Предпринимательство в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    222,62 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предпринимательство в рыночной экономике

Введение

Одной из самых универсальных, активно проявляющихся во всех сферах жизнедеятельности общества, подсистем - является предпринимательство. Его использование в качестве мощного, эффективного и гибкого инструмента воздействия, не только на экономическую, но и на политическую и социальную системы, оказывает непосредственное влияние на важнейшие показатели качества и уровня жизни населения.

Успешность предпринимательской деятельности в современных условиях все больше зависит от компетентности и профессионализма в области организации и управления сложными бизнес процессами, информированности о современных тенденциях в изменениях рынков, умения систематизации и анализа разноплановой информации, способности быстрого принятия управленческих решений и гибкости в их корректировке. То есть, современный предприниматель должен обладать и развивать в себе определенные психологические качества, такие как: обучаемость, креативность мышления, скорость реакции, устойчивость к стрессам и т.п.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении предпринимательства в рыночной экономике.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

рассмотрение современных условий развития теории предпринимательства;

рассмотрение факторов формирования культуры предпринимательства в современной экономике России;

рассмотрение состояния и перспектив развития предпринимательства в условиях инновационно-ориентированной экономики России.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

При написании курсовой работы были использованы труды отечественных авторов, опубликованные в периодической печатной и учебной литературе.

1. Современные условия развития теории предпринимательства

Острота проблемы эффективности государственного управления экономикой обусловлена сложностью решаемых задач, а именно: уравновешивания, гармонизации постоянно меняющихся, взаимодействующих общественных систем, и в первую очередь - социальной, политической и экономической. Невозможно переоценить важность эффективного управления процессами, обуславливающими состояние обозначенных общественных систем. Достаточно лишь обратиться к истории практически всех революций, переворотов и других политических катастроф начиная от Древнего Рима и заканчивая современным Ближним Востоком. Более того, именно экономическая система, несоответствие которой изменяющимся социальным ожиданиям наиболее болезненно воспринимается обществом, чаще всего становится тем самым «катализатором социального взрыва»». Своевременные и компетентные государственные экономические решения позволяют смягчить, или снять социальное напряжение в обществе.

Основным вопросом, требующим решения, следует считать меру участия государства в экономике. На сегодняшний день, известны два основных противоположных подхода. Один из них представляет собой «классический» подход, основоположником которого считается Адам Смит (вторая половина XIII века), провозглашающий максимальное не вмешательство государства в экономику и свободу предпринимательства. Другой - обосновал Джон Кейнс (первая половина XX века), предполагающий, напротив, значительное участие государства в экономике. Обе теории формировались в определенных историко-экономических условиях, оказавших на них решающее влияние. Однако, ни Адам Смит, ни Джон Кейнс не предполагали полного исключения факторов государственного управления или свободы предпринимательства, а лишь высказывались за максимальное ограничение того или другого. Сегодня так же речь идет о нахождении их оптимального сочетания, «точки равновесия», отвечающей новым вызовам времени [5, С.90].

В условиях рыночной экономики, наиболее эффективного влияния на экономическую систему можно добиться путем управляющих воздействий на ее основную подсистему - предпринимательство.

Теория предпринимательства, как одного из самых ярких общественных явлений, так же проходит исторические этапы развития, отражая актуальные для каждого времени существования человеческого общества животрепещущие проблемы и вопросы.

Изначально изучением предпринимательства, его сущностью, значением в экономике и факторами влияния на него занимались, в основном, представители экономической науки. На различных этапах существования «доиндустриального общества», в периоды развития «торгового» и «аграрного» предпринимательства, такие представители экономической мысли, как Томас Ман, Ричард Кантильон, Франсуа Кенэ и их современники отмечают в качестве основных черт предпринимателя: его готовность принять на себя риск потерь, стремление к поиску новых рынков и способность к совершенствованию технологий.

«Промышленный переворот» и становление «индустриального общества» породило новый взгляд на предпринимательство. Кроме функции получения наибольшего размера прибыли, исследователи-современники «промышленного предпринимательства» такие, как: А. Смит, Д. Рикардо, О. Бём-Баверк, Й. Шумпетер, К. Маркс, А. Маршалл, Д. Кейнс и др., дополняют теорию предпринимательства следующими функциональными особенностями: организация производства, инновационная деятельность, открытие новых видов сырья или продукции, формирование равновесной рыночной цены, создание и использование капитала, изменение общественных экономических отношений и др.

