Анализ структуры занятости населения и направления ее совершенствования в современных условиях

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,88 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ структуры занятости населения и направления ее совершенствования в современных условиях

КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 334.021.1 На правах рукописи

ТОГУЗБАЕВА АМИНА ЕРСУЛТАНОВНА








«Анализ структуры занятости населения и направления ее совершенствования в современных условиях»

М050600 «Экономика»

         Реферат на соискание академической степени магистра экономики и бизнеса


Научный руководитель:

к.э.н., профессор Зуйков А.А.

ученая степень, звание ФИО

        

 





         Алматы, 2014


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Занятость населения - важнейшая социально - экономическая проблема и основной критерий эффективности проводимой в стране социально - экономической политики.

Эта проблема рассматривается во многих странах мира как ключевая, так как она определяет перспективы и потенциал общества. Именно в сфере занятости удовлетворяются жизненно важные потребности человека, и реализуется его возможность.

От решения проблем занятости зависит главная социальная проблема, которая наиболее остро переживается населением - это безработица. Сегодня безработица характерна почти для всех странах, независимо от уровня их экономического развития. Повышенному риску безработицы во многих странах, в том числе и в Казахстане, подвержены, прежде всего, женщины воспитывающие детей; молодежь с недостаточной профессиональной подготовкой или без опыта работы; лица с низким общеобразовательным и профессиональным уровнем; лица старших возрастов; люди со слабым здоровьем; инвалиды; мигранты и др.

В сфере повышенного риска находятся особенно сельские районы и регионы с моно структурой, потому что здесь встречаются такие проблемы, как ухудшение социальных условий жизни сельского населения, распространение безработицы, особенно среди женщин и молодежи, обесценивание сельскохозяйственного труда, недоиспользование имеющего его потенциала.

Занятость и доходы населения, как известно, категории тесно взаимосвязанные. В результате перехода к многоукладной экономике, функционирования разнообразных форм собственности и хозяйствующих субъектов в Казахстане происходят кардинальные перемены в сфере занятости, меняется ее статус, формируется новый порядок найма работников и т.д.

Развития частной собственности является благоприятным условием для сохранения имеющихся и созданию новых сфер приложения труда посредством предпринимательства, самозанятости в производстве товаров и услуг и т.д. заслуживает внимания изучения проблемы сбалансированности рабочих мест и наличия трудовых ресурсов, что тесно связано со стратегическим планированием потребностей в работниках в соответствии с прогнозами развития сельскохозяйственного производства, промышленности и так далее. В связи с этим приобретают актуальность вопросы рациональной занятости населения в условиях рыночных отношений. Практическая значимость и недостаточная теоритическая изученность различных аспектов этой проблемы обусловили выбор темы исследования.

Степень изученности проблемы. В экономической литературе проблемы занятости трудоспособного населения исследованы достаточно широко. Основы сферы теории труда и занятости разработали западные экономисты: Л.Смит, Д.Рикардо, Дж.М.Кейнс, К.Маркс. Значительный вклад в разработку проблемы внесли известные представители российской науки - Л.Абалкин, А.Петриков, А.Костяев, В.Кузнецов, В.Костиков, З.Капелюк, И.Маслова, Л.Бондаренко, П.Першукевич, Е.Рузавина, И.Ушачев, И.Хицков, В.Чембровский и др.

В Республике Казахстан теоретические и практические аспекты проблемы трудовых ресурсов и занятости населения отражены в работах Т.Ашимбаева, М.Кенжегузина, Л.Квона, Н.Мамырова, М.Мльдахановой, применительно к аграрной сфере - Х.Жарекешева, Г.Калиева, И.Кендюха, Ж.Коргасбаева, А.Молдашева, А.Сатыбалдина, С.Сурагановой, Н.Омарова и др.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является, обоснование теоретико-методологических подходов к повышению занятости населения и совершенствование механизма ее регулирования.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

)Исследовать «занятость населения» как социальный феномен и определить содержание данного понятия;

)Изучать научные основы занятости путем раскрытия теории занятости и ее особенностей в формировании и использовании трудовых ресурсов;

)Оценить современное состояние сферы занятости и тенденции использования трудовых ресурсов;

)Определить приоритетные направления продуктивной занятости;

)Разработать механизм регулирования занятости;

)Изучить Государственные Программы занятости и их особенностей, проанализировать их работу.

Предмет исследования - тенденции, закономерности, факторы, условия, влияющие на повышения занятости населения и на механизм ее регулирования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является экономические процессы, связанные с занятостью населения и механизмом ее регулирования.

Методология и методика исследования. Теоретико - методологической основой исследования послужили фундаментальные положения, представленные в трудах классиков экономической науки, ученых - экономистов в области теории и практики труда и занятости населения, материалы Международной организации труда.

При исследовании проблемы использовались законы и законодательные акты Республики Казахстан, регулирующие занятость трудоспособного населения, постановления органов государственной власти и управления, Государственные программы за занятость, рекомендации и методические материалы научно - исследовательских учреждений, а также научные разработки.

Научная новизна и практическая ценность состоит в проведении комплексного анализа занятости населения в Республике Казахстан в за период 2005-2012гг. Занятость рассматривается в трех временных периодах: докризисном (2005-2006гг.), кризисном (2007-2008гг.), посткризисном (2010-2012гг.).

Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:

Предлагается иная формула расчет уровня безработицы, которая, по мнению автора, является более объективной и достоверной;

Разработаны четкие рекомендации по организации обучения и переобучения безработных с целью их дальнейшего обязательства трудоустройства, которые при их реализаций смогли бы обязательного трудоустройства, которые при их реализаций смогли бы сэкономить или более продуктивно использовать средства, выделяемые государством. Это позволило бы избежать нецелевого использования государственных средств;

Диссертантом предлагается пересмотреть методы оценки работы Министерств, ответственных за повышения уровня занятости , в данном случае - Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Это положение, при условий его реализаций, позволило бы более продуктивно использовать средства, выделяемые в рамках реализации Государственных Программ, отвечающих повышения занятость населения, и позволило бы более точно учитывать уровень безработных и занятых граждан.

Защищаемые положения:

) При более детальном изучении государственных программ берем смелость утверждать, что программы не учитываются друг с другом. Анализ программы «Занятость-2020» показывается, что она составляет вне учета программы «Производительность -2020», так как в программе «Производительность -2020» нет информаций о том, сколько под влиянием роста производительности труда и в каких отраслях и регионах будут высвобождены работники. В программе «Занятость-2020» не проработаны вопросы занятости тех, кто был высвобожден в связи с повышением производительности труда. В программах нет точных данных, либо касающихся выделяемых средств на создание новых рабочих мест, либо количество мест созданных благодаря Программе. Это затрудняет провести объективный и точный анализ стоимости рабочего места, а также динамику роста занятости благодаря принятию Программ. Можно сделать вывод, рассмотренные программы «Производительность 2020» и «Занятость 2020» прорабатывались не системно. Причиной этому является, возможно , тот факт, что эти программы были разработаны в разных министерствах. Программа «Производительность 2020» была разработана Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан», а Программа «Занятость 2020» была разработана Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

) Диссертант на основе изученных Программ вносит предложение о том, чтобы деятельность соответствующих Министерств следует оценивать не по уровню использования бюджетных средств, выделяемых под соответствующих Программы, а по уровню занятости: при ее росте- положительно, при ее падении -отрицательно.

) Перечень специальностей, по которому ведется обучение и переобучение безработных далек от совершенства, так как включены специальности, которые на данный момент не являются востребованными на рынке труда Казахстана, например, дизайнеры интерьера, ландшафта, одежды, программисты требуют особой подготовки и на рынке труда эти специалисты должны быть конкурентоспособными . но на практике на эти курсы идут безработные в возрасте 50 лет и старше. После прохождения курсов они не могу конкурировать со специалистами, которые имеют академические степени по этим специальностям. Безработные, обучающиеся на курсах, автоматически снимаются с учета по безработице и естественно, статистика по занятым и безработным существенно улучшается в пользу занятых. Но на практике после окончания курсов, безработные вновь приходят в отделы занятости и становятся на учет, как безработные граждане опять до следующего года, пока не начнутся курсы по обучению и переобучению. Это происходит вследствие того, что нет научного анализа рынка труда, количества необходимых специалистов и перечень специальностей, которых на данный момент не хватает в Казахстане.

) Другое предложение, которое выносит диссертант, это проведение серьезного отбора и консультирования претендентов на получение места на курсах. Зачастую на курсы идут граждане, которые не особенно четко понимают специфику профессии. Например, многие безработные выбирают компьютерные курсы, несмотря на свой возраст, но уже на первых занятиях безработные понимают, что не могут одолеть программу обучения. Конечно, вопрос о трудоустройстве не решится после прохождения курсов. Деньги государства уже потрачены на безработного, но он фактически безработный не овладел новой специальностью. Поэтому, считается правильным, проводить серьезные собеседование с претендентами на место обучения с целью определить их уровень, подробнее узнать о возрасте и только после этого направлять на те или иные специальности. Необходимо так же составить перечень приоритетных специальностей на рынке труда и разбить их по регионам, городам, для того, чтобы отделы занятости при отборе претендентов на обучение и переобучение могли иметь достоверную информацию необходимых специальностей для регионов(города, области).это увеличило бы шансы безработных после окончания курсов по программе «Занятость 2020» или курсов от отделов занятости трудоустроиться.

Апробация работы. Основные выводы диссертационной работы нашли отражение в двух научных статьях, « Пути повышение эффективности государственных и региональных программ занятости в Казахстане» и «Проблемы рынка труда и молодежной безработицы в Казахстане» изданных автором в издательстве КазАТиСО «Вестник» объемом 10 страниц.

Структура работы. Реферат состоит из ведения, трех глав, заключения, включает 3 таблиц и 1 рисунков.

1. Основные теоретические и методологические подходы к разработке теории занятости

Проблемы занятости - одна из важнейших социально- экономических проблем, существующая всегда и везде. Она неразрывно связана с людьми, их трудовой деятельностью по созданию материальных и духовных благ и услуг. В любом обществе существует объективная связь и взаимосвязь между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве. Занятость - это всеобщая экономическая категория, существующая во всех экономических формациях и выражающая то общее, что свойственно историческому развитию [1,c.3].

Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан «О занятости населения» от 23 января 2001года №149, к занятому населению относятся:

а) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход;

б) занимающиеся предпринимательской деятельностью;

в) самостоятельно занятые;

г) занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

д) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственных кооперативов;

е) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

ж) проходящие службу в Вооруженных Силах, других войсках и войсках формированиях Республики Казахстан;

з) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных объединений, общественных фондов и региональных объединений, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют имущественных прав.

