Лидерские качества менеджера

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,33 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лидерские качества менеджера

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный открытый университет (ГОУ ВПО МГОУ) имени В.С. Черномырдина

Подольский институт (филиал) МГОУ

Кафедра Экономики и управления





Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

Тема: Лидерские качества менеджера











Подольск

г

Содержание

Введение

1. Теория лидерства

1.1 Природа и определение понятия лидерства

1.2 Классификация лидерства

2. Лидерство и лидеры в организации

2.1 Условия формирования лидерских качеств

2.2 Подготовка лидеров

3. Основные требования к лидерским качествам менеджера на предприятии ЗАО «Волна»

3.1 Перечень основных требований к менеджеру-лидеру на предприятии ЗАО «Волна»

3.2 Тест на развитие лидерских качеств

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Люди - самая большая ценность в любой организации, но в то же время они являются наименее предсказуемыми для управления. Это справедливо по отношению не только в промышленных и торговых компаний, а в любой оперативной деятельности, независимо от того, связана она с получением прибыли или нет, относится и к производству или к работе в правительстве. Именно люди являются фактором, определяющим цельный и полный характер любой деятельности.

Сегодня тема лидерства очень популярна: проводится масса дискуссий, научных исследований, теме лидерства посвящаются конференции и саммиты.

Вопрос, который в разное время волновал ученых, военных, психологов-практиков и, в конечном, итоге, бизнес-сообщество, это вопрос о том, можно ли «научить лидерству», т.е. развить лидерские навыки или лидерами все-таки рождаются?

В повседневной жизни часто путают термин «менеджер» и «лидер», но это различающиеся понятия.

Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.

Актуальность темы заключается в большом интересе к эффективному руководству любой организацией, ведь руководитель, будучи лидером, может достичь больших результатов.

Целью курсовой работы является изучение поведения менеджера в качестве лидера.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

Ознакомиться с теорией лидерства;

Рассмотреть условия формирования лидерских качеств;

Изучить основные требования к лидерским качествам менеджера на предприятии ЗАО «Волна».

1. Теория лидерства

1.1 Природа и определение понятия лидерства

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сосуществовании различных источников власти и направленный на достижение целей организации .

Компании приводятся в движение не логикой, а убежденными людьми, действующими в соответствующем культурном и историческом контексте. Они управляются не системами и технологиями, а человеком, который следует своим путем, используя свои умственные способности, деловые качества, инстинкты и эмоции.

В мире неоднократно получались невероятные военные победы, создавались могущественные корпорации, и все это благодаря дальновидности и руководству немногих лиц - лидеров. Хотя и справедливое мнение о том , что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно представить успешного менеджера, который не был бы лидером. Такое сложное и разнообразное поле деятельности, как лидерство, представляет собой особый вызов для людей, стремится найти его истоки и стимулы. Лидерство - это смысл руководства.

Слово "лидерство" происходит от слова "тропинка", что означает дорогу, путь, направление судна в море. Управление имеет иную концепцию, оно происходит от латинского слова "Манус" - "рука" - указывать рукой направление или давать приказ. Лидерство, как и власть, - это потенциал, что имеет человек. Сила и принуждение при лидерстве заменяются на побуждение и вдохновение.

Вопрос лидерства вызывал интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со временем Ф.Тейлора. Было проведено очень много исследований, тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Лидерство как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества. Нет нечего удивительного в том, что понятие лидерство привлекает столь большое внимание. Справедливо мнение о том, что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно представить преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим лидером.[8,с.136].

Менеджеры любят говорить о лидерстве, а исследователи любят его изучать, ибо в значительной мере успех и выживание определенной организации зависят от квалификации ее лидеров. Лидерство это искусство, которое должно развиваться.

Эффективное лидерство представляет уникальную смесь служебного положения и стиля поведения. Все менеджеры должны стремиться стать эффективными лидерами.

Тема лидерства оказалась более сложным предметом, чем это казалось большинству исследователей, и эта тема в течении десятилетий занимала многие великие умы в области менеджмента.

Можно с уверенностью утверждать, что многие менеджеры согласны сегодня с чрезмерно упрощенным мнением о том, что лидеры обладают специфическими личными качествами или реагируют соответствующим образом в самых уникальных ситуациях.

Лидерство- это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.