Вторая половина XX века привносит в теорию предпринимательства понятия «предпринимательской свободы», социального риска и социальной ответственности, его регулирующей роли в уравновешивающейся экономической системе (Ф. Хайек, М.Фридман, Л. Мизес, И. Кирцнер и др.) [4, С.714.

Современный этап развития общества имеет существенные отличия не только экономической, но и социальной и политической систем от предыдущих состояний.

Глобализация мировой экономики, с одной стороны усложняет инновационные процессы, нивелируя роль личности предпринимателя и вытесняя его некими мощными техно-структурами, с другой стороны открывает, перед наиболее способными, новые «безграничные» рынки. Изменяются условия и характер инвестиций, расширяются возможности для более свободного перемещения капиталов, наряду с усилением конкуренции в финансовой сфере. За счет распространения международного франчайзинга, аудсорсинга, субконтрактации создаются новые условия для развития национального малого и среднего бизнеса. Интернационализация производства, капитала, обмена товарами и услугами ведет к формированию международной информационно-организационной инфраструктуры.

Проникновение предпринимательской деятельности сквозь национальные границы и его усиливающееся влияние на состояние национальных экономических и политических систем повышает актуальность задач управления этим явлением со стороны государства и общества.

Ускорение и усложнение экономических процессов, вызванные небывалым ростом спроса и актуализацией многообразных потребностей «второго порядка» (после физиологических) населения многих, в первую очередь развитых и развивающихся стран, и как следствие, повышением предпринимательской активности.

Усиление конкуренции, подкрепленное стремительным развитием техники и технологий не только в области материального производства, но и в значительной степени в областях организации и управления бизнес процессами, в сферах торговли и услуг, создает новые виды и конфигурации экономических отношений.

Благодаря постоянному совершенствованию информационных, платежных и кредитных технологий, международной и региональной логистики происходит лавинообразный рост «онлайн» операций, продаж и покупок товаров, услуг, работ. Стремительное развитие рынков «новых» товаров, например мобильных коммуникационных электронных устройств и соответствующих программных приложений. Так, если в 2011 году в мире было продано 468 млн. смартфонов, то к 2016-му прогнозируется рост до 1,5 млрд. единиц. Количество проданных «планшетов» выросло с 2006 года по 2011-й почти в 12 раз (с 4 млн. до 51 млн. штук) и ожидается 4-х кратное увеличение к 2016-му году [4, С.714].

Заметный рост наукоемкости различных отраслей экономики: здравоохранения, природопользования, энергетики, транспорта и других, требующих глубоких научных исследований в областях биофизики, биохимии, генетики, наноструктур, электроники, сложных систем управления и т.д., стимулирует развитие и географическую трансформацию рынка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). По оценкам Института Мировой Экономики и Международных Отношений Российской Академии Наук (ИМЭМО РАН), к 2020 году на США придется 28%, на Китай - 20%, а на все страны Азии - 45% мирового объема НИОКР.

Качественные изменения в составе факторов и средств производства - все большее преобладание нематериальных, «интеллектуальных» активов, значительное возрастание роли и, как следствие, стоимости информации различного характера, каналов ее получения и передачи, умения ее эффективной переработки и интерпретации влекут за собой необходимость радикального пересмотра и уточнения понятий «факторов производства», «средств производства» и «капитала».

Стремительный рост числа современных IT-предприятий, беспрецедентный скачек стоимости наиболее успешных из них (Microsoft, Facebook, Google, Яндекс...), анализ состава их активов могут служить лишь одним из доказательств происходящего «информационного» или точнее, по отношению к средствам производства - «интеллектуального переворота» в экономике (по аналогии с «промышленным переворотом» XIX века).

Современный предприниматель становится собственником и распорядителем не только материального, но что наиболее важно, «интеллектуального капитала» общества. Этим обусловлены не только его новые общественные функции, но и сама сущность современной предпринимательской деятельности, тесно связанная с когнитивными, интеллектуальными способностями, эмоциональной составляющей, то есть с психологией личности.

Анализ опыта «преодоления» экономических кризисов XX века, и в частности, 1998 и 2008 годов, на примере практически всех развитых стран, показывает значительное усиление участия государства в экономике наряду с увеличением количества деклараций о развитии частного предпринимательства [4, С.715].

