования различают краткосрочную и долгосрочную безработицу;

в зависимости от характера проявления - открытую безработицу, учитывающуюся официальной статистикой, и скрытую, характеризующуюся наличием в производстве излишних работников;

по степени охвата различных групп населения - основную безработицу лиц трудоспособного возраста, молодежную и остаточную, охватывающую работников с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного и пенсионного возраста;

по отношению безработных к занятости - действительную, когда безработные желают и могут трудиться, и фиктивную, когда у безработных нет желания (а со временем - и возможности) работать.

Для экономического анализа важное значение имеют типы безработицы. К числу основных типов безработицы принадлежат: фрикционная, структурная, циклическая и естественная.

Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы. Данный тип безработицы существует всегда, так как в то время, когда одни работники находят желаемые рабочие места, другие увольняются, ищут более высокооплачиваемую, престижную или интересную работу. Фрикционная безработица признается даже в какой-то мере желательной, потому что получение более высокооплачиваемой работы означает рост доходов, более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший объем реального национального продукта. [8]

Изменения в структуре потребительского спроса и в технологии вызывают необходимость структурного корректирования в экономике, изменяют структуру рыночного спроса на рабочую силу, вызывая структурную безработицу. Эти изменения вызывают падение спроса на одни виды профессий и рост спроса на другие, включая ранее не существовавшие.

В отличие от фрикционной, потеря работы при структурном типе безработицы связана с необходимостью смены специальности, переподготовкой, дополнительным обучением или переменой места жительства. В связи с этой особенностью структурная безработица является более продолжительной, чем фрикционная, а потому и более серьезной. Как показывает опыт структурной перестройка промышленности в Германии (1948-1992 гг.), Боливии (1984-1992 гг.), Чили (1980-1992 гг.), на протяжении первых двух-трех лет уровень безработицы круто идет вверх, однако далее вновь идет на убыль.

Безработицу, связанную с краткосрочными экономическими циклами (три-четыре года), называют циклической безработицей. Здесь сокращение совокупного спроса на товары и услуги вызывает уменьшение занятости и рост безработицы.

Безработица в период нормального функционирования экономики зависит от величины фрикционной и структурной безработицы и определяется как естественная безработица, или уровень безработицы при полной занятости. Естественный уровень безработицы достигается в том случае, когда циклическая безработица находится на нулевом уровне, и означает реализацию производственного потенциала экономики. Уровень безработицы при полной занятости характеризуется полным использованием ресурсов и сбалансированностью рынков рабочей силы. Этот "нормальный" уровень безработицы не является величиной постоянной. В странах с рыночной экономикой он обычно колеблется в пределах 5-10 % рабочей силы [12, с.7].

Уровень естественной безработицы зависит от показателей трудоустройства и увольнения. Следовательно, экономическая политика, которая имеет своей целью снижение естественного уровня безработицы, должна содействовать либо уменьшению уровня увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.

Естественная безработица, которую еще называют нормальной, предельно допустимой, представляет собой совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговременное устойчивое равновесие рынка труда. Естественная безработица характеризуется наилучшим для поступательного развития экономики резервом потенциальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от изменения спроса и обусловленных им потребностей производства.

Застойная безработица - безработица, продолжающаяся свыше 18 месяцев. Этот вид безработицы ведет безработного к полной профессиональной деградации в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных технологических трудовых приемов и процессов.1 Профессиональная деградация человека часто обусловливает его социальную деградацию, влечет изменение внутренней силы человека, а иногда и к скатыванию его в группу люмпенов, бомжей, пьяниц. Реабилитация и возвращение таких людей к полной профессиональной деятельности возможна крайне редко и лишь в результате длительной индивидуальной кропотливой работы.

Явная безработица - это безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости.

Скрытая безработица - формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

Длительная безработица представляет собой безработицу в течение 8-18 месяцев, которая сопровождается общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени.

