Сущность экономической безопасности государства и роль угрозы теневой экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,79 Мб
  • Опубликовано:
    2014-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность экономической безопасности государства и роль угрозы теневой экономики

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

1.1 Сущность экономической безопасности государства и роль угрозы теневой экономики

ГЛАВА 2. ТЕНЕВЫЕ ФИНАНСЫ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

2.1 Финансовая сторона теневой экономики

2.2 Механизм функционирования финансового сегмента теневой экономики

2.3 Теневая экономика как альтернативный вариант негосударственной экономики

2.4 Основные направления по противодействию теневой экономической деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Теневые процессы в экономике стали реальностью и одной из острейших проблем не только национального, но и всего мирового хозяйства. Наличие теневой экономики в той или иной степени характерно для любой страны, а для стран с переходной экономикой, таких как Россия, масштабы этого явления приобрели характер национальной проблемы.

Это связано с рядом факторов. К ним относятся, прежде всего, структурная отсталость экономики, незавершенность процессов формирования института собственности, неконтролируемый характер переходных процессов, шоковый характер экономических реформ, относительную слабость государственной власти, а также высокий уровень ее коррумпированности, крайне недостаточные действия по борьбе с организованной преступностью, которая приобрела значительное влияние в экономической сфере.

Наличие теневой экономики существенно сказывается на важнейших макроэкономических показателях, на результатах деятельности и перспективах развития предприятий. Без учета теневой составляющей невозможно получить объективное представление о масштабах национальной экономики, ее отраслей, объемах хозяйственных операций предприятий.

В современных условиях теневая экономика не может существовать без стоимостных оценок и скрытых денежных потоков, а следовательно, теневых финансовых отношений, выстраивание которых и составляет ее основу.

Объектом активного внимания советского обществоведения теневая экономика стала только в конце 1980-х гг. (работы A.И. Гуровa, Т.И. Корягиной, A.A. Крыловa, О.В. Оcипeнко, М.A. Шaбaновой и др.). Cоциологи (C.Ю. Бaрcуковa, В.В. Волков, Л.Я. Коcaлc, A.Н. Олeйник, В.В. Рaдaeв, Р.И. Рывкинa, Г.A. Caтaров, Л.М. Тимофeeв и др.), экономисты (Ю.В. Aндриeнко, C.П. Глинкинa, М.Й. Лeвин, В.М. Полтeрович, В.Л. Тaмбовцeв), криминологи (Г.И. Гилинcкий, Т.Г. Долгопятовa, В.М. Ecипов, В.О. Иcпрaвников, В.В. Колecников, A.A. Крылов, В.Д. Лaричeв, В.В. Лунeeв, В.C. Овчинcкий, П.A. Cкобликов и др.), статистики (И.Д. Масакова и др.), историки (А.Ю. Давыдов), политологи (Л.В. Гевелинг).

Актуальность темы. Проблемы теневой экономики стали одними из наиболее важных как для России, так и для многих стран мира. Некоторые разновидности теневой деятельности (наркобизнес, коррупция, финансирование терроризма) признаны угрозами национальной экономической безопасности, их справедливо включают в число глобальных проблем современности.

Объектом работы является неофициальная (теневая) экономика как элемент современной экономической и социальной общественной системы.

Предметом работы выступает механизм взаимовлияния теневых (нелегальных) и официальных (легальных) социальных и экономических институтов, регулирующих экономическую и хозяйственную структуру государства.

Цель работы состоит в раскрытии видов и форм теневых экономических отношений в функциональном и институциональном развитии общества - как деструктивных (негативных), так и конструктивных (позитивных), - а также в формулировании принципов эффективного противодействия теневой экономике, которое становится возможным только на основе полного учета этих обеих функций теневой хозяйственной деятельности.

Данная цель подразумевает решение следующих задач:

изучение структуры теневой экономики с точки зрения возможности воздействия теневых отношений на официальную экономику;

выявление и анализ тех функций, выполняемых теневой экономикой в системе современных социально-экономических институтов;

анализ механизмов и форм взаимодействия теневой экономики с легальной;

анализ степени угрозы современной российской теневой экономики национальной экономической безопасности.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ


1.1 Сущность экономической безопасности государства и роль угрозы теневой экономики

Проблема безопасности всегда волновала государство, общество, каждого человека. Однако в дискуссиях и в литературе по этой проблематике осталось еще много пробелов. В данной статье мы не пытаемся вступить в полемику с существующими взглядами на сущность и содержание экономической безопасности, а рассмотрим проблему, которой в настоящее время практически не уделено внимания - проблему экономической безопасности теневой экономики и ее субъектов. О существовании экономической безопасности субъектов теневого бизнеса впервые упомянул профессор В.М. Баранов, который отметил следующее: «В отечественной науке уже давно активно ведется речь о наличии в России "теневой экономики". Также существует и функционирует "теневое право". Но если существует теневая экономика, теневое право, то очевиден и вывод - существует и теневая экономическая безопасность».

Тематика теневой экономики являлась и является актуальным вопросом в обеспечении экономической безопасности.

Во-первых, данная проблема в современной научной литературе не представлена. Точнее, есть отдельные работы, посвященные исследованию защитных механизмов, используемых субъектами криминального бизнеса, организованной преступности и т. п. для сокрытия своей деятельности и избежания штрафных санкций. Но эти инструменты рассматриваются не в рамках системы экономической безопасности данных субъектов, а с позиций криминологии.