Такое положение дел может быть объяснено разбалансированностью социальной, политической и экономической общественных систем. Концептуально, систему взаимоотношений общественных социальной, политической, экономической систем и государственного аппарата, место и функции предпринимательства в них можно представить так, как показано на рисунке 1. Современные изменения в социальных системах, вызванные, в первую очередь, ростом уровня самосознания личности и стремлением к повышению потребления различного рода (в основном, экономических) благ, порождают поток новых социальных ожиданий общества, направленных к государственному аппарату с требованием соответствующего реформирования, как политической, так и экономической систем.

Рисунок 1. Схема взаимоотношений общества, государственного аппарата и предпринимательства

В этом случае, общество должно не только производить большее количество благ для удовлетворения растущего спроса, но и обеспечить его «справедливое» распределение, в соответствии с мнением большинства (если речь идет о демократии). Государственный аппарат, отвечая на получаемые сигналы и стремясь к достижению равновесия в обществе, через соответствующие институты власти, имеет возможность непосредственно воздействовать на все общественные системы, увеличивая степень собственного «прямого» участия в них, или посредством воздействия на определенные встроенные подсистемы, стимулируя достижение гармонизации общества через механизмы саморегуляции.

Иными словами, выбор у государства (если понимать его как легитимную уполномоченную обществом, управляющую систему) не велик. Либо, путем централизации и мобилизации экономики, ужесточения фискальной политики и т.д. несколько увеличить общественное производство, но в основном, распределяемую часть благ, не реформируя существующую политическую систему. Такой вариант имеет краткосрочную эффективность, угнетает «частный сектор экономики» и переносит решение проблем на перспективу, но сохраняет, и даже усиливает власть государственного аппарата, государственных чиновников и, как следствие государственную коррупцию. Либо, реформирование политической и экономической систем, стимулирование развития частного предпринимательства, с целью увеличения производства общественных благ через повышение экономической активности граждан, и снижения распределительной части экономики за счет «самообеспечения» большинства. Этот путь ведет к решению проблем с долгосрочным положительным эффектом, но более сложен и инертен в реализации, рискован (как любая реформа), ослабляет власть государственного аппарата, государственных чиновников и минимизирует экономическую базу коррупции.

Очевидно, что при наличии выбора, действующий государственный аппарат, представляющий из себя особый случай социально-экономической системы, обладая свойствами противодействия внешним воздействиям, будет склоняться к первому варианту, стремясь сохранить стабильность собственного положения и влияния в обществе, минимизируя любое реформирование сложившейся структуры общественных взаимоотношений, отражением которых он является. Отдельные, не системные, «точечные» решения по самым насущным, неотложным проблемам путем прямого вмешательства в существующие общественные отношения, производят заметный социальный эффект и экономию ресурсов в сиюминутной ситуации, краткосрочной перспективе. Такая политика может осуществляться до тех пор, пока не исчерпаются как политические, так и экономические ресурсы на ее поддержание, или не произойдет изменение силы или направления социальных ожиданий общества (например, в силу стихийных бедствий, войны и т.д.).

Действовать по второму варианту, предусматривающему системное реформирование общественных взаимоотношений посредством внутренних саморегулирующих механизмов, государственный аппарат может только в случае крайней необходимости. Только понимание того, что несвоевременность решений, а так же объективная инертность и сложность реформ может привести общество в кризисное состояние, подвигает государственный аппарат на поиск демократических и рыночных, «не прямых» рычагов воздействия.

Необходимо заметить, что оба рассмотренных варианта, или другие, находящиеся между ними, предполагают совершенно конкретные действия со стороны государства в отношении экономической системы, и в частности, в отношении предпринимательства. То есть, несмотря на некоторый антагонизм позиций, государство можно считать управляющей системой по отношению к объекту управления - предпринимательству, при определенных обстоятельствах, действующей в пользу его развития.

Повышение эффективности государственной политики в сфере предпринимательства невозможно без глубоких познаний самого объекта управления. Предпринимательство, как особенная социальная система, является неотъемлемой частью общества, встроенной в его механизмы.

Перечисленные особенности современного общества, новые вызовы времени создают предпосылки для поиска перспективных научных подходов к управлению развитием предпринимательства, переосмысления этого явления, раскрытия смысла происходящих в его сущности преобразований и основных факторов воздействия. Понимание внутренних психологических и социально-психологических процессов, формирующих потребности и мотивирующих экономическую деятельность предпринимател-яиндивида, способно значительно повысить эффективность государственной политики в этой важной области.

2. Факторы формирования культуры предпринимательства в современной экономике России

В России последние два десятилетия происходит модернизация экономической системы, возникли новые институты, субъекты действия и, как следствие, новые ценности. Одним из таких институтов является предпринимательство.

