Сущность, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика правительства России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    490 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика правительства России

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Факультет «Экономика, управление и право»




КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Макроэкономика

На тему: Сущность, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика правительства России


Студента: Скрипина Елена Михайловна

Преподавателя: Дьякова Елена Владимировна





Г. Ростов-на-Дону

г

Содержание

Введение

. Теоретико-методологические подходы к определению сущности инфляции

.1 Сущность инфляции, основные определения и её причины

.2 Классификация типов и видов инфляции. Последствия инфляционных процессов

. Антиинфляционная политика России

.1 Цели и задачи антиинфляционной политики России

.2 Этапы формирования антиинфляционной политики России и инфляционная ситуация

.3 Антиинфляционная политика государства 2010-2012гг

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Инфляция (лат. Inflation - вздутие) - чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег или объема безналичного бумажного денежного обращения по сравнению с реальным предложением товаров, снижение покупательной способности денег, общее длительное повышение цен.

Инфляция несёт в себе острые социально-экономические последствия для любого государства. Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро.

Актуальность выбранной темы. Инфляция - одна из основных проблем нашей сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей, которые вынуждены работать в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, а, значит, в условиях большей неопределенности; не только государства, которое должно все время предпринимать какие-то шаги к стабилизации. Инфляция - это проблема каждого жителя нашей страны, на которого ложится бремя инфляционного налога.

Странами всего мира разрабатываются планы снижения процента инфляции, они позволяют контролировать этот процесс лишь в малой степени. Другой вопрос в том, что инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу особенностей нашей страны.

Цель данной курсовой работы раскрыть сущность и структуру инфляционных процессов и антиинфляционной политики, как, в общем, так и случае характерном для России.

1. Сущность, причины и виды инфляции

.1 Сущность инфляции, основные определения и её причины

История экономики насчитывает довольно большое количество различных экономических учений, школ и течений: классики и неоклассики, меркантилисты, физиократы, марксистская экономия, институциональная, и, магистральная экономики, радикальная экономика, вульгарная экономика, чикагская школа и либерализм, элбрейтевское течение и многие другие. Представители почти каждого из этих направлений разрабатывали или разрабатывают свои взгляды на глобальные экономические проблемы человечества. Существуют и их теории относительно инфляции как одной из наиболее серьезных проблем, препятствующих полноценному экономическому развитию. Вот некоторые из них.

Марксистская теория. В традиционной марксистской экономике инфляция понималась как нарушение в процессе общественного производства в докапиталистических формациях и в условиях капитализма, проявляющаяся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей хозяйства и их обесценении. Инфляция, по марксистской школе, органически связана с особенностями воспроизводительного цикла, государственно-монополистическим регулированием хозяйственных процессов, милитаризацией экономики, безработицей и т.д. Порождается социально-экономическими противоречиями капиталистического производства, диспропорцией между реальным объемом общественного продукта и его стоимостным выражением. И используется господствующими эксплуататорскими классами для перераспределения национального дохода и национального богатства в свою пользу за счет снижения реальных доходов трудящихся. К непосредственным ее причинам марксистская школа относила объективно происходящие изменения в объеме и структуре общественного производства, политику монополий и империалистических государств, главным из которого считала дефицит бюджета.

Кейнсианская теория инфляции. Кривая Филипса. Английский экономист А. Филипс в 1958 году, используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг., предложил кривую, отражающую обратную зависимость между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы. Было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5 - 3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом, уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.

Экономист Р. Липси подвел теоретическую базу под расчеты Филипса. Позднее американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу моди-фицировали кривую Филипса, заменив ставки заработной платы темпами роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определенная стабильность цен.

Рисунок 1 - Кривая Филипса

На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен. Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 как излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но одновременно возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять меры для снижения темпов роста цен до уровня Р3, а безработица увеличится до уровня u3.

На практике выяснилось, что кривая Филипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.

Одним из таких обстоятельств является политика стимулирования спроса. Стремление правительства снизить уровень безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда у населения удается создать так называемые «ложные ожидания». К примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают предложения труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филипса, наблюдается рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы. Однако как только люди начинают замечать, что реальная заработная плата, в отличие от номинальной, все уменьшается, то увеличение предложения труда прекращается.

