Анализ состава и стоимости потребительской корзины

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    356,63 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ состава и стоимости потребительской корзины

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ

1.1 Сущность и понятие потребительской корзины

.2 Состав потребительской корзины в РФ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ РФ ЗА 2012-2013 ГГ.

2.1 Анализ структуры и состава потребительской корзины

.2 Анализ стоимости потребительской корзины

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Потребительская корзина - это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума.

Актуальность темы связана с тем, что если на данный момент сравнивать отечественную потребительскую корзину с европейскими, то мы можем сделать следующий печальный вывод: в западных странах состав потребительской корзины - это показатель нормального уровня жизни, который у них ежегодно меняется. А в России люди, потребляющие только то, что лежит в утвержденной чиновниками корзине, действительно бедные и их уровень жизни нормальным назвать нельзя не только по западным меркам, но и по российским.

С 1 января 2013 года на территории России вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года. В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания. Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства. Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее. Правительство России решило, что с 2013 года главная часть потребительской корзины для россиян - это продовольствие, а расходы на различные непродовольственные товары и услуги зависят от цен на продукты. Гражданин РФ, находящийся на грани бедности, по мнению властей, должен тратить половину своих доходов на питание, 25% - на промтовары и 25% - на услуги. В развитых странах питание не является основной потребностью населения, помимо нее у европейцев есть и другие нужды, и все они учитываются в потребительской корзине.

Целью данной курсовой работы является анализ состава и стоимости потребительской корзины.

Для реализации поставленной в данной курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:

изучить сущность и понятие потребительской корзины;

изучить состав потребительской корзины;

проанализировать состав и стоимость современной потребительской корзины РФ.

Объектом исследования в данной курсовой работе является потребительская корзина. Предметом исследования в данной курсовой работе является состав и стоимость потребительской корзины.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ

 

1.1 Сущность и понятие потребительской корзины


Государство, согласно Конституции, гарантирует получение минимального денежного дохода в виде заработной платы для работающих граждан и пенсий, пособий и прочих социальных выплат для соответствующих категорий населения.

Для определения размера этих выплат требуется знать величину прожиточного минимума. Это та сумма, которая требуется для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека. Для установления размера прожиточного минимума введено понятие потребительской корзины.

Потребительская корзина - это тот минимально необходимый набор продуктов, услуг и непродовольственных товаров, который позволяет осуществлять жизнедеятельность и сохранять здоровье человека. Стоимость ее в денежном выражении составляет величину прожиточного минимума. В РФ данное понятие введено в 1997 году Федеральным законом № 134-ФЗ. Согласно ему, состав потребительской корзины определяется не реже, чем каждые пять лет.

Количественное и качественное «содержимое» потребительской корзины устанавливается на основе специальных Методических рекомендаций, разработанных правительством с участием профсоюзных объединений. Данные рекомендации определяют содержание потребительской корзины по стране в целом и отдельно по каждому субъекту РФ с учетом местных условий и традиций, а также уровня экономического развития конкретного региона.

Потребительская корзина, согласно Методическим рекомендациям, составляется с учетом научных данных о физических нормах потребления основных продуктов, статистической информации о фактическом потреблении товаров и услуг в семьях с низким доходом, возможностей государства обеспечить необходимый уровень социальной защиты.

Расчет производится отдельно по каждой из трех социально-демографических групп:

трудоспособное население (сюда относятся мужчины до 59 лет, женщины до 54 лет);

пенсионеры (по возрасту или инвалидности);

дети до 15 лет.

Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания являются:

• удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;

• сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;

• выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах;

• при формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в РФ нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения);

• расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке.

Продукты питания и прочие товары, составляющие требуемый минимум, объединяются в группы. Их количество приводится в натуральных показателях. Основу перечня составляет продовольственная корзина.

