Менеджмент и монополизм

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    448,61 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Менеджмент и монополизм

Содержание

Введение

1. Монополизм: понятие, сущность       

2. Менеджмент и монополизм

2.1 Естественная монополия: особенности формирования

2.2 Особенности финансового менеджмента на предприятиях-субъектах естественных монополий

Заключение

Список используемых источников        

Введение

Современные экономические условия требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм управления и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится финансовому менеджменту. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, производится оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций; анализируются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

В условиях рыночной экономики механизм свободной конкуренции не является всеобъемлющим. Существуют отрасли, в которых одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей - монополии.

Актуальность данной темы во многом предопределяется той ролью, которую монополии играют в российской экономике. Так, например, естественные монополии являются структурообразующими элементами российской экономики. В этой связи публичное регулирование отдельных видов деятельности в газовой, нефтяной, электроэнергетической отраслях, составляющих топливно-энергетический комплекс, а также в сферах транспорта, связи и других системообразующих направлениях хозяйствования субъектов предпринимательского оборота, остается важнейшим фактором, обеспечивающим целостность и безопасность государства.

Проблемы монополий и их регулирования вследствие своей высокой актуальности имеют достаточное отражение в научной, учебной и периодической литературе. В ходе написания реферата были проанализированы теоретические основы менеджмента, а также аспекты управления монополиями освещенные в отечественной и зарубежной литературе.

Среди российских ученых можно выделить работы Абалкина Л.И., Бланка И.А., Балабанова И.Т., Брагина Н.И., Герасиной О.Н., Голко Я.Я., Грызуновой Н.В., Лютовой И.И., Мироновой Н.Н., Муракаева М.И., Окрепиловой И.Г., Пансковой А.В., Пилипенко Н.Н., Разовский Ю.В., Самочкина В.Н., Стояновой Е.С., Черный Ю.И., Яковец Ю.В и других.

Среди зарубежных авторов по данному вопросу - Ансоффа И., Стрикленда А, Томпсона А., Дугласа Т., Хикса Д.Т., Купера Р., Каплана Р.С., Нортона Д.П. и Деминга У.И. и других.

Цель данной работы: исследовать особенности управления в области финансового менеджмента в сфере естественной монополии.

При этом необходимо решить следующие задачи:

изучить аспекты формирования монополий;

охарактеризовать основные виды монополий;

исследовать особенности финансового менеджмента на предприятиях естественных монополий.

Информационную базу исследования составили труды вышеназванных авторов, учебные пособия, справочные и статистические издания, материалы периодической печати, а также ресурсы сети Интернет.

Основными методами, использованными при написании работы, послужили методы анализа, синтеза и обобщения.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

. Монополизм: понятие, сущность

Монополизм (англ. monopolism) - тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.

Монополизм состоит в резком сужении (до одного) числа субъектов, принимающих решение в какой-либо сфере деятельности. Складывается ситуация полного доминирования одного субъекта, когда все остальные «действующие лица» вынуждены подчиняться его решению. Доминирующее положение субъекта-монополиста обеспечивает ему абсолютную власть и полную свободу в достижении поставленных им же целей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой. Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится:

по объему покупки (опт и розница);

покупателю (по доходам, возрасту). Например продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к. они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);

разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

В основе любого экономико-управленческого монополизма лежат три общие, универсальные формы монополии:

) закрытая - защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;

) открытая - не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);

) естественная - эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Данная классификация условна: некоторые монополисты принадлежат к нескольким видам сразу. В принципе, в основе любого экономико-управленческого монополизма могут лежать три общих типа монополии, которые так или иначе существуют во всех хозяйственных системах.

Во-первых, естественная монополия - она связана с абсолютной ограниченностью тех или иных факторов и условий производства. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы. В частности к ним относятся: электрические и газовые предприятия, водоснабжения, линии связи, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация (предприятия инженерной инфраструктуры (ПИИ)) и т.п. Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Когда же естественные монополии начинают значительно тормозить экономическое развитие, активизируются поиски иных технических решений (сотовая телефонная связь, трубопроводный транспорт), и их господство в конечном счете преодолевается.

Второй общий тип монополии - технологическая, или производственная. Ее объектом, как правило, становится способ изготовления того или иного продукта. Неординарное технологическое или конструкторское решение, новая технология, уникальное оборудование, находящееся в руках того или иного производителя, дают ему возможность оторваться от конкурентов, выйти на новый качественный уровень развития. Этот вид монополии тесно связан с НТП и стимулирует нововведения и усовершенствования.

