Предприятие как субъект хозяйствования

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    280,9 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предприятие как субъект хозяйствования

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Предприятие как субъект хозяйствования

2. Научно-технологический прогресс на предприятии

3. Управление предприятием

4. Управление персоналом предприятия

5. Планирование

6. Анализ формирования прибыли, показателей рентабельности и факторов, оказывающих на них влияние

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВВЕДЕНИЕ

Открытое акционерное общество “Минский тракторный завод” было основано 29 мая 1946 года. За более чем полувековую историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает около 20 000 человек.

В настоящее время в мире насчитывается 100 производителей тракторов. Однако лишь 8 из них обеспечивают 96% общего объема мирового рынка сбыта этой техники и Минский тракторный завод входит в их число.

ОАО «МТЗ» разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса. В настоящее время Минский тракторный завод ведет активную деятельность на рынках более чем 80 государств в различных уголках планеты.

На протяжении ряда лет завод сохраняет за собой долю в 8-10% от мирового рынка колесных тракторов, находясь в десятке крупнейших мировых производителей.

Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998-1999 годах характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ, так на крупнейших мировых рынках. В 1999 году изготовил 57,7% от всех тракторов, изготовленных странами СНГ.

Минский тракторный завод является основным предприятием в стране по созданию и производству универсально-пропашных тракторов. Тракторы "Беларусь" в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами (их более трехсот наименований) используют в сельском хозяйстве при возделывании и уборке пропашных культур (кукурузы, картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника), на работах общего назначения, а также на транспортных, погрузочно-разгрузочных и других работах. Области применения тракторов «Беларус» постоянно расширяются. На основе унификации созданы, выпускаются и готовятся к производству модификации специального назначения: для возделывания хлопка и риса, овощебахчевых культур; для горного земледелия; с реверсивным управлением для работы с широкозахватными жатками; гусеничные для возделывания сахарной свеклы и винограда. Кроме того, на базе тракторов "Беларусь" изготовляют хлопкоуборочные машины, комбайны для уборки сахарной и кормовой свеклы, экскаваторы, погрузчики.

Высокие технико-экономические показатели тракторов «Беларус» в сочетании с их надежностью и безопасностью обусловили широкий спрос на них не только в нашей стране, но и за рубежом: более чем в 80 странах мира.

В числе традиционных импортеров - Австралия, Болгария, Венгрия, Германия, Египет, Ирак, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Сирия, Югославия и др. Внешнеторговый оборот за 2012 г. составил 92 млн. долларов США, за 2011 г. - 131 млн.долларов США.

Производство тракторов "Беларус" начато в 1953 г. с модели МТЗ-2, в 1972 г. выпущен миллионный, а в 1984 г.- двухмиллионный трактор марки "Беларус".

Совершенствование конструкции трактора сопровождается ее усложнением и требует от механизаторов глубокого знания машины и умения квалифицированно использовать ее возможности. От этого во многом зависят надежная и производительная работа трактора и ее конечный результат. Опыт и достижения передовых механизаторов показывают, какими резервами располагают наши хозяйства в повышении производительности труда при умелом использовании техники.

На сегодняшний день в структуру холдинга, кроме непосредственно ОАО «МТЗ», вошло 9 предприятий:

-             Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов <#"823984.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Динамика основных показателей хозяйственной деятельности ОАО «МТЗ» за 2012-2014 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Прибыль от текущей деятельности в 2013 г. увеличилась и составила 3966 млн. руб. по сравнению с 1267 млн. руб. в 2012, прирост составил 2699 млн. руб. В 2014 г. наблюдается снижение данного показателя на 39,9%, уменьшение составляет 1541 млн. руб., прибыль от текущей деятельности в 2014 г. равна 2425 млн. руб.

Темпы роста прибыли от инвестиционной, финансовой и иной деятельности в 2013 г. составил 276,3%, прирост 1192 млн. руб. В 2014 г. наблюдается снижение данного показателя на 51,5%, что составляет 962 млн. руб.

Чистая прибыль в 2013 г. составила 4068 млн. руб. по сравнению с 685 млн. руб. в 2012 г., однако в 2014 г. наблюдается снижение данного показателя по сравнению с 2013 г., что составляет 906 млн. руб.

Таким образом, в 2013 г. предприятие сработало наиболее эффективно, о чем говорит динамика прибыли от текущей деятельности, прибыли от инвестиционной, финансовой деятельности, чистой прибыли и коэффициента соотношения всего дохода и всего расхода предприятия.

Проанализируем прибыль от реализации продукции, для этого проведем факторный анализ. Исходные данные для факторного анализа прибыли ОАО «МТЗ» за 2013г. представим в таблице 10

 

Таблица 10- Исходные данные для факторного анализа прибыли ОАО «МТЗ» за 2013г.