Конверсионная безработица - вызвана сокращением численности армии и занятых в отраслях военно-промышленного комплекса. Её характерная черта - временный переходящий характер. По мере реализации программы конверсии постепенно в какой-то степени сокращается число лиц, потерявших работу в этом секторе экономики.

Технологическая безработица - связана с научно техническим прогрессом, переходом к новой технике, технологии, механизации и автоматизации ручного труда, возникает при ликвидации рабочего места в связи с модернизацией производства.

Региональная безработица возникает в условиях избытка рабочей силы в районах, которые в силу географических или природных факторов оказываются относительно неблагоприятными для экономической деятельности.

Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу. [7, с.167]

, (1.1.)

где ur - уровень безработицы, %;

U - численность безработных, чел.;

T - численность экономически активного населения, чел.

Естественный уровень безработицы (NAIRU) определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет (используются прогнозные оценки с учетом вероятностной динамики ожидаемого уровня инфляции).

Таким образом, критериями разграничения видов безработицы, как правили, служат причина её возникновения и продолжительность. Безработица может быть вынужденной и добровольной. К добровольной относятся: фрикционная и институциональная безработица. К вынужденной безработице относятся такие её виды, как структурная, циклическая и маржинальная.

2. Социально-экономические последствия безработицы

Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны; достаточно сложна и их структура. При исследовании экономических последствий безработицы целесообразно выделить три уровня: национальный, предприятий, человека.

Исследования последствий безработицы на национальном уровне показывают, что она уменьшает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП). Эти два, тесно взаимосвязанные явления нашли свое выражение в "законе Оукена".

(2.1.)

где Q1,Q2 - соответственно потенциальный и фактический объем производства; Y1, Y2 - фактический уровень безработицы и уровень безработицы при полной занятости; К - коэффициент, установленный эмпирическим путем и равный 2,5.

По расчетам А.Оукена, если "фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5%". В экономической теории уровень безработицы считается "нормальным", когда достигнута определенная сбалансированность спроса и предложения труда, т.е. вакантных рабочих мест примерно столько же, сколько людей, ищущих работу (этот постулат допускает качественное несоответствие рабочих мест и работников). Естественный уровень безработицы определяется широким кругом обстоятельств социально-экономического плана. Это проводимая государством инвестиционная политика, политика занятости, система и порядок функционирования служб занятости, уровень жизни в стране, размеры денежных и имущественных накоплений населения, пособий по безработице, продолжительность их выплат, развитость сети учебных заведений по переподготовке кадров, повышению квалификации, их доступность населению, готовность и способность самих людей к получению новых знаний и навыков к труду. Важную роль играет и демографическая ситуация в стране. Определенная детерминированность естественного уровня безработицы приводит к его дифференциации и колебаниям во времени в различных странах.

Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, поступаемых государству. Это связано со снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, и уменьшением поступления налогов от физических лиц.

Безработица увеличивает расходы государства по мере ее роста. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, обязательные страховые взносы работодателей и из заработков работающих; ассигнования из бюджета, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.

Однако только этим роль безработицы как фактора экономической дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как "мина замедленного действия". Имеется в виду сегодняшняя безработица в некоторых отраслях, где она в силу ряда обстоятельств оказалась особенно значительной. Это наука и научное обслуживание, информационно-вычислительное обслуживание, предприятия оборонного комплекса, высокотехнологичные предприятия обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмифацией. Однако рано или поздно, когда наступает фаза оживления и подъема экономики, спрос на этих работников резко возрастет. Своевременно удовлетворить его окажется невозможным, что приведет к задержке экономического развития страны, к ее еще более глубокой по своему содержанию дестабилизации. Эти обстоятельства сокращают возможности инвестирования капитала и открытия новых рабочих мест и еще более обостряют проблему безработицы. В конечном счете, происходит дальнейшее сокращение совокупного спроса и еще большая безработица, приводящая в действие механизм коммулятив-ного снижения деловой активности.