Третья форма монополии - организационная, выступающая как объединение производителей или иных лиц. Такое объединение может быть добровольным, - когда производители сознательно согласуют свои действия на рынке, исходя из собственных, частных интересов. Но оно может быть и принудительным, когда более слабого конкурента силой заставляют присоединиться к монопольной организации. Это уже либо организованная преступность, либо просто мафия. Особенность этой формы монополии в том, что в поле ее зрения попадают практически любые воспроизводимые факторы производства и распределения. Это делает ее наиболее опасной, поскольку именно организационная монополия создает предпосылки для бурного развития монополизма и бюрократии.

Для естественной монополии характерны следующие признаки: чаще всего, это отрасли производственной инфраструктуры, имеющие уникальную технологию, требующую значительных первоначальных инвестиций; на производимую ими продукцию наблюдается устойчивый неэластичный спрос; в связи с экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками отсутствует конкуренция; субъектами естественной монополии производится продукция общественного (коллективного) характера.

. Менеджмент и монополизм

.1 Естественная монополия: особенности формирования

Естественная монополия занимает особое место - она связана с абсолютной ограниченностью тех или иных факторов и условий производства.

Естественная монополия соответствует только той рыночной ситуации, когда распределение любого объема продукции или услуги и эффективное производство возможно лишь при наличии единственного предприятия-производителя. Такая специфическая ситуация возникает в результате действия трех факторов:

. Особенности технологии. Если несколько обобщить, то можно констатировать, что существование естественной монополии обуславливается объективными физическими законами, которые лежат в основе используемой технологии.

. Неповторимость продукции или услуг предприятия. Большую роль играют также ресурсы, используемые естественными монополистами для выпуска товаров и услуг. Например, инфраструктура (производственный комплекс) и само сырье, из которого производится товар.

. Высокие барьеры входа на рынок. Хотя предполагается, что этот фактор имеет наибольшее значение не столько для формирования новых естественных монополий, сколько для сохранения своего статуса уже сложившимися монополиями (так как конкуренты не могут позволить себе инвестировать в проект со столь высокими издержками), однако это не совсем так. Высокий барьер входа на рынок автоматически делает естественным монополистом компанию, которая согласилась взять на себя соответствующие риски и успешно преодолела этот барьер. Иными словами, барьеры для входа на рынок позволяют естественным монополиям не только удерживать свой статус, но и получать его.

Если монополия возникла в результате действия хотя бы одного из перечисленных выше факторов, то она может быть отнесена к естественным.

Особенность отраслей естественной монополии состоит в крупномасштабности производства и большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в эти отрасли новых конкурентов. Другой особенностью отраслей естественной монополии является трансмиссионность технологии (сетевой принцип производства), который исключает дублирование и разукрупнение. Таким образом,  существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и более низкие издержки, чем были бы у ряда конкурирующих хозяйствующих субъектов.

В России естественные монополии сформировались в отраслях, где используются в процессе хозяйственной деятельности редкие ресурсы, а также производится уникальная продукция или предоставляются уникальные услуги.

В соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» к сферам действия естественных монополий в России относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по передачи тепловой энергии. Предприятия, основной деятельностью которых является оказание коммунальных услуг, поставка энергоресурсов и воды, также представляют собой естественные монополии. При этом, организации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), ограниченные географическими рамками отдельного региона, являются региональными естественными монополиями.

Следовательно, естественная монополия возникает вследствие объективных причин, она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки естественной монополии:

) юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;

) соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования;

) границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования;

) общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;

) система регулирования деятельности субъектов монополий;

) санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области.

Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей.

Естественные монополии играют стратегическую роль в экономике страны в силу своего масштаба (фактически охватывая целую отрасль) и значимости своей деятельности для обеспечения общественного благосостояния (так как иные компании вести тот же вид деятельности не в состоянии). Роль естественной монополии в национальной экономике заключается не только в том, что они обеспечивают более низкие издержки ведения определенной деятельности, но и в том, что, будучи крупными, по размеру, компаниями и единственными операторами в какой-либо сфере, способны аккумулировать значительные ресурсы для реализации общественно важных проектов с длительными сроками окупаемости.

2.2 Особенности финансового менеджмента на предприятиях-субъектах естественных монополий

Для предприятий сферы естественных монополий характерен ряд особенностей, которые необходимо учитывать при формировании системы управления их финансовой деятельностью.

В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами. Главной целью финансового менеджмента является обеспечение максимизации благосостояния собственников (акционеров) предприятия в текущем и перспективном периоде. Однако, большинство предприятий - субъектов естественных монополий - находятся в государственной собственности либо подлежат государственному регулированию, следовательно максимизация их благосостояния не может быть целью финансового менеджмента.

