Преодоление бедности в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    250,27 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преодоление бедности в России













Курсовая работа

по дисциплине "Экономика муниципального хозяйства" на тему

"Преодоление бедности в России"

Содержание

Введение

. Бедность как социальная категория

1.1 Понятие и сущность бедности

1.2 Причины бедности в Росси

2. Анализ проблемы бедности

.1 Занятость, безработица и доходы населения Российской Федерации

.2 Уровень безработицы и доходы населения в МО "Город Киров"

. Мероприятия по сокращению бедности в МО "Город Киров"

.1 Оптимизация решения жилищной проблемы

.2 Оптимизация управления системой городского здравоохранения

.3 Денежные доходы и расходы

Заключение

Список литературы

занятость доход безработица бедность

Введение

Снижение реальных доходов и рост их дифференциации - это две основные тенденции в изменении уровня жизни граждан России за последние десять лет.

Согласно российскому подходу к определению и измерению бедности граждане или домохозяйства с доходами ниже прожиточного минимума считаются бедными. Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Бедность затрагивает самые разные области общественной жизни, пагубно отражаясь как на развитии конкретного человека, конкретной семьи, так и общества в целом. Она ведет к ухудшению качественных характеристик населения, росту социально - экономического и тендерного неравенства, является тормозом успешного общественного развития и может быть причиной социальных катаклизмов. Бедность - это не только недостаток продуктов питания, одежды, плохое жилище, отсутствие у людей доступа к необходимому образованию и медицинскому обслуживанию. И это не только отсутствие достаточной суммы денег, чтобы приобрести все необходимое для жизни, хотя бы на самом минимальном уровне".

Бедность - это проблема гуманизации общественных отношений, морально-этический аспект взаимоотношений власти и народа в любой стране мира. И когда ниже национальной (официально установленной) черты бедности проживает не два, не три и не пять процентов, а около 30 % всего населения страны, - а именно такова официальная оценка масштабов бедности в России за последние годы, - это не может не вызывать серьезной обеспокоенности государственных и общественных институтов по поводу "социального самочувствия" и уровня материального благополучия части своих сограждан.

Столь значительный уровень бедности в России, намного превосходящий аналогичный показатель в большинстве промышленно развитых стран мира, является, с одной стороны, следствием начавшихся с начала 90-х гг. XX века радикальных экономических реформ и, с другой стороны, свидетельствует об отсутствии адекватных, при проведении этих реформ, мер социальной политики или об их недостаточной эффективности.

Специфической особенностью российской бедности является то, что более 50 % российских бедных являются трудоспособными, в том числе 42% - работающими по найму. Такой беспрецедентно высокий удельный вес работающих (или тех, кто может работать) бедных говорит о вполне "трудоспособном лице" российской бедности и в то же время, благодаря этому факту, свидетельствует, что на российском рынке труда далеко не все "благополучно", если сложившиеся отношения на рынке труда и современные схемы занятости приводят к такому высокому уровню бедности среди работающих. Это говорит о недостаточной эффективности программ по содействию занятости населения, а сказанное выше в более широком контексте свидетельствует о недостаточной научной обоснованности решения данных вопросов.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что в наше время, социальная поляризация, расслоение общества на бедных и богатых является основной из ее характеристик.

Объектом исследования моей курсовой работы является проблема преодоление бедности в РФ.

Цель - разработать мероприятия по решению проблемы преодоления бедности.

Задачи:

1.      проанализировать понятие бедность;

2.      рассмотреть причины бедности;

.        проанализировать состояние бедности в РФ и МО "Городе Кирове";

.        разработать мероприятия по сокращению бедности в МО "Город Киров"

1. Бедность как социальная категория

1.1 Понятие и сущность бедности

"Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ".

"Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.

Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения".

"К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже "черты бедности", то есть ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной "потребительской корзины".

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства, которое связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества.

Сокращение численности бедняков - одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики. Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития".

"Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум.

Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров). В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых - уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение ".

Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации "Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание. Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей - в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.

. "Относительная бедность определяется путем сравнения с обще - принятым, считающимся "нормальным" в данном обществе уровнем жизни. Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах. Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого Запада, для отсталых государств расценивается как роскошь. Так, например, в категорию относительно бедных на Западе попадают и те люди, которые не испытывают затруднений с питанием, но не могут позволить себе удовлетворять потребности более высокого уровня (образование, культурный отдых и т.д.). Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи и в разных странах".

. Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.

Кроме этой базовой классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств) и вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства). Наконец, существует деление на "устойчивую" бедность (бедность "по наследству") и "плавающую" (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

Измерение бедности. Есть несколько методов измерения бедности.

. Концепция прожиточного минимума.

"Первыми, кто занялся количественными расчетами уровня бедности, стали английские ученые Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели в 1890-х понятие "порог (или черта) бедности". Порог бедности - это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг расширялся, но суть метода оставалась та же - отнесение индивида или семьи в разряд бедных зависит от того, чем они обладали. С помощью этого метода есть возможность измерить абсолютную бедность".

. Концепция относительной бедности (депривации).

