Приватизация и ее значение для российской экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,35 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приватизация и ее значение для российской экономики

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского"

Дзержинский филиал

Направление подготовки "Экономика"




Курсовая работа

по дисциплине Микроэкономика

Приватизация и ее значение для российской экономики


Выполнил: студент 1 курса очной формы обучения

(гр.3-Б11ЭК/18)

Жирнова Владислава Сергеевна

Проверил:

к. э. н., доцент Виноградова Анна Владимировна





Дзержинск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теория приватизации

1.1 Разгосударствление и приватизация

1.2 Сущность приватизации

1.3 Формы и способы приватизации

1.4 Этапы приватизации

Глава 2. Особенности приватизации в России

2.1 Понятие приватизации в России

2.2 Цели российской приватизации

2.3 Государственная программа приватизации России

2.4 Ваучерный этап приватизации в России

2.5 Денежный этап приватизации в России

2.6 Итоги приватизации государственной собственности России

2.7 Оценка приватизации в России

Глава 3. Последствия и перспективы приватизации в России

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Просматривая множество тем и статей по экономической жизни современной России для выбора темы курсовой работы, меня заинтересовал вопрос о приватизации государственной собственности в Российской Федерации. В большей или меньшей степени этап приватизации в России затронул и каждую российскую семью, каждого гражданина. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие "приватизация", его соотношение с категориями "частная собственность", "разгосударствление". Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных, а также нерешенных проблем, как методологического, так и прикладного характера, так как процесс приватизации в России, как и в любой другой стране, затрагивает все сферы деятельности общества, выступает как необходимый элемент экономической стабильности страны. Поэтому, решение этих проблем путём анализа и сопоставления с моральными проблемами, касающимися публичной сферы жизни, её ценностями, помогут определить, а что получит страна и конкретно каждый человек через некий промежуток времени.

Целью данной работы является исследование приватизационного процесса в экономике Российской Федерации. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

·на основе анализа литературы обозначить основные черты приватизационного процесса Российской Федерации;

·изучить историю и основные направления приватизации в Российской Федерации;

·подвести итоги процесса приватизации в Российской Федерации;

·дать оценку приватизационному процессу Российской Федерации на основе высказываний научных работников и представителей власти.

Глава 1. Теория приватизации

1.1 Разгосударствление и приватизация

Разгосударствление - процесс упразднения роли государства в экономической сфере за счет передачи полномочий государственных органов предприятиям. Этот процесс состоит из 4 взаимосвязанных аспектов: приватизации, снижения доли национального продукта, перераспределяемого через бюджет, увеличения самостоятельности государственных предприятий, ликвидации государственной монополии внешней торговли. Существуют различные признаки, по которым классифицируют, выделяют формы разгосударствления:

§допуск к приобретению собственности только сотрудников или всех желающих;

§осуществление механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков;

§техника продаж;

§видоизменение организационных структур предприятий;

§степень участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации.

Каждая из форм разгосударствления может осуществляться различными способами:

§либерализацией рынков (свободный доступ новых конкурентов, расширение производства, переориентация рынков сбыта, поощрение малого бизнеса, свободное проникновение иностранного капитала, нет изменения государственной собственности);

приватизация российская экономика разгосударствление

§стимулированием создания и расширением сферы деятельности смешанных предприятий (льготное налогообложение, особый режим кредитования);

§созданием для государственных предприятий рыночных условий функционирования (сокращение государственных субсидий, взимание банковской задолженности, отмена налоговых льгот);

§денационализацией (переход собственности к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам, частным лицам)

Как и любой другой процесс, разгосударствление обладает некоторыми особенностями: оно совершается на добровольных началах, без принуждения; поддерживает интересы государства и населения; создает интерес к приобретению имущества в частную собственность с целью распоряжения им и извлечения прибыли трудовыми коллективами и гражданами; открыта, доступна, свободна информация об этом процессе. При этом данные принципы, в свою очередь, опираются на следующие критерии: сокращение государственного заказа, увеличение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, обеспечение экономической ответственности.

Процесс упразднения роли государства в экономической сфере идет двумя путями: через самоуправление или через приватизацию.

Первый путь характеризуется: хозяйственной самостоятельностью, присутствием черт групповой собственности, избавлением от тотального контроля государства, усилением мотивации к эффективной хозяйственной деятельности, основана на хозяйственных результатах предприятия, усиливает заинтересованность трудового коллектива в увеличении текущих доходов предприятия, зарплата - элемент дохода, а не затрат производства, по этому пути пошли Югославия и Польша.

Второй путь отличен от первого: здесь собственность государства передается физическим или юридическим лицам, что усиливает конкурентность экономической сферы. Основным результатом приватизации является появление новой системы собственности.

1.2 Сущность приватизации

Приватизация - продажа или безвозмездная передача государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. В иностранной литературе под ней понимают переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную; полную продажу государственных предприятий частным лицам; продажу части активов; передачу функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Процесс приватизации может проходить лишь с участием субъектов и объекта, без них он был бы невозможен. Объект приватизации - то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано. За исключением:

.земли;

2.природных ресурсов;

3.государственного и муниципального жилищного фонда;

.государственного резерва;

.государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории государства;

.культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками;

.имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений;

.государственного и муниципального имущества, записанного в судебном решении, акций, идущих на покрытие долгов акционерного общества.

Субъекты приватизации включают в себя любых физических и юридических лиц, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, юридических лиц, в уставном капитале которых доля государства превышает 25 %, собственников государственного и муниципального имущества. При этом субъекты ставят перед собой следующие цели: повысить результативность функционирования хозяйства, увеличить, повысить доходы бюджета государства за счет реализации предприятий частным владельцам, обеспечить социальный мир, перераспределить экономический базис власти.

Также установлен ряд принципов приватизации государственного имущества: признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; передача в собственность физических или юридических лиц государственного имущества лишь на возмездной основе (т.е. за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество); самостоятельность органов местного самоуправления в принятии решений и осуществлении приватизации муниципального имущества; реструктуризация и разрушение неоправданных монополий; постепенный характер; учет национальной безопасности; совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев; обоснованность, публичность, доступность народному контролю.