Продукты распределяются по категориям, для каждой из которых установлены свои нормы потребления. Это хлеб, крупы, макаронные изделия, бобовые, картофель, свежие овощи и фрукты, кондитерские изделия, сахар, мясные и рыбные продукты, яйца, молоко и молочные продукты, масло и другие жиры, а также чай, соль, специи и пр. Нормы потребления приводятся в килограммах в год (яиц - в штуках) для каждой из трех групп населения отдельно.

Кроме продуктов, потребительская корзина имеет в своем составе набор услуг и непродовольственных товаров. Это одежда, обувь, белье и головные уборы, галантерейные товары, а также канцелярские принадлежности, хозяйственные товары, лекарства и предметы первой необходимости.

Для каждого вида товара приводится отношение минимально требуемого количества в штуках (обуви - в парах) к нормативному сроку износа в годах. Так, количество предметов верхней одежды для работающего населения установлено в 3 штуки сроком на 7,6 лет, для пенсионеров - то же количество на 8,7 лет. Обуви и тем, и другим группам населения положено по 6 пар (работающим - на 3,2 лет, пенсионерам - на 3,5 лет), и т. д.

Расходы на лекарства и предметы санитарии запланированы в процентах от общих непродовольственных расходов и составляют для работающей группы - 10%, для пенсионеров - 15%.

Потребительская корзина предусматривает также затраты на оплату услуг ЖКХ согласно действующим нормативам, транспорт (измеряемые числом поездок в год), культурные услуги (их величина установлена в размере 5% от общей стоимости услуг).

Среди принципов формирования минимального набора услуг основными называют:

• удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении;

• сложившийся уровень пользования транспортными услугами;

• платный характер оказания услуг.

Потребительская корзина позволяет оценить реальную картину с товарами и услугами, а также составить размер прожиточного минимума в рамках действующего законодательства России, узнать минимальные и максимальные цены на продукты, услуги, товары, а также рассчитать уровень инфляции.

 

1.2 Состав потребительской корзины в РФ

1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%).

Состав продуктов питания, которые включены в потребительскую корзину, представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Продовольственные продукты

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)



Трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые

кг

126,5

98,2

76,6

Картофель

кг

100,4

80,0

88,1

Овощи и бахчевые

кг

114,6

98,0

112,5

Фрукты свежие

кг

60,0

45,0

118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты

кг

58,6

54,0

44,0

Рыбопродукты

кг

18,5

16,0

18,6

Молоко и молокопродукты

кг

290,0

257,8

360,7

Яйца

штука

210,0

200,0

201,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

11,0

10,0

5,0

Прочие продукты (соль, чай и пр.)

кг

4,9

4,2

3,6


В данном случае стоимость потребительской корзины высчитывалась так:

) Просчитывалась сумма самых необходимых для населения продуктов питания.

) Данная сумма умножалась на два.

При этом данные рассчитывались из учета потребления продуктов гражданами в течение года. Например, если верить данным таблицы, то один среднестатистический гражданин в течение года может употребить до 100,4 кг картофеля, не более 114,6 кг овощных культур, до 60 кг фруктов и цитрусовых, до 126,5 кг хлебобулочных изделий, 58,6 кг мясных изделий, а также 18,5% - рыбных.

Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства. Их состав указан в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Непродовольственные товары

Наименование

Единица измерения/ срок износа

Объем потребления (в среднем на одного человека)



трудоспособное население

пенсионеры

дети

Верхняя пальтовая группа

штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

Верхняя костюмно-платьевая группа

штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

Белье

штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

Чулочно-носочные изделия

пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

Головные уборы и галантерейные изделия

штук/лет

5/5,0

4/5,6

4/2,8

Обувь

пар/лет

6/3,2

6/3,5

7/1,8

Школьно-письменные товары

штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

Постельное белье

штук/лет

14/7,0

14/7,0

14/7,0

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

процентов от расходов

10

15

12


Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее. Их состав представлен в таблице 1.3.