Одним из первых ее авторов был американский ученый Питер Таунсэнд. Если первая концепция базировалась на понятии дохода, то концепция относительной бедности во главу угла ставила понятие благосостояния. Она учитывала удовлетворение не только физических, но и социальных потребностей. Ведь часто люди обеспечены жизненно необходимыми предметами и услугами, но не могут вести принятый в их обществе образ жизни. С другой стороны, доход не является определяющим показателем в тех странах, где государство проводит политику, направленную на улучшение благосостояния бедных посредством не только денежных субсидий и пособий, но и самых разнообразных натуральных льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, льготное жилье, бесплатное образование и т.д.). Акцент на качестве и условиях жизни позволяет определить разрыв между социальной позицией индивида (или семьи) и его уровнем жизни.

. Концепция аккумулированной "депривации".

Эта концепция впервые предложена в 1979 норвежским социологом Е.Хансеном. Существенный недостаток методики концепции относительной бедности, - это произвольность выбранных критериев. Отсутствие какого-либо критерия может быть не столько показателем бедности, сколько сознательным выбором индивида (например, для вегетарианца отсутствие мяса в рационе не является следствием невозможности его приобрести). Характерной чертой нового подхода стало не просто изучение благосостояния индивида (либо семьи), но и подсчет количества проблем, с которыми он сталкивается (материальный доход, занятость, социальные отношения, образование и т.д.).

. Концепция бедности как самооценки.

Все описанные подходы основаны на том, что исследователь выбирает критерии бедности, в то время как изучаемые люди являются пассивным объектом. В последние десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов - считают ли они себя бедными или нет. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия специальных мер. Однако его недостаток - субъективность данных из-за того, что многие респонденты могут постыдиться признать себя бедными.

Уровень бедности, измеренный по критериям каждой из этих концепций, будет заметно различаться. Например, уровень бедности, рассчитанный на основе концепции аккумулированной бедности, будет ниже, чем полученный на основе концепции относительной депривации, но оба они дадут более высокий процент бедности, чем в случае с измерением прожиточного минимума.

1.2 Причины бедности в России

"Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров".

Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала. Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда. Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.

Низкая оплата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам.

Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.

Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.

Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе: экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица); социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность); демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда); политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция); регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

В России три важных экономических фактора, влияющих на бедность: 1) снижение среднего уровня денежных доходов населения; 2) низкий уровень минимальных социальных гарантий; 3)возросшее неравенство в распределении доходов.

Нормативно-правовой базой для определения бедности является в России Федеральные законы "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи", "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

На резкое снижение реальных доходов население и рост бедности в начальный период реформ оказали значительное влияние факторы:

·        рост безработицы, задержки и невыплаты заработной платы;

·        снижение объемов производства и закрытие многих предприятий, приведшее к значительному сокращению рабочих мест и высвобождению работников;

·        уменьшение возможностей государства по финансированию социальных расходов и перераспределению доходов;

·        рост межрегиональной дифференциации по уровню экономического и социального развития в силу разных стартовых условий и специфики регионов.

Самой главной причиной бедности в России является наличие коррупции. И это неудивительно, ведь коррупция - страшное явление, разлагающее общество, затрагивающее все его слои и практически не поддающееся истреблению в нашей стране. А между тем, коррупция имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:

Коррупция расширяет теневую экономику, что сокращает поступления в бюджет и лишает государство рычагов управления.

Коррупция разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ.

Коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи.

Влияние коррупции на проведение приватизации и банкротств (принявшее поистине гигантские масштабы) затрудняет появление эффективных собственников.

Нерациональное расходование бюджетных средств усугубляет бюджетный кризис.- Коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, что перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов.

Коррупция в органах государственного управления разлагает не только их самих, но и аппарат управления крупных корпораций. Соответственно происходит общее снижение эффективности управления - как государственного, так и коммерческого.

Управленческий потенциал общества переориентируется коррупцией с интересов развития страны на интересы ее разворовывания.

Широкомасштабная коррупция, поощряя недобросовестную конкуренцию, делает невозможным привлечение не только иностранных, но и российских инвестиций, что в принципе лишает Россию возможностей развития. Взятки - это сгнившие или непроявившиеся инвестиции.

Коррупция снижает зависимость государства от населения, а тем самым - его заинтересованность в решении социальных проблем.

Из-за нарушения бюджетных обязательств не выполняются важнейшие социальные программы.

Делая бесправных бедных еще беднее, а влиятельных богатых еще богаче, коррупция поддерживает высокую социальную дифференциацию, а с ней - и высокую социальную напряженность

Охватывая жизненно важные сферы (например, образование и здравоохранение) и разрушая их, коррупция отвлекает колоссальные средства от целей общественного развития и усиливает деградацию общества - не только социальную и интеллектуальную, но и биологическую.- Распространяясь "сверху вниз" и пронизывая все уровни общественной жизни, коррупция усиливает нравственную деградацию общества, создает терпимость по отношению к ней и преступности вообще (например, даже к заказным убийствам). Все шире распространяется восприятие коррупции как единственно возможной в России формы эффективных отношений между обществом и государством.