Лидера могут назначить (формальный лидер) , а в ряде случаев он сам выделяется внутри группы (становится неформальным лидером). При этом лидер может оказывать влияние на других людей и за пределами деятельности, определяемой должностными полномочиями. Таким образом, менеджер по определению всегда должен быть лидером (обладать способностями лидера), однако не каждый лидер может иметь способности руководителя. Другими словами - понятие «руководитель» может быть определено как лидер, обладающий определенными организационными полномочиями. В свою очередь , полномочия тесно связаны с понятием власти.[4,с.499].

Лидерство, как и власть,- это потенциал, имеющийся у человека.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж.Терри, лидерсто- это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели . В практике управления лидерство- это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации.

.2 Классификация лидерства

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (рис.1):





Рисунок 1. Классификация лидерства

. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.

. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

. Ситуативное лидерство. По своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);

лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

В основу типологии лидерства, предложенной проф. Б. Д. Прыгиным положены три различных критерия (рис. 2): во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.












Рисунок 2. Типология лидерства

)По содержанию различают:

лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

)По стилю различают:

Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие - «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.

Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера - внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера - по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

)По характеру деятельности лидера различают:

универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;

ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);

нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

В реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, - один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо.

2. Лидерство и лидеры в организации

.1 Условия формирования лидерских качеств

Как люди становятся лидерами?

Ральф Стогдил в 1948 г и Ричард Манн в 1959 г пытались сгруппировать все выявленные ранее лидерские качества Стогдил пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера, а именно:

) ум и интеллектуальные возможности;

) уверенность в себе;

) активность и энергичность;

) знание дела;

) высокое положение над другими

Однако эти качества не объясняли появления лидера Мнения Манна, также не были правильными

Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено, интересным был результат исследований американского консультанта Уоррена Бениса, который определил следующие группы лидерских качеств: управление по вниманием, значением, доверием и собой. Бенис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и важность того, что они делают.

Проявления и характер лидерства зависят от многих факторов. Среди них главную роль играют личные качества человека, и не только менеджера, а каждый из членов группы. В лидерстве важная роль принадлежит психологическим особенностям человека. Часто причиной возникновения отношений лидерства выступают такие черты характера, как честность, уверенность, оптимизм, энтузиазм, порядочность, уверенность, настойчивость т.п. Но было бы нецелесообразно связывать лидерство только с индивидуальными особенностями человека. Это явление групповой деятельности и проявления отношений, возникающих в процессе этой деятельности.

Успеха эта теория не имела ввиду безграничного количество выявленных качеств, которыми должен обладать лидер, и из-за различия их набора для каждой отдельной ситуации и организации

Однако теория лидерских качеств стала толчком к появлению и развитию других концепций лидерства.

Согласно теории лидерских качеств (теория великих людей), лучшие руководители имеют определенный перечень личный качеств, которые являются общими для всех (честность, высокий уровень интеллекта, знания, впечатляющая с внешность, инициативность, дисциплинированность, высокий уровень уверенности в себе, здравый смысл, мудрость).

Вместе с тем нет определенного мнения по набору качеств, которые должны быть присущи настоящему лидеру. Поскольку не существует такого набора качеств, то и эффективность руководства ситуационная, хотя личные качества и руководителя имеют важное значение в управлении людьми.

Изучение этого вопроса привело к выделению четырех групп лидерства: физиологические, психологические, эмоций, умственные (интеллектуальные и личностно деловые качества)

К физиологическим качествам человека относятся: рост, масса тела, телосложение, внешний вид, энергичность движений, состояние здоровья и т.д.

Психологические качества - это главным образом характер человека Эти качества имеют, как правило, наследственную и воспитательную основу Изучение умственных и интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводилось в течение всего времени.

Основные интеллектуальные способности лидера:

стремление к постоянному самосовершенствованию;

склонность к принятию новых идей;

панорамность мышления, профессиональная пригодность;

способность к самоанализу и т.д.

Успешное лидерство зависит от наличия необходимых качеств и черт характера у руководителя. Исследователи деятельности исполнительных директоров в Великобритании определили такой перечень характеристик (за зменшува Аной значимости), которые влияют на успех дела (табл.1).

Таблица 1.

Ранжирование качеств успешного лидера по значимости

КачестваБаллы1 Способность работать с людьми782 Ответственность за выполнение важных задач753 Потребность в достижении результатов754 предыдущих опыт лидерства745 больших опыт в различных областях деятельности686 Способность вести дела и переговоры667 Готовность рисковать638 Способность генерировать новые идеи629 Одаренность6010 Способность менять стиль руководства в нужной ситуации58менеджер лидерство качество

Этот перечень представляет собой сочетание навыков и разнообразного опыта, который эти навыки развивает. Этим подчеркивается тот факт, что природные данные - лишь часть общей картины, они развиваются путем накопления опыта и благодаря ситуации, в которых потенциальные и действующие лидеры себя проявляют.

