Понятие и формы международной экономической интеграции. Главные интеграционные центры мира

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,26 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и формы международной экономической интеграции. Главные интеграционные центры мира















Понятие и формы международной экономической интеграции. Главные интеграционные центры мира

Студентка: Федорова У.С.

Введение

международный экономический интеграция

Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических подходов и их значение для международной экономической интеграции.

В настоящее время тема международной экономической интеграции весьма актуальна и вызывает большой интерес. Актуальность данной темы обусловлена тем, что отдельным странам очень тяжело развивать свою экономику обособленно, в силу ряда причин и международная интеграция, которая, по сути, является срастанием экономик соседних стран, может помочь этим странам преодолеть серьезные барьеры на пути к достижению эффективного экономического развития.

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле. Экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран, в том числе и России. А, главное, в том, чтобы понять, какова роль России в мировом сообществе, и куда мы можем двигаться в перспективе.

Объектом исследования является интеграция мирового сообщества.

Предметом - экономические отношения, развивающиеся под влиянием интеграции и влияющие на отдельные страны, в частности, на Россию.

Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:

·изучить понятие интеграция, её сущность, формы в современном мире;

·показать роль международных экономических организаций в современных международных отношениях;

·дать характеристику важнейшим интеграционным объединениям.

Теоретическую основу анализа составляют фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, управления и государственного регулирования экономикой, процессов интеграции, управления и оценки стоимости бизнеса, системного анализа. В работе использованы федеральные законодательные и нормативные акты по рассматриваемым в работе вопросам, а также источники энциклопедического характера, периодическая литература, ресурсы глобальной информационной системы Интернет.

Глава 1. Экономическая интеграция - глобальный процесс мировой экономики

.1 Сущность международной экономической интеграции

Истоки интернационализации хозяйственной жизни уходят в эпоху первоначального накопления капитала, великих географических открытий конца ХV и начала XVI вв., в эпоху развития нового класса, стремящегося к расширению рынка как в национальных рамках, так и в мировом масштабе. Эти явления дали импульс интернационализации хозяйственной жизни и привели к образованию мирового рынка.

История развития мирового хозяйства показывает, что сначала процесс обобществления производства развивался внутри отдельных государств в форме совместной производственной деятельности многих людей, трудовых коллективов, работающих на одном или нескольких предприятиях.

В последующем, обобществление производства выходит за рамки отдельных стран и приобретает международный характер. Первоначально, международное обобществление производства или интернационализация производства носит формальный характер, т. е. страны участвуют в международном разделении труда, но затраты на производство одних и тех же товаров в отдельных странах не одинаковые, а порой очень разные. Плюс ко всему границы между ними закрыты для свободного перемещения товаров, рабочей силы, капиталов, сохраняются различные (таможенные и др.) барьеры между ними.

На стадии формальной интеграции находится сегодня СНГ. Здесь многие условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы не выполняются.

Вторая половина ХХ в. стала временем развития новых тенденций в области интернационализации производства. В этот период многие страны стали переходить от формального к новому периоду международного обобществления производства, который получил название интеграционного процесса. Основа развития реального интеграционного процесса была положена подписанием Римского договора (1957 г.) об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Договором сразу же было предусмотрено поэтапное снижение таможенных пошлин на ввоз товаров, создание условий для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг. Главная цель, заставившая страны Западной Европы объединить свои усилия, заключается в том, что экономическая интеграция ими рассматривалась в качестве важнейшего средства преодоления социально-экономической раздробленности, эффективного развития экономики стран-членов ЕЭС, которые в отдельности не располагали достаточными возможностями для реализации всех поставленных задач [1].

Экономическая интеграция является основной характерной чертой современной мировой экономики. Она представляет особый, новый этап в интернационализации мирового хозяйства.

Прежде чем говорить о сущности экономической интеграции необходимо дать определение термина Интеграция. Что же такое интеграция? На самом деле в настоящее время в литературе представлено большое количество определений понятия Интеграция, в данной работе будет представлено несколько определений, с разных точек зрения.

Одно из первых определений интеграции было дано Яном Тинчом. Он определяет экономическую интеграцию как процесс и проводит различие между негативной интеграцией как процессом устранения дискриминационных и ограничительных институтов и введения свободы экономических сделок, с одной стороны, и, с другой стороны, позитивной интеграцией как процессом приспособления существующих и установления новых политик и институтов, наделенных силой принуждения.

Бела Баласса определял интеграцию и как процесс, и как состояние. С точки зрения понимания, как процесса, интеграция означает устранение дискриминационных барьеров в экономических отношениях между различными государствами, а с точки зрения состояние интеграция- это отсутствие различных форм дискриминации [2].

В общем же, интеграция в переводе с латинского (от лат. integer - целый) означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров [3].

Интеграция (лат. integratio) - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-то частей, элементов. Это слово используется в разных областях науки, техники, а также в политике и общественной жизни. В экономическом смысле интеграция подразумевает экономический процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным общественным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни. Интернационализация хозяйственной жизни предполагает формирование устойчивых производственно-экономических связей между отдельными странами на основе международного разделения труда.