Причины российской бедности состоят, прежде всего, в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности целых отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, превалировании низкооплачиваемых рабочих мест и дефиците специалистов требуемой квалификации. В целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности - прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости. Факторы, связанные с крайне неудовлетворительной ситуацией на рынке труда, низким качеством рабочих мест, являются доминирующими среди причин дифференциации семей по статусу бедности. В этой связи российскую бедность можно определить в терминах "экономической" или "рыночной бедности" - бедности, связанной с местом конкретных категорий экономически активного населения на рынке труда. В таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование и культура, более 65% работников получают зарплату ниже прожиточного минимума. В целом по экономике доля работников, начисленная зарплата которых в 2000 г. была на уровне прожиточного минимума и ниже, составляла 41,5% их общей численности. Номинальная начисленная заработная плата более 18% работников была ниже стоимости минимального набора продуктов. Низкооплачиваемые секторы экономики можно объединить в две основные группы. Первая группа - организации и учреждения бюджетного сектора экономики: здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство. Ко второй группе относятся отрасли с низким уровнем конкурентоспособности продукции: это, прежде всего, сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность. Таким образом, хронические очаги бедности сформировались в бюджетной сфере и в ряде стагнирующих отраслей промышленности. Низкий уровень оплаты труда работников этих секторов экономики, стал главной причиной бедности работающего населения. Если не предпринять срочные меры по реструктуризации экономики, занятости и активизации политики доходов населения, то неизбежное сближение потребительских цен национального рынка с мировыми ценами, связанное с интеграцией отечественной экономики в мировую экономическую систему, приведет к консервации уровня жизни большинства населения вокруг порога бедности или, в крайнем случае, невысокого материального достатка со всеми вытекающими последствиями для безопасности страны. Тенденцией, характерной для социально-трудовой сферы, является также рост региональной дифференциации уровня жизни населения (по республикам, краям и областям). Региональный аспект бедности обусловлен различиями в экономическом потенциале территорий, преобладанием в отдельных субъектах Федерации нерентабельных предприятий депрессивных секторов экономики, слабой адаптацией населения к новому типу экономических отношений, неудовлетворительной структурой занятости, отсутствием программ адресной социальной защиты населения.

Таким образом, основными причинами бедности в России являются не менталитет и пьянство, а коррупция, бесправие малого бизнеса, недостаточное количество рабочих мест, низкая заработная плата или задержки с ее выплатой, неразвитость сельского хозяйства малоприбыльных секторов экономики, невысокие конкурентные позиции отечественного производства.

2. Анализ проблемы бедности

2.1 Занятость, безработица и доходы населения Российской Федерации

Начало анализа безработицы начну с рассмотрения численности занятого населения, потому что именно безработные граждане формируют основу бедняков в нашей стране.

"Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 68,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,4 млн. человек - как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда) (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне". (рисунок 1)

Рисунок 1

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в марте 2010г. составил 8,6%.(рисунок 2)

Рисунок 2

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 млн.человек. (рисунок 3)

Динамика численности безработных (млн. чел.) (зарегистрированные в службах занятости)

Рисунок 3

Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В марте 2010г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, более 0,6 млн. человек, или 10% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42,7% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 57,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

Рисунок 4

Еще один не менее главный показатель бедности это заработная плата, которая представлена в (таблице 1), прослеживается положительная динамика, с каждым годом повышается процент людей, которые получают доход выше прожиточного минимума. Распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах)

Таблица 1

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Все население

100

100

100

100

100

100

 в том числе со среднедушевыми  денежными доходами в месяц,  руб.:

 

 

 

 

 

 

 до 2000,0

12,3

7,1

4,3

2,6

1,5

1,0

 2000,1-4000,0

21,9

16,2

11,8

8,4

6,5

 4000,1-6000,0

21,1

20,3

17,7

14,8

12,2

10,3

 6000,1-8000,0

13,4

14,8

14,7

13,6

12,3

11,1

 8000,1-10000,0

8,4

10,3

11,2

11,2

10,9

10,4

 10000,1-15000,0

10,0

13,9

17,1

19,1

20,2

20,4

 15000,1-25000,0

5,2

8,6

12,7

16,6

19,8

21,8

 свыше 25000,0

1,5

3,1

6,1

10,3

14,7

18,5


Сейчас рассмотрим дифференциацию доходов населения, которая показана в таблице 2.

Распределение доходов по разным слоям населения

Таблица 2

Группы населения

 2000

 2002

 2004

 2006

 2007

2009

2010





Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

100

Очень бедные

5,8

5,5

6,0

6,0

5,1

5,5

Бедные

11,1

10,2

10,2

10,3

10,1

9,8

10,3

Население со средним достатком

16,7

15,0

14,8

14,3

14,5

14,8

15,3

Богатые

24,8

22,4

21,6

19,7

19,7

22,5

22,7

Очень богатые

41,6

46,9

47,4

49,5

49,5

47,8

46,2


Самое большое число доходов всегда содержалось у самой богатой группы населения, причем доля их растет и по состоянию на 2006-2007 г. она занимает почти 50 процентов доходов, остальные доходы распределяются другими группами. Причем свои показатели за представленный период они почти не меняют, за исключением группы населения со средним достатком, в ней показатели снизились на три процента, а в богатой группе - на 7 процентов. Так как процент групп со средним достатком и богатое население перетекают в группу, где находиться очень богатое население, где у 20 процентов населения сосредоточены 50 процентов дохода, это плохая динамика, доходы населения распределяются неравномерно.