Еще в 60-е годы на эти взаимосвязи обратил особое внимание американский экономист М. Фридман, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем «накачивания» спроса инфляционными мероприятиями. Таким образом, когда население преодолеет свои ложные ожидания, инфляция будет сопровождаться уменьшением предложения труда, т.е. растущей безработицей.

Считается также, что кривая Филипса применима только для анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях, темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.

Кейнсианцы выделяют три основных фактора инфляции: экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику, стимулирующую спрос; рост издержек производства; практику монополистического ценообразования. Как отмечает Дж.М.Кейнс, когда дальнейшее увеличение эффективного спроса уже не ведет более к увеличению продукции, а целиком исчерпывается в увеличении единицы издержек, строго пропорциональном увеличению эффективного спроса, мы достигаем положения, которое вполне уместно назвать подлинной инфляцией.

Кейнсианцы рассматривают денежную массу как эндогенную переменную, которая зависит от политики органов денежно-кредитного регулирования и уровня экономической активности. «Инфляция издержек» трактуется как результат воздействия нескольких факторов. Главным из них считается, увеличение заработной платы сверх уровня, соответствующего росту производительности труда. Хотя, по мнению Кейнса, полная или… приблизительно полная занятость является редким и скоропроходящим событием.

Уровень занятости определяется Кейнсом точкой пересечения функций совокупного спроса и совокупного предложения. Именно в этой точке ожидаемая предпринимателями прибыль будет наибольшей. Выступая за сознательное управление денежным обращением, Кейнс считал необходимым использовать разного рода мероприятия только при неполной занятости. Он предостерегал от применения денежных рычагов в условиях полной занятости, считая, что в этом случае они могут вызвать безудержную инфляцию. «Как только попытка еще больше увеличить инвестиции независимо от величины предельной склонности к потреблению повлечет за собой тенденцию к безудержному росту цен, иначе говоря, в такой ситуации мы достигли бы состояния подлинной инфляции»,- подчеркивает Кейнс.

Кейнс довольно-таки подробно описывает переход инфляционного процесса из первой стадии во вторую: происходит замена роста цен, обусловленного изменением количества денег в обращении и активно воздействующего на темпы экономического развития, таким повышением цен, которое вызвано издержками производства и ведет к их дальнейшему взвинчиванию и дезорганизации денежного обращения. По мнению Кейнса, увеличение количества денег должно будет почти сразу же понизить норму процента в той степени, в какой это необходимо для того, чтобы увеличение занятости и заработной платы смогло привести к поглощению дополнительной массы денег в обращении.

Кроме того, кейнсианцы предполагают, что рост цен в значительной степени обусловлен политикой монополий. В общем виде кейнсианскую модель инфляции можно представить так:

Рисунок 2 - Кейнсианская модель инфляции

Кейнсианская позиция, концентрирующаяся вокруг проблемы совокупных расходов, как главного фактора определяющего национальное производство и занятость, берет за основу кривую Филипса (жесткая зависимость между инфляцией и безработицей). Эта модель, как отмечалось выше, показывает, что в экономике может возникнуть либо инфляция, либо безработица, но одновременно они появиться не могут. Однако, руководствуясь событиями 70-80х в США и настоящими, протекающими в России, когда наблюдался параллельный рост цен и уровень безработицы, мы можем поставить под сомнение правильность кейнсианских выводов. Назрела объективная причина для пересмотра теории, и кейнсианцы объяснили эти процессы серией шоков предложения, или ценовых шоков, сдвинувших кривую Филипса вправо вверх.

Несмотря на такую доработку, приведшую теорию в соответствие с фактами, одновременный рост инфляции и безработицы в течение нескольких лет экономического подъема 1983-1988 годов заставил многих задуматься о существовании между инфляцией и безработицей явной обратной связи.

Монетаристская теория инфляции. В монетаристской литературе проблема инфляции тоже занимает одно из центральных мест. Здесь причинная зависимость между изменением количества денег и уровня цен рассматривается как основная экономическая закономерность.

В общем виде монетаристская концепция инфляции может быть представлена так:

Рисунок 3 - Монетаристская концепция инфляции

Многие современные монетаристы признают, что существует более сложная зависимость между ростом цен и денежной массы, чем жесткая связь «деньги-цены» ортодоксальной количественной теории денег. В новой трактовке особая роль отводится оценкам и прогнозам возможных изменений хозяйственной конъюнктуры. По их мнению, связь между изменением масштабов денежного обращения и движением цен лишь в редких случаях может просматриваться на протяжении коротких промежутков времени. «Современная количественная теория, - пишут Э.Дж.Долан, К.Д.Кэмпбелл и Р.Дж.Кэмпбелл,- направление развития количественной теории денег и цен, допускающее систематические изменения скорости обращения денег и реальных доходов аналогично изменениям количества денег, находящихся в обращении, и абсолютного уровня цен».