Для человека безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. В условиях, когда доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создавать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования большая беда. Последствием безработицы надо считать и усиление конкуренции на рынке труда - между людьми за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень на рынке труда может привести к тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит "вынужденный" характер, а такой труд не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ. Более того, в таких условиях нельзя сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость в которых очевидна. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Ориентация на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает, что полная занятость означает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям.

Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать, что длительное время трудоспособное население в России практически не сталкивалось с этим явлением; труд был дефицитным фактором производства; трудящиеся имели определенные преимущества по сравнению с непосредственным работодателем. Они обладали определенной свободой действий и в условиях дефицитности труда могли "диктовать" работодателю свои более выгодные для них условия труда, его нормирования, оплаты и т.д. Сегодня решение таких вопросов происходит более цивилизованными методами.

Оценивая экономические последствия безработицы, нельзя не признать странным утверждение, что безработица может стать фактором повышения качества работы, укрепления трудовой дисциплины и т.д.

Экономические последствия безработицы не ограничиваются только этим. Она может позволить предпринимателям понизить цену рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы. Работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают более продолжительную рабочую неделю по сравнению с установленной законом, свою продолжительность отпуска, не оплачивают больничных листов, в том числе в связи с родами; отказывают в приеме на работу женщинам; могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований и т.д.

Безработицу как сложное экономическое явление невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное, но и позитивное значение. Безработица важнейшее условие нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд в связи с вводом в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами нельзя обеспечить только за счет естественного прироста экономически активного населения. В этом случае пришлось бы открывать новые предприятия, учреждения и организации только в летние месяцы, когда молодежь заканчивает обучение и начинает трудовую жизнь. Действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу для пополнения естественной убыли и в связи стекучестью кадров. Удовлетворить его в условиях современного рыночного механизма оказывается возможным лишь за счет резервирования рабочей силы. Многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д. и решить эту проблему в целом ряде случаев можно только с отрывом от производства.

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров и их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения процессов.

Безработица, ее рост дают весьма эффективный "сигнал" работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда - устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

При оценке отношения к безработице надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей не только источником дохода, но дело чести, гражданской доблести человека, следовательно, лишение его сегодня возможности трудиться - это еще и большая социальная трагедия. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. А это противоречит понятиям равенства, как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознании миллионов людей. Требуется время, чтобы подавляющее большинство населения сознало, что такой характер распределения сдерживает рост эффективности производства и, следовательно, пагубен для государства и человека. Однако, нельзя не признать, что существующая сегодня дифференциация доходов экономически не всегда оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства.

Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе; чувствует себя униженным, ненужным даже самому себе, своей семье, обществу. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека: пьянство, наркоманию, совершение аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в общества.

Криминогенность ситуации обостряется и высоким уровнем безработицы молодежи. Безработица приводит к ослаблению семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей, распаду семей. Здоровье человека в условиях социального стресса ухудшается; он более подвержен различным заболеваниям, прежде всего, душевным, а недостаток денежных средств сокращает возможности лечения; следовательно, инертность в этой группе населения выше, чем в других. Среди безработных сравнительно чаще случаются самоубийства.

Таким образом, к внеэкономическим, или социальным последствиям безработицы относятся: потеря квалификации и самоуважения, полная или частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и числа психических заболеваний. Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам.

Государственная политика занятости населения. В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса [17, с.125].

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

3. Взаимосвязь безработицы и инфляции

3.1 Кривая Филипса для краткосрочного периода

Сравнение конкретных данных об изменении инфляции и безработицы приводило многих исследователей к убеждению, что между двумя этими явлениями существует взаимосвязь. Наглядное представление о соотношении нормы безработицы и уровня инфляции дает так называемая кривая Филлипса. Английский экономист А. У. Филлипс в конце 50-х гг. обнаружил зависимость между нормой безработицы и приростом заработной платы. Анализируя данные о величине безработицы и зарплаты за более чем 100-летний период, он установил, что норма безработицы и зарплата имеют стойкую обратную связь. Филлипс пришел к выводу, что существует низкий уровень безработицы, равный 6-7 %, при котором уровень заработной платы стабилен. Когда безработица падает ниже этого значения, то уровень заработной платы повышается, причем темпы прироста зарплаты увеличиваются по мере приближения безработицы к своему минимальному значению. И, наоборот, в условиях массовой безработицы уровень заработной платы уменьшается. В дальнейшем кривая Филлипса (рис. 3.1.) была модернизирована путем замены ставки заработной платы на темпы роста цен. В таком виде кривую Филлипса стали использовать для разработки экономической политики.