Во-вторых, опираясь на данные Росстата, объем теневой экономики в нашей стране составляет около 20-25 % от ВВП, по данным МВД России - 40-45 % от ВВП. И если представить, что в какой-то момент наша страна лишится данной части экономической системы, то назвать такую ситуацию кроме как социально-экономической катастрофой будет никак нельзя. Речь в данном случае идет и о недополученных обществом товарах и услугах, производимых в теневом секторе и зачастую единственно доступных по ценовым параметрам большинству россиян (многие из которых в легальном секторе так и не будут произведены в принципе), и об оставшихся без работы вследствие гипотетической ликвидации теневого сектора миллионах граждан, и о других отрицательных последствиях. Вышесказанное не должно восприниматься читателем как аргумент в пользу необходимости обеспечения экономической безопасности субъектов теневой экономики или всего теневого сектора экономики страны. Речь, скорее, должна идти о необходимости разработки дифференцированных государственных мер противодействия теневым субъектам, о чем будет сказано ниже при описании неоднородной структуры теневой экономики.

В-третьих, теневая и легальная сферы экономики в настоящее время в нашей стране (как, впрочем, и во многих других странах с капиталистическими рыночными отношениями) настолько тесно переплетены, что при обеспечении экономической безопасности легального сектора экономики объектами защиты автоматически становятся и теневые субъекты, так же, как и теневые методы и практики хозяйствования являются одними из инструментов обеспечения безопасности легальной деятельности. В экономической теории данный феномен обозначен как проблема «безбилетника», которая характеризуется сложностью исключения из числа потребителей общественных благ, к которым относится и экономическая безопасность, субъектов теневой экономики. То есть экономическая безопасность, обладающая свойством неделимости на государственном уровне, распространяется и на теневую экономику, что подтверждает наличие данной характеристики у субъектов теневого сектора. Данный тезис отнюдь не означает, что повышение качества выполнения государственными субъектами обеспечения экономической безопасности (в частности правоохранительными органами) повышает уровень экономической безопасности хозяйствующих субъектов, находящихся «в тени». Напротив, качественная работа правоохранительных и контролирующих органов должна позволить выявлять «безбилетников» и исключать их из состава объектов, подпадающих под государственную защиту. Но все же проблема «безбилетника» присуща всем экономическим системам мира, а следовательно, тезис о том, что при обеспечении экономической безопасности легального сектора экономики автоматически объектами защиты становятся и теневые субъекты, на наш взгляд, справедливо.

В-четвертых, структура теневой экономики неоднородна. Во всяком случае, мы придерживаемся позиций, согласно которым теневая экономика не тождественна криминальной, а лишь включает в себя данный сектор наряду с неформальным и скрытым секторами. Характер самой деятельности некриминальных секторов теневой экономики не является деструктивным: противоправна лишь форма ее осуществления - отсутствие регистрации, уклонение от уплаты налогов. При этом важно понимать, что для многих граждан нашей страны неформальная деятельность представляется единственно возможным средством существования (как источник и рабочих мест, и доступных товаров и услуг); отсутствие регистрации у некоторых хозяйствующих субъектов - следствие высоких административных барьеров, сложности регистрационных, лицензионно-разрешительных процедур и коррупции; уклонение от уплаты налогов - средство сохранения бизнеса в условиях высокой налоговой нагрузки. Исследование и обеспечение экономической безопасности таких вынужденно находящихся в «тени» субъектов - важное условие социально-экономического развития страны. Данный тезис может быть несколько противоречивым относительно последующего представленного в данной статье материала, касающегося взаимосвязи экономической безопасности субъектов легального и теневого секторов экономики. Однако такое противоречие легко разрешается, если придерживаться позиции, согласно которой нахождение субъекта строго в легальном поле (то есть с соблюдением всех формально установленных норм) может создавать определенные отрицательные последствия для его экономической безопасности.

В-пятых, если для легальной экономики и ее субъектов задача исследований заключается в разработке механизмов, инструментов и методов повышения уровня экономической безопасности, выявления и нейтрализации угроз, то в исследовании проблем экономической безопасности теневой экономики задача может быть противоположной, а именно: на основе выявленных особенностей функционирования субъектов теневого сектора экономики разработать методический инструментарий, позволяющий либо ликвидировать нелегальный экономический субъект, либо максимизировать риск нелегальной хозяйственной деятельности. При этом такие инструменты должны быть разработаны дифференцированно для разных секторов теневой экономики - криминального, скрытого, неформального. При рассмотрении теневой экономики как одной из основных угроз экономической безопасности получается, что создание максимально небезопасных условий для субъектов теневого сектора - фактор повышения экономической безопасности легальной экономической системы страны.

Таким образом, исследование сущности и содержания экономической безопасности теневой экономики - актуальная задача, как с позиций отсутствия современных научных разработок в данной сфере, так и с точки зрения практической важности познания онтологических и гносеологических основ данной категории для разработки механизмов и инструментов обеспечения защищенности легальной сферы экономики от угроз теневого сектора.

Рис 1. Контур кадровой коррупции

Рассматривая категорию «безопасность» безотносительно к конкретным объектам, можно выделить два основных подхода к пониманию ее сущности.

Первый связан с пониманием безопасности как состояния отсутствия опасностей или защищенности от них самого исследуемого объекта. При таком подходе под экономической безопасностью понимается состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз. В данном случае объектом воздействия угрозы и защиты от них выступает экономика. Так, например, угрозой, причиняющей ущерб экономике, выступает криминализация или неблагоприятные политические факторы.

Второй подход рассматривает безопасность того или иного объекта как отсутствие опасностей или состояние защищенности от опасностей, вызванных функционированием исследуемого объекта. При втором подходе экономическая безопасность - это состояние защищенности внешних по отношению к экономике объектов от угроз, порождаемых экономикой. Например, защищенность общества от инфляции, дефицита того или иного товара и т. п.

Полагаем, что, определяя сущность экономической безопасности теневого сектора экономики, необходимо исходить из дуализма данной категории, в котором, во-первых, теневой сектор выступает источником угроз и опасностей, а во-вторых, теневой сектор рассматривается как защищаемый от внешних и внутренних угроз и опасностей объект (см. рис 2).