Показатели

На конец 2012г.

По плану на фактически выпущенную продукцию

На конец 2013г.

Изменение (гр.4-гр.2)

1

2

3

4

5

1. Выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) (В), млн. руб.

У (VРПi0 х Цi0)

У (VРПi1 х Цi0)

У (VРПi1 х Цi1)

 


161662

202078

281891

120229

2. Полная себестоимость реализованной продукции (С)

У (VРПi0 х Сi0)

У (VРПi1 х Сi0)

У (VРПi1 х Сi1)

 


158833

197893

273885

115052

3. Прибыль от реализации продукции

В0 - С0

Вусл - Сусл

В1 - С1

 


2829

4185

8006

5177

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Выполнение плана по себестоимости продукции составляет VРПi1хСi0 / VРПi1хСi1=197893 / 158833 = 1,25.

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была составить 3536 млн руб. (2829 х 1,25). Определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах:

У(VРПi1 х Цi0) - У(VРПi1 х Сi0) = 202078 - 197893 = 4185 млн руб.


У(VРПi1 х Цi1) - У(VРПi1 х Сi0) = 281891 - 197893 = 83998 млн руб.

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 11.

Таблица 11 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли ОАО «МТЗ» за 2013г.

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета

Прибыль, млн руб.


Объем продаж

Структура продаж

Цены

Себестоимость



П0

T0

T0

T0

T0

В0 - С0

2829

Пусл1

T1

T0

T0

T0

П0 х IРП

3536

Пусл2

T1

T1

T0

T0

Вусл - Сусл

4185

Пусл3

T1

T1

T1

T0

В1 - Сусл

83998

П1

T1

T1

T1

T1

В1 - С1

8006

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг проведем по формуле (1):

П1 - П0 = ДПVрп +ДПстр + ДПц + ДПС, (1)

где ДПVрп - изменение объема реализации продукции;

ДПстр - изменение структуры продукции;

ДПц - изменение отпускных цен;

ДПС - изменения себестоимости продукции.

ДПVрп = Пусл1 - П0, (2)

ДПVрп = 3536 - 2829 = 707 млн. руб.

ДПстр = Пусл2 - Пусл1, (3)

ДПстр = 4185 - 3536 = 649 млн. руб.

ДПц = Пусл3 - Пусл2, (4)

ДПц = 83998 - 4185 = 79813 млн. руб.

ДПС = П1 - Пусл3, (5)

ДПС = 8006 - 83998 = - 75992 млн. руб.

П1 - П0 = ДПVрп ДПстр + ДПц + ДПС (6)

П1 - П0 = 707 + 649 + 79813 -75992 = 5177 млн. руб.

Отсюда можно увидеть, что в 2013г. прибыль от реализации увеличилась на 5177 млн. руб., в том числе за счет: изменения объема реализации продукции увеличилась на 707 млн. руб., изменения структуры продукции - на 649 млн. руб., изменения отпускных цен - на 79813 млн руб., изменения себестоимости продукции уменьшилась на 75992 млн руб.

Проведем аналогичный анализ по данным финансово-хозяйственной деятельности организации за 2014г.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации ОАО «МТЗ» в 2014 г. представлены в таблице 12.

Таблица 12 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации ОАО «МТЗ» в 2014г.

Показатели

На конец 2013г.

По плану на фактически выпущенную продукцию

На конец 2014г.

Изменение (гр.4-гр.2)

2

3

4

5

1. Выручка от реализации продукции (В)

У (VРПi0 х Цi0)

У (VРПi1 х Цi0)

У (VРПi1 х Цi1)

 


281891

338266

453255

171364

2. Полная себестоимость реализованной продукции (С)

У (VРПi0 х Сi0)

У (VРПi1 х Сi0)

У (VРПi1 хСi1)

 


273885

328685

445018

171133

3. Прибыль от реализации продукции

В0 - С0

Вусл - Сусл

В1 - С1

 


8006

9581

8237

231

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Выполнение плана по себестоимости продукции составляет VРПi1хСi0 / VРПi0хСi0=328685 / 273885 = 1,2.

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличиться на 20% и составить 9607 млн. руб. (8006 х 1,2). Определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах:

У(VРПi1 х Цi0) - У(VРПi1 х Сi0) = 338266 - 328685 = 9581 млн. руб.

Подсчитаем, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции:

У(VРПi1 х Цi1) - У(VРПi1 х Сi0) = 453255 - 328685= 124570 млн. руб.

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 13.

 

Таблица 13 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли ОАО «МТЗ» за 2014 г.

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета

Прибыль, млн. руб.