Делая вывод по всему анализу, можно c уверенностью сказать, что в России много бедных людей. Наблюдаем резкую поляризацию доходов, уравновесить которую не может даже существенный рост общего благосостояния граждан. Иными словами, богатые люди продолжают богатеть, а численность бедняков сокращается весьма медленно. Ситуация усугубляется оттого, что установленный уровень бедности - прожиточный минимум, составляющий сегодня чуть более 4 тыс. руб. на душу населения.

Рост дифференциации в доходах представляет для России серьезную опасность. Социальная нестабильность, обусловленная неравномерностью распределения общественных благ, может стать угрозой для политической стабильности общества. Для построения более справедливого общества в России необходимо сочетать американский опыт с европейским, то есть создавать средний класс и одновременно бороться с бедностью. Для этого необходимо полностью перекроить бюджетную и налоговую политику, которая сегодня не только не способствует выравниванию доходов, но, напротив, ведет к их большей поляризации. В отличие от европейских стран, где на социальные нужды расходуется от 48 до 60% бюджета, в России значительная доля ассигнований направляется на содержание государственного аппарата, охрану правопорядка и оборону. Вместе с тем плоская шкала налогообложения создает класс сверхбогатых людей, фактически перекладывая бремя финансовой ответственности перед государством на плечи самых бедных.

Но есть и светлая сторона. Во-первых, занятое население преобладает над безработным. Во-вторых, средняя зарплата россиян в 2009 году выросла почти вдвое по сравнению с 2005 годом и составит 16 тысяч 686 рублей в месяц. И благодаря этому с каждым годом доля бедных в России сокращается.

А чтобы иметь высокую, стабильную заработную плату нужно получить качественное образование. В России нужно повышать уровень образования, повышать уровень квалификации, чтобы работники умели грамотно вести дела, ведь только такие работники представляют ценность и у них минимальный процент лишиться своего места. Но в наше время не всем удается получить качественное образование и образование вообще, так как у многих людей нет возможности платить за это качественное образование, поэтому главная задача правительства - сделать образование доступным для всех слоев населения.

.2 Уровень безработицы и доходы населения в МО "Город Киров"

"Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь - декабрь 2009 года по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составила 15787,4 рубля, и по сравнению с 2008 годом увеличилась на 6,3 процента. В декабре 2009 года средняя заработная плата  МО "Город Киров" составила 19593,6 рубля, более чем на четверть, превысив среднеобластной уровень. Индекс реальной заработной платы в январе - декабре 2009 года составил 95 процентов к январю - декабрю 2008 года".

Рисунок 5

В январе - декабре 2009 года в государственные учреждения службы занятости обратилось 31,9 тысячи незанятых трудовой деятельностью граждан, или 22,7 процента общего их числа в целом по области. Из них 16,9 тыс. человек нашли работу.

Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец декабря 2009 года составил 2,4 процента экономически активного населения. Численность безработных достигла 6,2 тыс. человек и увеличилась в 2,9 раза по сравнению с данными на конец декабря 2008 года (рисунок 6).

Половина (50,5%) состоящих на учёте безработных - женщины. Из числа безработных 24,3 процента имеют высшее образование, 7,7 процента находятся в предпенсионном возрасте. В течение 2009 года 1776 работодателей областного центра сообщили о потребности в работниках, которая составила 43,2 тыс. вакантных должностей, что на 6,2 процента меньше аналогичного периода 2008 года. На рабочие должности приходилось 77,4 процента заявленных вакансий. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учёте в государственных учреждениях службы занятости, на одну заявленную вакансию составила к концу декабря 2009 года 3,3 человека против 2,4 - к концу декабря 2008 года. Уровень официально зарегистрированной безработицы

Рисунок 6

"В целом ситуация с занятостью населения улучшилась. В текущем году уменьшились объёмы высвобождения работников, неполной занятости персонала. С начала года уволено 749 человек, в режиме неполной занятости работали 18,3 тыс. человек. Спрос на рабочую силу увеличился с 5,2 тыс. вакансий на начало года до 9,1 тыс. единиц на 01.04.2010. Значительная часть из них (51%) предназначены для трудоустройства на временные работы, а в числе вакансий для трудоустройства на постоянное место работы 34,1% составляют вакансии с заработной платой ниже величины прожиточного минимума.

В 1 квартале текущего года деятельность службы занятости была направлена на сдерживание роста безработицы. Этому способствовали мероприятия, осуществленные в рамках областной целевой программы "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году" (далее - ОЦП-2010) и областной программы содействия занятости населения. Благодаря им было трудоустроено 29,3 тыс. человек ищущих работу граждан, предоставлено государственных услуг по социальной адаптации для 1,1 тыс. человек, обучено новым профессиям или повышена квалификация 4,1 тыс. человек, получили государственные услуги по профориентации и психологической поддержке 7,2 тыс. человек. Проведено также 85 ярмарок вакансий, в которых приняли участие 3,9 тыс. человек, организовано 43 выезда мобильных центров занятости населения, в ходе которых проведены предувольнительные консультации высвобождаемым работникам, оказаны профориентационные и другие услуги 3,5 тыс. гражданам и 0,4 тыс. работодателей и представителей учебных заведений. Пособия по безработице ежемесячно получали 27,7 тыс. безработных граждан, стипендии на период обучения по направлению службы занятости - 1,4 тыс. человек, досрочные пенсии - 1,8 тыс. человек".