Характеризуемый признак

Экономическая безопасность теневой экономики


Форма 1                                                                   | Форма 2

Сущность

Защищенность личности, общества, государства от угроз, вызванных функционированием теневой экономики

Защищенность субъектов теневой экономики от внешних и внутренних угроз

Объект - защищаемая система

Экономическая система страны в целом

Теневой сектор экономической системы страны

Защищаемый субъект

Личность, хозяйствующие субъекты (в том числе и находящиеся в теневом секторе), общество, государство

Субъекты неформальной, нелегальной, криминальной экономики

Субъекты обеспечения

Государственные субъекты системы экономической безопасности (правоохранительные органы и др.), частные детективные агентства и охранные предприятия, внутренние субъекты безопасности предприятий и др.

Субъекты теневой экономики, коррумпированные чиновники и сотрудники правоохранительных органов, криминальные «крыши» и др.

Рис. 2 Характеристика экономической безопасности теневой экономики

Конечно, можно рассуждать и в направлении отрицания существования экономической безопасности для теневой экономики. Так, можно предположить, что субъекты теневой экономики по своему статусу находятся в состоянии опасности, причем одновременно в двух формах, выделенных нами в таблице. Представим потенциальные аргументы такой гипотезы.

Во-первых, совершая противоправные действия (административные правонарушения, уголовные преступления и др.), субъекты теневой экономики нарушают безопасность других хозяйствующих субъектов. То есть не соблюдаются условия формы 1 экономической безопасности теневой экономики. Опасность в данном случае может быть дифференцирована по объекту, величине ущерба и форме реализации. Объектами угроз теневой экономики могут быть отдельные личности, хозяйствующие субъекты или государство. При этом опасностям, исходящим от теневой экономики, могут подвергаться не только хозяйствующие субъекты легальной сферы экономики, но и другие субъекты теневой экономики. В таком случае одновременно нарушаются условия форм 1 и 2 экономической безопасности теневой экономики. Степень опасности разнится по ущербу, наносимому при актуализации опасности. Так, нарушения части формальных норм, допущенные субъектами теневой экономики, могут квалифицироваться правонарушениями, опасность которых незначительна и заключается не столько в прямом причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу, сколько в нарушении свойства определенности и предсказуемости в поведении хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, приводит к росту транзакционных издержек. Нарушения же других норм и правил признаются общественно опасными деяниями - преступлениями. Опасность воздействия теневой экономики может быть как непосредственной (прямой) - для конкретных личностей, хозяйствующих субъектов, подвергнувшихся противоправным действиям (жертвами такого воздействия теневой экономики являются, например, обманутые потребители, вкладчики, подвергнувшиеся кражам и грабежам граждане, захваченные в форме рейдерских захватов фирмы и т. п.), так и опосредованной (потенциально возможной) - выраженной в ожиданиях населением, хозяйствующими субъектами и государством противоправных действий со стороны субъектов экономики, что может отрицательно сказываться на развитии экономических отношений (результатами такого опосредованного влияния теневой экономики могут быть: отношения недоверия между экономическими агентами, низкая инвестиционная привлекательность страны, высокие расходы на правоохранительную деятельность и безопасность, и др.).

Во-вторых, состояние опасности субъектов теневой экономики заключается в том, что нарушители установленных правил при условии их обнаружения исключаются из числа потребителей такого чистого общественного блага, как безопасность, напротив, становясь объектами репрессивных контрмер со стороны государства. Под репрессивными контрмерами понимаются прежде всего установленные законодательством санкции в адрес правонарушителей. Кроме того, к ним относятся неформальные санкции со стороны общества. В данном случае опасность также может быть как актуализированной (реальной) (при условии выявления противоправных действий и установления виновных лиц), так и потенциальной (риск или вероятность обнаружения противоправного поведения). В любом случае следует признать, что нахождение хозяйствующего субъекта в теневом секторе вызывает состояние опасности и для него.

Рисунок 3 Формы и виды теневой экономической деятельности

Исходя из данных рассуждений, можно сделать вывод об отсутствии экономической безопасности как качественной характеристики теневой экономики. Однако тогда аналогичные умозаключения можно сделать и для легальной экономической системы и ее субъектов. Нет ни одной экономической системы, для которой отсутствовали бы угрозы или опасности вообще, однако экономически безопасные системы есть. В этой связи под экономической безопасностью следует понимать состояние защищенности от угроз, а не только их отсутствие.

При наличии угрозы безопасность предполагает способности системы: нейтрализовать ее действие, создать препятствия на пути продвижения угрозы, остановить ее действие. Состояние защищенности характеризуется мерой фактического осуществления этих способностей.

Рис. 4 Структура теневой экономики

То есть защищенность - это вопрос степени. Безопасность не исчезает мгновенно с появлением актуальной угрозы, порождающей состояние опасности. Некоторое время система находится одновременно в состоянии опасности и безопасности. Так, при условии обнаружения государственными правоохранительными или контролирующими органами фактов нарушения закона хозяйствующим субъектом угроза применения санкций для него из потенциальной формы трансформируется в актуализированную. Однако это не означает мгновенного исчезновения его безопасности, так как, во-первых, у субъекта могут быть законные и незаконные возможности избежания фактического применения наказания, а во-вторых, наказание может быть настолько ничтожным, что даже его применение не окажет катастрофического воздействия на субъект теневой экономики. Безопасность исчезает с утратой возможности и способности устранить, ликвидировать актуальную угрозу и ее последствия при условии, что последствия угрозы качественно изменяют объект воздействия. Например, такими качественно меняющими объект результатами воздействия угроз экономической безопасности для субъектов теневой экономики могут быть следующие: ликвидация субъекта теневой экономики, временное прекращение деятельности субъекта теневой экономики, полная или частичная легализация деятельности и др. Диапазон состояний системы, в пределах которого обеспечивается его соответствие предъявляемым требованиям и нормам, сохраняется качественная определенность при наличии внешних или внутренних угроз - это мера безопасности или ее уровень. Границами меры безопасности являются, с одной стороны, полная защищенность, как недоступность для угрозы (идеальное состояние), с другой - порог безопасности, выйдя за пределы которого обеспечить безопасность нельзя [там же]. При таком подходе рассмотрение экономической безопасности теневой экономики вполне оправданно и не противоречит вышеприведенным «антиаргументам».