Объем продаж

Структура продаж

Цены

Себестоимость



П0

T0

T0

T0

T0

В0 - С0

8006

Пусл1

T1

T0

T0

T0

П0 х IРП

9607

Пусл2

T1

T1

T0

T0

Вусл - Сусл

9581

Пусл3

T1

T1

T0

В1 - Сусл

124570

П1

T1

T1

T1

T1

В1 - С1

8237

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

ДПVрп =9607 - 8006 = 1601 млн. руб.

ДПстр = 9581 - 9607 = -26 млн. руб.

ДПц = 124570 - 9581 = 114989 млн. руб.

ДПС = 8237 - 124570 = - 116333 млн. руб.

П1 - П0 = ДПVрп ДПстр + ДПц + ДПС

П1 - П0 = 1601-26+114989 - 116333 = 231 млн. руб.

Таким образом, в 2014г. прибыль от реализации увеличилась на 231 млн руб., в том числе за счет: изменения объема реализации продукции увеличилась на 1601 млн руб., изменения структуры продукции снизилась на 26 млн руб., изменения отпускных цен увеличилась на 114989 млн руб., изменения себестоимости продукции уменьшилась на 116333 млн руб.

 Проанализируем показатели рентабельности деятельности ОАО «МТЗ». Рентабельность продукции ОАО «МТЗ» проанализирована на основе таблицы 14.

Таблица 14 - Исходные данные для анализа показателей рентабельности ОАО «МТЗ»

Показатель

Период, год


2012

2013

2014

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.руб.

189866

331160

532456

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб.

28204

49259

79201

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) , млн.руб.

161662

281891

453255

Управленческие расходы, млн.руб.

-

-

10157

Расходы на реализацию, млн.руб.

32719

57398

84216

Себестоимость , млн.руб.

126114

216487

350645

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.руб.

2829

8006

8237

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Рп =  * 100 (7)

 

 

 

Рентабельность продукции ОАО «МТЗ» в 2012 году составила 1,7%, в 2013 году 2,9% и в 2014 1,9%. Динамику рентабельности продукции ОАО «МТЗ» в 2012-2014гг. отобразим на рисунке 2

Рисунок 2 - Динамика рентабельности продукции ОАО «МТЗ» за 2012-2014 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Снижение рентабельности продукции в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 1 п.п. может быть связано с различным соотношением темпов роста себестоимости и прибыли, поскольку рентабельность - показатель относительный. В данном случае темп роста себестоимости опережает темп роста прибыли. В 2013 года, по сравнению с 2012 можно наблюдать обратную ситуацию.

Для того, чтобы понять за счет каких факторов и на сколько изменилась рентабельность продукции за период 2013 - 2014 гг., проведем факторный анализ методом цепной подстановки:

Рп (п) =  =

Рп (усл) =  =

Рп (ф) =  =

¶Рп (П) = Рп (усл) - Рп (п) = 0, 030 - 0, 029 = 0, 001

¶Рп (С) = Рп (ф) - Рп (усл) = 0, 019 - 0,030 = - 0,011

 ¶Рп (общ) = ¶ Рп (П) + ¶Рп (С) = - 0, 01 или 1 п.п.

Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.

Р пр1 =  =  = 1, 75 %

Р пр2 =

Р пр3 =

Рентабельность продаж в 2014 году, по сравнению с 2013, снизилась на 1,02 п.п. и составила 1,82 %. Рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению и это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.

Для того, чтобы проанализировать, засчет каких факторов и на сколько изменилась рентабельность продаж за 2013-2014 гг., проведем факторный анализ методом цепной подстановки:

Рпр =  , (8)

где В - выручка от реализации товаров, работ, услуг, за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку;

С - себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг.


Рпр (п) =  

Рпр (усл) =  = 0, 3957

Рпр (ф) =

¶Рпр (В) = Рпр (усл) - Рпр (п) = 0, 3957 - 0, 0284 = 0, 3673

¶Рпр (С) = Рпр (ф) - Рпр (усл) = 0, 0182 - 0, 3957 = - 0, 3775

 ¶Рпр (общ) = ¶ Рпр (В) + ¶Рпр (С) = - 0, 0102

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рентабельность продаж снизилась на 0, 0102, в том числе засчет роста выручки на 171364 млн. руб, рентабельность увеличилась на 0, 3673, засчет роста себестоимости на 171133 млн. руб, рентабельность снизилась на 0, 3775.

Рентабельность активов характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия. Данный показатель называют нормой прибыли.

Ра1 =

Ра2 =

Ра3 =

Уменьшение может свидетельствовать о снижении чистой прибыли организации либо о росте стоимости основных средств. Чтобы понять, засчет каких факторов произошло снижение данного показателя и на сколько, проведем факторный анализ методом цепной подстановки:

Таблица 15 - Исходные данные для анализа рентабельности активов.