Опыт показывает, что предпринимательство призвано выполнить следующие функции [6, С.398]:

) реализация предпринимательских инициатив;

) обеспечение самозанятости;

) обеспечение самодостаточности хозяйствующих субъектов при формировании доходов;

) повышение эффективности функционирования национальной экономики в целом;

) усиление толерантности между социальными группами.

Выполнение данных функций определяется сущностной природой предпринимательства, которая связана с природой институтов предпринимательства, определяется множеством факторов. Одним из таких факторов является культура. Культура предпринимательства является частью элементов общей экономической культуры общества.

Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в словаре С.И. Ожегова. В этом словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение [6, С.398].

Культура - это продукт цивилизации. Культура подразделяется на организационную культуру - это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других; социальную культуру, которая представляет собой отношения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты; а также культуру предпринимательства.

Под культурой предпринимательства понимается определенная сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса. Следуя такой трактовке предпринимательской культуры, можно выделить ее следующие структурные элементы: 1) законность, 2) строгое выполнение обязательств и обязанностей, 3) честность при осуществлении коммерческой деятельности, 4) разработка и следование «этическому кодексу» фирмы, не противоречащему общественным нормам и традициям.

В российской теории нет единой трактовки понятия «предпринимательство», не определены его отличия от понятия бизнеса. Обе эти коммерческие деятельности имеют общие черты: 1) единые принципы хозяйствования (ориентация на получение прибыли, инициативность, самостоятельность и другие); 2) общие сферы деятельности (производство товаров, производство услуг, финансовая деятельность, консалтинг и др.) [6, С.399].

Отличительные особенности предпринимательства предполагают формирование культуры предпринимательства как его базовой отличительной особенности и управленческого фактора, определяющего его дальнейшее развитие.

Предпринимательская культура базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана. Опишем каждый из этих элементов последовательно [6, С.399].

. Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.

. Второй элемент - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.

. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное осуществление его субъектами своей коммерческой деятельности, честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству.

. Еще один элемент предпринимательской культуры - имидж также регламентируется в рамках правового поля государства, но в большей степени ориентирован на личностные характеристики самого предпринимателя. Именно этот элемент формирует общественное мнение.

Культура предпринимательства - это система правовых и этических критериев, регламентирующая отношения с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, партнерами, конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Предпринимательская культура как социально-правовой институт выполняет особые экономические и социальные функции: обеспечение роста эффективности производства; укрепление регулирующей роли рынка и усиление конкуренции; принятие и несение бремени экономических рисков; поиск и внедрение организационно-экономических инноваций, управление капиталом; стабилизация экономической системы и поддержка рыночного равновесия, противодействие застою социально-политической системы; обеспечение роста национального дохода и создание условий для подъема общественного благосостояния; обеспечение занятости; обеспечение социальной мобильности; самореализация человека в предпринимательской деятельности; воспроизводство специфической предпринимательской культуры и в целом инновационной культуры.

Реализация данных функций невозможна без непосредственного участия государства, которое создает общие «правила игры» для хозяйствующих субъектов, способствует усилению или ослаблению предпринимательских инициатив. Помимо государства, формирующего цивилизованную внешнюю предпринимательскую среду, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, к субъектам, формирующим культуру предпринимательства, можно отнести самого предпринимателя, создающего свою корпоративную культуру.

В предпринимательской практике доминирующую роль играет неформальное регулирование взаимоотношений (на основе личного опыта); в отношениях с партнерами преобладают агрессивные стратегии (предприниматели называют своих конкурентов дестабилизаторами бизнеса); в отношениях с персоналом преобладают патерналистские ценности (предприниматель чувствует себя «благодетелем», позволяющим работнику получать больше, чем в государственных структурах, что является основой сохранения иерархизированных отношений между руководителем и подчиненными); социальная ответственность предпринимателя только формируется; внутренние регуляторы честности в бизнесе практически отсутствуют, ограничителем выступает лишь страх перед криминальными группами.

. Состояние и перспективы развития предпринимательства в условиях инновационно-ориентированной экономики России

Становление и формирование предпринимательских структур в Российской Федерации обеспечили к настоящему времени создание нового сектора национальной экономики - малого и среднего предпринимательства. К 2012 году в стране насчитывалось более 4,5 миллиона предпринимательских структур (малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей). В них работало 19 миллионов человек. Объем производимой этими предприятиями и предпринимателями продукции составлял 30 852 миллиарда рублей [1, С.261].