Угрозы, исходящие от теневой экономики для любой экономической системы, есть, и отрицать их не имеет смысла, но вот опасность и актуальность данных угроз всегда и везде разные. Здесь многое зависит от структуры и размеров теневой экономики, форм и методов осуществления теневой деятельности, эффективности противодействия нелегальным экономическим субъектам и т. п. Аналогично и опасность ведения теневого бизнеса для самих субъектов теневой экономики может быть разной - реальной или потенциальной - в зависимости от многих факторов: от эффективности функционирования правоохранительных органов; от эффективности законодательства, определяющего ответственность для нарушителей норм и правил; от отношения общества к теневой деятельности и к государству; от отношения государства к теневой экономике и т. п. Конечно, теоретически внеправовой характер деятельности субъектов теневой экономики предполагает больший по сравнению с законопослушными субъектами риск осуществления предпринимательской деятельности, однако это не означает, что данные субъекты не могут быть в безопасности. Так как, во-первых, риск - это лишь потенциальная возможность опасности, он не означает актуализации имеющейся опасности, а во-вторых, опасность, даже при ее актуализации, может быть незначительной и не привести к качественным изменениям объекта воздействия. Кроме того, что законно, а что нет - это зачастую субъективное представление государства, и не всегда «легальное по сути» фактически признано «легальным по закону» и наоборот - «преступное по сути» не всегда признано таковым в правовых актах.


История развития экономики и общества полна примеров, когда гражданам и хозяйствующим субъектам для обеспечения своей безопасности следовало не исполнять требования установленных государством норм и правил, а, наоборот, их нарушать. Наиболее ярким примером служит «продразверстка», когда человек ставился от лица официальной власти перед выбором: сдать государству излишки хлеба и подвергнуться угрозе голодной смерти либо эти излишки скрыть и подвергнуться уголовно-правовому преследованию. Также уместно вспомнить встречаемые в отечественной и зарубежной истории парадоксальные ситуации, когда ведение бизнеса в «тени» было безопаснее, чем в легальном поле (например, период социально-экономического реформирования в нашей стране в 90-е гг. прошлого века). Таким образом, экономическая безопасность как характеристика экономической системы присуща субъектам теневой экономики, и отрицать это - логически не верно.

Развивая мысль, отметим, что при обозначенном нами в таблице дуалистическом подходе экономическая безопасность теневого сектора экономики не исчезает даже при теоретико-гипотетическом предположении о полной ликвидации теневой экономики. Экономическая безопасность в данном случае из формы 2 трансформируется в форму 1. То есть, если нет теневой экономики, то существует защищенность экономической системы от угроз, вызванных функционированием данной системы. Другими словами, видна обратная и логически выстроенная связь между двумя выделенными нами формами экономической безопасности теневой экономики -чем ниже защищенность субъектов теневого сектора экономики, тем выше защищенность экономической системы от угроз теневой экономики, и наоборот - чем безопаснее нахождение субъектов в теневом секторе, тем выше степень опасности от них для легальной экономической системы. Такая взаимосвязь может быть опосредована через показатель «количество субъектов теневой экономики», связь которого с такими характеристиками, как «безопасность ведения теневой экономической деятельности» и «степень опасности теневой экономики», прямая.

В начале статьи мы высказали мысль об отсутствии современных исследований проблем экономической безопасности теневой экономики. В контексте содержания данной статьи стоит сделать уточнение, что непосредственно не исследовалась лишь вторая форма экономической безопасности теневой экономики - защищенность теневой экономической системы и ее субъектов. При этом вопросам обеспечения защищенности экономической системы от угроз теневой экономики в настоящее время уделено достаточно много внимания. И если рассматривать экономическую безопасность теневой экономики как дуалистическую категорию, то получается, что представленные в настоящее время в научной среде и на практике инструменты обеспечения экономической безопасности легальной экономической системы от угроз теневой экономики - есть факторы, снижающие уровень экономической безопасности непосредственно теневой экономики. Выходит, что проблема экономической безопасности теневой экономики не так парадоксальна, как может показаться на первый взгляд.

Несмотря на это экономическая безопасность теневой экономики остается «белым пятном» в теории экономической безопасности, заполнить которое - важная и актуальная задача. Решение этой задачи позволит не только пополнить теоретический багаж научной мысли, но и на практике разработать эффективные рычаги повышения уровня экономической безопасности страны в целом. При этом предлагаемый нами дуалистический подход к рассмотрению категории «экономическая безопасность теневой экономики» позволяет одновременно двигаться в следующих направлениях:

- искать возможные инструменты нейтрализации угроз, исходящих от теневой экономики, - задача не новая, но не решенная;

синтезировать дифференцированные для каждого из секторов теневой экономики механизмы формирования и актуализации угроз, направленных на снижение уровня их экономической безопасности.

Рис.6 Взаимосвязь форм экономической безопасности

ГЛАВА 2. ТЕНЕВЫЕ ФИНАНСЫ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ


2.1 Финансовая сторона теневой экономики


Финансовая сфера теневой экономики является одной из наименее изученных, с одной стороны, и наиболее скрываемых сфер теневой деятельности. Ее структура зависит от многих факторов: величины теневой организации, видов теневой деятельности, специфики нелегальных рынков, положения членов преступного сообщества и др.

Теневые финансы представляют собой совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и перераспределением денежных средств между различными экономическими субъектами, не отражаемые официальной статистикой, не контролируемые государством, носящие скрытый характер и направленные на реализацию экономических интересов данных субъектов.