Главные черты менеджера-лидера:

доступность для каждого работника;

знакомство с большим количеством работников;

уделяет внимание системам поощрения;

отвергает кабинетный стиль руководства, выясняет проблемы на местах, берет на себя ответственность;

делегирует полномочия исполнителям;

вину за ошибки берет на себя, не теряя времени на поиск виновника, поскольку главное - это исправить ошибку Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения целей организации. В современных условиях лидерство позволяет поднять видение человека на высшем уровне Процесс лидерства позволяет усовершенствовать структуру организации, взаимоотношений в коллективе и добиться максимальных результатов в деятельности организации.

Задачи менеджера в управлении предприятием:

создание условий для автоматизации производства;

привлечение к выполнению работ работников, имеющих более высокую квалификацию;

формирование системы высокой заинтересованности работников фирмы в достижении намеченного результата путем внедрения комплексной системы мер стимулирования и мотивации;

контроль эффективности функционирования фирмы, координация работы всех ее подразделений;

изучение возможностей выхода на новые рынки;

формирование политики развития фирмы;

определение необходимых ресурсов и обеспечение ими;

контроль за выполнением поставленных задач

Теория системы воздействий основывается на характеристике личности, влияния коллектива на эту личность, а также влияния ситуации на конкретного индивида

Черты успешного руководителя включают профессиональные, личные и деловые.

2.2 Подготовка лидеров

Часто на руководящие должности назначают людей, которые формально отвечают всем требованиям Однако для того чтобы руководитель стал признанным лидером, отличного образования и соответствующего опыта работы недостаточно

Лидерство требует использования новых и сложных умений мотивировать, влиять и поддерживать. Эти умения не передаются по наследству, им не учат в школе, и они не вписываются в большинство систем управления Н Например, работа в вашей компании может основываться на суперсовременных технологиях, однако в то же время ваши менеджеры придерживаются безнадежно устаревших психологических принципов лидерства, тем самым при душевную энергию, искреннюю креативность, в результате зря растрачивая человеческие ресурсы.

Получив такого специалиста, компания оставляет его самому себе и не делает никакой поддержки, ожидая, что он самостоятельно создаст благоприятную культуру лидерства в команде Однако культура лидерства - это что-то ь больше, чем личность одного лидера Это сеть взаимоотношений, точек зрения, убеждений и моделей поведения, которые так или иначе могут касаться организации Люди приходят и уходят, а культура лидерства по остается Ее питают энергией исключительные люди - лидеры, которые формируют отношения, основанные на уважении, открытости, доверии и сотрудничестве Такие отношения привлекают и мотивируют работников.

Чтобы поддержать такую культуру лидерства, организациям следует приложить немало усилий, с неба она не упадет.

В повседневной жизни часто путают термин «менеджер» и «лидер», но это различающиеся понятия. Американский исследователь Дж. Коттер писал, что самая главная функция лидера организации- определить необходимые цели, точнее, миссию организации, и разработать стратегию для ее достижения. А работа менеджера заключается в том, чтобы осуществить эту стратегию на практике. Менеджер воплощает в жизнь видение организационного будущего, миссию, цели, которые создаются лидером. Основная обязанность менеджера -решение конкретных задач, а лидеры осуществляют общее руководство и намечают генеральный план развития компании (отдела) обладая видением будущего. Эффективные лидеры заставляют людей верить в их видение и идти за ними по пути достижения целей. Путаница между этими двумя терминами возникает потому, что различие между выбором миссии, и ее осуществлением часто стирается - это происходит оттого, что от многих лидеров ждут не только постановки задачи, но и помощи в ее реализации. Также от менеджеров часто требуют вести подчиненных, хотя это работа лидеров. Слишком много так называемых лидеров не справляется с управленческими аспектами своей работы, так как ставят недостижимые цели. Поэтому необходимо учитывать, что некоторые менеджеры являются лидерами, а некоторые - нет.[1.с.150].

Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Способности лидера- это опыт, который приобретается и совершенствуется путем проб и ошибок.

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям.(Табл. 2).

Таблица 2.