Из всего рассмотренного выше, не менее важную роль в сущности приватизации имеют модели, цели и этапы приватизационного процесса.

На сегодняшний день существует две основные модели приватизации:

.бесплатная (дает стимул для увеличения производительности труда, экономию затрат, рациональное использование ограниченных ресурсов, наделение всех граждан приватизационными чеками - ваучерами);

2.платная (продажа государственной собственности, приобретение предприятием эффективного собственника, увеличение доходов бюджета).

При этом выделяют четыре основных цели приватизации:

.экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства);

2.фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки);

.социальная (обеспечение социального мира);

.перераспределение экономических основ власти.

Процесс приватизации любого предприятия состоит из нескольких ступеней (стадий):

§Предпродажный анализ и оценка предприятия (анализ стратегии и оценка предприятия; определение мероприятий по преобразованию структуры и разделению предприятия; распознавание потребности в капитале, технологиях, обучении; анализ вероятных (возможных, допустимых) покупателей; установление методов продажи; формулирование критериев проведения торгов, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, гарантирующие объективность, независимость и ясность, очевидность, бесспорность, понятность, недвусмысленность соответствующих процедур; создание, основание, организация комиссии по оценке поступающих предложений).

§Приготовление предприятия к продаже (выполнение, совершение, осуществление, проведение необходимых мероприятий по преобразованию структуры; разделение предприятия; проведение кадровых перестановок).

§Маркетинг (организация рекламы, издание, изготовление информационных брошюр, объявлений, призванных вызвать интерес возможных, вероятных покупателей; выполнение, осуществление национальных или международных торгов).

§Оценка предложений (анализ, обзор всех поступающих предложений комиссией по проведению торгов; осуществление, выполнение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами).

§Заключение договора (подготовка текста стандартных договоров).

1.3 Формы и способы приватизации

Как правило, процесс приватизации имеет определенные, четко установленные формы и способы осуществления этого процесса.

Отмечают различные способы продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц: акционирование (видоизменение, превращение предприятий в ОАО, с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп взятого в аренду имущества; банкротство, несостоятельность (операция, употребляемая, используемая по отношению к должнику, обращенная, ориентированная на оценку его финансового состояния, выработку мер по изменению такого состояния). При этом имеются и используются разноплановые, многообразные критерии выбора способа приватизации: отраслевая принадлежность и размер, величина ("масштаб") предприятия, учет принципов социальной справедливости и первенства, преимущества трудового коллектива, разгосударствление, обязательность, непременность сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, прибыльность предприятия, привлечение инвестиций.

В зависимости от способа приватизации описывается несколько форм продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц:

. формальная - перевод государственного предприятия в частноправовую форму в порядке общей или частной преемственности;

. реальная - государственное предприятие реализуется частным стратегическим вкладчиком, включает четыре разновидности: продукция или услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией или услугами других предприятий, "контрактная система" - частное лицо оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые используются напрямую населением; "концессионная модель" - частная фирма предоставляет людям платные услуги; "чековая модель" - государство распределяет оплачиваемые, субсидируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми осуществляются расчеты с любыми поставщиками;

. открытый и ограниченный тендер - обширный диапазон вероятных, возможных вкладчиков, при выборе инвестора стоимость не имеет первостепенного значения, наблюдается иногда существенный, крупный приток капитала;

. аукцион - продажа фирмы по максимальной стоимости, не исследуются особенности или профиль инвесторов;

. прямая продажа - ведение переговоров непосредственно с отдельными вкладчиками, точное измерение, установление фактической, действительной стоимости фирмы;

. специализированный аукцион - распродажа акций на открытых торгах, когда все победители получают акции ОАО по общей стоимости за одну акцию, свободен, доступен для любого, если принял участие всего один участник, то признается неудавшимся. При вычислении общей стоимости рассматриваются денежные средства соперников, все акции, выставленные на аукцион, при этом данная стоимость не должна быть меньше начальной цены;

. конкурс - распродается государственное или муниципальное имущество с осуществлением определенных требований, право приобретения данного имущества принадлежит тому, кто предложил максимальную цену, свободный, общедоступный, предложения о стоимости имущества подаются участниками в запечатанных конвертах, если принял участие только один участник, то признается неудавшимся;

. продажа посредством публичного предложения - употребляется, когда аукцион по распродаже указанного имущества был признан неудавшимся. Характерна открытая форма подачи предложений о приобретении имущества, стоимость изначального предложения устанавливается не ниже стартовой цены, цена отсечения составляет 50 процентов начальной стоимости, происходит последовательное снижение стоимости первоначального предложения до цены отсечения, предложения о приобретении имущества заявляются участниками поднятием их карточек;

. продажа без объявления цены - употребляется, когда распродажа имущества посредством публичного предложения не удалась, при этом не сообщается о начальной стоимости. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество максимальную цену, в случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

1.4 Этапы приватизации

Стержнем рыночных преобразований в большинстве стран Европы, а также в России, явилась приватизация, или передача государственной собственности в частные руки с целью последующего формирования на ее основе частных или смешанных структур.

Выделяют три этапа приватизации: стихийную, ваучерную и денежную.

.Стихийная (спонтанная) приватизация - 1990-1992 гг., фактическая приватизация государственной собственности, нелегальная, несанкционированная государством, не узаконенная, а также не регламентируемая. Данный этап приватизации осуществлялся до принятия программ государственной приватизации.