Субъектами теневых финансов могут быть: индивиды (физические лица); семьи (домашние хозяйства); организации (юридические лица); государство; межгосударственные структуры; объединения государств; неформальные образования (теневые структуры). Если в формальных финансах субъекты имеют, в основном, одинаковое правовое положение, то в теневых одна сторона отношений выступает, как правило, в роли активного субъекта, вторая - пассивного.

Объектом теневых финансовых отношений выступает реальный и так называемый "фиктивный" (приписки по государственным заказам, государственным закупкам, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег) объем ВВП, совокупного общественного продукта, а в ряде случаев и национального богатства. Другими словами, объект представляет собой финансовые ресурсы, представленные реальными и фиктивными ценностями, у которых есть стоимостное выражение.

Теневые финансы включают в себя1:

♦ скрытые ("серые") финансы (основанные на легальных операциях, но нелегитимные по отдельным формам своего проявления, например, уклонение от налогообложения, сокрытие "левых" доходов, бартер);

♦ "внеправовые" финансы (не урегулированные нормами права, не отражаемые официальной статистикой, деятельность, не фиксируемая в отчетности и контрактах). С другой стороны, это может быть деятельность, нарушающая права других экономических агентов, и не регламентируемая законодательством - финансовые пирамиды, лоббирование отдельных хозяйствующих субъектов, сокрытие важной экономической информации - о проведении торгов, например, ограничение круга участников торгов и т.п.;

♦ фиктивные финансы (приписки по государственному заказу, государственным закупкам, отражение в финансовой отчетности несуществующей деятельности и др.);

♦ криминальные финансы (финансовые результаты деятельности, запрещенной законом, в частности, доходы от наркобизнеса, рэкета, проституции, экономической преступности, краж, оборота контрафактной продукции, незаконного оборота оружия, торговли людьми, хищений государственной собственности и др.).

Криминальные финансы отличаются от других видов теневых финансов масштабами деятельности и ее характером. Здесь речь идет о движении денежных средств организованных преступных сообществ и систематическом пополнении их теневых денежных фондов в огромных масштабах.

Все виды теневых финансов связаны и взаимозависимы. Подобное структурирование теневых финансов позволяет определить отношение к ним общества и государства и сделать вывод о том, что наряду с объективными факторами, генерирующими теневые финансы, есть субъективные, когда в конкретной экономике существуют и воспроизводятся силы, использующие, а нередко и создающие условия существования того или иного сегмента теневых финансов.

Основными признаками теневых финансов выступают: денежный (стоимостной) характер отношений, неправомерность (противоправность), скрытый (тайный) характер и рисковость (наличие высоких правовых и экономических рисков)2.

Теневые финансы имеют специфическую субъектно-правовую базу, заключающуюся в понятиях "неправомерность" и "скрытость". Неправомерность теневых финансов означает их противоправность, либо злоупотребление правом того или иного экономического субъекта. Скрытность заключается в негласном характере денежных операций, что образует финансовую тайну индивидов, организаций, государственных структур, межгосударственных организаций и тайну неформальных образований.

Под рисковостью понимаются повышенные правовые и экономические риски (что определить достаточно сложно, так как предпринимательская деятельность осуществляется в условиях неопределенности, следовательно, рискованна). Любое участие в теневых финансах объективно ставит хозяйствующего субъекта в условия той или иной правовой несостоятельности, правовых нарушений.

К сожалению, традиционный и современный финансовый анализ деятельности предприятий не принимает во внимание (не учитывает) теневой составляющей процессов, характеризующих реалии производственных и финансовых операций хозяйствующих субъектов. Как правило, специалисты и исследователи исходят их ситуации идеальности производственных и финансовых процессов, происходящих на предприятии и вокруг него.

Усиление теневых угроз, как национальным экономикам, так и мировой экономике происходит на фоне перехода многих стран к инновационному типу развития. Выдвижение инновационных технологий на первый план становится характерной чертой современного экономического процесса. Инновации становятся важнейшим объективным фактором мирового и национального экономического прогресса.

Инновационный тип экономического развития требует и особых качеств у работников и предпринимателей. Новатор должен обладать и особым типом мышления, способностью видеть проблемы по-новому. Для предпринимателя-новатора характерно нестандартность решений, которые обеспечивают своевременную реструктуризацию производства, корректировки, исходя из меняющихся условий рынка. Тем самым предприниматель-новатор ускоряет экономическое развитие.

Что же происходит с предпринимателями, вынужденными действовать в рамках теневого сектора экономики? Для теневой экономики характерна закрытость, а любая закрытость препятствует инновационному развитию.

Кроме того, по мнению многих известных экономистов, современный экономический прогресс носит все более финансовоемкий характер.

В свою очередь, финансовые системы внутренне ненадежны, многие финансовые операции рискованны, представляют собой прыжок в неизвестность. Дело не только в том, что деньги передаются под обещание или ожидание денег в будущем, но делается это вопреки ограниченности и неадекватности информации относительно как характеристик встречных сторон (неблагоприятный выбор), так и их последующего поведения. Финансовые системы не могут существовать без кредита, но кредит означает использование заемного капитала, а заемный капитал означает риск банкротства, способного вызвать цепную реакцию.

Необходимо различать: а) устойчивый рост, базирующийся на постоянном повышении производительности труда и использовании передовых технологий, которые поддерживается эффективным распределением финансовых ресурсов и мониторингом менеджмента, и б) временный рост за счет необоснованного увеличения заимствований.

Расширение финансовой сферы несвободно от роста неопределенности и значительных рисков. Безусловно, более интенсивное развитие финансовых отношений, не сопровождаемое институциональными преобразованиями, может привести не к снижению финансовых рисков, а, напротив, к существенному уменьшению управляемости рисками или вообще невозможности управления ими.