Подобные организации вынуждены работать в интересах всех участников сферы естественных монополий (самих предприятий, потребителей, государства), поэтому специфика предприятий - субъектов естественной монополии - накладывает определённые ограничения на решаемые финансовым менеджментом цель и задачи.

Основной целью финансового менеджмента подобных предприятий является не максимизация рыночной стоимости предприятия, а осуществление какого-либо вида деятельности (миссии), направленного на решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства.

Цель деятельности предприятия-монополиста отражается в его уставе и утверждается уполномоченным государственным органом.

Выделяют две основные группы задач, решаемые финансовым менеджментом, раскрытые на рис. 1:

) функции финансового менеджмента как управляющей системы, - состав этих функций в целом характерен для любого вида менеджмента, хотя и должен учитывать его специфику;

) функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием, - состав этих функций определяется конкретным объектом финансового менеджмента.

Рисунок 1 - Классификация функций финансового менеджмента на предприятиях сферы естественных монополий

В группе функций финансового менеджмента как управляющей системы основными являются:

разработка финансовой стратегии предприятия. В процессе реализации этой функции, исходя из общей стратегии экономического развития предприятия и прогноза конъюнктуры финансового рынка, формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности на долгосрочный период; определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей перспективе, и разрабатывается политика действий предприятия по основным направлениям его финансового развития.

создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. В процессе реализации этой функции финансового менеджмента необходимо обеспечивать постоянную адаптацию этих организационных структур к меняющимся условиям функционирования предприятия и направлениям финансовой деятельности.

формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений. В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей финансового менеджмента; сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности; организован постоянный мониторинг  финансового состояния предприятия и конъюнктуры финансового рынка.

осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия. В процессе реализации этой функции проводятся экспресс-  и углубленный анализ отдельных финансовых операций; результатов финансовой деятельности отдельных дочерних предприятий, филиалов и «центров ответственности»; обобщенных результатов финансовой деятельности предприятия в целом и в разрезе отдельных ее направлений.

осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям. Реализация этой функции финансового менеджмента связана с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям финансовой деятельности, по различным структурным подразделениям и по предприятию в целом. Основой такого планирования является разработанная финансовая стратегия предприятия, требующая конкретизации на каждом этапе его развития.

разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. В процессе реализации этой функции формируется система поощрения и санкций в разрезе главных менеджеров и менеджеров отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий.

осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. Реализация этой функции финансового менеджмента связана с созданием систем внутреннего контроля на предприятии, разделением контрольных обязанностей отдельных служб и финансовых менеджеров, определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов, оперативным реагированием на результаты осуществляемого контроля.

К группе функций финансового менеджмента как специальной области управления предприятием основными являются:

управление активами. Функциями этого управления являются выявление реальной потребности в отдельных видах активов исходя из предусматриваемых объемов операционной деятельности предприятия и определение их суммы в целом, оптимизация состава активов с позиций эффективности комплексного их использования, обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота, выбор эффективных форм и источников их финансирования.

Для большинства субъектов естественной монополии характерен ряд особенностей, определяющих политику управления активами: высокая капиталоёмкость производства, наличие устаревшего оборудования обусловливает необходимость реновации основных производственных фондов, изыскания финансовых ресурсов для их обновления; рост дебиторской задолженности делает необходимым изучить состав, причины и давность образования дебиторской задолженности и установить, нет ли в её составе сумм, нереальных для взыскания или таких, по которым истекают сроки исковой давности и т.д.

управление капиталом. В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для финансирования формируемых активов предприятия; оптимизируется структура капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования; разрабатывается система мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее эффективные виды активов.

Для субъектов естественной монополии задача формирования достаточного объёма финансовых ресурсов тесно связана с проводимой на предприятии тарифной политикой, ведь величина тарифа оказывает непосредственное влияние на прибыль, получаемую предприятием - основного источника собственных финансовых ресурсов.

Формирование финансовых ресурсов предприятий - субъектов естественной монополии может осуществляться и за счёт привлечения кредитов. Возврат привлекаемых заёмных средств осуществляется за счёт чистого дохода и средств амортизационного фонда. Часть финансовых ресурсов государственных предприятий может быть сформирована за счёт средств государственного бюджета (например, субсидий местных исполнительных органов власти).

Особенностью многих субъектов естественной монополии является высокая доля собственного капитала в общей его сумме, следовательно, приоритетным направлением разрабатываемой политики должно быть управление собственными средствами предприятия.