2.Ваучерная приватизация - 1992-1996 гг., вводилась система приватизационных чеков (ваучеров). Ваучер (приватизационный чек) - государственная ценная бумага, предназначенная для обмена на активы государственных предприятий, передаваемых в частные руки в процессе приватизации. Выпуск ваучеров производится лишь на основании указов, постановлений правительства; они действительны в течение ограниченного времени с момента их выпуска (3 года); имеют номинальную стоимость; продаются и покупаются гражданами свободно, вкладываются в акции предприятий, которые приватизированы, передаются другим лицам. Цена приватизационных чеков определяется по соглашению сторон. Ваучер выступал гарантом общественной поддержки и баланса интересов в процессе приватизации, гарантом скорости приватизации при отсутствии реальных денежных инвесторов. Создавались чековые инвестиционные фонды, осуществляющие свою деятельность по лицензиям. Они скупали акции предприятий и покупали/продавали чеки (ваучеры). В Чехии и Словакии ваучеры обменивались на акции предприятий или инвестиционных фондов. Данный этап завершился: в Европе - инвестиционные фонды остаются, но как собственники бывшего государственного имущества, в России - они исчезают путем продажи ваучеров.

.Платная приватизация (в Европе, в России - денежная) - с 1995 г. - оказалась связана с острым бюджетным кризисом, который вызван не реформируемостью бюджетной сферы, сохраняются государственные обязательства перед промышленной (производственной) и социальной сферами, а налоговая база и организация сбора налогов не дают в полной мере профинансировать эти сферы. Поэтому, начиная с 1995-96 гг., страны Европы начали приватизировать крупные объекты энергетики, тяжелой промышленности, транспорта. Главной трудностью было привлечение покупателей к этим объектам, которые оказались убыточны, отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием, избыточной занятостью. На продажу были выставлены электростанции, сети энерго - и газоснабжения, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций, национальные авиакомпании, машиностроительные предприятия (в Болгарии, Чехии, Польше, Румынии, Венгрии). В Болгарии стала возобновляться"схема Брэйди" - продажа государственной собственности зарубежным инвесторам и проведение экологических мероприятий в счет погашения внешнего долга. На этом этапе государства поощряли создание крупных промышленно-финансовых структур. В России акции предприятий продавали за деньги, но не массово и не единовременно, а постепенно и равномерно, выставляя пакеты акций на денежные аукционы, что давало бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний, при этом ставились две основные цели: пополнение государственного бюджета и инвестиционная поддержка приватизированных предприятий, а "недочетами" при этом оказалось то, что в конце ваучерной приватизации были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных компаний (цель - оживление затухавшего спроса), появился рынок государственных ценных бумаг (серьезная альтернатива для вложений), а также на первый план вышли поступления в бюджет из-за низких темпов денежной приватизации.

Глава 2. Особенности приватизации в России

2.1 Понятие приватизации в России

В России на протяжении многих десятилетий не существовало такого понятия, как "частная собственность", особенно в отношении недвижимого имущества. Конечно же, каждый гражданин страны обладал определенным набором благ, но он был, как правило, ограничен по составу. Вместо понятия "частная собственность" использовалось другое, более подходящее к идеологии социалистического равенства - "личное имущество". Оно подразумевало под собой (по отношению к большинству граждан страны) обстановку квартиры, личные вещи, иногда - машину и дачу, но никто не владел в полной мере правом на основную собственность, на котором основана вся современная рыночная система, - правом на недвижимость.

Переход Российской экономики на рыночные рельсы был бы совершенно невозможен без введения в стране права на частную собственность. Именно с этой целью в России провели реформы. В 1992-1993 гг. всему населению России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тыс. рублей (в ценах 1984 г.) путем выдачи ваучеров (приватизационных чеков), которые можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий. Но ваучерная приватизация оказалась малоуспешной для России, так как в результате скупки приватизационных чеков по низким ценам и всевозможных спекуляций большая часть промышленных предприятий по мизерным ценам перекочевала в руки бывшей номенклатуры, директоров заводов и воротил теневого бизнеса.

Именно поэтому, после неудавшийся ваучерной приватизации был выбран более разумный путь для передачи жилья в частную собственность. Каждый человек, который занимал определенную жилплощадь (один или с семьей), получил право перевести ее в собственность и распоряжаться затем этой собственностью по своему усмотрению.

Основанием для начала приватизации жилья стал Закон РФ от 4 июля 1991 г. за № 1541 - 1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Несмотря на то, что за прошедшие годы в него было внесено много изменений, дополнений и уточнений (см. Приложение 1), передача квартир в собственность граждан стала реально выполнимой.

Тем самым можно отметить, что стержнем рыночных преобразований в России, как и в большинстве стран Восточной Европы, явилась приватизация.

Приватизация в России - процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР). Приватизацию связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность:

§предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;

§материальных и нематериальных активов предприятий;

§долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);

§принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

При этом объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.

Как процесс изменения отношений собственности, приватизация привела к изменению самой природы российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.

2.2 Цели российской приватизации

В России начала 90-х годов в условиях шоковой терапии процесс приватизации осуществлялся в особо ускоренном темпе. Он жестко направлялся государством в лице государственного комитета по управлению имуществом, готовившего ежегодные правительственные программы приватизации на основе Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991), а также указов Президента Российской Федерации.

Основными целями Российской приватизации в 1992 г. были:

§повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

§создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

§привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

§содействие процессу финансовой стабилизации РФ;

§создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993-1994 гг.

Необходимо отметить, что цели российской приватизации, во многом были противоречивы и не учитывали сложившейся ситуации в стране, а также социального положения граждан России.

2.3 Государственная программа приватизации России

"Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год" была утверждена Постановлением Верховного Совета Федерации от 11.06.92. В данной программе, которая была разработана в соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года, были установлены цели, задания и порядок приватизации в 1992 году, а также определены ограничения в этой области.

Государственная программа приватизации на 1992 год поставила цели формирования слоя частных собственников, повышения эффективности предприятий, социальной защиты населения и развития социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации, содействия финансовой стабилизации, создания конкурентной среды и демонополизации, привлечения иностранных инвестиций, создания условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации.

В программе была дана классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации в 1992 году. Все предприятия были поделены на три основные группы:

.объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации (недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние и т.п.);

2.объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация (торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.);

.объекты, которые остались в собственности государства (топливно-энергетический комплекс, гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости);

Программа Российской приватизации предусматривала систему именных приватизационных счетов (чеков), а также денежную приватизацию.