Из учета прожиточного минимума гражданин России помимо ежедневных трат на продукты не должен отказывать себе в культурном отдыхе. С этой целью он может 1 раз в течение месяца сходить в театр или кино.

Таблица 1.3

Услуги

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека)



трудоспособное население

пенсионеры

дети

Жилье

кв. м общей площади

18

18

18

Центральное отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

л в сутки

285

285

285

Газоснабжение

куб. м в месяц

10

10

10

Электроэнергия

кВт. ч. в месяц

50

50

50

Транспортные услуги

поездок в год

619

150

396

Услуги культуры

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

5

5

5

Другие виды услуг

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

15

15

15


При составлении потребительской корзины чаще всего берутся за основу сведения о трудоспособном населении, о жителях пенсионного возраста и детях. При этом эксперты предпочитают сравнивать полученные данные с предыдущими годами. Так, например, если сравнивать предыдущий 2013 год и позапрошлый 2012 год, то работоспособное количество употребляемых в пищу специй, чая, соли и других приправ трудоспособным населением увеличилось в 1,5 раза. Увеличилось и потребление фруктов и овощей, соответственно на 57,5% и 21,7%.

У потребительской корзины есть и альтернатива - государственное регулирование цен. Это средство помогает только на короткий срок и не всегда помогает сдержать инфляцию. К тому же, владельцы торговых сетей, стремясь не потерять прибыль, завышают цены на те товары, которые не подлежат регулированию. Как только ограничения на цену снимаются, она начинает расти пугающими темпами и быстро догоняет цены на другие товары.

В качестве другой меры предлагается ставить на упаковках цену производителя, как это делалось в СССР. Тогда сразу станет ясно, какую накрутку делают торговые сети и какие суммы кладут себе в карман. Впрочем, не так страшны ритейлеры, как их малюют. Цивилизация постепенно приходит и на дикий отечественный рынок. Уже сейчас в торговых сетях проводятся акции, во время которых часть товара сетевики продают себе в убыток. Система торговли в России непрозрачна. Зачастую цены в магазинах увеличиваются только из-за того, что сельхозпроизводители задирают цены на свою продукцию.

Методика составления потребительской корзины далека от совершенства. В регионах, где для населения характеры невысокие доходы, люди не экономят на средствах связи. Многие предпочитают меньше потратить на еду, зато заплатить за Интернет и купить новую модель смартфона.

Структура потребления в мегаполисах подвержена регулярным изменениям, но составители корзины оставляют эти тенденции без внимания. К динамике потребления необходим дифференцированный подход. В потребительской корзине не прописаны расходы на образование и покупку компьютерной техники, хотя эти затраты становятся всё более актуальными для значительного числа семей.

Суть изменений потребительской корзины заключается в том, что правительство увеличило количество социальных обязательств со своей стороны. От государственных новаций в выигрыше останутся лишь пенсионеры, чья пенсия колеблется на уровне прожиточного минимума.

За границей беднейших граждан поддерживают другими способами. В США малоимущие граждане получают особые выплаты, которые могут быть потрачены только на продукты питания, произведённые местными предприятиями. Экономисты полагают, что подобные методы прижились бы и в условиях отечественной действительности. Данные вид поддержки разрешён в рамках ВТО. К тому же он позволит привлечь дополнительные инвестиции в сельское хозяйство.

Подходы к формированию потребительской корзины тоже существенно отличаются от отечественных. В США она рассчитывается на гражданина или семью, проживающую на конкретной территории. Обычно подсчёт осуществляется на уровне штата, но специальные сервисы рассчитывают стоимость корзины даже в конкретном городе.

Российская потребительская корзина рассчитана из принципов жёсткой экономии. В США подходы к её формированию более гуманны. Американские законодателю в перечень необходимых продуктов питания включили баранину, оливки, пончики, ветчину. Не остались без внимания алкогольные напитки и еда в заведениях общепита.