Вместе с тем предпринимательство в нашей стране еще не достигло необходимого уровня, что неоднократно отмечалось в посланиях Президента Федеральному Собранию и решениях Правительства страны.

Современное российское предпринимательство функционирует в условиях глобализации и интернационализации экономических связей различных стран, характеризующихся стремительными темпами развития. Кроме того, как в промышленно развитых странах, так и в большинстве развивающихся стран, созданы благоприятные условия для расширения масштабов бизнеса не только для своих субъектов, но предпринимателей других стран.

Предпринимательская деятельность в любой стране, в любом регионе находит свое выражение в конкретной сфере деятельности, отражающей, как правило, возможности и мотивы предпринимательской деятельности. Большинство предпринимательских структур, как в России, так США и Евросоюзе сосредоточено в следующих отраслях: строительство, оптовая торговля, финансовое посредничество и страхование, операции с недвижимостью, оборудованием и нематериальными активами, деятельность гостиниц и ресторанов, профессиональные, научные, и технические услуги, здравоохранение и социальное обеспечение, административные и другие услуги.

Выделение сфер предпринимательской деятельности показывает, в ресурсно-ориентированных экономиках преобладает бизнес, ориентированный на потребителя, в то время как, в эффективно - ориентированных и инновационно-ориентированных экономиках имею высокую долю бизнеса в сфере оказания услуг, по сравнению с другими уровнями экономического развития.

Отличительной характеристикой является соотношение фирм в той или иной отрасли. Так, для США и Евросоюза наиболее привлекательными для предпринимателей являются такие отрасли как предоставление бизнес - услуг, а также розничная торговля и ремонт. Российские предприниматели предпочитают оптовую торговлю, любые сделки с недвижимостью, строительство и розничную торговлю. Такое различие обусловлено разным подходом предпринимателей к желаемым результатам своей деятельности, уровню риска и ответственности, которые они готовы нести. Среди субъектов предпринимательской деятельности в России отмечается тенденция организации бизнеса в тех сферах, для которых характерны высокий уровень прибыли, короткий срок оборота средств и возможность минимизировать риск, что и нашло свое отражение в структуре распределения фирм по сферам деятельности [2, С.430].

В связи с динамичным характером развития международного предпринимательства выделяется множество организационно-правовых форм, обладающих индивидуальными особенностями в каждой стране, но, тем не менее, имеющих ряд общих черт. Организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности определены законодательством тех стран, где зарегистрированы эти предприятия. Их разнообразие в большей степени наблюдается в частнопредпринимательском секторе.

Поскольку речь пошла о масштабах предпринимательства уместным будет отразить критериальную характеристику отнесения предпринимательской структуры к тому или иному виду в зависимости от ее размера. В Евросоюзе действуют с 2005 года унифицированные критерии деления предприятий на мелкие или микро -, малые и средние предприятия, в основе которых лежит такой показатель как численность персонала. Такое деление предпринимательских структур имеет важное значение в большинстве стран для определения субъектного состава предпринимателей, имеющих право на государственную поддержку в форме дотаций и субсидий. Что касается численного состава различных форм предпринимательских структур, то наиболее распространенным является численность работников до 10 человек для микропредприятий, для малых предприятий - в пределах от 10 до 49, а для средних - от 50 до 250. Если говорить отдельно о США, то к малым и средним предприятиям относятся те, численность которых не превышает 499 человек [2, С.431].

Для зарубежных стран малое и среднее предпринимательство призвано решать ряд проблем не только экономического, но и социального характера. К последним, прежде всего, относятся вопросы регулирования занятости трудового населения среди мигрантов, обеспечения определенным уровнем доходов низших социальных слоев общества, а также среднего класса, что снижает социальную напряженность в обществе. Потенциальные субъекты предпринимательской деятельности в масштабах малого и среднего предпринимательства имеют возможность реализовать свои предпринимательские намерения и ожидания, руководствуясь собственными возможностями и существующими условиями. Исходя из опыта зарубежных стран, следует сделать вывод о том, что наибольшее распространение получает малое предпринимательство, хотя во многих случаях его сложно идентифицировать от среднего.