§мелкие предприятия со среднесписочной численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года менее 1 миллиона рублей подлежали продаже на аукционе (по конкурсу) в соответствии с требованиями программы;

§предприятия со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 миллионов рублей должны были приватизироваться путем их преобразования в акционерные общества открытого типа;

§остальные предприятия могли быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями программы.

В 1992 году Программа предусматривала использование следующих способов приватизации:

продажу акций акционерных обществ открытого типа;

продажу предприятий на аукционе;

продажу предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников);

продажу предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги);

продажу имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий;

На основании заданий Государственной программы приватизации комитеты по управлению государственным имуществом в республиках и областях разрабатывали местные программы приватизации и прогнозировали поступления средств от приватизации в бюджеты разных уровней.

В Государственной программе приватизации России также были установлены: расчетные показатели по приватизации для органов государственной власти и управления; нормативы распределения средств от приватизации в 1992 году и прогноз их поступлений в 1992 - 1994 годах; способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации; условия кредитования приватизации; порядок взаимоотношений государственных органов по приватизации между собой, с другими органами государственного управления и бюджетами всех уровней; требования к местным программам приватизации.

Для последующего развития Государственной программы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов.

В частности, указ президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", а также указ президента Российской Федерации от 14 октября 1992 года "О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации". Эти указы предусматривали, наряду с деньгами, использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации.

Всего за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 миллиардов рублей.

2.4 Ваучерный этап приватизации в России

Первый этап приватизации - это ваучерная приватизация, которая охватила период 1992-1994 гг. В конце лета 1992 года президентом страны был утвержден указ "О введении системы приватизационных чеков в РФ".

На сегодняшний день многих интересует вопрос: "Можно ли было выбрать другую схему приватизации, например, продажу государственной собственности?". Ответом, конечно же, будет: "Нет", так как население не располагало денежными средствами для покупки предприятий, поэтому платная приватизация растянулась бы на долгие годы. Между тем в условиях острой политической борьбы первой половины 1990-х годов было очень важно быстро изменить структуру собственности, чтобы не допустить возврата к старой экономической системе.

В 1992-1993 годах всем гражданам России безвозмездно предавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тыс. рублей (в ценах 1984 г.) путем выдачи ваучеров (приватизационных чеков).

Ваучеры - это приватизационные чеки на предъявителя, которые бесплатно получило все население России.

На специализированных чековых аукционах владельцы ваучеров могли обменять их на акции любых приватизируемых крупных и средних предприятий. Количество акций, получаемых на один ваучер, определялось количеством желающих вложить свои приватизационные чеки в акции данного предприятия, а также размерами пакета акций, выделенного для обмена на ваучеры.

Приватизационные чеки можно было не только обменять на ваучеры, но и купить ценные бумаги инвестиционных фондов, которые создавались для приобретения крупных пакетов акций приватизационных предприятий.

Наконец, приватизационные чеки можно было просто продать на рынке. Право продажи чеков с 1 октября 1992 года было предоставлено гражданам президентским Указом, хотя Законом Российской Федерации "Об именных приватизационных счетах и вкладах" (1991 г.) предполагалось использование приватизационных счетов без права продажи.

Класс новых собственников в процессе ваучерной приватизации формировался за счет региональной и отраслевой номенклатуры, директоров государственных предприятий, трудовых коллективов, новых предпринимателей - выходцев из различных слоев населения, которые сумели за короткое время накопить денежный капитал, так называемых бюджетников. Участие последних, однако, было жестко ограниченно отсутствием синхронности в выпуске ваучеров и акций под них, что усугублялось гиперинфляцией начала 90-х годов и обесцениванием вследствие этого ваучеров. К тому же в свободную продажу поступило акций значительно меньше 29%, предусмотренных соответствующим указом президента 1993 года.

Приватизация большинства предприятий проходила по одной из трех моделей. Первая модель предусматривала передачу работникам (трудовому коллективу) 25% привилегированных акций, льготную продажу работникам еще 10% обыкновенных акций и возможность приобретения менеджерами еще 5% обыкновенных акций. По второй модели работники имели право прибрести 51% акций. Согласно третьей модели, группа менеджеров получала 30% акций предприятия после выполнения определенных обязательств перед государственными органами приватизации по инвестированию в предприятие, избавлению его от безнадежной задолженности и т.п. На 70-75% предприятий трудовые коллективы выбрали вторую модель, которую еще называли "инсайдерской".

Инсайдеры - члены трудового коллектива или администрации предприятия, реализующие права собственности во время приватизации и после нее. (В отношении "внешних собственников", т.е. покупателей "со стороны", применяется термин "аутсайдеры"). Таким образом, формальными собственниками большинства приватизационных предприятий стали его работники, включая администрацию.

Итак, полученные населением ваучеры использовались следующим образом: при закрытой подписке на акции своих предприятий, при участии в чековых аукционах, при покупке акций у чековых инвестиционных фондов (ЧИФы), а также около 25% ваучеров поступило в свободную продажу.

В результате ваучерной приватизации право собственности и хозяйствования сосредоточилось в Российской экономике в руках трудовых коллективов и директоров. Так, на начало июля 1994 года пакет акций приватизационных предприятий распределился следующим образом: трудовой коллектив - 52%, фабрично-заводская администрация - 14,2%, крупные внешние инвесторы - 11,5%, мелкие акционеры - 8,2%, государство - 14,1%. Стартовая структура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры - около 66%, аутсайдеры - 20%, государство - 14,1%. Как и ожидалось, возобладала инсайдерская модель акционирования, но она оказалась крайне неэффективной, так как инсайдеры не располагали собственным инвестиционным потенциалом, что ставило под сомнение устойчивость обретенного ими статуса собственника. Ситуация была усугублена для них прекращением государственного финансирования и недоступностью кредита в условиях гиперинфляции. Вследствие всех этих обстоятельств последующий передел акций в пользу аутсайдеров оказался неизбежным.