В зарубежных корзинах прописаны различные виды услуг, как минимум, отдых, ремонт и образование. Перечень непродовольственных товаров дополнен косметикой, сигаретами, бытовой техникой. Семьи, которым не хватает средств на корзину в полном объеме, получают право на льготы или талоны на продукты питания.

В отличие от США, Европа от понятия «потребительская корзина» фактически отказалась. Бедными считаются люди, доход которых не превышает половины среднедушевого дохода по стране. Для европейцев необходимый минимум потребления подразумевает посещение ресторанов, театров, тренажёрных залов.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ РФ ЗА 2012-2013 ГГ.

 

2.1 Анализ структуры и состава потребительской корзины

потребительский корзина стоимость продукт

1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Согласно ФЗ, применяются новые нормы потребления потребительских товаров, а также потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации должна устанавливаться не реже одного раза в пять лет.

Продуктовая потребительская корзина, являющаяся существенной частью потребительской корзины в целом, также претерпела серьезные изменения.

Согласно Федеральному закону от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», продуктовая потребительская корзина в 2012 году выглядела следующим образом (Таблица 2.1).

Таблица 2.1

Состав, объем и структура продуктовой потребительской корзины России в 2012 году (кг, %)

Наименование продукта питания

Единица измерения

Расчетный объем потребления (на 1 чел. в год)



Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети



абс.

доля

абс.

доля

абс.

доля

Всего

кг

704,6

100

609,4

100

774,3

100

Молоко и молокопродукты

кг

238,2

33,8

218,9

35,9

325,2

42

Хлебные продукты

кг

133,7

19,0

103,7

17,0

84,0

10,8

Картофель

кг

107,6

15,3

80,0

13,1

107,4

13,9

Овощи и бахчевые культуры

кг

97,0

13,8

92,0

15,1

108,7

14,0

Свежие фрукты

кг

23,0

3,3

22,0

3,6

51,9

6,7

Сахар и кондитерские изделия

кг

22,2

3,2

21,2

3,5

25,2

3,3

Мясопродукты

кг

37,2

5,3

31,5

5,2

33,7

4,4

Рыбопродукты

кг

16,0

2,3

15,0

2,5

14,0

1,8

Яйца

кг (1 шт. ≈ 55 г)

11,0

1,6

9,9

1,6

10,6

1,4

Масло растительное, маргарин и др. жиры

кг

13,8

2,0

11,0

1,8

10,0

1,3

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

0,7

4,2

0,7

3,6

0,5


Таблица 2.2

Состав, объем и структура продуктовой потребительской корзины России с 01.01.2013 года (кг, %)

Наименование продукта питания

Единица измерения

Расчетный объем потребления (на 1 чел. в год)



Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети



абс.

доля

абс.

доля

абс.

доля

Всего

кг

819,9

100

695,4

100

861,0

100

Молоко и молокопродукты

кг

290,0

35,4

257,8

37,1

360,7

41,9

Хлебные продукты

кг

126,5

15,4

98,2

14,1

77,6

9,0

Картофель

кг

100,4

12,2

80,0

11,5

88,1

10,2

Овощи и бахчевые культуры

кг

114,6

14,0

98,0

14,1

112,5

13,1

Свежие фрукты

кг

60,0

7,3

45,0

6,5

118,1

13,7

Сахар и кондитерские изделия

кг

23,8

2,9

21,2

3,0

21,8

2,5

Мясопродукты

кг

58,6

7,1

54,0

7,8

44,0

5,1

Рыбопродукты

кг

18,5

2,3

16,0

2,3

18,6

2,2

Яйца

кг (1 шт. ≈ 55 г)

11,6

1,4

11,0

1,6

11,1

1,3

Масло растительное, маргарин и др. жиры

кг

11,0

1,3

10,0

1,4

5,0

0,6

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

0,6

4,2

0,6

3,5

0,4


Среднестатистическим гражданином РФ в наибольшем натуральном объеме потребляются молочные продукты, хлебные продукты, овощи и фрукты.