В зарубежных странах предпринимательская деятельность осуществляется в подавляющем большинстве в малых формах с существенным различием критериальной оценки. Причем независимо от формы и масштабов предпринимательской деятельности существует менталитет семейной фирмы, поскольку 70 -80 % европейских предприятий относятся к категории семейных фирм и на их долю приходится 40 - 50 % все занятых в частном секторе экономики. Такая тенденция определяет стиль управления предприятием и формирует соответствующие особенности организационно - управленческой составляющей предпринимательства [3, С.358].

Для России развитие международного предпринимательства должно стать одной из ключевых задач в развитии экономики на современном этапе ее развития. Необходимо переосмысление роли предпринимательства в экономике страны и формирование стратегии развития государства, ориентированной на развитие сфер бизнеса с учетом опыта предпринимательской деятельности в зарубежных странах. Важным аргументом в пользу развития предпринимательства является то, что Россию характеризует 63 место среди 139 стран в рейтинге Индекса глобальной конкурентоспособности за 2010-2011 гг., что еще раз говорит о необходимости учета опыта зарубежных стран в формировании предпринимательской среды [4, С.715].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности Предпринимательство в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра. Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как:

• обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

• формирование государственного бюджета;

• защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

• обеспечение занятости населения;

• обеспечение безопасности и обороны страны;

• реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

• соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы. Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы - уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур - с другой, не возникает. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной - от умения управлять, другой - от умения хозяйствовать.

Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности. Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности. Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов). Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы. Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т. е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует.

Среди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений. Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности. Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер. Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства. Фискальная политика - это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений. Налоги - это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Собирая налоги, государство получает в распоряжение крупные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам.

Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит. Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации. Дотации - денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но траты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

За годы рыночных реформ государство активизировало усилия на становлении, поддержке и развитии малого предпринимательства. В июле 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в начале 1996 г. вступил в действие Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства...» установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности всех субъектов малого и среднего предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности и форм собственности. Государственная поддержка предпринимательства реализуется по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;

• создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

• учреждение порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка антиэкономической деятельности субъектов предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

Важной мерой государственной поддержки субъектов предпринимательства является установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса.

Необходимо отметить, что субъекты малого предпринимательства в силу своих малых возможностей остро нуждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с подобными организациями. И здесь поддержка государства является неоценимой. Органы власти обязаны оказывать помощь в организации союзов (ассоциаций) субъектов малого бизнеса, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, защиты его интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции.

Предпринимательская среда представляет собой системную категорию, включающую в себя определенные условия, прежде всего, экономического, политического, организационно-правового и социального характера, обеспечивающие экономическую свободу физическим и юридическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность факторов, формирующих возможность и способность существования предпринимательства и способствующих его активности и экономическому развитию не только в рамках одного государства, но и в международном масштабе.

Вследствие этого представляет интерес систематизация факторов развития предпринимательской деятельности, а также вытекающих их них барьеров к ее осуществлению, по трем группам экономик: ресурсно-ориентированных, эффективно-ориентированных и инновационно-ориентированных, выделенных в соответствии с проектом глобального мониторинга предпринимательства. Согласно критериям отнесения той или иной страны к соответствующей группе экономик Россия входит во вторую группу - эффективно - ориентированных экономик, в основе которых лежит повышение эффективности предпринимательской деятельности за счет роста производительности труда, использование существующих технологий, а конкурентоспособность определяется эффективностью самого рынка. И это не смотря на признание новой парадигмы управления, для которой характерны открытость системы, качество, основанное на нововведении и человеческий ресурс как основной источник эффективного функционирования организации [3, С.359].

Основная задача России осуществить переход в третью инновационную группу экономик, чему способствует в последнее пятилетие ее экономическое развитие, с точки зрения государственной поддержки инноваций. Однако этого недостаточно, поскольку субъекты предпринимательской деятельности еще не готовы к новому инновационному мышлению и для этого необходимо сформировать определенные условия, способные расширить границы предпринимательского новаторства, без которого невозможно обеспечить новый качественный уровень развития предпринимательства России в целом.

Возвращаясь к факторам предпринимательской деятельности, следует выделить основные их группы: финансирование, инфраструктурное обеспечение, покупательная способность, административные барьеры и уровень квалификации работников и, прежде всего, управленцев.

На втором месте среди системы факторов, препятствующих предпринимательской активности находятся административные барьеры.

Интересно достаточно привлекательное положение России по данному вопросу, однако такое положение дела скорее искаженные ответы предпринимателей - респондентов, нежели реальное положение, поскольку сами предприниматели прибегают к незаконному лоббированию своих интересов.