К завершению ваучерного этапа приватизации в России было приватизировано 40% общего числа государственных предприятий, появилось около 40 млн. акционеров.

2.5 Денежный этап приватизации в России

Переход ко второму этапу приватизации - денежному - был утвержден указом президента от 22 июля 1994 г. "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г".

В отличие от ваучерного, на денежном этапе приватизации были достаточно четко сформулированы цели. Таким образом, в первые годы денежная приватизация была направлена на достижение следующих целей:

§дальнейшее разгосударствление экономики;

§привлечение инвесторов в реальный сектор экономики;

§реструктуризация макроэкономической структуры;

§пополнение доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации.

Денежная приватизация осуществлялась лишь на основе проведения инвестиционных конкурсов и специальных денежных аукционов.

Особенностью данного этапа приватизации документально была определена в ориентации на "пополнение" бюджетов различных уровней, формирование крупных частных собственников. По имеющимся оценкам, продажа предприятий осуществлялась по мизерной стоимости, в результате чего собственность переходила в "известные руки" по ценам значительно ниже их фактической стоимости.

Так, в середине 90-х годов по инициативе представителей крупного денежного капитала, сформированного буквально за несколько лет преимущественно путем развертывания весьма прибыльной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности, было проведено 12 залоговых аукционов, представлявших собой сочетание инвестиционного конкурса и аукциона. Их проведение, по большей части, носило вынужденный характер, и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положением государства, обремененного огромными долгами, составляющими на тот период порядка 70% годового ВВП. Суть залоговых аукционов состояла в том, что Правительство РФ получало кредит под свой пакет акций сроком до трех лет и под минимальную процентную ставку в 6% годовых. Кредиторы, в свою очередь, брали на себя обязательство погасить задолженность предприятий в бюджет и по заработной плате. После истечения срока залога государство возвращало кредит или же выставляло пакет акций на продажу. Фактически не один кредит не был возвращен, а большая часть акций была передана в частные руки. Произошел своеобразный обмен акций на кредиты. Все 12 выставленных на аукцион объектов приобрели реальных собственников, из чего следует, что тем самым был сформирован незначительный слой собственников, который в конце XX века стал называться олигархическим. Самым важным фактором победы олигархов в этой борьбе с потенциальными претендентами, обладавшими не меньшими капиталами, явилась их особая близость к властным структурам РФ.

Так называемые "новые собственники" или же олигархи обеспечили эффективное функционирование данных предприятий и погасили их задолженность по налогам и заработной плате. К числу этих объектов относятся наиболее прибыльные предприятия РФ: это НК "Лукойл", НК "Сургутнефтегаз", НК "ЮКОС", НК "Сибнефть", НК "Сиданко", металлургический гигант "Норильский никель", Челябинский металлургический завод АО "Мечел", ОАО НЛМК, а также АО "НАФТА-Москва", Новороссийское и Мурманское морские пароходства и Северо-Западное речное пароходство.

Из этого можно сделать вывод о том, что ваучерная приватизация оказалась для России малоуспешной, так как в ходе денежной приватизации она претерпела довольно глубокие изменения. Так, доля трудового коллектива в акциях упала уже к 1997 году с 52% до 15-20%. Аутсайдеры, накопившие за короткие сроки, к середине 90-х годов довольно высокий денежный капитал, потеснили инсайдеров и оказались главными действующими лицами этапа денежной приватизации.

Переход к денежному этапу приватизации ограничил количественные показатели приватизации и определил тенденцию к завершению процесса приватизации в России.

2.6 Итоги приватизации государственной собственности России

Приватизацию государственной собственности в России можно назвать классическим примером того, как правильные с точки зрения экономической теории действия привели к довольно плачевным для страны политическим последствиям. Как правило, считается, что продажа государственной собственности приводит к более эффективному распределению ресурсов среди населения, но на деле так выходит далеко не всегда, и Российская приватизация тому подтверждение.

Российская приватизация 1990-х годов привела к возникновению группы крупных собственников, которые смогли из этого процесса извлечь личную выгоду.

Сформировавшийся к середине 90-х годов слой собственников, который в конце XX века стал называться олигархическим, получил доступ к ключевым активам. В итоге это привело к тому, что неравенство в стране выросло, а общество стало ассоциировать любое упоминание о политических и экономических реформах с очередным переделом собственности.

§Летом 1991 года основой экономической программы президента страны Бориса Ельцина было проведение радикальных рыночных реформ. Среди этих реформ была и приватизация - передача основных активов государственной собственности СССР в частные руки.

§Весной 1992 года началась продажа небольших компаний, все население страны получило право бесплатно приватизировать собственные квартиры. В конце 1992 года "отец приватизации" Анатолий Чубайс приступил к продаже крупных активов, а россияне безвозмездно получили часть государственной собственности, путем выдачи ваучеров.

§Номинал одного ваучера составлял 10 000 рублей (в ценах 1984 года). В обмен на ваучеры крупные и средние предприятия должны были выставлять на аукцион не менее 29% акций. Приватизационные чеки (ваучеры) можно было продать, обменять на акции чекового инвестиционного фонда (и ежегодно получать доход) или на акции предприятий. К январю 1993 года ваучеры получили 97% населения.

§В декабре 1992 года был проведен первый чековый аукцион. Их общее число составило приблизительно 14 000. Но все же, в большинстве случаев акции предприятия получало руководство этого же предприятия, так как закон допускал получение работниками предприятия 51% акций, то есть контрольного пакета.

§Самым важным и самым драматическим этапом приватизации, с точки зрения последствий для всего населения страны, стали залоговые аукционы 1995 года. В результате залоговых аукционов госпакеты в 12 компаниях, таких как: НК "Лукойл", НК "Сургутнефтегаз", НК "ЮКОС", НК "Сибнефть", перешли в собственность коммерческих банков.

§По схеме залоговых аукционов правительство получало кредит у банков, передавая им во временную собственность пакеты акций. В том случае, если долг не был возвращен до сентября 1996 года, государственные пакеты акций переходили в собственность банков. Именно это и произошло. Таким образом, залоговые аукционы положили старт возникновению в России класса олигархов, которым ключевые активы страны достались за мизерную стоимость и при крайне спорных обстоятельствах.