По новым установленным нормам произошла переоценка расчетного потребления в разрезе каждой из категорий населения, среди которых представлено трудоспособное население, пенсионеры и дети.

Стоит отметить тот факт, что категория «дети» имеет наибольшую норму потребления, что связано с большим содержанием молочной продукции, фруктов и овощей в их рационе. Затем следует трудоспособное население и пенсионеры. В целом, согласно нормам, все перечисленные категории с 1 января 2013 года должны потреблять большее количество продуктов питания в натуральном выражении. Наибольшее изменение коснется трудоспособного населения - общий объем расчетного потребления вырос на 16,4%, затем пенсионеры - 14,1% и дети - 11,2% (Рисунок 2.1).

Рис. 2.1 - Изменение натуральных объемов расчетного потребления продуктов питания по категориям населения России в 2012-2013 гг. (кг/чел)

Наибольшее изменение в структуре продуктового потребления коснулось прочих продуктов, которые включают в себя соль, чай, специи и пр. - увеличение более чем в полтора раза.

Также сильно увеличена норма употребления свежих фруктов (+57,5%) и овощей (+21,7%). Однако, среди общего перечня продуктов есть и те, годовой объем потребления которых скорректирован в нижнюю сторону - молочные продукты (-20,3%), мясопродукты (-6,7%) и рыбопродукты (-5,4%). Стоит отметить тот факт, что к снижению рекомендованы продукты животного происхождения (Таблица 2.3).

Таблица 2.3

Структура расчетного потребления по видам продуктов питания в России трудоспособным населением в 2012-2013 гг. (кг, %)

Наименование продукта питания

Расчетный объем потребления (на 1 чел. в год)


2012

2013

Годовой прирост, %

Всего

704,6

819,9

16,4

Прочие продукты (соль, чай, специи)

23,0

60,0

160,9

Свежие фрукты

37,2

58,6

57,5

Овощи и бахчевые культуры

238,2

290,0

21,7

Картофель

97,0

114,6

18,1

Хлебные продукты

16,0

18,5

15,6

Сахар и кондитерские изделия

22,2

23,8

7,2

Масло растительное, маргарин и другие жиры

11,0

11,6

5,0

Яйца

4,9

4,9

0,0

Рыбопродукты

133,7

126,5

-5,4

Мясопродукты

107,6

100,4

-6,7

Молоко и молокопродукты

13,8

11,0

-20,3


В структуре продуктовой корзины пенсионеров изменения другого характера (Таблица 2.4): увеличены нормы потребления свежих фруктов (+104,5%), мясопродуктов (+71,4%), молочных продуктов (17,8%). Что касается отрицательного изменения - масла и жиры (-9,1%) и хлебные продукты (-5,3%).

Таблица 2.4

Структура расчетного потребления по видам продуктов питания в России пенсионерами в 2012-2013 гг. (кг, %)

Наименование продукта питания

Расчетный объем потребления (на 1 чел. в год)


2012

2013

Годовой прирост, %

Всего

609,4

695,4

14,1

Свежие фрукты

22,0

45,0

104,5

Мясопродукты

31,5

54,0

71,4

Молоко и молокопродукты

218,9

257,8

17,8

Яйца

9,9

11,0

11,1

Рыбопродукты

15,0

16,0

6,7

Овощи и бахчевые культуры

92,0

98,0

6,5

Картофель

80,0

80,0

0,0

Сахар и кондитерские изделия

21,2

21,2

0,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

4,2

4,2

0,0

Хлебные продукты

103,7

98,2

-5,3

Масло растительное, маргарин и другие жиры

11,0

10,0

-9,1


Основные корректировки в детском потреблении продуктов питания, согласно ФЗ, затрагивали фрукты (+127,6%), рыбопродукты (+32,9%), мясопродукты (+30,6%) и масла и жиры (-50,0%) (Таблица 2.5).