Недостаточное инфраструктурное обеспечение бизнеса, по своей сути может стать сферой предпринимательской деятельности. Интересным является тот факт, что нехватка финансирования не является первостепенной проблемой в интересующих нас группах экономик, что свидетельствует о проработанности вопроса поиска источников финансирования субъектами предпринимательской деятельности. Уровень квалификации определяет личностный компонент предпринимательства и без его соответствующей качественной характеристики невозможно говорить о высоком уровне предпринимательской активности. Россия занимает одно из лидирующих положений по низкому уровню квалифицированных управленцев.

В целом ограничивающие предпринимательскую активность барьеры занимают лидирующие позиции в странах эффективно - ориентированных экономик.

Существует и другие точки зрения относительно барьеров предпринимательской деятельности, полученные методом опросов экспертов в области предпринимательства также в рамках глобального мониторинга предпринимательства.

Важным фактором, обеспечивающим развитие предпринимательства, наряду с государственной поддержкой является обеспечение условий открытия нового бизнеса, где серьезной проблемой становится уровень затрат финансовых ресурсов и времени на организацию и прохождение через бюрократические процессы.

Наиболее привлекательные условия открытия нового бизнеса в Австралии, где суммарные затраты на организацию предпринимательской деятельности составляют 240 евро. Дороже всего стоит открытие бизнеса в Японии, а самый длительный срок регистрации предпринимательства в Испании - 6 месяцев, а наиболее бюрократизированные процедуры в Италии, где необходимо пройти 18 процессов, прежде чем зарегистрировать новое предприятие [5, С.98].

Наряду с Австралией благоприятные условия для открытия предпринимательства созданы в Великобритании и США. Россия, по мнению экспертов, занимает устойчивое отрицательное положение по уровню административных барьеров.

Поскольку основная задача России заключается в переходе в инновационно-ориентированную группу представляет интерес инновационная активность государства, а также факторы, препятствующие этому процессу.

Важнейшими предпосылками повышения инновационной активности страны в целом является совершенствование научной, образовательной и производственной составляющих инновационного потенциала. Россия традиционно отстает по объему затрат на инновационную деятельность и в области вузовской науки (988 млн. дол.), находясь сегодня на уровне Дании и ЮАР, уступая даже таким странам, как Турция (2,5 млрд. дол.), Тайвань (1,7 млрд. дол.) и Мексика (1,6 млрд. дол.). Так, США на развитие образования выделяют 7,5% ВВП, в то время как в России в 2011 г. этот показатель (включая государственные и частные расходы на образование) находился на уровне 4,6% [3, С.360].

Инновационность как научная категория имеет свои специфические особенности в разных направлениях и сферах предпринимательской деятельности, в том числе и с учетом страновых особенностей. На рисунке 2 представлена информация, позволяющая оценить уровень инновационности зарождающего предпринимательства в промышленности посредством определения доля предпринимателей производящих инновационные товары.

Развитие инновационной деятельности зависит от уровня развития экономики. Среди слаборазвитых экономик высокий уровень инновации наблюдается в Гватемале, которая так же претендует на высокую долю зарождающихся предпринимателей. В эффективно-ориентированных экономиках доля высокой инновации наблюдается в Чили и Перу, и низкий уровень инновации в Китае и Бразилии.

Рисунок 2. Процент зарождающихся предпринимателей с инновационными продуктами в мировых экономиках, 2013 г. [3, С.360]

Дания показывает высокий процент предпринимателей с инновационными продуктами и услугами. Это говорит о том, что, хотя есть меньше предпринимателей в Дании, высокая доля инновационности является важным аспектом качества. Многие инновационно-ориентированные экономики показывают умеренные пропорции инновационности, о том, что там существует компромисс между количеством и качеством предпринимательской деятельности.

Мировой опыт подтверждает, что развитие предпринимательства во многом зависит от его участия в научно - исследовательских программах, использования научных достижений, новых технологий и инноваций. Усилия государственной администрации по стимулированию научно - технического развития малого и среднего бизнеса в конечном итоге способствуют не только повышению конкурентоспособности предприятий, но и выходу на внешние рынки.

Результатом исследований факторов предпринимательской деятельности и барьеров, препятствующих ее активности, является уровень предпринимательской активности на разных стадиях развития этой деятельности.