§Но наряду с возникновением класса олигархов в стране не удалось создать класс мелких собственников, владеющих скромными долями в российских компаниях. Это исходило из того, что в 1994 году работникам принадлежало 50% российских предприятий, но уже к 1999 году эта цифра упала до 36%. А к 2005 году 71% средних и крупных компаний имели лишь одного владельца, которому и принадлежала как минимум половина акций.

Если рассматривать российскую приватизацию только как экономическое явление, то эффект от нее можно считать позитивным, даже несмотря на концентрацию собственности в руках олигархов, так как в целом российская экономика получила толчок к развитию за счет привлечения новых инвестиций в приватизированные сектора. Владельцы переданных в частные руки компаний вкладывали в их развитии сотни миллионов долларов, тем самым обеспечив эффективное функционирование данных предприятий и погашение их задолженностей по налогам и заработной плате.

Но если же рассматривать российскую приватизацию с точки зрения политических последствий, то можно сделать вывод о том, что она стала для страны настоящим крахом. По мнению большинства населения России, несправедливое перераспределение доходов в экономике создало благоприятную почву для того, чтобы государство получило возможность тормозить любые последующие реформы и затем смогло запустить обратный процесс, а именно увеличение доли государственного сектора.

Из всего этого стоит сделать вывод о том, что результат приватизации в России можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это формирование крупных собственников, сконцентрировавших в своих руках огромный денежный капитал, но с другой же - это возникновение хаоса в сфере хозяйственной деятельности страны, возникновение монополий криминального характера, расслоение общества, снижение научно-технического уровня производства, появление в стране огромной массы неимущих людей, лишенных работы и средств к существованию. Таким образом, приватизация в России явилась формой первоначального накопления капитала, имеющего во многом те же крайне ожесточенные методы, что и во время развития капитализма. Так как приватизация в России по большей мере носила бесплатный характер, то тем самым она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Именно поэтому приватизация до сих пор так и не стала крупным источником пополнения госбюджета. При осуществлении приватизации в России не был учтен опыт других стран, что и усугубило и без того негативные стороны приватизации. Ежегодные опросы общественного мнения показывают, что наибольшее число граждан негативно относятся к итогам приватизации. Около 80 % россиян считают приватизацию нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают многие исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

2.7 Оценка приватизации в России

Процесс приватизации в России на сегодняшний день получает достаточно неоднозначную оценку, как среди отечественных, так и среди зарубежных экономистов.

Прежде всего, следует выделить три главные особенности Российской приватизации:

§ориентация на сырьевые источники, передачу их в руки частного капитала;

§уход значительно части полученного в ходе первоначально накопления капитала за рубеж, не использование в интересах национальной экономики;

§процессы первоначального накопления капитала осуществлялось при активных позициях государства в приватизационных процессах.

Также достаточно очевидно, что в ходе приватизационного процесса отношения собственности кардинально изменились. Российская экономика стала многоукладной. При этом доминирующие позиции завоевал частный сектор, что являлось одной из важнейших установок реформ. Но повышение удельного веса частной собственности и при этом сокращение государственной не привело к совершенствованию производства, а лишь наоборот способствовало сильному снижению таких параметров, как: технический уровень капитала, обновление, надежность и пр.

Не менее важным является то, что с позиции сегодняшнего дня, исследователи выделяют три основные группы капитала в российской экономике:

.Крупный капитал, который представлен небольшой группой влиятельных олигархов, прежде всего, в добывающей промышленности и банковской сфере. На заседании Всемирного Банка в марте 2004 года отмечалось, что на 23 наиболее крупные промышленные группы приходится треть промышленности и лишь 1/6 часть рабочих мест. Основная часть доходов получается в форме ренты.

2.Капитал в немонополизированных отраслях и сферах, условия деятельности которых приближены к конкурентным.

.Приватизация не привела к созданию широкой сети конкурентоспособных малых предприятий, формирование которых было объявлено приоритетной задачей реформирования. Удельный вес занятых в малом бизнесе сегодня находится на уровне 13%, общей численности работающих. Доля малых предприятий в ВВП в 2002 году составила около 20%. Эта цифра в два раза ниже, чем в среднем на Западе.

.Теневой и криминальный капитал. В теневом бизнесе наряду с мелкими, действуют крупные, а также средние предприятия, ориентированные на получение большого размера прибыли за счет уклонения от налогов и ускоренного накопления капитала. В процессе либерализации экономики теневая и криминальная экономика существенно расширились, превратились в значимые сферы концентрации капитала. По имеющимся данным, в этой сфере находится 40% и более ВВП.

Таким образом, к наиболее существенным негативным оценкам приватизации можно отнести:

§снижение всех параметров жизнедеятельности населения: сокращение рождаемости, увеличение смертности, ухудшение показателей занятости, образования, медицинского обслуживания;

§снижение качественных параметров использования основного капитала (технический уровень, обновление, надежность), структурная перестройка не привела к повышению эффективности деятельности предприятий;

§не достигнута важнейшая стратегическая цель преобразований, а именно, не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

§в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

§В качестве же позитивных оценок выделяют:

§разрушение господства государственной собственности;

§формирование многоукладной экономики, включающей различные типы присвоения - частное, долевое, совместное;

§в известной мере - развитие конкуренции, ориентация на качество;

§тенденции формирования аналогичных для мирового сообщества форм собственности и механизмов управления, что исключительно важно в современных условиях глобализации экономики.

Оценивая последствия Российской приватизации, большинство западных экономистов (Д. Берлинер, М. Голдман, Дж. Гэлбрейт, А. Ноув, М. Олсон, Дж. Стиглиц, Дж. Тобин) осуждают методы ее проведения, ссылаясь на то, что она была несвоевременна. Обосновывая это, они приводили следующие доводы:

Во-первых, процессу приватизации должно было предшествовать создание рыночных институтов, отсутствие которых приводит к возникновению мафиозного капитализма и как следствие к разграблению государственной собственности и ухудшению состояния промышленного производства.