Таблица 2.5

Структура расчетного потребления по видам продуктов питания в России детьми в 2012-2013 гг. (кг, %)

Наименование продукта питания

Расчетный объем потребления (на 1 чел. в год)


2012

2013

Годовой прирост, %

Всего

774,3

861,0

11,2

Свежие фрукты

51,9

118,1

127,6

Рыбопродукты

14,0

18,6

32,9

Мясопродукты

33,7

44,0

30,6

Молоко и молокопродукты

325,2

360,7

10,9

Яйца

10,6

11,1

4,1

Овощи и бахчевые культуры

108,7

112,5

3,5

Прочие продукты

3,6

3,5

-2,8

Хлебные продукты

84,0

77,6

-7,6

Сахар и кондитерские изделия

25,2

21,8

-13,5

Картофель

107,4

88,1

-18,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

10,0

5,0

-50,0


По данным Росстата наибольшие продуктовые расходы население России несет на мясопродукты (26,02%), алкогольные напитки (14,56%) и плодоовощную продукцию (9,79%). Меньше всего среди товаров продуктовой потребительской корзины тратится на мороженое (0,49%), муку (0,59%) и группу таких продукты как варенье, джем, повидло, мед (0,62%).

Структура потребления продуктов питания за год претерпела существенные изменения.

Положительный годовой прирост доли в структуре продуктовой потребительской корзины ожидал муку (+10,5%), плодоовощную продукцию (6,7%), алкогольные напитки (4,0%). Уменьшение доли в потреблении ожидало такие товары как макаронные и крупяные изделия (-9,3%), сахар (-9,0%), и группу товаров, таких как варенье, джем, повидло, мед.

 

2.2 Анализ стоимости потребительской корзины


Динамика стоимости продуктовой потребительской корзины в Российской Федерации показала 9%-ный годовой рост, увеличившись с 2437 руб. (январь 2012 г.) до 2657 руб. (январь 2013 г.). Данные по стоимости продуктовой потребительской корзины представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Ежемесячная динамика изменения стоимости продуктовой потребительской корзины в РФ в 2012-2013 гг.

Единица измерения

2012

2013


янв

фев

март

апр

май

июнь

июль

авг

сент

окт

нояб

дек

янв

руб

2437

2456

2473

2483

2508

2603

2658

2596

2551

2551

2571

2609

2657

%


0,8

0,7

0,4

1,0

3,8

2,1

-2,4

-1,7

0,0

0,8

1,5

1,9



Отметим, что стоимость продуктов питания в целом по РФ росла не во все месяцы, с августа по сентябрь 2012 года показатель уменьшался, а в октябре 2012 года - оставался без изменений (Рисунок 2.2).

Рис. 2.2 - Ежемесячная динамика изменения стоимости продуктовой потребительской корзины в РФ в 2012-2013 гг. (руб.)

Согласно данным Росстата, по стоимости продуктовой потребительской корзины с большим отрывом лидирует Дальневосточный федеральный округ как в 2012, так и в 2013 гг. Стоимость минимального набора продуктов питания для жителей дальневосточного региона составляет 3889 рублей, что на 46,3% выше среднего по России. Это обусловлено труднодоступностью регионов, входящих в ФО.

На втором месте расположился Северо-Западный ФО с показателем 2924 рублей, что на 10% выше среднего по РФ. В наиболее выгодном положении оказались субъекты Приволжского федерального округа со стоимостью продуктовой потребительской корзины, равной 2381 рублей, что на 10,4% ниже среднестатистического показателя по стране.

Среди всех округов России по стоимости продуктовой потребительской корзины выше среднего по стране находятся 5 федеральных округов (Рисунок 2.3).