Показатели

2013

2014

Стоимость краткосрочных активов, млн. руб

68855

68673

Стоимость долгосрочных активов млн. руб

71060

71288

Чистая прибыль, млн. руб

4068

906

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Ра = (9)

где ЧП - чистая прибыль предприятия;

ДА - стоимость долгосрочных активов предприятия;

КА - стоимость краткосрочных активов предприятия.

Ра (п)=  = 0, 0291

Ра (усл1) =

Ра (усл2) =

Ра (ф) =

¶Ра (чп) = Ра (усл1) - Ра (п) = 0,0065 - 0,0291 = - 0,022625

¶Ра (да) = Ра (усл2) - Ра (усл1) = 0, 006465 - 0, 006475 = - 0, 00001

¶Ра (ка) = Ра (ф) - Ра (усл2) = 0, 0065 - 0, 006465 = 0, 000035

¶Ра (общ) = ¶Ра (чп) + ¶Ра (да) + ¶Ра (ка) = - 0,0226

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рентабельность активов снизилась на 0, 0226 в 2014 году, по сравнению с 2013 г., в том числе засчет снижения чистой прибыли на 3162 млн. руб, рентабельность активов снизилась на 0,022625, засчет роста стоимости долгосрочных активов на 288 млн. руб, рентабельность снизилась на 0, 00001, засчет снижения стоимости краткосрочных активов на 182 млн. руб, рентабельность активов увеличилась на 0, 000035.

 Таким образом, факторный анализ прибыли от реализации в анализируемом периоде показал увеличение данного показателя благодаря росту объема реализации услуг и изменению отпускных цен не смотря на изменение структуры услуг и себестоимости продукции, которые снижали значение прибыли. В целом за анализируемый период наблюдается рост рентабельности, не смотря на его уменьшение в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Предприятие сработало наиболее эффективно в 2013 г., о чем говорит динамика прибыли от текущей деятельности, прибыли от инвестиционной, финансовой деятельности, чистой прибыли, показателей рентабельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отчете были рассмотрены такие вопросы как: общая характеристика предприятия, характеристика и потребительские свойства выпускаемой на предприятии продукции, качество выпускаемой продукции, рассмотрена организационная структура и описаны все хозяйственные единицы, вошедшие в состав ОАО «МТЗ ».

Анализ деятельности ОАО «МТЗ» позволил определить современное положение предприятия на мировом тракторном рынке. В соответствии с программой прохождения практики я ознакомилась с работой маркетинг-центра, бухгалтерии, планово-экономического отдела, отдела труда и заработной платы, отдела кадров и технического обучения.

Изучение всех предоставленных материалов позволило мне сделать следующие выводы:

- открытое акционерное общество «Минский тракторный завод» имеет связи с партнёрами из более чем 80 стран мира и входит в семерку самых крупных экспортеров тракторов. Широкая универсальность тракторов «Беларус» позволяет эффективно использовать их круглый год в различных климатических зонах;

задачей ОАО «МТЗ» является, максимально удовлетворяя спрос потребителя, резко расширить номенклатуру выпускаемой продукции, повысить эффективность производства, максимально повысить качество, технический уровень выпускаемой продукции;

цель деятельности ОАО «МТЗ» состоит в мировом признании предприятия как поставщика, гарантирующего стабильно качественную, добротную продукцию для потребителя, удовлетворение общественных потребностей в продукции производственно-технического назначения, товарах народного потребления, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества ОАО «МТЗ»;

организационная структура предприятия сложна и велика, в связи с чем возникают определенные трудности при управлении им;

с целью материальной заинтересованности в улучшении качества работы отделом труда и заработной платы разработано положение о премировании каждого структурного подразделения и администрации завода;

слабость МТЗ состоит в рекламе. В специальной прессе МТЗ практически не представлен, в связи с высокими затратами. Поэтому необходимо идти другими путями, чтобы сообщить потенциальному покупателю информацию о собственном продукте. Например, участвовать в сравнительных тестах с другими тракторами аналогичного класса;

итоги работы ОАО «Минский тракторный завод» свидетельствуют о постепенной нормализации финансово-экономического положения объединения. Вместе с тем, финансовое положение предприятий объединения еще недостаточно устойчивое. В финансировании производственно-хозяйственной деятельности существенное значение имеют заемные средства.

В связи с ограниченными возможностями собственного инвестирования и, следуя мировой практике привлечения заемных инвестиций, объединением определен перечень важнейших инвестиционных бизнес-планов, требующих разработки;

Что касается задач предприятия в новых условиях хозяйствования, то ими могут стать:

выработка внешнеэкономической стратегии;

определение направлений развития экспортного потенциала;

использование возможностей создания импортозамещающих производств;

заключение соглашений с иностранными партнёрами в целях создания лучших условий для экономических отношений с ними.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Организационная структура управления ОАО «МТЗ»


Похожие работы на - Предприятие как субъект хозяйствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!