Многие страны, пытавшиеся превратить финансовые потоки в "экспортный бизнес", но не создавшие для этого необходимых правовых, регулирующих и надзорных структур, оказались в ситуации, когда то, что создавалось как мировые финансовые центры, превратилось в центры по отмыванию денег.

 

.2 Механизм функционирования финансового сегмента теневой экономики


Увеличение масштабов финансовой сферы означает увеличение внешнего финансирования большего числа фирм и определенных секторов экономики, что при нехватке государственных финансовых ресурсов заставляет хозяйствующие субъекты обращаться к теневым финансовым потокам, особенно это относится к развивающимся и переходным экономикам. Для современных национальных экономик характерным является наличие наряду с организованными, официальными финансами нерегулируемых, теневых финансовых посредников.

На практике широкие теневые финансовые сети существуют во многих странах. Проблемы доступа к финансам важны, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, они непосредственно связаны с масштабами бедности. Ограниченный доступ является фактором сохранения бедности, поскольку жестко лимитирует возможности малого бизнеса проявить свои предпринимательские способности и инновационный потенциал.

Во-вторых, для малых и средних предприятий в области финансов проявляются внешние эффекты. Каждый потенциальный мелкий предприниматель начинает с идеи, в том числе и инновационной. И создание малого предприятия, как правило, - единственный путь воплощения этой идеи, что невозможно без доступа к необходимым финансовым ресурсам. Многие из этих идей окажутся непродуктивными, но другие докажут свое социальное значение, внеся вклад в инновационные процессы и экономический рост.

Двумя основными препятствиями являются: во-первых, отсутствие у бедных и стартовых компаний возможности предоставления необходимого обеспечения кредита и, во-вторых, величина постоянных издержек, включая затраты на приобретение информации, мониторинг, взимание средств и обеспечение правоприменения, которая может оказаться неподъемной для мелких финансовых контрактов и трансакций. При ограниченном доступе к ресурсам формального финансового сектора мелкие, бедные или изолированные фирмы и индивиды обращаются за помощью к разнообразным теневым финансовым источникам, а также используют различные нефинансовые способы получения требуемого обслуживания, которое формальная финансовая система неспособна им предложить.

Таким образом, теневые финансы играют важную роль для малых и средних предприятий, для определенных групп населения практически во всех развивающихся странах и переходных экономиках.

При отсутствии обеспечения или функционирующего механизма правоприменения теневые финансы заменяют ряд альтернативных стимулирующих и информационных механизмов, включая общественное принуждение к санкциям за преднамеренный дефолт, общественное обеспечение и форму залога, при которой владение и пользование активами, предоставленными в качестве обеспечения, передаются кредитору.

Возможный краткосрочный позитивный эффект от получения доступа к теневым финансам может в долгосрочной перспективе привести к серьезным негативным последствиям для используемых теневые источники хозяйствующих субъектов. Фактор закрытости теневых финансовых процессов приводит к невыгодности для данных предприятий распространения своих достижений. Это в лучшем случае. Типичным является все большее включение средних и малых предприятий в теневое производство, теневые финансовые сети, и, в дальнейшем, невозможность их функционирования в легальной сфере экономики.

Одной из главных особенностей макросреды, определяющих качественное различие условий развития предприятий в России и стабильных экономиках, является формирование ряда сосуществующих институциональных систем, охватывающих все сферы и обеспечивающих свое относительно устойчивое воспроизводство. Игнорирование институциональной неоднородности экономики приводит к серьезным провалам в экономической политике государства как на макро-, так и на микроуровне. Поэтому на управляющие воздействия экономика и предприятия реагируют неожиданными и нежелательными качественными и количественными результатами.

2.3 Теневая экономика как альтернативный вариант негосударственной экономики


Управление финансами выступает едва ли не самой сложной задачей для большинства предприятий, которым важно эффективно аккумулировать и распределять финансовые ресурсы, управлять денежными потоками и поддерживать на необходимом уровне ключевые финансово-экономические показатели.

В рамках теневой экономической деятельности предприятий выделяют теневую финансовую политику. Теневая финансовая политика, в которой находят свое отражение принципы защиты и реализации денежных интересов одних экономических субъектов в противовес другим, в современных условиях становится важнейшей.

К основным внешним факторам, формирующим теневую финансовую политику, относятся: усиление дифференциации материального положения экономических субъектов; глобализация финансовых отношений; растущие риски финансовых рынков; повсеместное обострение конкуренции и борьбы за экономическую безопасность бизнеса.

Основные внутренние инструменты теневой финансовой политики фирмы следующие:

♦ использование теневого менеджмента -скрытой системы управления финансовыми отношениями, стоимостными потоками и денежными фондами;

♦ отсутствие обязательной системы взаимосвязей и зависимостей между правовым обеспечением и управлением финансами фирмами;

♦ конфиденциальный и субъективный характер информационного и нормативного обеспечения, использование тайных силовых инструментов;

♦ использование силовых методов при решении вопросов управления финансами фирмы;

♦ использование теневой системы учета ("второй" бухгалтерии);

♦ планирование теневых денежных потоков и скрытых денежных фондов;

♦ теневые финансовые планы и прогнозы, определяющие движение, формы и методы образования и использования теневых доходов и расходов фирмы;

♦ внеправовой характер и высокие риски теневых инвестиций;

♦ уклонение от уплаты налогов;

♦ регистрация организаций при условии получения различных привилегий;

♦ теневая реализация продукции;

♦ преднамеренные и "ложные" банкротства;

♦ корпоративные мошенничества;

♦ организация запрещенной предпринимательской деятельности.

Теневую финансовую политику проводит теневой менеджмент. От классического (легального) менеджмента этот тип отличается отсутствием обязательной системы взаимосвязей и зависимостей между правовым обеспечением и управлением финансами. Официальное право здесь заменено "финансово-силовым", имеет место конфиденциальный характер информационного обеспечения, субъективный и конфиденциальный характер нормативного обеспечения, используются тайные силовые инструменты (экономико-финансовый шпионаж, структуры информационно-финансовой безопасности и силовые структуры).