Количественно занятость характеризуется уровнем занятости. Он может рассчитываться двумя способами.

.Доля занятых в общей численности населения:

Уз1=Чз:Чн (1)

где Чз - доля численности занятых;

Чн - общая численность населения.

.Доля занятых в экономически активном населении

Уз2=Чз:(Чз+Чб) (2)

где Чз - доля численности занятых;

Чб - доля численности безработных.

В международной статистике исходным показателем для анализа занятости является уровень экономическое активности населения т.е. доля численности экономически активного населения в общей численности населения:

Уэа= (Чз+Чб) : Чн (3)

где Чз- доля численности занятых;

Чн - доля численности населения;

Чб- доля численности безработных[3,c-7].

. Оценка структуры занятости в Республике Казахстан

Занятость населения - это показатель обеспеченности трудоспособной части населения работой, выполнение которой дает или доход, или заработную плату, или предпринимательскую прибыль. Этот показатель рассчитывается как коэффициент занятости, который предоставлен в виде относительной величины - отношения численности всего трудоспособного населения [1,c.81].

Приведем данные, характеризирующие состояние занятости: по отраслям, по полу, по профессиональному признаку и т.д. Обратимся к диаграмме, предоставленной Агентством Республики Казахстан по статистике, в которой рассматриваются основные индикаторы рынка труда на 2005- 2013гг.: экономически активное население, занятое население, безработное население и уровень безработицы[13].

Основные индикаторы рынка труда Республики Казахстан за 2005-2013 годы

Рисунок 3 . Основные индикаторы рынка труда на период 2005-2013гг. [13]

Как видно из диаграммы, наиболее высокий уровень безработицы наблюдался в 2005году. К 2013 году уровень безработицы в Казахстане являлся самым низким по сравнению с прошлыми годами. Здесь нельзя недооценивать влияние специальных программ, направленных на снижение уровня безработицы. Особое значение подобные программы имели в кризисный период в 2007-2008 годы (см. таблицу -1) ,где согласно данным статических ежегодников, наблюдалось улучшение общей картины по безработице [14,с.503], [15,с.480].

Таблица 1- Отраслевая структура занятости в Казахстане [17]

Показатели в тыс. человек

Периоды


Докризисный

Кризисный

Посткризисный


2005

2006

2006 в % к 2005

2007

2009

2009 в % к 2007

2010

2012

2012 в % к 2010

Занято в экономике, всего

7261,0

7403,5

1019

7631,1

7903,4

103.5

8114,2

25021,2

308.3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство

2353

2334,7

99,2

2382,8

2326,4

97.6

2994,9

4471

149.2

Промышленность

891,8

904,5

101,4

926,0

939,3

101.4

948,8

4469,0

471.0

Строительство

415,5

460,8

110,9

517,9

551,8

106.5

569,8

2534,8

253.4

Финансовая деятельность (2010- фин и страховая деятельность)

66,5

73,8

110,9

87,7

96,6

110.1

104,7

9804

9363.8

Образование

689,5

720,5

732,9

769,5

104.9

816,2

37630

461

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

328,2

331,5

101

335,9

351,4

104.6

370,2

144685

390.8

Государственное учреждение

33,4

335,4

101,5

343,7

373,1

108.5

376,5

23069

612.7


Таблица -1 наглядно иллюстрируется, что в кризисный период (2007-2009) наблюдался небольшой рост занятости населения в сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве. Но уже в посткризисный период (2010-2012) мы видим резкий спад занятости в данных отраслях экономики.

Итого: в этих сферах в посткризисный период в 2011 году было занято 2429,4 тысяч человек. Этот показатель ниже показателя, характеризующего эти отрасли даже в докризисный период(2005-2006).

В докризисный период в этих отраслях было задействовано: в 2005 году -2353 тысяч человек, в 2006 году - 2334,7 тысяч человек. Самые высокие показатели занятости в сельском хозяйстве (рыболовстве, рыбоводстве, охоте, лесном хозяйстве) были именно в кризисный период.

В других сферах экономической деятельности во всех рассмотренных периодах (2005-2012) наблюдался постоянный рост занятости населения.

Таблица 2 - Структура занятости населения по полу в Казахстане[17]

Показатели в тыс. человек

Периоды


Докризисный

Кризисный

Посткризисный


2005

2006

2006 в % к 2005

2007

2009

2009 в % к 2007

2010

2012

2012 в % к 2010

Численность Занятых в экономике, всего

7261

7403,5

101,9

7631,1

7903,4

103,5

8114,2

16 909,8

208,3

Мужчины

37644

3808,9

101,2

3922,8

4039,9

102,9

4161,6

8750,9

210,2

Женщины

891,8

3594,5

102,8

3708,3

104,1

3952,5

8158,9

206,4


Таблица 2 - показывает, что численность как мужского, так и женского населения, занятая в экономике во всех рассмотренных периодах в целом, возрастала, но наблюдалось снижение численности занятых среди женщин в докризисных период наблюдался резкий скачок численности занятых женщин в 2007- 3708,3 тысяч человек, в 2008 - 3839,5 тысяч человек и далее рост численности занятых среди женского пола продолжала расти в 2010 и 2012году. Теперь рассмотрим занятость населения по статусу занятости.

Отдельно рассмотрим категорию самостоятельно занятых в период с 2005-2012гг.