Отличие менеджера от лидера (по О.С. Виханскому, А. И. Наумову)

МенеджерЛидерАдминистраторИнноваторПоручаетВдохновляетРаботает по целям другихРаботает по своим целямПлан - основа действийВидение - основа действийПолагается на системуПолагается на людейИспользует только доводыИспользует как доводы, так и эмоцииКонтролирует Доверяет Поддерживает движениеДает импульс движениюПрофессионален Энтузиаст Уважаем Обожаем Делает дело правильноДелает правильное дело

На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся в разных измерениях.

«Не чини то, что работает»,- этот совет прекрасно отражает образ мышления менеджеров. Лидеры верят в другую истину: «Пока нет никаких поломок, у тебя есть редкая возможность все подправить».

Менеджер задается вопросом : «Какие проблемы требуют решения и как лучше добиться желаемых результатов, не нарушив слаженности трудовых процессов?». С этой точки зрения руководство заключается в том, чтобы просто предпринимать практические шаги по урегулированию деловых вопросов. Более того, желая выполнить свою задачу, менеджер требует эффективных действий и от остальных сотрудников, обладающих разным статусом и объемом полномочий. Чтобы быть менеджером, не требуется гениальности или героизма. Нужны лишь настойчивость, трезвость мышления, усердие, аналитические способности, терпение и доброжелательность.

Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический». Руководство - явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.

Руководитель всегда назначается на должность, поэтому его способность влиять на других людей при осуществлении конкретной деятельности определяется должностными полномочиями. Лидера могут назначить (формальный лидер), а в ряде случаев он сам выделяется внутри группы (становится неформальным лидером). При этом лидер может оказать влияние на других людей и за пределами деятельности, определяемой должностными полномочиями. Таким образом, менеджер по определению всегда должен быть лидером (обладать способностью лидера), однако не каждый лидер может иметь способности руководителя.

В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

3. Основные требования к лидерским качествам менеджера на предприятии ЗАО «Волна»

3.1 Перечень основных требований к менеджеру-лидеру на предприятии ЗАО «Волна»

На предприятии составлен список требований к менеджеру-лидеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим:

) Будучи уверенным в себе, избегать самоуверенности, самоуверенность - предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе.

) Менеджер должен выработать привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы вашего дела.

) Чтобы эффективно подчинять, надо уметь подчиняться, хотя бы обстоятельствам.

) Быть внимательным и объективным к бесполезным предложениям.

) Отклонять ненужные предложения, но тактично и вежливо.

) Менеджер должен помнить, что менеджер высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели).

) Менеджер должен помнить, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как его растерянность.

) Выполнять обещания в срок. Если не смогли выполнить - не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием.

) Воспитывать подчиненных ненавязчиво, но верно, поощрять их плодотворный труд и инициативу.

) Никогда не забывать, что ваше мнение вовсе не всегда хорошо, есть и другие мнения, отнюдь не худшие.

) Руководствоваться в работе тремя не: не раздражаться, не теряться, не распыляться.

) Быть терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашему бизнесу.

) Хвалить на людях, поощрять с глазу на глаз.

) Уметь слушать, иметь бесконечное терпение.

) Предоставлять сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия.

3.2 Тест на развитие лидерских качеств

Только талантливый лидер-руководитель способен распознать будущего лидера.

В организациях необходимо проводить тренинги на развитие лидерских качеств.

Ниже приводится список из 24 характеристик, который поможет выявить потенциального лидера и определить его уровень.

Таблица 3.

Тест на развитие лидерских качеств

Качества потенциального лидераБаллы0 (никогда)1 (редко)2 (иногда)3 (обычно)4 (всегда)12345671Оказывает позитивное влияние на коллег2Дисциплинирован3Добивается хороших результатов в продажах4Обладает высоко развитыми навыками общения 5Быстро и качественно решает трудные задачи6Не довольствуется существующим порядком вещей7Умеет справляться со стрессом8Всегда позитивно настроен9Понимает людей10Часто берет на себя ответственность11Помогает руководителю осуществлять перемены12Порядочен13Способен предвидеть следующий шаг14Воспринимается окружающими людьми как лидер15Постоянно совершенствует свои навыки продаж16Привлекает к себе людей17Обладает адекватной самооценкой - осознает свои слабые и сильные стороны18Помогает коллегам в решении сложных задач19Не унывает и не паникует, когда возникают большие проблемы20Способен развивать лидерские качества и в себе и в окружающих21Инициативен

Общий балл: Оценивая потенциального лидера, судите по качествам личности, а не только по баллам. Поскольку лидеры бывают разные, количество баллов различается.