Определения понятия Интеграция, с разных точек зрения, представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Определения понятия интеграция с разных точек зрения

Точки зрения Определение интеграцияЯн ТинчОпределяет экономическую интеграцию как процесс и проводит различие между негативной интеграцией как процессом устранения дискриминационных и ограничительных институтов и введения свободы экономических сделок, с одной стороны, и, с другой стороны, позитивной интеграцией как процессом приспособления существующих и установления новых политик и институтов, наделенных силой принужденияБела БалассаОпределял интеграцию и как процесс, и как состояние. С точки зрения понимания, как процесса, интеграция означает устранение дискриминационных барьеров в экономических отношениях между различными государствами, а с точки зрения состояние интеграция- это отсутствие различных форм дискриминацииЭкономический словарьОзначает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними

Во второй половине ХХ в. появилось большое количество исследований, посвященных теоретическим основам и практическим шагам интеграционных процессов в мире. Среди них можно выделить:

концепцию рыночной интеграции (Б. Бэласс, Г. Кремер, Т. Стицовски, Б. Олин). Суть ее заключается в либерализации экономического обмена между странами, отмене национальных барьеров с целью создания общего рынка и обеспечения полной свободы конкуренции;

концепция "управляемой интеграции", выдвинутая Я. Тибергом, А. Филипом и др., основывается на активном участии интеграционных структур в сфере международного экономического обмена и внутреннего экономического развития интегрирующих стран. При этом ученые делают акцент на неизбежность создания экономического, а далее и политического союза государств с соответствующими наднациональными структурами;

концепция "компромиссов" (Х. Уоллас, Э. Хаас и др.) рассматривает интеграцию как процесс создания различных объединений (коалиций) на добровольных началах и компромиссной основе.

Другие теоретики экономической интеграции большое внимание уделяли концепции создания единого рынка, а некоторые (Т. Стицовский, М. Гальперин) видели главный рычаг интеграции в свободном соперничестве рыночных сил между независимыми конкурирующими предприятиями.

Анализ теоретических подходов к проблемам международной экономической интеграции (МЭИ) свидетельствует, что нет абсолютно единого мнения. Между тем, почти все идеи вышеназванных концепций нашли свое практическое отражение в процессе становления европейской интеграции.

Интернационализация хозяйственной жизни на современном этапе принимает всеохватывающий характер, т. е. усиливает взаимозависимость экономик, социальных процессов - науки, образования, подготовки рабочих кадров, инженерного персонала, использования сырьевых ресурсов, валютных отношений, экономических проблем [4].

Таким образом, международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств, согласования национальных политик в рамках проведения совместной экономической, научно-технической, финансовой, валютной и оборонной политики. Это создает наилучшие условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в рамках единого региона [5].

1.2 Предпосылки и факторы мировой экономической интеграции

В одних случаях (как в ЕС) интеграционный блок оказывался прочным и устойчивым, а в других (как в СЭВ), это объясняется рядом факторов, как объективных, так и субъективных.

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

глобализация хозяйственной жизни;

углубление международного разделения труда;

общемировая по своему характеру научно-техническая революция;

повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.

В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.

Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства - образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США - на американском континенте, Япония и США - в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны - в Западной Европе <#"justify">1)Увеличение размеров рынка - действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия.

)Растет борьба между странами.

)Обеспечение лучших условий торговли.

)Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.

)Распространение новых технологий.

Недостатки экономической интеграции:

)Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров.

)Олигопольный сговор между ТНК стран - участниц , что приводит к повышению цен.

)Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации [9].

Глава 2. Формы международной экономической интеграции

.1 Зона свободной торговли и таможенный союз

Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путём постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и сейчас - в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР в Южной Америке), о которых речь пойдёт ниже. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин (Standstill), в соответствии с которым партнёры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры.

Случаи же, когда стороны имеют возможность увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространенных защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ. К достоинствам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках Уругвайского раунда, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике.

Вместе с тем, следует отметить, что взаимодействие стран-участниц ЗСТ, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц - по политическим проблемам и руководителям министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) - по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения, международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение. Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.

При создании ЗСТ выявился и ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда оказывает благоприятное воздействие на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьёзную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными товарами из-за рубежа. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты.

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма.

В ряде публикаций определения ЗСТ и ТС даются недостаточно корректно. Основное их различие состоит в том, что в ЗСТ предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз.

В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, имея в виду таможенные тарифы, различные внешние преференции, протекционизм и т.д., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен.

В принципе возможны два варианта развития событий - когда устанавливаемый на внешних границах ТС внешний тариф на какой-либо товар 1) выше или 2) ниже средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры. Если внешний тариф выше, то странам- членам ТС приходится отказываться от внешнего источника снабжения, более дешевого, в пользу внутрисоюзных ресурсов, в принципе стоящих дороже.

Такие меры могут применяться из самых различных соображений. Например, исходя из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, воздействует на переориентировку потоков ресурсов, товаров, полуфабрикатов.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран - участниц ТС, тогда, исходя из результирующих цен, происходит переориентация их внешней торговли на рынке третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если речь идет о необходимости «подтолкнуть» собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции.

