Предпринимательская деятельность в сфере туризма
Оглавление
Введение
. Экономический механизм функционирования туризма
. Виды предпринимательства в туризме
. Туристский рынок как сфера экономических отношений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В мировой экономике
предпринимательская деятельность в туризме в современный период занимает одно
из ведущих мест. Туризм как комплексное межотраслевое явление сочетает в себе
функции рекреации восстановления, культурного развития, а потому присутствует в
любом обществе и сопутствует любой деятельности в качестве потребителя ряда
услуг и продуктов как сфера, обеспечивающая восстановление трудовых функций
работающего населения и пр. Это предопределяет использование государством
индустрии туризма, как сектора, создающего соответствующую среду и поддерживающего
развитие других отраслей экономики.
Предпринимательство - это
инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским
использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения
коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной
пользой.
Предпринимательство в сфере туризма
- это процесс взаимодействия основных бизнес-субъектов (учреждения и
индивидуальные предприниматели), рационально соединяющих вещественные,
инновационные и личностные ценности в системе размещения, питания, проведения
экскурсионного обслуживания и оказания комплекса дополнительных услуг с учетом
риска и экономической ответственности за конечные результаты своей деятельности
и эффективности функционирования в условиях рынка с целью получения дохода или
иных результатов.
Цель работы - изучить особенности
организации предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Задачи работы:
Раскрыть экономический механизм
функционирования туризма;
Изучить виды предпринимательства в
туризме;
Рассмотреть туристский рынок как
сферу экономических отношений.
Структура работы отражает общий
замысел исследования и состоит введения, основной части, заключения и списка
использованной литературы.
1. Экономический механизм
функционирования туризма
Современная система туризма
организационно включает следующие хозяйствующие субъекты:
фирмы - производители туристских
услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и
др.);
фирмы - турагенты, выступающие в
качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
специализированные фирмы,
предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели,
гостиницы и др.);
специализированные предприятия
питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);
специализированные транспортные
предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные
ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);
предприятия торговли и торговые
фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;
предприятия сферы досуга в туризме
(киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);
рекламно-информационные туристские
учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские
центры и др.);
государственные предприятия
(национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или
акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих или социальных
началах).
В системе этих туристских
предприятий можно выделить туристскую индустрию - межотраслевой комплекс
предприятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма.
При всей важности индустрии туризма
нельзя забывать о главном - о туристе, потребителе туристских услуг. Его
потребности и степень их удовлетворения - главный критерий качества туристского
продукта. Этот потребитель в современных условиях должен быть организован,
поскольку ему противостоят организованные туристские предприятия и объединения.
Одной из первых попыток подобной организации в современных российских условиях
является Всероссийское народное туристское общество (ВНТО), созданное по
инициативе Российской международной академии туризма.
Общая картина экономического механизма
функционирования туризма может быть раскрыта в следующих положениях .
Современный туризм действует в
рыночной среде, контролируемой и регулируемой государством и другими
финансовыми и экономическими институтами и организациями. Из этого следует, что
все туристские фирмы и организации действуют на основе трех исходных
экономических принципов:
во-первых, они предпочитают свободу
хозяйствования и соответственно свободу инициативы и ответственности;
во-вторых, их хозяйственная
деятельность объективно подчиняется законам туристского рынка (законам
стоимости, спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения,
ценообразования);
в-третьих, государственные и
общественные институты (в частности, профсоюзы) предпринимают попытку
регулировать рыночные процессы в туризме с целью привнести в туризм социальное
и нравственное начало по отношению к самому туристу, природе и обществу в
целом.
В туризме, равно как и во всякой
экономической сфере, необходимо избегать двух крайностей:
а) абсолютно коммерческого подхода;
б) чисто административной системы
организации.
Все искусство хозяйственной
деятельности современного туризма как раз и состоит в том, чтобы органично
соединить два начала - рыночное и институциональное, регулируемое.
Функционирование туристских фирм в
рыночной среде объективно требует изучения закономерностей и особенностей
туристского рынка. Реально это означает, что современная экономика туризма
должна охватывать и такой аспект, как всесторонний анализ спроса и предложения
на туристском рынке.
) механизм функционирования
туристского рынка, его сегментация, сезонный характер;
) функции туристского рынка и его
сегментов;
) формирование цен и ценообразование
в туризме;
) изучение факторов, влияющих на
спрос в сфере туризма, и влияния цен и доходов на платежеспособный спрос;
) изучение факторов, влияющих на
предложение туристских услуг, а также изучение влияния цен и факторов
неценового характера (инвестиций и других неценовых детерминантов предложения).