Важнейшей и практически единственной причиной инфляционного процесса монетаристы считают более быстрый рост национальной денежной массы по сравнению с ростом продукта. Следуя их теории, в долговременной перспективе деньги полностью нейтральны и эффект денежных импульсов (ускорения или замедления темпов роста денег) отражается лишь на динамике общего уровня цен, не оказывая ощутимого воздействия на объем производства, инвестиций, занятости рабочей силы и т.д. Однако в течение более кратких периодов (один экономический цикл) изменение денежной массы может оказать некоторое влияние на состояние производства и занятости, но эффект будет недолгим: через определенное время темп роста реальных показателей производства вернется к исходному уровню. Тем самым отвергается кейнсианская идея о возможности постоянно поддерживать темпы экономического роста, жертвуя определенным повышением темпов инфляции. Важная роль в монетаристской модели принадлежит и инфляционным ожиданиям, которые формируются с учетом ошибок в прошлых предсказаниях цен.

Как видно из концепций и определения инфляции, инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин.

Повышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, то есть нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства;

профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;

монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.

Как видно, все эти три причины взаимосвязаны, и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

внешние причины - сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

Подводя итог, следует сказать, что на сегодняшний момент мы не имеем абсолютно правильной и подтвержденной всеми фактами теории инфляционных процессов, которой одной можно руководствоваться, оценивая инфляцию, ее причины и последствия. Каждая из перечисленных теорий имеет как свои сильные, так и слабые стороны.

Так, монетаристы, среди целей экономической политики, отдают безусловный приоритет поддержанию ценовой стабильности и искоренению инфляционных ожиданий. Но не учитывают расчеты А.Оукена, опубликованные в конце 70-х годов, согласно которым меры, необходимые для снижения инфляции только на 1 пункт, приводят к сокращению ВНП на 10%. Если придерживаться этих расчетов, то любые оценки потерь от спада производства больше, чем сумма предвосхищаемого выигрыша от снижения темпов инфляции, что заставляет сомневаться в правильности монетаристских выводов.

С другой стороны, марксистская теория при многих верных решениях достаточно субъективна, что ограничивает понимание инфляционных процессов лишь как порождений несовершенной бумажно-денежной системы. Соответственно, эта позиция не позволяет представить инфляцию как весьма сложный и многополюсный феномен.

Также спорные моменты существуют в теориях классиков и кейнсианцев: первые, идеализируя ход агентов, не учитывают фактор задержки в принятии решений, а вторые устанавливают чересчур жесткую связь между инфляцией и безработицей, которая не имеет места в реальной жизни.

Таким образом, любая современная школа не представляет собой единого монолита. Она, как правило, включает различные ответвления, фракции, которые отстаивают свое понимание основных положений доктрин и выдвигают особые варианты практических мероприятий. Одновременно происходит процесс сближения, синтеза, размывающий четкие границы между доктринами. Все эти особенности налагают свой отпечаток на полемику по проблемам инфляции. Все теории и концепции становятся взаимосвязанными, одна дополняет, продолжает другую или является альтернативной ей, обеспечивая возможность широкого выбора методов объяснения, понимания и исследования инфляционных процессов.

Практически во всех странах отмечается множество причин инфляции. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий.

1.2 Типы, виды и последствия инфляции

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах. Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

галопирующая (скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы <#"823896.files/image005.gif">

Рисунок 4 - Инфляция спроса

Инфляция издержек означает - рост цен вследствие увеличения издержек производства. Из этого утверждения следует, что причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.

«Инфляция издержек может быть изображена графически (рисунок 5). Смещение кривой совокупного предложения влево (АS1->АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен (Р1->Р2) сокращается реальный объем производства (Q2 < Q1), или реальный ВНП.

Рисунок 5 - Инфляция предложения

Исходя из вышеизложенного, и проанализировав мнения авторов, указанной литературы, можно заключить, что инфляция выступает как постоянный спутник рыночного хозяйства. К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести:

перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения;

отставание цен государственных предприятий от рыночных цен;

скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;

ускоренная материализация денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег;

нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;

отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции, что заставляет банкиров завышать ставки процента, кредиты дорожают;

обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы.