Большое значение для ТС имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами.

Функционирование ТС требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже сказано выше, деятельность в рамках ЗСТ не обуславливает создание постоянно действующих органов, а в ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах, так как:

·переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране;

·становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем, подходов и к социальным вопросам, и к вопросам других сфер деятельности;

·возникает потребность в масштабных переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. Встает вопрос о создании наднациональных органов, которые должны будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.

Необходимо отметить также и следующее. Функционирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как определяющую роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию.

Сложнее обстоит дело в валютно-финансовой области. Интеграция идет в этой сфере, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным, а скорее всего играет роль обслуживающего фактора. Как правило, создаваемые в рамках ТС финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС, его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

.2 Единый рынок и экономический союз

Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки.

Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. Кроме тарифных препятствий обмену, которые в ТС в определенной мере исчезают, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. в принципе при создании ТС, например в Европе, не предвиделось возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста часто слышались голоса о национальных интересах и т.д. эксперты подчеркивают, что создание единого внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов- весьма сложное дело и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы внедрения новых подходов в управлении, значительное усиление наднационального начала.

Создание ЕР предусматривает на сегодня реализацию шести-семи обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Но для создания ЕР этого недостаточно.

Следующая задача - разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача - создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.

Необходимо обозначить и следующие задачи, решаемые при создании ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственно потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают, и согласование серьёзных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределяется необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, механизмов управления и контроля. В ЕС- это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь и иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создание и использование соответствующего инструментария. Не исключено, что проведение политики в рамках ЕР, как это видится сегодня с позиций ЕС, будет осуществляться с помощью уже наработанного инструментария, который включает в себя:

·регламенты, представляющие собой законы, являются обязательными к применению в государствах-членах;

·директивы, адресуемые государствам-членам, в которых определяются задачи, обязательные для исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов для их выполнения;

·решения обязательного характера, предписывающие совершение (несовершение) определённых действий государству-члену группировки, юридическому или физическому лицу в области конкурентной политики. Согласно исходному тезису политика в области конкуренции крайне существенное и деликатное звено интеграционной системе, поэтому именно здесь решения должны быть обязательными;

·рекомендации и заключения, которые не имеют обязательной силы.

В принципе, строительство ЕР должно завершиться созданием единого экономического, правового и информационного пространства, и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени - экономическому союзу (ЭС). Пока теоретических разработок, по сути, механизмам и инструментам ЭС немного, практически отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. и сразу же была поставлена задача создания экономического и валютного союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г.

Функционирование ЕС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета [10].

Характерные черты различных форм интеграции представлены в Таблице 2.

Таблица 2 Этапы интеграционного процесса

Формы интеграцииХарактерные чертыЗона свободной торговлиОтмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле; Свобода межстранового движения товаров и услуг; Небольшой межгосударственный секретариат;Таможенный союзЕдиное тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран; Межгосударственный совет на уровне министров и секретариат;Общий рынокСвобода движения факторов производства; Встречи глав государств, совет министров, секретариат;Экономический союзГармонизация экономической политики; Межгосударственный орган с функцией наднационального регулирования;

Глава 3. Главные интеграционные центры мира

.1 ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка

Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе <#"justify">Список использованной литературы

1.Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник-2-е изд., испр.-М.: ИНФРА-М. -2004.-443 с.

.Суханова И.Ф. Закономерности развития интеграционных отношений.- М.: ЮНИТИ.-2005.-294 с.

.Каталог статей и учебных пособий [Электронный ресурс]// Портал «jourclub.ru». Режим доступа: http://www.jourclub.ru/17/1272/.

.Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник-2-е изд., испр.-М.: ИНФРА-М.- 2004.-443 с.

.Экономика: Учебник под редакцией доктора экон. наук., А.С. Булатова-М.: Экономистъ.-2004-873 с.

.Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]// Портал «Grandars.ru». Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/mezhdunarodnaya-integraciya/.

.Предпосылки международной экономической интеграции, энциклопедия [Электронный ресурс] // Портал «bruma.ru». Режим доступа: http://polbu.ru/bulatov_economy/ch162_i.html.

.Рыбалкин В.Е. международные экономические отношения: 3-е изд.-М.: ЮНИТИ.-2000.-563 с.

.Макроэкономика [Электронный ресурс]// Портал «macro-economic.ru». Режим доступа: http://macro-economic.ru/content/category/3/18/.

.Экономические материалы [Электронный ресурс]// Портал «www.iteconomic». Режим доступа: http://www.iteconomic.com/etapy-mezhdunarodnoj-ekonomicheskoj-integracii.aspx.

.Международные отношения [Электронный ресурс]// Портал «imemo.ru». Режим доступа: http://www.imemo.ru/ru/mns/.

.Экономическая библиотека [Электронный ресурс]// Портал «bibliotekar.ru». Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/economika-8-2/305.htm.

.Экономическая библиотека [Электронный ресурс]// Портал «bibliotekar.ru». Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/economika-8-2/307.htm.

Похожие работы на - Понятие и формы международной экономической интеграции. Главные интеграционные центры мира

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!