Экономическое равновесие на
туристском рынке в долговременной перспективе требует глубокого
финансово-экономического анализа туристской индустрии (ее структуры, тенденций
и условий развития, функциональной роли и направленности).
Анализ ресурсов и
материально-технической базы туризма позволяет подойти к решению вопросов о
реальных возможностях туристского предложения, равновесии спроса и предложения
на туристские услуги, а также о качестве туристского продукта.
Важнейшей проблемой экономики
туризма является использование рабочей силы в этой отрасли. В связи с этим
экономическая эффективность туристской деятельности в самых различных ее
проявлениях требует глубокого анализа. Особого внимания требует анализ
производительности труда и трудоемкости.
Экономика туризма в качестве
основной проблемы исследует вопрос о предпринимательской деятельности и
поведении туристской фирмы на рынке. Это предполагает учет специфики
предпринимательской деятельности в туризме, глубокое знание коммерческого расчета,
планирования этой деятельности, и прежде всего бизнес-планирования, а также
знание бухгалтерского и управленческого учета.
Важнейшей проблемой
предпринимательства в туризме является анализ издержек туристской фирмы,
прибыли, валовой выручки и предельного дохода. Знание предельных издержек и
предельных доходов позволяет решить вопрос о поведении фирмы на туристском
рынке.
Важнейшим разделом экономики туризма
является анализ факторных доходов:
заработной платы и цены труда;
процента и цены капитала;
туристской ренты.
Особое внимание надо уделять
проблеме туристской ренты и предельного продукта. Это позволит определить
источники внутреннего самофинансирования туризма и установить границы
производительности факторов производства в сфере туризма.
Экономика туризма органически
включает финансовые проблемы: финансовые ресурсы самой турфирмы, возможности
использования кредита, взаимоотношения с банками и банковской системой,
отношения с бюджетом всех уровней и налогообложение.
предпринимательство туризм
ценообразование
Таблица 1.1
Экономические стадии развития стран
и характерные особенности развития в них туризма (по П. Ротоу, 1959)
Экономическая стадия
|
Регионы
|
Традиционное общество Устойчивое землевладение, аристократия,
устойчивые традиции. Очень низкая эффективность инвестиций, возможность
улучшения ситуации без значительных изменений системы. Низкий уровень жизни и
здравоохранения
|
Неразвитой мир Экономические и социальные условия не
благоприятствуют развитию туризма, кроме внутреннего туризма, принимающего
элитный характер
|
Большая часть Африки, часть Южной Азии
|
Общество, ожидающее изменений Лидеры осознают необходимость
изменений внешнего мира. Приходят новые идеи Меняющееся общество Лидеры в
состоянии изменить методы производства и экономические механизмы в стране.
Быстро развиваются промышленность и сектор услуг Быстро развивающееся
общество Быстрое развитие индустрии с преимущественным развитием сектора
тяжелой промышленности
|
Развивающийся мир Социально-экономические условия
благоприятствуют росту внутреннего туризма. Иностранный туризм также возможен
за счет иностранных инвестиций
|
Южная и Центральная Америка, Средний Восток Мексика, часть
Южной Америки
|
Общество массового потребления Развитой экономический потенциал;
производство большого числа товаров и услуг. Быстрый рост потребностей в
социокультурной среде
|
Развитой мир Основные центры международного и внутреннего
туризма
|
Северная Америка, Западная Европа, Япония, Австралия, Новая
Зеландия
|
Современный туризм как экономическое
явление:
имеет индустриальную форму;
выступает в виде туристского
продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
создает новые рабочие места и
выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного
развития национальной экономики;
выступает как механизм
перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на
туризме;
является мультипликатором роста
национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня
жизни местного населения;
характеризуется высоким уровнем
эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
выступает как эффективное средство
охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют
основу его ресурсной базы;
совместим практически со всеми
отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их
дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной
среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.
Таким образом, туризм способен
оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он
развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.
Туризм - это мощная индустрия,
включающая в себя разнообразные виды предпринимательства. В области туристского
обслуживания находят свое применение многие предприятия, организации и фирмы. С
точки зрения статистики туристских предприятий виды предпринимательства в
туризме можно представить в виде следующей схемы (рис. 1.1.).
По мнению специалистов, наибольшее
влияние на развитие туризма оказывают: гостиничный бизнес, транспорт,
туристские агентства, туроперейтинг и глобальные компьютерные системы
бронирования и резервирования (ГКС).
Рис. 1.1 Виды предпринимательства в
туризме
Гостиничные предприятия являются как
бы базой любого туристского продукта.