Кривая Филлипса показывает обратную взаимозависимость между темпами инфляции и нормой безработицы. Чем выше темп инфляции, тем ниже доля безработных.

На рис. 3.1. наглядно представлена альтернатива выбора между инфляцией и безработицей, выраженная кривой Филлипса. Можно манипулировать совокупным спросом для выбора определенной комбинации показателей безработицы и инфляции на этой кривой, получившей название кривой Филлипса для краткосрочного периода.

Идеи Филлипса органически вписались в инструментарий кейн-сианства и успешно использовались на практике до тех пор, пока рыночная экономика не столкнулась с феноменом стагфляции.

Рис. 3.1. Кривая Филипса

Стагфляция - это период, в течение которого спад экономической активности, или стагнация, сопровождается инфляцией.

Объяснить это явление с помощью кривой Филлипса представители кейнсианства не могли. Оказалось, и это эмпирически доказано, что кривая достоверно описывает взаимосвязь инфляции и безработицы только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде данная зависимость становится совершенно иной.

Если кривая Филлипса стабильна, то правительство может применять меры денежной и фискальной политики, которые воздействуют на совокупный спрос. В результате этого происходит просто перемещение экономики вдоль заданной кривой Филлипса. Стимулирующая фискальная политика и политика "дешевых" денег, которые должны активно поддерживать совокупный спрос и добиваться снижения уровня безработицы, будут одновременно генерировать более высокий уровень инфляции. И наоборот, ограничительная фискальная политика и политика "дорогих" денег могут быть использованы для снижения уровня инфляции, но только ценой роста уровня безработицы и потерянного объема производства. Американский экономист М. Фридмен критиковал выводы, сделанные в процессе анализа кривой Филлипса, о том, что с помощью политики стимулирования спроса можно снизить уровень безработицы ценой единовременного повышения темпов инфляции. Он доказал, что на больших отрезках времени не существует такой зависимости, ибо политика экспансии традиционного типа инициирует процесс самовозрастания инфляции вследствие ожиданий инфляции в будущем и постепенного возвращения безработицы, если инфляция не начнет галопировать, - на более высокий уровень.

Политика экспансии, вызывающая рост инфляции, дает лишь временное улучшение ситуации с занятостью. Когда работники впоследствии осознают, что повышение их заработной платы включает инфляционный прирост, они естественно станут требовать повышения зарплаты, чтобы компенсировать снижение ее покупательной способности. Осознав, что повышение спроса - это всего лишь инфляция, а не реальный рост покупательной способности, предприниматели будут сокращать производство и спрос на рабочую силу.

Предположим, что экономика находится в положении А (рис. 3.2.), которое показывает уровень безработицы при отсутствии инфляции и ожиданий чего-либо подобного. Этот уровень является суммой структурной и фрикционной безработицы и называется естественным уровнем безработицы.

Если правительство пытается сократить безработицу ниже этого уровня, например, с помощью политики расширения спроса, то следствием будет рост инфляции.

Рис. 3.2. Вертикальная кривая Филлипса

Политика экспансии вызовет уменьшение безработицы. Если работающие по найму не ожидают инфляции, они воспримут рост номинальной заработной платы как повышение ее реальной покупательной способности. Многие начнут искать работу. Предприниматели также воспринимают повышение цен как признак повышения покупательной способности, поэтому они желают больше производить и больше принимать на работу. Активность в экономике растет. Безработица сокращается.