Менее 50

Нуждаются в личностном росте (возможно эти подчиненные, не готовы для развития лидерских качеств). Способность стать лидером начинается с желания. Это единственное, чего не может дать лидер-наставник. Сила этого желания в значительной мере определит успехи потенциального лидера. Очень сильное желание может преодолеть в лидере множество природных недостатков. Людям, еще не обладающим лидерскими навыками, необходима позитивная и способствующая их росту обстановка. Без таковой они побоятся расти. А, находясь в такой обстановке, они захотят учиться и пытаться сделать что-то новое. Обеспечьте обстановку, а затем позвольте им быть рядом с собой, чтобы они начали учиться понимать, как вы мыслите.

- 69

Потенциальные лидеры (подходящие кандидатуры для развития)Он может стать лидером. Это человек с нужными талантами и способностями», но ему не хватает самодисциплины. Он может даже обладать способностями суперзвезды, но не в состоянии заставить себя работать. Такому человеку нужно развивать в себе самодисциплинированность до уровня «возьми и сделай». Выбирайте среди тех, кто ищет решения. Неудовлетворенность существующим порядком вещей не означает негативное восприятие или недовольство. Она выражается в готовности изменяться и рисковать. Человек не может расти, если он боится изменяться.

- 69

Развивающиеся лидеры (сосредоточиться на личном росте и начинать наставлять других).Он должен стать лидером. Этот человек обладает редкой одаренностью, но не может использовать свой талант. Он нуждается в обучении. Как только ему помогут развить имеющиеся навыки, такой человек начинает становиться тем, кем должен стать. Мы должны постоянно наблюдать за потенциальными лидерами, для того чтобы отвечать на вопрос: «Что необходимо этому человеку для развития?». А затем обеспечивать то, что ему необходимо для совершенствования его мастерства продаж. Практика показывает, что большую часть победителей воспитали, а не нашли.

Выше 70

Сильные лидеры (продолжать развиваться и развивать других)

Он обязан стать лидером. Единственное, чего недостает такому человеку, - это благоприятной возможности. У него есть нужные таланты, нужные навыки и правильное восприятие. У него есть потребность стать тем, кем ему предписано быть от рождения. В вашей власти стать лидером для него и предоставить ему такую возможность. Если этого не сделаете вы, он найдет кого-нибудь другого.

Прекрасная сторона развития человека, уже являющегося сильным лидером, состоит в том, что вы сами получаете от этого стимул. Развивая сильных лидеров, вы на самом деле набираете скорость и в собственном развитии. Сильные лидеры практически обучают сами себя. Они схватывают все, просто находясь рядом с вами, а от вас почти не требуется никаких усилий.

Заключение

Природа лидерства может быть лучше понята, если сравнить его с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и в развитии отношений с ними прежде использует должностную основу власти и ее источники. Лидерство же как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, взаимодействия в организации. Этот процесс сложнее, что требует высокого уровня взаимозависимости его участников В отличие от собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных, отношения "начальник - подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер - последователь ".

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Процесс влияния через качества и умения получил название неформального в лидерства. Неформальный характер лидерской позиции больше обусловлен использованием личностной основы власти и ее источников. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сосуществования основ власти.

Несомненно, менеджер должен ясно осознавать, что такие черты поведения как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для обыкновения житейского бытия. Нельзя также забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Необходимо иметь свой образ имидж менеджера, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Список использованной литературы

Волконогова О.Д. Зуб А.Т. Управленческая психология : Учебник. - М: Инфра, 2009 - 352 с.

Гончаров В.И. Менеджмент : Учебное пособие. - Мн.: Мисанта,2010 - 336 с.

Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Зайналабидов М.С. Менеджмент: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта,2008 - 324 с

Дафт Р.Л. Менеджмент: Учебник. - Мн.: Зоря, 2009 - 224 с.

Зельдович Б.З.Менеджмент: Учебник. - М.: Экзамен, 2007-591 с.

Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004 - 584 с.

Кравченко А.И., Кравченко К.А.Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект,2003-400 с.

Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент. Учебник - М.: Россмен, 2011 - 369 с.

Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Учебное пособие - М.: Автор,2010 - 256 с.

Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. - М.:ТК Велби, Проспект, 2004-160 с.

Похожие работы на - Лидерские качества менеджера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!