Во-вторых, используемые методы приватизации не учитывали социальную справедливость. Фактически она приняла форму номенклатурной приватизации.

В-третьих, в результате приватизации государство утратило свое регулирующее воздействие на хозяйственную систему, а это привело к ослаблению его экономической роли.

Глава 3. Последствия и перспективы приватизации в России

Процесс приватизации в России носит довольно противоречивый характер, т.е. приватизация имеет, как "плюсы", так и "минусы". К последним относится то, что приватизация в России осуществлялась с многочисленными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к негативным экономическим и социальным последствиям для большинства населения страны.

Отсутствие внешнего государственного контроля за подготовкой и проведением приватизационных конкурсов приводило к многочисленным серьезным нарушениям, связанным с несоблюдением установленных законом процедур по недопущению искусственного занижения цены продаваемых государственных активов, а также к невысокой результативности (выгодности) продаж.

Что касается взаимосвязи приватизации и социально-политической ситуации в обществе, процесс массовой приватизации способствовал росту социальной напряженности в обществе. К причинам этого явления могут быть отнесены: переход предприятий под контроль иностранного капитала и криминальных структур, а также начало массового банкротства бесперспективных предприятий, акции которых были проданы населению от имени государства.

Кроме того подавляющее большинство населения не получило вообще никакого дохода от операций с собственными приватизационными чеками.

В ходе грандиозной операции по уничтожению экономической мощи России или как ее принято называть "приватизация" властные структуры за гроши изъяли у русского народа гиганты индустрии. Можно даже сказать, что они их себе сами продали.

В подтверждение этому, можно привести следующие примеры: завод "Уралмаш" с 34 тысячами рабочих был продан за 3 миллиона 720 тысяч долларов. Челябинский металлургический завод с 35 тысячами рабочих продан за 3 миллиона 730 тысяч долларов. Ковровский механический завод, который обеспечивал оружием всю армию, милицию, спецслужбы, был продан за 2 миллиона 700 тысяч долларов. Челябинский тракторный завод, где 54 300 рабочих мест, продан за 2 миллиона 200 тысяч долларов.

Для сравнения: средняя пекарня в Европе стоит около 2 миллионов долларов, а колбасный завод швейцарского производства - 3,5 миллиона долларов.

От продажи всех гигантов Российской индустрии, стоимость которых по минимальной цене превышает триллион долларов, наша казна получила 7 миллиардов 200 миллионов долларов. При этом за последние пять лет из России за границу было вывезено около 300 миллиардов долларов. При этом ежемесячно продолжают уходить за границу по банковским счетам от двух до четырех миллиардов долларов.

По заключению комиссии Государственной Думы весь Российский приватизационный процесс был проведен под руководством зарубежных спецслужб. Иностранные властные структуры открыто занимали российские правительственные кабинеты. Только в 1992 году по приглашению самого Анатолия Чубайса в Россию прибыло более 200 иностранных консультантов, среди которых кадровый сотрудник Центрального разведывательного управления США Бойл, а также Шаробель, Аккерман, Фишер, Камински, Бокая, Брус и многие другие. Из всех членов комиссии, решавшей стратегические российские вопросы, только двое были гражданами России.

Стоит ли теперь удивляться, что в результате приватизации хозяевами алюминиевой промышленности России стали израильтяне братья Черные, семья Алекперова завладела нефтяной индустрией, а руках Гусинского, Березовского (ныне покойного), Абрамовича, Ходорковского, Малкина сосредоточенны финансы нашей страны.

В результате приватизационного процесса потери России за 1992-1996 года составили примерно девять триллиардов 540 триллионов рублей в ценах 1995 года.

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

В 2003 году на нефтяном рынке Российской Федерации действовали 10 вертикально интегрированных нефтяных компаний, в том числе две компании с участием государства - ОАО "Роснефть" (100% акций находилось в федеральной собственности) и ОАО "НК "Лукойл" (5,9% акций принадлежало государству). В 2003 году в угольной промышленности действовало более 800 предприятий различной организационно-правовой формы собственности, в том числе в ведении Минэнерго России находилось 625 акционерных обществ (с учетом дочерних и зависимых обществ), из них 150 обществ, имеющих федеральные пакеты акций, а также 49 государственных предприятий.

По данным Росимущества, на 1 января 2007 года Российская Федерация являлась собственником имущества 6533 ФГУП, акционером 3997 АО. В 2008 году первоначально планировалось приватизировать 3005 ФГУП, пакеты акций 1000 ОАО, 26 ЗАО и доли в 14 ООО.

Согласно проекту прогнозного плана поступления от приватизации федерального имущества ожидались в 2008 году в размере 10 млрд. рублей, в 2009 и 2010 годах - 8 и 5 млрд. рублей, соответственно.

В ходе подготовки прогнозного плана приватизации количество планируемых к приватизации в 2008 году предприятий уменьшилось до 440 ФГУП (14,6 % от первоначально запланированных к приватизации), 404 ОАО (40,4 %), 10 ЗАО (38,5 %), 12 ООО (85,7 %) и 102 объекта иного имущества.

Вместе с тем в период с 2007 по 2009 год было принято 12 федеральных законов, которыми были внесены изменения в отдельные статьи Закона о приватизации.

Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. является собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 АО.

ноября 2010 г. правительство России утвердило "Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг. "

В августе 2011 г. правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компаний - государство к 2017 г. сохранит в ряде компаний только "золотую акцию".

В июне 2012 года правительство РФ утвердило окончательный план приватизации крупных активов на 2012‑2013 годы и на период до 2016 года.

В 2012‑2013 годах кабинет министров принял решение приватизировать 7,58% минус одна акция Сбербанка, 25,5% минус одна акция ВТБ, 25% минус одна акция РЖД, 50% минус одна акция "Совкомфлота", 10% "Роснано", 100% Объединенной зерновой компании (ОЗК) и 49,9% минус одна акция "Росагролизинга".