3. Мероприятия по сокращению бедности в МО "Город Киров"

Бедность - это явление, присущее всем без исключения обществам. Оно характеризует негативное состояние социума, его групп и отдельных граждан, отсутствие возможностей и условий развития человеческого потенциала - стратегического ресурса социально-экономического развития общества.

В основе определения уровня бедности по лишениям (депривации) лежат три основных фактора, улучшение которых приведут к снижению бедности: недостаток денежных доходов; доступность и качественность жилья; ограниченный доступ медицинских услуг. Разберем каждый фактор.

.1 Оптимизация решения жилищной проблемы

Жилищный фонд муниципального образования "Город Киров" составляет 9 968,9 тыс.кв. м, в том числе в собственности граждан 6 029,4 тыс. кв. м (60%). Уровень обеспеченности населения муниципального образования жильем составляет 20,6 кв.м. В очереди на улучшение жилищных условий зарегистрировано 14 476 семей. Только для обеспечения потребности очередников, необходимо более 500 тыс.кв.м. жилья. Начиная с 2004 года, администрации города Кирова удалось сохранить положительную тенденцию по вводу жилья. Так в 2004 году жилья сдано на 43% больше, чем в 2003 году, в 2005 году соответственно на 12% больше, чем в 2004 году, в 2006 году больше на 6%, чем в 2005 году и в 2007 году на 47% больше, чем в 2006 году. Не стал исключением и 2008 год. Организациями различных форм собственности и населением построено 4492 квартир общей площадью 282,4 тыс. кв.м, что на 13% больше чем в 2007 году. Населением построено 83,1 тыс. кв. метров общей площади индивидуальных жилых домов. В текущем году планируется ввод в эксплуатацию 68 многоквартирных жилых домов жилой площадью 236 тыс. кв.м. Общая жилая площадь планируемых к вводу в эксплуатацию домов (с индивидуальными домами) составит 290 тыс.кв.м.

Для обеспечения запланированных темпов жилищного строительства, с заказчиками-застройщиками многоквартирных жилых домов администрацией города Кирова заключены соглашения о намерениях ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства в 2009 году. На регулярной основе с руководителями строительных организаций проводятся совещания для решения вопросов препятствующих строительству. В целях обеспечения увеличения объемов жилищного строительства осуществляется опережающее строительство сетей инженерно-технического обеспечения земельных участков микрорайонов многоэтажной застройки в районе "Урванцево", "Чистые Пруды", "Южный-2, 3".

Для снижения доли затрат на строительство коммунальных сетей в стоимости жилья ведется проработка вопросов установления тарифов за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов строительства. В целях упорядочения вопросов по организации строительства объектов жилищного строительства разработаны и проходят стадию утверждения.

Правила землепользования и застройки города Кирова на сегодняшний день молодые кировские семьи могут получить государственную поддержку на приобретение (строительство) жилья в соответствие со следующими нормативно-правовыми документами. В соответствии с законом Кировской области №96-ЗО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" социальная поддержка предоставляется молодым семьям - супругам, которые на день подачи заявления на получение социальной поддержки находятся в возрасте не старше 30 лет (включительно), в том числе имеющие одного и более детей, а также неполным молодым семьям - один родитель, который на день подачи заявления на получение социальной поддержки находится в возрасте не старше 30 лет (включительно), имеющий одного и более детей. Решением Кировской городской Думы от 31.01.2007 №64/25 утверждена муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования "Город Киров" на 2007 - 2010 годы" в рамках федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".

Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, или займа на приобретение жилья, или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Субсидия может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи. Субсидия может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет Участником программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы поддержки за счет средств местного, областного, федерального бюджетов предоставляется молодой семье только один раз. В ходе реализации выше указанных форм поддержки молодых семей были достигнуты следующие результаты: - в 2007-2008 гг. более 1000 семей получили социальную поддержку в сфере ипотечного жилищного кредитования более чем на 120 млн. рублей; - 60 семей получили субсидии (социальные выплаты) в рамках муниципальной целевой программы Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования "Город Киров" на 2007 - 2010 годы" (при этом 18 из них - за счет средств только городского бюджета), на предоставление субсидий (социальных выплат) было выделено более 25 млн. рублей (9 383 тыс. рублей - из бюджета МО "Город Киров", 10 741 тыс. рублей - из областного бюджета, 5 390 тыс. рублей - из федерального);- планируется, что в 2009 году 235 семей получат финансовую поддержку при улучшении жилищных условий в рамках МЦП и более 1000 - в рамках закона Кировской области №96-ЗО.

.2 Оптимизация управления системой городского здравоохранения

"Бедность и здоровье взаимосвязаны напрямую. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, здоровье наполовину зависит от условий и образа жизни, на одну пятую - от состояния окружающей среды, в той же мере - от генетики и только примерно на 10 процентов - от служб здравоохранения. Экспертами МОТ была сделана попытка расшифровать значение тех самых 50 процентов факторного влияния условий и образа жизни. С одной стороны, выделялись факторы уровня жизни людей (характер труда, жилищно - бытовые особенности, уровень доходов и питание, транспортные нагрузки), с другой - образ жизни человека, его конкретное поведение, начиная с раннего детства, которое может быть либо витальным, либо патогенным, отмеченным неэффективной растратой здоровья. Сопоставление характеристик о состоянии здоровья с показателями материальной обеспеченности на основе данных ИСЭПН РАН (Приложение 2,) показывает следующую картину: среди лиц с высоким уровнем материальной обеспеченности показатели здоровья выше. Существенно различается здоровье "богатых" и "бедных" по доле лиц, имеющих множественные патологии: в группе "бедных" их в три раза больше.