Таблица 3 - Структура самозанятого населения [17]

Показатели в тыс. человек

Периоды


Докризисный

Кризисный

Посткризисный


2005

2006

2006 в % к 2005

2007

2009

2009 в % к 2007

2010

2012

2012 в % к 2010

Самостоятельно занятые

2620,4

2626,9

102,4

2657,6

2664,6

100,2

2704,8

2693,4

99,5

В городской местности

885,1

869,0

98,2

757,7

767,3

101,2

796,7

753,7

64,6

В сельской местности

1735,4

1757,9

101,3

1899,9

1897,3

99,8

1908,1

1848,0

96,8

Работодатели

89,6

109,1

121,7

123,4

171,5

138,9

161,7

1822,7

112

В городской местности

46,0

61,6

133,9

64,1

67,3

104,9

63,1

36,7

В сельской местности

43,7

47,6

108,9

59,4

104,2

175,4

98,6

59,5

60,3

Самостоятельные работники

2427,0

2402,8

99

2427,7

2406,5

99,1

2448,2

2445,8

99,9

В городской местности

828,1

791,0

95,5

678,1

683,5

100,7

718,6

644,0

89,6

В сельской местности

1598,9

1611,8

100,8

1749,6

1723,0

98,4

1729,7

1638,4

94,7

Члены производственного кооператива

33,2

30,6

92,1

30,9

21,5

69,5

27,5

26,3

95,6

В городской местности

5,4

6,8

125,9

8,4

3,0

35,7

5,0

2,8

56

В сельской местности

27,9

23,8

85,3

22,5

18,5

82,2

22,5

8,5

37,7

70,7

84,3

119,2

75,7

65,1

85,9

67,3

38,9

57,8

В городской местности

5,7

9,7

170,1

7,1

13,4

188,7

9,9

15,4

155,5

В сельской местности

65,0

74,6

114,7

68,5

51,7

75,4

57,4

31,9

55,5


Из таблицы - 3 видно, что в кризисный период (2007-2008) в городской местности численность самозанятых резко уменьшилась. В посткризисный период (2010) была снижена численность самозанятых в сельской местности, а численность работодателей снизилась в посткризисный период и в городской, и в сельской местностях.

Численность самостоятельно занятых работников резко снижалась в докризисный период, но уже в кризисный период их численность начала резко возрастать в (в 2007 - 2,427 тысяч человек, в 2008- 683,5 тысяч человек), но это произошло за счет увеличения самозанятых на селе. Ведь в кризисный период численность самозанятых в городской местности имела динамику снижения (2007- 678,1 тысяч человек; 2008- 676,5тысяч человек).

И лишь в посткризисный период (2010) численность самостоятельно занятых работников начала снижаться в сельской местности (2008-1772,3 тысяч человек: 2009-1723 тысяч человек), а в городской местности численность самостоятельно занятых работников в эти периоды росла (2008-676,5 тысяч человек, 2009- 683,5 тысяч человек)

Численность членов производственного кооператива - показатель, который снижался во всех рассмотренных периодах (2005-2012гг.). в основном, это происходило за счет снижения численности членов производственного кооператива в сельской местности во всех периодах, предоставленных в таблице (2006-23,8 тысяч человек, в 2007-22,5 тысяч человек, в 2008-21,5 тысяч человек, в 2009-18,5 тысяч человек).

Численность неоплачиваемых работников семейных предприятий снижалась в кризисный период как в городской, так и в сельской местностях. Самым высоким этот показатель был в докризисный период: в 2006 году - 84,3 тыс. человек за счет большой численности неоплачиваемых работников семейных предприятий в сельской местности; в том же 2006 году этот показатель составил 74,6 тысяч человек занятых на селе. В посткризисный период этот показатель в сельской местности явился самым низким - в 2012году - 31,9 тысяч человек, в городской местности ,наоборот возрос в 2012 году - 15,4 тысяч человек, против 2008 года - 6,3 тысяч человек.

Если сравнить численность неоплачиваемых работников в сельской и городской местностях, то мы видим большое различие. В сельской местности этот показатель самый высокий во всех рассмотренных периодах, тогда как в городском - самый низкий (например, 2009г. в городской местности - 13,4 тыс. чел., в сельской местности - 51,7 тыс.чел.).

Необходимо критически рассматривать проблему численности т.н. «самостоятельно занятых». В соответствии с методологическими пояснениями Агентства Республики Казахстан по статистике, под самостоятельной занятостью понимается занятость, при которой размер вознаграждения напрямую зависит от дохода, получаемого от производства (реализации) товаров и услуг (где собственное потребление рассматривается как часть дохода) [6].

К этой категории относятся следующие группы:

1.      Работодатели;

.        Самостоятельные работники (лица, которые, работая самостоятельно или с одним или несколькими партнерами, занимаются деятельностью на основе самостоятельной занятости и не нанимают на постоянной основе работников);

.        Неоплачиваемые семейные работники;

.        Члены производственного кооператива[6,с.9-12].

Неординарность ситуации состоит в том, что ни в одной стране мира не зафиксирован такой значительный удельный вес самостоятельно занятых в общей численности занятого населения, как в Казахстане[6,с.9-12]. Например, в кризисный период в 2010 году этот показатель составил 33,7 % от занятого населения. К тому же 72 % самозанятых проживают в сельской местности, причем в общей численности занятых на селе они составляют более 50%[6,с.9-12].