Рассмотрим каждое из последствий более подробно.

Одним из последствий несбалансированной инфляции является ускоренная материализация денежных средств.

Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Люди скупают антиквариат, драгоценности, технику и т. д. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

Следующее последствие - скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в 30-х годах XX века. По мере роста инфляции прогрессивное налогообложение автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные. При этом не берется в расчет: реально или только номинально возрос доход. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Как следствие - ухудшение отношения бизнеса и населения к правительству.

Еще одним последствием можно назвать перераспределение доходов и богатства. Любой внутригосударственный займ, в условиях инфляции, при возвращении спустя период времени по номиналу восполняется полностью, а реально возвращается гораздо меньше. Это происходит в связи с тем, что с течением времени национальная волюта постепенно обесценивается.

Полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. Следовательно, при инфляции, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине - непредсказуемость инфляции. Чем неожиданнее, быстрее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других.

Четвертое последствие - отставание цен государственных предприятий от рыночных. В частном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются чаще и быстрее, чем в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

Пятым по счету последствием мы выделили обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример: Польша весной 1990 г. Здесь частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза - с 200 тыс. до 400 тыс. человек).

Очередное последствие инфляции - нестабильность экономической информации.

Цены - это главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. Недостаточность и нестабильность экономической информации мешают составлению бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно меняются, продавцы, и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

Все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Она дезорганизует хозяйство, затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве - быть объективным информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.

2. Антиинфляционная политика России

.1 Цели, задачи и виды антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Из проанализированной литературы понятно, что цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Сделаем следующие выводы:

Косвенные методы:

регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

государственное регулирование цен;

государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Из статьи Реботенко С.О. Таргетирование инфляции как новый инструмент регулирования финансового рынка можно заметить, что как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны, однако, инфляция способствует и экономическому росту. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного, трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики. Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране. В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально экономические издержки.

Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней.

Для антиинфляционного регулирования используются два основных типа экономической политики:

политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП); антиинфляционная политика денежный

политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Индексация подразумевает, что зарплата, налоги, долговые обязательства, % ставки становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация применяется, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции.

Индексация позволяет вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. Если устанавливать более высокие ставки зарплаты, цен, процентных ставок, то это будет повышать издержки производства и инфляционные ожидания экономических агентов. Если же движение зарплаты, цен и процентных ставок будет синхронизировано с изменением общего уровня цен, то темп инфляции быстрее будет реагировать на замедление роста совокупного спроса и также замедлится.

Но индексацию нельзя применять при инфляции издержек. Если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Приспособление к последствиям шока - скажем, к последствиям повышения цен на импортируемую нефть - требует изменения структуры относительных цен. Цену на нефть придется повышать быстрее, чем предполагает темп инфляции, тогда как цены на другие товары будут расти медленно. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

Регулирование доходов формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие на рост зарплаты может быть реализовано 2 методами:

законодательным контролем за ростом зарплаты и цен. Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий - от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, - проводимых в рамках экономической политики.

договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений. При договорном регулировании уровней цен и зарплаты правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой, ограничить в течение года рост зарплаты определенным уровнем.

Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованы в том случае, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению инфляции, сопряженной со спадом. Проблема, связанная с осуществлением контроля состоит в том, что контроль над заработной платой и ценами нередко используется в качестве «заменителя» политики по управлению спросом вместо ее дополнения.

Законодательный контроль за ростом цен и зарплаты может осуществляться по нескольким каналам. Один из них - налоговая система, которая может предусматривать наказания за повышение цен и зарплаты сверх установленного уровня.

Конкретные методы сдерживания инфляции зависят от постановки правильного характера инфляции, верно выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов.

Блант М. «Финансовый кризис» описывает антикризисную политику и меры со стороны двух «течений» - монетаристов и кейнсианцев. Представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства государства в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Они считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

Определенную роль в денежно-кредитном регулировании экономики, а также преодолении инфляционных процессов играют:

дисконтная политика (политика регулирования учетного процента ЦБ);

операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг);

политика норм обязательных резервов, или кассовых резервов, или минимальных резервов, или коэффициентов казначейства (обязательство банков хранить в резервах ЦБ определенное привлеченных средств).