Когда повышаются инфляционные ожидания и требования к заработной плате, кривая Филлипса сдвигается вверх. Теперь при всяком уровне безработицы инфляция будет выше, чем раньше. Это означает, что кривая Филлипса перемещается вверх, т. е. занимает положение кривой 2; при этом экономика попадает в точку С. Вновь возрастает инфляция. Снова усиливаются инфляционные ожидания наемных работников и повышаются их требования к заработной плате. Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх 3.

Таким образом, может возникнуть инфляционная спираль. Если инфляция все время растет быстрее ожиданий и требований повышения зарплаты, то безработица может удерживаться на низком уровне, но лишь ценой галопирующей инфляции. [9, с.156]

3.2 Кривая Филипса для долгосрочного периода

В ходе глубокого экономического кризиса 197475 гг. сложилась ситуация, получившая название стагфляции, когда высокие темпы инфляции существовали одновременно с высоким уровнем безработицы. В 80е годы безработица и инфляция одновременно снижались, т.е. они находились не в обратной, а в прямой зависимости (стагфляция может быть изображена смещением кривой Филлипса вправо). Это подорвало доверие к теории Филлипса и экономической политике, проводимой на ее основе.

Анализ кривой Филлипса в новых условиях дали Э.Фелпс и М.Фридмен на основе теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипса вертикальна. Если фактический уровень безработицы равен естественному, то рынок труда приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равен ожидаемому.

·При обосновании долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы с точки зрения инфляционных ожиданий - теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий. Обе теории показывают, как в условиях полной занятости (или естественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов в процессе их приспособления к изменению государственной экономической политики. [8, c.229]

Адаптивные ожидания - это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожидания означают, что экономические агенты в своих прогнозах учитывают всю имеющуюся информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах.

Долгосрочная кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рис.3.3. Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки В1 в точку В2, В3 и т.д., т.е. кривая Филипса будет вертикальной.

Рис. 3.3. Теория адаптивных ожиданий

Согласно теории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентов совпадают с фактической инфляцией в будущем. Если правительство пытается применить стимулирующую политику, предприниматели понимают, что увеличился общий уровень цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста совокупного предложения даже в краткосрочном периоде. Экономическая система сразу перемещается из точки В1 в точку А2 и т.д., попытки правительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаются ростом цен.

Исследование долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства добиться расширения производства в условиях полной занятости путем стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствованию налоговой системы.

4. Проблема безработицы в Республики Беларусь

Появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. Поэтому ее главная причина (и, соответственно, преобладающий вид) - это вынужденная (циклическая) безработица, обусловленная общим спадом объемов производства и необходимостью предприятий, получивших расширение экономической самостоятельности, избавиться от части собственного персонала, накопленного в годы трудоизбыточного формирования трудовых ресурсов на микроуровне.

В период перехода от социалистической экономики к рыночной, наряду со структурными преобразованиями в экономике, с началом реформ и одновременно глубоким экономическим спадом, начались процессы, повлекшие за собой изменение занятости трудоспособного населения, формирование новых социально-трудовых отношений, новой государственной политики и институциональной среды.

Следует отметить, что переход Республики Беларусь к рыночной экономике обострил проблемы занятости населения и добавил к ним новые, связанные с возникновением иных трудовых отношений, обусловленных изменением потребности в рабочей силе, статусом самого работника, новыми формами занятости населения и появлением реальной и скрытой безработицы.

В настоящее время в республике формируется переходный рынок труда, включающий как старые, так и новые механизмы определения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения и безработицы. Существует ряд проблем характерных для этого рынка:

Низкая стоимость рабочей силы, что во многом является следствием парадигмы полной занятости как социального приоритета;

Отсутствие свободного, активного перемещения работников по территории страны из-за сохранения института прописки и неразвитости рынка жилья;

Несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу;

Низкий уровень пособий по безработице, составляющий 6% от средней заработной платы и являющийся причиной перемещения рабочей силы в сферу неконтролируемой занятости.