управление инвестициями. Функциями этого управления являются формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных проектов и финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них; формирование реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций; выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций.

Основным направлением разрабатываемой инвестиционной политики для субъектов естественной монополии выступают реальные инвестиции. Для них характерны долгий срок окупаемости, высокий объём капиталовложений, длительный период амортизации элементов основного капитала. Реальные инвестиции могут осуществляться как за счёт собственных средств (чистого дохода, амортизационных отчислений), так и за счёт заёмных средств. Осуществление субъектами естественной монополии финансовых инвестиций и иное участие в деятельности других коммерческих организаций возможно только по согласованию с уполномоченным органом, за счёт чистого дохода (фактической прибыли). При оценке инвестиций необходимо, наряду с финансовым эффектом, также учитывать и их социальную значимость.

оптимизация денежного потока. Функциями этого управления является формирование входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизация по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов. Эта задача решается путём эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечения синхронизации объёмов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности оборотных активов. Одним из результатов такой оптимизации является минимизация среднего остатка свободных денежных активов, обеспечивающая снижение потерь от их неэффективного использования и инфляции. В данном случае, необходимо помнить о том, что субъектам естественной монополии законодательно запрещается вкладывать свободные денежные средства в ценные бумаги.

управление финансовыми рисками. В процессе реализации этой функции выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия; осуществляется оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных финансовых потерь в разрезе отдельных операций и по хозяйственной деятельности в целом; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию

обеспечение максимизации прибыли предприятием при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация прибыли достигается за счёт эффективного управления активами предприятия, привлечения в хозяйственный оборот заёмных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности. При этом, для достижения целей экономического развития предприятие должно стремиться максимизировать чистую прибыль, остающуюся в его распоряжении, что требует осуществления эффективной налоговой, амортизационной, а в случае с предприятиями - естественными монополистами ещё и тарифной политики. Объём прибыли у субъектов естественной монополии ограничивается уровнем рентабельности, закладываемым в рассчитываемые тарифы, как наценка к затратам. Поэтому для предприятий - субъектов естественной монополии - важно определять такой допустимый уровень прибыли, который позволил бы им эффективно функционировать и улучшать качество оказываемых услуг.

обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Если уровень прибыли предприятия задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска, обеспечивающего получение этой прибыли. Такая минимизация может быть обеспечена путём диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфелем финансовых инвестиций; профилактикой и избежанием отдельных финансовых рисков, эффективными формами их внутреннего и внешнего страхования (для предприятий - естественных монополистов данные меры не приемлемы).

Функционирование субъектов естественной монополии связано со следующими видами рисков:

инфляционный риск (получаемая доходность составляет 5-7%, а уровень инфляции - 10%, т.е. издержки производства превышают доходы);

технические риски (риски при внедрении новых технологий, риски потерь в результате сбоев и поломок оборудования);

коммерческие риски (риски, связанные с платежеспособностью покупателей) и т.п. Политика управления на предприятиях сферы естественных монополий должны разрабатывать меры по предупреждению данных видов рисков и мероприятия по их минимизации.

обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объёмах формирования финансовых ресурсов за счёт различных источников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей.

антикризисное финансовое управление. Функциями такого управления являются постоянный мониторинг финансового состояния предприятия с целью своевременного диагностирования симптомов финансового кризиса; определение масштабов кризисного состояния предприятия и факторов его вызывающих; определение форм и методов использования внутренних механизмов антикризисного финансового управления предприятием, а при необходимости - форм его внешней санации или реорганизации.

Основные функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием рассмотрены в наиболее агрегированном виде. Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики предприятия как объекта финансового управления и основных форм его финансовой деятельности. С учетом осуществления такой конкретизации на каждом предприятии строится многоуровневая функциональная система управления финансовой деятельностью.

Деятельность предприятий, относящихся к сфере естественных монополий, регулируется государством с помощью антимонопольного законодательства, центральное место в котором отводится тарифным методам.

В мировой практике регулирование деятельности предприятий сферы естественных монополий в области ценообразования происходит в соответствии с двумя моделями (рис. 2): в основе первой лежит регулирование нормы прибыли, второй - регулирование тарифов.

Рисунок 2 - Зарубежный опыт регулирования ценообразования в сфере естественных монополий

естественная монополия финансовый менеджмент

Таким образом, все задачи финансового менеджмента тесно связаны с проводимой на предприятии тарифной политикой, ведь величина тарифа оказывает непосредственное влияние на прибыль, получаемую предприятием - основного источника собственных финансовых ресурсов, за счёт которого осуществляются все виды деятельности предприятий-субъектов естественных монополий. В экономически развитых странах наиболее приемлемой считается практика регулирования тарифов без жёстких ограничений нормы прибыли.