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая деятельность сопряжена с издержками.

Экономисты направили свои усилия на поиск путей сокращения издержек, связанных с остановкой инфляционных процессов. В качестве неотъемлемого элемента предлагаемые стратегии включают контроль и регулирование спроса, но они стремятся к тому, чтобы сократить указанные выше издержки, применяя ограничительные действия денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики.

Говоря об антиинфляционной политике помимо 2 основных вышеперечисленных способах по борьбе с инфляцией так же можно выделить следующие виды мер:

«валютный коридор»

Проанализировав литературу можно заключить, «Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.

При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

денежная реформа: введение новой денежной единицы

Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в «отбрасывании нулей» сильно обесценившейся денежной единицы.

При простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике.

Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен.

смягчение внешнего бюджетного ограничения

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, желательно получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения, лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

2.2 Этапы формирования антиинфляционной политики России и инфляционная ситуация

Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяется через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.

Было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен 2 января 1992г. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.

В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;

сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;

сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

Проводимая с середины 1995г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством РФ и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.

Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

Минимум по приросту цен был достигнут в 2006 году, когда инфляция составила 9%. Главной причиной снижения инфляции является стабилизация макроэкономического положения, что привело к снижению инфляционных ожиданий у экономических агентов. Другой важной причиной стало укрепление курса национальной валюты.

Начиная с 2007 года цены вновь стали расти быстрыми темпами. За 2007 год они выросли на 11,9%. Ускорение инфляции обеспечивается сочетанием нескольких немонетарных факторов: локальным монополизмом в торговле и производстве, недостатком конкуренции на внутрироссийском рынке; повышением общего уровня спроса в экономике, как со стороны государства, так и со стороны населения. Кроме того, в 2007 году инфляция получила дополнительный импульс благодаря росту цен на продовольствие на мировом рынке.

Анализируя динамику развития инфляционных процессов в России в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 года отмечается, что ухудшение внешнеэкономических условий осенью 2008 года произвело отрезвляющий эффект на экономических агентов.

Сокращение притока капитала привело к необходимости уменьшить раздутые за годы процветания издержки и себестоимость производимой продукции. В итоге сократился инвестиционный спрос, и начались массовые увольнения. Работники почувствовали неуверенность в будущем, что, сказалось на потребительском спросе. А сокращение потребительского и инвестиционного спроса ударило по производству, создав предпосылки для большей экономии ресурсов и запустив губительный самоподдерживающийся цикл падения экономической активности.

.3 Антиинфляционная политика государства 2010-2012гг

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики. На сегодняшний день уровень инфляции в России за 2012 год составил 6,58 %, в месячной динамике наблюдаются колебания от 0,10 %(за август) до 1,23 % (за июль). Динамику инфляции за 1991-2012 годы можно рассмотреть по статистическим данным, приведённым в приложении 1. В первом полугодии 2012 г. инфляция в России снизилась до 4,3% в июне относительно соответствующего месяца предыдущего года, что ниже целевого ориентира (5-6%), установленного на 2012 г. в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Цены на потребительском рынке формировались в условиях спросовых ограничений, сдержанной динамики цен производителей промышленной продукции для потребительского рынка, на продукцию сельского хозяйства, в целом благоприятной конъюнктуры мирового аграрного рынка.

Заметное влияние на прирост цен на жилищно-коммунальные услуги и, соответственно, на уровень инфляции оказал перенос с января на III квартал индексации регулируемых цен и тарифов. Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за январь-июнь 2012 г. потребительские цены повысились на 3,2% (за январь-июнь 2011 г. - на 5,0%). Базовая инфляция составила 2,3%, что на 1,5 процентного пункта ниже, чем в первом полугодии 2011 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено 1,9 процентного пункта, или 58,1% уровня инфляции (в январе-июне 2011 г. - 3,0 процентного пункта и 59,8%). В таблицах 1 и 2 отражены показатели уровня инфляции на потребительском рынке и на рынке продовольственных товаров.

Так, по данным Росстата (рисунок 6), продовольственные товары за январь-июнь 2012 г. подорожали на 4,7%, в том числе плодоовощная продукция - на 28,8%. Вклад прироста цен на продукты питания в инфляцию оценивается на уровне 1,8 процентного пункта, или 55,1% (в первом полугодии 2011 г. - 1,9 процентного пункта и 38,2%).