В контексте данного анализа вырисовывается проблемная ситуация, которая состоит в том, что движение рабочей силы на рынке труда в меньшей мере связано с удовлетворением профессиональных интересов, а в большей - с удовлетворением материальных нужд. Оно вызвано поиском работы - либо более высокооплачиваемой, либо дающей возможность разного рода подработок.

Уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики. Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд. "Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность", - подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г.

В Республике Беларусь один из самых низких среди всех стран уровень регистрируемой безработицы.

Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения - 4% - в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000г., 1% - в 2007г., 0,8% - в 2008г., 0,9% - в 2009г. и 0,7% в 2010году.

Таблица 4.1 Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите


У безработицы в Беларуси женское лицо. В структуре безработных по- преобладают женщины - такая ситуация характерна не только для Беларуси, но и других стран мира. Однако численность безработных женщин в Беларуси ежегодно снижается. Если в 2006 году численность безработных женщин составило 34,3 тыс. чел., то в 2010-м - 17,4 тыс. чел.

Женская безработица связана, прежде всего, с тем, что на рынке труда востребованы преимущественно работники физического труда, что не привлекательно для женщин. Так, из общего числа вакансий, заявленных нанимателями в органы по труду, занятости и соцзащите, около 80% - по рабочим профессиям. Требуются в основном рабочие строительной отрасли (каменщики, бетонщики, столяры, плотники и др.), станочники. Вместе с тем никакой дискриминации нет: если женщина хочет, она может трудоустроиться.

Безработные, состоящие на учете в 2010г. имеют образование:

общее среднее - 40,2 процента,

общее базовое - 11,2 процента,

профессионально-техническое - 24,8 процента,

среднее специальное - 13,5 процента,

высшее и послевузовское - 10,2 процента.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах - наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы.

Вместе с тем в республике не наблюдалось массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.

В экономике Республики Беларусь в январе-августе 2011 г. было занято 4657,8 тыс. человек, что на 0,1% меньше, чем в январе-августе 2010 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец августа 2011 г. составила 31,5 тыс. человек, что на 18,5% меньше, чем в августе 2010 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец августа 2011 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на конец августа 2010 г. - 0,8%).

Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-августе 2011 г. было принято на работу 569,2 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 38,8 тыс. человек, уволено по различным причинам 608,4 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,6% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

Рисунок 4.1 Численность принятых и уволенных работников организаций по отдельным видам экономической деятельности в январе-августе 2011 г. (тысяч человек)

Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе "Молодежная практика".

Так, в 2010 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках "Молодежной практики" трудоустроено 1 492 молодых человека.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Главными принципами государственного регулирования занятости являются:

принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных;

принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

принцип предоставления социальной защиты безработным.

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный.[9, c.178]

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К их числу принадлежат: во-первых, макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета; во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, включающие организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве и т.д.; создание рабочих мест для молодежи; субсидии лицам, нуждающимся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивные меры занятости включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков; система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Системы страхования по безработице являются основным источником оказания материальной помощи безработным. Они действуют более чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой.

На государственную политику занятости в Республике Беларусь влияют особенности формирования ее рынка труда. К таким особенностям относятся: отсутствие длительного эволюционного пути развития рынка труда, совпадение периода становления рынка труда с формированием других рынков, наличие многих стереотипов и нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики.

Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обновления всего комплекса трудового законодательства. В настоящее время отношения занятости в республике регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом о занятости населения Республики Беларусь, Кодексом законов о труде и другими нормативными актами.

Основными направлениями регулирования занятости в Республике Беларусь являются:

·оказание помощи в трудоустройстве и материальная поддержка незанятого населения;

·профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;

·бронирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.);

·развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

·разработка программ, предусматривающих конкретные меры по совершенствованию регуляторов рынка труда и занятости населения в республике.

Заключение

В заключение работы необходимо отметить основные выводы.