Функционирование теневых финансов оказывает негативное воздействие на социально-экономическое развитие любой страны:

) обостряется проблема финансовой и экономической безопасности хозяйствующих субъектов, что может привести к их банкротству. Теоретически и практически возможно банкротство не только организации, но и государства;

) юридические и физические лица в растущих масштабах уклоняются от уплаты налогов;

) из-за сокращения расходов и изменения структуры бюджетов деформируется бюджетная система. Значительны масштабы неэффективного распределения бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределения денежных средств за счет незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий;

) возрастает количество ошибок макроэкономического регулирования, связанных с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части финансово-экономической и производственной деятельности экономических субъектов;

) дестабилизируется финансовая система, растут риски, наносится ущерб кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам и обществу в целом;

) происходит массовая легализация преступных доходов и вывоз капитала за рубеж;

) существенно возрастают расходы на обеспечение безопасности экономических субъектов;

) деформируются механизмы рынка, конкуренции на национальном уровне и в рамках мировой экономической системы.

Необходимо отметить, что наряду с отрицательным воздействием на общество существование теневых финансов имеет ряд моментов, которые нельзя однозначно отнести к негативным:

♦ возможность выживания беднейших слоев, особенно в сельской местности (в России теневые финансы обеспечивают жизнедеятельность 15-20% населения полностью, 15-20% - значительно и частично всего остального населения);

♦ расширение финансовых возможностей для предпринимательской деятельности и экономического роста, особенно в сфере малого бизнеса;


2.4 Основные направления по противодействию теневой экономической деятельности


Противодействие негативным проявлениям теневой экономики в период экономического кризиса должно включать в себя комплекс мер, направленных главным образом на контроль зарубежных транзакций, имеющих признаки отмывания денег.

По данным Росфинмониторинга, объем финансовых средств, выведенных из России в 2011 г. с признаками отмывания, оценивается в 1 трлн руб. В целом за период с 1994 по 2011 гг. из России было выведено 211,5 млрд долл. с признаками отмывания денег.

Таким образом, возникает необходимость разработки и совершенствования международных инструментов противодействия теневой экономике. В этой связи предлагается решение комплекса задач, направленных на повышение эффективности международного сотрудничества в части противодействия теневой экономической деятельности (рис. 3). При этом особое внимание необходимо обратить на оптимальное соотношение административных и экономических мер, поскольку в противном случае эффект от предлагаемых мероприятий может вызвать обратный ожидаемому эффект.

Рис. 7 Основные направления противодействия теневой экономике

Как показано на рисунке, к числу основных мероприятий, направленных на повышение эффективности международного противодействия теневой экономике, относится разработка единых методологических подходов к идентификации объекта воздействия (существует множество экономических категорий, сущность которых по-разному трактуется различными авторами).

К числу прочих мероприятий теоретико-методологического характера, направленных на повышение эффективности международного сотрудничества по противодействию теневой экономике, относятся гармонизация норм национального законодательства в соответствии с принятыми международными нормами. С этой целью предлагается расширить полномочия таких международных организаций, как ОЭСР, ФАТФ, и других, осуществляющих противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма: наделить их полномочиями головных организаций, осуществляющих координацию усилий международных организаций и органов власти отдельных государств по противодействию теневой экономической деятельности.

Кроме того, предлагается создать международный наблюдательный совет, наделенный полномочиями по регулированию деятельности национальных органов власти по противодействию теневой деятельности со следующими направлениями деятельности:

. Разработка единых теоретических основ и стандартов исследования, оценки, анализа и учета теневой экономики и других секторов ненаблюдаемой экономики.

. Разработка рекомендаций по противодействию теневой экономической деятельности.

. Разработка единых законодательных норм, направленных на гармонизацию законодательства отдельных стран в части нормативной и правовой оценки теневой экономической деятельности.

. Осуществление полномочий органов защиты правопорядка в части противодействия экономическим правонарушениям.

. Взаимодействие с финансовыми организациями и органами финансового мониторинга.

. Осуществление координации деятельности по противодействию теневой экономике между национальными органами и органами правопорядка.

. Способствование взаимодействию специалистов различных стран и обмену методами и технологиями противодействию теневой экономической деятельности.

. Создание единой информационной базы методов и схем ведения теневой экономической деятельности, легализации теневых доходов, а также единой базы правонарушителей финансовой дисциплины.

. Разработка информационно-аналитического инструментария мониторинга международных теневых финансовых потоков.

.Осуществление контроля за электронными системами перевода денежных средств и контроля в сфере информационных технологий.

Необходимость создания единой международной организации по противодействию теневой экономике обусловлена тем, что единый координационный центр имеет больше возможностей для одновременного контроля и мониторинга мировой экономической системы, отслеживания теневых финансовых потоков, проведения оперативных мероприятий по противодействию нелегальной и незаконной экономической деятельности. Кроме того, повышается эффективность международной работы по раскрытию экономических трансграничных правонарушений.

При этом деятельность специальных наднациональных органов должна быть поддержана всеми странами - участниками международных экономических отношений. Важнейшей составляющей успеха международного сотрудничества по противодействию теневой экономической деятельности является добровольное и активное участие всех государств, особенно привлекательных для осуществления теневых финансовых операций (оффшорные государства). При этом на сегодняшний день не все государства поддерживают или являются действующими членами международных и региональных организаций по противодействию легализации теневых доходов (например, таких как ФАТФ, ЕАГ и др.).