Специальные исследования качества будущих поколений в режиме реального времени, начиная с момента рождения ребенка, показывают, что уже в момент рождения, когда в зависимости от состояния здоровья новорожденные попадают либо в группу I (практически здоровые дети, либо в группу II (с риском развития хронической патологии), либо в группу III (имеющие тяжелую врожденную или приобретенную в предродовой период патологию развития), в малообеспеченных семьях в большей степени представлены новорожденные из II и III групп. Так, в группе семей с относительно благоприятным материальным статусом, в которых денег хватает, чтобы не экономить, женщин с "отличным" здоровьем в 2,6 раза больше, чем в семьях, где приходится ограничивать себя даже в покупке продуктов питания. Таким образом, состояние здоровья матери - это то основное звено, которое обеспечивает связь между условиями жизни семей, особенно бедных, и здоровьем будущих поколений".

Низкий материальный достаток определяет наличие целого ряда факторов, отрицательно влияющих на здоровье. Среди них пальма первенства принадлежит несбалансированному и нерациональному питанию.

На территории МО "Город Киров" находятся 22 муниципальных учреждения здравоохранения, 21 из которых оказывают медицинскую помощь: - 12 больнично-поликлинических учреждений, - 8 поликлинических учреждений,- МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" города Кирова, - МУЗ "Кировский городской медицинский информационно аналитический центр".

Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Финансирование муниципальных учреждений здравоохранения города Кирова осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Киров", средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Расходы по отрасли "Здравоохранение" в 2008 году составили 1 530 140,3 тыс. рублей, в т.ч.:

средства бюджета муниципального образования "Город Киров" - 499 821 тыс. рублей;

средства выделяемых из областного бюджета в виде субсидий и субвенций 30 886 тыс. рублей;

средства, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности - 192 082,9 тыс. рублей;

Кроме того, на мероприятия, проводимые в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" из государственных внебюджетных фондов (фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования) поступило в 2008 средств на сумму 189 417,9 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2009 просроченная кредиторская и дебиторская задолженность по учреждениям здравоохранения отсутствовала. В соответствии с постановлениями главы администрации города Кирова от 30.01.2009 №254-П "О введении отраслевых систем оплаты труда в муниципальных учреждениях муниципального образования "Город Киров" и от 31.12.2008 №5250-П "О разработке правовых актов по оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений" в учреждениях здравоохранения разработаны и утверждены положения об оплате труда работников учреждения, которые вступают в силу с 01.04.2009. В данных положениях предусмотрены выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также повышающие коэффициенты к окладам. Выплаты стимулирующего характера и повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются работникам с целью стимулирования работников к качественному результату труда. В системе обязательного медицинского страхования работают 20 муниципальных учреждений здравоохранения города Кирова. Два учреждения: МУЗ "Кировский городской медицинский информационно-аналитический центр" и МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" города Кирова финансируются только за счет средств бюджета муниципального образования "Город Киров", т.к. в соответствии с действующим законодательством, они не включены в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области, утверждаемую ежегодно постановлением Правительства Кировской области.

Оказание медицинской помощи финансируется, в соответствии со ст. 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, за счет средств обязательного медицинского страхования, в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В Кировской области ежегодно постановлением Правительства Кировской области утверждается Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области, которая определяет:

. Виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно.

. Медицинскую помощь, предоставляемую за счет средств обязательного медицинского страхования.

. Медицинскую помощь, предоставляемую за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов городских округов и муниципальных районов.

. Условия и порядок оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения в рамках территориальной программы.

. Нормативы объемов медицинской помощи.

. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

. Подушевые нормативы финансирования Территориальной программы.

Департамент здравоохранения Кировской области, государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд ОМС: - обеспечивают финансирование Территориальной программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете, бюджете Кировского областного территориального фонда ОМС, - устанавливают задания по реализации Территориальной программы в организациях муниципальной системы, доводят их до организаций муниципальной системы здравоохранения, участвующих в реализации

Территориальной программы, после предварительного согласования с соответствующими органами местного самоуправления. Управлением здравоохранения администрации города разработаны и реализуются следующие муниципальные целевые программы:

. "Пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения города Кирова на 2008-2010 годы" (предусмотрено по программе 49 674,2 тыс. рублей).

. "Лицензирование муниципальных учреждений здравоохранения города Кирова на 2008-2010 годы" (предусмотрено по программе 62 237 тыс. рублей).

."Повышение устойчивости функционирования муниципальных учреждений здравоохранения города Кирова на 2008-2010 годы" (предусмотрено всего по программе 32 272 тыс. рублей).

. "Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения города Кирова на 2009-2011 годы" (предусмотрено всего по программе 248 990 тыс. рублей).

Реализация данных программ позволит снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, обеспечить устойчивость и безопасность функционирования учреждений здравоохранения.