Безработица - это социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит себе применения на производстве в силу независящих от него причин. Основной причиной безработицы является циклическое развитие экономики. Во время спада уровень безработицы растет, а в периоды подъема сокращается. Это объясняется тем, что в периоды спада сокращается выпуск продукции, вызывая падение спроса на рабочую силу и приводя к массовому сокращению рабочих мест. Причиной безработицы являются также экономические кризисы, во время которых происходит массовое сокращение рабочих мест из-за банкротств, снижения объемов производства.

Существенное влияние на рост безработицы в нашей республике оказали развал межхозяйственных связей с другими республиками и свертывание по этой причине производства, конверсия военного производства, усиление миграции населения на региональном уровне.

Однако в переходный период на первый план выступают факторы иного порядка, которые обусловлены, как, например, ныне в Беларуси, уровнем и характером складывающихся рыночных отношений. Среди них: приватизация, акционирование предприятий, аренда и т.д., ведущие к оптимизации численности занятых; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий и др. В условиях системного кризиса в стране проблемы безработицы обостряются из-за резкого падения производства и дестабилизации экономики, в результате конверсии военного производства и сокращения вооружённых сил. Кроме того, к обострению ведёт социальная политика государства, защищающая интересы, прежде всего зажиточных, разбогатевших слоёв населения.

Различают фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Фрикционная (текучая) безработица связана с временными перерывами в работе из-за поисков новой работы. Обусловлена она движением населения из одного региона в другой, от профессии к профессии, сменой этапов жизни (окончание учебы, например). Структурная безработица возникает в связи с внедрением достижений НТО в производство, когда новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Циклическая безработица связана с экономическими циклами и порождается общим низким спросом на рабочую силу во время спадов производства.

Безработица несет большие потери для общества. Прежде всего она ведет к значительным экономическим потерям в товарах и услугах, не производящихся из-за простоя оборудования. Установлено, это каждый процент прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВНП на 2,5% (согласно закону Оукена). Длительная безработица отрицательно сказывается на уровне заработной платы даже после того, как найдена новая работа, поскольку за период безработицы, как правило, снижается квалификация. Безработица вынуждает правительство тратить огромные средства на оказание материальной помощи безработным.

К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся: снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;

создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;

повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

молодежи;

инвалидов;

лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях;

граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике обострил проблемы занятости населения и добавил к ним новые, связанные с возникновением иных трудовых отношений, обусловленных изменением потребности в рабочей силе, статусом самого работника, новыми формами занятости населения и появлением реальной и скрытой безработицы.

Список использованных источников

1.Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2007

2.Безработица и занятость в Беларуси: структурный анализ // Обучение и трудоустройство [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kariera.by/post-803/ - Дата доступа: 8.10.2011г.

3.Беларусь в цифрах. Статистический справочник. - М, 2011г.

4.Бондарь М. Низкая безработица - это не всегда хорошо // БЭЖ - 2011 №1 с.3-7

.Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика: Справочник студента. - М.: "СЛОВО", 2009г. - 389с.

.Ивановский А. Положение на рынке труда Беларуси // Кадровик. Управление персоналом. 2010 №6 с.4-7

.Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. Плотницкого М.И., Тура А.Н. - Мн.: "Мисанта", 2009г. - 256с.

8.Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

9.Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э. А. Лутохина [и др.]; под ред. Э. А. Лутохиной. - 2010. - 442 с.

10.Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/trud/norm3. Дата доступа: 22.09.2011.

11.Рынок труда Учебник / Под ред. Буланова В.С., Волгина Н.А. - М.: "Экзамен", 2008г. - 420с.

12.Слабко О.О. Зарубежный опыт регулирования рынка труда и возможность его применения в условиях Р.Б. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2007, № 1

13.Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: Стат. сб. / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Мн., 2008. с. 69.

.Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. // Национальный статистический комитет Р.Б. Мн., 2011г. - 349с.

.У безработицы все еще женское лицо // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rabota.by/news/?p=7001- Дата доступа 10.10.2011г.

.Экономическая теория / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. - Мн.: БГЭУ, 2008

17.Экономика. Учебник / Под ред. А.С.э Булатова. - М.:БЕК, 2007

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!