В Российской Федерации процесс управления монопольными образованиями продолжает формироваться и предусматривает комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности. Одним из основных направлений государственного регулирования естественных монополий является ценовое или тарифное регулирование, например, метод коэффициентов изменения цен, который активно использовался за годы реформ. В основу этого метода положен принцип корректировки цен на продукцию естественных монополий в соответствии с общим уровнем инфляции.

Ценовая политика является одним из ключевых инструментов регулирования эффективности взаимоотношений предприятия-монополиста с государством и обществом в целях успешного социально-экономического развития страны. Для таких предприятий используют методы затратного ценообразования: метод валовой прибыли; метод переменных затрат; метод рентабельности продаж (издержки плюс прибыль); метод рентабельности активов и др. Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в модернизацию существующей и создание новой инфраструктуры предполагает использование в ценообразовании метода рентабельности активов или метода параметрического ценообразования, которые «фиксируют» необходимую рентабельность капитала и норму реинвестиций. Тарифная практика тесно связана с ценовой политикой.

Заключение

Таким образом, монополия - это единоличное право на владение, будь то предприятие или какой-либо вид деятельности; присутствие только одного «хозяина» в данной сфере; установление своих правил на какой-то определенной территории, в каком-либо вопросе.

Актуальность данной темы во многом предопределяется той ролью, которую монополии играют в экономике.

Особое место, при этом занимает естественная монополия. Роль естественной монополии в национальной экономике заключается как в том, что они обеспечивают более низкие издержки ведения определенной деятельности, так и в том, что, будучи крупными, по размеру, компаниями и единственными операторами в какой-либо сфере, способны аккумулировать значительные ресурсы для реализации общественно важных проектов с длительными сроками окупаемости.

Для естественной монополии характерны следующие признаки: чаще всего, это отрасли производственной инфраструктуры, имеющие уникальную технологию, требующую значительных первоначальных инвестиций; на производимую ими продукцию наблюдается устойчивый неэластичный спрос; в связи с экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками отсутствует конкуренция; субъектами естественной монополии производится продукция общественного (коллективного) характера.

Для предприятий сферы естественных монополий характерен ряд особенностей, которые учитывают при формировании системы управления их финансовой деятельностью. Специфика предприятий - субъектов естественной монополии - накладывает определённые ограничения на решаемые финансовым менеджментом цель и задачи.

Основной целью финансового менеджмента подобных предприятий является не максимизация рыночной стоимости предприятия, а осуществление какого-либо вида деятельности (миссии), направленного на решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства.

Выделяют две основные группы задач, решаемые финансовым менеджментом:

) функции финансового менеджмента как управляющей системы, - состав этих функций в целом характерен для любого вида менеджмента, хотя и должен учитывать его специфику;

) функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием, - состав этих функций определяется конкретным объектом финансового менеджмента.

В Российской Федерации процесс управления монопольными образованиями продолжает формироваться и предусматривает комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности. Одним из основных направлений государственного регулирования естественных монополий является ценовое или тарифное регулирование.

Список используемых источников

О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ от 21.08.1995. - № 34. - Ст. 3426.

Борисова Т.Б. Особенности финансового менеджмента на предприятиях-субъектах естественных монополий / Т.Б. Борисова, Г.А. Конопьянова // Вестник КАСУ. - 2006. - № 4. - С. 121.

Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. - М.: РАГС, 2005. - 834 с.

Латыговская Т.П. Основы финансового менеджмента. Оплата труда персонала: учебное пособие / Т.П. Латыговская - Томск: ТПУ, 2013. - 164 с.

Левкина Е.В. Микроэкономика / Е.В. Левкина. - М.: Аллель, 2010. - 64 с.

Матуленко М.А. Пути реформирования предприятий инженерной инфраструктуры - субъектов естественных и технологических монополий // Экономика и управление: Сборник научных трудов. Ч. 3 / М.А. Матуленко, Г.Р. Хакимова и др.; под ред. А.Е. Карлика. - СПб.: СПбГУЭФ, 2010. - С. 10.

Менеджмент организации: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 304 с.

Продченко И.А. Теоретические основы финансового менеджмента. Учебно-методический курс / И.А. Продченко. - М.: МИЭМП, 2012. - 124 с.

Тюрина А.Д. Микроэкономика. Конспект лекций / А.Д. Тюрина. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!