Лекарственное обеспечение при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусмотренной Федеральным законом №178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) включает:- обеспечение лекарственными средствами граждан в рамках программы по 7 высокозатратным нозологиям (гемофилия, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкоз, муковисцедоз, рассеянный склероз, трансплантация органов и тканей); - обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан: инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий, инвалидов по заболеванию, детей инвалидов и др. категорий граждан в соответствии с законодательством. Для лечения больных по 7 нозологиям Министерством здравоохранения и социального развития централизованно закупаются и поставляются лекарственные средства по утверждённому перечню. В городе Кирове таких пациентов - 481. За первый квартал 2009 года больным с перечисленными заболеваниями отпущено лекарственных средств на сумму более 62 млн.рублей. За счет субвенций федерального бюджета, направляемых в регионы в соответствии с лимитами, лекарственные средства закупаются департаментом здравоохранения Кировской области в соответствии с требованиями федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В 2009 году на эти цели направлено 240 млн. рублей По состоянию на 01.01.2009 численность граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи", по городу Кирову составляет около 15 тыс. человек или 24,7% от числа лиц, имеющих право на эту помощь.За период с 01.01.2009 по 01.03.2009 по рецептам городских больниц отпущено лекарственных средств на сумму 37,9 млн. рублей.

Для реализации переданных государственных полномочий МО "Город Киров" на обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, безбелковыми продуктами питания и белковыми гидролизатами отдельных категорий граждан на 2009 год выделено 17 903 тыс. рублей. В городской Регистр лиц, имеющих право на региональную льготу включено более 28 тыс. человек. За 1 квартал 2009 года по данной льготе отпущено лекарственных средств на сумму 8,95 млн. рублей. Контроль за назначением гражданам при амбулаторном лечении лекарств на льготных условиях осуществляется в виде проводимых ведомственных и совместных экспертиз обоснованности медикаментозного лечения. Ведомственный контроль осуществляется должностными лицами лечебно-профилактических учреждений и управления здравоохранения в пределах его компетенции.

Стратегия содействия сокращению бедности в рассматриваемом контексте должна включать мероприятия долгосрочного характера и первоочередные, неотложные меры. Обе группы этих мер - стратегические и тактические - имеют три приоритета. Первый связан с сокращением числа бедных; второй - с улучшением потенциала здоровья наименее обеспеченных, третий - с реформированием системы здравоохранения. Основной целью реформирования здравоохранения является повышение его эффективности, прежде всего для неимущих групп населения.

Узловым звеном в данной системе приоритетов является уровень официальной оплаты труда, в том числе и медицинских работников. Повышение заработной платы, с одной стороны, уменьшит численность малообеспеченного населения, с другой - явится основой для реформирования и улучшения деятельности учреждений здравоохранения. Очевидно, что эти трансформационные подвижки, в конечном счете, будут содействовать улучшению здоровья населения.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что рыночно ориентированная трансформация социальной сферы, предоставляющей услуги на дотационной или бесплатной основе, сокращает возможности доступа бедных даже к минимально необходимым социальным услугам. Это обстоятельство позволяет предположить, что неотъемлемой частью реформирования социальной сферы должна быть независимая экспертиза на предмет дискриминации бедных слоев населения.

Данный вывод имеет отношение не только к медицине, но и к предстоящим изменениям в системе социальных льгот и жилищно-коммунальном хозяйстве.

.3 Денежные доходы и расходы

Главное направление преодоления абсолютной бедности - обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоактивной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности.

В целях снижения уровня бедности среди работающего населения необходимо проведение мероприятий по повышению минимального размера оплаты труда и уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений, в первую очередь врачей, учителей, для которых вопрос увеличения заработной платы стоит особо остро.

Начиная с 2000 года, в области отмечается устойчивая динамика роста реальной заработной платы. Наряду с этим, для региона характерна высокая дифференциация уровня заработной платы по отраслям экономики и муниципальным образованиям. По данным единовременного статистического обследования крупных и средних предприятий области каждый пятый работник получает заработную плату на уровне прожиточного минимума и ниже.

С этого же года была утверждена программа по социальной помощи населению города Кирова. Объектами этой программы являются:

.Нетрудоспособное население;

.Социально-незащищеных и слабо социально-защищенных граждан

К нетрудоспособному населению относятся: пенсионеры, инвалиды, дети; Социально - незащищенными гражданами являются: малоимущие и остронуждающиеся.

Малоимущими признаются граждане, имеющие месячный доход на каждого члена семьи (среднедушевой доход) ниже величины потребительской корзины бюджета прожиточного минимума, установленного местными органами власти.

Остронуждающимися признаются граждане, не относящиеся к категории малоимущих, т.е. имеющие доход выше прожиточного минимума, но оказавшиеся на кратковременный период в экстремальной ситуации (беженцы; вынужденные переселенцы; лица, освобожденные из мест лишения свободы; безработные, не получающие пособие по безработице; пострадавшие от стихийных бедствий; пострадавшие в криминальных ситуациях и т.д.). Социально - слабо защищенные граждане - это категории и группы населения, не являющиеся социально - незащищенными, но по своему статусу нуждающиеся в дополнительной социальной поддержке (одинокие престарелые, инвалиды, семьи с детьми, лица, имеющие хронические заболевания и т.д.).