Необходимо отметить, что регулирование рынка труда и занятости в Казахстане, начиная с 1991 года, осуществлялось в формате специальных программ занятости населения. За этот период были разработаны и приняты:

ü  Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 года № 833;

ü  Программа по снижению бедности в Республики Казахстан на 2003-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 года № 296;

ü  Программа по снижению бедности в Республики Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 года № 68;

ü  На 2008-2010 годы утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 января 2007 года № 1114 План мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан, направленный на предупреждение роста безработицы, содействие росту продуктивной занятости, повышение качества рабочей силы и защиту национального рынка труда[17].

В такой ситуации Правительство Республики Казахстан по поручению Главы государства разработало специальную Стратегию занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), направленная на обеспечение занятости, недопущение существенного роста безработицы, сохранение и создание новых рабочих мест[17].

Динамика безработицы взаимосвязана с тенденцией изменения факторных цен труда и капитала. Степень незанятости трудоспособного населения непосредственно связана с динамикой совокупности факторной производительности, с эластичностью замещения трудовых ресурсов капитальными и нормой банковского процента как одного из главных управляющих моментов рыночной экономики. Если соотношение факторных цен складывается в пользу цены труда, то это приводит к выбору трудосберегающих технологий, снижению рентабельности производства и сокращению занятости.

Главным экономическим последствием безработицы является невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание в выпуске ВНП.

Основными последствием неполной занятости является падение производства и неадекватное сокращение численности занятых[18, с.44].

В положении безработного есть множество негативных сторон: касающихся профессиональной трудовой деятельности - отсутствие работы; экономического состояния - отсутствие денег; социального статуса - изменение общественного положения; неопределенность, нестабильность собственного положения в жизни; физического состояния - ухудшение здоровья, самочувствие; психологического состояния - отсутствие уверенности в себе, ощущение собственной неполноценности, неудовлетворенность самим собой.

. Направление оптимизации структуры занятости

Целью программы «Дорожная карта бизнеса 2020» является сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест, а также обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики.

Основные целевые индикаторы программы - это удешевление кредитов на общую сумму не менее 400 млрд. тенге ежегодно, а к 2015 году; увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП до уровня не менее 12,5%; увеличение доли несырьевого объема несырьевого экспорта до уровня не менее 43% от объема совокупного производства обрабатывающей промышленности; увеличение производительности труда в обрабатывающей промышленности не менее 1,5 раз[25].

Решение задач в рамках реализации Программы осуществляется по трем направлениям:

ü  Поддержка новых бизнес - инициатив;

ü  Оздоровление предпринимательского сектора;

ü  Поддержка экспортоориентированных производств;

Рассмотрим направление программы «подготовка кадров, молодежная практика и организация социальных рабочих мест».

Подготовка кадров начала производиться с 2011 года по пяти направлениям:

ü  Подготовка специалистов для реализации проектов по заказу органов занятости для обеспечения проектов Карты индустриализации;

ü  Проведение переподготовки для заполнения существующих вакансий по техническим специальностям;

ü  Замещение иностранной рабочей силы казахстанскими кадрами с использованием возможностей учебных заведений технического и профессионального образования (профессиональные лицеи и колледжи), а также учебных центов при крупных предприятиях;

ü  Мероприятий по проведению «Молодежной практики»;

ü  Мероприятия по созданию социальных рабочих мест [25].

Реализация программы «Дорожная карта бизнеса 2020» осуществляется в два этапа:

этап - с 2010 года по 2014 годы, при этом 2010 год - является пилотным.

В 2010 началось реализация по трем направлениям: поддержка новых бизнес - инициатив (за исключением подготовки кадров, молодежной практики и организации социальных рабочих мест); оздоровление предпринимательского сектора; поддержка экспорт ориентированных производств.

В 2011-2014 годах решение задач будет реализовано по двум направлениям: поддержка новых бизнес - инициатив и поддержка экспорт ориентированных производств.

В 2015 - 2020годах решение задач также будет реализовано по двум направлениям: поддержка новых бизнес - инициатив и поддержка экспортоориентированных производств.

Программа «Производительность 2020»        Основные задачи для реализации этой программы - это совершенствование применяемых предприятиями управленческих и производственных технологий и модернизации (техническое перевооружение) действующих и создания новых конкурентоспособных производств.

Целевые индикаторы программы до 2020 года:

Увеличение производительности труда не менее чем в 2 раза на предприятиях обрабатывающей промышленности, участвующих в Программе;

Увеличение средней загрузки мощностей участников Программы до 80% . В результате реализации Программы «Производительность 2020» предусматривается: повышение доступности финансовых ресурсов для предприятий частного сектора при реализации новых инвестиционных проектов, направленных на индустриально - инновационное развитие; привлечение средств частного сектора, в первую очередь, финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов в не сырьевых секторов экономики; повышение финансово - экономической устойчивости промышленных предприятий, в первую очередь, среднего и крупного бизнеса.

Реализация программы будет осуществляться в два этапа:

этап - с 2011 года по 2014 годы, при этом 2011 год - является пилотным. В 2011 году реализация программы заключалась в поддержке новых бизнес - инициатив, модернизации действующих предприятий и усилении кадрового потенциала индустриальных предприятий.

этап - 2015-2020 годы. В 2015 - 2020 годах реализация Программы «Производительность 2020» будет заключаться в поддержке новых бизнес - инициатив и модернизации действующих предприятий [26].

Анализ Программы «Занятости 2020» оказывает, что она составлялось вне учета Программы «Производительности 2020» нет информации о том, сколько под влиянием роста производительности труда и в каких отраслях и регионах будут высвобождены работники. В программе «Занятости 2020» не проработаны вопросы занятости тех, кто был высвобожден в связи с повышением производительности труда.