Основными направлениями повышения эффективности международного сотрудничества в части противодействия теневой экономической деятельности должны стать гармонизация налоговой нагрузки между странами, снижение налоговой конкуренции, введение иных норм налогового права, перенос налогового бремени на имущество, потребление и финансовые операции, введение норм регулирования трансфертных цен, разработка методов совместного расследования экономических правонарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно преодоления теневых процессов в системе экономической безопасности государства:

Теневая экономика обладает достаточно большим объемом материальных и финансовых средств и катастрофическим экономическим потенциалом.

Структура теневой экономики не неоднородна. Частично она является криминальной и не может подлежать легализации. Другую составляющую теневой деятельности - неформальную экономику - можно, и необходимо возвращать в легальное русло. Следовательно, основная цель состоит в определении её истинных масштабов, используя инструменты методологического подхода и методические принципы анализа.

Следует признать, что неформальная экономика, с точки зрения отдельной личности заключается в лёгком доступе к хозяйственной активности и возможности наиболее полно удовлетворить в ней личные экономические потребности.

Основную же угрозу в современной системе экономической безопасности представляет динамика роста теневой экономики в нашем государстве, препятствуя формированию гармоничного баланса жизненно важных интересов различного уровня гражданского сообщества Российской Федерации.

На сегодня в России существует параллельно с легальной официальной экономикой нелегальная (теневая) экономика втягивающая в свою орбиту всё большее число национальных производителей товаров и услуг. В связи с этим происходит неконтролируемый отток средств из легального сектора экономики, что в свою очередь вызывает сокращение государственных доходов, необходимых стране для решения макроэкономических задач, снижает возможности финансирования инновационной деятельности производственного сектора.

Коррупция является основной базой теневой экономики, следовательно именно антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо активизировать работу по безотлагательной разработке и внедрению в практику антикоррупционной программы, которая должна планомерно перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции и детенезации и частичному прекращению параллельного функционирования неофициальной (теневой) экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Налоговый кодекс РФ. Часть первая // Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (по состоянию на 1 января 2008 года).

.        Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году".

.        Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2007.

.        Агарков Г.А., Найденов А.С., Чусова А.Е. Влияние социально-экономических последствий мирового экономического кризиса на теневой сектор экономики региона // Экономика региона. - 2009. - №4(20). - C. 207-210.

.        Баранов, В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее обеспечения / В. М. Баранов // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения : вестн. Ниже-гор. акад. МвД России. - 2001. - № 1. - С. 24-28.

.        Волостнов В.С. Субъекты, структуры и отношение общества/государства к неформальным финансам // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера : вестн. НИЦ корпоратив. права, управления и венчур. инвестирования Сыктывк. гос. ун-та. Сыктывкар, 2005. С. 140.

.        Грачев, А.В. Санкции как экономический инструмент противодействия теневому сектору хозяйства страны / А.В. Грачев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 2. - С. 113-121.

.        Каменский, А.Ю. Управление обеспечением экономической безопасности в условиях институ-ционализации теневой экономики России : дис. ... канд. экон. наук / Каменский А. Ю. - СПб., 2004. - 164 с.

.        Кондратьева Е.А. Теневые процессы: экономические и финансовые аспекты в национальном и международном измерении. М., 2009. С. 81-100.

.        Латов, Ю.В. Экономика вне закона (Очерки по теории и истории теневой экономики) / Ю.В. Латов. - М. : Моск. обществ. науч. фонд, 2001. - 268 с.

.        Милентьев, А. Затмение в экономике / А. Милентьев // Аргументы и факты. - 2006. - № 14. - С. 8.

.        Першин, М. В. Понятие экономической безопасности: логический и правовой аспекты / М. В. Першин, М. И. Русаков // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения : вестн. Нижегор. акад. МВД России. -2002. - № 2 . - С. 61-66.

13.    Пименов Н.А. Фискальные (налоговые) риски и пути их минимизации // Библиотечка "Российской газеты". 2008. №17.

.        Тишина Е. Налоговое администрирование: итоги и перспективы // Российский налоговый курьер. 2008. №7.

.        Платонов Д.В. Теневая экономика и трудовые отношения в условиях кризиса. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009.

.        Татаркин А.И., Куклин А.А., Агарков Г.А. Формирование оптимального комплекса мер по противодействию теневой экономике на основе сценарного анализа // Экономика региона. - 2008. - № 2. - С. 9-22.

.        Диагностика и прогнозирование социально-экономического развития регионов в рамках нелинейной динамики / Быстрай Г. П., Коршунов Л. А., Никулина Н. Л., Лыков И.А. // Вестник Тюменского государственного университета. - 2010. - № 4. - С. 164-170.

.        Информация о социально-экономическом положении России - 2013. Январь. 2013 [Электронный ресурс]. URL:

.        Куклин А.А., Агарков Г.А. Оптимальное соотношение экономических и административных мер противодействия теневой экономике регионов // Экономика региона. - 2007. - № 1. - С. 9-21.

.        Математическое моделирование отдельных аспектов теневой экономической активности в период экономического кризиса / Куклин А. А. , Агарков Г.А., Найденов А.С., Судакова А.Е. // Вестник ЮУрГУ - 2012. - №6. - С. 93-101. -(Экономика и менеджмент).

.        Мациевский Н.С. Теневая экономика. Анализ и оценки // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 316. - № 6. - С. 22-29.

.        Наш экономический прогноз: 100/90. Текущие тенденции, основные предпосылки и прогноз развития российской экономики // Центр развития, Национальный исследовательский институт Высшая школа экономики, г. Москва, 25 июля 2012. Научный доклад. г. Москва. - М. : НИИ ВШЭ, 2012.

.        Перспективы развития мировой экономики. Бюллетень Международного валютного фонда. Январь. 2013. [Электронный ресурс]. URL:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рис. Идейная коррупция

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Теневые сегменты экономики, %

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


ПРИЛОЖЕНИЕ 5


ПРИЛОЖЕНИЕ 6


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

теневой неофициальный экономика

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Похожие работы на - Сущность экономической безопасности государства и роль угрозы теневой экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!