Согласно распоряжению, до 2016 года государство полностью выйдет из капитала ВТБ, "Совкомфлота", "Росагролизинга", "Зарубежнефти", "РусГидро", "Интер РАО ЕЭС", "Шереметьево", "Аэрофлота", Россельхозбанка, АК "АЛРОСА".

Распоряжением также зафиксированы планы по полному прекращению госучастия в капитале "Роснефти". Предусмотрено отчуждение находящихся в собственности ОАО "Роснефтегаз" акций этой крупнейшей российской нефтяной компании начиная с 2013 года с прекращением участия в капитале "Роснефти" к 2016 году.

Кроме того, в период до 2016 года планируется сокращение доли России до 75% плюс одна акция в "Транснефти", ФСК ЕЭС и "Уралвагонзаводе", до 50% плюс одна акция - в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

По словам премьер‑министра РФ Дмитрия Медведева, рыночная конъюнктура позволила в 2012 году выручить от приватизации и направить в бюджет около 300 миллиардов рублей. На 2013 год планировалась продажа акций госпредприятий на сумму около 380 миллиардов рублей.

По прогнозам Минэкономразвития, Россия от приватизации государственных активов с 2012 до 2016 года включительно может получить 3,128 триллиона рублей.

Заключение

Подводя итог своей работы, сопоставляя глубину и продолжительность экономического спада, динамику, уровень жизни, реальных доходов, инфляцию, можно сделать вывод, что переход к частной собственности идет в России средними темпами и с относительным успехом, т.к. по сравнение с практикой других стран Восточной Европы, не смотря на то что, в них как и в России, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Однако, в сравнении, в бывших социалистических странах и союзных республик бывшего СССР, результаты приватизации намного хуже, чем в России.

Большой и непростительный минус этапа приватизации в России, это то, что игнорировался опыт таких стран, как Франция, Великобритания или Италия, где в ходе развития рыночных систем приватизационные процессы сменялись процессами национализации. Во всех случаях эти решения были призваны обеспечивать эффективное функционирование предприятий и национальной экономики в целом. Программа приватизации для всех отраслей и компаний тщательно готовилась и не менее тщательно контролировалась их реализация. Для этих целей разрабатывалось законодательство не только о разгосударствлении собственности, но и ее "деприватизации" в случае неэффективного использования, поскольку частная собственность - это не столько право на получение выгоды (в виде присвоения конечного результата), сколько определенное поведение, ответственность за развитие и созидание, способность к воспроизводству за счет собственных ресурсов. Этот мировой опыт обязательно должен бы был учитываться при совершенствовании и преобразовании экономики России.

Необходимо отметить, что в России в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции. Приватизация способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр. Но, несмотря на внушительные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. На это есть много своих причин, но как мне кажется, основными негативными моментами приватизационного процесса в Российской Федерации были:

·Слабая, а иногда и просто недостаточная законодательная база проводимого процесса, неоговоренность возвращения собственности её первоначальному владельцу, в случае её не рационального использования.

·Формальные гарантии прав трудящихся, но не исполнение их на практике на не государственных предприятиях.

·Не использование на начальном этапе приватизации огромных по своим масштабам денежных средств в реальном секторе экономики, а простое их разворовывание.

·Лоббирование крупными финансовыми группами выгодных им политических решений.

·Малая информированность населения о ходе приватизационного процесса и о его задачах в целом.

·Не учитывался опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах.

Я считаю, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века - начале XIX века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. По моему мнению, приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного плана приватизации, подтвержденного законодательной базой.

Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам.

Список литературы

1.Экономическая теория / Океанова З.К. - М.: ООО "ИТК "Дашков и Ко", 2010. - 652 с.

2.Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров, "АСА", 2010. - 880 с.

.Экономика переходного периода / Красникова В.Е. - М.: Омега-Л, 2005. - 296 с.

.Экономическаятеория: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред.В.Д. Камаева. - 8-е издание, перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.

.Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. - М., 1994.

.Экономика переходного периода / под ред.В. В. Радаева, А.В. Бузгалина. - М., 1995.

.Экономическое развитие России и мировые тенденции на рубеже веков. - М., 1996.

.Экономика / под ред. Булатова А.С. - М.: Инфра-М, 2010. - 896 с.

.Полищук Л.И. Экономическая эффективность и присвоение ренты: анализ спонтанной приватизации // Экономика и математические методы: журнал. - 1996.

.Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - Москва: Книжный мир, 2003. - 895 с.

.Приватизационное право / Скворцов О.Ю. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 272 с.

.Экономика. Основы экономической теории / под ред. Иванова С.И. - В 2-х книгах. Книга 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. - 320 с.

.Приватизация с умом квартир и комнат / сост. Гурин А.В. - М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008. - 93 с.

.Иго иудейское / Миронов Б.С. - М.: ООО "Алгоритм-Книга", 2007. - 432 с.

.Борзаковский А.С. Приватизация как инструмент первоначального накопления капитала в России: итоги и последствия // Вестник ТГУ. - 2008. - №1 (69)

16.История приватизации в России [Электронный ресурс] / РИАНОВОСТИ., 2011 - Режим доступа: <#"center">Приложения

Приложение 1

ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН "О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ) Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ) Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ) Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ) В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

(часть третья в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ) Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 3. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1 В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

(статья 3.1 введена Федеральным законом от 26.11.2002 N 153-ФЗ)

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ) Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 5. Исключена. - Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

(статья 6 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ) Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

(в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ) Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 9. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1 Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

(статья 9.1 введена Федеральным законом от 20.05.2002 N 55-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 10. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ) Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Статья 12. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 13. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 14. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 15. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 20. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского

Финансовый факультет

Рецензия на курсовую работу по дисциплине "Микроэкономика"

студента 1

курса, 3-Б11 ЭК/18 группы

Жирнова Владислава Сергеевна

на тему "Приватизация и ее значения для российской экономики".

Дата представления работы: ____18 апреля____2013_ г.

Объем: ___ страниц

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительная оценка ________________________

Научный руководитель к. э. н. Виноградова А.В.

/____________________/

"_____" _______________________ 20___ г.

Похожие работы на - Приватизация и ее значение для российской экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!