Можно сделать вывод, что рассмотренные программы «Производительности 2020» и «Занятости 2020» прорабатывались не системно. Причиной этому является, возможно, тот факт, что эти программы были разработаны в разных Министерствах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая теоретические основы занятости на современном этапе, выдвигается новое определение ее сущности. Она заключается в том, что занятость, это, прежде всего общественные отношения - экономические и правовые по поводу включения работника в определенную кооперацию труда на определенную рабочем месте.

Обосновывается также тезис, что в силу своей изначальной нацеленности на человека, реализации его права на труд, занятость должна составлять неотъемлемую часть социального развития общества.

На основе исследования проведенного в диссертационной работе, а также выводов, которые даны в соответствующих главах, можно сформулировать следующие основные положения.

В ходе развития экономически потенциала страны, реформирования всей системы хозяйствования и ее стремления как можно быстрее войти в ВТО и другие международные социально- экономические организации огромное значение имеет уровень образования населения, в том числе экономически активной части. Именно оно сегодня предопределяет основную стратегию развития страны, конкретно реализует скрытые резервы, адаптирует экономику у условиям прозападного ее развития. После распада планового режима вся система образования трансформировалась в худшую сторону, качество подготовки специалистов ухудшилось, зарплата научных кадров, работников вузов выхолостилась по сравнению с прежними временами до предела, а сама коммерциализация образования, обучения, научных разработок еще более усугубила и свела на нет в качественном отношении всю инфраструктуру современного рынка образования. Дальнейшее разгосударственное и передача государственных механизмов на месте, сужение бюджетного финансирование образовательных институтов нанесет еще больший ущерб экономике и ее социальной составляющей. На этой фоне продолжает формироваться и развиваться численность экономически активного населения, уровень образования которого не только трансформируется, но и видоизменяется в результате проводимых реформ социально - хозяйственного и образовательного профиля.

В рамках современных экономических теорий занятости, несмотря на их разнообразие, можно выделить два противоборствующие точки зрения. Они, находясь в целом на либеральной платформе функционирования рынка труда, отличаются друг от друга при оценке возможностей пределов «оптимальности» государственного (сознательного) и рыночного (спонтанного ) регулирования экономической жизни общества. В одном случае принцип «laissez - faire» является основополагающим компонентом спонтанной организации экономической жизни. Последний, при существовании необходимых институциональных условий, обеспечивающих и защищаемых государством, является единственным условием, позволяющим в конечном итоге оптимизировать экономическое поведение множества агентов рынка, приводя рыночную систему к естественному состоянию равновесия. В другом случае этот принцип не обладает характеров действия и может заводить экономику в такие «тупики», из которых выбраться без помощи государства невозможно.

Занятость населения - это показатель обеспеченности трудоспособной части населения работой, выполнение которой дает или доход, или ли заработную плату, или предпринимательскую прибыль.

Анализ статистических данных за период 2005- 2010 годы показал, что даже в период кризиса наблюдался рост занятости населения. Позитивные изменения в росте занятости в период кризиса считаются алогичным явлением.

Статистические данные предоставляют такой высокий уровень занятости населения именно в кризисный период (особенно в сельской местности), что можно объяснить созданием временных рабочих мест в период экономического кризиса, а также и автоматическим приписыванием временных занятых к числу работающих, когда они, возможно, уже потеряли работу. Другое объяснение этой странной диспропорции - это банальное приписки чиновников на местах, которые, по их мнению, должен демонстрировать их эффективную работу в доверенном им регионе.

Однако, несмотря на позитивные изменения в занятости населения в связи с началом работы Стратегии занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), прослеживаются и негативные моменты.

При наличии безработных, сохранялись незаполненные вакансии, отсутствовали объективный прогноз потребностей отраслей экономики в специалистах. Отмечался дефицит рабочей силы, в первую очередь, квалифицированных кадров, работников технического и обслуживающего труда, что было связано с низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имело профессионального образования.

В структуре занятого населения велика доля самостоятельной занятости -33,3% (или более ,7 млн. человек). Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находится на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятых не охвачены системой социальной защиты и поддержки.

Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабе станы, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно - климатические условия, какова отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Безработица - это сложное, многоаспектное социально - экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.

Обязательная регистрация безработного населения является определяющим критерием и в соответствии с ним оказываются те или иные виды социальной поддержки безработных, а также используется еще один показатель безработицы как уровень регистрируемой безработицы.

Введение этой упрощенной методики учета количества безработных стало объектом дискуссий среди исследователей и практиков социального управления. Ясно одно, что имеется отрицательные результаты этого внедрения. Во - первых, ясно занижены показатели безработицы, которые конечно, и устраивают чиновников, но не отображают реальной ситуации. Во -вторых, ведение данного показателя создало сложности в выработке и принятие эффективных мер по регулированию ситуации на рынке труда. В- третьих, использование этого показателя не позволило сравнить положение на рынке труда страны, переживающей состояние преобразований в экономической системе, с другими странами, уже прошедшими этот путь.

Поэтому показатель общей безработицы, который в настоящее время применяется только как справочный, второстепенный, является безусловно, важным и необходимым для оценки состояния, подготовки и принятия управленческих решений.

Государство должно стремиться к снижению уровня общей безработицы до границ социально - приемлемой нормы.