.Социальная защита направлена на обеспечение правовых, экономических и социальных интересов:

всех слоев населения - через бюджетное финансирование народного образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, выплату пенсий, пособий и компенсаций, приватизацию государственного и муниципальной собственности, защиту прав потребителей и т.д.   - трудоспособного населения - через создание рынка труда, рабочих мест, рынка жилья, поддержку предпринимательства, создание условий для получения профессионально - технического, среднего специального и высшего образования, повышения квалификации и переквалификации и т.д.

. Социальная поддержка социально - незащищенных и социально - слабозащищенных слоев населения:

выполнение мер, предусмотренных республиканскими органами власти по пенсионному обеспечению, выплате пособий и другим мерам по социальной поддержке: - дополнительная к установленной правительством социальная помощь в виде оказания:

а) материальной помощи, которая должна являться приоритетной среди других видов помощи, с переходом в дальнейшем на основную;

б) натуральной: бесплатное питание, приобретение промышленных и продовольственных товаров по социально - низким ценам:

в) консультативной (юридическая, медицинская, психологическая);

г) социально - бытовой (обслуживание на дому одиноких престарелых и нетрудоспособных, представление различных услуг и т.д.);

д) установление льгот (по оплате коммунальных, транспортных и других услуг).

. Социальную защиту своих работников, членов их семей, ветеранов производства, относящихся к социально - незащищенным и слабозащищенным категориям населения предприятия и организации, независимо от форм собственности осуществляют самостоятельно за счет собственных средств.

. Общественные и благотворительные организации осуществляют социальную защиту в соответствии с уставными задачами своих организаций за счет собственных средств.

. Осуществление целевых городских социальных программ совместно с предпринимательскими структурами, общественными и благотворительными организациями, частными лицами.

Источниками финансирования городских мероприятий по социальной защите населения являются городской бюджет, областной, городской и районные Фонды социальной поддержки населения, средства благотворительных и общественных организаций, пожертвования частных лиц, денежная и материальная помощь предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности. Содержание органов и учреждений социальной защиты находится на прямом бюджетном финансировании.

В целях совершенствования организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений, повышения мотивации работников бюджетных отраслей к качественному труду и создания условий для привлечения в здравоохранение, образование, культуру и науку высококвалифицированных кадров предусматривается осуществить переход на формирование системы оплаты труда с учетом специфики видов экономической деятельности. Реформа оплаты труда работников бюджетных отраслей будет увязана с переходом соответствующих учреждений на новые организационно-правовые формы.

Заключение

"Угроза обнищания нависла над определенными социально-профессиональными слоями населения. "Социальное дно" поглощает крестьян, низкоквалифицированых рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию ученых. В обществе действует эффективный механизм "всасывания" людей на "дно", главными составляющими которого являются методы проведения нынешних экономических реформ, безудержная деятельность криминальных структур и неспособность государства защитить своих граждан".

Идеальная цель борьбы с абсолютной бедностью - ее абсолютное преодоление: в здоровом обществе, и тем более в социальном государстве не должно быть людей, не имеющих прожиточного минимума, и людей, не имеющих хотя бы среднего профессионального образования. Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально - экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечиваются в полной мере. Правительство Российской Федерации должно осуществлять меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Задача борьбы с относительной бедностью - не полное устранение неравенства, но его, так сказать, оптимизация, приведение к уровню, не выходящему за приемлемые в данном обществе пределы и вместе с тем не подрывающему стимулы социально-экономической активности.

Основное оружие против бедности - это такая политика, которая была бы направлена на экономический рост.

В нашей стране, в том числе и в МО "Городе Кирове", слаба социальная политика. Социальные пособия ничтожно малы, а ведь кто-то на них только и существует.

Еще одна трудность - расслоение по условиям получения качественных медицинских и образовательных услуг. Жизненно важны реформы медицинского страхования и образования, жилищно-коммунальные реформы, должны быть проведены таким образом, чтобы и бедным эти услуги были доступны. Сейчас такого подхода нет, и бедные не получают ни доступного жилья, ни качественной медпомощи, ни качественного образования, и в последнем случае они не получают шанса вырваться из бедности.

Список литературы

1.      Сычова В.С. Определение и измерение бедности: история вопроса. - Социологические исследования. 1996, № 3;

2.      Социологический энциклопедический словарь, под. Ред. Г.В. Осипова.- М.- 1998.;

.        Словарь гендерных терминов (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной);

.        Социальная статистика: Учебное пособие / Ефимова, Марина Романовна, Бычкова, Светлана Георгиевна. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 558c.;

.        Романов, А.Н. Уровень жизни населения/ А.Н. Романов, В.М Жеребин - М.: Юнити-Дана., - 2002 г.;

.        Е.Румянцева. Бедность как глобальная проблема.// Мировая экономика и международные отношения. - 2004.;

.        Тематическая группа ООН по проблемам бедности. Московское Бюро Международной организации труда Предложения к стратегии содействия сокращения бедности в России;

.        Экспресс-информация управления ГСЗН Кировской области, апрель 2010 года;

.        Блинов, А.Проблема бедности в России и Украине / Блинов, А., Сидорова, А. // Экономист. - 2006. - №6.;

10.    Социально-экономическое положение МО "Город Киров". Экономический обзор. - Киров: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, 2010. - 80 с.;

11.    http://www.krugosvet.ru

.        http://www.librero.ru

.        http://www.gks.ru/

Похожие работы на - Преодоление бедности в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!