Страны из ресурсно-ориентированных и эффективно-ориентированных экономик отличаются достаточно высоким уровнем предпринимательской активности на стадии зарождения, в то время как для стран из группы инновационно-ориентированных экономик характерна активность уже устоявшегося предпринимательства. Интересным представляется опыт Тайланда, где наблюдается 30 - процентный уровень активности устоявшегося предпринимательства по сравнению с 15 - процентным уровнем в Греции, входящей в инновационную группу. Россия по всем видам активности предпринимательской деятельности находится на самом низком уровне вместе с Венгрией, в которой намечается рост зарождающегося предпринимательства. Такая ситуация в России свидетельствует о негативных тенденциях существования и развития факторов предпринимательства.

Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, поэтому процесс открытия нового бизнеса всегда идет параллельно с ликвидацией части предпринимательских структур. Среди стран эффективно - ориентированных экономик высок уровень выхода из бизнеса в Чили, в то время как для России это самый низкий показатель по группе. В инновационной группе лидирующее положение принадлежит Тайвани, ОАЭ и США. Япония отличается стабильность субъектного состава предпринимательства.

Европейское предпринимательство также характеризуется достаточно устойчивой тенденцией к смене пропорций в зарождении и ликвидации бизнеса. Как часто отмечают источники это явление можно назвать обновлением предпринимательской сферы. Среди причин подобного процесса не всегда выступают финансовые проблемы или административные барьеры. Чаще всего в основе закрытия бизнеса лежит переориентация на другой профиль, смена в целом вида деятельности, отрасли, что характеризует стремление предпринимателя к росту собственного профессионализма и демонстрирует зрелость бизнеса определять наиболее приоритетные пути своего развития.

Основная причина прекращения предпринимательской деятельности или ее переориентации является нерентабельность выбранного направления или сферы предпринимательской деятельности.

Современное российское предпринимательство функционирует в условиях глобализации и интернационализации экономических связей различных стран, характеризующихся стремительными темпами развития. Кроме того, как в промышленно развитых странах, так и в большинстве развивающихся стран, созданы благоприятные условия для расширения масштабов бизнеса не только для своих субъектов, но предпринимателей других стран.

Заключение

Особенности современного общества, новые вызовы времени создают предпосылки для поиска перспективных научных подходов к управлению развитием предпринимательства, переосмысления этого явления, раскрытия смысла происходящих в его сущности преобразований и основных факторов воздействия. Понимание внутренних психологических и социально-психологических процессов, формирующих потребности и мотивирующих экономическую деятельность предпринимателя-индивида, способно значительно повысить эффективность государственной политики в этой важной области.

Становление культуры предпринимательства в современной экономике России происходит постепенно и проявляется в возникновении в сознании предпринимателей связи с судьбой страны, в восприятии производства как стратегического ориентира развития, в увеличении внимания к организационной культуре, в осознании пользы, приносимой людям. Отмечаются позитивные сдвиги в деятельность органов государства в формирование условий для развития предпринимательской культуры, тем самым определяется роль и значимость нового института предпринимательства для национальной экономики.

Современное российское предпринимательство функционирует в условиях глобализации и интернационализации экономических связей различных стран, характеризующихся стремительными темпами развития. Кроме того, как в промышленно развитых странах, так и в большинстве развивающихся стран, созданы благоприятные условия для расширения масштабов бизнеса не только для своих субъектов, но предпринимателей других стран.

предпринимательство экономика инновационный

Список использованной литературы

1.      Багинова В.В. Экономическая теория: Учебник / В.В. Багинова, Т.Г. Бродская и др.; Под общ. ред. проф. А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 747 с.

.        Гуман Е.О. Теоретические аспекты изучения предпринимательства в условиях актуальных дополнительных хозяйственных рисков // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 430.

.        Кусакина О.Н., Левушкина С.В. Состояние и перспективы развития предпринимательства в условиях инновационно-ориентированной экономики России// Экономика и предпринимательство. 2013. № 3 (32). С. 358-363.

.        Лепешкин С.М. Современные условия развития теории предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1. С. 714-718.

.        Руднева А.О. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 255 с

.        Фукалова Ю.С. Факторы формирования культуры предпринимательства в современной России // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. Т. 3. С. 398-403.

7.      Микроэкономика. Теория и российская практика: учеб. пособ. / под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. М.: ИТД «КноРус», 2007.

8.      Моисеев С.Р. Макроэкономика. М.: КНОРУС, 2008.

.        Океанова З.К.Экономическая теория: учебник / З.К. Океанова. - 3-е изд.; перераб.и доп. М.: Дашков и К, 2006.

Похожие работы на - Предпринимательство в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!