Динамики безработицы взаимосвязана с тенденций изменения факторных цен труда и капитала. Степень незанятости трудоспособного населения непосредственно связана с динамикой совокупности факторной производительности, с эластичностью замещения трудовых ресурсов капитальными и нормой банковского процента как одного из главных управляющих моментов рыночной экономики. Если соотношение факторных цен складывается в пользу цены труда, то это приводит к выбору трудосберегающих технологий, снижению рентабельности производства и сокращению занятости.

Главным экономическим последствием безработицы является невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряются безвозвратно. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание в выпуске ВНП.

Более чем каждый второй находит в безработице положительные стороны, следовательно в своей деятельности приспосабливается к вынужденному для себя состоянию.

В целях реализации государственной политики занятости населения в Республике Казахстан принимаются различные Государственные Программы.

При более детальном изучении государственных программ берем смелость утвердить, что программы не учитываются друг с другом. Анализ Программы «Занятости 2020» показывает, что она составилась вне учета Программы «Производительность 2020», так как в программе «Производительность 2020»нет информации о том, сколько под влиянием роста производительности труда и в каких отраслях и регионах будут высвобождены работники.

В программе «Занятость 2020» не проработаны вопросы занятости, тех кто был высвобожден с связи с повышением производительности труда.

Можно сделать вывод, что рассмотренные программы «Производительность 2020» и «Занятость 2020» прорабатывается не системно. Причиной этому является, возможно тот факт, что эти программы были разработаны в разных министерствах.

Диссертант на основе изученных программ вносит предложение о том, чтобы деятельность соответствующих Министерств следует оценивать не по уровню использования бюджетных средств, выделяемых под соответствующие Программы, а по уровню занятости: при ее росте - положительно, при ее падении- отрицательно.

Каждый безработный гражданин, зарегистрированный в отделах занятости должен пройти один раз в год курсы по обучению или переобучению, либо участвовать в общественных работах.

Если гражданин обучается или переобучается, как участники программы «Занятости 2020» они получают стипендию 15 000 тенге ежемесячно на протяжении прохождения курсов. Если граждане идут на курсы по обучению и переобучению от отдела занятости они получают деньги на дорогу в размере 2 700 тенге ежемесячно на протяжении обучения. Если граждане отказываются от обучения или переобучения, то они должны принять участие в общественных работах. В таком случае безработные граждане получают оплату за участие в общественных работах до 30 000 тенге в месяц. Прохождение курсов по подготовке и переподготовке специалистов осуществляется без конкретной привязки, что безработный, получивший новую специальность обязательно трудоустроиться. Кроме того, перечень специальностей далек от совершенства, так как включены специальности, которые на данный момент не являются востребованными на рынке труда Казахстана, например дизайнер одежды, интерьера, ландшафта, программисты требует особой подготовки и на рынке труда эти специалисты должны быть конкурентоспособными. Но на практике на эти курсы идут в возрасте 50 лет и старше. После прохождения курсов они не могут конкурировать со специалистами, которые имеют академические степени по этим специальностям. Безработные, обучающиеся на курсах, автоматически снимаются с учета по безработице и, естественно по занятым и безработным существенно улучшается в пользу занятых. но на практике после окончания курсов, безработные вновь приходят в отделы занятости и становятся на учет, как безработные граждане опять до следующего года, пока не начнутся курсы по обучению и переобучению.

В связи с этим диссертант предлагает не оценивать работу Министерства труд и социальной защиты населения, а также органов, отвечающих за реализацию программ по занятости населения по использованию выделенных средств, так как на практике выходит, что средства траться не по значению, либо средства траться для того, чтобы они были полностью использованы.

Другое предложение, которое выносит диссертант, это проведение серьезного отбор и консультирования претендентов на получение места на курсах. Зачастую на курсы идут граждане, которые не особо четко понимают специфику профессии. Например, многие безработные выбирают компьютерные курсы несмотря на свой возраст, но уже на первых занятиях безработные понимают, что не могут одолеть программу обучения. Конечно вопрос о трудоустройстве не решится после прохождения курсов. Деньги государства уже потрачены на безработного, но он фактически безработный не овладел новой специальностью. Поэтому, считает правильным, проводить серьезное собеседование с презентами на место обучения с целью определить их уровень, подробнее узнать о возрасте и только после этого направлять на те или иные специальности. Необходимо так же составить перечень приоритетных специальностей на рынке труда и разбить их по регионам, городам, областям для того что бы отделы занятости при отборе претендентов на обучения и переобучения могли иметь достоверную информацию необходимых специальностей для региона (города, области). Это увеличило бы шансы безработных после окончания курсов по Программе «Занятости 2020» или курсов от отделов занятости трудоустроиться.

Түйіндеме

занятость экономический безработица переподготовка

Тоғызбаева Әмина

«Халықтың жұмыспен қамтылуы құрылымдық талдау және қазіргі шарттарда онының жетілдіруін бағыт»

М050600- Экономика

Зерттеудің өзектілігі сұрақтарымен әлеуметтік - экономикалық болатын процесс түсіндіреді және саясат өткізілетін ел негізгі тиімділік критерийлерімен элеуметтік -экономикалық. Жұмыспен қамту және тығыз өзара байналысты санат халық табылар. Қазақстанда жұмыспен қамтудың саласында түбегейлі өзгерістерде болуға шаруашылық жүргізуші субъекті түрлі жеке меншік түрлерінің қызмет етуі өткелдің нәтижесенде және онының мәртебесі өзгертеді, жұмыскерлерді жалдау жаңа тәртіп қалыптасады және тағы басқалар. Зерттеу нысана - экономикалық қатынас, нарықтық шарттарда жұмыспен қамтудың құрылымы қалыптастыруға қатысты.