Рис. 2.3 - Рейтинг ФО РФ по стоимости продуктовых потребительских корзин в январе 2013 г., (руб/чел)

В 2013 году лидирующие позиции в рейтинге стоимости продуктовых потребительских корзин занимали дальневосточные регионы - Чукотский авт. округ (7340 руб), Магаданская область (5061 руб), Камчатский край (4540 руб). Цены в Чукотском авт. округе на 176,2% выше средних цен по России.

ТОП 10 регионов с наибольшей стоимостью продуктов питания формируют субъекты Дальневосточного и Сибирского ФО (Рисунок 2.4).

Рис. 2.4 - ТОП 10 регионов РФ с наибольшей стоимостью продуктовых потребительских корзин в январе 2013 г., (руб/чел)

Средняя годовая инфляция среди продуктов питания в России в 2012-2013 гг. по данным Росстата составила 9%. По темпам продуктовой инфляции в РФ лидируют Сибирский (+12,9%), Уральский (+12,0%) и Центральный (+10,3%) федеральные округа. Наименьшее изменение коснулось самого «дорогого» Дальневосточного ФО (+6,6%).

Стоит отметить, что только 3 вышеперечисленные ФО имеют продуктовую инфляцию выше среднего по России, стоимость продуктовой корзины в остальных территориальных образованиях растут темпами ниже общероссийского.

Если сделать подобные расчеты на одного россиянина за день, то получится следующая картина.

Отдельно взятый человек, чтобы хорошо существовать, должен употреблять в пищу в день: 300 гр хлеба, 280 гр картофеля, 300 гр. свежих овощей, 160 гр разнообразных свежих фруктов, 60 гр. сладостей, 800 гр молочно-кислых продуктов, 40 гр жиров и растительных масел. К этому надо добавить одно яйцо, съеденное 1 раз за 2 дня , 160 гр мясных продуктов, а за неделю человеку необходимо съесть 350 гр рыбы.

А вот «картина» обеспечения одного россиянина некоторыми непродовольственными товарами.

Разнообразные услуги с учетом «корзины», которыми пользуется один способный к труду россиянин выглядят следующим образом.

В частности, один россиянин, способный к труду, тратит за месяц 50 кв.ч. электричества, 10 кубов газа, совершает 619 поездок за год на общественном транспорте и тратит 5% от общего количества расходов на культурно-досуговые мероприятия (иначе он может ежемесячно посетить кино либо театр всего 1 раз).

Конечно, для других категорий (детей и пенсионеров) все эти расчёты сформированы немного по-другому и дополнены специальными услугами. К примеру, для школьников «корзинка» предусмотрела приобретение 27 школьных канцелярских предметов за год..

В 2014 г. денежная величина «корзины» в общем значении поднялась на 4,2% (это зависит от продовольственной составляющей).

По категориям населения повышение корзины составляет:

дети - на 4,1%;

пенсионеры по старости - 8,2%;

способные к труду (работающие) - на 3,2%.

Причем, в обновленном потребительском пакете не предусмотрены подорожание транспортных расходов и оплаты жилищно-коммунальных услуг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Одна из важных целей экономических реформ, которые осуществляются Правительством РФ, является рост уровня жизни населения. Во многом он определяется объемом доходов граждан, а также доступностью услуг здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных и прочих социальных услуг.

Правительство страны принимает на себя при этом соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается определенный гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан страны. На практике социальные гарантии воплощаются в конкретных минимальных стандартах, которые связаны с доходами населения, а также возможностями получения медицинской помощи, образования, обеспеченностью жильем и т. д.

Отрицательным социальным последствием отечественных экономических реформ стал рост удельного веса бедного населения. Бедность (так же как и дифференциация доходов) существовала в России и в дореформенный период. В то время бедные образовывали группу, характеризующуюся низким материальным достатком, но при этом не отличавшуюся от большинства населения особым режимом жизнедеятельности и отсутствием доступа к социальным услугам.