Таблица 1 - Инфляция на потребительском рынке


Таблица 2 - Инфляция на рынке продовольственных товаров


Рисунок 6 - Динамика цен на потребительские товары и услуги, %

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. Наиболее действенным методом регулирования нормального уровня инфляции является антиинфляционная политика государства. Она включает большой выбор самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

В условиях умеренной инфляции, характерной для данного периода развития российской экономки, антиинфляционная политика может иметь 2 различных направления:

первое - это уделить наибольшее влияние активной антиинфляционной политики, направленной на ликвидацию причин, вызывающих инфляцию.

второе - адаптивной, направленной на приспособление к условиям инфляции и значению ее отрицательных последствий.

Проведение активной антиинфляционной политики, при использовании её основных методов таких, как:

контроль за денежной эмиссией;

недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета;

осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; проведение денежной реформы конфискационного типа;

уменьшение государственных расходов;

увеличение налогов;

сокращение дефицита государственного бюджета;

переход к жесткой денежно-кредитной политике;

стабилизация валютного курса путем его фиксирования;

сдерживание роста доходов и цен;

борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;

стимулирование производства в рамках экономики.

К ним можно отнести снижение избыточной денежной массы в сфере обращения, повышение уровня общественного воспроизводства, повышение курса национальной валюты, снижение дефицита продукции, повышение качества товаров и услуг. Это обеспечит создание условий (базы) укрепления и стабилизации экономики на долгосрочную перспективу, препятствующих последующему скорому возрастанию темпов инфляции.

В свою очередь, адаптивная антиинфляционная политика может немного приостановить темпы роста инфляции, однако такие меры будут носить не постоянный характер, и нужно будет постоянно приспосабливаться к новым условиям, которые диктует инфляционный процесс. В то же время последствия инфляции будут только смягчаться, а не устраняться (ликвидироваться). При всём при этом процесс инфляции будет иметь менее разрушительные последствия, так как в экономике будет создана прочная основа, мешающая инфляции проникать дальше в различные сферы.

Таким образом, мы считаем, что важна как активная, так и адаптивная инфляционные политики. Наибольшая эффективность от них будет достигаться лишь в совместном применении.

В последние годы остро стоит проблема предотвращения новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением мер по поддержанию экономики после кризиса, и преодолению его последствий, стабилизации экономики России в целом, росту и развитию промышленности. Существует множество подходов к решению данной задачи.

Нам представляется, что при сдерживании инфляции, экономика страны вполне способна не только подстраиваться под текущие условия, но и снизить уровень инфляции. Так же необходимо разработка и реализация целевых государственных программ регулирующих инфляционные процессы, учитывающих специфику их протекания непосредственно в Российской Федерации и мировой опыт.

Заключение

Из курсовой работы видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Среди них: стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

В отличие от запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешне торгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении). Неправильность и большие недоработки выбранных методов регулирования инфляции привели к тому, что мы наблюдаем в данное время в России.

Список использованной литературы

. Андрианов В.Д. Инфляция: причины возникновения и методы ее регулирования // Маркетинг. 2010

. Блант М. «Финансовый кризис», М.: АСТ. 2008

. Бродская Т.Г. Экономическая теория. М.: РИОР. 2008

. Волков В.Н. Финансовый кризис в России и его инфляционные последствия // Сборник статей «Инфляция и антиинфляционная политика в России». 2010

. Жуков Е.Ф.«Деньги Кредит Банки», М.:Юнити. 2011

. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978

. Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов Российской экономики. Экономический анализ. 2008. №5

. Маркс К. Экономические рукописи, 1857-1861. Ч.1. М., 1980

. Пашковский В. С. Особенности инфляционных процессов в России // Деньги и кредит. 2010. № 5

. Ратновский Л. Потери от инфляции в России // Вопросы экономики. 2012. №2

. Реботенко С.О. Таргетирование инфляции как новый инструмент регулирования финансового рынка // Финансы.Деньги.Инвестиции. 2009. №2

. Родионов С.С. Бабичева Ю.А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М., 2012

. Семенов С.К. Инфляция, ее моделирование и теории негативных экономических ожиданий // Экономический анализ: теория и практика. 2014 № 6

. Квартальный обзор инфляции , II квартал 2012 г., Банк России, Департамент исследований и информации // #"823896.files/image010.gif">

Похожие работы на - Сущность, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика правительства России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!