Зерттеу мақсаты- жұмыспен қамтудың экономиканың нақты сектордың қалыптастыру бағытталған құрылымдарын жетілдіруге тәсіл теориялы - эдістемелік орнығу.

Теориялық және магистралік жұстары методологиялық негіздер - зерттеудің негізі теориялы- әдістемелік классикалық, кейнстің, неокейнсианстік ғалымдарды іргелі еңбектерді болып көріп тәртіпке дағдыландырған және қазіргі либералды және неолиберал теориялары.

Қорғалатын негізгі ережелер - нарықтық экономика жұмыспен қамтуды формасын өзгертті. Үлес жұмыспен қамтудың санында еңбек өнімділігі төменгі деңгей қатыстыда материалдық игілік жасайтын жұмыс жалғасқан тізім және бітім қызмет ететін жұмыскерлерді халықтың жұмыспен қамтылу үлес жоғарылатады. Жұмыспен қамтудың құрылымында биік үлес жұмыспен қамтылған халық қалады. Үнемі қабылданатын мемлекеттік және өткізуіне жұмыспен қамтуы елеулі бюджеттік ресурс ерекшеленген аймақтық бағдарламалары қай биік тиімділікті жатпайды. Ол басқа мемлекеттік бағдарламалармен босаң мақұлдайды, бағдарламамен жеке алғанда «Өндірімділік -2020»

Магистерлік жұмысын ғылыми жаналық - ол жұмыспн қамтудың құрылымы кешендік талдауда тұрады: кімге бойымен, жұмыспен қамтудың жасқа, мәртебесіне, салалық және үш уақытша кезеңдерді бөлумен аймақтық тіліктері - (2005-2006)кризске қарсы, (2007-2009) дағдарысты, (2010-2012) посткризисію жұмыссыздық деңгейінің есептеуін ұсынылған жаңа әдістеме, санға жұмыссыздарын санның ара қатынасы жолымен қазіргі уақытта төмендейтін онының деңге        лері жүзеге асатындай көрінген болған бос емес, жұсмышыларын саны осылай қосылады және алымға, және бөлімге. Қайта қарап шығу ұсынылған және жұмыспен қамту арналған уәкілетті құрылымның жұмыскерлері бағалау әдіс - жұмыспен қамту деңгейі бойымен Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министерлігі: онының өсуінде - оң, құлауда- теріс.

Қолданудың саласы - қорытынды және әзірлеудің жаныныда жұмыспен қамтудың төніңрегідегін құқықтық негізде жетілдірудің жанында нормативтік пайдалану мүмкін өткізілген зерттеуді нәтиже бойымен ұсыныс, алу мемлекеттік және жұмыспен қамту аймақтық бағдарламалар. Зерттеудің экономикалық пайдасы - зерттеу нәтиже жұмыспен қамтудың теориялық жағдайларын әзірлеуде пайдалануға болады және жұмыспен қамтудың реттеуі бойымен уәкілетті құрылымның жұмыскерлерімен практикалық жұмыста және жұмыссыздық.

Summary

Amina

“Analysis of the structure of employment and the direction of its improvement in modern conditions”

M050600-Economy

Relevance of the research explains the processes occurring socio - economic problems and the effectiveness of the main criteria in the country socio - economic policy. Employment and income, as is known, closely related categories. As a result of the transition to a mixed economy, the functioning of diverse forms of property and businesses in Kazakhstan undergoing fundamental changes in employment, changes its status, a new procedure for hiring employees, etc. Object of study - economic relations associated with the formation of the structure of employment in market conditions.purpose of research - to prove theoretical - methodological approaches to the improvement of the employment structure, focused on the formation of real economy.and methodological bases Masters work - theoretical - methodological bases of the study were the fundamental works classical scholars, Keynesian, neo - Keynesian, schools and modern liberal and neoliberal theories. Use in studying the problem Employment Act, regulations of state and regional employment programs, employment and road map and historical materials about employment.basic - Market economy distorted employment. At a relatively low level of labor productivity in the number of employment has become a low proportion of workers who create wealth, continues to rise in the employment share of employees. The structure of employment remains high proportion of self-employed. Regularly received state and regional employment programs, the realization of which the substantial budgetary resources do not include high efficiency. They agree poorly with other government programs, in particular with the program “Performance - 2020”. Scientific novelty of the master`s work - it is a comprehensive analysis of the employment structure: by whom, age, employment status, sectoral and regional basis with the release of the three time periods - pre-crisis (2005-2006), crisis (2007-2009), the post-crisis (2010-2012).new method of calculating the level of unemployment, by the radio of the unemployed to the of employees that will actually reflect its levels, which are currently undervalued because bazrabotnikov amount included in the numerator and denominator. Asked to review and appraisal method workers Authorized body for Employment - Ministry of Labour and Social Protection of the population in terms of employment: while - positive in the fall - is negative.Applications - Conclusions and suggestions obtained from the results of this study can be used in improving the regulatory - legal framework in the field of employment, the development of state and regional employment programs. Economic benefits of research - research can be used in the development of theoretical positions of employment and the work of employees authorized agency for regulation of employment and unemployment.

Похожие работы на - Анализ структуры занятости населения и направления ее совершенствования в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!