Однако за годы реформ явление бедности приобрело большие масштабы, а доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в середине 90-х годов прошлого века - начале этого века составляла в среднем более четверти населения страны.

Текущая ситуация характеризуется тем обстоятельством, что при росте числа бедных сократился доступ населения к социальным услугам.

Проанализировав новую потребительскую корзину 2013 года, можно сказать следующее: переход на процентный метод расчета стоимости товаров и услуг - это шаг назад. В международной практике такие примеры есть в лице США. Однако для нашей страны он не подходит.

Дело в том, что у нас основной рост инфляции идет именно по услугам. В основном из-за того, что регулярно повышаются тарифы на электроэнергию, газ, воду, тепло, железнодорожные билеты. Рост цен на услуги в России опережает темпы увеличения стоимости продовольствия уже на протяжении многих лет. Процентный метод расчета плох тем, что в потребительской корзине будет отражаться продовольственная инфляция. А расходы на услуги, которые в следующие пять лет будут расти даже заметнее, нет. То есть бедность в стране со временем будет искусственно занижаться.

Однако, если сильно увеличить потребительскую корзину, можно серьезно подорвать экономику, поскольку придется подгонять под нее не только льготы, но и зарплаты. Но с другой стороны - увеличивать ее размер, конечно, необходимо.

Каждый год тарифы на те же услуги ЖКХ опять начнут расти. Это подстегнет инфляцию, так что разрыв между тем, что люди будут реально тратить на услуги, и тем, что про это написано на бумаге, будет увеличиваться. Также в потребительскую корзину нужно включать мобильную связь, расходы на Интернет. Это уже не роскошь, а необходимость. Тем более что во многих странах мира эти пункты в минимальный набор товаров и услуг вписаны. Но точечных изменений тоже недостаточно. Давно пора менять саму структуру потребительской корзины, которая у нас не корректировалась очень давно.

Кроме того, по мере преодоления Россией кризисных явлений основным инструментом социальной политики должен стать минимальный потребительский бюджет, а ориентиром проведения политики доходов должен стать рациональный потребительский бюджет - бюджет высокого достатка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»

. Беляков В.А. Зависимость потребительской инфляции от уровня доходов населения // Вестник Удмуртского университета. 2012. № 1. С. 3.

. Вайсбурд В.А. Экономика труда: Учебное пособие. - Самара: Самар. гос. экон. универс., 2011. - 264 с.

. Грабова О.Н. Динамика экономических отношений: тенденции и проблемы. /О.Н. Грабова. - Кострома: КГУ, 2009.- 292 с.

. Грицюк М. Минздравсоцразвития представило на суд правительства новую потребительскую корзину // Российская газета. 2012. №5756 (83)

. Дмитриева О.В. Статистика: Учебное пособие / О.В. Дмитриева. - М.: МГУП, 2006. - 182 с.

. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. цент ЕАОИ, 2009. - 216 с.

. Маренков Н.Л. Инновации, интеллект и качество жизни в России. // Н.Л. Маренков. - М.: Наука, Флинта, 2006. - 312 с.

. Рофе А.И. Экономика труда : учебник / А.И. Рофе. - М.: КНОРУС, 2011. - 392 с.

. Трунин С.Н. Экономика труда : учебник / С.Н. Трунин. - М.: ЗАО «Издательство "Экономика», 2009. - 496 с.

. Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения): Учебник. под ред. В.А. Гаги -Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2008 - 340 стр.

. Экономика труда : учебник . под ред. проф. Ю.П. Кокина, проф. П.Э. Шлендера. - М.: Магистр, 2010. - 686 с.

. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: www.gks.ru

. «Российская газета» - Федеральный выпуск №6004 (28) ". - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/02/09/potrebkorzina-site.html

. «Российская газета» - Режим доступа: www.rg.ru/2012/11/13/proekt-site.html

Похожие работы на - Анализ состава и стоимости потребительской корзины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!